Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Собор Бориса и Глеба. Собор. Действует.   Престолы: Бориса и Глеба Год постройки:Между 1522 и 1524. Архитектор:Г. Борисов Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, пгт. Борисоглебский, Советская пл., д. 10 Координаты: 57.258965, 39.152848 Проезд:поездом или двумя электричками с Ярославского вокзала г. Москвы до Ростова Великого. От вокзала ходят автобусы до поселка Борисоглебский, автостанция которого располагается рядом с монастырем. Еще можно доехать на автобусе из Углича Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор Бориса и Глеба был воздвигнут Григорием Борисовым в 1522-1524 годах на месте деревянного, где были захоронены основатели монастыря Фёдор и Павел. Серьёзные нарушения облика собора относятся к концу 18 и 19 веку. Чтобы усилить роль главного храма в монастыре, барабан главы был надложен, а сама она получила вместо шлемовидной форму приземистой луковицы с перехватом. К западной стене собора пристроили обширный придел Илии и паперть с тяжёлым классическим портиком. Внутри придел был расписан на тему земной жизни Иринарха-затворника. Росписи выполнил художник Сапожников. Впервые собор был расписан в конце 17 века. В 1956 году архитектором Борисом Алексеевичем Огневым (1907-1959) была вскрыта поздняя кирпичная закладка аркасолей северной и восточной стен. Было обнаружено изображение всех канонизированных к 17 веку ростовских князей. Патриаршее место в алтаре расписано орнаментами из стилизованных трав тёмно-красного и тёмно-синего цвета. В 1911 году стены собора расписал художник Егоров. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987   К концу XV - началу XVI века деревянные церкви Борисоглебского монастыря обветшали, и по велению великого Московского князя Василия III и на его пожертвования в 1522 году на месте деревянной " малой церковницы во имя святых князей Бориса и Глеба " был заложен первый каменный храм, который через два года был закончен и освящен 22 сентября 1524 года. Считается, что его строителем был талантливый ростовский " церковный каменный здатель " Григорий Борисов.

http://sobory.ru/article/?object=05673

В трапезной Благовещенской ц. помещалась музейная экспозиция. Приспосабливая паперть Борисоглебского собора под электростанцию, сломали потолок и пол, оголили фундамент. Белокаменные могильные плиты с монастырского кладбища использовались под фундамент домов, мраморные и гранитные памятники в 1935 г. были увезены в Москву для строительства метрополитена. Работа по охране памятников интенсифицировалась в 1941-1954 гг., когда музей возглавляла М. Н. Карасёва, благодаря ее усилиям мн. памятники были спасены от разрушения. 8 февр. 1954 г. Борисоглебский музей закрыли, его фонды должны были поступить в Ростовский музей. 29 сент. 1961 г. Борисоглебский исполком принял решение об организации народного музея в пос. Борисоглебском под управлением Карасёвой, впосл. Борисоглебский музей вновь стал филиалом РЯАХМЗ. В 1989 г. Борисоглебский собор был возвращен РПЦ и открыт как приходской храм. Определением Свящ. Синода РПЦ от 24 нояб. 1994 г. приход был преобразован в муж. мон-рь. К 2003 г. обители переданы Борисоглебский собор, Благовещенская ц., Сергиевская надвратная ц., келья-часовня св. Иринарха. К нач. 2003 г. наместником Б. м. является игум. Иоанн (Титов), в обители подвизаются 2 иеромонаха, 3 иеродиакона, 2 монаха. С 1997 г. ежегодно перед днем памяти прор. Илии совершается пеший крестный ход из Б. м. к источнику прп. Иринарха на его родине близ с. Кондакова, в 40 км от мон-ря; во время крестного хода паломники по очереди несут на себе вериги преподобного. С 1998 г. в Б. м. проходят ежегодные всероссийские Иринарховские научно-практические чтения. Арх.: ГТГ. ОР. Ф. 8.11. Ед. хр. 340; ГА Ярославской обл. Ф. Р-1400. Оп. 1. Ед. хр. 140. Л. 5-6; РЯАХМЗ. А-129. Л. 91; А-91. Л. 141, 143; Ростовский филиал ГА Ярославской обл. Ф. Р-74. Оп. 1. Ед. хр. 17. Л. 1, 93; Ед. хр. 21. Л. 93; Ед. хр. 76. Л. 20; Ф. Р-140. Оп. 1. Ед. хр. 293. Л. 7; Ф. Р-166. Оп. 1. Ед. хр. 492. Л. 4, 7-7 об.; Ф. Р-512. Оп. 1. Ед. хр. 170. Л. 6-7, 154 об.- 155; Ед. хр. 567. Л. 35-36; Ф. Р-512. Оп. 3. Ед. хр. 151.

http://pravenc.ru/text/153193.html

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1524 и 1526. Архитектор:Г. Борисов Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, пгт. Борисоглебский, Советская пл., д. 10 Координаты: 57.259041, 39.152204 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Одноглавая Благовещенская церковь построена Григорием Борисовым в 1524-1526 годах. Это была домовая церковь настоятеля монастыря. В конце 17 века она подверглась серъёзным переделкам. Позакомарное покрытие, придававшее церкви большую стройность и подчёркивавшее главенствующую её роль в общей композиции с трапезной и настоятельскими покоями, заменили на четырёхскатное. Окна храма были растёсаны, и только на северной стороне сохранилось небольшое окошко 16 века, обрамлённое скромным жгутиком. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 В 1524-1526 годах к западу от собора Бориса и Глеба на месте древнего деревянного храма была возведена каменная церковь Благовещения - одна из немногих построек, с которой документально связано авторство талантливого ростовского " церковного каменного здателя " Григория Борисова. Кубический объем церкви завершен четырехскатной кровлей с луковичной главкой на тонком, украшенном аркатурно-колончатым поясом, барабане. Легкие лопатки делят каждый фасад на три прясла. Первоначально церковь имела щелевидные оконные проемы, подобные тому, что сохранился на торцовой стене трапезной. Бесстолпный интерьер храма перекрыт крещатым сводом. Существует предположение, что из-за подобной конструкции свода перекрытие храма изначально было не четырехскатным, трехлопастным - таким же, как в Вознесенской церкви в Ростове, построенной также в XVI веке. Под современной четырехскатной крышей находится нижняя часть выложенного из профильного кирпича древнего барабана, первоначально возвышавшегося над кровлей. Никаких сведений о росписи церкви Благовещения в документах не сохранилось, стены её сейчас белые. Однако во время реставрационных работ в 90-х годах в завалах заложенных печур были найдены большие фрагменты прекрасной живописи, которую можно отнести к XVII или даже к XVI веку. Сохранился фрагмент фигуры Богоматери в позе, характерной для композиции " Благовещение " , и часть надписи, подтверждающей, что именно эта композиция была изображена на стене.

http://sobory.ru/article/?object=05674

Главная Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь? Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь? Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Об этом и не только — в нашей подборке интересных фактов о Ростовском Борисоглебском монастыре.  1 Место для строительства монастыря выбрал сам преподобный Сергий Радонежский! Святой приезжал в Ростов по делам в 1363 году. На создание монастыря в честь Бориса и Глеба — первых святых Русской Церкви — он благословил новгородских монахов Феодора и Павла. Все строения монастыря времен Сергия Радонежского были деревянными, ни одно из них не сохранилось. Инок Пересвет жил здесь в XIV веке. Его вместе с братом Ослябей благословил на битву преподобный Сергий. Пересвет первый начал Куликовскую битву с сильнейшим воином Орды Челубеем. В 2005 году скульптор Зураб Церетели установил в поселке Борисоглебский бронзовый памятник святому воину Александру Пересвету. Борисоглебский монастырь стоит в излучине реки Устье в 18 км от Ростова, на дороге из Ростова в Углич. Фото: Ghirlandajo/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0 Сегодня обитель — могучая каменная крепость. Каменное строительство началось при Василии III, в 1522 году. В конце XVII века многие здания были перестроены и возведены новые. Именно в таком виде обитель дошла до наших дней. 2 Великие русские князья и первые русские цари любили Боорисоглебский монастырь и считали его своим домашним Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности. Здесь находил приют великий князь Василий Темный, крестился его сын, великий князь московский Иван III. Трижды посещал обитель его внук, царь Иван Грозный.  Сначала монастырь был «митрополичьим», то есть находился в подчинении митрополита Ростовского. После того как во время княжеских распрей великий князь Василий Темный и мать его София находят здесь убежище и называют монастырь своим, обитель становится великокняжеской. А когда игумен монастыря Питирим крестил будущего самодержца Всея Руси Иоанна III и тот встал на царство (слово «царь» есть в его официальном титуле), обитель делается царской. В XVI–XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.

http://sever.foma.ru/borisoglebskij-mona...

возрождён Борисоглебский мужской монастырь. С 1924 г. по настоящее время на территории Борисоглебского монастыря существует музей-филиал Государственного музея-заповедника " Ростовский кремль " . В музее действует несколько экспозиций, к показу предлагаются переходы крепостных стен и смотровая северо-восточная башня. В статье использованы материалы сайта www.rostmuseum.ru/branch/borisogleb/; www.rostmuseum.ru Борисоглебский монастырь, 2 класса, в 18 верстах от Ростова. Основан в 1363 году по благословению преподобного Сергия старцами Федором и Павлом. Здесь находится рака преподобного Иринарха (см. 13 января) и при ней железные цепи, вериги и кресты, которые носил на себе преподобный. В монастыре хранится знамя, оставленное в 1610 году гетманом Сапегою. При монастыре школа и иконописная мастерская. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В Борисоглебской слободе находится Борисоглебский второклассный монастырь, основанный в 1363 г. по благословению преп. Сергия Радонежского, преп. пустынниками Федором и Павлом, при ростовском князе Константине Васильевиче, зяте великого князя Иоанна Калиты. Строение в этом монастыре сначала было деревянное, а с 1522 г. началось каменное: - Соборная церковь во имя благ. князей Бориса и Глеба пятиглавая, построена в 1524 г. при игумене Филофее. Прекрасное стенное письмо, сделанное при Грозном, было цело до 30-х годов нынешнего столетия, но затем все замазано голубой краской, и сделанная вновь живопись плохо гармонирует с величием и древностью храма. В северо-западном углу собора почивают под спудом мощи основателей монастыря преп. Федора и Павла. В приделе к храму с западной стороны почивают под спудом мощи преп. Иринарха затворника, проведшего в затворе 38 лет. При гробнице находятся тяжелые цепи и др. вериги преподобного. - Церковь теплая Благовещения Пресвятой Богородицы, освящена в 1527 г. - Церковь над вратами во имя преп. Сергия Радонежского. - Над вторыми вратами - во имя Сретения Господня. - Огромная колокольня на подобие Ростовской соборной, в один ярус, продолговатая; внизу ее устроена церковь во имя Иоанна предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=00223

18. UOCUФ III, (находившийся в Троицкой Лавре уволенным с пенсией от Настоятельства Московского Спасо-Андрониева монастыря) определён в 1793 году, Мая 16. Скончался в 1798 году, Января 9, и погребён подле церкви Иоанна Богослова. 19. НИКОН, переведён из третьеклассного Ярославского Толгского монастыря в 1798 году, Мая 10. Скончался в 1789 году, Ноября 30, в Ярославле, а погребён в Толгском монастыре. 20. UOACAФ II, Сретенский переведён из Тверской Епархии из Ниловой общежительной пустыни в 1800 году, Марта 1 дня. В 1808 году, Октября 24, переведён в первоклассный Колязин монастырь. Ныне с 1813 года – Епископ Смоленский и Ордена Св. Анны I класса Кавалер. 21. АНАТОЛИЙ, Ставицкий, бывший прежде Префектом в Киевской Академии, а потом с 1801 года Архимандритом в Костромском Паисине монастыре, а после переведённый в Ростовский Борисоглебский, в 1808 году переведён оттуда в этот Авраамиев, и находится доныне. Ростовский Борисоглебский монастырь См. Борисоглебский Ростовский. Ростовский Рождественский монастырь См. Рождественский Ростовский. Ростовский Яковлевский монастырь Ставропигиальный 2 класса мужской. См. История Российской Иерархии, ч. II, стр. 508 и далее. PDF стр. 668 Абзац начало «Ростовский Зачатиевский Рощинский Преображенский монастырь См. Свирский или Александросвирский новый. ртищев преображенский монастырь Близ Москвы. См. Преображенский Московский. Рубежская Троицкая пустынь Или Рубежский монастырь . Мужской, упразднённый. Находился в Новгородской Епархии, Олонецкой губернии в Вытегорском уезде расстоянием от Вытегры в 30 вёрстах. До Штатов 1764 года этот монастырь приписан был к Муромскому и потом к Свирскому монастырям; по Штатам же, как безвотчинный и опустелый, обращён в приходскую церковь , которая ныне уже не существует. Рувимская или Рувимососницкая Спасская пустынь Или Рувимский Спасский монастырь . Мужской, упразднённый. Находился в Черниговской Епархии при новоучреждённом уездном городе Соснице, почему он именовался иногда Сосницкий или Сосницкая пустынь и был приписан к Николаевскому Рыхловскому монастырю. Построен Преосвященным Рувимом, Епископом (Сербским и Пекским около 1700 года, но в котором именно году, неизвестно. См. Историю Российской Иерархии, ч. I, стр. От этой пустыни осталась одна церковь во имя Преображения Господня деревянная об одном престоле. Ругойская Троицкая пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Аносино. Аносин Борисоглебский монастырь. Добавить фотографии Святые врата. Слева, в линии ограды, церковь Димитрия Ростовского. Глава, виднеющаяся из-за ее купола, а также колокольня справа принадлежат расположенному за стеной Борисоглебскому собору. Дмитрий Васильков .. - .. Карта и ближайшие объекты Добавить статью Аносин-Борисоглебский монастырь создан в 1823г. на основе женской общины при местной церкви. Организован по инициативе княжны Е.Н. Мещерской, ставшей первой её настоятельницей. Комплекс сложился в основном между 1824 и 1837гг. Вокруг Троицкой церкви, более известной по наименованию придела под именем Борисоглебской, получившей значение собора, были поставлены ещё две церкви. Территорию окружала кирпичная ограда с четырьмя угловыми башнями. Аносин-Борисоглебский девичий монастырь был основан игуменьей Евгенией, в миру княгиней Мещерской, владевшей селом в первой четверти прошлого века. Правильный четырехугольник монастырской территории по всему своему периметру обнесен невысокой кирпичной стеной с декоративными машикулями. Четыре башни с конусообразными кровлями стоят по углам ограды. Ворота главного въезда в монастырь – поздние, в ложновизантийском характере, но ограда, башни и симметрично встроенные в ограду с востока и с запада каменные амбары с рустованными фасадами следует датировать одновременно с более ранними монастырскими постройками. К ним относится сильно разрушенная Троицкая соборная церковь-ротонда, перекрытая полусферическим куполом, покоящимся на ступенчатом, с люкарнами, основании. Здание сооружено в 1810-1812 годах, но архитектурные формы его запоздали; оно ближе к раннему классицизму, напоминая, особенно завершением в виде беседки, постройки М.Ф. Казакова. К храму примыкали трапезная и колокольня, разобранные в 1920-х годах. Небольшая бесстолпная церковь Дмитрия Ростовского, поставленная при въезде в монастырь, построена в 1824 году и довольно характерна для этого времени большими арочными окнами над северным и южным входами и угловыми рустованными пилонами. Остальные сооружения монастыря: здание церкви Анастасии (1829), кельи, хозяйственные постройки – в большей или меньшей степени перестроены. О былых зеленых насаждениях напоминают лишь остатки липовой аллеи.

http://sobory.ru/article/?object=00804

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОРИСОГЛЕБСКИЙ НА УСТЬЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Борисоглебский на Устье мон-рь. Вид с сев.-вост. Фотография. 2003 г. Борисоглебский на Устье мон-рь. Вид с сев.-вост. Фотография. 2003 г. (Ярославской и Ростовской епархии), в пос. Борисоглебском Борисоглебского р-на Ярославской обл., на берегу р. Устье. Согласно составленной в Б. м. в сер. XVI в. «Повести о Борисоглебском монастыре от колкых лет и како бысть начало», обитель была основана пришедшим ок. 1360 г. из новгородских земель в ростовские леса прп. Феодором Ростовским и вскоре поселившимся вместе с ним прп. Павлом Ростовским . В 1363 г. прп. Сергий Радонежский избрал и благословил место буд. обители, ростовский кн. Константин Васильевич и Ростовский еп. Игнатий дозволили преподобным Феодору и Павлу построить кельи и ц. во имя св. князей Бориса и Глеба, к-рые явились подвижникам и обещали покровительствовать мон-рю. Когда собралась братия, на вклады ростовской знати построили Борисоглебский храм, кельи, срубили деревянную крепость, защищавшую сев.-вост. путь к Москве. Первый игумен прп. Феодор вскоре назначил своим преемником прп. Павла, а сам, желая уединения, ушел на Белое оз., где в устье р. Ковжи основал Никольский мон-рь. Спустя неск. лет, предвидя кончину, прп. Феодор вернулся в Б. м., где преставился 22 окт. 1410 г. (?). После его кончины в продолжение мн. лет игум. Павел управлял обоими мон-рями. Преподобные Феодор и Павел погребены в сев. части Борисоглебского собора, мощи находятся под спудом. После кончины игум. Павла настоятелями Б. м. последовательно были игумены Савелий, Михаил, Иона, Питирим. При игум. Питириме обитель пользовалась особым покровительством вел. кн. Василия II Васильевича , к-рый дал Б. м. первый земельный вклад - «село Шульце с деревнями по своих родителех и прародителех в наследие вечных благ». В 1433-1434 гг. Василий II, изгнанный с великокняжеского стола звенигородским кн. Юрием Димитриевичем , укрывался в Б.

http://pravenc.ru/text/153193.html

Архив Пн Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству возглавил престольные торжества храма святителя Димитрия Ростовского Борисоглебского Аносина монастыря 4 октября 2022 г. 17:57 4 октября 2022 года, в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, день памяти обретения мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы митрополит Каширский Феогност возглавил престольный праздник храма в честь святителя Димитрия Ростовского — привратного храма Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря . Накануне вечером было совершено всенощное бдение с литией и сугубым чествованием святого покровителя обители. За Божественной литургией Его Высокопреосвященству сослужило монастырское духовенство. На Литургии молились настоятельница Аносина монастыря игумения Мария (Солодовникова), сестры обители, прихожане, гости и паломники. После сугубой ектении была прочитана молитва о восстановлении мира на Святой Руси. По заамвонной молитве все присутствовавшие поклонились Животворящему Кресту Господню, затем вокруг монастыря был совершен крестный ход. Митрополит Феогност прочитал молитву святителю Димитрию Ростовскому. В завершение владыка Феогност поздравил собравшихся с отданием Воздвижения Животворящего Креста Господня и днем памяти святителя Димитрия Ростовского. Игумения Мария поблагодарила архиерея за совершение Божественной литургии в этот памятный для Аносиной пустыни день и преподнесла ему икону Тихвинской Божией Матери. По традиции всем собравшимся было предложено монастырское угощение. Небольшой привратный храм в ограде Борисоглебского Аносина монастыря освящен в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского, — святого, которого особо почитала первоначальница обители игумения Евгения (Мещерская), небесного покровителя монастыря. Основательница обители игумения Евгения (Мещерская) имела к этому святому особую веру и усердие. Потерявшая супруга вскоре после свадьбы, оставшись в ожидании младенца, окруженная недоброжелателями, пересудами, переживавшая притязания некоторых лиц на наследство мужа, молодая княгиня черпала силы в молитве и чтении духовных книг. Святитель Димитрий Ростовский был тем духовным писателем, сочинения которого благотворно подействовали на нее в первые годы вдовства. Вспоминая много лет спустя свою тогдашнюю немощь, игумения Евгения называла святителя Димитрия своим целителем и приписывала ему «свое обращение от безумного мудрования».

http://patriarchia.ru/db/text/5964770.ht...

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Сергия Радонежского. Входные врата с юга. Над ними церковь Преп. Сергия Радонежского. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома " Район Волги " » http://andcvet.narod.ru/H_R.html и http://and110.ucoz.ru/XR/05/PG.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Один из немногочисленных фактов, имеющих отношение к датировке создания южной надвратной церкви Сергия Радонежского, заслуживает внимания. В 1897 году в газете " Новое время " появилось сообщение архимандрита Борисоглебского монастыря о том, что в монастырских клировых ведомостях указана дата постройки надвратной церкви Сергия - 1680 год. Эта же дата была выбита и на кресте под престолом в храме, причем надпись на нем указывала, что церковь построена при царе Федоре Алексеевиче (1676-1682). По сведениям монастырских архивов, освящение Сергиевского храма состоялось 7 сентября 1680 года. Сергиевская церковь обладает множеством черт, характерных для ростовской архитектуры XVII века - например, широкими окнами с килевидными наличниками из полувала и декоративными розетками из белого камня на северном фасаде. Строгую гладь стен слегка оживляет скромный пояс антаблемента под закомарами. В конце XVIII века церковь была перекрыта четырехскатной кровлей, в 90-х годах ХХ века было восстановлено первоначальное позакомарное покрытие. Пышное пятиглавие получило широкое распространение в культовом зодчестве во второй половине XVII столетия. Центральный световой и глухие угловые барабаны Сергиевской церкви украшены поясами из поребрика, городков и небольших арок на колонках с бусинами. Подобный аркатурный поясок появляется и на других монастырских зданиях XVII века. Пять мощных глав храма в старину были обиты деревянной чешуей, а в 1775 году, как видно из " Описи имущества " монастыря, опаяны белой жестью. Кровля тесовая, кресты на церкви железные, средний крест позолочен - отмечено в " Описи " . За исключение покрытия, церковь почти не подвергалась переделкам.

http://sobory.ru/article/?object=05675

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010