Однако не должно было бы иметь на них надежду исцеления, но на истинного Спасителя нашего и Врача – Иисуса Христа. Говорю сие достигающим цели воздержания в киновиях или в городах по причине того, что они, по случающимся затруднительным обстоятельствам, не могут иметь непрестанным действие веры посредством любви; кроме того и потому, чтобы они не впадали в тщеславие и искушение дьявола 987 , из-за коих некоторые из них объявляют при многих, что они не нуждаются во врачах. Если же кто подвизается в отшельнической жизни в более пустынных местах среди двух или трёх одинакового образа жизни братьев, то пусть он с верой предоставит себя Господу, врачующему всякую нашу болезнь и всякую немощь 988 , в какие бы недуги он ни впадал; ибо после Господа имеет уединение достаточным утешителем в болезнях. Почему таковой и не терпит когда-либо недостатка в действии веры, тем более, что он и не имеет где показать добродетель, проистекающую из терпения, пользуясь уединением, как хорошей занавесой; ибо посему Господь поселяет единомышленныя в дом 989 . Исследования К сноске ατρο – врачи, τχνη. (за сноской т. е. ατρικ τχνη ( Василий Великий , ροι κατ πλτος. ρτ. κα πκρ. 55, с. 1. Μ. XXXI, 1044 С.); ατρικ ( Григорий Нисский , De anim. et resurrect. M. XLVI, 13 В.) – врачебное искусство, медицина. В гл. 53 и 54, a также и в некоторых других местах своего аскетического сочинения, бл. Диадох с подвижнической точки зрения уясняет Все эти три положения нередко обсуждались в аскетической литературе. Ибо не только случайные болезни (например, болезнь от укушения змеёй, И. Мосх, Луг Духовный, с. 204. М. LXXXVII, par. 3, p. 3093), но и проистекавшие от свойств самого подвижничества (κ τς σκσεως. Евагрий Понтийский , Περ τν κτ λογισμν, с. 2. Μ. XL, 1272), – от сурового образа жизни и строгого воздержания в пище [Общая немощь плоти и расстройство желудка у Евагрия Понтийского , ( Палладий Еленопольский , Historia Lausiaca, с. 76, М. XXXIV, 1194 С. ...χρεαν χοσης ατο τς σαρκς δι τν σϑνειαν, κα τν το στομχου νωμαλαν...), болезнь печени, селезёнки, водянка и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

«Афон, — говорит он, — вызывает восхищение, потому что он украшен всевозможными травами. Повсюду разносятся ароматы и цвета цветов, летают самые разные птицы, рои пчел окружают цветы и гудят в воздухе. Здесь умеренный климат, круглый год песня соловья восхваляет Создателя, природные источники и ручьи текут тихо, чтобы не тревожить подвижников, и, наконец, море венчает весь полуостров как бы по кругу» . С этой точки зрения, также Иоанн Мосх в прологе своей работы, оправдывая название «Луг Духовный» («Лимонарий»), оперирует аналогичной связью между эстетической ценностью окружающей природы и монашеством. «Здесь они размышляют только уже о Царствии Небесном, беседуя в безмолвии и глубокой тишине с лесами, горами, источниками, а паче всего с Богом. Жилища их чужды всякого шума. Душа, свободная от всех страстей, тонка, легка и чище всякого тонкого воздуха» . Все это красноречивые свидетельства того, каковы были в значительной степени представления окружающего общества (почитатели монашества, священнослужители) о монашеской жизни, относительно ее взаимоотношений с природой. Но мы должны спросить себя: совпадает ли такое восприятие с тем, что сами монахи думали об окружающей среде? Конечно, в значительной степени нелегко провести различие между ними. Прежде всего, нужно сказать, что «естественная среда» первобытного монашества, безусловно, была не окружающей средой. Не только в египетской пустыне, но и на берегах Средиземного моря человеку приходилось постоянно бороться на равнинах с бедностью природных ресурсов и болезнями, а на больших высотах или в периферийных пустынях — с неблагоприятными климатическими условиями, как это точно и исчерпывающе показал Фернан Бродель много лет назад в своей авангардной работе «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» ] : «В этой враждебной среде, иной раз настоящей «анойкумене» (непригодном для заселения пространстве), растения животные и люди выживают вопреки всему, как будто не только физическая, но и биологическая природа не терпит пустоты» .

http://pravoslavie.ru/134008.html

Елачич А.К. Жития святых//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – T.I. Завадская Е.В. «Луг духовный» Иоанна Мосха и его китайский аналог//Десятая научная конференция «Общество и государство в Китае». – М., 1979. – Ч. 1. Иоанн Мосх//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  Кекелидзе  К.С. Грузинская версия " Лимонаря " Иоанна Мосха и ее значение для славяской истории//Кекелидзе К.С. Этюды по истории древнегрузинской литератуер. – Тбилиси, 1962. – Т. 8. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.    Полякова С.В. Византийские легенды как литературное явление// Византийские легенды. – М.: Ладомир, 1994. Попова Т.В. Античная биография и византийская агиография//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.  С.228–231. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. I: Восточная агиология. – М.: Православная энциклопедия, 1997. С. 258 – 259. Скурат К.Е. Великие учители Церкви. – Клин: Фонд " Христианская жизнь, 1999. С.210–239. Смирнов И.М.  Об авторе [Луга духовного]//Богословский вестник. – Сергиев Посад,   1915. – 9. Фрейберг Л.А. Иоанн Мосх//Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968. Читти Д. Град Пустыня/Пер. с англ. А. Чех. – СПб.: Библиополис, 2007 Библиография работ автора: Луг духовный. – М.: Светлячок–Паломник, 1996. Лимонарь: Текст и исследование/Изд. А.В.Абуладзе. –  Тбилиси, 1960. Луг духовный//Синайский патерик/Изд. подг. В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина. – М: АН СССР, 1967. Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха/Пер. прот. М. И. Хитрова. – Сергиев Посад, 1915. Луг Духовный: [Фрагменты]//Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994. Луг Духовный: [Фрагменты]// От берегов Босфора до берегов Евфрата/Перевод, предисл. и  коммен.:   С.С.Аверинцев. – М.: Наука, 1987. То же: Многоценная жемчужина. Преп. Ефрем Сирин. Свят. Григорий Богослов. Палладий Еленопольский. Преп. Роман Сладкопевец. Преп. Исаак Сирин. Преп. Иоанн Дамаскин. Преп. Феодор Студит/Перевод с сирийского и греческого языков  С.С.Аверинцев. – Киев: Дух i Лimepa, 2003.

http://bogoslov.ru/person/2928618

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Луг духовный «Луг духовный» принадлежит к числу самых распространенных на Руси агиографических творений. Помимо описания различных событий и промыслительных для спасения случаев, в 219 главах данного творения также даются душеспасительные размышления и наставления подвижников, служащих для назидания каждого православного христианина. Вся книга свидетельствует об истинности Православия и подает поразительные и великолепные примеры любви подвижников ко Христу Богу, жизни по заповедям евангельским. Издание рассчитано на широкий круг православных читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Блаженный Иоанн Мосх Луг духовный Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 13-309-1739) Печатается по изданию: Луг духовный. Творение блаженного монаха Иоанна Мосха. Перевод с греч. прот. М. И. Хитрова. Сергиев Посад: Тип. Св. – Тр. Сергиевой лавры, 1915 Предисловие Книга со столь красивым и характерным названием «Луг духовный», написанная строгим подвижником Христовым блаженным Иоанном Мосхом, рассказывает о жизни и подвигах благочестивых христиан, вся жизнь которых была служением Богу. Блаженный Иоанн Мосх говорит о его содержании и пользе так: «…что может быть приятнее зрелища, которое представляет собою весенний луг, испещренный разнообразными цветами?.. Срывая из цветов неувядающего луга наиболее прекрасные, я сплел для тебя (блаженный Иоанн обращается к своему другу Софронию – А. П.) венок и подношу его тебе, вернейшее чадо, а через тебя и всем. По этой-то причине и этот труд я назвал «Лугом»: каждый может найти в нем духовное наслаждение, благоухание и пользу». О блаженном Иоанне Мосхе сведений сохранилось мало. Сначала он подвизался в обители св. Илии на Иордане, в 570–580-х годах – в Египте, затем вновь вернулся в Палестину. Здесь, в обители преподобного Феодосия Великого, он познакомился с послушником Софронием. Они вместе отправились в многолетнее путешествие (в конце VI – начале VII веков) по обителям Палестины, Сирии, Египта, посетили также Синай, Кипр, Константинополь и Рим, положившись на волю Божию, преодолевая при этом много трудностей и тягот паломнического пути. Везде они встречались с подвижниками во Христе, о чем потом блаженный Мосх и рассказал в своем творении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Иоанн Мосх 352 (ум. в 619 г.) Антология монашеского фольклора под названием «Луг Духовный», или «Новый рай» – весьма популярное и вместе с тем чрезвычайно характерное произведение для литературы VII в. Составитель «Луга», ученый палестинский монах Иоанн Мосх , долгие годы провел в путешествиях по восточным странам. Вместе со своим учеником и другом, ученым–мирянином (софистом) Софронием 353 , Мосх обошел многие монастыри Палестины, Сирии, Египта, побывал в Малой Азии, на Кипре, на Самосе. Путешественники наблюдали жизнь монашеских общин, записывали интересные случаи, монастырские предания, поговорки и памятные изречения, бытовавшие среди монахов. В условиях резкого спада античной образованности и возрастающей христианизации, что составляет специфику византийской культуры VII в., такой интерес к монашеской жизни и любование ею были закономерны. По свидетельству патриарха Фотия (IX в.), который отводит Мосху почетное место в своем «Мириобиблионе» (гл. 199), первоначальная редакция «Луга» состояла из 304 литературно обработанных записей; из них сохранилось. 216. Свой многолетний труд Мосх закончил в Риме, где он провел последние месяцы жизни. В изысканном риторичном вступлении обращается он к Софронию, которому и посвящает все произведение, сравнивая при этом каждый эпизод с прекрасным цветком. Составляющие «Луг Духовный» рассказы в жанровом отношении делятся на несколько групп. Излюбленный жанр Мосха – новеллы, содержание которых очень разнообразно. Именно в этих повествованиях сказалась в полной мере идейная сторона «Луга». Стремясь показать всесилие христианской религии и прибегая к обычному изобразительному приему житийной литературы, – гиперболе, Мосх рисует своего положительного героя – человека, обретающего вследствие благочестивого образа жизни сверхъестественную силу. Подвижники добровольно подвергают себя физическим страданиям, принимают обеты длительного голодания, молчания, полного отрешения от мирских удовольствий. Святость порой превращается в могучую власть над силами природы и над царством животных. Святой у Мосха – целитель неизлечимых болезней, могучий повелитель стихий, молитва которого может сделать пресной морскую воду, прекратить падеж скота, вызвать в засуху дождь. Святость покоряет животных, делая их верными друзьями и помощниками пустынников: в «Луге» содержатся рассказы, как осел приносил старцам овощи, как некий старец спал в пещере вместе с львами, как лев исполнял в лавре разные хозяйственные работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Синайский патерик Блаженный Иоанн Мосх. Синайский патерик, или Луг духовный/В сокращ.; пер. с греч., примеч. прот. М. И. Хитрова.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 224 с. — (Патерик). Предлагается вниманию читателя знаменитое творение «Луг духовный». Строгий подвижник блж. Иоанн Мосх и его ученик Софроний, обойдя почти все обители Палестины, Сирии, Египта, Фиваиды и даже отдаленного оазиса, записали свидетельства очевидцев высокой честности. Величие древних отцов, служивших Богу с полным самоотречением, их твердая верность евангельской истине поражают душу и наполняют ее благоговением к их могучему подвигу, превышающему человеческие силы, и пробуждают в нас стремление к высшей духовной жизни.  Приводим отрывок из книги. ПРЕДИСЛОВИЕ Блаженный Иоанн Мосх († ок. 622 г. ) — греческий подвижник и духовный писатель VI — haчaлa VII вв. вошел в историю монашества как автор агиографического произведения «Луг духовный» (или «Лимонарь», или «Синайский патерик»). Прожив около десяти лет в пустынном отшельничестве в обители Святого Илии на берегу священного Иордана, Иоанн Мосх направляется в Египет, где помогает Александрийскому патриарху Евлогию бороться с евтихианской (монофизитской) ересью, распространившейся в то время особенно в египетских монастырях. В конце VI в. Иоанн вновь подвизается в Палестине, но уже в монастыре Прп. Феодосия. Здесь он встречается со своим будущим учеником и другом Софронием, впоследствии патриархом Иерусалимским. Движимые стремлением к духовному совершенству, блаженный Иоанн и Софроний принимают решение посетить знаменитые обители Востока, встретиться с опытными старцами и великими подвижниками, побеседовать с ними и по возможности записать их поучения для назидания будущих поколений монахов. Их путешествие продолжалось не один десяток лет. Прежде всего они обошли палестинские обители: Прп. Герасима, «Башен», Св. Петра, обитель Евнухов, Прп. Евфимия Великого, монастыри вокруг Мертвого моря, обитель Св. Саввы у истоков Иордана. После пребывания в Северной Палестине блж. Иоанн и инок Софроний предпринимают путешествие в Антиохию и Киликийские обители. Около 603 г. они посещают Антиохию, Ливан, гору Росс, Селевкию, Эги, Тарс и Аназарв и далее после утомительного путешествия по аравийской пустыне они достигают священной горы Синай. Здесь отцы на время останавливаются для молитвы и богомыслия.

http://pravoslavie.ru/29111.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛУГ ДУХОВНЫЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Луг духовный , Новый рай (греч. Νος Παρδεισος), Луг, Лимонис, Лимонарь (греч. Λειμν, Λειμωνριον), сборник рассказов о святых и подвижниках, составленный в первой четверти VII века прп. Иоанном Мосхом Значительное количество рассказов «Луга духовного» посвящено подвижникам синайских и палестинских монашеских обителей, в которых Иоанн Мосх провел первые годы своего монашества, ими не исчерпывается содержание «Луга духовного», автор которого посетил вместе со своим другом Софронием (в котором видят позднейшего патриарха Иерусалимского ) Египет , Сирию , Самос , Кипр , Рим . Кроме того, автор, собирая «цветы» - рассказы об аскетических подвигах, с чем связано и название произведения - «луг, цветник» (λειμν), приводит примеры духовных преуспеяний не только монашествующих, но и мирян различного социального положения. Простота в построении и живая выразительность рассказов, иллюстрирующих постановления Вселенских соборов, правила монастырского обихода, установившиеся к тому времени нормы повседневной церковной жизни, способствовали широкой популярности и авторитетности «Луга духовного», а также появлению многочисленных переводов на другие языки. В греческой рукописной традиции «Луг духовный» состоит из 300 или 219 глав (в X веке Фотий в своей «Библиотеке» определял его состав как непостоянный - 304 или 342 главы). Редакция греческого оригинала, положенного в основу древнеславянского перевода, отличается от текста, опубликованного у Миня , который был искусственно создан на основе двух изданий XVII в. Хотя в издании Миня «Луг духовный» в соответствии с традицией латинского перевода насчитывает 219 глав, греческий текст для трех глав отсутствует полностью, а для пяти глав приведен лишь частично . В 1917 году священномученик Иоанн Смирнов по двум греческим рукописям X и XI вв. восполнил пробелы издания Миня и привел греческие параллели ко всем особенностям, отличающим древнеславянский перевод «Луга духовного» .

http://drevo-info.ru/articles/13673557.h...

18 Этим термином уже в эпоху Юстиниана обозначался «военный отряд, состоявший при особе императора, как его личная охрана. Командир экскувитов, называющийся «comes excubitorum», являлся ближайшим военным человеком при особе государя и сопровождал его на всех выходах в непосредственной близости к его особе». ( Кулаковский Ю. А. История Византии. Т. II. 518–602 годы. СПб., 1996. С. 244)». 19 Ср. одно повествование блж. Иоанна Мосха : «В Клисме (крепость около Суэца. – А. С.) язычник сарацин рассказывал тамошним жителям, а также нам: “Однажды я отправился на охоту, на гору аввы Антония. Подхожу к горе и вижу сидящего инока. В руках у него была книга, которую он читал. Иду прямо к нему, чтобы ограбить его, а может быть, и убить. Но когда я приблизился к нему, он простер ко мне свою правую руку и сказал: «Стой!» И я простоял двое суток, будучи не в состоянии двинуться с места. «Ради Бога, Которого ты чтишь, отпусти меня», – стал я просить. «Ступай с миром!» – сказал инок. И я получил возможность уйти с того места, на котором стоял”». (Блж. Иоанн Мосх . Луг духовный. 133//Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха . С. 160 –161). 20 Ср.: «Авва Иоанн Савваит (у преп. Анастасия “Савваит” пишется с одним “в». – А. С.) подвизался в двух местах: в пустыне Гудде и в пустыне Арселайской. Он имел у себя двух учеников, из коих известны: Стефан, подвизающийся вместе с преподобным в Гуддийской пустыне, и Иоанн Римлянин , живший с ним в Арселайе. На Синайскую гору прибыл он из монастыря св. Саввы Освященного (в Палестине), где у сего знаменитого мужа научился иноческим подвигам и добродетелям, отчего и прозван Савваитом» (Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и ее окрестностях. М., 1994. С. 112). 21 Как вполне справедливо полагает Д. Читти, речь идет о преп. Иоанне Лествичнике . См.: Читти Д. Град пустыня. С. 277 –278. В «Луге духовном» имеется аналогичное повествование, хотя касающееся других лиц. Здесь говорится: «Авва Григорий, бывший настоятелем Лавры Фаранской, много докучал мне просьбами, чтобы я привел его к старцу. Однажды я решил исполнить его просьбу. Старец в то время находился в окрестностях Мертвого моря. Увидев авву Григория, старец любовно облобызал его и, принеся воды, омыл ему ноги. Весь тот день он беседовал с гостем о пользе душевной, а на другой день отпустил его. По уходе аввы Григория я говорю старцу: “Знаешь ли, отче, я очень смутился. Сколько епископов, пресвитеров и многих других я приводил к тебе, и ты никогда никому не омывал ног, кроме одного аввы Григория”. – “Чадо! Кто такой авва Григорий, я не знаю, – отвечал старец. – Знаю только то, что я принимал в своей пещере патриарха. Я видел на нем омофор, а в руках Святое Евангелие”. Так и случилось. Спустя шесть лет Бог удостоил авву Григория сделаться патриархом в Феополе (Антиохии. – А. С.), как предвидел старец» (Блж. Иоанн Мосх . Луг духовный. 139//Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха . С. 166–167).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

112 Наставление это напечатано по ркп. XVI и XVII вв. Невоструевым (см.: Древ­нерусские поучения и послания к инокам о монашеской жизни/Публ. и прим. К. Не- воструева//Материалы для истории Русской Церкви. Харьков, 1862). В ркп. оно без имени сочинителя, но малорусские выражения, встречающиеся в нем – паробок, узимати, чи – вместе с временем списков наставления, показывают, что оно принад­лежит прп. Геннадию, урожденцу Могилева. 113 Никон. л. 7, 65. Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших вре­мен. В 5 т. М., 1768–1848. Т. 4 (далее – Татищев В.Н. История Российская. – Ред.) 114 По летописям, Киприан, иначе Кириак, посвящен в январе 1547 г. и был на со­борах 1547 и 1551 гг. ( Карамзин Н. М. , Смирдин А. Ф. Примечания к Истории госу­дарства Российского, тома 7–9. СПб, 1852. Прим. 197, 246 к 8 т.; Прим. 87 к 9 т.). В «Истории иерархии» ( Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. I) год кончины его не показан, а о преемнике его Иоасафе сказано, что упоминается в 1560, 1562, 1566 гг. Если Киприан скончался в 1559 г., то Геннадий был у него в 1555 г. 115 Так показано время и в ркп. житии и в прологе. Ркп. святцы: «прп. Геннадий авва начальник монастыря, иже на Сурском озере, Костромской и Любимоградский чудотворец, преставися в л. 7073 (1565) месяца января в 23 день». 118 Житие прп. Евсевии см.: Acta Sanctorum. Januar. II, 598; Четьи-Минеи янва­ря 24 (в последней с немногими сокращениями). Писано современником. Биограф говорит в начале: «И нашим временам даровано Богом великое чудо и славная тайна, что считаю нужным начертать в письменах и предать памяти потомства». Древний перевод у Царского 192, 614. В прологе января 24 перевод Синаксаря. В менологе Василия короткое известие. 121 Никифор Каллист прямо пишет, что прп. Евсевия славилась подвигами тогда, как жил прп. Евфимий (f 473 г.); имп. Евдокия (f 451 г.) посещала св. места. Le Quien . Oriens christianus. V. I. 124 Иоанн Мосх. Луг духовный. М., 1853 (далее – МосхИ. Луг духовный. – Ред.).Иоанн Мосх. Луг духовный. М., 1853 (далее – МосхИ. Луг духовный. – Ред.)

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

ИЗ ВИЗАНТИЙСКОЙ ГИМНОГРАФИИ Боже, духов превыспренних/и пыланья огнистые,/как речется в Писании,/соделавший слугами. Ср. Пс. 103:4 : «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий». ВОСТОЧНЫЙ ЭПИЛОГ ИОАНН МОСХ ЛУГ ДУХОВНЫЙ О личности Иоанна Мосха , по прозвищу Евкрат («Анисное варево»), мы знаем мало: даже его второе имя вызывает сомнение – патриарх Фотий, виднейший византийский эрудит IX в., называл его почему-то не «Мосхом», а не то «Мосхским», не то «сыном Мосховым». Грузинские специалисты высказали гипотезу о его колхидском происхождении, поняв «Мосх» как этноним (мосхи, или месхи, – племя на юго-западе Грузии). Достоверно известно, что наш автор монашествовал в Иерусалиме и в палестинской пустыне подле Иордана, что он долга жил в Александрии и обошел множество монастырей Египта, сирная, Сирии, Малой Азии, Кипра, Самоса, повсюду собирая рассказы о почитаемый «старцах», а умер в Риме, откуда тело его было доставлено в Иерусалим для погребения. Писал он по-гречески, но на живом разговорном наречии восточных окраин Византийской империи. Ему принадлежало жизнеописание александрийского патриарха Иоанна Милостивого, сохранившееся во фрагментах. В историю мировой литературы Иоанн Мосх входит как автор «Луга духовного», носящего в рукописаниях также заглавия «Лимонарь» (греч. «Лужок») и «Рай новый», а в древнерусский традиции обозначаемого как «Синайский патерик». Книга эта -собрание поучительных новелл из жизни аскетов, продолжающее традицию «Лавсаика» Палладия и других сборников монашеского «фольклора». Ее успех был велик, о чем можно судить по изобилию греческих рукописей и иноязычных переводов. На Руси с ней знакомятся с XI-XII вв. Заглавие «Луг духовный» разъясняется самим Мосхом во вступлении; рассказы и афоризмы, составляющие книгу, разнообразные обличья аскетической добродетели, в ней представляемые, – словно пестрые цветы на лугу, их которых сочинитель то ли сплетает гирлянду, то ли, «подражая премудрой пчеле», собирает душепитательный мед.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010