Несколько слов об актуальности данной темы в учебном курсе Литургики. Достаточно часто студенты спрашивают: зачем вообще уделять время столь сложному вопросу и нужны ли эти знания «рядовому» священнику, ведь он пользуется уже готовым «Православным церковным календарем», в котором уже учтены все преступки/отступки и последовательность рядовых чтений уже дана в готовом виде? Возникает соблазн «оставить» эту тему для узкого круга избранных людей, составляющих календари и «Богослужебные указания», и заниматься только теми вопросами, которые актуальны для всех священнослужителей и церковнослужителей. На такие скептические суждения ответы таковы: во-первых, любой священнослужитель должен не просто слепо доверять «спущенным сверху» инструкциям, но и хорошо понимать сущность всех значимых богослужебных особенностей. В конце концов, календари и «Богослужебные указания» – всего лишь вспомогательные пособия, которые в принципе не исключают активного и осознанного участия служителей Церкви в богослужении. Во-вторых, любой священник (даже служитель небольшого прихода) должен быть готов к тому, что ему могут задать вопрос относительно указаний календаря, касающихся рядовых чтений (Например: почему в календаре сказано, что идет 16-я седмица по Пятидесятнице, но евангельские чтения читаются 18-й седмицы?). Наконец, нельзя исключать возможность того, что на конкретном приходе просто не будет указанных пособий и священнику придется самому формировать последовательность рядовых чтений литургии (хотя в наше время, особенно при наличии доступа в Интернет, такой вариант кажется почти фантастическим). Годовой круг литургийных Апостолов и Евангелий дает чтения для 33 седмиц и 32 недель между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее 93 . Однако этот круг очень редко выдерживается в точности, так как дважды в год действует правило преступки (когда пропускаются некоторые рядовые чтения) или отступки (когда рядовых чтений не хватает и зачала последних седмиц читаются повторно). Церковный Устав различает два вида преступки/отступки: сентябрьскую и зимнюю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Субботние рядовые чтения в этом году могут идти в непрерывном порядке от 1-й в росписании субботы до субботы, предшествующей недели Праотцев, включительно, при чем, само собою разумеется, некоторые субботние зачала, на указанном выше основании, могут быть «вычитываемы напреди», напр., по случаю великого праздника. В данном году суббота, предшествующая неделе Праотцев, падает на 11-е декабря и есть суббота 29-й, по счету от Духова дня, седмицы. Таким образом, до этого срока, включительно, будет прочитано 29 субботних зачал. В субботу 30-й седмицы, которая в данном году падает на 18-е декабря и есть суббота пред Рождеством Христовым, рядового чтения можно не делать; в субботу 31 седмицы, которая в данном году падает на 25 декабря – праздник Рождества Христова, рядового чтения не может быть; точно так же в субботу 32-й седмицы, 1 января, по случаю праздника Обретения Господня, рядового чтения нет; в субботу 33-й седмицы, которая в данном году падает на 8-е января и есть суббота по Просвещении, рядового чтения можно не делать; в субботу 34-й седмицы 15 января можно прочитать начало 30-й седмицы, так как по порядку следует оно; в субботу 35-й седмицы 22 января – зачало 31-й седмицы; в субботу 36 седмицы 29 января – зачало 32-й седмицы; в субботу 37-й седмицы 5 февраля – зачало последней 33-й седмицы, после чего 6 февраля наступает уже неделя Мытаря и Фарисея. II . Особые зачала Типикон назначает хотя не ежедневно, но очень часто, что видно уже из сказанного нами выше. Бывают даже дни, в которые, при рядовом зачале, назначаются два особых. Так напр., 1-го сентября, если это число случится в воскресенье, кроме рядового, полагаются: 1) Индикта, 2) святого (Тип., л. 43); 8 сентября, если это число случится в неделю, кроме рядового, указываются: 1) недели пред Воздвижением и 2) Богородицы (л. 50), и т.д. Между особыми зачалами есть такие, которые, быв раз прочитаны в известные числа, по предписанию Типикона, снова повторяются в другие числа. Таковы зачала богородичных праздников: во дни отдания сих праздников, будут ли это недельные (Тип., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Рядовые чтения из Апостола и Евангелия, как мы знаем из предыдущего, разсчитаны на 50 седмиц. Само собою понятно, что если бы каждую неделю (воскресенье) неотложно делать рядовые чтения, то в течение пятидесятинедельного года с одной стороны все они были бы исполнены, а с другой не оказалось бы и недостатка в них. Последнего в данном году действительно не оказывается, но излишек всегда бывает; бывает он именно в 32 недельных (воскресных) чтениях, находящихся в промежутке времени от недели и седмицы 50-цы до недели Мытаря и Фарисея (исключительно). Происходит же это от того, что, как мы видели, в одну из недель, и именно, в неделю пред Рождеством Христовым, рядовое чтение не полагается. Вследствие этой причины в означенный сейчас промежуток времени можно прочитать не более 31 воскресного евангелия, и след. в 50 недельном году всегда бывает излишек по меньшей мере в одном рядовом чтении; но так как за неделею пред Рождеством Христовым следуют три великих праздника: Рождества Христова, Обрезания и Крещения Господня, которые также не допускают рядовых чтений и из которых в некоторые годы один, а в некоторые два, падают на воскресные дни, то излишек увеличивается до двух рядовых чтений, а иногда даже до трех. Чтобы это было виднее, возьмем для примера несколько пасхальных годов; сначала, положим, такой год, у которого первая Пасха бывает 25 апреля, а вторая 10 апреля и который в Индиктионе обозначается буквами –Т. Из приложенной при сем 1-й таблицы видно, что в данном году оказалось излишним одно рядовое евангельское чтение, примерно 26 или же 27 недели. Другой пример: первая Пасха – 22 апреля, вторая 7 апреля, под буквами –И. Из 2-й таблицы видно, что в данном году излишними оказываются два рядовых евангельских чтения: 27 и 30 недель. Третий пример. Первая Пасха – 24 апреля, вторая 9 апреля, под буквами –С. Из 3-й таблицы видно, что в данном году излишними оказались три рядовые евангельские чтения: 26, 27 и 29 недель. Но когда пасхальный год состоит из 51 седмицы, то излишка в рядовых недельных чтениях из Евангелия большею частию не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

На входе – «…во Иордане крестивыйся…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак праздника, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак храма, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен – праздника, глас 4-й: «Благословен грядый во Имя Господне…», стих: «Исповедайтеся Господеви…»; и святителей, глас 7-й: «Честна пред Господем…». Аллилуиарий – праздника, глас 4-й: «Принесите Господеви…», и святителей, глас 2-й: «Священницы Твои облекутся…». О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений В 2023 году по причине Крещенской отступки: В седмицу 33-ю по Пятидесятнице (с 10 по 15 января) читаются рядовые чтения 32-й седмицы. В Неделю 33-ю по Пятидесятнице (16 января) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее). В седмицу 34-ю по Пятидесятнице (с 17 по 22 января) читаются рядовые чтения 33-й седмицы. Апостол и Евангелие – дня, свт. Феофана (Евр., 318 зач.; Ин., 36 зач.) и свт. Григория (1 Кор., 151 зач.; Мф. от полу). Задостойник праздника. Причастен – праздника: «Явися благодать Божия…», и святителей: «В память вечную…». Отпуст: «Иже во Иордане…». 1 См.: Минея-Январь. Ч. 1. М., 2002. С. 615–625. 2 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 3 В этом случае служба прп. Дометиана переносится на повечерие и поется вместе со службой прп. Маркиана. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 4 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Елена Васильевна просит Вашего Святительского благословения и святых молитв и чтобы Вы берегли свое здоровье и не волновались. Сохрани Вас Господи! Помолитесь за нед[остойных] иерея Сергия и Елену, искр[енно] Вам преданных. Д. 25. С. 170. Подлинник. Автограф. 3. Не позднее 2 ноября 1957 г. (вместе с Е. В. Орловой) Ваше Преосвященство, Глубокоуважаемый Владыка. Благословите! Приступаю к составлению настольного Календаря на 1959 год. Прошу Вашего Святительского благословения на это дело. 1959 год своим началом будет завершать 33-ю седмицу. С 6 января до 9 февраля (5 недель) – необходимо делать отступку. С 6 янв[аря] (вернее, 7 янв[аря]) по 12 января седмичные чтения будут чтения 29 седмицы. Воскресное чтение 12 янв[аря] будет чтение Недели по Просвещению – ряд (при отступке) опускается. С 13 янв[аря] по 19 янв[аря] читаются зачала 30 седмицы и воскресное 19 янв[аря] Евангелие 30 й недели или другое, какое Вы изволите указать. С 20 янв[аря] по 26 янв[аря] читаются зачала 31 седмицы. В Воскресенье 26 янв[аря] следует читать Евангелие о жене Хананеянке (Мф. зач[ало] 62). С 27 янв[аря] по 2 февраля следует читать зачала 32 седмицы, а в Воскресенье 2 февр[аля] – Евангелие от Луки о Закхее, зач[ало] 89. И, наконец, с 3 февр[аля] по 9 февр[аля] – зачала 33 седмицы. В течение великого поста особых затруднений в установлении распорядка чтений не встречается. Совпадают – Нед[еля] Православия и Память 40 мучеников Севастийских, и чтений будут даны два. До 15-го сентября все должно пойти гладко c Божьей помощью. С понедельника по Воздвижении, когда будет седмица 14-я 177 , следует сделать преступку на 18 седмицу, т. е. опустить четыре седмицычтения, которые можно будет перенести на отступку 1960 года. Чтения будут указываться рядовые и святым, которым положено совершать бдения. Кроме этого, будут даны чтения и святым, с полиелеем, которым будут отмечаться юбилейные даты, а также и так наз[ываемые] характерные чтения, для отдельных святых. Указание Вашего Преосвященства о порядке расположения праздников и святых на каждый день я получил и приму к сведению и исполнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

На входе – «...во Иордане крестивыйся...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак праздника, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак храма, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен – праздника, глас 4-й: «Благословен грядый во Имя Господне...», стих: «Исповедайтеся Господеви...»; и святителей, глас 7-й: «Честна пред Господем...». Аллилуиарий – праздника, глас 4-й: «Принесите Господеви...», и святителей, глас 2-й: «Священницы Твои облекутся...». О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений В 2023 году по причине Крещенской отступки: В седмицу 33-ю по Пятидесятнице (с 10 по 15 января) читаются рядовые чтения 32-й седмицы. В Неделю 33-ю по Пятидесятнице (16 января) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее). В седмицу 34-ю по Пятидесятнице (с 17 по 22 января) читаются рядовые чтения 33-й седмицы. Апостол и Евангелие – дня, свт. Феофана (Евр., 318 зач.; Ин., 36 зач.) и свт. Григория (1 Кор., 151 зач.; Мф., 34 зач., от полу). Задостойник праздника. Причастен – праздника: «Явися благодать Божия...», и святителей: «В память вечную...». Отпуст: «Иже во Иордане...». 1 См.: Минея-Январь. Ч. 1. М., 2002. С. 615–625. 2 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 3 В этом случае служба прп. Дометиана переносится на повечерие и поется вместе со службой прп. Маркиана. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 4 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш...», а не «Слава Святей...» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-23/

В високосные годы данные для 24 марта бывают такие, как для 25 марта; для 31 марта, как для 1 апреля; для 7 апреля, как для 8 апреля; для 14 апреля, как для 15 апреля; и для 21 апреля, как для 22 апреля. Для седмиц, входящих во временной интервал, чтений в указателе нет. В этом случае возвращаются, отступают к зачалам, ранее читанным. Такой прием в Церковном уставе называется отступкой. Когда возникает необходимость в отступке, то при составлении нового ряда чтений следует различать седмичные и воскресные дни. Правило для отступки в седмичные дни дано в Типиконе, под 7 января (6-е «зри»): «Подобает ведати, яко Евангелиа и Апостолы от Недели мясопустныя, вспять исчитая, до Недели приидущия, яже есть первая по Просвещении Недели. Уведав известно, в кое число месяца пред мясопустною Неделею будет Неделя о мытари и фарисеи, и вспять изчет на мимошедшия Недели возвратився, начни ряд досязающь Недели о мытари и фарисеи. Аще же когда преизбудет недель сих, оставив блюди ряд о мытари и фарисеи». Исходя из этого указания Устава отсчет седмиц производят соответственно величине разрыва, идя вспять, от 33-й седмицы. Если разрыв, например, три седмицы, то для отступки берут чтения седмиц 33-й, 32-й и 31-й. Эти три седмицы открывают новый ряд чтений, который начинается с понедельника после Недели по Просвещении и продолжается до Недели о мытаре и фарисее, связуя друг с другом расстоящие пасхальные годы. В воскресные дни отступки нет. Хотя в эти дни тоже читаются Евангелия и Апостолы мимошедших Недель (воскресений), чтения эти, однако, не являются повторением, как в поседмичной отступке, а читаются как пропущенные в свое время. В церковном году есть воскресенья, когда, помимо чтений по указателю, или, как их часто называют, рядовых чтений, положены еще и особые: чтения Недели святых праотец, святых отец пред Рождеством Христовым, по Рождестве Христове, пред Просвещением, по Просвещении. Устав предписывает рядовые чтения этих Недель или опускать совсем, как в Недели святых праотец и святых отец, или разрешает читать под зачало, то есть два подряд, в случае, «аще не будет отступки» (см. Типикон под 26 декабря, 9-е «зри»). В праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, случившиеся в воскресенье, рядовое воскресное зачало не читается. Все эти непрочитанные рядовые воскресные зачала прочитываются во время отступки. Если и этих зачал не хватит (при разрыве в четыре воскресенья), тогда, по Уставу, читается зачало Недели 17-й по Пятидесятнице, о хананеянке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Для седмиц, входящих во временной интервал, чтений в указателе нет. В этом случае возвращаются, отступают к зачалам, ранее читанным. Такой прием в Церковном уставе называется отступкой.    Когда возникает необходимость в отступке, то при составлении нового ряда чтений следует различать седмичные и воскресные дни. Правило для отступки в седмичные дни дано в Типиконе, под 7 января (6-е «зри»): «Подобает ведати, яко Евангелиа и Апостолы от Недели мясопустныя, вспять исчитая, до Недели приидущия, яже есть первая по Просвещении Недели. Уведав известно, в кое число месяца пред мясопустною Неделею будет Неделя о мытари и фарисеи, и вспять изчет на мимошедшия Недели возвратився, начни ряд досязающь Недели о мытари и фарисеи. Аще же когда преизбудет недель сих, оставив блюди ряд о мытари и фарисеи». Исходя из этого указания Устава отсчет седмиц производят соответственно величине разрыва, идя вспять, от 33-й седмицы. Если разрыв, например, три седмицы, то для отступки берут чтения седмиц 33-й, 32-й и 31-й.    Эти три седмицы открывают новый ряд чтений, который начинается с понедельника после Недели по Просвещении и продолжается до Недели о мытаре и фарисее, связуя друг с другом расстоящие пасхальные годы.    В воскресные дни отступки нет. Хотя в эти дни тоже читаются Евангелия и Апостолы мимошедших Недель (воскресений), чтения эти, однако, не являются повторением, как в поседмичной отступке, а читаются как пропущенные в свое время. В церковном году есть воскресенья, когда, помимо чтений по указателю, или, как их часто называют, рядовых чтений, положены еще и особые: чтения Недели святых праотец, святых отец пред Рождеством Христовым, по Рождестве Христове, пред Просвещением, по Просвещении. Устав предписывает рядовые чтения этих Недель или опускать совсем, как в Недели святых праотец и святых отец, или разрешает читать под зачало, то есть два подряд, в случае, «аще не будет отступки» (см. Типикон под 26 декабря, 9-е «зри»). В праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, случившиеся в воскресенье, рядовое воскресное зачало не читается. Все эти непрочитанные рядовые воскресные зачала прочитываются во время отступки. Если и этих зачал не хватит (при разрыве в четыре воскресенья), тогда, по Уставу, читается зачало Недели 17-й по Пятидесятнице, о хананеянке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4. На входе – «…во Иордане крестивыйся…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак праздника. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. Примечание. Если совершалось всенощное бдение, то тропарь и кондак храмового святого не поются. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя. О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений В 2023 году по причине Крещенской отступки: В седмицу 33-ю по Пятидесятнице (с 10 по 15 января) читаются рядовые чтения 32-й седмицы. В Неделю 33-ю по Пятидесятнице (16 января) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее). В седмицу 34-ю по Пятидесятнице (с 17 по 22 января) читаются рядовые чтения 33-й седмицы. Апостол и Евангелие – дня и святителя (Евр., 318 зач.; Ин., 36 зач.). Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во Иордане…». Б. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: святителя, глас 5-й – 3, и преподобного, глас 1-й – 3. «Слава» – святителя, глас 4-й: «Премудрости слово твое…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Трепеташе рука Крестителева…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 4-й: «Житие Божественно…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Тебе, в Дусе и огни…». По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во Иордане…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного). По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, ин кондак святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас 1-й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава, и ныне» – светилен праздника. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Правыя веры…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя…». По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст 1-го часа: «Иже во Иордане…». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святых. Кондак только праздника. На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом) и святителя, песнь 6-я – 4. На входе – «…во Иордане крестивыйся…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святых; кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак праздника, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак храма, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святых. О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений В 2023 году по причине Крещенской отступки: В седмицу 33-ю по Пятидесятнице (с 10 по 15 января) читаются рядовые чтения 32-й седмицы. В Неделю 33-ю по Пятидесятнице (16 января) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010