Имп. Ираклий после возвращения, будучи удовлетворен восстановлением Иерусалима, утверждает Модеста патриархом Святого rpaдa (Flusin 1992. Т. II. Р. 17), хотя вернуть былое величие разрушенным постройкам и восстановить в полной мере богослужение при Святом Гробе он был не в состоянии. Другая сторона деятельности Модеста была связана с тенденцией монахов покидать пустыни и скрываться в городах и их окрестностях (см. PG 89,1425А). Монастырь Хозива после колебаний был занят вновь, как это видно из текста жития (гл. 35), – игумен, возвратившийся из Аравии с несколькими монахами, поселился в гостинице монастыря в Иерихоне, и только по настоянию братии возвратился в монастырь. В случае же оставления монахами обители монастырская жизнь в ней часто уже не восстанавливалась. Модест пытался противостоять этой тенденции, заботясь о том, чтобы часть монахов вернулась в пустыню. Определенных результатов он достиг: Большая лавра, а также и другие монастыри стали вновь обитаемы. Модест, по слухам, скончался от яда 17 декабря 630 г. Место Иерусалимского патриарха оставалось вакантным до избрания св. Софрония в 634 г. (Антиох Стратиг 1909. С. 66.3–5; Flusin 1992. Т. И. Р. 141–142; 176). Память «Модеста, воссоздавшего Иерусалим» празднуется Иерусалимской церковью в вербную пятницу, вместе с Иоанном Muлocmubым (Garimme 1958. Р. 186–187), а согласно палестино-грузинскому календарю – 17 и 18 дekaбpя (Garimme 1958. Р. 110–111). 18 . ...отрекшись от врага, и всякого служения ему, и всей гордыне его, и всех дел его – Чин отречения ( πταξις) от диавола и сочетания ( σνταξις) Христу, включающий эту формулу, содержится уже в древнейшем евхологии Барберини (Barberini Sancti Marci), отражающем константинопольскую доиконоборческую практику. В этот евхологий он списан в Италии с подлинника времен св. патр. Германа (около 730 г.). Вот текст этого чина: «После «Аминь», соблечену и отрешену [без обуви] крещаемому, обращает его [, если взрослый он,] священник на запад, горе руци имуща и глаголет трижды: «Отрицаюсь сатаны, и всех дел его, и всего служения ему, и всех ангелов его, и всей гордыни его " » (Арранц 1979.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

496. К критике свидетельства Иосифа Флавия о Христе. М.Д. Муретов. 1903, III, 9, 77–87. 497. Ветхозаветный профетизм, как основная, типическая черта библейской истории Израиля. Пробная лекция. А.И. Покровский. 1908, I, 4, 764–793. 498. Библейский профетизм и языческая мантика. А.И. Покровский. 1909, III, 9, 146–165; 10, 213–228. 499. Сокровища ветхозаветного храма. (Библейско-историческая справка). Д.И. Введенский. 1911, III, 11, 462–477. 500. Речь пред защитою магистерской диссертации: «История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903». Иером. Иосиф. 1903, III, 10, 298–304. 501. Магистерский диспут и.д. доцента Академии Иеромонаха Иосифа. (История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия. Свито-Троицкая Сергиева Лавра, 1903). 1903, III, 10, 305–330. 502. Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима Персами в 614 г. Грузинский текст исследовал, издал, перевел и арабское извлечение приложил Н. Марр. (Тексты и разыскания по Армяно-Грузинской филологии. Кимга IX. Спб., 1909). С.Л. Авалиани. 1909, III, 11, 498–502. 15. Общая Церковная История 503. О нашем символе веры . (Рассмотрение и решение ученым протестантом одного важного в истории православия вопроса, с присовокуплением нового пересмотра того же вопроса). (Prof. W. Schmidt. Zur Echtheitsfrage des Nicaeno-Constantinopolitanum. Neue Kirchliche Zeitschrift 1899, Heft 12). А.П. Лебедев. 1902, I, 1, 40–66; 2, 266–298. 504. Несправедливая укоризна. Письмо в редакцию (по поводу статьи проф. А.П. Лебедева . О нашем символе веры ). Еп. Аксайский Иоанн. 1902, I, 3, 638–640. —45— 505. Старокатолическое общество в Праге. (Письмо в редакцию). Диакон А. Вознесенский. 1902, I, 2, 348–365. 506. Страстная Седмица и Светлое Воскресение в Риме (Из «Поездки в Рим»). В.А. Соколов. 1902, I, 3, 458–507. 507. Поездка в Рим. В.А. Соколов. 1902, I, 4, 693–722; II, 5, 87–111. 508. Из церковной жизни православных славян. Г.А. Воскресенский : а) Болгария. 1902, I, 3, 562–595; 1903, II, 5, 151–177. б) Королевство Сербия. Старая Сербия и Македония. Черногория. Митрополия Карловицкая. 1902, II, 7–8, 535–566.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

VII век принес христианам Палестины невиданные ранее бедствия. В ходе продолжительной византийско-персид. войны (602-628) персы на нек-рое время овладели большими территориями на Ближ. Востоке (Сирией, Палестиной, Египтом, частью М. Азии). В кон. 613 г. персид. армия полководца Шахрбараза, продвигаясь из Сирии на юг, овладела Кесарией Палестинской и рядом др. приморских портов. В нач. весны 614 г. Шахрбараз подошел к Иерусалиму и предложил жителям сдать город. Горожане во главе с патриархом Захарией согласились при условии сохранения их жизни и имущества, и в Иерусалим был введен персид. гарнизон. Однако затем последовали восстание части населения и резня персов. 15 апр. город был осажден персами и вскоре взят штурмом; население подверглось избиению. Большинство оставшихся в живых, в т. ч. патриарх Захария, были уведены в плен и расселены в Персидской Месопотамии; храм Гроба Господня был сожжен; мн. храмы и святыни сильно пострадали и впосл. более не восстанавливались. В Персию, ко двору шаха Хосрова II, были отправлены сокровища и церковные реликвии, в т. ч. Животворящее Древо Креста Господня ( Антиох Стратиг. 1909; Chron. Pasch. P. 704-705; Antonius Chozibita. 1888. P. 129-130; Себеос. 1862. С. 91; Chron Edess. P. 21-23; Theoph. Chron. P. 300-301). Две христ. реликвии, Св. копье и Св. губка, были вывезены из Иерусалима в К-поль и положены в соборе Св. Софии (Chron. Pasch. P. 705). Вместе с Иерусалимом были разорены все мон-ри. Насельники большинства монастырей в окрестностях Иерусалима бежали в Заиорданье и Сиро-Аравийскую пустыню. Те, кому не удалось спастись в пустыне, погибли; их тела лежали непогребенными долгое время. Оставшаяся братия лавры св. Саввы 2 года жила в мон-ре аввы Афанасия и опасалась возвращаться в свою обитель. Братия мон-ря Хозива во главе с игум. Дорофеем жила в странноприимном доме в Иерихоне, в то время как прп. Георгий Хозевит переселился в Иерусалим, хотя затем воссоединился с братией и решил вернуться в лавру ( Antonius Chozibita. 1888. Р. 129-134; Antiochus Sabbaita. Epistola ad Eustathium//PG. 89. Col. 1424-1425; Читти. 2007. С. 254-255).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Раскопки дома римского времени (Археологический музей Воль) В нач. весны 614 г., в ходе продолжительной византийско-персид. войны (602-628), персид. армия полководца Шахрбараза подошла к И. При известии о приближении персов мн. жители сельской местности укрылись в окруженном мощными стенами И. Оставшись без помощи разбитой визант. армии, жители не имели надежды отстоять И. и согласились сдать город персам при условии сохранения их жизни и имущества. Договор с Шахрбаразом заключил патриарх Захария Иерусалимский. В город был введен персид. гарнизон. Однако часть населения И. была настроена к персам враждебно, обвиняла патриарха Захарию в измене, и вскоре в И. произошло восстание, в ходе к-рого персид. отряд был перебит, а патриарх Захария, видимо под угрозой расправы, прервал отношения с персами. Во время восстания была вырезана иудейская община города, приветствовавшая установление власти персов. 15 апр. город был осажден персами и 5 мая взят штурмом. Персы и поддерживавшие их иудеи в течение 3 дней избивали христ. население и грабили город. В источниках приводится различное число людей, погибших от рук завоевателей: 17 тыс. чел. по Себеосу ( Себеос, еп. История имп. Иракла. Гл. 24/Изд.: К. П. Патканов. СПб., 1862), от 37 до 66 тыс. чел. по явно преувеличенным данным Антиоха Стратига ( Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима/Изд.: Н. Я. Марр. СПб., 1909. С. 58-63). Многие из оставшихся в живых, в т. ч. патриарх Захария, были уведены в плен и расселены в персидской Месопотамии. Храм Гроба Господня был сожжен, мн. храмы и святыни сильно пострадали и впосл. более не восстанавливались, сокровища и церковные реликвии, в т. ч. Животворящее Древо Креста Господня, были отправлены ко двору шаха Хосрова II (Там же; Chron. Pasch. P. 704-705; Antonius Chozibita. Vita S. Georgii Chozibitae/Ed. C. Houze//AnBoll. 1888. Т. 7. P. 129-130; Себеос. 1862. Гл. 29; Chron. Edess.; Theoph. Chron. P. 300-301). Две христ. реликвии, Св. копье и Св. губка, были вывезены из Иерусалима в К-поль и положены в соборе Св. Софии (Chron. Pasch. P. 705).

http://pravenc.ru/text/293782.html

Я же прославил Бога за то, что женщины одолевают и попирают врага. Сказал старец о душе, желающей покаяться. В некоем городе, – говорит, – была одна красивая блудница, и было у нее много друзей. Один вельможа, придя к ней, сказал: «Обещай мне отныне быть целомудренной, и я возьму тебя в жены». И она обещала. И взяв ее, он отвел ее в свой дом. А друзья ее искали ее и говорили: «Такой-то вельможа взял ее в свой дом. Итак, если мы войдем к нему через парадный вход, и он узнает об этом, то накажет нас. Но лучше давайте пойдем на задворки дома, и посвистим ей, а она, узнав звук свиста, спустится к нам, и мы окажемся невиновными». И вот она, услышав свист, заткнула уши, и убежала во внутренние покои, и затворила двери. Старец же говорил, что блудница – это душа, а друзья ее – страсти и люди, а подзывающие ее свистом – это лукавые бесы; душа же всегда прибегает ко Господу. Использованная литература Du Cange Ch.  Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis. Vratislavae, 1898. Lampe G. W. H. (ed.).  A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961. Liddell-Scott  =A Greek-English Lexicon/Compil. by H. Liddell and R. Scott, rev. and augm. by H. Jones. Oxford, 1996. Sophocles E. A.  Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods. New-York, 1957. Suidas.  Lexicon/Ed. A. Adler. Leipzig, 1928–1935. Thesaurus Graecae Linguae/Ed. B. Hase, G. Dindorf, L. Dindorf. Paris, 1831–1865. Du Cange Ch.  Glossarium ad scriptores mediae et infimae Latinitatis. Niort, 1883–1887. Niermeier J. F.  Mediae Latinitatis Lexikon Minus. Leiden, 1976. Антиох Стратиг.  Пленение Иерусалима персами в 614 г./Изд. Н. Марр. СПб., 1909. (Тексты и разыскания по грузинской филологии. Кн. IX) [греч. текст: PG 86/2, 3236–3268. Лат. перевод груз, версии см.: Garitte 1960] Афанасий 1903  =Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах//Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго , архиепископа Александрийскаго. Т. Ш. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1903. С. 178–250 [греч. текст: PG 26, 835–976]. Василий Великий 1901  =Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийския. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. V.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Brother Mark, A Perfect Qur’an, 1999 Catholic Encyclopaedia, New York, 1911 Ein früher Koranpalimpsest aus San " á (DAM 01 –27.1). Teil III: Ein nicht – «utmanischer Koran» in: Markus Groß/Karl-Heinz Ohlig (Hg.), Die Entstehung einer Weltreligion I. Von der koranischen Bewegung zum Frühislam, INARAH Schriften zur frühen Islamgeschichte und zum Koran, Band 5, Berlin/Tübingen 2010 George Ricker Berry, The Interlinear literal Translation of the Greek New Testament. 1897 J.D. Douglas, The New Greek-English Interlinear New Testament. Wheaton, Illinois: Tyndale House Publishers, 1990 Jeffery, A. Materials for the History of the Text of the Qur " an. AMS Press, New York, United States of America. 1975 Majumdar, R. C.: «Evolution of Religio-Philosophic Culture in India», in: Radhakrishnan (CHI, 1956) Maloney, George A. Hymns of Divine Love. Dimension Books,1976 Martin Lings and Yasin Hamid Safadi, The Qur’an, 1976 Novum testamentum graece. Deutsche biblegesellschaft, Stuttgart 1898 Salmon V., The Fourth Gospel. A History of the Textual Tradition, Collegeville (Minn.), 1976 Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954 Анафема, или Торжество Православия, совершаемое ежегодно в первый воскресный день великого поста. (Три письма к другу). Составил Быстротоков А.А.. – СПб., 1863. Архимандрит Киприан (Керн) . О часе смертном. М., 1990 Анналы. Малые произведения. Научно-изд. центр «Ладомир», М., 1993 Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима персами в 614 г. СПб., 1909 Б. Мецгер. Текстология Нового Завета. – М.: ББИ, 1999 Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник/Автор-сост. профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005 Белоусов Л.В. Основы общей эмбриологии. М.: «Наука». 2005 Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994 Блаженный Феофилакт Болгарский . Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта Болгарского на святое Евангелие. T.1. Лепта-Пресс, 2005

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Дед его крестился ради карьеры, и стал доверенным лицом папы Льва IX (в честь которого и получил имя), а после – Григория VII. Отец будущего папы, Пьерлеоне (Пьетро, сын Льва) имел уже славу богатейшего олигарха Рима. Ему принадлежал замок у театра Марцелла (Teatro di Marcello), замок Св. Ангела (который подарил ему Урбан II), остров на Тибре, где располагалась главная резиденция рода, а также огромный комплекс строений на западных склонах Капитолия, и многочисленные склады, лавки и магазины Двух своих сыновей Пьерлеоне подготовил для светской и духовной карьеры. Первый сын пытался получить должность префекта Рима, но проиграл. Второй же, с детства вращаясь в кардинальских кругах, не подвёл. Пьетро обучался в Париже у Абеляра, позднее, по проекции отца был возведён папой Пасхалием II в ранг кардинала-диакона, исполнял должность папского легата во Франции и Англии. Папский престол Пьетро Перлеоне получил путем фактического захвата власти. За день до этого конкурирующая партия кардиналов, опасающаяся еврея на папском престоле, уже избрала папу Иннокентия II. Таким образом, восьмилетний понтификат этого «рыкающего льва иудейского», по выражению его врага, Бернарда Клервоского, вылились в очередной раскол папства, хаос, и новую череду «антипап». Пьерлеоне обвиняли в бесконечных подкупах римской знати, ограблении римских церквей, раздаче христианских богатств евреям, симонии и аморальном поведении. Впрочем, мнения, как всегда, разделялись на антисемитов и тех, кому папа щедро платил. Но, так или иначе, пророчество Павла и позиция Бл. Августина защитили евреев. Просвещенная Римская церковь пользовалась услугами еврейских финансистов, и всегда вставала на защиту евреев от традиционных стихийных народных выражений «любви». См. Б. Деревенский, «Книга об Антихристе» Антиох Стратиг сообщает в своем в «Пленении Иерусалима»: «недобрые иудеи обрадовались, увидев, что христиане отданы в руки врагов, и задумали злую мысль, так как значение их у персов было велико за их предательство.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/06/chelov...

317 Theoph.326, 20–23; об освобождении заключенных в «крепости забвения» знает Моисей Каганкатваци (стр. 114). 319 Tabari.361–382; Anon. Guidi. 25, 2–5; Моисей Каганкатваци. гл. 13. 114–117. Очень подробный рассказ о низвержении Хосрова см. Nöldeke, Tabari, 361–383. Он разукрашен длинной вставкой речи Адар-Гушнаспа Хосрову с изобличением его в разных неправдах и обидах, какие он причинял подданным и своим сыновьям. В длинной ответной речи Хосров дает по пунктам отчет о состоянии государства и казны с весьма интересными подробностями, характеризующими как состояние Персии в то время, так и идеал восточного деспота. 326 Chron. Pasch.736, 22–23. – περ τπου[που μλλει γενεσ]ϑαι ειρνη κα... οαν τησιν χετε... ημς. Дополнения принадлежат Болотову. Виз. Врем. XIV, 77 прим. 1. 330 Сведение о том, что Ираклий направился из Ганзака в Армению, сохранил автор повествования о мученической кончине Анастасия Перса (22 декабря 622 года), свидетелем которой он был. К армии Ираклия он присоединился в Дастагерде и с нею совершил путь в Армению, откуда затем и прибыл в свой монастырь в Палестине. – Acta mart. Anast. Persae. ed. Usener. 12, b. 1. 333 Agap. Menb. Patr. Or. VII, 465 (205). Интересно отметить, что Агапий ведет Ираклия из Ганзака не в Феодосиополь, а в селение Фомакин, место остановки Ноева ковчега. 335 См. Адонц . Армения в эпоху Юстиниана. Петербург, 1908; Джавахов. Государственный строй древней Грузии и древней Армении, П-брг. 1905. 337 Nöldeke, Tabari. 386. – Хосров и Широе запрашивали по всем важным вопросам мнение Шахрбараза, а знать, выдвинувшая Ардашира, обошлась без него. 338 По догадке Nöldeke , смерть Широе последовала 15 сентября 628 г. Tabari . 385, п. 6. Новооткрытый источник, Антиох Стратиг , подтвердил эту догадку, стр. 64, 23. 344 N ö ldeke , Tabari,300–303. – Та же версия с некоторыми отступлениями в подробностях сохранена у Агапия Маббугского, пер. Васильева, 461–462 (201–202). Измену Шахрбараза Агапий относит ко времени до сношений Ираклия с хазарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

514 См.: М. Н. Сперанский. . Южно-славянские и русские тексты легенды строительства церкви Св. Софии в Царьграде. — Сборник в честь на Васил Н. Златарски. София, 1925, с. 41—422; В. Д. Смирнов . Турецкие легенды о Святой Софии. СПб., 1898. 515 A. Heisenberg . Die Apostelkirche in Konstantinopel. Leipzig, 1908. 516 O. Dalton . East Christian Art, pp. 77—78. 517 Ch. Diehl . Raverme. Paris, 1907, p. 8, 132. 518 См. статью на эту тему В. Н. Бенешевича: Sur la date de la mosaique de la Transfiguration au Mont Sinai. — Byzantion, vol. I, 1924, pp. 145—172. 519 См.: Ch. Diehl . Manuel d " art byzantin, vol. I, pp. 230—277. 520 Себеос . История императора Иракла. Перевод с армянского К. Пат-канова. СПб., 1862, с. 129. 521 A. Pernine . L " imperatore Eracleo. Firenze, 1905, p. 44; H. Gregoire . An Armenian Dynasty on the Byzantine Throne. — Armenian Quarterly, vol. 1. 1946, pp. 4—21. Он называет весь период с 582 до 713 гг. первой армянской эрой в византийской истории (р. 8). 522 Е. W. В. Brooks . Who was Constantine Pogonatus? — Byzantinische Zeitschrift, Bd. XVII, 1908. SS. 460—462. 523 Не настолько, чтобы воспрепятствовать ему говорить. 524 J. В. Bury. A History of the Later Roman Empire... London 1889 vol. II, p. 354. 525 De expeditione persica, vv. 90—91. 526 G. Ostrogorski . Geschichte des byzantinischen Staates. Munchen, 1940, S. 96. 527 Антиох Стратиг . Взятие Иерусалима персами в 614 г. Перевод с грузинского Н. Я. Марра. СПб., 1909; английский перевод — F. С. Со-певеаге в журнале English Historical Review, vol. XXV, 1910, p. 506. См. также: P. Peeters . La prise de Jerusalem par les perses. — MUSJ, vol. IX, 1923. 528 Н. П. Кондаков . Археологическое путешествие по Сирии и Палестине СПб., 1904, с. 173—174. 529 Возможно, аварское вторжение имело место в 617 году. См. N. Baynes . The Date of the Avar Surprise. — Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXI, 1912, SS. 110—128. 530 Хронология Исидора неточна, lsidori Hlspalensis Chronica Majora (PL, t. LXXXIII, col. 1056) — пятый год царствования. Ed. Th. Mommsen. Monumenta Germaniae Historica. Auctorum Antiquissimorum, XI, Chronica Minora, II, p. 479 — шестнадцатый год царствования.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

15 Иудеев, которых положил не удостоивать погребения, а выбрасывать вместе с детьми их хищным птицам и зверям, сделаю всех равными Афинянам; 15 иудеев же, ихже хотех ниже погребение сподобите, но птицем зверем на растерзание предати со младенцы, всех их равных афинеом сотворю: 16 святый храм, который прежде ограбил, украшу отличнейшими дарами, священные сосуды возвращу все, и еще в большем количестве, и необходимые для жертв издержки буду производить из моих доходов; 16 храм же святый, егоже прежде ограбих, предобрыми дары украшу, и священныя сосуды много болше вся воздам, и подобающая к жертвам иждивению от своих доходов подам: 17 сверх того, сам сделаюсь Иудеем и, проходя по всякому обитаемому месту, буду возвещать силу Божию " . 17 к сим же и иудеанином быти, и всякое место обитаемо проходити, и проповедати Божию державу имам. 18 Но когда боли нисколько не умалялись, ибо пришел уже на него праведный суд Божий, он, отчаиваясь в себе, написал к Иудеям письмо, имевшее значение мольбы, следующего содержания: 18 Но никакоже престающым болезнем, найде бо нань праведный Божий суд, о себе отчаявся, писа ко иудеом ниженаписанное послание, моления чин имущее, содержащее же сия: 19 " Царь и военачальник Антиох добрым Иудеям-гражданам - много радоваться и здравствовать и благоденствовать. 19 предобрым гражданом иудеом зело радоватися и здравствовати и благоденствовати, царь антиох и стратиг: 20 Если вы здравствуете с детьми вашими и дела ваши идут по вашему желанию, то я воздаю Богу величайшую благодарность, возлагая надежду на небо. 20 аще здравствуете и чада, и (имения) вашя но мысли вам суть, благодарю убо Богу великим благодарением, на небо упование имея: 21 Я же лежу в болезни и с любовью воспоминаю о вашей почтительности и благорасположении ко мне. Возвращаясь из пределов Персии и подвергшись тяжкой болезни, я за нужное почел позаботиться об общей безопасности всех. 21 аз же в немощи лежащь, вашу честь и благоприятство воспоминах любезно: возвращаяся от персидских мест и впад в болызнь тяжку, нужно возмнех попечение возимети о общем всех утверждении:

http://drevo-info.ru/articles/11061.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010