А почему он опустил именно эти три имени, св. Златоуст считает не важным и не почитает нужным решать его. – Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иоссию; Иоссия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его перед переселением в Вавилон. Переселение Вавилонское – это плен Вавилонский. За 600 лет до Рождества Христова Евреи до того развратились, что Господь прогневался на них и предал их в руки царя Вавилонского – Навуходоносора, который в 607 году до Рождества Христова взял Иерусалим и отвёл много народа Еврейского в Вавилон. Царство Вавилонское было там, где теперь Персия. Вавилон был главным городом на реке Евфрат. В этом плену Евреи находились 70 лет. По переселении же в Вавилон Иехония родил Салафииля. Сам Иехония умер бездетным, как предсказал этому нечестивому царю пророк Иеремия: “Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, потому что никто из его племени уже не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее” ( Иер. 22:30 ). Но у Евреев был такой закон, что если кто умирал бездетным, то вдова умершего не должна была выходить замуж за человека чужого. Её должен был взять за себя брат умершего или, если такового не было, другой ближайший родственник умершего. Дети, рождённые от этого брака, считались детьми того, кто умер бездетным. Таким образом, у них было два отца: один – по плоти, другой – по закону. Братья и ближайшие родственники царя Иехонии во время взятия Иерусалима были умерщвлены, поэтому жену его взял за себя Нирий, потомок царя Давида от сына его Нафана. Вот почему у Евангелиста Луки родословие Иисуса Христа от царя Давида до Салафииля идёт по другой линии родов, через Нафана и Нирия. Салафииль родил Зоровавеля. Священное Писание Ветхого Завета (по русскому переводу, 1Парал. 3:18–19) говорит, что у Салафииля не было детей; значит, его жена после его смерти вышла замуж за его брата Фадаию. От этого брака и родился Зоровавель, который по крови был сыном Фадаии, а по закону считался сыном Салафииля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

А пророк Исаия предсказал и то, что Господь будет причтен к злодеям: Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому, что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. (Ис. 53; 1-9). Вы знаете, что Он был погребен в саду Иосифа Аримафейского, богатого и знатного человека. Можно много еще говорить о дивных пророчествах, но и этого довольно. Посему как не почитать этих великих, избранных Богом мужей? Как не чтить их память ныне, перед празднованием Рождества Христова? Как не почитать их, подвергавшихся за свои пророчества тяжким преследованиям, гонениям, истязаниям и лютой смерти, ибо они много страдали: пророк Исаия был перепилен деревянной пилой, и другие пророки были тяжко гонимы и почти все умерщвлены. И как не почитать праотцов наших, величайших праведников: Авраама, который явил такое изумительное послушание воле Божией, что по первому слову Господа оставил своего отца, родину и согласился пойти в неведомую землю ханаанскую, как повелел ему Господь, не поколебался принести в жертву единственного сына своего Исаака, но был остановлен Ангелом (см. Быт. 12; 1 - 8, 22; 1-18); Иосифа, его правнука, в котором прп. Ефрем Сирин находит множество черт, делающих его подобным Самому Господу Иисусу Христу; пророка Моисея, с которым говорил Сам Бог, который воспринял от Бога десять заповедей Ветхого Завета и которого Священное Писание называет кротчайшим из всех людей? Как не почитать всех тех, кто вел человечество к тому, чтобы отверзлось его сердце перед великой проповедью Христовой? Почтим же память их и этой проповедью, и богослужением, которое совершаем ныне, но главное - откроем сердца наши перед грядущим Господом Иисусом Христом. Аминь. 5 января 1945 г. «Свет разума» Слово в день Рождества Христова С самых древних времен истории человечества религиозное сознание всех народов пребывало в глубокой тьме. Это было естественно, ибо решение важнейших вопросов о происхождении мира, об источниках добра и зла было непосильно для ограниченного ума человеческого. Необходимо было Божественное откровение, которое одно только могло возвещать истину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

Амон, сын Манассии, опять восстановил идолослужение, и через 2 года царствования был убит своими слугами ( 4Цар. 21; 2 Парал. 33). Иосия. Возобновление храма. Обретение книги закона. Истребление идолопоклонства. Нашествие фараона Нехао Иосия (сын Амона) делал угодное Господу. Сокрушив идолов в своем царстве и в Израильской земле, он повелел исправить храм Господень. Когда для обновления храма вынимали из сокровищницы его серебро, первосвященник Хелкия нашел там книгу закона, данную рукой Моисея 464 , и представил ее царю. Выслушав написанные в этой книге страшные угрозы за беззакония, царь ужаснулся, разодрал одежды свои, собрал старейшин и народ в храм Господень, прочитал им найденную книгу закона и заключил завет перед Господом соблюдать заповеди Его, а за ним и весь народ вступил в этот завет. После этого Иосия истребил в своем царстве остатки идолопоклонства и суеверий (терафимы 465 ), вызывателей мертвых и волшебников, отправился в Вефиль, там разрушил жертвенник, устроенный Иеровоамом, и сжег на месте его кости жрецов, служивших золотому тельцу 466 . И не было еще царя, который бы так ревностно старался исполнять закон Моисея. Но так как обращение иудеев к Богу было временное, то Господь не отложил гнева Своего на них, и взял от них благочестивого царя. Фараон египетский Нехао пошел через Палестину на Евфрат, чтобы совершить завоевания на правом берегу Евфрата 467 . Иосия вышел против него на сражение, был тяжело ранен (при Мегиддоне) и умер 468 . Весь народ с непритворными слезами похоронил своего царя. Пророк Иеремия оплакал его в плачевной песне (Иосиа царствовал 31 г.; 4Цар. 22, 23:1–30 ; 2Пар. 34, 35 ). Иоахаз. Иоаким. Начало вавилонского плена (4902 год от сотворения мира, 607 год до Рождества Христова) 469 . Иехония После смерти Иосии остались три сына его: Елиаким, Иоахаз и Матфания. Народ иудейский поставил царем второго из них, Иоахаза, вероятно, надеясь на его храбрость. Но Иоахаз делал неугодное Господу. Через три месяца фараон Нехао, после завоевания Кархемиса, возвращаясь с Евфрата, сделал царем иудейским Елиакима, переименовав его Иоакимом, и наложил на Иудею дань, а Иоахаза взял в плен в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Антиох рассчитывал отыграться на своих подданных, которые восстали против него, но он падет внезапно, когда будет казаться, что сейчас как раз сможет добиться всего. Это обычная картина, человек в гордыне поднимается и в момент взлета его крылышки подрезают, и он очень больно падает. Антиох погиб во время народного бунта. Описываемые здесь события происходили, начиная с 280 года и до 145 года до Рождества Христова. Деятельность Антиоха Епифана «На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей, пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении» ( Дан.11:20 ). После Антиоха стал царем Селевк Филопатор IV, u oh прислал сборщика (этого сборщика звали Леодор), который решил ограбить Иерусалимский Храм. Он вошел в Святое Святых, чтобы вынести оттуда золото, но кончилось для него это печально, потому что он увидел сияющего светом юношу (Ангела-хранителя Святыни), который избивал его огненными кнутами. Он выбежал из Храма в ужасе, весь избитый, и вскоре умер, и пославший его царь вскоре тоже погиб. Как и предсказывал Даниил. «И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством. И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета» ( Дан. 11:21–22 ). Это описание, которое дает здесь пророк Даниил, относится к Антиоху Епифану, правившему с 175 года по 164 год до Рождества Христова. «Презренный», потому что он отличался крайне низким нравственным уровнем: развратник, убийца и т.д. И при этом ему не воздавали царские почести, потому что он был незаконным царем. Законным царем был его старший сын – Дмитрий, находящийся заложником в Риме. А он сначала приобрел временную власть, а потом ее полностью узурпировал. Антиох Епифан разгромил всех египтян и даже разгромил вождя Завета, т.е. первосвященника Иерусалима. «Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом. Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство будет расточать своим и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени. Потом возбудит силы свои и дух свой с многочисленным войском против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не устоит, потому что будет против него коварство. Даже участники трапезы его погубят его, и войско его разольется, и падет много убитых. У обоих царей сих на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отложен до времени» ( Дан. 11:23–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Библия писалась более 1600 лет, более чем 40 авторами: царями, крестьянами, философами, рыбаками, поэтами, государственными деятелями, учеными. Среди авторов мы находим пастуха, военачальника, виночерпия, врача, сборщика налогов, раввина. Библия писалась в пустыне, в тюрьме, на природе, во дворце. Библия писалась во время войны и мира, в путешествии, в радости и горе. Писалась Библия в Азии, Африке и Европе. Библия писалась на трех языках: иврите, арамейском и греческом. Книги, написанные до Рождества Христова, называются книгами Ветхого Завета, или Танахом. Танах – это аббревиатура по первым буквам трех основных частей: Тора, Невиим и Хтувим (Закон, Пророки и Писания). Книги, написанные после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета. Бог Библии – Бог Завета. Бог ведет диалог с человеком, призывая его к соработничеству. Бог желает не покорного предстояния, а активного служения. Бог заключает с человеком Завет, как с равным, не понуждая его к этому. Поэтому библейская религия есть религия богочеловеческая, и венцом ее становится Богочеловек. Танах был исключительным явлением среди языческого мира. Монотеизм, миссианские пророчества, строгая нравственность и моральная чистота культа, запрещение человеческих жертвоприношений и многое другое было исключительным положительным отличием от языческого мировозрения. Танах дает удивительно ясные и убедительные картины космогенеза, антропогенеза и грехопадения. Во всем этом ветхозаветная религия имела, бесспорно, большое положительное значение для древнего мира. Тем не менее, принцип духовной жизни в то время не мог быть совершенным. Ветхозаветная религия утверждалась на «рабско-наемнической» психологии человека. Закон воспринимался как внешний юридический закон. Исполнять закон следовало ради поощрения, а нарушать его нельзя было из-за наказания. «Если ты… будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его… то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли. И придут на тебя все благословения сии. Благословен ты в городе… и на поле. Благословен плод чрева твоего и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои… Поразит перед тобою Господь врагов твоих… И даст тебе Господь изобилие во всех благах… Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу» ( Втор.28:1-14 ). Такой же характер имеют и угрозы: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего… проклят ты будешь в городе и… на поле. Прокляты будут житницы твои…» ( Втор.28:15-68 ; Лев. 26 ) и т.д.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Бог, Который был закутан пеленами, как ребенок. Хотя это кажется совершенно невероятным — и действительно невероятно! — но это было. Мы должны иметь именно такое христианское изумление перед великой истиной — перед явлением в мир Бога, Который был одновременно и Человеком. Таков смысл праздника Рождества Христова. Если бы это не было столь значимо, если бы это был просто какой-то обычай, ради чего собирались бы мы сейчас в храме, кому бы молились? Что обозначало бы тогда Причащение? Присутствуя сейчас в храме, мы должны помнить, ради Кого мы собрались и Кто нас собрал, чего мы желаем, ради чего молимся, каемся и причащаемся Тела и Крови Христовой. Все это потому, что мы знаем о действительности Рождества Христова, потому, что мы верим в вечную жизнь и признаем действительно ценной эту Великую Жертву Бога, пришедшего в мир и распятого за каждого из нас. Вот что нас собрало, вот чем мы все живем. Ради этого многие тысячи, сотни тысяч, миллионы людей отрекались от благ земных, а иногда даже от самой жизни. Не ради какой-то мечты, а ради вечности. Многие поколения ушли уже из этой жизни с того времени, когда явился в мир Господь наш Иисус Христос. Конечно, среди них были люди, чуждые Христа. Но было и много людей, которые жили только ради Христа, только Христом, только во Христе. Где же эти люди, неужели напрасен их подвиг? Неужели напрасно их терпение? Нет, они получили свою награду. И мы прославляем их, мы молимся им. Пусть не все праведники, не все люди, которые угодили Богу, известны нам по именам. Но мы составляем с ними единое целое — Православную Церковь, которая на земле является воинствующей, а на небесах торжествующей. И дай нам Бог приобрести такую веру в Господа Иисуса Христа, Воплощенного Сына Божия, чтобы эта вера заставила нас думать о том, о чем только и нужно думать, — о вечности. О том, что неминуемо, и о том, к чему мы приближаемся каждое мгновение, даже когда этого не хотим. Ибо действительно нас ради родился малый Отрок, Превечный Бог. Аминь. 7 января 1997 года О поклонении волхвов Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя, вот, волхвы с востока прибыли в Иерусалим и сказали: где родившийся Царь (ст.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Будучи прежде духовно мертвым во грехах, человеческий род воскресает ныне силой и светом излившейся на него Божественной благодати и начинает жить новой жизнью. Как говорит об этом преподобный Иустин (Попович) , «воистину Бог как человек на земле родился! Для чего? Чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин. 4:9 )». Кроме того, святые отцы в своих праздничных проповедях на Рождество Христово не устают свидетельствовать о том, что плодом явления в мире Бога Слова стала новая встреча и затем новый обновленный союз любви и духовного единства в теле Церкви Христовой Бога и Его верных, их молитвенное общение с Ним и мистическое соединение с Господом в таинствах. И главнейшим из этих церковных таинств, по убеждению святых отцов, является Евхаристия – приобщение за Божественной литургией истинных Тела и Крови Сына Божия. Именно устремленность к Евхаристическому Приобщению, по убеждению святых отцов, и лежала в самом основании Боговоплощения: Бог пришел во плоти, чтобы дать нам ее в снедь, в пищу. На этой мысли решительно настаивает святитель Григорий Великий (Двоеслов) , припоминая, что само название места, где родился Спаситель, – Вифлеем – означает в переводе «дом хлеба». Так на какой же иной хлеб может духовно указывать нам это название, как не на Тот, что за Божественной литургией делается истинным и собственным Телом Рожденного в Вифлееме Хлеба Жизни (ср. Ин. 6:35 )? На Кого оно указывает, как не на Того, Кто свидетельствует: Я есмь хлеб жизни ( Ин. 6:48 )? На Кого, как не на Того, Кто наставляет: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6:51 )? На Кого, как не на Того, Кто ясно призывает Свою Церковь вкусить Его Евхаристическую Плоть: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6:54–56 )? Как обобщает эту мысль святитель Григорий, «хорошо и то, что Он (Христос) рождается в Вифлееме, потому что Вифлеем значит „дом хлеба“. Ибо Сам же Он говорит: Я есмь хлеб, сшедший с небес ( Ин. 6:41 ). Следовательно, место, в котором Господь рождается, прежде наименовано „домом хлеба“ потому, что совершенно было предназначено к явлению на нем во плоти Того, Кто внутренним насыщением восстановит души избранным».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

В глубокой древности патриарх Иаков, благословляя своих двенадцать сыновей, каждому из них предрек то, что ожидает его потомство. И что же сказал он Иуде? «Не отойдет скипетр от Иуды, и жезл от чресл его, пока не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49, 10). И так и было, и это пророчество сбылось: в этом пророчестве своем патриарх Иаков указал то время, когда придет Примиритель-Спаситель, Господь Иисус Христос. Это время наступило вскоре после того, как народ Израильский и колено Иудино, из которого должен был произойти Господь Иисус Христос, потеряли свою политическую независимость: как раз ко времени рождения Господа Иисуса Христа народ израильский подпал под власть римлян, отошел жезл от чресл Иуды, отнят был скипетр от него. А это было предсказано за 2000 лет до Рождества Христова. Всё важнейшее, что относилось к земной жизни Господа Иисуса, было предсказано великими пророками. Время пришествия Его самым точным образом предсказано великим пророком Даниилом, который жил за 400 лет до Рождества Христова. Когда никому не было ведо-мо имя Христа, он точно телесными очами видел Господа, знал Его имя, ибо так написал он в своей удивительной книге: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и 62 седмины, и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены» (Дан. 9, 25). «С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима» — это значит, когда истекут Богом назначенные 70 лет этого плена, тогда царь Вавилонский Артаксеркс издаст повеление, чтобы разрешено было иудеям вернуться в свою землю, разрешено построить стены города и самый храм. И вот с того времени, когда выйдет это повеление Артаксеркса, должно было пройти 69 седмин, т. е. 483 года. Это 15-й год правления Кесаря Тиверия в Риме, а в 3-й главе Евангелия от Луки читаем, что именно в 15-м году правления Тиверия явился миру Предтеча Господень, а вы знаете, что он был на полгода старше Господа Иисуса Христа, Так чудесно, так дивно сбылось это предсказание святого пророка Даниила о времени пришествия Господа. Так совершенно точно предсказано время страшного разрушения Иерусалима полководцами римскими Титом и Веспасианом, которое было страшной карой Божией за убиение Мессии, Спасителя нашего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

В Новом Завете мы находим слово «синедрион», оно означает «высшее судилище». Мы знаем, что Христа судил синедрион, апостолов судили на синедрионе. Это десять человек, авторитетных в Законе Божьем. Описываемые события происходили где-то за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Можно сказать: 1300–1400 лет до Рождества Христова. То есть Вооз делает все как положено. Он берет десять человек из старейшин города, самых достойных. « И сказал: сядьте здесь. И они сели » ( Руф.4:2 ). Почему Вооз – как верховный судья – не может судить сам? Он – заинтересованный человек. Он родственник Ноеминь, родственник ее мужа, и – как заинтересованный человек – предполагает, что вот эти десять человек вынесут окончательное решение. « И сказал [Вооз] родственнику (опять имя этого человека не называется: «такой-то», «тот» – О.С.): Ноеминь, возвратившаяся с полей Моавитских, продает часть поля, принадлежащую брату нашему Елимелеху » ( Руф.4:3 ). Вооз говорит этому человеку: у Ноемини есть часть поля, которая когда-то принадлежало Елимелеху, умершему в полях моавитских. Здесь Вооз ведет себя очень мудро: он не говорит «Ноеминь и Руфь-моавитянка», он не хочет сразу пугать этого человека – сложного, скрытного человека. Библия учит: если мы доносим до другого человека серьезную информацию, нужно не говорить сразу все, а говорить постепенно. Помните, как Бог разговаривал с Авраамом? Бог сказал: «Возьми сына твоего» ( Быт.22:2 ). Если взять текст, когда Бог разговаривал о жертвоприношении Исаака, тут предполагается междустрочие: в словах Бога мы видим, что Авраам отвечал. Господь не пришел к Аврааму и не сказал: «Принеси в жертву Исаака». Он сказал «Возьми сына твоего». Авраам говорит: «У меня два сына». У него было два сына – Измаил и Исаак. «Единственного твоего!» «Они все мои дети», – говорит Авраам. «Которого ты любишь». Авраам говорит: «Я обоих люблю – и Измаила, и Исаака». И только потом Бог говорит: «…Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение» ( Быт.22:2 ). Вот такой пример: когда вы говорите о чем-то сложном и не знаете, какой будет реакция, не надо сразу говорить все, надо человека подготовить.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ваше Императорское Величество! Светлый праздник Рождества Христова всегда уносит мысль нашу к началу христианства, к тем святым воспоминаниям, которыя соединяются с обстоятельствами Рождения Господа нашего. Живо предносятся пред нами Вифлеемская звезда и пещера, Иосиф и Мария, волхвы и пастыри, Богомладенец Иисус и ангелы, ппоющие и славословящие рождение Его сею священной песнью: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. В течение веков эта умилительная песнь ангельская с священным благоговейным трепетом повторяется миллионами уст христианских, как колыбельная песнь христианская, успокоивающая, нежная, сердцу драгоценная. В мире человеческом продолжают жить распри, вражда, убийства, кровопролития, которые то стихают, то усиливаются, как разрушительный ураган. А священная песнь ангельская о мире не перестает раздаваться при всех разнообразных направлениях жизни человеческой, постоянно всем напоминая, что не в распрях Господь, не во вражде Господь, но в мире Господь, в кротости и смирении. Было некогда великое нечестие во Израиле. Горько жаловался на беззакония людские пред Лицем Господа пророк Илия: возревновал я о Господе Саваофе, говорил он, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. И сказал Господь: выйди и стань на горе пред Лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и сильная буря, горы раздирающая, и скалы разрушающая, но не в буре Господь; после бури землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь ( 3Цар. 19:10–11 ). Итак, в веянии тихого ветра Господь, в мире Господь. А где Господь, там свет, жизнь и всякая радость. Поэтому и песнь ангельская о мире, как драгоценное сокровище, с светлым чувством всегда нами воспринимается. Ныне, в сии светлые праздничные дни, благоволите, Ваше Императорское Величество, принять наше почтительнейшее Вам приветствие с светлым праздником Рождества Христова и наши молитвенные Вам пожелания мира и радостей, ангелами возвещаемых. Да благословит и да хранит Господь Вас и всю Семью Вашу в мире и здравии на многия лета!

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010