Н 1661). В нач. XIV в. было создано Мученичество св. Николая Двали (Hieros. Patr. 24-25), содержащее рассказ о совр. автору нек-рых иерусалимских деятелях периода господства Египта в Сирии и Палестине, а также Мученичество св. Луки Иерусалимского (Мухаисдзе), настоятеля Крестового мон-ря в период перестройки его в мечеть. В XVI в. в Крестовом мон-ре подвизались Беена Чолокашвили, Зосим Кумурдоели, Барнаба Тбилели, Власи Урбнели, поновлявшие древние метафрастические жития, тексты Миней, Триодей, Синаксарей и др. богослужебных книг и сумевшие спасти их от гибели. В XVIII в. в связи с переходом груз. мон-рей в юрисдикцию Иерусалимского Патриархата число груз. монахов и паломников уменьшилось, начался спад деятельности лит. школы. В мон-ре Палавра во имя св. Харитона (греч. παλια λυρα - Древняя лавра; в 10-12 км от Иерусалима) работали Иоанн Сапарели, Павел, Стефан и Тевдоре Палаврельцы, Григол Харитонцминдели. В 968 г. Иоанн Сапарели переписал соч. Георгия I, патриарха Александрийского (619-630), Житие свт. Иоанна Златоуста (Кекел. H 2124). Каллиграф Павел создал агиографический сборник (Sinait. iber. 11, IX/X-XI вв.). В XI в. Григол составил сборник речей свт. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина и др. (Кекел. H 1662). С мон-рем Голгофа связана деятельность Иоанна Голгофского, Микаела, Нистереона и Квирике Агдгомели (XI в.), Иоанна Вардзиели, Махаребела Агдгомели (XIV в.), Иосеба (Хунгусдзе) и др. Лит. работа велась также в груз. палестинских мон-рях святых Василия, Феодора, Николая, Самуила, в Гефсимании, в жен. мон-рях в Каппате, Дертаве, Дертепе, Шихане (ущелье р. Арнон, совр. Эль-Мауджиб, Иордания). Ист.: Иона [Гедеванашвили], митр. Руиси. Странствование. Тифлис, 1852; Цагарели А. Памятники груз. старины в Святой Земле и на Синае//ППС. 1888. Т. 4. Вып. 1. С. 159-163; Марр Н. Антиох Стратиг: Пленение Иерусалима персами в 614 г.//ТРАГФ. 1909. Т. 4; он же. Синодик Крестового мон-ря в Иерусалиме. СПб., 1914; он же. Краткое описание груз. рукописей греч. Патриаршего книгохранилища/Ред.: Е.

http://pravenc.ru/text/639853.html

…Все еще дыша ненавистью к благочестию, Константин надругался над святыми назарейскими схимниками. Так, устроив конские состязания, он приказал некоторых из них выпустить на середину театра и каждому вести за руку женщину – монахиню. Зрители бросали им всевозможные оскорбления, плевали в них, как это обычно делает беспорядочная чернь. Так дважды прошли они тот беззаконный, постыдный путь 75 . После этого Константин по ложному доносу подвел некоторых мужей, занимавших значительные должности, под тяжелейшее обвинение в том, будто они пытались отнять у него власть. Среди них был Антиох, доставлявший царю донесения об общественных делах (придворные называют эту должность логофетом дрома) 76 , Феофилакт, патрикий и стратиг, и еще несколько царских щитоносцев и телохранителей, кроме них и другие. В скором времени, устроив те же состязания, царь повелел вывести на ристалище закованных в цепи, а на другой день осудил на смерть братьев Константина и Стратегиона; он приказал отсечь им головы в так называемом городском Кинигии 77 , а у других вырвать глаза. Днем позже царь взял клятву с некоторых родственников Константина, патриарха Византия, в том, что они придумают против него обвинение, и во всеуслышание уличил, будто от него слышали обо всех замыслах Антиоха и Феофилакта. И тотчас отправил Константина в Иерию – так назывался царский дворец, расположенный напротив Византия, к юго–востоку; патриархом же он назначил евнуха Никиту, пресвитера церкви святых Апостолов. Все это происходило в августе месяце четвертого индиктиона. Через некоторое время царь посылает за Константином, и его приносят на закрытых носилках в храм. Вместе с тем к нему присылают одного из царских нотариев, доставившего письменное обвинение против него. Это обвинение нотарий зачитывает вслух перед собравшимся там народом, при каждом пункте обвинения ударяя Константина по голове. И, подняв его на амвон, бьют розгами, а новый патриарх перед алтарем читает эти обвинения. А на следующий день, устроив обычное конское состязание, царь приказывает ему сесть на осла, привязать седло задом наперед и так влачить его под ругань и плевки всего народа. А вскоре после этого царь повелел отсечь Константину голову в городском Кинигии и пронести ее поднятой вверх в так называемом Милии; тело же его приказал тащить на тростниковых веревках по главной улице города и бросить в рвы, называемые Пелагийскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н.Д. Кузнецов. 1911, II, 6, 259–273; 7–8, 567–581. 581. Новый труд по истории Англии в эпоху реформации. А. Савин, Английская секуляризация. Москва, 1906. В.А. Соколов. 1907, I, 4, 820–833. 582. Источники по истории реформации. Издание Высших Женских Курсов. Выпуски I–II. Москва, 1906–1907. Библиографическая заметка. А.П. Орлов. 1907, II, 5, 247–251. 583. Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима Персами в 614 г. Грузинский текст исследовал, издал, перевел и арабское извлечение приложил Н. Марр. (Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии, книга IX. Спб., 1909). С.Л. Авалиани. 1909, III, 11, 498–502. 17. История Русской Церкви а) Исследования. 584. Как служили миру подвижники древней Руси? (Историческая справка к полемике о монашестве). С.И. Смирнов. 1903, I, 3, 516–580; 4, 716–788. 585. К вопросу о старых академических тезисах и их значении для археологии. (Тезисы Киево-Могилянской Коллегии 1713 г.) Сообщение в заседании отделения церковных древностей XI Археологического Съезда в Киеве. А.П. Голубцов. 1903, II, 7–8, 414–430. 586. Придворные певчие и крестовые священники и дьяки в XVII в. Прот. Н. Извеков. 1903, III, 10, 255–294. 587. Разбор некоторых вопросов, касающихся Стоглава. Реферат в Славянской Комиссии Московского Археологического Общества Н. Кононов 1904, I, 4, 663–701. 588. Власть патриаршая и архиерейская в древней Руси в их отношении к власти царской и к приходскому духовенству. Н. Ф Каптерев. 1905, I, 4, 657–690; II, 5, 27–64. 589. Русские Богомилы XV века («Жидовствующие»). Ф.М. Ильинский. 1905, II, 7–8, 436–459. 590. Митрополит Зосима и дьяк Федор Васильевич Курицын. Ф.М. Ильинский. 1905, III, 10, 212–235. 591. Духовная цензура в России в первой половине XIX в. (1799–1855) А.Н. Котович. 1906, I, 4, 654–691. 592. Царь и патриарх. К характеристике их взаимных отношений. Еп. Евдоким. 1906, I, 4, 739–767. 593. «Закон Божий, правила государственные, благонравие и ли- —53— тература» в сознании духовных цензоров эпохи Александра I. А.Н. Котович. 1906, II, 7–8, 497–529.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ свт. (пам. греч. 21 февр., 31 янв., 28 окт.), патриарх Иерусалимский (609 - после 614). До избрания патриархом был пресвитером и скевофилаксом К-польского Патриаршего престола. В Пасхальной хронике указано, что З. стал преемником патриарха Исихия в 7-й год правления визант. имп. Фоки (609). О правлении патриарха до 614 г. сведений немного. В нач. 614 г., во время широкомасштабной византийско-персид. войны (602-628), охватившей всю территорию Ближ. Востока, персидская армия полководца Шахрбараза подошла к Иерусалиму. Не имея возможности держать оборону, делегация горожан во главе с З. вступила в переговоры с персами. Вскоре З. заключил договор с Шахрбаразом о том, что Иерусалим сдается персам, в город вступает персид. гарнизон, но вся внутренняя жизнь Иерусалима и имущество горожан сохраняются в неприкосновенности. Однако З. не удалось удержать город в спокойствии, и спустя короткое время горожане восстали против персов, одновременно устроив погром иудейских кварталов города. Под давлением паствы З. был вынужден прервать отношения с персами. Война возобновилась: 15 апр. 614 г. Шахрбараз осадил Иерусалим и после 20 дней боев захватил город штурмом. Иерусалим был разграблен, погибло неск. тыс. чел. Множество жителей города, в т. ч. и З., были уведены персами в плен, в Персию было вывезено Животворящее Древо Креста Господня (Chron. Pasch. P. 704-705; Theoph. Chron. P. 300-301). После 614 г. документальных сведений о З. нет. Хронист нач. IX в. Феофан Исповедник считал, что З. был патриархом 22 года. После заключения мира между Византией и Персией в 629 г. вместе с др. пленными З. вернулся в Иерусалим и вновь занял кафедру, управлял ею до 631 г. Однако эти сведения нельзя признать достоверными. Антиох Стратиг, написавший соч. «Пленение Иерусалима» в 30-х гг. VII в. (сохр. в груз. и араб. переводах), утверждал, что З. умер в плену. В груз. переводе повествования Антиоха говорится, что в 631 г.

http://pravenc.ru/text/182667.html

Деталь колонны базилики (нач. V в.) у Овчей купели (Вифезды) в Иерусалиме Деталь колонны базилики (нач. V в.) у Овчей купели (Вифезды) в Иерусалиме В отсутствие патриарха управление ИПЦ взял на себя архим. Модест, настоятель мон-ря св. Феодосия, ранее бывший помощником патриарха Захарии. Одновременно персы доверили Модесту управление полуразрушенным Иерусалимом, поскольку гражданской светской администрации в городе к тому моменту не осталось. В последующие годы Модест постарался сделать все возможное для возрождения Иерусалима. Среди персов далеко не все приветствовали жестокое разграбление Св. града, а также участие в нем иудеев. Йездин, один из приближенных Хосрова II и казначей Персии, склонил шаха к тому, чтобы разрешить христианам восстановление храмов и издать запрет иудеям проживать в Иерусалиме. Из Персии на возрождение города поступили значительные денежные пожертвования. Помощь пострадавшим жителям Палестины и ИПЦ оказывал Александрийский патриарх св. Иоанн III Милостивый, к-рый принял в Египте большое число беженцев из Палестины, организовывал выкуп пленников через епископов Ринокоруры, Синая и Амафунта Кипрского, отправлял в Иерусалим караваны со съестными припасами для разоренных войной жителей ( Leontios " von Neapolis Leben des hl. Iohannes des Barmherzigen Erzbishofs von Alexandrien/Hrsg. H. Gelzer. Freiburg i. Br.; Lpz., 1893. S. 112; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 1084). Поддержку Модесту оказала также Армянская Апостольская Церковь через общины армян в Иерусалиме и в др. городах Ближ. Востока. Католикос армян Комитас вел переписку с Модестом по этим вопросам. В годы персид. оккупации Палестины мн. святыни Иерусалима, и прежде всего храм Гроба Господня, были восстановлены. В 628 г. визант. имп. Ираклий одержал победу над Персией. В 629-630 гг. в соответствии с условиями мирного договора персы вывели свои гарнизоны со всех оккупированных территорий, в т. ч. из Палестины. В 630 г. по договору с Шахрбаразом византийцам была возвращена святыня - Животворящее Древо Креста Господня; передача состоялась в г. Иераполе, где, возможно, присутствовал и имп. Ираклий. 21 марта 630 (или 631) г. в Иерусалиме состоялась торжественная церемония возвращения Креста Господня в храм Св. Гроба. Имп. Ираклий в сопровождении имп. Мартины прибыл в Св. град и возложил святыню на Голгофу. Жители Иерусалима приветствовали освобождение с пальмовыми ветвями в руках ( Georgio di Pisidia. Poemi/Ed. A. Pertusi. Ettal, 1959; Себеос. 1862. С. 111-112; Theoph. Chron. P. 328; Антиох Стратиг. 1909. С. 65). Модест умер 17 дек. 631 г. в Созусе, по пути на новую встречу с имп. Ираклием.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Интерьер ц. блгв. кн. Александра Невского. Освящена в 1896 г. Фотография. 2008 г. Интерьер ц. блгв. кн. Александра Невского. Освящена в 1896 г. Фотография. 2008 г. В отсутствие патриарха и к.-л. гражданской администрации персы поручили управление И. архим. Модесту, к-рый ранее был помощником патриарха Захарии. В последующие годы Модест постарался сделать все возможное для возрождения И. Среди персов далеко не все приветствовали разграбление Св. града, а также участие в нем иудеев. Йездин, один из приближенных Хосрова II и казначеев Персии, склонил шаха к тому, чтобы разрешить христианам восстановление разгромленных храмов, а также запретить иудеям проживать в И. Из Персии на восстановление И. поступили значительные денежные пожертвования. Помощь пострадавшим оказывал Александрийский патриарх св. Иоанн III Милостивый, к-рый принял в Египте большое число беженцев из Палестины, организовывал выкуп пленников, отправлял в И. караваны со съестными припасами ( Leontios " von Neapolis Leben des hl. Iohannes des Barmherzigen Erzbishofs von Alexandrien/Hrsg. H. Gelzer. Freiburg i. Br.; Lpz., 1893. P. 112; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 1084). Поддержку Модесту оказала также ААЦ через общины армян в И. и в др. городах Ближ. Востока; католикос Комитас вел переписку с Модестом по этим вопросам ( Себеос. 1862. Гл. 21, 25). В годы персид. оккупации Палестины часть святынь И., и прежде всего храм Гроба Господня, была восстановлена. После победы визант. имп. Ираклия в 629-630 гг. персы были вынуждены вывести свои гарнизоны из ранее занятых провинций, в т. ч. из И. 21 марта 630 (или 631) г. имп. Ираклий в сопровождении имп. Мартины прибыл в И. и торжественно передал в храм Гроба Господня возвращенную из Персии реликвию Св. Креста ( Антиох Стратиг. 1909. С. 64-65; Georgio di Pisidia. Poemi/Ed. A. Pertusi. Ettal, 1959. Vol. 1; Себеос. 1862. Гл. 29; Theoph. Chron. P. 328). Но восстановление христ. правления в И. оказалось недолгим: уже осенью 636 г. к стенам И. подошел араб. отряд полководца Абу Убайды, начавший блокаду города. В апр. 637 г., когда в Палестину прибыл халиф Омар, жители И. во главе с патриархом Софронием вступили с ним в переговоры и капитулировали вновь на условиях сохранения их безопасности и имущества. Омар в поношенной шерстяной одежде въехал в город на верблюде, что резко контрастировало с пышностью традиций визант. гос. церемониала и церковного обихода ( Theoph. Chron. P. 339; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 1099; Iliae Nysibeni Opus chronologicum. VII 64/Ed. E. W. Brooks. P., 1910. 2 t.; Mich. Syr. Chron. XI 7. 425-426). Для И. началась эпоха мусульм. правления. Храмы и археологические памятники ранневизантийской эпохи

http://pravenc.ru/text/293782.html

Святитель Афанасий Великий . Тт. I–IV. М., 1994; Житие Пахомия G, (см. Хосроев А. Л. Пахомий Великий (Из ранней истории общежительного монашества в Египте). НесторИстория. Спб., 2004; Послание епископа Аммона об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора, пер. Сидорова А. И. (см. «У истоков культуры святости (Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности)» переводы, вст. ст., комментарии А. И. Сидорова ); Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. СвятоТроицкая Сергеева Лавра, РФМ, 1993; Палладий, епископ Еленопольский. «Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов» . Донской монастырь, М., 1992; Сократ Схоластик . Церковная история. М., 1996; Созомен Эрмий. Церковная история. Спб., 1851; Св. Игнатий Брянчанинов . Отечник (Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием). Донской монастырь. М., 1992; Кирилл Скифопольский . Жития ; Житие Петра Ивера, подвижника и епископа майюмского V века//Православный палестинский сборник. Т. 16, в. 2, СПб., 1896 (см. www.vostlit.info); Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Донской монастырь, М., 1993; Иоанн Мосх . Луг духовный. М., 1991; Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима. СПб., 1909 (см. http://palomnic.org); Себеос. История императора Иракла (сочинение епископа Себеоса, писателя VII века). М. 1862 (см. www.vostlit.info); Преподобный Иоанн, игумен Синайской Горы. Лествица. СвятоТроицкий НовоГолутвин женский монастырь, М., 1992. 1 Eusebius. Η. Ε. VII, 32, 31. Обычно мученичество Петра, архиепископа Александрийского, датируется 311 годом. Однако Лолор и Оултон (Lawlor and Oulton. Vol. II. pp. 2645) приводят ряд серьезных аргументов в пользу того, что здесь следует говорить именно о 312 г. Более ранняя дата относится скорее к началу, а не к окончанию последней волны гонений Максимина, вследствие чего эпитет священномученика Петра «конец (печать) мучеников» в этом случае теряет свой смысл. История, которая, по мнению Тельфера (Telfer Anal. Boll. LXVII, 11730), стала основой Passio S. Petri, наводит на мысль о том, что его казнь являлась отдельным актом в то время, как христиане уже радовались прекращению гонений, и не вызывает особого доверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗАХАРИЯ ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Память 21 февраля (Греч.), 31 января (Греч.), 28 октября (Греч.) До избрания патриархом был пресвитером и скевофилаксом Константинопольского Патриаршего престола. В Пасхальной хронике указано, что Захария стал преемником патриарха Исихия в 7-й год правления византийского имп. Фоки ( 609 год). О правлении патриарха до 614 года сведений немного. В начале 614 года, во время широкомасштабной византийско-персидской войны (602-628), охватившей всю территорию Ближнего Востока, персидская армия полководца Шахрбараза подошла к Иерусалиму . Не имея возможности держать оборону, делегация горожан во главе с патриархом Захарией вступила в переговоры с персами. Вскоре Захария заключил договор с Шахрбаразом о том, что Иерусалим сдается персам, в город вступает персидский гарнизон, но вся внутренняя жизнь Иерусалима и имущество горожан сохраняются в неприкосновенности. Однако патриарху Захарии не удалось удержать город в спокойствии, и спустя короткое время горожане восстали против персов, одновременно устроив погром иудейских кварталов города. Под давлением паствы Захария был вынужден прервать отношения с персами. Война возобновилась: 15 апреля 614 года Шахрбараз осадил Иерусалим и после 20 дней боев захватил город штурмом. Иерусалим был разграблен, погибло несколько тыс. чел. Множество жителей города, в т. ч. и патриарх Захария, были уведены персами в плен, в Персию было вывезено Животворящее Древо Креста Господня . После 614 года документальных сведений о патриарха Захарии нет. Хронист начала IX в. Феофан Исповедник считал, что Захария был патриархом 22 года. После заключения мира между Византией и Персией в 629 году вместе с другими пленными Захария вернулся в Иерусалим и вновь занял кафедру, управлял ею до 631 года. Однако эти сведения нельзя признать достоверными. Антиох Стратиг , написавший сочинение «Пленение Иерусалима» в 630-х годах (сохр. в грузинском и арабском переводах), утверждал, что Захария умер в плену. В грузинском переводе повествования Антиоха говорится, что в 631 году после возвращения Животворящего Древа Креста в Иерусалим император Ираклий назначил новым патриархом Модеста , бывш. игумена монастыря Феодосия. Те же сведения подтверждает синайский Палестино-грузинский календарь, где сказано, что архиеп. Иерусалимский Захария умер в плену у персов.

http://drevo-info.ru/articles/5283.html

А. Л. [Рец. на:] Фёстер Г. Моисеево уголовное право в его историческом развитии//Странник, 1904, II. А. П. [Рец. на:] Попов Т. Библейские данные о различных болезнях и их врачевании, в связи с общим характером библейско-еврейского миросозерцания. Киев, 1904//Странник, 1905, июнь. А. Т. [Рец. на:] Троицкий Н.И. Плач пленных иудеев. Тула. 1902//Странник, 1904, I. А. Фараон, Моисей и Исход//Труды Киевской духовной академии, 1875, т. IV, – С. 249–271. Авалиани С.Л. [Рец.на:] Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима персами в 614 г. Груз.текст исслед., издал, пер. и арабское извлечение приложил Н.Марр. (Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии. Кн. IX. СПб., 1909)//Богословский вестник. 1909. Т. 3. 11. С. 498–502. Августин, бл. Зерцало из Священного Писания //Труды Киевской духовной академии, 1904, т. I. Авданский. Идея о творении в Писаниях Ветхого Завета//Странник, 1915, I, март. Авербарх И. Сходство обрядов и постановлений Православной Церкви с обрядами и постановлениями Церкви ветхозаветной//Странник, 1870, II. Аквилонов Е. , прот. Чти отца твоего и матерь твою//Христианское чтение, 1911, I, март-апрель. Алексий, архим. Ветхозаветное учение о таинстве Пресвятой Троицы//Прибавления к творениям святых отцов, 1849, Алексий, архим. О лице Господа нашего Иисуса Христа//Прибавления к творениям святых отцов, 1847, 1848, Алексий, архим. Об Ангелах Хранителях//Прибавления к творениям святых отцов, 1849, Амфитеатров Е.В. Общий характер священной поэзии евреев//Прибавления к творениям святых отцов, 1847, Анатолий, архиеп. Письмо к требовавшему, хотя краткого наставления о том, как узнать и определить пророческий смыл Священного Писания //Странник, 1869, II, август. Анатолий, архиеп. Религиозная и общественная жизнь евреев, обитающих в западных областях России//Странник, 1862, III, июль-август. Аничков-Платонов И. О благословениях Ветхозаветных и Новозаветных//Прибавления к творениям святых отцов, 1848, Антоний (Храповицкий) , митроп. О правилах Тихония и их значении для современной экзегетики //Прибавления к творениям святых отцов, 1891, 48.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

рк.), вероятно, это и есть измененный в связи с последним праздник 29 января, потому что в Богоявление армянская церковь с VIII в. 56 вспоминает не только Рождество, но и Крещение Господне. Гроб и мощи св. Иоанна находились в Севастии 57 . Чтения для названного праздника: Пс. 115:6 (выше), Деян. 13:17–42 , алл. Пс. 114 , Мф. 14:1–12 . Указанные раньше памяти 25–29 декабря в лекционариях хотя и палестинские, но назначенные для них там особые чтения сравнительно с положенными для 7 дней Рождества едва ли можно признать иерусалимскими. Подлежит также сомнению иерусалимское происхождение чтений, указываемых лекционариями на памяти муч. Маккавеев и апп. Филиппа и Андрея (15 и 30 ноября), так как эти памяти не иерусалимские. 2 P. Geyer. Itinera hierosolymitana. (Corpus scriptor. ecclesiastic latinor. Vindobon., v. XXXIX), pp. 78–98. 3 Св. Епифаний пишет (Exposit. fidei, с. 21): «Литургию от апостолов установлено совершать по средам, пяткам и воскресениям, среду и пяток (нужно проводить) в посте до 9-го часа, ибо Господь в начале среды был схвачен, а в пяток распят, поэтому апостолы и предали проводить эти дни в посте». 5 Термин «гимн» у Эферии равнозначущ с названием – «псалом» (например, в описании вечерни: dicuntur psalmi lucernares – dicuntur ymni – dicti fuerunt psalmi, Geyer, 72 и 91). Под антифонами же следует разуметь разного рода припевы к псалмам, выбранные из Св. Писания и сочиненные вновь, из коих вышли песнопения. Образцы их можно видеть, наприм., в Хлудовской Псалтири по уставу в. Константинопольской ц. (Архим. Амфилохий. Археологические заметки о греч. псалтири IX в., 1876, ср. с т.н. каноном антифонов патр. Анфима, Pitra, Monum. jur. eccl. graec., II), в бревиарие и псалтири древне-испанской ц. (Migne. lat. 86), антифонарие римской ц. (ibid. 77) и др., в нашем богослужении любопытное собрание антифонов дано в последовании Св. Страстей, именно, в его тропарях, – древнейшие из них представляют собою просто стихи псалмов. Антифоны различными способами припевались к стихам псалмов. Эферия отличает такие псалмы с антифонами от простых псалмов потому, что при пении антифон предпосылался псалму и, кроме того, антифоны украшались особыми мелодиями и напевами (psalmos… antiphonarum melodiis protelatos, I. Кассиан, De coenob. instit. II, 2): таким образом они как бы господствовали над псалмами. 6 Остатки этого храма теперь откопаны католическими монахами. См. статью H. Vincent’a L’eglise de l’Eleonora в Revue biblique, 1911, 2, р. 219. 17 Ibid. В сирском мартирологе 411 г. Райта память апп. Иоанна и Иакова в Иерусалиме стоит еще под 27 дек. (De-Rossi et Duchesne, Martyrologium Hieronymianum 1894, LII). 23 Н. Марр, Антиох Стратиг. Пленение Иерус. персами (Текст. и разыск. по арм. груз. филол., IX), 1909, стр. 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010