В 179-й гл. «Луга духовного» сообщается о другой подвижнице, монахине-деве из Иерусалима, которая так же, как и первая, за свое усердие и благочестие стала жертвой вражеских происков. Дева, чтобы избежать встреч с влюбленным в нее молодым человеком, положила в корзину немного размоченных бобов и удалилась в пустыню. Она провела там в уединении 17 лет, только авва Иоанн смог увидеть отшельницу ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 179//PG. 87. Col. 3049 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 212-213)). Обе истории объединяют решительные поступки монахинь, не желавших стать соблазном для ближнего, но архиеп. Сергий (Спасский) справедливо считает, что речь идет о разных персонажах. Рассказ о 2-й подвижнице не трансформировался в Житие, хотя и был внесен под 7 февр. в ВМЧ в числе слов и поучений ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 451 (1-я паг.)). Архиеп. Филарет (Гумилевский) включил сведения о ней в «Жития святых подвижниц Восточной Церкви» ( Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 122-129). Современные исследователи видят в рассказе об иерусалимской монахине сходство с историей прп. Марии Египетской . Единственный памятник, где она представлена как святая,- Филимоновский иконописный подлинник сводной редакции XVIII в. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 37, 364; Прокопенко Л. В. Источники Пролога за сентябрьскую половину года (кр. и пространной редакций) по четырем спискам XII-XIV вв.//Словарь древнерус. языка (XI-XIV вв.). М., 2008. Т. 8. С. 728, 752; она же. Состав и источники Пролога за сентябрьскую половину года по спискам XII - нач. XV вв.//Лингвистическое источниковедение и история русского языка: 2006-2009. М., 2010. С. 231, 292. Л. В. Прокопенко Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/2562554.html

В 30-х гг. XIII в. свт. Савва Сербский посетил К. по пути на Синай (Путешествие св. Саввы, архиеп. Сербского//ППС. 1884. Т. 2. Вып. 2(5). С. 17, 59). Долгое время считалось, что с кон. XIII в. К. стал именоваться мон-рем прп. Герасима по соседней заброшенной обители (см. в ст. Герасима Иорданского мон-рь ). Однако в результате недавних раскопок было высказано мнение, что К. находился не в Дайр-Хаджала на месте совр. монастыря прп. Герасима, а на расстоянии примерно 1 км к северу близ источника Хаджала, где были обнаружены развалины большого мон-ря ( Hirschfeld. 2002. P. 132-133; Sharon. 2004. P. 48-54). По археологическим данным, мон-рь близ источника Хаджала был оставлен монахами до кон. XIII в., что следует из араб. надписи 1295 г. из дер. Хаджала, построенной прямо на месте мон-ря, тоже вскоре покинутой. Ист.: Ioan. Mosch. Prat. spirit. 26, 40, 46, 98, 157, 163//PG. 87. Col. 2872, 2893, 2900-2901, 2957, 3025, 3029-3032 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 32-33, 54, 61-62, 120, 187-188, 193-194); Vita S. Georgii Chozebitae confessoris et monachi auctore ejus discipulo Antonio/Ed. C. Houze//AnBoll. 1888. T. 7. P. 97-144, 336-370; Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2(23); Sharon M. Corpus Inscriptionum Arabicarum Palaestinae. Leiden, 2004. Vol. 3; «Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в./Отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007. Лит.: Vailh é S. Les Laures de S. Gérasime et de Calamon//EO. 1898. T. 2. P. 106-119; Schneider A. M. Das Kalamon-Kloster in der Jerichoebene//Oriens Chr. Ser. 3. 1938. Bd. 13. S. 39-43; Janin R. Calamon//DHGE. 1949. Т. 11. Col. 338; Hirschfeld Y. List of the Byzantine Monasteries in the Judean Desert//Christian Archaeology in the Holy Land: New Discoveries: Essays in Honor of V. C. Corbo. Jerusalem, 1990. P. 18-19, 24-26. (SBF. Coll. Major; 36); idem. The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period. New Haven, 1992. P. 13, 31, 73, 77, 86-87, 96, 105, 177-178, 180-181; idem. The Desert of the Holy City: The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period. Jerusalem, 2002. P. 132-133 (на ивр.); Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1993. Vol. 1. P. 197-202; Читти Д. Д. Град пустыня. СПб., 2007. С. 243-245, 251.

http://pravenc.ru/text/1319919.html

Раскопанные комы в Келлиях. Вид сверху. Фотография. 2-я пол. XX в. Раскопанные комы в Келлиях. Вид сверху. Фотография. 2-я пол. XX в. В качестве одной из особенностей иноческой жизни в К. источники упоминают значительное удаление жилищ монахов друг от друга, чтобы не нарушалось уединение. В конце каждой недели, в субботу вечером, монахи собирались в храме для воскресного богослужения (σναξις), к-рое завершалось утром следующего дня Божественной литургией. За причащением следовала совместная трапеза монахов - агапа . Письменные источники указывают на храмы как на место проведения агап, однако археологические находки свидетельствуют о том, что при храмах существовали особые помещения для братских трапез. Наиболее известным из пресвитеров К. в начальную эпоху был прп. Макарий Александрийский ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 18). Последние 14 лет жизни в К. провел Евагрий Понтийский ; 9 лет в К. прожил Палладий , еп. Еленопольский, составивший впосл. «Лавсаик» - одно из наиболее информативных описаний иноческой жизни в обителях Египта. Во 2-й пол. IV в. насельниками К. были также т. н. Долгие (Длинные) братья: прп. Аммоний Долгий , Диоскор (впосл. епископ Гермопольский), Евсевий и Евфимий. В 400 г. они подверглись гонению со стороны Александрийского архиеп. Феофила I по обвинению в оригенизме и были вынуждены покинуть К. вместе с поддержавшей их братией ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7). Впосл. некоторым удалось вернуться, в т. ч. мон. Исааку , который был избран пресвитером К. и устроил здесь по образцу Нитрии странноприимный дом для паломников и больных монахов (почитается как святой в Коптской Церкви ). Возможно, в числе изгнанных архиеп. Феофилом монахов был также прп. Иоанн Кассиан Римлянин , который впервые посетил К., путешествуя по Египту в 80-х гг. IV в. В IV - 1-й пол. V в. в К. был только 1 храм; после IV Вселенского Собора (451) была построена церковь для монахов, не принявших халкидонское вероопределение (ср.: Apophthegmata Patrum//PG. 65. Col. 432). В течение последующего столетия в К., как и во всем Египте, активно распространялось монофизитство , и во 2-й пол. VI в. уже известен монофизитский епископ К.- Иоанн Келлиот . О присутствии здесь православных во 2-й пол. VI - нач. VII в. свидетельствует упоминание К. в «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 55, 144, 177; согласно рус. пер. ( Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 171, 180-181, 210), о К. идет речь также в главах 151, 152 и 178, где в греч. тексте стоит τ Μονδια, однако совр. исследователи считают этот топоним указанием на др. мон-рь - см.: Лурье В. М. Из истории чинопоследований псалмопения: Полная псалтирь в ежедневном правиле (в связи с историей египетского монашества IV-VII вв.)//ВВ. 1999. Т. 58(83). С. 76-83).

http://pravenc.ru/text/1684151.html

Согласно редакции Типикона 1695 г., принятой в наст. время в РПЦ (главы 2, 9, 27, 49), К. (иногда он обозначен как «чтец» или «учиненный чтец») должен возглашать (употреблены также глаголы «сказует», «глаголет», «поет», «канонархати») стихиры на «Господи, воззвах» и на стиховне, прокимен или «Аллилуия» на вечерне, «Бог Господь» или «Аллилуия» на утрене, тропарь на часах - в дни, когда на утрене поется «Аллилуия», «Да исправится» со стихами - на литургии Преждеосвященных Даров (Типикон. Ч. 1. С. 14, 15-16, 20, 42, 47, 51, 81-82; Ч. 2. С. 831, 833, 834, 836, 838, 851-853; ср.: Часослов. С. 56-57; Ирмологий. Кн. 1. С. 120, 128). В совр. практике РПЦ все виды стихир возглашает К., а «Бог Господь», «Аллилуия» и прокимны на вечерне и утрене - священник или диакон. В монастырях, если на всенощной поют 2 хора, К. возглашает глас и стихи, стоя посередине на солее, а стихиру - поворачиваясь к исполняющему ее хору. При возглашении последних стихир на «Господи, воззвах» К. должен стоять в центре полукруга из сошедшихся на середине храма 2 хоров, лицом к певчим (см.: Гарднер. Богослужебное пение. Т. 1. С. 89). В соборных и приходских храмах функцию К. выполняет один из певчих, стоящих на клиросе; возглашаются чаще всего только глас и начала псалмовых стихов. Ист.: Doroth. Doctrinae. 11. 7//PG. 88. Col. 1741 (рус. пер.: Дорофей, авва. Душеполезные поучения и послания/Изд. Оптиной пустыни. М., 1900. [Тула], 1991р. С. 130); Theodorus Studites. Poenae monasteriales. 1. 99-104//PG. 99. Col. 1745-1748 (рус. пер.: Феодор Студит, прп. Монастырский устав. Великое оглашение. М., 2001. Ч. 1. С. 27-28); Idem. Iambi de variis argumentis/Ed. P. Speck//Supplementa Byzantina. B., 1968. T. 1. P. 109-308; idem. Epistulae/Ed. G. Fatouros. B., 1992. T. 2. P. 680-681. (CFHB. Ser. Berolinensis; 31) (рус. пер.: Феодор Студит, прп. Послания. М., 2003. Кн. 1. С. 459); Ioan. Mosch. Prat. spirit. 50//PG. 87. Col. 2905 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. Серг. П., 1915 2, 1991р. С. 67); Pseudo-Kodinos. Traitè des offices/Ed. J. Verpeaux. P., 1966; Fiaccadori G. Pantelleria: Typikon of John for the Monastery of St. John the Forerunner on Pantelleria//BMFD. 2000. P. 59-66; Talbot A. M. Akropolites: Testament of Constantine Akropolites for the Monastery of the Resurrection (Anastasis) in Constantinople//Ibid. P. 1374-1382.

http://pravenc.ru/text/1470231.html

митрополит Феофан (Туляков) Указатель авторов и сочинений, приведенных в исследовании 1683 I. Основные источники: Библия, творения св.отцов и учителей Церкви, жития святых, летописи и исторические сочинения Варсонофий Великий и Иоанн прпп. Руководство к духовной жизни. Москва, 1855. Пер. с греч. Святогорца Никодима (1803). Григорий Палама , св. митр. Солунский. Семь книг против Акиндина. Моск. синод. библ., рукоп. Его же. Три творения, не бывшие изданными. Греч. текст и рус. пер. еп.Арсения. Новгород, 1895. Ефрем Сирин. О вооружении монаху. Творения; ч.3. Сергиев Посад, 1912. Его же – на слова: «Положи, Господи, хранение устом моим» ( Пс.140:3 ). Творения, ч.4. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1900; «Почему Бог одни прошения наша приемлет, а другие отвергает?». Творения, ч.5. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1901; Толкования на Книгу Бытия. Творения, ч.6. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1901. Исаак Сириянин. Слова подвижнические. Изд. 3-е испр. Сергиев Посад, 1911. Иоанн Мосх. Луг духовный. Пер. с греч. свящ. М.Хитрова . Св.-Троице-Серг. Лавра, 1896. Никита Стифат прп. Третья умозрительных глав сотница. Добротолюбие. В рус. пер. m.V. Москва, 1900. Феофилакт блж., архиеп. Болгарский. Благовестник. Казань, 1906. Ambrosius Mediolanus. Commentarius in Epistolam ad Timotheum secundam. Migne Patrologiae cursus completus, series latina, t.17. Arnobius Afer. Disputationum adversus gentes libri septem. Migne. P.s.lat., t.5. Athanasius Alexandrinus. Oratio de incarnatione Verbi; Oratio contra Migne. Patrologiae cursus completus, series graeca, t.25; рус. пер. Творения, ч.I. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1912. Его же. Orationes adversus Arianos. Migne. P.s.gr., t.26; рус. пер. Творения, ч.II. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1902. Augustinus Aurelius. Confessiones. Migne. P.s.lat., t.32; рус. пер. Творения, ч.I. Киев, 1901. Его же. Contra Academicos. Migne. P.s.lat., t.32. Его же. Epistola. CXX, XX. Migne. P.s.lat., t. 33. Его же. De Genesi ad litteram, Migne. P.s.lat., t.34. Его же. In Evangelium Ioannis tractatus. Migne. P.s.lat., t.35.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАСТРИДИЯ († не позднее нач. VII в.), прп. (пам. 24 нояб.). В кон. XII в. 2 связанных между собой рассказа из «Луга духовного» Иоанна Мосха были включены в состав учительного раздела древнерус. Пролога: одна история (под 24 нояб.) встречается только в пространной редакции, вторая (под 7 февр.) - в краткой и пространной редакциях. В древнерусском переводе действующим лицом обоих рассказов является некая М., тогда как в тексте Иоанна Мосха подвижница не названа по имени. Л. В. Прокопенко предположила, что составитель учительного раздела Пролога принял за имя собственное греч. слово μονστρια (монашка), которое в обоих случаях использует Иоанн Мосх ( Прокопенко. 2010. С. 231). При этом в Синайском патерике (старослав. перевод «Луга духовного») и в «Лимонисе» (древнерус. переработка Синайского патерика 2-й пол. XI в.) фигурирует «манастрия» (Синайский патерик. М., 1967. С. 114-116; РГБ. Троиц. 37. Л. 204 об.- 205, нач. XV в.) или «монострия» (Синайский патерик. М., 1967. С. 284-286). В 60-й гл. «Луга духовного» повествуется о том, как в Александрии одна благочестивая девица вела монашеский образ жизни, уединившись в своем доме и проводя время в заботе о душе, в посте, молитве и бдении. Кроме того, она подавала много милостыни. Враг рода человеческого, чтобы помешать ее богоугодным делам, сделал так, что в нее страстно влюбился один юноша. Он поджидал святую за дверью, следовал за ней, когда та шла в храм, иногда приближался и смущал ее любовными речами. Однажды дева позвала к себе юношу и спросила, чем же она так привлекает его. Юноша ответил, что был очарован ее глазами. Та тотчас же взяла челнок, которым ткала, и выколола себе очи. Юноша ужаснулся, а затем, поняв, что св. дева совершила это ради его спасения от соблазна, раскаялся и удалился в скит, где стал строгим подвижником. Девица же окончила свое житие, работая во имя Господа ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 60//PG. 87. Col. 2912-2913 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 76-77)). В русской агиографической традиции героиня этой истории, получившая имя Мастридия, впоследствии была включена в состав святых. В ВМЧ под 24 нояб. рассказ о М. занимает 2-ю позицию, т. е. перемещен в житийный раздел (ВМЧ. Нояб. Дни 23-25. Стб. 3263-2364). Статус М. как святой РПЦ был закреплен краткой житийной заметкой о ней в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 463 об.) и проложным рассказом в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Нояб. С. 698-699).

http://pravenc.ru/text/2562554.html

[Сорокадневный мон-рь, Дайр-эль-Каранталь; греч. Ιερ Μον το Πειρασμο, Ιερ Μον Σαρανταρου Ορους, Σαραντριον; лат. Quadrantena, Quarantena; араб.    ], действующий, принадлежит Иерусалимскому Патриархату, расположен на краю Иудейской пустыни и долины Иордана, в 1 км к западу от Иерихона , на юго-вост. стороне Сорокадневной горы (горы Искушения), к-рая считается местом, где Христос 40 дней постился в пустыне и был искушаем диаволом (Мф 4. 1-11, Лк 4. 1-12, Мк 1. 12-13). Сорокадневная гора (высота 330 м над уровнем моря) уже с кон. IV в. стала местом паломничества. В 650 г. св. Валерий Бергиденский писал, что паломница Эгерия (ок. 384) поднялась «на гору, возвышающуюся над Иерихоном, которая посвящена Господу» (Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой: Письма паломницы IV в. М., 1994. С. 137). В неск. пещерах, расположенных одна за другой на середине вост. склона, в ранневизант. время поселились монахи. Вероятнее всего, здесь находилась лавра Дука, построенная прп. Харитоном Исповедником , основателем палестинского монашества (ок. 340). Впосл. лавра называлась также Елпидиев монастырь ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 154//PG. 87. Col. 3021 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 185-186)) по имени преемника прп. Харитона знаменитого подвижника Елпидия, возглавлявшего группу отшельников на Сорокадневной горе в кон. IV в. и упоминаемого в «Лавсаике» Палладия , еп. Еленопольского ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). P. 238). В 614 г., во время персидского вторжения в Палестину, лавра, вероятно, была разорена и монахи покинули ее. После сочинения Иоанна Мосха ее не упоминает ни один из источников сер. VII-XI в., за исключением Жития прп. Стефана Савваита († 794); этот святой пребывал в «пещерах Дуки» во время Великого поста, при этом подразумевалось, что мон-рь был заброшен (ActaSS. 1723. Iul. T. 3. P. 554). Тем не менее память о связи этого места с евангельской историей сохранялась, что подтверждается текстами паломников нач. XII в. (Зевульф, игум. Даниил и др.).

http://pravenc.ru/text/674975.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА [Греч. Κοσμς] (VI в.), прп. (пам. 3 авг.), Фаранский (Палестинский), Антиохийский. В «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха рассказывается, что К., евнух из Фаранской лавры , был монахом, строгим ревнителем правосл. веры, сведущим в Свящ. Писании. Он весьма почитал учителей и отцов Церкви и в случае отсутствия бумаги советовал записывать их слова даже на одежде. Ночь накануне воскресенья К. обычно проводил в молитве и псалмопении, и лишь с рассветом, окончив монашеское правило, подвижник садился и читал Евангелие вплоть до начала службы. Незадолго до смерти К. пришел в Антиохию к свт. Григорию I , патриарху Антиохийскому (570-593), бывш. настоятелю Фаранской лавры. После кончины К. патриарх повелел похоронить его в одной могиле с неким епископом. Через 2 дня авва Василий, пресвитер из мон-ря Византийцев, увидел на могиле К. человека, просящего милостыню у идущих в церковь. Нищий рассказал, что 12 лет он был расслабленным, но по молитве преподобного Бог исцелил его, и всякий раз, пребывая в скорби, он получает от К. помощь и утешение. Также нищий поведал, что ночью слышит из могилы голос преподобного, который просит епископа не прикасаться к нему, называя его еретиком и врагом Истинной Церкви. Авва Василий передал эти слова патриарху Григорию и просил похоронить К. в др. месте. Святитель предположил, что К. не испытывает вреда от близости епископа, но с помощью знамения Бог открыл добродетель преподобного и его ревность по вере, а также неправосл. образ мыслей епископа. Ист.: Ioan. Mosch. Prat. Spirit. 40//PG. 87. Col. 2891-2896 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. 1915. С. 53-55); ЖСв. Авг. С. 46-49. Лит.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 400; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 234. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2458777.html

500 См.: Иоанн Мосх . Луг духовный. Гл. 17. PG. Т. 87. Col. 2865; рус. пер.: С. 23. Из жития Кириака Отшельника (2-я пол. V в.) видно, что братия монастыря Евфимия Великого, расходившаяся на четыредесятницу по пустыне, получали из монастыря Святые Тайны каждоевоскресенье до вербной, когда возвращались в монастырь. См.: Житие Кириака Отшельника, изд. И. Помяловского//Памятники Общества любителей древней письменности. С. 4–5. 501 См.: Руфин. История монахов. Гл. 7. PL. Т. 21. Col. 418; рус. пёр.: Ci 49–50: Ср.: Лавсаик. PG. Т. 34. Col. 1147; рус. пер.: С. 167. 503 Письмо к Кесарии. PG. Т. 32. Col. 486; рус. пер.: Т. VI. С. 200–201. Кириак Отшельник в пустыне приобщает Святых Тайн заболевшего ученика (Житие. С. 8). Преп. Луке (подвизался ок. Этны, † ок. 800 или 820) предстоятель Коринфа сообщил и чин приобщения запасными дарами. См.: Суворов Н. С.  К вопросу о тайной исповеди и духовниках… С. 96–98. 504 Migne, P. G. XCXI, cοl 647, рус. пер.: Добротолюбие. Т. IV. С. 600. Ср.: Огласительные поучения. С. 221. Преп. Феодор свидетельствует, что относительно обязательности ежедневного приобщения для отшельников он узнал из восточных писателей-аскетов (PG. Т. 99. Col. 1116. Epist. lib. I. Epist. 57; рус. пер.: Кн. I. С. 323). В епитимиях преп. Феодора Студита (может быть, впрочем, не принадлежащих ему) содержатся правила о причащении, мало согласные между собой. Одно гласит: «Если кто в день литургии не причащается, пусть скажет причину; если же не скажет, пусть постится до позднего, сделав 50 поклонов» (Ibid. Col. 1753, правило 31). В другом – более слабое требование: «Кто сверх 40 дней без епитимии остается непричащенным, пусть скажет причину, и, если окажется, что он сделал это по нерадению, епитимия 40 дней» (Ibid. Col. 1749, правило 6). Великим постом студийская братия, по-видимому, приобщалась гораздо чаще. По крайней мере, в поучении на 2-ю неделю преп. Феодор обращается к монахам: «Не причащаемся ли мы каждый день (per dies) пречистого Его Тела и Крови?» (Ibid. Col. 587; рус. пер.: Огласительные поучения. С. 194).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

36 Климент Александрийский замечает Иоанн Мосх (ум. 630 г.) изъясняя апостольское наречение: «благодарю Бога, что никого из вас не крестил», говорит, что Христос крестил только Петра, Петр Андрея. Андрей Иакова и Иоанна, а сии прочих. Christus dicitur Petrum solum baptizasse Petrus – Andream, Andreas – Jacobum et Ioannum, illi autem reliquos». Иоанн Мосх. «Pral. Spirit». Cap. CLXXIV: Curs. Complet. Patrol. Ser. Grace. Tom. LXXXVII. pars III, col 3045–3046; по русск. пер M 1848 r. стр. 18: Сочинение Климента Александр. « Yποτυποσεις» до нас не дошло «Иоанна Мосх», " Луг Духовный». в русск. пер 1848 г. М. стр. 287, примеч. к гл 174). Нужно заметить, что это же самое предание, только в более пространном виде, мы находим записанным еще у Софрония, патриарха иерусалимского. Софроний иерусалимский «Fragmentum de haptisniate apostolorum» Curs. Complet Patrol, ibid. со.. 3371–3372. 37 Смирнов. «Происхождение и литургический характер таинств». Труды Киевск. Дух. Акад. 1874 г, т. IV, стр. 363; ср. Angusti «Denkwurdigkeiten». Band. IV, Leipz. 1821 r. S, 116. 38 Почему? «На это дается неодинаковый ответ, но большею частью ученые запада (Campe. Commentar. zu Jon IV, S. Lucke Commentar, uber den Ev Johannes – ibid) в решении этого вопроса приходит к тому ответу, что для Основателя и Царя нового царства не прилично было самому крестить. Augusti «Denkwurdigkeiten». B IV, Leipz 1821, S. 116. 39 Кирилл Иерусалимский . Caleches. III, n. II. Curs. Complet. Patrol. Ser. Graec. Tom. XXXIII, col. 441. γασε τ βπτισμα ησος ατς... ι ‘ Yις το Θεο βπτσθη γα θεον χριν κα ξιν παρσχη τος βαπτισομνοις. Ср. Твор. Кирилла Ирусалимск. в рус. пер. М. 1855 г., стр. 46. 40 Иоанн Дамаскин. Curs. Gomplet. Patrol Ser. Grace. Tom. XCIV: col. 1125. «Точное Изложение Правосл. веры», кн. IV, гл. IX, в рус, пер. М. 1844 г. стр.239. 41 Augusti, «Denkwürdigkeilen» B. VII. Leips. 1825 г., S. 34–35; Ср. Труды Киевск. Дух. Акад. 1874г. Том. IV, стр.: 364. 43 Augusti. «Denkwürdigkeilen». Band. VII. Leips. 1825 г. S. 34–35. Ср. Труды Киевск. Дух. Акад., 1874г. Том. IV, стр. 361.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010