С другой стороны, не может подлежать никакому сомнению и то, что первоначальное происхождение литургии Марка восходит к глубочайшей древности. 224 Употребление её коптами с именем Кирилла Александрийского дает видеть, что она уже существовала, по крайней мере, до половины 5-го века. Кроме того, она имеется в абиссинских апостольских постановлениях, перевод коих восходит ко времени Афанасия Великого . 225 – Взаимноесличение этих трех текстов литургии дает возможность восстановить её в том приблизительном виде, какой она имела в первую эпоху (до 5-го в.): при этом чин эфиопских апостольских постановлений, по своей несложности и краткости, представляет первичную и простейшую редакцию как этой литургии, так и вообще всего литургийного чина рассматриваемой эпохи, – коптская Кирилла Александрийского – вторичную, а греческий текст по Россанскому списку, соответствующий двум первым изложениям – окончательную редакцию литургии Марка в первую эпоху. 226 Соединяя во едино и сравнивая между собою эти три 227 редакции древне-александрийской литургии, получаем такое общее начертание её. 1. Алтарь имеет только престол (θυσιαστριον). 2.Умовения и облачения нет как литургического чина. 3. Из священных предметов называются только дискосы и чаши. 4. Евхаристия представляет отдельный от литургии оглашенных чин. 5. Литургия начинается удалением оглашенных, взаимным преподанием мира епископом и народом, всеобщим лобзанием и начинательными молитвами (antepasem.). 6. Следует возглас диакона, чтобы верующие в порядке приносили дары, которые вероятно, брал дьякон. 7. Из принесенных даров дьякон готовит потребное для таинства (хлеб и воду, смешанную с вином, и несет к епископу – хлеб на дискосе (или дискосах), вино с водою в чаше (или чашах): акт не имеющий особой литургической обстановки. 8. Епископ возлагает на дары руки и начинает евхаристийное возношение: преподание мира, горе сердца, достойно... 9. Следует общая ектенья с чтением диптихов и молитвою, сходною с позднейшею проскомидийною и евхаристийною: о принесенных дарах, о принесших оные и за кого принесены – яко да человеколюбец Бог приимет я в мысленный и пренебесный свой жертвенник и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Встреча с вайями или пальмами – обычай, имеющий очень древнее происхождение. Дерево ветвистое, плодовитое и чрезвычайно разнообразное в отношении пород, пальма у евреев служила символом веселья и торжества ( Лев. 23:40 ) и употреблялась в торжественные праздники (1Макк. 13:51; 2Макк. 10:6–7); с пальмами в руках евреи встречали знатных лиц. Пальма – символ мужества – давалась в награду победителям. Встреча Иисуса Христа с вайями послужила источником для христианского употребления ваий в празднике входа Иисуса Христа в Иерусалим 1735 . На обычай постилания одежд указывают книги Ветхого завета ( 4Цар. 9:13 ); он известен также и по другим источникам 1736 . Присутствие детей в византийско-русских изображениях, если не во всех, то по крайней мере в очень многих, вызывает некоторые недоразумения. В памятниках древнехристианской скульптуры констатировать это явление очень трудно, так как уменьшение фигур, а равно и отсутствие бород, здесь не указывает прямо на детский возраст: это мы видели при разборе евангельских чудес; но древнейшее византийское лицевое Евангелие (россанское) не оставляет сомнения в том, что во встрече Иисуса Христа принимают участие дети. Между тем подлинные Евангелия о том ничего не говорят: ев. Матфей упоминает о восклицаниях детей; но, как видно по ходу его речи, оно происходило в храме ( Мф. 21:15 ), а не за городом. Такое несогласие иконографии с Евангелием само по себе не имело бы особенной важности; но оно приобретает ее ввиду того, что упомянутое иконографическое уклонение от буквы Евангелия совпадает с рассказом одного апокрифа. В Евангелии Никодима рассказывается, что курьер Пилата, посланный к Иисусу Христу с целью привести Его на суд, отнесся к Нему с полным уважением, и когда Пилат, под влиянием неудовольствия и претензий со стороны иудеев по поводу такого поведения курьера, спросил последнего, зачем он так поступил, то он ответил: когда ты послал меня в Иерусалим к Александру, то я увидел Его (Иисуса Христа), сидящего на осле, и детей еврейских, ломающих ветви с деревьев и постилающих на дороге; иные держали ветви в своих руках; иные же постилали свои одежды на пути, восклицая: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» 1737 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В центре алтарной стены изображен престол, покрытый материею багряного цвета с четырьмя золотыми наугольниками, с белыми и серыми полосами, с золотыми украшениями в виде кругов и цветов, образующих собою фигуру четвероконечного креста. На престоле изображены: крест золотой четвероконечный, дискос золотой с частицами евхаристического хлеба, звездица, губка, копье в виде небольшого ножа и род метелки. Над престолом – киворий или шатровая сень, по древневизантийскому обычаю; по сторонам престола стоят два ангела в двойных хитонах – светло-зеленом и сером, один с орарем; вьющиеся волосы их украшены тороками; оба ангела держат в руках золотые, украшенные драгоценными камнями, рипиды и таким образом представляют собою служащих диаконов. Далее по обеим сторонам престола два раза изображен Спаситель в золотом хитоне и голубом иматии, с крестообразным, украшенным драгоценными камнями, нимбом; оба изображения Иисуса Христа почти совершенно сходны между собою. С левой стороны Спаситель держит в правой руке евхаристический хлеб; к нему подходят шесть апостолов, в наклонном положении, с обращенными к Спасителю руками; а передний из них ап. Петр (тип с курчавою бородою и волосами) сложил руки точно так, как слагают их русские православные христиане для принятия священнического благословения. Все апостолы одеты в хитоны, иматии и сандалии, у всех короткие волосы и золотые нимбы. Находящаяся вверху греческая надпись гласит: " λβετε φγετε τοτο στν τ σμα μο τ πρ μν χλμενον ες φεσιν μαρτιν». Это причащение апостолов под видом хлеба. С правой стороны престола изображен Спаситель с чашею в руках, к которой приближаются в таком же виде, как и на предыдущей половине картины, другие шесть апостолов с апостолом Павлом во главе. Надпись вверху: «πετε ξ ατο πντες τοτο στν τ αμα μο τ τς καινς διαθκης τ πρ (μν καπ)ολλν (κχυνμε)νον ες φε(σιν μαρτιν)». Это причащение апостолов под видом вина. Древнейший образец такого изображения найден в миниатюрах россанского Евангелия VI века; с тех пор оно вошло в обычное употребление и повторяется множество раз на самых разнообразных памятниках древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

—148— ческие подвижники и в латинском обществе. Особенно характерным, в этом случаи, фактом служит обращение принцессы Алоары, вдовы герцога капуанского Палдольфа, к Св. Нилу Россанскому с покаянием после зверского убийства, по ее наущению, одного из сыновей, который должен был занять престол Капуи. При входе во дворец, Нил был встречен Алоарой, простершейся на полу, которая со слезами просила его святых молитв и требовала указать ей путь для искупления своей вины. Когда Нил предложил ей обратиться к епископам, очевидно, капуанским за епитимией, она отвечала, что те сами указали ей на него, так как она один может облегчить ее грешную душу. Характерно, также, что при входе в город Св. Нил был встречен народом, который просил его молитв и благословения 1870 . Этот рассказ составителя жития не нуждается в комментариях: из него с полной очевидностью следует, что греческие подвижники, несмотря на все обострение отношений между клирами обеих церквей, пользовались высоким уважением не только в глазах простого народа латинских областей, как Капуя, но и у высших представителей латинского клира. Церковно-политическое положение южной Италии в нормандскую эпоху (XI сл. вв.) Латинское церковное влияние в южно-итальянских византийских фемах, подготовленное событиями предшествующей эпохи, вполне сказалось в период разрыва церковных сношений Византии с Римом. Нужно иметь в виду, что до этого разрыва Византия и Риме старались действовать единодушно в целях ослабления нормандского политического влияния вообще в Италии; и только с того момента, когда обнаружилось стремление папы Льва IX заставить Византию признать церковно-политическое примат римского епископа, сношения были прерваны. С этого момента римская курия напрягаете все старания закрепить за собой южно-итальянские провинции в церковном отношении. Само византийское правительство способ- —149— ствовало этому. Так, император Константин Мономах (1042–1054) нарушил все заветы Никифора Фоки, признав катапаном (дукой) Италии, вместо православного грека, ломбардца Аргира, который ловкими приемами добился от нормандов титула дуки и принца Италии. 1871 Положение, следовательно, создалось таково, что наместником византийского императора в Италии оказался сторонник и защитник латинских традиций, хотя Аргир не раз заявлял о своей покорности василевсу и готовности поддерживать интересы византийской империй. Умный, горячий Михаил Керулларий хорошо понимал всю невыгоды создавшегося положения и, несмотря на все торжественные приемы нового катапана в Константинополе, третировал его, как еретика, отлучив его даже от общения с Церковью. 1872 Он справедливо догадывался, что Аргир будет поддерживать латинский клир в борьбе с греческим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такая торжественность напоминает о происхождении вечерни из литургии и агапы и является остатком молитв и ектений на начальных антифонах песненной вечерни (от которых отличались «малые антифоны» в конце вечерни, – см. Вступ. гл., с. 377 и д.). Ектении прибавляют молитву к псаломской хвале. Для этой цели здесь достаточно малых ектений, которые, являясь сокращением недавно произнесенной великой, как бы только воскрешают в памяти моления ее. Исторически присутствие здесь малых ектений объясняется бывшими на этом месте вечерни молитвами антифонов, для которых ектения была только вступлением в ее 1-м прошении и заключением в ее 2, 3 прошении и возгласе, как ныне на молитвах Пятидесятницы. Троекратно повторяемая за 1-й кафизмой малая ектения разнообразится возгласом; на 1-й ектении: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство и сила и слава, Отца…»; на 2-й: «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу…»; на 3-й: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем…» 2156 . Возгласы все представляют постепенное раскрытие свойств Божиих. Если возглас великой ектении указывает неопределенно и вообще на достопоклоняемость Божию (величие), то второй указывает на силу и мироправление, третий на благость и промысл о людях, четвертый – на полное откровение Божества в искуплении. История малой ектении Формула «паки и паки» ( ετι και ετι) – уже в Апостольских Постановлениях (IV-V в.) пред ектенией 2157 . На литургии ап. Иакова по Россанскому списку XI в. пред одной из начальных молитв священника возглашение диакона: «Господу помолимся»; пред одной из дальнейших молитв возглас диакона: «Паки ( ετι) Господу помолимся» (ныне у нас такая формула в прошениях сугубой ектении, но ετι там переведено: «еще»); у ектении за принесенные Дары (по освящении их) на этой литургии первое прошение: «Паки и паки ( ετι κα τι) выну Господу помолимся»; то же у ектении благодарственной по причащении; таким образом, возглашение «паки и паки» появляется только в конце литургии; так и в списках той же литургии XIV в.; но там и первое диаконское возглашение: «паки Господу помолимся» 2158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Этим выражается глубокое уважение к принимаемому предмету, и в византийской церемониальной практике этот приём употреблялся при получении предметов из рук царя, или при передаче чего-либо лицам высокопоставленным. (Cf. ibid изображ. Ангела, подающего сосуд с вином, табл. XIII. Иуды, высыпающего сребренники перед первосвященником, таб. XV). Миниатюра (таб. XIV) – суд Пилата над Христом – даёт еще более подробностей из византийского церемониала. Картина изображает перед нами обстановку заседания суда. Пилат на высоком седалище (трон, кафедра) в мантии с широким тавлионом (который, к сожалению, на снимке трудно разобрать) перед ним стол, покрытый белой скатертью с двумя царскими бюстами с передней стороны стола и такие же два бюста на лабаруме (знамя, штандарт) у двух знаменоносцев позади трона. Эти инсигнии, не исключая и двух царских изображений, упоминаются у Вейсса (Kostümkunde) на основании Notitia dignitatum, как отличие официального появления Kriegsrichters при отправлении своей должности. Гораздо виднее все это изображено на табл. XVI. На табл. XV замечательна в археологическом отношении форма кресла или кафедры, на которой сидит первосвященник в виду явившегося с сребренниками Иуды. Это что-то в роде кресла с глухими боковыми стенками и полукруглой высокой спинкой, – одна из первоначальных форм запрестольного горнего места, – нередко встречается в катакомбных изображениях (ср. табл. XIX). Другая ведет своё начало от трона, на котором помещался судья в той части римской базилики, которая называлась трибуналом и находилась в углублении абсиды, подобно алтарному выступу. Над креслом первосвященника в Россанской миниатюре шатер или киворий на четырех столбиках. Всех миниатюр, относящихся к истории суда и страданий Спасителя, из так называемого „cycl. passion.“ в Россанском кодексе четыре. Кроме сейчас названных, сюда же принадлежат и табл. XVII, на которой представлены Христос и Варавва в сопровождении исполнителей приговора. Не говоря об идеалистическом мотиве этого рисунка и о бьющем в глаза контрасте, между фигурою спокойно стоящего на возвышении Христа и согнувшегося Вараввы, скованного по рукам и по ногам, тут и реальная обстановка в виде ликтора с пучком прутьев и другого должностного лица в длинных византийских одеждах и с таблионами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

6. В евхаристийном возношении Иустин дважды и выразительно различает: εχς – молитвы и εχαριστιας – благодарения. Первые соответствуют позднейшим евхаристийным и проскомидийным молитвам о принятии Господом приносимых даров в пренебесный жертвенник, о всей церкви, живых и умерших, – вторые суть собственно евхаристийные благодарственные молитвы – за творение и промышление Бога о мире и человеке, за искупление и воплощение Бога–Слова и проч. 7. Евхаристия, без сомнения, совершалась на трапезе или престоле, с которого дьяконы раздавали верующим Тело и Кровь Господа. Нет ни малейшего намека на бытие жертвенника рядом с трапезою. Вообще о каком-либо особенном устройстве храма Иустин ничего не говорит, – сказано только, что христиане приносят жертвы на всяком месте. Кроме рассмотренных свидетельств из этой эпохи до нас дошли литургийные чины древнейших, церквей: александрийской, антиохийской, иерусалимской, римской ималоазийско-константинопольской. Чины эти представляют нам окончательное формулирование и канонизацию того литургийного типа, какой был выработан в эпоху гонений. § 5 Литургия Св. Марка – Александрийская. Эта литургия употреблялась православными александрийскими христианами до 12-го века. Как и все подобного рода литургии она, без сомнения, подвергалась изменениям и дополнениям до позднейших времен. Однако же греческий текст этой литургии в том виде, как он издан Ренодотом, Даниелем и Сваинсоном по Россанскому списку, нельзя относить позднее 12-го века. Со своей стороны можем заметить только, что нет никаких внутренних препятствий относить греческий текст этой литургии ко второй эпохе (6–10 в.), не позднее и не ранее. Доказательством первого может служить отсутствие в начале её проскомидии, которая однако же имеется в позднейшем тексте той же самой литургии, изданном Сваинсоном по Ватиканскому списку. 223 Доказательство второго представляют: подробно развитая входная часть, соединение литургии верных и оглашенных, херувимская песнь с великим входом и молитвою предложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Мир всем. Главы ваша [Господеви преклоните]. Боже, Боже наш, горькую воду при Моисее народу в сладчайшую преложивыи 43 и вредные воды при Елиссее солию уврачевавый, 44 и Иорданския струи освятивый Духом Твоим Святым, Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию и сотвори ю быти всем поливающимся и причащающимся от нея благословения источник, врачевание страстей, освящение домов, всякия козни видимыя же и невидимыя обезболивание. [Возглас:] Ты бо ecu освящение... Затем погружает честный Крест 45 и возглашает, говоря: Яко Ты ecu источник исцелений, Христе Боже наш и Тебе... В то время, как все окропляются водой, поются тропари: Твоих даров... От всяких бед... И произносит отпуст. Освящение воды мощами святых (Чин омовения мощей) Кроме чина освящения воды Истинным Древом существовал и аналогичный чин освящения воды мощами святых. С XIV в. он получил большое распространение в славянских (как южнославянских, так и русских) рукописях под именем чина «омыти мощи святых» или чина омовения мощей; вопросу о его бытовании в славянских рукописных и старопечатных литургических книгах посвящен ряд публикаций 46 . Иногда встречается трактовка этого чина как обряда очищения св. мощей от грязи или пыли. Это вряд ли верно: и структура чина, и содержание молитв являются прямой аналогией чина малого водоосвящения; центральным моментом освящения воды служит погружение («омовение») в нее мощей (так же как Древа Креста в чине малого водоосвящения). Следует отметить, что молитва, являющаяся редакцией молитвы чина «омовения мощей», помещена в современном Требнике как вариант молитвы малого водоосвящения (сам чин омовения мощей после XVII в. в стандартные Требники не включался и постепенно вышел из употребления) 47 . В литературе встречается характеристика этого чина как исключительно славянского, «не существовавшего в византийской практике» и не имеющего «соответствия... в греческих памятниках» 48 . Однако случаи освящения воды (или иной жидкости) при помощи мощей святых для ее последующего употребления неоднократно упоминаются в византийской агиографической литературе, начиная с VII в. 49 , а греческий текст подобного чина сохранился (к сожалению, лишь частично) в Россанском кодексе (рукопись Vat. gr. 1970, XII–XIII вв. Fol. 191–192) 50 . С традицией погружать св. мощи в воду для ее освящения А. Жакоб связывает также молитву «Κτιστα των δτων» из Евхология Vat. Barberini. Gr. 336, fol. 224. 51

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Основные иудейские общины находились в Риме и Юж. Италии. С IX в. все они переходят на евр. язык. В Апулии возникает школа религ. поэтов (  ), известными представителями которой в этот период являются Шефатия и его сын Амиттай из Ории, Силано из Венозы и др. В X в. в Риме известен пайтан Шломо Вавилонский. Из Ории происходил и философ Шабтай Донноло (ок. 913 - ок. 982), врач и астролог, автор «Сефер Хахмони» (   «Мудрец»), пытавшийся перевести мистику Меркавы на язык метафизики ( Shabbatai Donnolo " s Sefer Hakhmoni/Ed. P. Mancuso. Leiden, 2010). Его имя встречается в Житии св. Нила Россанского, к-рый знал Шабтая с детства, но отказался принять от него лекарство, чтобы не вводить в соблазн др. христиан (BHG, 1370). В X в. в Италии был составлен большой мидрашистский сб. «Танна де-вей Элияху» (      ), в котором излагалась история мира от сотворения мира до прихода Мессии. В целом IX-X вв. были отмечены ростом влияния вавилонской традиции на итал. общины, что позже нашло отражение в истории о 4 пленниках. Согласно Аврааму ибн Дауду, из г. Бари отплыли 4 евр. ученых из Вавилонии, к-рые по пути попали в плен, а потом распространили изучение Талмуда по всему Средиземноморью, основав академии в Египте, Тунисе и Испании (см.: Cohen G. D. 1960/1961). Однако в «Хронике Ахимааца», составленной Ахимаацем бен Палтиелем в Ории в 1054 г., говорится, что Талмуд в Европу принес изгнанный из Вавилонии потомок гаонов Абу Аарон. Иешивы итал. раввинов представляли собой совсем небольшие частные собрания учителя и неск. учеников. В XI в. труды итал. раввинов-глоссаторов были объединены в кунтрес «Сефер Роми» (     «Римская книга»). Самым выдающимся ученым этого времени был рабби Натан бен Иехиель из Рима, составивший в 1101 г. на евр. языке с влиянием итал. диалектов талмудический лексикон «Арух» (  ) (изд.: Nathan ben Jehiel. Aruch Completum/Ed. A. Kohut. Vienna, 1878-1892. 8 vol.). Евреям в Италии удалось заручиться покровительством Римских пап, к-рые в свою очередь прибегали к финансовой поддержке крупных евр. семейств Рима. Папа Александр II в 1063 г. предотвратил евр. погромы в Испании, а в 1065 г. осудил насильственные крещения иудеев, совершенные по приказу герц. Беневенто Ландульфа. Папа Каллист II в связи с евр. погромами во время 1-го крестового похода ок. 1120 г. издал буллу Sicut iudaeis, которая вплоть до XV в. составляла основу папского законодательства о евреях, гарантируя на условиях признания ими своего вечного рабства защиту от насилия (в т. ч. от принуждения к принятию крещения), свободу совершения обрядов, сохранение собственности и проч. Ложные обвинения евреев запрещались.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

15 См. прежде всего следующую работу: Skeat T. C. The Use of Dictation in Ancient Book-Productioa – Proceedings of the British Academy, ХШ. 1956, pp. 179–208. 16 «De pretiis rerum venalium» («О ценах на продаваемые вещи»), VII.39 сл. Опубликовано в «Corpus Inscriptionum Latinarum», III.831; см. статью Грейзера (Graser E . J. R.) в книге: Frank Т . An Economic Survey of Ancient Rome, vol 5. Baltimore, 1940, p. 342. 17 См. Harris R . New Testament Autographs (­Supplement to the “American Journal of Philology” Num 12 .) Baltimore, 1882, p. 23. Достаточно трудно определить точный современный эквивалент этой суммы. В качестве некоторого сравнения можно привести такой факт, что в предыдущем, III b., при Каракалле (211–217) легионеру выплачивалось годовое пособие в 750 денариев помимо основной зарплаты. 18 Довольно интересное письменное свидетельство содержится в колофоне рукописи, который датируется III b. н.э. и находится в папирусном свитке, содержащем 3 и 4 книги «Илиады» (см. Milne H. J. Μ . Catalogue of the Literary Papyri in the British Museum. London, 1927, pp. 21–22.). 19 Разнообразные живописные произведения, изображающие позы писцов при работе, см. на иллюстрациях в Friend A. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts. – Art Studies, 5, 1927, pp. 115– 147; 7, 1929, pp. 3–29; Hatch W. H. P. Greek and Syrian Miniatures in Jerusalem. Cambridge, Massachusetts, 1931; MetzgerB. M. When Did Scribes Begin to Use Writing Desk? – Akten des XI. internationalen Byzantinisten-Kongresses, 1958. Munchen, I960, pp. 355–362. Согласно миниатюре Россанского Евангелия, на которой изображен суд над Христом, судебное стенографирование осуществлялось стоя даже при наличии стола; анализ этого изображения см. в работе: Loerke W. С . The Miniatures of the Trial in the Rossano Gospels. – Art Bulletin, 43, 1961, pp. 171–195. 20 Так называемые письменные столы, найденные в Кумране и восстановленные археологами до высоты современных столов, в древности имели высоту всего лишь около полуметра, т.е. были слишком низки, чтобы использоваться в качестве письменного стола; см. анализ вопроса в работе автора: The Furniture of the Scriptorium at Qumran. – Revue de Qumran, 10, 1958–1959, pp. 509–515.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010