Рубрики Коллекции Фото Starrypix Как справиться с духовной ленью? — отвечает священник Павел Островский 3 мин., 15.05.2022 Поделиться На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос , чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел непростой вопрос о борьбе с грехом: «Как спастись заядлому грешнику?». Читать письмо Здравствуйте, я не очень давно начал задумываться о Боге, и сразу возникает такая куча вопросов... Мне 25 лет (был крещен в детстве), и я никак не могу обуздать какие-то свои страсти (жажда женщин, ну, и тому подобное). Но в Библии говорится: « Разве можно обратить к покаянию тех, кто отвернулся от Христа? Я говорю о тех, кто познал истину, получил дар Божий и приобщился Святого Духа. Эти люди слышали слово Божье, видели великую силу нового мира Божьего и удостоверились в том, что всё это добро, а потом отступились от Христа. Их не вернуть на путь раскаяния, ибо они вновь распинают Сына Божьего и при всех подвергают Его унижению. Земля, пьющая дождь, который часто проливается на нее, и приносящая урожай на пользу тем, кто ее обрабатывает, получает благословение Божье. Земля же, которая приносит только тернии и чертополох, ничего не стоит, и ей грозит быть проклятой Богом. Она будет уничтожена пожаром » (Евр 6:4–8). И, в общем-то, мой вопрос: если я никак не могу побороть страсти и при этом верю в Бога, то получается, что я отвернулся от Христа? То есть я получил спасение, но совершаю сознательный грех и поэтому, грубо говоря, мои покаяния Бог не слышит и мне никак уже не спастись? Свернуть На вопрос читателя отвечает священник Павел Островский: Священник Павел ОСТРОВСКИЙ Как нам бороться с нашими привычными грехами? Прежде всего, нужно быть честными с самими собой. Мы жалуемся, что грех стал для нас привычным, что мы не можем от него избавиться, но действительно ли мы так уж хотим избавиться именно от этого греха? Не стараемся ли сами отдалить момент расставания с ним? Возможно, если бы мы осознали, что этот грех — действительно настоящая проблема, то избавиться от него было бы гораздо проще.

http://foma.ru/organizovat-sebya.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Облечься во Христа 24.09.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 14-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице Как часто мы слышим этот вопрос: «Почему одни христиане, которые живут как будто вполне благочестиво, все исполняют, регулярно исповедуются и причащаются святых Христовых Тайн, становятся все более теплохладными по отношению к своей вере, а другие, даже пришедшие ко Господу от многих грехов, покаявшись, и причастившись однажды, исповедуют — и не одними устами — что Христос для них все?» Ответ дан в известной нам притче о званых на брачный пир. Каждый раз читая правило ко святому причащению, мы повторяем молитву: «Во светлостех святых Твоих како вниду недостойный, аще бо дерзну совнити в четрог, одежда мя обличает, яко несть брачна, и связан извержен буду от ангелов: очисти скверну души моея, и спаси мя, яко Человеколюбец». Начало этой притчи относительно легко понять. Разумеется, Бог удивляет нас, когда Он зовет всех подряд — верующих и как будто не очень верующих. Но это не шокирует нас. Мы уже знаем это милосердие без меры. И мы рассчитываем на него. Такой Бог представляется нам понятным. Но остальная часть притчи — трудней. Вот, брачный пир наполнен приглашенными — самого разного рода. Среди них нет ни одного, кто имел бы на это право. Все оказались здесь к своему собственному изумлению ни за что. Но у одних — брачная одежда, у других — нет. И эти последние изгоняются тотчас же, и бросаются со связанными руками во тьму. И Христос говорит: «Много званых, но мало избранных». Что хочет сказать Господь? Почему такая жестокость? Почему одни званые, ответившие на приглашение, не достигают цели, а другие — достигают, потому что они избранные? И что это за брачная одежда, почему в нее надо абсолютно обязательно облачиться, чтобы не лишиться благодати Бога, о Котором мы знаем, что Он весь любовь и милосердие? Существует простой, известный всем ответ, что отсутствие брачной одежды — признак небрежения, неверности. Чтобы не в суд или во осуждение причаститься святых Христовых Тайн, чтобы войти в Царство Божие, надо соответствовать ему и быть подготовленным к нему. В притче нигде не сказано, что изгнанные были в грязной рабочей спецовке или в модных джинсах с дырами на коленках. Может быть, они нарядились как на торжественный прием, надели лучший костюм для земного брачного пира. Но неужели только внешний наряд позволяет войти в Царствие Божие, неужели это единственное, что Бог может признать? Нет, речь идет не о том, чтобы просто все исполнять, как полагается, и иметь чистые руки. Разве Христос не говорил до этого, что блудницы и грешники предваряют всех в этом Царствии? Возможность быть среди избранных дается и грешникам, при условии, если они оденутся не в одежду этой земли, как бы ни была она красива, а в настоящую, единственную одежду брака Царства.

http://moral.ru/lukewarm/

Рубрики Коллекции Как мне прекратить срываться на ребенке? 8 мин., 28.09.2022 Поделиться На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос , чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом. Недавно к нам пришло такое письмо: «Подскажите, кому молиться от страсти гнева? Все бы хорошо, но в порыве могу ударить ребенка за любой каприз. Ему нет еще и года. Ударю, потом плачу, корю себя и все по новой. Спрашивала у священника, но мне на это сказали: это нехорошо по христианским меркам, и по человеческим. И на этом всё. Все это я прекрасно понимаю. И не знаю, как справиться с собой. Боюсь, если обращусь к психиатру, она сообщит в органы опеки, они к нам уже приходили с проверкой по другому поводу. Подскажите, как укротить эту страсть, сама я не в силах. И не с кем ребенка оставить. Муж нескоро с вахты приедет». В нашей рубрике мы уже ответили на вопрос читательницы , но так как тема действительно непростая, мы решили попросить высказать свое мнение священника и многодетного отца протоиерея Максима Первозванского и психолога-консультанта Илью Суслова. Молчать! Протоиерей Максим ПЕРВОЗВНСКИЙ Чтобы справиться со вспышками гнева, необходимо то, что святые отцы называли «молчанием уст». Проще говоря, чтобы не бить, надо не кричать. По аллегорическому представлению древних, гнев поднимается откуда-то снизу, переполняет человека снизу доверху, и кажется, что тот сейчас взорвется. Потом гнев начинает душить, и уже после вырывается наружу. Сначала вырывается в виде слов, а потом, у распущенных людей, переходит в рукоприкладство. Так вот, если ты гневаешься, достаточно промолчать, а чтобы вовремя промолчать, нужно следить за тем, что говоришь. На мой взгляд, наиболее эффективный способ борьбы с гневом (неважно, на кого он может быть направлен — на ребенка или взрослого), — замолчать и уйти в другую комнату. Просто чтобы успокоиться и прийти в себя. Тут поможет молитва: «Господи, помилуй меня, грешного».

http://foma.ru/kak-mne-prekratit-sryivat...

Рубрики Коллекции Фото Joe St. Pierre/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0 Как понять, что я готов креститься? 2 мин., 10.05.2017 Поделиться На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос , чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Недавно в рубрику пришел сложный вопрос  — Как понять, что я готов креститься? Письмо в редакцию: Я некрещеный, но пару лет назад стал всерьез задумываться о крещении. Многие люди, на мой взгляд, крестятся, еще до конца не поверив и не приняв православие целиком и полностью. А я убежден, что креститься надо осмысленно, а не бездумно. Потому что для меня это кощунство и оскорбление Бога, когда ты ходишь в храм и «на автомате» кланяешься вслед за всеми прихожанами, не понимая, что сейчас происходит на самом деле. Я не хочу, чтобы моя церковная жизнь была просто данью традиции. Я хочу, чтобы моя вера была живой. Если уж креститься, то по-настоящему. Я много читаю о православии, стою на службах, пытаюсь услышать внутри себя какой-то отклик, осознать искреннее желание креститься… Но у меня есть серьезная проблема: окончательное решение ко мне так и не приходит. Может быть, я просто что-то делаю не так? Как понять, что я уже готов к крещению? Может, мне не ждать какого-то откровения и просто идти креститься? А может, я просто сам себя обманываю? И если ко мне, как к остальным, решение креститься не приходит — значит, что этот путь просто не для меня? Может, мне стоит отложить этот вопрос на какое-то время и перестать бессмысленно, как чужак, постоянно ходить в храмы? Объясните пожалуйста, как быть. Святослав, Санкт-Петербург Святослав, здравствуйте! Спасибо Вам за письмо, за серьезное, вдумчивое отношение. На Ваш вопрос мы попросили ответить протоиерея Федора Бородина ,  настоятеля храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. Своим опытом Крещения поделился Джулиан Генри Лоуэнфельд, поэт, драматург, адвокат, композитор и переводчик . На заставке фрагмент фomo Joe St. Pierre/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0 Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kak-ponyat-chto-ya-gotov-...

Рубрики Коллекции Что делать, если любимый человек оказался во власти зависимости? 15 мин., 09.08.2017 Поделиться Содержание На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос , чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел один из таких непростых вопросов: «Жить с зависимым. Бежать или бороться?». Читать письмо В моей жизни случилось то, о чем страшно даже говорить. Мы с мужем поженились, когда нам обоим было по 19 лет. Прошло всего три года — и за это время мой муж превратился в настоящего алкоголика. Он пил и раньше, но не так сильно, а потом ситуация стала ухудшаться с ужасной скоростью. Однажды дошло даже до белой горячки, и его забрали в больницу и пролечили. Но прошло не так много времени, и он снова запил. Тогда я с полугодовалой дочерью решила от него уйти. Но развестись с ним я не могу, потому что очень его люблю. Я общалась с психологами. Они говорят, что мой муж — животное и что я должна с ним развестись. Родные и близкие тоже считают, что я должна скорее от него бежать, должна найти другого. Но это значит растоптать его! Он ведь живой человек, он же любит меня и дочку! Я даже подумать не могу о том, чтобы оставить ребенка бабушкам и пойти с кем-то знакомиться! Сейчас мы с мужем видимся нечасто, всего один-два раза в месяц, когда он трезвый. Просто сидим вдвоем и плачем. Он просит помочь ему, но я даже не знаю чем. Чувствую, что мы должны прийти в храм, начать молиться, поститься, больше верить… Но всегда находится тысяча дел и оправданий, чтобы отложить молитву. Мне ужасно больно оттого, что мой муж сейчас живет наедине с бутылкой. Объясните пожалуйста, что мне делать. Свернуть 6 советов врача-психиатра, психотерапевта Константина Ольхового ОЛЬХОВОЙ Константин 1. Оценить ситуацию на самом раннем этапе Об этом уже поздно говорить девушке, написавшей письмо, но очень важно сказать всем молодым людям, читающим этот текст. Если человек, к которому вы испытываете чувства, уже в 19-летнем возрасте любит хорошо выпить — это серьезный сигнал об опасности. Я ни в коем случае не говорю, что надо скорее бежать от такого человека и ни за что не строить с ним совместное будущее, но все-таки еще до свадьбы надо обратить на это свое и его внимание и понять, готов ли он воспринимать это как проблему, или для него это совершенно нормальная ситуация.

http://foma.ru/chto-delat-esli-lyubimyiy...

Рубрики Коллекции Нам не хватает не жалости, нам не хватает отцов 13 мин., 21.02.2017 Поделиться На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос , чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел на первый взгляд простой вопрос: кого больше жалеть, мальчиков или девочек? Читать письмо Недавно я читал статью одного многодетного отца, в ней он писал о том, что, по его наблюдениям, мальчики — более ранимые существа, чем девочки, у них более хрупкая психика, они острее переживают неудачи и больше, чем девочки, нуждаются в том, чтобы их обнимали, хвалили, поощряли; а девочки сильнее духом, послушнее, самостоятельнее, они легче терпят боль… И это полностью переворачивает мои представления о воспитании сыновей и дочерей. Действительно ли это так? Для меня эта тема очень актуальна, потому что я и сам многодетный отец, и чем старше становятся мои дети, тем больше я понимаю, что мне во многих ситуациях не хватает отцовской мудрости. Вот, например, недавно мой 18-летний сын заявил, что хочет сделать себе в ушах тоннели, и для начала проколол уши и надел сережки. Я пытался спокойно объяснить ему, что этого делать не нужно. Но он настаивал на своем и вскоре пришел домой уже не в сережках, а в специальных приспособлениях для расширения дырок в ушах. Тут мое терпение лопнуло, и я пригрозил, что применю силу и выдерну из его ушей эту дрянь, а если он и после этого захочет носить тоннели, то пусть уходит из дому и живет там, где ему их делают. Ведь в семье кроме него подрастают еще трое детей, и я не хочу, чтобы они видели, как отец попускает старшему брату такие вещи! Сын мою угрозу услышал и сразу вынул все из своих ушей. А вскоре, в особенности после прочитанной статьи, я стал переживать: а не перегнул ли я палку? Очень бы не хотел, чтобы по моей вине дети выросли с травмированной психикой. Допустима ли вообще такая реакция по отношению к сыну?

http://foma.ru/nam-ne-hvataet-ne-zhalost...

Батюшка, а не грех ли это? Попытка классификации интернет-вопросов священнику 22 декабря, 2015 Попытка классификации интернет-вопросов священнику Уже несколько лет мне приходится отвечать на разные вопросы, присылаемые священникам на «Правмир», где есть соответствующая рубрика «Ответы священников на вопросы» (в 2007-2010 годах отвечал эпизодически и с начала 2012 года непрерывно). Всегда было интересно это делать, и со временем приходишь к выводу, что задающие вопросы, количество которых за последние годы никак не уменьшается, представляют собой определенный срез нашей Церкви, а типы этих вопросов могут быть определенным образом классифицированы. Какие вопросы больше всего и чаще всего задаются? Священник Филипп Парфенов. Фото: sinergia-lib.ru Прежде всего, люди пытаются поделиться своими проблемами и ожидают, что, быть может, отвечающий священник сможет как-то помочь в их разрешении. Такие вопросы часто присылаются из глубокой провинции. Видимо, в тех местах с пастырским попечением бывает совсем не просто. Также это может свидетельствовать и о немалом пока еще кредите доверия к церковному институту в целом и к священникам в частности, даже если они совсем не знают лично тех, кто их о чём-то спрашивает. Большая часть вопросов, и вполне важных и серьезных, и весьма второстепенных, фактически начинается со слова «КАК». К примеру, вопросы следующие: Заочное общение весьма ограничивает возможности ответов на многие вопросы, учитывая, что вопрос задает человек, о котором абсолютно ничего не знаешь, кроме только лишь того, что он в данный момент о себе написал. Но пишущие на сайт, как правило, это не всегда хорошо понимают, и по неопытности готовы воспринимать ответ священника либо как своего рода «палочку-выручалочку», либо как уже окончательную волю Божию. Такое впечатление, по крайней мере, складывается из тональности довольно многих писем. И тут, конечно, нужно иметь немалое терпение и тактичность. На многие часто задаваемые вопросы иной раз можешь отвечать уже на уровне автоматизма, но каждый человек переживает свой вопрос как реальную серьезную проблему, которая может со стороны казаться пустяковой.

http://pravmir.ru/batyushka-kak-byit-i-n...

Рубрики Коллекции Грех, страсть, порок: в чем различие и как с ними бороться 14 мин., 27.04.2018 Поделиться На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос , чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним коротким письмом — они требуют обстоятельной беседы. Вопрос в редакцию: Постоянно слышу фразы: «это вас грех одолевает», «это в вас страсти бушуют», «а это — ваши пороки». И я уже запутался. Чем грех отличается от страсти, от порока? С чем мы должны бороться и что мы должны исповедовать священнику? Только грехи? А про страсти, пороки, похоти, помышления тоже должны рассказывать? И что все эти понятия означают на практике? Вот например, меня всю жизнь мучает злость и агрессия, мне вечно что-то не нравится, я злюсь и срываюсь на самых близких людей по любому пустяку. Это мой грех? Страсть? Порок? Василий Отвечает Александр Ткаченко: Александр ТКАЧЕНКО Слишком частое употребление важного слова может убить его смысл, вытряхнуть из него «начинку», оставив лишь пустую форму, которую всяк волен наполнять тем содержанием, которое ему по душе. Нечто подобное иногда происходит в церковной и уж тем более — в светской среде со словами «грех», «страсть», «порок», и еще целым рядом слов. Ясно, что все они означают что-то нехорошее, направленное против Бога и Его замысла о мире. Но провести между ними ясную смысловую границу бывает нелегко, особенно тем людям, которые только-только переступили порог Церкви. Поэтому мы попробуем здесь на самом простом уровне рассказать об этих вещах — о том, что в них общего, какой смысл содержится в каждом из этих слов и как отличить их друг от друга, чтобы они не слипались в один непонятный комок, с которым неизвестно что делать. Ситечко мадам Грицацуевой «Согрешил словом, делом и помышлением…», — читаем мы в вечерних молитвах. В любом из этих случаев происходит некое действие, акт воли: я что-то сделал, я что-то сказал, я что-то подумал. Раскольников ударил старушку-процентщицу топором — совершил грех убийства. Остап Бендер утащил у мадам Грицацуевой золотое ситечко — согрешил воровством. Бросилась несчастная Анна Каренина с платформы под паровоз — взяла на себя грех самоубийства. Загулял юный мушкетер Д’Артаньян с ветреной женой своего квартирного хозяина — совершил грех прелюбодеяния. Наврал Хлестаков простодушным провинциалам, будто лично знаком с Пушкиным – согрешил. Этот список можно продолжать до бесконечности, поскольку, мировая драматургия большей частью как раз и состоит из описания самых разнообразных грехов.

http://foma.ru/greh-strast-porok-v-chem-...

Рубрики Коллекции Молчание и золото 4 мин., 17.02.2016 Поделиться На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос , чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел очень сложный вопрос о роли Церкви в обличении греха коррупции: «Почему священники публично не обличают коррупционеров?» ( читать письмо ). Мы попросили ответить на это письмо протоиерея Максима Козлова, публициста и постоянного автора «Фомы» Сергея Худиева и протоиерея Владимира Воробьева. Ответ протоиерея Максима Козлова, первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви: Протоиерей Максим КОЗЛОВ Прежде всего, я соглашусь, что тема нашей видимой пассивности по тем или иным болезненным общественно-политическим вопросам — не надуманная. По крайней мере, не полностью надуманная. Да, многие клирики активно выступают на различных площадках, в том числе и в СМИ, но чаще высказываются они по вопросам внешней политики, в основном поддерживая нынешнюю внешнюю политику государства. А по острым внутрироссийским вопросам, которые могут быть обращены к властям, говорится реже. Справедливости ради скажу — хотя бы даже про себя, — что часто голос священнослужителя не звучит именно потому, что мы опасаемся за последствия. Но не стоит сразу обвинять священников в конформизме. Давайте разберемся. Конечно, священник так или иначе связан с государственными чиновниками и, конечно, прежде чем что-то сказать, он взвешивает: как его слово может сказаться на этих отношениях. Но здесь надо трезво различать: сказаться на личном положении священника или на положении прихода, епархии или даже всей Церкви? Конечно, и в первом, и во втором случае любой священник должен поступать по совести. Но если в первом случае, когда дело касается личного благополучия священника и его семьи, благоразумный священнослужитель, не стремящийся лукавить пред собой, перед Церковью, перед Богом, не должен колебаться, а должен действовать без промедлений, пусть и в ущерб себе — то во втором случае священнику нужно сто раз взвесить, прежде чем что-то сказать. Потому что степень его ответственности здесь очень велика. Если священнослужитель оказывается в позиции обличителя и выступает на общественных площадках, нужно очень четко понять, не вовлечет ли его эта ситуация в логику противостояния «своих» и «чужих», в логику разделения людей — «кто не с нами, тот против нас»?

http://foma.ru/molchanije-zoloto.html

Рубрики Коллекции Кто такой Понтий Пилат? 5 мин., 27.04.2016 Поделиться Содержание Многие из нас знакомы с историей Понтия Пилата по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Однако поразительно: при Булгакове и, более того, до еще сравнительно недавнего времени, историки вообще не были уверены, что Пилат действительно существовал. Где же правда, а где мифы о знаменитом «прокураторе Иудеи»? На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос , чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел интересный вопрос «Пилат ни в чем не виноват?» . Мы попросили ответить на него нашего постоянного автора Александра Ткаченко , но сперва решили разобраться — кто же такой Понтий Пилат? 01 Так он существовал или нет? Да, хотя вплоть до 1961 года личность Понтия многими считалась легендарной. О нем в своих трудах упоминали лишь несколько древних историков, однако эти упоминания у значительной части исследователей вызывали недоверие. Только найденная итальянскими археологами в Палестине мраморная плита с текстом, в котором фигурируют имя и должность Пилата, доказала всем, что такой человек действительно правил Иудеей. 02 Как его звали на самом деле? Личного имени Пилата мы не знаем. Мы знаем только его фамилию — Понтий. Это та часть имени, которая говорит о родовой принадлежности носителя. Клан Понтиев — довольно древний, имеет италийское происхождение и восходит к III веку до нашей эры. Понтии являлись остатками еще более древнего народа — самнитов. Самниты жили в горах Средней Италии, долго воевали с римлянами, но были в конечном итоге покорены последними. Часть самнитов перебили, часть — обратили в рабство, а элите позволили влиться в римское общество. 03 А что значит «Пилат»? Пилат — прозвище, оно переводится как «метатель копья» или «копейщик». Это говорит о том, что армейская служба была неотъемлемой частью жизни Понтия и его ближайших предков и что самые значительные карьерные достижения сделаны ими именно на военном поприще.

http://foma.ru/kto-takoy-pontiy-pilat.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010