Елена Васильевна просит Вашего Святительского благословения и святых молитв и чтобы Вы берегли свое здоровье и не волновались. Сохрани Вас Господи! Помолитесь за нед[остойных] иерея Сергия и Елену, искр[енно] Вам преданных. Д. 25. С. 170. Подлинник. Автограф. 3. Не позднее 2 ноября 1957 г. (вместе с Е. В. Орловой) Ваше Преосвященство, Глубокоуважаемый Владыка. Благословите! Приступаю к составлению настольного Календаря на 1959 год. Прошу Вашего Святительского благословения на это дело. 1959 год своим началом будет завершать 33-ю седмицу. С 6 января до 9 февраля (5 недель) – необходимо делать отступку. С 6 янв[аря] (вернее, 7 янв[аря]) по 12 января седмичные чтения будут чтения 29 седмицы. Воскресное чтение 12 янв[аря] будет чтение Недели по Просвещению – ряд (при отступке) опускается. С 13 янв[аря] по 19 янв[аря] читаются зачала 30 седмицы и воскресное 19 янв[аря] Евангелие 30 й недели или другое, какое Вы изволите указать. С 20 янв[аря] по 26 янв[аря] читаются зачала 31 седмицы. В Воскресенье 26 янв[аря] следует читать Евангелие о жене Хананеянке (Мф. зач[ало] 62). С 27 янв[аря] по 2 февраля следует читать зачала 32 седмицы, а в Воскресенье 2 февр[аля] – Евангелие от Луки о Закхее, зач[ало] 89. И, наконец, с 3 февр[аля] по 9 февр[аля] – зачала 33 седмицы. В течение великого поста особых затруднений в установлении распорядка чтений не встречается. Совпадают – Нед[еля] Православия и Память 40 мучеников Севастийских, и чтений будут даны два. До 15-го сентября все должно пойти гладко c Божьей помощью. С понедельника по Воздвижении, когда будет седмица 14-я 177 , следует сделать преступку на 18 седмицу, т. е. опустить четыре седмицычтения, которые можно будет перенести на отступку 1960 года. Чтения будут указываться рядовые и святым, которым положено совершать бдения. Кроме этого, будут даны чтения и святым, с полиелеем, которым будут отмечаться юбилейные даты, а также и так наз[ываемые] характерные чтения, для отдельных святых. Указание Вашего Преосвященства о порядке расположения праздников и святых на каждый день я получил и приму к сведению и исполнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

На входе – «...во Иордане крестивыйся...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак праздника. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя. О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений В 2024 году по причине Крещенской отступки: В седмицу 34-ю по Пятидесятнице (с 9 по 14 января) читаются рядовые чтения 30-й седмицы. В Неделю 34-ю по Пятидесятнице (15 января) читаются воскресные чтения 30-й Недели. В седмицу 35-ю по Пятидесятнице (с 16 по 21 января) читаются рядовые чтения 31-й седмицы. В Неделю 35-ю по Пятидесятнице (22 января) читаются воскресные чтения 31-й Недели. В седмицу 36-ю по Пятидесятнице (с 23 по 28 января) читаются рядовые чтения 17-й седмицы. В Неделю 36-ю по Пятидесятнице (29 января) читаются воскресные чтения 17-й Недели (о хананеянке). В седмицу 37-ю по Пятидесятнице (с 30 января по 4 февраля) читаются рядовые чтения 32-й седмицы. В Неделю 37-ю по Пятидесятнице (5 февраля) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее). В седмицу 38-ю по Пятидесятнице (с 6 по 11 февраля) читаются рядовые чтения 33-й седмицы. Апостол и Евангелие – дня и святителя. Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во Иордане...». Б. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 8-й – 3, и мученика, глас 1-й – 3. «Слава» – мученика, глас тот же: «Ангельская воинства...», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Небесе...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Одеваяйся светом...». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-22/

В високосные годы данные для 24 марта бывают такие, как для 25 марта; для 31 марта, как для 1 апреля; для 7 апреля, как для 8 апреля; для 14 апреля, как для 15 апреля; и для 21 апреля, как для 22 апреля. Для седмиц, входящих во временной интервал, чтений в указателе нет. В этом случае возвращаются, отступают к зачалам, ранее читанным. Такой прием в Церковном уставе называется отступкой. Когда возникает необходимость в отступке, то при составлении нового ряда чтений следует различать седмичные и воскресные дни. Правило для отступки в седмичные дни дано в Типиконе, под 7 января (6-е «зри»): «Подобает ведати, яко Евангелиа и Апостолы от Недели мясопустныя, вспять исчитая, до Недели приидущия, яже есть первая по Просвещении Недели. Уведав известно, в кое число месяца пред мясопустною Неделею будет Неделя о мытари и фарисеи, и вспять изчет на мимошедшия Недели возвратився, начни ряд досязающь Недели о мытари и фарисеи. Аще же когда преизбудет недель сих, оставив блюди ряд о мытари и фарисеи». Исходя из этого указания Устава отсчет седмиц производят соответственно величине разрыва, идя вспять, от 33-й седмицы. Если разрыв, например, три седмицы, то для отступки берут чтения седмиц 33-й, 32-й и 31-й. Эти три седмицы открывают новый ряд чтений, который начинается с понедельника после Недели по Просвещении и продолжается до Недели о мытаре и фарисее, связуя друг с другом расстоящие пасхальные годы. В воскресные дни отступки нет. Хотя в эти дни тоже читаются Евангелия и Апостолы мимошедших Недель (воскресений), чтения эти, однако, не являются повторением, как в поседмичной отступке, а читаются как пропущенные в свое время. В церковном году есть воскресенья, когда, помимо чтений по указателю, или, как их часто называют, рядовых чтений, положены еще и особые: чтения Недели святых праотец, святых отец пред Рождеством Христовым, по Рождестве Христове, пред Просвещением, по Просвещении. Устав предписывает рядовые чтения этих Недель или опускать совсем, как в Недели святых праотец и святых отец, или разрешает читать под зачало, то есть два подряд, в случае, «аще не будет отступки» (см. Типикон под 26 декабря, 9-е «зри»). В праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, случившиеся в воскресенье, рядовое воскресное зачало не читается. Все эти непрочитанные рядовые воскресные зачала прочитываются во время отступки. Если и этих зачал не хватит (при разрыве в четыре воскресенья), тогда, по Уставу, читается зачало Недели 17-й по Пятидесятнице, о хананеянке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На входе – «...во Иордане крестивыйся...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак праздника, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак храма, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен – праздника, глас 4-й: «Благословен грядый во Имя Господне...», стих: «Исповедайтеся Господеви...»; и святителей, глас 7-й: «Честна пред Господем...». Аллилуиарий – праздника, глас 4-й: «Принесите Господеви...», и святителей, глас 2-й: «Священницы Твои облекутся...». О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений В 2023 году по причине Крещенской отступки: В седмицу 33-ю по Пятидесятнице (с 10 по 15 января) читаются рядовые чтения 32-й седмицы. В Неделю 33-ю по Пятидесятнице (16 января) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее). В седмицу 34-ю по Пятидесятнице (с 17 по 22 января) читаются рядовые чтения 33-й седмицы. Апостол и Евангелие – дня, свт. Феофана (Евр., 318 зач.; Ин., 36 зач.) и свт. Григория (1 Кор., 151 зач.; Мф., 34 зач., от полу). Задостойник праздника. Причастен – праздника: «Явися благодать Божия...», и святителей: «В память вечную...». Отпуст: «Иже во Иордане...». 1 См.: Минея-Январь. Ч. 1. М., 2002. С. 615–625. 2 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 3 В этом случае служба прп. Дометиана переносится на повечерие и поется вместе со службой прп. Маркиана. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 4 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш...», а не «Слава Святей...» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-23/

b) Если 2 недели, то в 1-ю по нед. по Богоявл. чит. Ап. и Ев. 31-й нед., а во 2-ю – 32-й нед., c) Если 3 недели, то в 1-ю по нед. по Богоявл., чит. Ап. и Ев. 30-й нед., во 2-ю – 32-й, в 3-ю – 32-й; d) Если 4 нед., то в 1-ю по нед. по Богоявл – чит. Ап. и Ев. 29-й нед., во 2-ю – 30-й, в 3-ю – 31-й, в 4-ю, последнюю неделю (воскр. день) пред нед. мытаря (как и всегда) Ап. и Ев. 32-й недели. – Если же будет недоставать Апостолов и Евангелий для одних седмичных дней промежуточных, или излишних недель, тогда, отсчитав назад столько седмиц, сколько будет промежуточных, или излишних, начнём снова ряд, которого последняя – 33-я седмица непремен­но приходилась бы в седмицу, предшествующую недели мыт. и Фарис. Так. обр. и читается всегда: а) в седмицу последнюю пред нед. мыт. Ап. и Ев.33-й седм.; b) в седмицу предпоследнюю, или 2-ю перед нед мыт. (если есть) Ап. и Ев. 32-й седм.; с) в 3-ю пред нед. мыт. (если 3 промеж. седм.) – 31-й седм.; d) в 4-ю пред нед. мыт. (если 4 пром. седм.) – 30-й седм.; е) в 5-ю пред нед. мыт. (если 5-ть пром. седм.) – 29-й седмицы; f) в 6-ю пред нед. мыт. (если есть и 6-я пром. седм.) – 28-й седм.; g) в 7-ю (если бы оказалось 7-м промеж. седмиц) – Ап. и Ев.27-й седмицы. 4) В большие праздники Господни (именносент., 25 дек., 6 янв. и 6 авг.), если придутся в воскресенье, вся воскр. служба, а с ней Ап. воскр. и Ев. оставляются; в другие же из двунадесятых« праздников (а именно: 8 сент., 21 ноябр., 2 февр. и 15 августа) только утренние воскресные Евангелия оставляются; а на литургии Ап. и Ев. чит. прежде празд­нику, а потом рядовые. Б) Чтения на дни праздничные непереходящие, т.е. бывающие определённых чисел каждого месяца: Господни, Богородичные и Святых Евангелие. 2.) – Богородичные: Апостол. Евангелие. 3.) – Честного Креста: Апостол. Евангелие. 4.) – Бесплотных Сил: Апостол. Евангелие. 5.) – Иоанна Предтечи: Апостол. Евангелие. 6.) – Пророков: Апостол. Евангелие. 7 .) – Апостола единого: Апостол. Евангелие. 8 .) – Апостолов: Апостол. Евангелие. 9.) – Святителя:

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Разделы портала «Азбука веры» Термины «отступка» и «преступка» используются в церковном богослужебном лексиконе применительно к рядовым чтениям из Евангелия и Апостола. При этом «отступка» – повторение уже прочитанных чтений в тех случаях, когда рядовых чтений не хватает; мы как бы отступаем назад и проходим снова тот же путь. «Преступка» — напротив, пропуск определенных рядовых чтений; мы как бы переступаем через них в своем направленном шествии. При этом нужно отличать преступку в самих евангельских чтениях и преступку в системе рядовых чтений Евангелия; если мы говорим о преступке в евангельском зачале, то имеем в виду пропуск фрагмента (например, на Богородичные праздники читается Лк.1:39–49, 56 , очевидно, что отрывок Лк.1:50–55 пропускается, происходит преступка); если мы говорим о сентябрьской преступке евангельских зачал, то подразумеваем пропуск от одной до трех седмиц рядовых чтений. Годовой круг литургийных Апостолов и Евангелий дает чтения для 33 седмиц и 32 недель между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее. Однако этот круг очень редко выдерживается в точности, так как дважды в год действует правило преступки (когда пропускаются некоторые рядовые чтения) или отступки (когда рядовых чтений не хватает и зачала последних седмиц читаются повторно). Церковный Устав различает два вида преступки/отступки: сентябрьскую и зимнюю. Сентябрьская/Воздвиженская преступка или отступка определена правилом: после Недели по Воздвижении начинается ряд чтений из Евангелия от Луки: сразу читаются рядовые Евангелия 18й седмицы (в понедельник – Лк. зач. 10 и т. д.). и затем следующих седмиц по порядку. При этом данное правило соблюдается вне зависимости от того, какой порядковый номер в текущем году имеет Неделя по Воздвижении и какой седмицы и Недели читались Евангелия до этого. Если Пасха ранняя (до 30 марта по старому стилю), то бывает отступка: повторяются чтения одной или двух уже прочитанных седмиц; если Пасха поздняя (от 7 по 25 апреля), то происходит преступка: чтения от одной до трех седмиц пропускаются, их пропуск никак не компенсируется. Если же Пасха случается в диапазоне между 31 марта и 6 апреля, то нет ни преступки, ни отступки.

http://azbyka.ru/otstupka-i-prestupka

Рядовых зачал недостает два раза в году: 1) пред началом чтения рядовых зачал Евангелия от Луки, 2) и по прочтении всех зачал Евангелия от Луки. 1) Может недоставать рядовых зачал Апостола и Евангелия для пяти седмичных дней, следующих за 17-й Неделей (воскресением). Потому что, хотя для дней 17-й седмицы и положены (в служебном Евангелии) зачала из Евангелия от Луки, но эти зачала Евангелия от Луки положено начинать всегда от понедельника по Воздвижении и никогда ранее: «от Луки же св. Евангелие чтется от начала в понедельник по Воздвижении креста» (Сказание в служебн. Евангелии). Если же Пасха будет рано, например 22-го марта, то в тот год до субботы и Недели пред Воздвижением пройдут 16-ть седмиц и 17-ть Недель, т. е. все те седмицы и Недели (воскресения), для которых положены рядовые Апостолы и Евангелия (Евангелистов Матфея и Марка). Семнадцатая Неделя (воскресение) будет Неделей пред Воздвижением. За 17-й Неделей (воскресением) остается пять дней до Воздвижения, для которых не положено рядовых Апостола и Евангелия. О них и сказано: «Аще бо вне Пасха будет, никакоже, сиречь, хощет читатися и сия седмаянадесять седмица: возвращайся вспять (т. е. к Евангелию от Матфея) и, отнюду же хощеши, чти пять дней» (Сказан. в служебн. Евангелии). 2) Может недоставать рядовых зачал для тех седмиц м Недель (воскресений), которые будут следовать за 32-й Неделей до Недели мытаря и фарисея, потому что 32-й Неделей оканчиваются все зачала Евангелия от Луки. В иные годы от Недели по Пятидесятнице до Недели мытаря и фарисея проходит 34, 35 и более Недель и седмиц. В Типиконе касательно сих случаев читаем следующее правило: «Подобает ведати, яко Евангелия и Апостолы от Недели мясопустныя, вспять испитая, до Недели приидущия яже есть первая по Просвещении Недели. Уведав известно, в какое число месяца пред мясопустною Неделею будет Неделя о мытари и фарисеи, и вспять изчет на мимошедшия Недели возвратився, начти ряд досязающь Недели о мытари и фарисеи» (Тип., послед. 7-го января, 6-е зри), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Второй большой период (зимний) начинается от отдания Воздвижения (с 22 сентября/5 октября) до субботы перед Неделей о блудном сыне, за исключением времени от предпразднства Рождества Христова (20 декабря/2 января) до отдания Богоявления (14/27 января). Второй период характеризуется чтением на седмичной утрени трех кафизм, на вечерне – 18 кафизмы, а на воскресной утрени пением вместо Непорочнов (т. е. 17 кафизмы) – полиелея «Хвалите Имя Господне» (Типикон, гл. 17). Во время празднования Рождества Христова и Богоявления с 20 декабря/2 января по 14/27 января чтение кафизм и пение в воскресенье Непорочнов (17 кафизмы) совершается по тому же Уставу, как в первый (летний) период. Но если праздник Рождества Христова случится в воскресенье, то бывает полиелей. (О чтении кафизм в период подготовительных Недель к Святой Четыредесятнице, в период всей Четыредесятницы и Страстной седмицы будет сказано при рассмотрении служб Святой Четыредесятницы). Порядок рядового чтения кафизм в летний и зимний периоды (Цифрами обозначены рядовые кафизмы)   I (летний) период II (зимний) период От Фоминой Недели до отдания Воздвижения, а также от предпразднства Рождества Христова до отдания Богоявления (с 20 декабря по 1 4 января) От отдания Воздвижения до Субботы перед Неделей о блудном сыне (за исключением периода от 20 декабря по 14 января) Утреня Вечерня Утреня Вечерня Воскресение 2, 3 и 17-я (Непорочны) 2, 3 и полиелей Понедельник Вторник 10, 11, 12 Четверг 13, 14, 15 Пятница Суббота Полиелей «Хвалите Имя Господне» поется в седмичные и в воскресные дни, как в летний, так и в зимний период Устава, если в эти дни случаются праздники Господские, Богородичные и святых с бдением и полиелеем. ОБ «ОТСТУПКЕ» Годичный круг воскресных Литургийных Апостолов и Евангелий (см. «Толковый Типикон» проф. М. Скабаллановича 327 ) не выдерживается точно каждый год и очень часто нарушается. Этот круг дает чтения для 32 Недель между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее. Но в разные годы число этих Недель бывает различным – это колебание зависит от дня празднования Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Сказание I не сообщает, какую именно седмицу следует повторить, указывая только: «возвращайс вспть, и нюдже хощеши, чт пть дней». На практике календари и Богослужебные указания, издаваемые Московской Патриархией, обычно указывают повторять чтения 11-й седмицы (т. е. последней седмицы от Матфея) 32 , а реже – 17-й седмицы 33 . Однако повторение чтений 17-й седмицы нежелательно ввиду того, что эти же чтения указаны и для 32-й седмицы (опять см. Таблицу I) и при повторении будут звучать в течение года 3 или даже 4 раза. Исходя из предписаний Сказания I, практика повторения чтений 11-й (и, при необходимости, 10-й) седмицы допустима. Но если учесть, что чтения 17-й седмицы не являются первичными для комплекторных частей византийского Лекционария, а лишь повторяют чтения 32-й седмицы, то возможна также и практика чтения перед чтениями 17-й седмицы чтений 31-й (и, при необходимости, 30-й) седмицы. Такой подход соблюдает хронологическую целостность евангельского повествования и позволяет опустить некоторые рядовые чтения в январе (о чем см. ниже). Если же Пасха выпадает поздняя и количество седмиц между Пятидесятницей и Неделей по Воздвижении будет меньше 17, то начиная с понедельника после Недели по Воздвижении читаются рядовые чтения от Луки (18-й седмицы), а рядовые чтения от Марка здесь опускаются (на практике самый ранний срок начала чтения Евангелия от Луки – понедельник 15-й седмицы по Пятидесятнице, т. е. происходит преступка на 3 седмицы). Об этом также сообщает Сказание I. Аналогичная ситуация происходит и в конце цикла лукиных зачал: если мы достигаем конца 33-й седмицы чтений и следующий воскресный день еще не является Неделей о мытаре и фарисее, то происходит отступка и повторяется необходимое количество зачал вплоть до Недели о мытаре и фарисее. На практике может оказаться необходимым повторить до 4-х седмиц чтений, т. е. за чтениями 33-й седмицы могут последовать опять чтения 29-й седмицы. Об этом сообщается в 48-й главе типикона, в шестом «зри» на 7 января 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1) Если Богоявление случится в любой день со вторника по субботу, то зачала 33-й седмицы прочитываются в седмицу перед Неделей по Богоявлении. В этом случае новый ряд чтений начинается с понедельника после Недели по Богоявлении и продолжается до Недели о мытаре и фарисее. Например, если интервал между Неделей по Богоявлении и Неделей о мытаре и фарисее составляет четыре седмицы, то для отступки берут чтения седмиц 30-й, 31-й, 32-й и 33-й, так что в седмицу после Недели по Богоявлении читаются зачала седмицы 30-й и так далее. 2) Если Богоявление случится в понедельник, то чтения 33-й седмицы будут прочитаны в седмицу, предшествующую Неделе пред Богоявлением (в этом случае промежуток между Неделей по Воздвижении и Неделей по Богоявлении составляет 17 недель). В таком случае новый ряд чтений начинается сразу после Богоявления (со вторника, так как на Богоявление рядовые зачала отменяются) и продолжается до Недели о мытаре и фарисее. Например, если интервал между Неделей пред Богоявлением и Неделей о мытаре и фарисее составляет три седмицы, то для отступки берут чтения седмиц 31-й, 32-й и 33-й, так что в седмицу после Недели пред Богоявлением читаются зачала седмицы 31-й и так далее (так полагается, в частности, в 2009 г.). 3) Если Богоявление случится в воскресенье, то чтения 33-й седмицы будут прочитаны в седмицу, предшествующую Богоявлению (в этом случае промежуток между Неделей по Воздвижении и Богоявлением как раз составляет 16 седмиц). В таком случае новый ряд чтений начинается сразу после Богоявления (с понедельника) и продолжается до Недели о мытаре и фарисее. Например, в 2031 году Богоявление случится в воскресенье и интервал между Богоявлением и Неделей о мытаре и фарисее составит две седмицы. Следовательно, для отступки берут чтения седмиц 32-й и 33-й, так что в седмицу после Богоявления читаются зачала седмицы 32-й, а в седмицу перед Неделей о мытаре и фарисее – зачала седмицы 33-й. В воскресные дни отступки нет. Хотя в эти дни тоже читаются Евангелия и Апостолы мимошедших недель (воскресений), чтения эти, однако, не являются повторением, как в седмичной отступке, а читаются как пропущенные в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010