Н.А. Черных Часть первая. Напишем помолясь Воскресенский собор г. Тутаева, возвышающийся над правобережьем Волги, словно огромный пятимачтовый корабль, приплывший к нам из глубины веков, таит в своих древних отсеках предания и святыни. Здесь хранится Борисоглебский престол из первой деревянной церкви во имя Бориса и Глеба, построенной в 1238 году жителями Ярославля, что бежали, спасаясь от татар. Первые канонизированные русские святые князья Борис и Глеб стали покровителями Борисоглебской слободы – правобережья Романова-Борисоглебска, как раньше назывался современный Тутаев. Рядом с царскими вратами висит древний деревянный крест со скульптурным изображением Спасителя, в незапамятные времена приплывший по Волге и найденный на берегу жителями Борисоглебска. В память этого события ежегодно 14 сентября совершается крестный ход. А вот одна из любимейших икон о. Иоанна Кронштадтского – образ Богоматери «Благодатное небо». Это список с чудотворного оригинала, сделанный в Санкт-Петербурге в 1900 году в доме Вл. Мордвинова живописцем Епанченковым. Икона была передана Иоанновскому женскому монастырю в Петербурге, оттуда она переселилась в Успенско-Вауловский скит Романово-Борисоглебского уезда, и отец Иоанн Кронштадтский специально приезжал сюда служить молебен перед любимой иконой. Служил батюшка Иоанн и в Воскресенском соборе – как и другой канонизированный святой нашего времени Патриарх Тихон. Их живые молитвы возносились перед главной святыней храма – чудотворной иконой «Всемилостивый Спас», написанной, по преданию, в первой трети XV века вологодским святым Дионисием Глушицким. Есть сведения, что первоначально «Всемилостивый Спас» принадлежал мужскому монастырю, находившемуся на месте нынешнего Воскресенского собора и помещался в куполе (был «небом») деревянного храма обители. И вот ростовский митрополит Арсений, увидев эту необыкновенную, огромных размеров икону, распорядился взять её в свой архиерейский дом. Было это в 1749 году, и прошло почти полвека, прежде чем жители Борисоглебска исходатайствовали возвращения своей святыни. Всю дорогу от Ростова люди несли её на руках, а там, где у ручья Ковать, не доходя трёх вёрст до города, они остановились обмыть икону от дорожной пыли, забил целебный родник. В память возвращения «Всемилостивого Спаса» на образе был сделан венец с датой: 18 сентября 1798 года. В прошлые столетия вёлся даже список исцелений от чудотворной иконы, сейчас он находится в Ярославском областном архиве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

В 1956 году архитектором Б.А. Огневым в аркосолии северной стены, у гробницы основателей монастыря Федора и Павла, была вскрыта фреска XVI века, та самая, о которой упоминается в описи 1735 года. По-видимому, уже ко времени обследования собора в 1778 году аркосолий был заложен кирпичом заподлицо со всей стеной и забелен. На северной стене аркосолия изображены друг против друга святые князья Борис и Глеб в молении. К их ногам припадают основатели монастыря - игумены Федор и Павел. На западном склоне аркосолия написан великий Киевский князь Владимир, отец Бориса и Глеба. Он изображен в царской короне и пурпурной мантии с белой опушкой, лицо его величаво, свтло-русые волосы красивыми волнами ниспадают на плечи. На восточном склоне - изображение ростовского святителя Леонтия, который одет в белую епископскую фелонь и белый клобук. По материалам книги В.Т. Кривоносова " Борисоглебский монастырь. Архитектурный ансамбль. " , стр. 8-12. Издательство " Северный паломник " , 2007 г. Соборная церковь во имя благ. князей Бориса и Глеба пятиглавая, построена в 1524 г. при игумене Филофее. Прекрасное стенное письмо, сделанное при Грозном, было цело до 30-х годов нынешнего столетия, но затем все замазано голубой краской, и сделанная вновь живопись плохо гармонирует с величием и древностью храма. В северо-западном углу собора почивают под спудом мощи основателей монастыря преп. Федора и Павла. В приделе к храму с западной стороны почивают под спудом мощи преп. Иринарха затворника, проведшего в затворе 38 лет. При гробнице находятся тяжелые цепи и др. вериги преподобного. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05673

390 лет назад почил Иринарх Затворник, благословивший на битву Дмитрия Пожарского Борисоглебский, 26 января 2006 г . Преподобный Иринарх, Затворник Ростовский Вериги прп. Иринарха. Фото Прокудина-Горского, 1911 г. Сегодня исполняется 390 лет со дня блаженной кончины преподобного Иринарха, Затворника Ростовского. В конце 16 века, в Смутное Время спасался в Борисо-Глебском монастыре преподобный Иринарх Затворник, проведший в добровольном затворе и веригах 38 лет, вплоть до своего преставления 13 января (26 января по новому стилю) 1616 г . Иринарх получил откровение от Бога о надвигающемся польском нашествии и пешком пришел в Москву к царю поведать о грядущем бедствии. Во время войны поляки пораженные его подвижничеством не тронули его и не причинили вреда святой обители. Они даже оставили преподобному охранное знамя, которое теперь хранится в Третьяковской галерее. Охранное знамя Сапеги. Фото Прокудина-Горского, 1911 г. Преподобный Иринарх посылал благословения вождям русского ополчения, призывая их с решимостью и мужеством идти освобождать от захватчиков Кремлевские святыни. Он предсказал совершенный успех князю Димитрию Михайловичу Пожарскому, шедшему на избавление Москвы, и князю Михаилу Скопину-Шуйскому в битве с литовцами. Крест, которым прп. Иринарх благословил князя Д. Пожарского. Фото Прокудина-Горского, 1911 г. С 1998 года в Борисо-Глебском монастыре проходят Иринарховские чтения. Участие в них принимают ученые, священнослужители, военачальники, журналисты и писатели из многих городов России и зарубежья. В 2005 году чтения прошли уже в восьмой раз . И интерес к ним из года в год растет. День памяти святого стал общим праздником для всех жителей поселка Борисоглебский Ярославской области. Борисоглебский. Памятник святому Александру (Пересвету) Жителям поселка, наконец, возвращают историю края. В прошлом году в поселке на главной площади перед зданием местной администрации был установлен бюст князя Дмитрия Пожарского. Примечательно, что предварительно с этого места был перенесен бюст Ленина (не без возмущения коммунистов). А примерно год назад из парка убрали памятник вождю пролетариата, стоявшего спиной к южным воротам монастыря и протягивающего руку, как бы призывая прочь от монастыря.

http://pravoslavie.ru/16028.html

Борисоглебский. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Троицы в селе Троица-Бор Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 1708. Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, п. Борисоглебский, ул. Троица-Бор. Координаты: 57.251314, 39.123989 Проезд:От Борисоглеба 3 километра на любом пригородном автобусе этого направления до остановки " Троица-Бор " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Борисоглебские слободы, бывшие графа Панина, при реке Устье, в 18 верстах от Ростова, в них числится 165 дворов, 472 души и 472 надела. Борисоглебские слободы принадлежали Борисоглебскому монастырю, но по учреждению штатов, императрица Екатерина II подарила слободы графу Орлову вместе с с. Поречьем, а затем они перешли в род графа Панина. Борисоглебские слободы, число которых доходит до 12, прихожи к церкви Троицы на Бору. Относительно этой церкви Ф. Я. Никольский пишет следующее: « Верстах от 20 от Ростова и в 2 от Борисоглебского монастыря стоит погост Троицкий на Бору, называемый Троица-на-Бору. Ныне это приходская сельская церковь, обращенная при учреждении штатов из женского монастыря. Название «на бору» объясняется уцелевшим большим сосновым лесом на южной и западной сторонах погоста». Во времена св. Димитрия, митрополита Ростовского, обитель монастыря пришла в видимо цветущее состояние при живом и деятельном участии Праск. Алекс. Нарышкиной, которая построила в монастыре существующую церковь, снабдила ее утварью и обогатила вкладами. Это было в 1708 г. Св. Дмитрий по просьбе храмоздательницы сам освящал новосозданную церковь во имя Св. Троицы. До этого времени в Троицкой обители была только деревянная церковь Николая чуд. Кроме креста и евангелия, в Троицкой церкви хранится много и других ценных вещей, пожертвованных Нарышкиною: сосуды, дискосы и т. п., многие из них с надписями». От прежней деревянной церкви остались следующие памятники: икона Николая чуд., икона Знамения Божией Матери, чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы небольшого размера…, еще икона Знамения Божией Матери, с признаками глубокой древности, древняя икона Михаила архангела и ризы белого полотна с бордюрами и крестами из лент другого цвета.

http://sobory.ru/article/?object=06815

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665, с. Домодедово Московского у.- 25.07.1737, санкт-петербургская Троице-Сергиева муж. пустынь), архим. Троице-Сергиева мон-ря (под Москвой), духовник имп. Анны Иоанновны . В молодости состоял послушником в Борисоглебском на Песках мон-ре в г. Переславле-Залесском, ок. 1693 г. был рукоположен во иерея и зачислен в клир дворцового кремлевского храма Рождества Богородицы на Сенях. Был духовником царевны Наталии Алексеевны и, по-видимому, ее сестер Екатерины, Марфы, Феодосии и Марии, а также царицы Прасковьи Феодоровны и 3 ее дочерей. По предположению архим. Леонида (Кавелина) , в 1705 г. В. способствовал присоединению к Православию Марты Скавронской с именем Екатерина Алексеевна (впосл. императрица). В 1699 или 1700 г. принял монашеский постриг с именем В. в Борисоглебском на Песках мон-ре, с 1704 г. игумен мон-ря, восстановил в нем каменные строения. В 1710 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем переславль-залесского Троицко-Данилова мон-ря. В ведении В. состояли все городские и загородные мон-ри Переславля-Залесского, в т. ч. жен. При его активном участии была возобновлена сольбинская во имя свт. Николая Чудотворца жен. пуст., в к-рой в 1711 г. сооружена теплая ц. во имя свт. Николая Чудотворца, а также Вепрева Успенская пуст. Ростовского у. Ярославской губ. В 1721 г. обер-инквизитор архим. Златоустова мон-ря Антоний жаловался в Синод, что В. с величайшей неохотой принял в переславль-залесский Феодоровский монастырь стариц, обращенных из раскола. Определением Синода архимандриту было предписано «впредь таковых присылаемых стариц принимать и ничем не отговариваться, под опасением жестокого штрафа и наказания». В. сыграл важную роль в распространении почитания переславских святых. Он вел запись чудес в Борисоглебском мон-ре при гробе схимника прп. Корнилия Переяславского († 1693), начало канонизации к-рого было положено свт.

http://pravenc.ru/text/154181.html

Сергиевскому храму в 1990-х годах реставраторы вернули позакомарное покрытие, исследовали и по мере возможности расчистили фрески в арках. На звонницу вновь в те же годы вернулись часы. В 1989 году, после возвращения Борисоглебского собора РПЦ, в нём началось укрепление обнаруженных фрагментов настенных росписей. С декабря 1994 года запускается процесс постепенного вытеснения с территории обители Ростовского музея с дальнейшей передачей зданий РПЦ, окончательно завершившийся в августе 2014 года, и сопровождавшийся сворачиванием деятельности реставрационной мастерской. В 2002 году все реставрационные работы были прекращены, “Яблоко” больше в Борисоглебский монастырь не вернулось. Мастера-реставраторы из “Яблока” не успели восстановить стены, арки и галерею с крыльцом Сергиевской надвратной церкви – к 2011 году состояние красивейшего архитектурного памятника приближалось к катастрофическому. Когда-то цельный монолит сооружения неудержимо разваливался на части. По расщелинам происходило смещение фрагментов крыльца относительно основного объема храма. Тихо, неспешно, по долям миллиметра в день углублялись трещины в кладке свода проездных арок, пронизывая несущие конструкции - страшный обратный отсчет. А профессионалы ушли. Зато в 2014 году появилось московское ООО “Эшелъ”. Во что превратился прекрасный (даже в полуразрушенном состоянии) храм и великолепная русская узорная галерея после завершения ремонтных работ – видно на фото 2017 года. Безликое белое нечто. Да, фундамент укрепили и трещины ликвидировали. Наверное. Но вот купола зачем было лазурью покрывать - это у Сретенской церкви они такими были. У Сергиевской - " опаяны белой жестью " . Цитата: " – Работы начались в августе 2014 года, и то, что сделано, это лишь начало полного восстановления объекта всенародного достояния, – отметил председатель Ярославского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Вячеслав Сафронов. – Впереди еще большой объем работ по реставрации внешнего вида монастырского ансамбля и его интерьеров " .

http://sobory.ru/article/?object=00223

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИРИНАРХ РОСТОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Иринарх Ростовский, затворник Память 13 января , 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых Родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре . Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника; и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь , где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского , который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: " Мать моя преставилась! " Оставив Аврамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря , поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый , по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель, Ростовский Борисоглебский монастырь . Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии.

http://drevo-info.ru/articles/8638.html

В Толгском монастыре прошли торжества в честь Толгской иконы Божией Матери 21 августа 2021 г. 17:16 20-21 августа 2021 года в Свято-Введенском Толгском женском монастыре Ярославской епархии состоялись празднования в честь Толгской иконы Божией Матери. Паломники могли помолиться у многочисленных святынь обители, в том числе у почитаемого Толгского образа и мощей святителя Игнатия (Брянчанинова). Всенощное бдение 20 августа совершили митрополит Ярославский и Ростовский Вадим , митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл , митрополит Вологодский и Кирилловский Савва , митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор , митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений , епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий , епископ Переславский и Угличский Феоктист . 21 августа, в день праздника, Божественную литургию в обители совершили митрополит Ярославский и Ростовский Вадим, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин, епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий, епископ Переславский и Угличский Феоктист в сослужении клириков Ярославской, Рыбинской и Переславской епархий Ярославской митрополии , а также духовенство из других епархий. За Литургией молились игумения Варвара (Третьяк) с сестрами обители и игумении других монастырей. В день престольного праздника монастырь посетили попечители обители, чьими трудами возрождался монастырь и возрождается сейчас, представители властных структур региона и общественности. Свято-Введенский монастырь — один из древнейших на территории Ярославской области, основанный в 1314 году после обретения Толгской иконы Божией Матери. С момента основания монастырь был мужским, пережил Смутное время и революцию. Монастырь неоднократно посещали члены царской семьи. В советские годы монастырь был закрыт, изначально он входил в зону затопления будущей ГЭС. Некоторое время в бывшем монастыре находилась детская колония. Толгскую обитель передали Русской Православной Церкви в декабре 1987 года. Осенью 1988 года здесь был основан женский монастырь. Возрождение обители проходило под руководством настоятельницы игумении Варвары (Третьяк). В 1988 году в обитель были принесены мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), обретенные в Николо-Бабаевском монастыре. В 2003 году в обитель из ярославского художественного музея передали Толгскую икону Божией Матери, которая с этого времени пребывает в монастыре. Ярославская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

награжден орденом св. Анны 2 степени. В том же году, с Высочайшего соизволения, он имел поручение составить, применительно к местным обстоятельствам, правила об учреждении в Одессе отделения общества попечительного о тюрьмах и потом назначен вице-президентом этого отделения. В 1821 г. переведен настоятелем в добружский монастырь. В 1822 г. Феофил просился в С.-Петербург по делам службы. Кн. Голицын выпросил ему у государя соизволение на это и тысячу рублей на дорогу. В ноябре этого года, в бытность Феофила в С.-Петербурге, кн. Голицын спрашивал у кишиневского преосвященного Димитрия, какой награды заслуживает законоучитель ришельевского лицея архим. Феофил. Димитрии отвечал, что отличные достоинства и подвиги архим. Феофила дают ему право и на отличную награду, и просил кн. Голицына „исходатайствовать у христолюбивейшего Монарха для сего достойнейшего духовного чиновника орден св. Владимира 3-й степени“. Феофил отблагодарил Димитрия, устроив вызов его в С.-Петербург, для присутствования в Св. Синоде. Но начавшиеся неприятности между м. Серафимом и кн. Голицыным отозвались и на Феофиле. В июне 1823 г, находясь еще в С.-Петербурге, Феофил получил указ Св. Синода, которым он увольнялся от должности законоучителя и переводился настоятелем в ростовский борисоглебский монастырь. Кн. Голицын заступился за своего любимца и выпросил Высочайший указ, в котором объявлялась следующая воля Государя: „Государь Император Высочайше соизволил на представление генерал-лейтенанта Витте, ходатайствовавшего по начальству своему над ришельевским в городе Одессе лицеем об оставлении в оном при прежней должности законоучителя, переведенного настоятелем в ростовский борисоглебский монастырь архим. Феофила“. Вместе с тем Феофил получил орден Владимира 3 ст. С падением Голицына Феофил лишился своей опоры и не только вместе с прочими деятелями, но более всех подвергся преследованию. С этих пор начинается его одиссея, скитальчество из одного конца России в другой, продолжавшееся в течение всей долгой жизни его и кончившееся только с его смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

(См. Дневник А. Арсения под 11 марта 1798 г. л. 17...). 115 Варлаам Миславский – брат митрополита Киевского Самуила Миславского. По окончании полного курса в Киевской академии, был протоиереем в г. Глухове; овдовевши в 1775 г., принял монашество и назначен был учителем риторики в Харьковский Коллегиум, где потом был определён ректором, с возведением в сан архимандрита. Из Харькова переведён был в Ростовский Борисоглебский монастырь. В 1784 г. назначен ректором Киевской академии и настоятелем Киево-Братского монастыря; скончался 30 июля 1791 г. 116 Ириней Клементьевский родился в 1753 г. в селе Клементьеве, Владимирской епархии. Обучался во Владимирской семинарии и потом в Московской академии. По окончании здесь курса, проходил учительские должности с 1772 г. до 1776-го; в 1774 г. определён префектом Перервинской семинарии, с возведением в сан игумена. В 1784 г. произведён в Ростовский Борисоглебский монастырь архимандритом и определён ректором Ростовской семинарии. В 1787 г. вызван в Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. В следующем 1788 г. повелено ему присутствовать в Св. Синоде и в то же время он переведён в Новгородский Юрьев монастырь. 1792 г. июня 6 дня рукоположен в епископа Тверского; 24 октября 1796 г. архиепископ; 17 октября 1798 г. переведён в Псков, откуда 30 августа уволен на покой. В продолжение 16-летнего управления Псковской епархией, он всё время оставался в Петербурге, в качестве члена Св. Синода. Митрополит Московски Платон ещё в 1804 г. писал об Иринее митрополиту Петербургскому Амвросию: «Я всегда сожалел и почитал предосудительным что он (Ириней) столь мало радит о своей пастве». Архиепископ Ириней скончался 24 апреля 1818 г. Архиепископ Черниговский Филарет в своём Обзоре русской духовной литературы (изд. III, Спб. 1884 г., стр. 422) называет Иринея одним из просвященнейших пастырей своего времени. 117 Разумеются: Иннокентий Полянский, рукоположенный 29-го июля в епископа Воронежского и Афанасий Вольховский, посвящённый 30-го того-же июля в епископа Старорусского.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010