Рубрики Коллекции Фото Per/www.flickr.com Помощь зависимому 6 мин., 03.08.2017 Поделиться На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос , чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел один из таких непростых вопросов « Жить с зависимым. Бежать или бороться? » ( читать письмо ). Мы попросили ответить на это письмо психотерапевта Константина Ольхового — Что делать, если любимый человек оказался во власти зависимости? , протоиерея Андрея Лоргуса — Зависимость. Взгляд священника и исполнительного директора благотворительного фонда «Диакония» Елену Рыдалевскую. Советы Елены Рыдалевской, исполнительного директора благотворительного фонда «Диакония» (Санкт-Петербург) 1. Не впадайте в панику Елена РЫДАЛЕВСКАЯ Алкоголизм и наркомания — это не приговор. Это заболевания, и есть методы борьбы с ними. Поймите, что и то, и другое можно преодолеть, что ваш близкий снова может стать ответственным отцом или перспективным молодым человеком, сможет быть трезвым и счастливым. Но, чтобы этого добиться, нужно приложить много усилий. Поищите информацию об этом заболевании и о ресурсах помощи зависимым людям. Много полезной информации можно найти на сайте православной службы помощи Милосердие. ру и на сайте координационного центра по противодействию наркомании Protivnarko. ru . 2. Помогите сначала себе Обратите внимание, что в первую очередь помощь нужна не больному, а его близким. Найдите информацию о том, что делать и как правильно вести себя по отношению к зависимому. Очень советую прочитать книгу С. Н. Зайцева «Созависимость — умение любить», которую можно найти в Интернете в свободном доступе. Также важно найти живых людей, которые смогут оказать вам поддержку. Во многих городах есть группы психологической помощи родственникам алко- и наркозависимых (они называются Ал-Анон, или Нар-Анон). Есть такие группы и при многих храмах.

http://foma.ru/pomoshh-zavisimomu.html

Рубрики Коллекции Я тебя породил — я тебя и люблю : 4 тезиса для обиженных детей и их родителей 14 мин., 23.09.2019 Поделиться На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос , чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Недавно в рубрику пришло письмо от человека, который считает, что его —  Воспитали несчастным  ( письмо полностью ). Поскольку обида на родителей — это тема, которая может быть близка многим, мы решили поговорить об этом подробнее. Отвечает психолог, отец четверых детей Александр Ткаченко : 1. Принцип «родители всегда правы» на деле часто оказывается лишь оправданием нашей родительской несостоятельности. Любая критика собственных родителей выглядит некрасиво. Давшие нам жизнь, недосыпавшие у нашей детской кроватки, кормившие нас с ложечки, учившие нас ходить и говорить — родители всегда находятся вне зоны наших критических оценок. Папа и мама — святое. Не говорить даже, а лишь думать о них можно либо хорошо, либо никак. Этот внутренний моральный запрет лежит в основании человеческого общества. Он встроен в структуру личности каждого человека на самых разных уровнях — биологическом, социальном, культурном, религиозном. И там, где он нарушается, тут же возникает ситуация трагедии, катастрофы, даже если критика трижды обоснована. Гамлет, принимающий решение обличить свою мать, неизбежно оказывается перед вопросом — быть ему или не быть. Точно так же любой из нас ощущает катастрофичность обвинений в адрес своих родителей. Поэтому такие обвинения и обиды подавляются еще на уровне мыслей, а если и прорываются наружу, то воспринимаются самим же человеком как нечто преступное, недолжное и стыдное. Но подавленные обиды никуда не исчезают, увы. Оставаясь невыговоренными на протяжении десятилетий, они потихоньку разъедают жизнь человека изнутри, отравляют его существование, даже будучи вытесненными в бессознательную область. И если бы это было проблемой лишь откровенно асоциальных семей, где детям порой приходится пережить от самых близких людей такое, о чем и говорить страшно...

http://foma.ru/ya-tebya-porodil-ya-tebya...

Рубрики Коллекции Почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы? Что в раю пошло не так? 14 мин., 29.02.2020 Поделиться На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос , чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют подробного разговора. Какое-то время назад к нам пришел один из таких вопросов. Письмо читателя: Здравствуйте! Я никак не могу понять, что же такое конкретно сделали Адам и Ева, раз Господь их выгнал из Рая, и более того — что мы все, как я читала в православной литературе, почему-то расплачиваемся за их поступок? О чем здесь речь, о каком запретном плоде, что это за древо познания, зачем это древо было помещать рядом с Адамом и Евой и при этом запрещать к нему приближаться? Что случилось в раю? И как это связано с моей жизнью, с жизнью моих близких, друзей? Почему наша участь зависит от не нами совершенного поступка, причем совершенного очень и очень давно? Екатерина Отвечает Александр Ткаченко: Александр ТКАЧЕНКО Что случилось в раю? Там случилось самое страшное из всего, что только может случиться между любящими существами, доверяющими друг другу. В райском саду случилось то, что спустя время повторится уже в саду Гефсиманском, когда Иуда приведет туда толпу вооруженных стражников, искавших Иисуса. Проще говоря, в раю случилось предательство. Человек предал своего Создателя, когда поверил клевете на Него и решил жить исключительно по своей собственной воле. Человек научился предавать самых близких ему людей, когда обвинил жену в собственном грехе. Человек предал самого себя. Ведь «предать» означает буквально — передать. И человек передал себя из доброй воли создавшего его Бога в злую волю своего убийцы — дьявола. Вот что случилось в раю. А как это все произошло и почему оказалось связанным с жизнью каждого из нас, сейчас попробуем выяснить более подробно. Вы представить себе не можете! Бог создал человека и поместил его в место, наиболее благоприятное для его жизни. То есть в прекрасный сад Эдем, который также принято называть раем. Сегодня мы можем лишь строить различные предположения и догадки — что же представлял собой райский сад. Но зато смело можно биться о заклад, что любая из этих догадок окажется неверной. Почему?

http://foma.ru/pochemu-za-greh-adama-i-e...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Только малое знание удаляет от Бога» 21.02.2017 Рубрика: Общество Метки: Игорь Шафаревич Памяти новопреставленного Игоря Ростиславовича Шафаревича Игорь Ростиславович Шафаревич — образец нравственного, отважного служения нашему Отечеству. Он не только гениальный, признанный всем миром математик, но и замечательный философ, историк и писатель, всегда заботящийся о том, как донести правду об истинном положении русского народа. Ни в советские годы, ни в период так называемой «перестройки» он ни разу не покривил душой. И потому был всегда гоним. Его книги, такие как «Социализм как явление мировой истории», «Русофобия. Десять лет спустя», «Трехтысячелетняя загадка» сразу же после публикации становились событием общественной жизни. Самое радостное для нас, наверное, то, что Игорь Ростиславович — православный христианин. В одном из интервью на вопрос, какими молитвами он молится перед сном, он дал очень точно характеризующий его ответ: «Каждый вечер я читаю «Верую»». Это о таких, как он, сказаны известные слова: «Только малое знание удаляет от Бога, а большое приближает к Нему». И точно так же его судьба является подтверждением несомненной истины: жизнь по совести и правде — лучший путь к Богу. Несколько слов о личном общении. Я познакомился с Игорем Ростиславовичем в 1996 году в Государственной Думе, где в это время наш Общественный Комитет «За нравственное возрождение Отечества» изо всех сил пытался продвинуть законопроект, запрещающий легализацию пропаганды растления. Игорь Ростиславович сразу же заговорил о смысле и сути того, что происходит в России, о том, какую опасность представляет насаждение «греха как нормы» для будущего человечества. Вспоминается многотысячное стояние, организованное нашим Комитетом против показа богохульного фильма «Последнее искушение Христа» в 1997 году. Мы заранее, за целый час, прибыли в Останкино, чтобы сделать нужные приготовления. К нашему удивлению, мы увидели на площади стоящих с плакатами протеста весьма пожилых людей. Это были Игорь Ростиславович Шафаревич и несколько его друзей. Было такое впечатление, что стоят они здесь уже давно — так и хочется сказать: всегда.

http://moral.ru/4221-2/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Любовь научит тебя узнавать твоих ближних 25.11.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 25-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице Где найти, где услышать Закон Господень, спасающий меня? Что я должен делать, чтобы иметь жизнь вечную? Какому правилу, какой этике и морали должен я следовать, чтобы стать праведным в своих собственных глазах? Что положить в основание моей жизни, чтобы она обрела смысл? Это вечные вопросы, без удовлетворительного ответа, как свидетельствует об этом известный случай с неким начальствующим, встретившим Христа, или с сегодняшним знатоком Закона, который хочет научиться любить, но которому нужен Закон, указывающий на тех, кого он должен любить. Проблема, не имеющая решения, поскольку поиск решения совершается не внутри себя, а вовне: поиск идеологии, нравственной системы, дающей гарантию спасения. Еще в Ветхом Завете, в книге Второзакония, предлагается ответ: Закон — не на небе, не за морем, «но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Второз. 30, 12—14). Точно так же говорит пророк Иеремия: «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер. 31, 33). В Божественной сокровенности — то, что Павел называет верой (Рим. 3, 27) — Закон становится Превечным Словом, словом любви, призывом к любви. Это Превечное Слово — Тот, Кто говорит со мной и Кто созидает меня, — становится Законом Духа (Рим. 8, 2) и Законом свободы (Иак. 1, 25; 2, 12), не как Нечто, внешнее по отношению ко мне, превосходящее меня, но как Превечное Слово, Которое в моей сегодняшней жизни просвещает меня, влечет меня, зовет меня. Божественное присутствие, которое дает мне присутствовать в мире моих ближних. Самый прекрасный пример, противоположный этому, если можно так выразиться, растерянность учителя Закона в сегодняшнем Евангелии. Закон, внешний по отношению к нему, и предлагаемый ему свыше, дает ему возможность правильно ответить на вопрос Спасителя: любовь к Богу и любовь к ближнему. Заповедь о любви к ближнему действительно входит в Закон вслед за высшей заповедью о любви к Богу (Второз. 6, 4 и Левит 19, 18). Учитель богословия придерживается кодекса Закона, правила — остается только узнать: кто заслуживает именоваться «ближним». Кого Закон обязует любить?

http://moral.ru/samarianin/

Закрыть Такой «путинизм» – медвежья услуга Путину 25.10.2019 867 Время на чтение 3 минуты Источник: Русский Вестник Владислав Сурков – один из самых «ярких» либеральных «деятелей». Наряду с иными, хорошо всем известными его достоинствами он еще и большой мастер в засорении русского языка. Относительно недавно жаргонное и блатное словечко «хайп» перевел в сферу политики и экономики. До этого оно применялось на уровне чуть ли не «фени»: «шухер», «кипеж», «шмон» и тому подобные. А теперь еще – «лайфхак», заменяющий понятие «мудрость». В последнее время Владислав Юрьевич все пишет очень специфические статейки, такие как в конце 2017 года – «Кризис лицемерия». Пишет о лицемерии, а вся статья – в лицемерии. Если бы не пиар таких статеек со стороны либеральных и пятиколонных СМИ, то их бы никто и не читал, столь «хайповым» и непонятным стилем они изложены. Или его относительно недавняя, февраля этого года, статейка в «Независимой газете» – «Долгое государство Путина ». Личные открытия Суркова, например, о том, что «глубинный народ… всегда себе на уме, недосягаем для соцопросов, агитации, угроз и других способов прямого изучения и воздействия», – выдаются за какое-то открытие, некоторыми СМИ эта избитая истина преподносится как вклад если не в философию, то в политологию. При этом автор, пространно рассуждая о «глубинном народе», умудряется ни разу не назвать его «русским». И вот теперь в сетевом издании «Актуальные комментарии» открылась новая рубрика – «Путинизм», где Сурков соизволил отметить, что «путинизм» представляет собой «глобальный политический лайфхак, хорошо работающий метод властвования». И еще что-то на эту тему. Ну отметил банальность – и отметил. Мало ли кто чего отмечает? Так ведь нет – это его мнение растиражировано официальными СМИ. Более того – подключился пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков , принявшись комментировать «оригинальные» и, самое главное, «новаторские» заявления Суркова. Но вот что надо отметить. В ответ на вопрос, руководствуется ли Путин какой-либо идеологией, Дмитрий Песков указал, что исключительный прагматизм в работе Президента, где все целиком и полностью направлено на развитие страны, на обеспечение условий для развития российского общества и каждого россиянина отдельно, – это его подход. «Он сам об этом неоднократно говорил. В этом плане ничего не изменилось», – заключил Песков. То есть как бы Президент не руководствуется никакой идеологией. Это, несмотря на то что В.В. Путин неоднократно заявлял о необходимости изложения государственной идеологии России.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/25/takoi_...

Рубрики Коллекции Меня воспитали несчастным. Как с этим жить? 15 мин., 07.02.2023 Поделиться На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос , чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Недавно в рубрику пришло письмо от человека, который считает, что его — воспитали несчастным. Читать письмо Я не доволен тем, как меня воспитали. Постоянные запреты, унижения, серьезные наказания в детстве. Для родителей главным было, лишь чтобы я казался хорошим и послушным в глазах окружающих, а иначе — «что подумают люди?!», «мне за тебя стыдно!». И поэтому у меня теперь высоченные требования к себе, с которыми я сам не всегда справляюсь, и не менее высокие требования к окружающим, о которых они порой даже не догадываются. Мне это очень мешает по жизни, но я ничего не могу с этим поделать. Другое следствие: я боюсь начинать что-то новое и серьезное — заводить новые знакомства, семью, искать другую работу, обретать какой-то статус в обществе, потому что боюсь что-то сделать не так, опозориться, быть посмешищем в случае неудачи. Я не получил никакого мужского воспитания со стороны отца (да и было ли вообще хоть какое-то воспитание?). Родители со мной общались мало, поэтому я никогда не считал, что с ними можно о чем-то советоваться, и все проблемы держал в себе. И кем я вырос? Слабохарактерной тряпкой, ни на что не способным, закомплексованным и никому не интересным. У меня нет целенаправленности, нет никаких серьезных желаний, нет понимания сути жизни. Все кажется бессмысленным, и это не дает мне развиваться. Я уже несколько лет живу в другом городе, и мы с родителями почти не общаемся. Возможно, обижаться на родителей нельзя, есть заповедь об их почитании… Но как бы я ни пытался убедить себя в этом, чувство обиды и злобы на них сидит во мне. И я все равно считаю: то, что я теперь несчастен, это их «заслуга». Скажите пожалуйста, как мне с этим жить?

http://foma.ru/travmotecheskiy-opyit.htm...

Рубрики Коллекции СУДЬБА " ФОМЫ " - РАЗДЕЛИТЬСЯ 3 мин., 01.01.2008 Поделиться Анатолий ЗЕЛИНСКИЙ, председатель совета директоров Балтийского банка, Москва: Само появление в современной России такого журнала, как «Фома», — это признак начала возобновления культурной традиции. Издание, которое интеллигенты делают для широких масс — это классическая модель народного просвещения. И мне нравится, как аккуратно и естественно «Фома» развивает этот подход к работе, как бережно редактора сохраняют первоначальный замысел — рассказать людям о красоте Православия. Никакого насилия над читателем, уважение к авторам, побуждение к полемике, живая реакция читателей на материалы — все это очень впечатляет. На «Вопрос номер один» февральского номера «Бывает ли ложь во спасение?» могу дать однозначный ответ: безусловно, не бывает. Это такой же грех, как и все остальные, и спасительным он быть не может просто по определению. В моей жизни никогда не бывало так, чтобы ложь приводила к чему-то хорошему. Да, в нашей жизни очень много такого, что совершенно не нужно перегружать на близких. На вопрос в дверях: как сегодня прошел день? — автоматически отвечаешь — все нормально, хотя там, скорее всего, хватило всякого. Но на самом деле всегда чувствуешь — что ерунда, а что и нет. Хорошо в этом случае переложить проблему на Господа и все сомнения изложить на исповеди. Замечательно, что в рубрике «Числа» появились рассказы о новомучениках, ведь это уникальный шанс прикоснуться к подлинной духовности, которая здесь, рядом с нами — в документах, в воспоминаниях очевидцев. Это близкая для меня тема, волнующая душу... Я как-то слышал историю сорока мучеников, которых в годы гонений вывели для казни на берег реки. Когда первого поставили на доску над водой и спросили: «Веруешь в Бога?», он ответил просто: «Верую». И был расстрелян. Тогда оставшиеся священники, поняв, что происходит, запели хором молитву на отход души. Так и шли на смерть, славя Бога… Интересной получилась рубрика «Смысловая география» , посвященная церковным бабушкам. Признаться, вы меня удивили! С такого необычного ракурса на Ярославль еще никто не смотрел. Недаром каждая «Смысловая география» начинается с социологического опроса, цель которого — узнать, с чем у людей ассоциируется тот или иной город. Как правило, диапазон ответов, к сожалению, — от банальности до нелепости… «Фома» разрушает стереотипы о регионе — и делает это увлекательно! Рассказывая о привычном и, казалось бы, хорошо известном каждому путешественнику месте, журналист берет на себя очень сложную задачу. Конечно, информацию можно получить отовсюду, но заслуга «Фомы» — в цельности и избирательной подаче фактов.

http://foma.ru/sudba-fomyi-razdelitsya.h...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — сентябрь 2014 г. 01.09.2014 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " После чтения сегодняшнего воскресного Евангелия (о богатом юноше) у меня возникли вопросы. Почему вслед за возвещением о пришествии Царства Божия и приглашением всех принять его как самое чудесное благовестие, какое когда-либо было, мы слышим о решительном ограничении доступа в него? И о том, как трудно войти в него, и что немногие находят путь к нему? Зачем давать приглашение, на которое немногие могут ответить? Или возьмите такую житейскую ситуацию. Человек с трудом нашел работу, чтобы благодаря ей иметь крышу над головой и содержать свою семью, — как можно ставить вопрос о том, чтобы все оставить и обречь себя и тех, кого любишь, на нищенское существование, а самому направиться на поиски Царства Божия? О. Балакина, г. Нижний Новгород В принципе невозможно слушать Слово Божие, не задавая вопросов, как невозможно не быть вопрошаемым этим Словом. Первый вопрос: что надо делать, чтобы войти в Царство Божие, то есть обладать благами, которые Христос пришел возвестить от имени Отца Небесного? Христос отвечает на него предельно понятным для всех образом: соблюдать заповеди. Его ответ не означает, что надо сосредоточиться только на соблюдении обрядов и всех религиозных предписаний, но на принятии существенных замыслов Господа о человеке, на принципах правды, истины и верности Богу, которые должны стать содержанием человеческой жизни. Бог знает нас, и Он знает, что это не произойдет само. Вот почему Он настойчиво напоминает о первом неотъемлемом условии доступа к благам Царства Божия, предлагаемых нам. Именно этому учит Христос. Но Он предлагает новый способ исполнения заповедей — в следовании Ему. Недостаточно одной ревности, искренности и внешнего благочестия. Заповеди надо стремиться соблюдать так, как Сам Христос соблюдает их и учит жить по ним — с сыновней верностью, с сердцем, исполненным любви, с желанием воздать славу Богу свидетельством правды и истины.

http://moral.ru/dom09_2014/

И ответ на вопрос «зачем?» можно найти только на религиозном пути. Или антирелигиозном. Как нашел его тургеневский Базаров, помните: «А из меня лопух будет расти»? Тоже ответ, просто с другим знаком. Мне кажется, тревожная особенность нынешней эпохи в том, что размельчаются, раздробляются цели при потере одной глобальной. Вот и в образовании одна из проблем — его предельная прагматизация. Я все больше убеждаюсь, как важно вновь и вновь сегодня напоминать: знание ценно само по себе, и человек, обладающий знанием, — это другой человек. Знание — это мировоззренческая категория, в этом его отличие от информации. А предельная прагматизация размывает вопрос «зачем?», и за деревьями перестаешь видеть лес. Или, если угодно, за яблонями — сад]. Фото Nathan Hulsey /Unsplash//Фома. июнь 2023. — С.8-9. — (рубрика « Колонка главного редактора »). Парсуна номера: « ПАРСУНА» — так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном. В этом номере «Фомы» — фрагменты «парсуны» архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта. Феофилакт , архиепископ Пятигорский и Черкесский. «Когда на войне казалось, что надежды нет, я молчал и прислушивался». Вместо предисловия: Первый вопрос ведущего «Парсуны» ( Легойда: Владыка, я попрошу вас сказать что-то такое, что, может быть, сегодня кажется вам важным сказать о себе здесь и сейчас. Архиепископ Феофилакт: Вы знаете, сейчас, уже после архиерейской хиротонии, обо мне очень часто говорят: «Ну это же владыка Феофилакт — наш батюшка». (Смеется) ). [ Основные мотивы беседы в заголовках коротких глав : Радость христианина — сама возможность быть христианином. Именно возможность; Нужно удивляться вместе с человеком, который увидел, услышал, почувствовал что-то, и разделять с ним его тревогу, его надежду, его непонимание; Трудно, наверное, сказать, какое должно быть мерило, когда кто-то откровенно провокативно себя ведет; Спасение не безусловно и не зависит от твоего положения.

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-242-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010