Утверждаем с ответственностью за это, что с 1928 года и до сего дня наша священная обитель не приняла ни одного русского (кроме нескольких пустынников и келлиотов, принятых ради милостыни на покой или в больницу), тогда как в тот же промежуток времени (1928–31 годы) нами были приняты 6 молодых греков (и то не из-за недостатка в желающих прибыть на Святую Гору для обоснования в ней и душевного спасения русских из рассеяния, но по причине строгих и, как думаю, преувеличенных мер уважаемого греческого правительства). Никто, однако, не может требовать, чтобы мы принимали первых попавшихся, из которых большинство – люди, не внушающие доверия (разные безработные и прочие). И в то же время как греческое правительство для оправдания ограничения (чтобы не сказать воспрещения) прибытия русских на жительство во Святую Гору указывает на необходимость строгого контроля и выбора между желающими приехать, как можно требовать от нашей обители принимать всех безразлично под угрозой скорого разрушения нашего общежития (необходимо заметить, что приходящие изнутри государства на Святую Гору почти не подвергаются контролю властей). К сему же и исключительно трудное экономическое положение нашей священной обители не позволяет нам принимать людей преклонного возраста, не могущих работать (должно заметить, что монахи-греки по установленному обычаю и настойчивому требованию о. Геронтия освобождаются от трудных работ и занимаются почти исключительно церковью). Поэтому принятие в общежитие грека бывает в тягость экономическому положению обители, столь потрясённому уже неблагоприятными обстоятельствами. Но все же русские назначаются нами в конюшню, поварню, в лес, на лесопилку, на корабль и на другие тяжёлые, но необходимые службы. Что же касается нашего отношения к новому Основному Канонизму Святой Горы, то имеем впечатление, что Ваше Божественное Святейшество, к нашему огорчению, лишено правильных сведений по этому вопросу. Потому что весьма неточно, что наша священная обитель не признаёт Основного Канонизма (в его целом).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отношения греческого государства и Константинопольской Патриархии к русскому монашеству на Афоне в первой половине XX века 18.04.2016 711 Время на чтение 33 минут В 1920-е - 1930-е гг. отношения братии Свято-Пантелеимоновского монастыря (как и других русских святогорцев) с греческими властями складывались непросто, порой возникали довольно острые конфликты, но, в конечном итоге, их удавалось разрешать. Важнейшей из этих проблем стала разработка и принятие нового устава Афона. После революции 1917 г. в России и завершения Первой мировой войны была окончательно забыта идея признания Афона автономной территорией под совместным управлением шести православных государств (Россия, Греция, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория) под духовным главенством Константинопольского Патриарха. В отличие от российских властей советское правительство в то время Афоном не интересовалось. Положение о греческом суверенитете Афона было утверждено Севрским договором 1920 г., а в 1923 г. ратифицировано Лозаннским договором при полном отсутствии какой-либо российской позиции. До 1924 г. делами русских святогорцев номинально занималось прежнее генеральное консульство России в Салониках. К тому моменту реальной силы оно уже не представляло, а с признанием Советского Союза Грецией вообще было закрыто. Тем не менее, в послевоенных международных договорах было предусмотрено сохранение прав и свобод насельников Афона - негреков. Так, 10 августа 1920 г. оказался заключен Севрский договор между странами Антанты и Грецией, в 123-й статье которого Греция обязывалась «признавать и хранить традиционные права и свободы», которыми пользуются негреческие монашеские общины на Афоне, в соответствии с 62-й статьей Берлинского трактата от 13 июля 1878 г. Севрский договор ставил исполнение этого пункта под контроль Совета Лиги Наций, каждый член которого мог вносить в Совет предложение о принятии тех или иных мер против Греции за нарушение с ее стороны этого пункта. В целом Севрский договор так и не был ратифицирован, но его постановления о национальных меньшинствах, в частности на Афоне, вошли в Лозаннский мирный договор от 24 июля 1923 г., который был зарегистрирован Советом Лиги Наций 5 сентября 1924 г. под 701, и 26 сентября взят Лигой Наций под ее гарантию. 1-я статья договора гласила: «Греция обязуется признавать постановления статей от 2 до 8 [о меньшинствах] этой главы как основной закон, так что никакой закон и никакие правила, никакой официальный акт не могут быть в противоречии или в несогласии с этими постановлениями».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

Количество вопросов в данной статье далеко не всегда одинаково; и по изложению эти вопросы не отличаются в известных нам списках устойчивым однообразием. Приложение II к настоящей нашей статье может служить тому убедительным доказательством. Рукопись же Свято-гробской библиотеки XVI в. 303 (55) дает нам образчик тех иногда довольно обширных дополнений, какими эта статья обилует. Вот эти дополнительные вопрошания, черпающие иногда ответы и из аскетического слова блаженного 498 : Τ στι ταπεινοφροσνη; ν τις πολλκις μαρτσας μετανοεν πιχειρσειε, κα πλιν μετανοσας, ες μαρταν πεσε, μχρι πσων πταισμτων πλιν μετανοοντα Θες προσδχεται ατν; Πσοι τρποι εσν ο τς μοιχας; Λγουσι τινς συγγνμην χει σωματικ μαρτα πρ πσας μαρτας, ς φυσικς παρχοσης ν τ νθρπ τς κινσεως; Πολλν ν τ Παλαι δικαων δο γυνακας τρες χντων, πς μν οκ πιττραπται δο γυνακας χειν, λλ οδ πολλακν κτσασθαι; II. Впро и по вто бесда стго 499 – второе произведение, приписываемое блаженному Диадоху. «Греческий текст их, пишет об этих вопросах В. Н. Бенешевич , еще не издан и даже нигде не отмечен среди творений Диадоха Фотики йского , вероятно, вследствие своей чрезвычайной редкости. После произведенных мною тщательных розысков по каталогам библиотек и в самых библиотеках оказалось, что он находится только в Bodlejan. Canonician. 15, cart. XV saec. f. 168 b –174 ρασις το ατο γου Διαδχου и в Bodl. Baroccian, 69 chart. XIV saec. exeuntis Α παρ το θεου ωννου το Προδρμου λυθεσαι ποραι τ γ Διαδχφ ν ρσει, насколько можно судить по начальным словам: «Τ δ τοσοτον τν ρημον θαμασας»... (Перед указанной статьей в обоих списках находятся: «Το ατο γου Διαδχου ρωτησεις κα ποκρσεις incip. Τ ν ν τ κσμφ πρ το τν κσμον γενσθαι 500 », т. е. первая из статей, приписываемых бл. Диадоху. Но в указанных статьях сходство в мыслях с произведениями бл. Диадоха, несомненно ему принадлежащими, все же довольно слабое, поэтому гораздо большее значение должны иметь те статьи, в которых зависимость от этих творений чувствуется гораздо сильнее. К таким статьям следует отнести вопрошания в рукописи XVI в. Афоно-Дионисиатской библиотеки 232, которые следуют за 87 главою аскетического слова бл. Диадоха с надписью: «Διαδχου κ τν σκητικν κεφαλαων» и которые начинаются так: «ρτητις· Πθεν ρμεν τινς σωματικ πθη πτασματα ποιοντας, π δ το Θεο εεργετουμνους κα κινδνου διασωζομνους». Статья эта довольно обширная по объему (л. 603–610), а потому и осталась не скопированною нами. Сюда же относится и статья: «Το γου Διαδχου περ φβου Θεο» в рукописи XIX в. библ. Афоно-Пантелеимоновского монастыря 204 501 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Что нам мешает приблизиться к Богу. Иеросхимонах Агафодор (Буданов) Что нам мешает приблизиться к Богу. Иеросхимонах Агафодор (Буданов) Как с приближением утреннего рассвета уменьшается ночная тьма, так бывает и с тем человеком, когда он начинает, хотя и понемногу, стараться уклоняться от всего сказанного... Иеросхимонах Агафодор (Буданов) — выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, ученик великих старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), а впоследствии антипросоп и духовник обители. Предлагаем часть рукописей отца Агафодора, содержащих подробное описание духовного опыта автора. Как бывает с плодовым деревом, когда вокруг него нет вблизи никаких других  растений,  оно,  возрастая  на  свободе, приносит  хорошие  плоды. А если другие растения мешают ему и отнимают силу у него, то оно остается бесплодным. Так бывает и с человеком, когда он хотя и старается иметь внимание и Божью память, но страсти при этом сильно действуют в его сердце и подавляют всякое духовное делание, оставляя его без плода духовного. Страсти хотя и живут в человеке, но действие их может или усиливаться, или уменьшаться. Усиливается действие страстей по многим причинам: от невоздержания в пище, питье, в не сохранении потенции чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания; от многословности, от многопопечительности, от пристрастия к чему бы то ни было, от суеты, от обращения с людьми, от нарушения совести.   Все эти причины, отнимая у человека внимание к себе, Божью память, непрестанную чистую молитву и вообще всякий плод духовный, заглушают, как терния и плевелы, всякое плодовитое растение. Но древо «плод», посаженное при исходящих водах (внимания, памяти Божьей, чистой непрестанной молитвы, воздержания, беспопечительности, беспристрастия, уединения, безмолвия, памяти смертной и страха Божьего), даст плод в свое время. Как с приближением утреннего рассвета уменьшается ночная тьма, так бывает и с тем человеком, когда он начинает, хотя и понемногу, стараться уклоняться от всего вышесказанного, увеличивающего действие страстей, и в нем также по мере уменьшения повода к раздражению страстей они уменьшают свое действие (на человека). От этого ум приходит в спокойное состояние, зарождается внимание, память Божья, чистая непрестанная молитва и прочее т. п. ...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=291...

После обеда около 6 часов дня о. игумен благодарил их за участие в нуждах обители, просил передать письменную благодарность (подписали все игумены: пантелеимоновский, андреевский и ильинский) господину Крейну и господину Кормик. По повестке большого колокола вся братия собралась в соборе великомученика Пантелеимона, где по приходе туда гостей был отслужен молебен о путешествующих. Хор певчих пропел несколько церковных песнопений (довольно удачно). После многолетия ктиторам и благотворителям обители гости в сопровождении всей братии по дороге, устланной цветами, отправились на монастырскую пристань, здесь, ещё раз простившись, они сели в приготовленную лодку и при звоне монастырских колоколов отправились на Дафну. Проводы носили очень сердечный характер. Привезённый груз был поделен между обителями: Пантелеимоновой, Зографом, Андреевским и Ильинским скитами. На долю Руссика пришлось 150 мешков муки, 40 мешков рису, 20 мешков сахару, 6 кв. чаю, 1 балл. кожи=217 м. (Имена благотворителей: Томас Уиттимо, Георг Д. Пратт; Чарльз Р. Крейн и Кирик Кормик). В этот же день около 6 часов был сильный удар землетрясения. 17 мая. Прибыла новая партия греческих солдат для размещения в санатории. 31 мая. Мало-помалу в санатории накопилось до 1200 человек солдат. С каждым рейсом пароход Красного Креста «Амфитрион» привозил 1–2 сотни новых членов. Весь Преображенский корпус битком набит солдатами. Он даже мало похож на больницу. Это скорее казарма. Тем более, настоящих больных сравнительно немного, около 10% общего числа пациентов. Подавляющее большинство выздоравливающих, так называемая «слабая команда». Всюду, куда вы ни пойдёте, – видны солдаты, солдаты и солдаты. Под каждым кустиком можно видеть лежащих молодых людей в военной форме. Но главное их местопребывание под платанами на берегу моря. Здесь они проводят большую часть времени: сидят, болтают, играют в карты, шашки и прочее. Заботливое начальство для их развлечения придумало устроить «театр», вернее, балаган, где греческий «петрушка» веселил сердца невзыскательных зрителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не будь этой помощи, положение обители было бы весьма затруднительно, так как греческие монастыри без залога денег не дали бы, а все процентные бумаги, имевшиеся в обители, были уже отданы им; всего (во время войны) было занято у греков руб.; одних процентов приходилось платить . В виду невозможности достать керосина приходилось до крайности сократить везде освещение. В коридорах горели ночью ночники. Керосин выдавался по записке по 100 грамм в месяц и то не всем. Масло же выдавалось только священнослужителям по 100 грамм (а маслин более). Спичек одно время почти не было; братия зажигала огонь для своих келейных нужд от коридорных ночников. Сахару тоже не было месяца 2; братия ничего не получала и пила чай с солью. Во всё время войны паёк сахара – 120–150 грамм. Несмотря на скудость во всем, обитель выдавала (во всё время войны и выдаёт теперь) хлебный паёк (по четыре ока на каждого) 250 бедным пустынникам. Для распределения сиромах на хлебный паёк по числу обителей была организована продовольственная комиссия, которая состояла из представителей: нашей обители (иеромонах Симон + иеродиакон Терентий), Андреевского и Ильинского скитов и Братства келлий, секретарём числился А. Павловс кий. Обязанности этой комиссии заключались следить за правильной выдачею (безвозмездно) хлеба беднейшим инокам Святой Горы, для этого все они (500 человек) были разделены: половина отошла на долю нашей обители, а другая была распределена между Андреевским, Ильинским скитами и келлиями. Некоторые пустынники, наиболее молодые и сильные, работали у французов – рубили лес, тесали бревна и прочее; за это они получали от них хлеб и плату от 5–9 драхм в день. Кроме того, греческие монастыри приглашали собирать маслины и тоже платили в день 2–3 драхмы и кормили . Хотя с лишениями немалыми, но все-таки, четыре года войны как обительские монахи, так особенно пустынножители прожили более и менее благополучно, без тех ужасов и скорбей, которые выпали православным как монахам, так и мирянам, в России и Греции. Покров Божией Матери, по Ея обетованию, не оставлял Святой Горы; особенно это заметно, когда среди грома пушек вокруг Афон оставался по-прежнему неприкосновенным «тихим пристанищем». Владычица Богородица извела его из рук турок, когда это было нужно; прислала союзников, когда грозила беда со стороны Солуни; защищает его и теперь, милостиво снисходя нашим немощам и недостаткам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31 декабря. Обозревая минувший год, мы видим ещё большее оскудение нашей обители как в материальном, так и духовном отношении. Много отцов (37 человек) отошло ко Господу. Увеличился процент больных и неспособных к труду. За истёкший год обитель понесла немалые убытки благодаря несвоевременной покупке хлеба и масла. Приобретён подержанный локомобиль 6–7 сил для лесопилки. Заплатили за него 26 тысяч драхм, и он до сего времени ещё не отремонтирован, да и в будущем мало надо ждать от него толку. В минувшем году урожай хлебов на метохах был ниже среднего. Всё лето стояла засуха, которая и повредила урожай. Пришлось большую половину годового запаса покупать, а так как кто-то посоветовал купить зерно в Сербии (там де урожай и всё дёшево), то обратились сначала в Солуни к сербскому консулу с просьбою посодействовать делу, тот обещал; время шло, а мы ждали, что найдутся такие добрые люди, которые приобретут зерно в Сербии и доставят нам на Афон. Но этого не случилось, а напротив, оказалось, что и там неурожай. К тому же правительство запретило вывоз хлеба из пределов страны. Тогда мы стали искать, нельзя ли купить здесь, но время было упущено. С большим трудом и по очень высокой цене удалось достать немного пшеницы, кукурузы и ячменя в городе Дедеагаче. Маслины в минувшем году здесь уродились местами. В общем, меньше среднего урожая. Виноград был тоже средний. Но, к сожалению, монах Ермолай, поставленный старцем келлии Благовещенской, испортил совершенно всё вино. Для братии новая скорбь. Для необходимых расходов усиленно продавался лес разным греческим купцам, а также на уголь. К сожалению, и здесь наша экономия не оказалась на высоте своего положения. Лес отдавали по очень низкой оценке, между тем как курс драхмы всё падал и товары дорожали. Можно положительно сказать, что при правильном ведении хозяйства обитель ни в чём не имела бы нужды и жила бы нормальною жизнию. Имея свои громадные масличные сады, можно бы довольствоваться своим маслом, а при своих виноградниках и вином, которое выдавалось только на утренней трапезе по 1/2 к. по праздничным дням.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так как болезнь явно носит заразительный характер, то за короткое время все больницы были переполнены. Больных было так много, что многие были вынуждены лежать в кельях, получая из аптек только лекарство. К сожалению, и медикаменты все подобрались, так что больным пришлось довольствоваться кое-чем. Стали появляться смертные случаи, особенно первое время; случалось хоронить по три-четыре человека в день. За короткое время умерло 17 человек. Настроение у всех стало печальным, унылым. В обоих соборах было сделано общее елеосвящение; на ектениях положили особые прошения об исцелении недужных. К концу месяца милостию Божиею эпидемия стала ослабевать; смертные случаи прекратились. Заметно грипп начал распространяться с приморских обителей, а затем постепенно стал захватывать монастыри и внутри Афона. Бедное русское иноческое население, так называемые сиромахи Капсалы и прочих мест, особенно подверглось опустошению: хроническая голодовка, отсутствие всякой медицинской помощи делало борьбу с гриппом непосильной – сиромахи десятками оставляли здешнюю жизнь и переселялись в вечность. Нельзя сказать, что и греческое монашество осталось без ущерба – были жертвы и там. По милости Божией мы прожили год без больших лишений. Правда, у нас не было лишней одежды – рухлядная с трудом исполняла требования обносившейся братии. Пошло в ход всё, чем можно было прикрыть себя; покупали в Солуни старые солдатские шинели и из них шили куртки братии; чувствовалась нужда во многом, но купить было негде, да и денег почти не было. В трапезе была почти всегда одна пища: щи и каша. Хлеб получали по 1 1/4 в день. Если была одна трапеза, то вечером хлеба не выдавалось, приходилось довольствоваться сухариками (у кого они были). Вино разбавлялось водой на 50%; сыр давался только по большим праздникам; о рыбе и помину не было; впрочем, сардельки бывали иногда по праздникам, одно время не было даже и маслин. Летом вся братия ходила рубить лес как для дров обители, так и на продажу французам. На деньги, уплаченные французами за вырубленный ими лес, мы покупали на греческих метохах хлеб, чай, сахар и прочее необходимое для существования, выписывали с большими затратами из Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я в своём отчёте постараюсь отметить только самое существенное и главное. Положение многих, притом наиболее выдающихся русских келлий на Афоне, совершенно ненормальное. Ненормальность его заключается в том, что русские келлии в действительности представляют совсем не то, чем они должны быть по действующему на Афоне праву. По требованию этого последнего, они должны были бы представлять общежития монахов в 3–6 человек (никак не более 6 человек), которые должны бы, разумеется, помещаться в соответствующих, то есть совсем небольших , иметь также соответствующие, то есть небольшие храмы, усадьбы земли, огороды и тому подобное. А на самом деле некоторые русские келлии представляют монашеские общежития с несколькими десятками, иногда даже более 100 человек братства, имеют весьма большие и благолепные храмы, значительные усадьбы и тому подобное. Сверх того, некоторые келлии, или правильнее, их старцы-создатели, успели собрать (преимущественно путём привлечения пожертвований из России) весьма значительные денежные капиталы, которые позволили им завести подворья и дома в Константинополе и в разных местах России. Описанная ненормальность произошла под влиянием различных и сложных причин. Главными из них должны быть признаны следующие: 1) неудержимое стремление русских благочестивых людей, желавших остаться монахами на Афоне и решительно не вмещавшихся в единственном русском монастыре и двух русских скитах; 2) податливость греческих монастырей и отдельных руководителей этих последних, благодаря которой они легко соглашались делать за деньги разрешение русским келлиотам увеличивать число братства и возводить разные постройки вопреки ясным законам Святой Горы. Все подобные разрешения делались греками обыкновенно весьма осторожно, без оставления юридически уловимых следов своей преступной деятельности. Это обстоятельство давало прежде и даёт теперь им право всю вину и ответственность за создавшееся ненормальное положение русских келлий возлагать исключительно на русских. Но это несправедливо и несомненно, что виноваты обе стороны, причём трудно сказать, какая из них более виновата...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

наместником направилась к святым вратам. Здесь о. игумен остановился в ожидании гостя, а о. наместник и некоторые из братии пошли на пристань. Очень скоро крейсер подошёл к дальней бочке, где и привязался. Немедленно о. наместник с иеромонахом Адрианом и грек Геронтий отправились на пароходе приветствовать гостей и пригласить их в обитель. Чрез несколько минут они возвратились обратно; с ними съехали на берег переводчик – английский офицер, греческий начальник местных корофалаков (стражников) и три антипросопа: ватопедский, святопавловский и кастамонитский. Почти одновременно с ними отправился на берег и адмирал со свитой, которая состояла из английского константинопольского консула господина Кослера, капитана крейсера, ещё каких-то двух англичан. (Очень жаль, что некому было взять у них визитные карточки). На колокольне начался звон. С берега все двинулись в обитель. В святых вратах о. игумен приветствовал гостей с благополучным прибытием; вся братия низко кланялась. В соборе, украшенном зеленью и усланном коврами, были зажжены свечи в паникадиле и у местных икон (иконостаса). Адмирала поставили в архиерейскую кафедру, прочие разместились на клиросах. Началась ектения о прибывших гостях, затем многолетие им. Певчие пели, кроме того, некоторые праздничные ирмосы, так что англичане могли составить некоторое понятие о русской церковной музыке. Греки тоже не захотели отстать и, по настоянию Геронтия пели, «Кирие елейсон» во время ектении. Из собора гостей повели на архондарик, где им было предложено угощение: глико, белое вино, кофе, чай. Во время беседы (чрез переводчика монаха Козьму) о. игумен благодарил в лице адмирала англичан за оказанные ими услуги обители во время войны. Господин Кольторп спросил, между прочим, не притеснял ли нас, русских, кто тогда и теперь. Ему сказали: «Никто не притеснял». Ещё спросил, в чём имеем нужду. Сказали: «Ни в чем» 56 . Заметно, адмирал – человек добрый и готов оказать обители возможные услуги. Так, на просьбу освободить наше Константинопольское подворье от постоя солдат и разных беженцев обещал своё содействие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010