По окончании богослужения участников торжества приветствовал Святейший Патриарх Неофит. 1 августа святыню доставили в древний болгарский город Враца, расположенный на северо-западе Болгарии у северных предгорий Стара-Планины. Встречу ковчега с честной главой святого великомученика Пантелеимона возглавил митрополит Врачанский Григорий с собором духовенства Врачанской митрополии. Владыка совершил Божественную Литургию, после которой был отслужен молебен перед мощами целителя. 2 августа делегацию Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря принял премьер-министр Болгарии Бойко Борисов. В этот же день ковчег с мощами святого великомученика Пантелеимона был доставлен в пределы Неврокопской митрополии, в г. Сандански, где ее встретили митрополит Неврокопский Серафим, игумен Успенского Роженского монастыря архимандрит Епифаний и духовенство Неврокопской митрополии. Вечером в соборе святого великомученика Георгия секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мелнишский Герасим совершил праздничную вечерню с молебным каноном Пресвятой Богородице. За богослужением молился митрополит Неврокопский Серафим. На следующий день Божественную литургию в соборе святого великомученика Георгия возглавил митрополит Неврокопский Серафим в сослужении насельника Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Николая (Генералова), а также духовенства Болгарской Церкви. По окончании богослужения, особо приветствуя насельника русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, владыка Серафим просил передать слова глубокой благодарности игумену обители архимандриту Евлогию за его согласие принести честную главу святого великомученика Пантелеимона в г. Сандански. Затем делегация святогорского Пантелеимонова монастыря посетила Успенский Роженский монастырь и поклонилась его святыням. В тот же день честная глава святого великомученика Пантелеимона в сопровождении игумена Евлогия и братии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря отбыла из Болгарии на Святую Гору Афон.

http://patriarchia.ru/db/text/4977730.ht...

В период напряженных споров о будущем Афона положение русских святогорцев осложнилось движением в ходе подавления которого в июле 1913 г. 833 монаха были с помощью военной силы депортированы из Свято-Пантелеимоновского монастыря и Свято-Андреевского скита в Жестокое подавление движения имяславцев (или иначе имябожников) нанесло тяжелый удар русским обителям Афона. Однако к лету 1914 г. на Святой Горе еще проживало 4285 русских насельников (что составляло 53, 6 % от общего числа монахов Афона): в Свято-Пантелеимоновском монастыре – 2217, Свято-Андреевском скиту – 700, Свято-Ильинском скиту – 412, в келлиях и каливах – В 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны правительство Османской империи закрыло проливы и связь русских афонских обителей с Россией через Черное море прервалась. Зимой 1914/1915 г. российское правительство мобилизовало на фронт часть русских святогорцев (только из Свято-Пантелеимоновского монастыря было отправлено 90 иноков, монахи служили в лазаретах, а иеромонахи состояли при походных церквах, совершая богослужения), что породило среди греческих насельников ложное мнение о том, что Россия посылала на Афон для русификации обителей переодетых в монашеские облачения солдат. Первая мировая, гражданская войны и последующие революционные события резко сократили приток монахов из России. Именно они стали причиной радикальных изменений в эт­ническом составе афонского монашества. Уже в 1917 г. число русских насельников Святой Горы сократилось до 3500, а греческих выросло до В 1917 г. русские афонцы потеряли связи с Россией, поступление средств и пополнение братии прекратилось, в их обителях начался голод. После начала в 1918 г. в России гражданской войны русское афонское монашество оказалось окончательно отрезано от родины. Хотя некоторые сведения о происходивших там трагических событиях доходили до Афона, монахи русских обителей воздерживались от политических выступлений. Так, в ответ на призыв пребывавшего в то время в Константинополе архиепископа Кишиневского Анастасия (Грибановского) «подать свой голос в защиту угнетенного большевизмом народа» настоятели Свято-Пантелеимоновского монастыря и двух русских скитов 9 августа 1919 г. ответили, что «едва ли в данном случае найдемся в состоя­нии произнести влиятельное слово к вразумлению наших

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=919

В семье было три сына: старший – Иоаким, средний – Пётр и младший – Феодор. Благочестивые родители с раннего возраста воспитывали детей в любви к труду. Так, Иоаким ещё в юности обучился кузнечному ремеслу и познал его секреты. Свою благочестивую настроенность родители передали детям. Подвижник Афона и Москвы Иоаким рано определился с выбором жизненного пути. Твёрдо решив стать монахом, он в возрасте двадцати лет ушёл на Святую Афонскую Гору, освящённую стопами Пресвятой Богородицы. Русский народ издавна был ревностным поклонником святых мест знаменитого Афона – «цветущей страны христианского подвижничества». Владетельные русские благочестивые люди спешили добиться чести быть ктиторами той или иной святой обители. Поэтому Афон никогда не прерывал своего духовного общения с Россией, имея всегда в числе знаменитых старцев людей русских. Придя на Святую Гору, Иоаким не сразу решил, в какую обитель ему поступить 2 . Хорошее знание кузнечного ремесла, ценившегося на Афоне, открывало ему двери во многие из них. Однажды после усердной молитвы Иоаким увидел во сне Божию Матерь, которая в ограде монастыря шла со святым великомучеником Пантелеймоном. Пресвятая Богородица, указав на юношу, обратилась ко святому со словами: «Возьми его к себе». Это было явным знамением благословения Царицы Небесной на поступление Иоакима в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь Время поступления Иоакима в русский Свято-Пантелеимонов монастырь (приблизительно 1882 год) совпало со временем небывалого ранее расцвета обители. Этот расцвет Пантелеймонова монастыря был связан с именами двух великих подвижников Русского Афона – духовника обители иеросхимонаха Иеронима 3 и его ближайшего ученика схиархимандрита Макария 4 , игумена обители с 1875 года. Главной заботой этих духоносных старцев было воспитание русского молодого поколения иночествующих. Благодаря их неусыпной деятельности и нравственному влиянию, Свято-Пантелеимонов монастырь в период с 1875 по 1885 год достиг всестороннего расцвета при высочайшем духовном преуспеянии иноков. Даже опасную беду – русско-турецкую войну 1877–1878 годов – Господь обратил во благо, нравственно укрепив обитель и снова явив на ней Свои чудеса. Во время войны обитель не испытывала материальной нужды и оставалась мирной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С этого акта, по благословению старцев Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, началось возрождение Святого Православия в Закарпатском крае, которое возглавил преп. Алексий (Кабалюк). В 1910 г. преподобный Алексий уже в сане иеромонаха вновь посетил Святую Гору. Здесь игумен Свято-Пантелеимонова монастыря Архимандрит Мисаил радушно принял его, разрешил служить в монастыре, а также добился разрешения у Протата Святой Горы на служение о. Алексия и во всех монастырях и скитах Афона. Четыре месяца преподобный жил на Афоне, пока в начале 1911 года не получил от архимандрита Мисаила официальное удостоверение о том, что он является насельником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. После этого он отбыл в Константинополь к Вселенскому патриарху, а от него обратно на родину. преподобный Алексий (Кабалюк) Закарпатский Карпаторусский Таким образом, как отмечает Игорь Якимчук, Святая Афонская Гора имела самое непосредственное отношение к возрождению Православия на карпатской земле. Ярким примером тому является Послание закарпатцам от Святой Горы Афонской, подписанное игуменами Свято-Пантелеимоновского русского монастыря, Свято-Андреевского и Свято-Ильинского скитов – архимандритами Мисаилом, Митрофаном и Иоанном. Вот его текст: «Утверждайтесь в Святой Православной вере! Бережно храните дарованное вам туне неоцененное сокровище! Проникайтесь духом православным! Очищайте обряды восточные от западной порчи, которой засорили их латиняне! ... Вас называют греко-католиками, а на Великом входе за литургией поминают " православными " . Почему же вас, русских, именуют греко-католиками? Потому что вы приняли веру от греков. Значит, какая вера греческая, такая должна быть и ваша. Знайте же, что греки никогда не были католиками, а хранили всегда и днесь хранят в полной неповрежденности и чистоте Святую Православную Восточную Кафолическую веру. И у нас, на святом Афоне, много греческих монастырей, и все они православные и Римского Папу не признавали и не признают. Греков называют православными все народы мира, а с греками и всех других, исповедывающих вместе Восточную веру, как то: русских, сербов, болгары др.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=186...

«Афон всегда имел чрезвычайно высокое значение в жизни русского народа, но особенно это значение проявилось теперь, когда наш народ освободился от духовного плена, в котором пребывал более семидесяти лет. Когда к нам приезжают монахи Святой Горы, привозят святогорские святыни, — это подобно елею, возливаемому на наши раны. Видимое ныне множество наших паломников на святом Афоне — это знак преодоления последствий тяжкого времени», — подчеркнул владыка, отметив, что в числе этих паломников теперь нередко можно встретить и высокопоставленных представителей российской власти. В частности, митрополит Кирилл поблагодарил Священный Кинот за гостеприимство, оказанное Президенту России В.В. Путину .  «Древний Афон сохраняет свое лицо и в то же время обновляется, — отметил далее председатель ОВЦС. — Но при этом сохраняется дух Афона, благочестие, традиции, богослужебный устав, богословская мысль Афона и верность Преданию, которую хранят афонские старцы, за что мы их благодарим и просим поминать нас в святых молитвах». Митрополит Кирилл подчеркнул, что обновленный больничный корпус Пантелеимонова монастыря будет открыт не только для насельников русской обители, но и для всех жителей Святой Горы, как это было и встарь. В книге для почетных посетителей Протата владыка Кирилл оставил следующую запись: «Посетив Святую Гору Афон и получив благословение Протата, выражаем свою благодарность и любовь. Нынешнее паломничество связано с важным событием в жизни Свято-Пантелеимонова монастыря: освящением монастырской больницы, восстановленной после долгих лет запустения, связанных с трагическим пожаром 1968 года. Надеемся, что в этой больнице будет восстановлена традиция оказания медицинской помощи всем нуждающимся в таковой насельникам Святой Горы Афон. Да хранит Пречистая Богородица Свой земной удел во славу всего православного мира». На совершенном в тот же день митрополитом Кириллом освящении обновленного больничного корпуса общей площадью более 1500 квадратных метров присутствовали архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, епископ Егорьевский Марк, игумен Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия с братией обители, президент ОАО «Российские железные дороги» и председатель Попечительского совета Центра национальной славы России и Фонда Андрея Первозванного В.И.Якунин , руководитель Протокола Президента России И.О. Щеголев, заместитель мэра Москвы В.Ю. Виноградов, член Совета Федерации, президент Центра национальной славы России и Фонда Андрея Первозванного С.Е. Щеблыгин, вице-президент ООО «Итера групп» В.М. Назаров, директор департамента МИД России А.К. Орлов, исполнительный директор Фонда поддержки русских святынь на Святой Горе Афон П.С. Куприков, сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/311967.htm...

8 мая 1924 года Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Антонием (Храповицким) Киевским и Галицким отец Иустин был рукоположен в иеромонаха. Его служение в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре протекало в очень сложное и противоречивое время. Следует отметить, что октябрьский богоборческий переворот 1917 года имел крайне трагические последствия для всего русского монашества на Святой Горе Афон. Отныне сюда прекратила поступать всяческая помощь из России, а русские монахи оказались отрезанными от своей Родины. Незначительное пополнение братии шло лишь за счет русских белоэмигрантов, проживавших в Западной Европе. Вот, что писал по этому поводу русский писатель Б. Зайцев: «... Однако приток все-таки есть. Он идет теперь не из России, а из эмиграции. Русский Париж, русская Сербия дают пополнение Афону. Многое меняется на наших глазах. Если прежде на Афон шли преимущественно из купечества, мещан, крестьянства, то теперь я вижу молодого иеромонаха — офицера Добровольческой Армии, вижу бывшего художника, сына министра, знаю инженера и т. д.». В этот период попечение над русскими обителями на Святой Горе Афон по мере сил принимают на себя представители Русской Православной Зарубежной Церкви (РПЦЗ), первоиерархи которой – митрополит Антоний (Храповицкий) и митрополит Анастасий (Грибановский) пытались поддержать русское монашество на Афоне. Однако этих усилий было явно недостаточно. 12 декабря 1937 года умер наместник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря отец Иоаникий (Кутирев) и были назначены новые выборы. Отец Иустин (Соломатин) был одним из трех кандидатов. Именно ему, по жребию, и выпало стать наместником Свято-Пантелеимоновой обители. Через год, а именно 5 марта 1938 года, его постригли в схиму. В 1940 году, после смерти игумена Мисаила (Сапегина), 1 апреля митрополитом Ерофеем отец Иустин был возведен в сан игумена и архимандрита Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. 17 декабря 1937 года он был награжден набедренником, палицею и наперсным крестом.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2639

В числе сослужащих были также наместники монастырей Русской Православной Церкви: архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Порфирий (Шутов) , наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Успенского Псково-Печерского монастыря ; архимандрит Савва (Фатеев), наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря ; архимандрит Паисий (Чекан), наместник Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря; архимандрит Пимен (Адарченко), наместник мужского монастыря святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме; архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря . За Литургией молились игумен Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия (Алехин) с братией обители, а также губернатор Афона Аристос Казмироглу, руководитель рабочей группы при Президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда , благотворители обители. Богослужебные песнопения исполнили братский хор Пантелеимонова монастыря, регент иеродиакон Садок, и хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры, регент архимандрит Глеб (Кожевников). Божественная литургия совершалась на церковнославянском и греческом языках. На российском телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. После сугубой ектении Святейший Владыка вознес молитву о мире на Украине. По завершении богослужения Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал митрополит Милетский Апостол. Предстоятель Русской Церкви обратился со словом к участникам богослужения.

http://patriarchia.ru/db/text/4482564.ht...

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка. Поэтому его возрождение – это одна из главных заслуг отца Иеремии. В 1975 г. отец Иеремия удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. он был избран братией общим духовником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. был избран наместником игумена, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским утвержден в должности игумена русского афонского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года. В 2006 г. по афонской традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму. 17 октября 2013 г., во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения патриаршего наперсного креста. Несмотря на столь преклонный возраст (почти 99 лет), старец Иеремия и сейчас не только неустанно несет молитвенный подвиг, но и по-прежнему продолжает заботиться об обители, и даже готовится вместе с братией Свято-Пантелеимонова монастыря отметить юбилей 1000-летия русского монашества на Святой Горе, который будет праздноваться в 2016 году. В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания. Без малого 40 лет отец Иеремия не покладая сил трудится над возрождением Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. И нынешний расцвет русской святогорской обители – это результат его многолетних и неустанных трудов, забот и молитв. Схиархимандрит Иеремия (Алехин) Благодаря усилиям старца Иеремии Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь до наших дней свято хранит древние афонские уставы, совершая непрестанную молитву ко Господу о спасении нашего грешного мipa.

http://pravoslavie.ru/67804.html

В архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря до наших дней сохранилось несколько писем свт. Иоанна (Максимовича) за 1936 и 1964 гг., которые частично позволяют приоткрыть малоизвестную страницу его биографии, связанную с его тесными отношениями с русским святогорским монашеством. К сожалению, большая часть писем до наших дней не сохранилась. Но даже на основе этих уцелевших, хоть и скупых, сведений мы узнаем новые ценные факты о жизни и служении этого выдающегося святителя ХХ века. Надеемся, дальнейшие поиски в архивах русских афонских обителей (как Пантелеимонова монастыря, так и Ильинского и Андреевского скитов) позволят восполнить недостающие лакуны в биографии свт. Иоанна (Максимовича), связанные с его тесными контактами с монашеством Святой Горы Афон. В этой же публикации предлагаем читателям познакомиться с тремя малоизвестными письмами свт. Иоанна (Максимовича) за 1936 и 1964 гг., адресованными на имя игуменов Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархим. Мисаила (Сапегина; 1852 - 1940) и схиархим. Илиана (Сорокина; 1883 - 1971): 1. 11 августа 1936 г., Шанхай Русская Духовная Миссия в Китае Канцелярия Епископа Шанхайского 11 августа 1936 года. 55, Route Paul Henry Тел. 72557. г. Шанхай. Его Высокопреподобию Настоятелю Русского Монастыря св. Пантелеимона на Старом Афоне о. Архимандриту МИСАИЛУ. Для нашего храма необходимы две иконы — 1) св. равноап. великого князя ВЛАДИМИРА и 2) святых равноап. КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ. Прошу Ваше Высокопреподобие сообщить, подробно, какая цена этих икон, если мы дадим Вам на них заказ, а также, что будут они стоить с пересылкой. 1. Икона святого равноапостольного великого князя Владимира должна быть размером длиною восемь (8) футов, а шириной два (2) фута и 7 дюймов, как указано в чертеже, и представлять собой список приложенного изображения, с тою только разницей, что св. Владимир должен быть изображен во весь рост, а крест, который он держит в руке, должен быть написан согласно приложенному образцу и с указанной надписью: «Господи, спаси Россию» славянским шрифтом.

http://pravoslavie.ru/122212.html

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русскую Православную Церковь на торжествах в Софии представлял епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. 28 июля в Патриаршей резиденции в Софии Святейший Патриарх Болгарский Неофит принял делегацию Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, доставившую в Болгарию честную главу святого великомученика Пантелеимона. В тот же день игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Евлогий (Иванов) был принят председателем Национального Собрания Болгарии Димитаром Главчевым. Утром 29 июля святыня была торжественно перенесена в кафедральный собор Софийской митрополии — собор Святой Недели (Святого Воскресения), расположенный в центре столицы Болгарии, где ее встретил протосингел Софийской митрополии архимандрит Василий (Савов). Был отслужен молебен великомученику и целителю Пантелеимону. В тот же день делегация святогорского братства в сопровождении епископа Мелнишского Герасима посетила Рыльский монастырь. 30 июля праздничную Божественную литургию в храме Святой Недели возглавил епископ Мелнишский Герасим. За Литургией молился Святейший Патриарх Болгарский Неофит. 31 июля ковчег с мощами великомученика и целителя Пантелеимона был доставлен на подворье Русской Православной Церкви в Болгарии — храм святителя Николая Чудотворца в Софии. Накануне прибытия честной главы святого великомученика Пантелеимона в Никольском храме-подворье была совершена вечерня с акафистом этому святому. На следующий день святыню в Никольском храме торжественно встретил Святейший Патриарх Болгарский Неофит. По благословению Предстоятеля Болгарской Церкви Божественную литургию на подворье возглавил митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний в сослужении представителя Румынской Православной Церкви при Болгарском Патриаршем престоле ставрофорного священноэконома Нелуца Опри, братии русского афонского Пантелеимонова монастыря, а также собора духовенства Болгарской Православной Церкви. После сугубой ектении митрополит Антоний вознес молитву о мире на Украине.

http://patriarchia.ru/db/text/4977730.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010