Рождество Христово есть не только великое историческое событие, в нем кроется глубокая тайна спасения человека. Люди много писали и пишут о значении Рождества Христова, но часто главнейшая цель воплощения Христова остается необъясненной. Христос стал человеком не только для того, чтобы научить нас истине или дать добрый пример, но, главным образом, для того, чтобы нас соединить с Собою — приобщить нашу поврежденную и нравственно истощенную природу к Своему Естеству и этим влить в нас животворящую струю Своей Божественной силы. С Его пришествием в мир целью нашего существования стало не только переселение в лучшие условия райской жизни, но полное возрождение и преображение нашего существа силой всемогущего Бога. Праздник Рождества Христова именно напоминает нам об этом. Осуществляется же это приобщение верующего к Бого-Человеческой природе Христа в таинстве Евхаристии, когда принимающий Его пречистое Тело и Кровь таинственным способом соединяется с Ним. Инославные христиане, не верящие в реальность чуда Причащения, слова Спасителя “ Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем” (Иоанн 6:56)толкуют иносказательно, думая, что здесь речь лишь о духовном общении с Ним. Но в таком случае воплощение Сына Божия было бы излишним. Ведь еще до Рождества Христова праведники удостаивались благодатного общения с Богом, тем не менее рай оставался закрытым для них, потому что их природа еще не была обновлена Христом. Нет, человек болен не только духовно, но и физически. Грех глубоко и многосторонне повредил нашу природу. Поэтому Христу необходимо было исцелить всего человека, а не одну лишь его духовную часть. Чтобы отвести всякие сомнения в необходимости всецелого общения с Собой, Господь Иисус Христос в Своей беседе о Хлебе Жизни так говорит: “ Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить кровь Его, то не будете иметь в себе жизни: всякий ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” ( Иоан. 6:53-55 ). Таким образом воскресение тела поставлено в неразрывную связь с соединением с Бого-Человеком.

http://azbyka.ru/propovedi/rozhdestvensk...

Слова эти в полной мере относятся ко второму пришествию Христову, «когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним и сядет на престоле славы Своей» ( Матф. 25, 31 ), тогда прежнее небо и прежняя земля минует и явится «святый Город Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего» и «тот город не будет иметь нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветит его и светильник его – Агнец» и «спасенные народы будут ходить во свете и цари земные принесут в него славу и честь свою»... «и не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни... и будут царствовать во веки веков» ( Откр. 21–22 ). Однако, прежде чем Господь приидет на землю для основания вечного царства славы, Он таинственно нисходит в наши сердца в Своей Церкви, овеянной Его благодатной любовью и особенно в дни Его великих праздников – Рождества Христова и Святой Пасхи. В эти святые дни в Церкви Божией ясно приоткрывается слава Христова, и все верующие в Него и любящие Его призываются стать сознательными участниками Его славы. В праздник Рождества Христова Св. Церковь благодатной силой Христовой любви приобщает нас к славе, которая открылась для современников и свидетелей Рождества Христова, удостоившись видеть своими глазами ликующих Ангелов, слышав их небесную песнь: «Слава в вышних Богу» и поклониться родившемуся Богомладенцу. Слава Божия тогда в высочайшей степени открылась в пречистом сердце Божией Матери. Пречистая Дева, став престолом Божиим, вознеслась в Своих святейших переживаниях превыше огненных Серафимов и страшных Херувимов. Она вошла тогда в мысленный рай и стала дверью рая для всего человеческого рода, который принес Ее в дар Богу. Открывается слава Божия и в жизни целых народов. Вся история нашей Родины – России, в той её части, которая была Святой Русью, была явлением славы Божией. Наши святые угодники, и безчисленные храмы Божии, и наша церковная жизнь, и хранители благочестия миропомазанные русские цари, и Христолюбивое воинство, и доброе русское сердце, овеянное лучами благодати Божией, и самый бытовой уклад благочестивой русской жизни, и современные мученики за веру Христову в порабощенной России, и все это – раскрытие славы Божией. Так воистину исполняется обетование Христово: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» ( Матф. 28, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

158. На 3-й день Рождества Христова Мы, христиане, сегодня празднуем 3-й день Рождества Христова и воспоминаем, что Сын Божий пришел на землю, как предположено в Предвечном совете Пресвятой Троицы, принес с неба свет Евангелия, свет ведения Божия, учредил Святую Церковь , даровал Таинства, водворил Царство Благодати, пострадал плотью за грехи всего мира, умер, воскрес, вознесся на небе и стал жить на небе и на земле, в Царстве Благодати, везде сый и вся исполняяй, так, как и сказал пред Вознесением Своим святым апостолам: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» 178 . Пришел Господь на землю не на краткое время, а для того, дабы жить с нами всегда, как и возвещает чрез пророка: «вселюся в них и похожду, и буду им Богом, и они будут мне людие» 179 . «Ты прежде братий моих угощал, а теперь Самого Меня», – сказал Господь св. Григорию Двоеслову , явившись к нему с нищими для трапезования. Нет! недостаточно того, что Господь живет между нами. Для спасения нашего Он признал необходимым жить Своим Божеством и человечеством, Духом и плотью внутри нас, ибо Он тело наше и душу нашу устрояет жилищем для себя. Так что каждый христианин есть храм Духа Святого, есть жилище Пресвятой Троицы, и этот Его Храм должен быть свят, как Он свят: «будите святы, якоже Аз свят есмь» 180 , – сказал Господь. Невозможно вас иначе спасти, очистить от греха, освободить от власти диавола, если Бог не будет жить в нас, а мы в Нем. Или, как в Откровении написано: «войду к Нему и буду вечерять с Ним, и Он со Мною» 181 , войду, т. е. в двери сердца и стану жить там. Вот о чем напоминает нам Святая Церковь , когда празднуем Рождество Христово или Пришествие Сына Божьего на землю. Блаженны мы, христиане, если радуемся пришествию на землю Сына Божия! Еще более блаженны те, которые искренне веруют, что Господь живет между нами в наших городах, селениях и домах! Еще блаженнее те, которые веруют, знают и чувствуют, что Господь живет в их телах и душах, что они облечены во Христа, в Его тело, что Его кровь течет в жилах их, что Он царствует в их умах и сердцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

4. Сохранилось и древнее предание о том, что языческий пророк Валаам, предсказавший появление Вифлеемской Звезды (ср. Числ. 24, 17), оставил это пророчество и своим соплеменникам, которые ко дням Рождества Христова удалились на край Востока. Эти потомки Валаама, ожидая появления звезды, выбирали двенадцать благочестивых мужей, которые в известное время поднимались на вершину горы и вели обзор звезд с великим усердием. И однажды они и увидели звезду, а в ней — как бы образ младенца, над которым — знак креста. И якобы волхвы и входили в число этих двенадцати языческих мужей (Златоуст). Для нас эта версия интересна тем, что в ней мы наблюдаем, как не только иудеи, но и языческие народы чаяли Рождества Христова — семьдесят седьмого, отстоящего от Адама Истинного Человека. Волхвы. Атени Сиони. Грузия.      5. Церковная икона Христова Рождества не оставляет сомнения, что под видом Вифлеемской Звезды волхвам сопутешествовал Ангел. Но еще ранее патриарха Иакова и языческого пророка Валаама созерцал время и значение Пришествия Христа Спасителя допотопный злодей, совершивший двойное убийство (собственного отца и родного сына). И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро (Быт. 4, 23, 24). «Ламех не только не выжидает от другого обличения в том, что он впал в такой же или еще тягчайший грех, но, хотя никто не обвинял и не изобличал его, сам открывает о себе, рассказывает о своем поступке, излагает женам тяжесть греха… Признание в грехах весьма много способствует их исправлению» . Здесь Златоуст хвалит Ламеха за открытое покаяние о содеянном. Но в чем же заключался этот грех и это преступление? По этому вопросу отцы расходятся во мнениях. Само уточнение, сделанное Ламехом: «отмстится… в семьдесят раз всемеро», создает нам некую проблему. Нечто подобное мы обнаруживаем в Евангелии от Матфея: Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 21, 22).

http://pravoslavie.ru/99996.html

I век Рождение христианской Церкви Вот уже две тысячи лет прошло со времени Рождества Христова, которое разделило всю историю человечества на две части – до Рождества Христова и после него. Именно с Рождества Христова многие начинают отсчет истории христианства. Однако когда мы говорим о христианстве, то имеем в виду не христианство вообще. Говоря о христианстве, мы прежде всего подразумеваем христианскую Церковь . Согласно евангельскому повествованию, Иисус Христос на протяжении трех лет осуществлял Свое общественное служение. Он учил, творил чудеса, предвозвещая людям начало новой жизни. Христа слушало множество людей. Толпы собирались посмотреть на человека, в Котором многие видели долгожданного Мессию. Но это еще не была Церковь . Вокруг Спасителя сформировалась группа из двенадцати самых преданных учеников – будущих апостолов. Но и они до определенной поры еще были маловерны, духовно слабы. В последний период Своей жизни на земле Иисус Христос неоднократно повторял ближайшим ученикам о том, что скоро Его близкое общение с учениками закончится. Скоро вместо Христа к ученикам придет Утешитель, Дух истины. Он не только напомнит им учение Христово, но и научит их всему. Уже после Распятия и Воскресения из мертвых и незадолго до Своего Вознесения Иисус Христос дал такое повеление ученикам: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым ( Деян. 1, 4–5 ). И добавил: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме… и даже до края земли ( Деян. 1:8 ). Единственный рассказ об основании Церкви Христовой сохранила Книга Деяний апостольских. Без осмысления того, что произошло в тот день, как это событие было воспринято религиозным сознанием очевидцев, иерусалимских христиан, нельзя понять дальнейшей истории спасительного служения Церкви. Возвратившись после Вознесения Спасителя с Елеона в Сионскую горницу, апостолы единодушно пребывали в молитве ( Деян. 1:14 ). Так продолжалось еще десять дней, пока не наступил праздник Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Бог сделал Израиль народом своих детей, поэтому Он и говорит, что Израиль – Мой первенец, затем уже идут другие народы. Почему Бог ожесточил сердце фараона? Божие действие усиливает в человеке его внутренние склонности. Ожесточение сердца фараона означало, что Бог выявил его жестокое сердце, глубины его сердца. Поэтому христиане не должны обращать внимание, если от их слов люди становятся еще большими богоборцами: Бог ожесточает сердце их, выявляет то, что в глубинах сердца. В 10-й главе Книги Исхода объясняется: «Ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле; так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли: но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле; ты еще противостоишь народу Моему, чтобы не отпускать его, – вот, Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне» ( Исх. 9, 14–18 ). Традиционная хронология исхода, установленная в XIX веке, противоречит библейской хронологии. Согласно традиционной хронологии, исход произошел или при Рамзесе II, или при Меренптахе, что датируется XIII веком до Рождества Христова. Согласно Библии, исход евреев из Египта произошел в XVI веке до Рождества Христова. Конец среднего царства в Египте ознаменовался страшной катастрофой, описанной в «папирусе Ипувера» Лейденской рукописи (сохранилась копия VI века до Рождества Христова): река превратилась в потоки крови, описываются библейские казни египетские. Поэтому, когда говорят о противоречии между Библией и историей в этом отношении, речь идет о противоречии между ложной хронологией и Библией. Фараон Мернефта погиб в водовороте, бросившись вслед за евреями. Место перехода евреями Красного моря. В районе Суэцкого канала перейти море было невозможно, потому что на его дне углубления и скалы. Море Ям-Суф (евр. «Море Тростника» или), которое упоминается в Писании, – это не Красное море.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В книге Фреда Мелдау «Мессия в Ветхом и Новом Заветах» представлены пророчества Танаха. Тому, кто мог бы указать любое историческое лицо среди живых и мертвых, кроме Христа, на котором исполнилась хотя бы половина этих пророчеств, издательство обещало выплатить Премию так никто и не востребовал. Книга Питера Стоунера показывает, что по законам вероятности случайное исполнение пророчеств о Мессии абсолютно исключено. Даже исполнение восьми пророчеств составляет один шанс из 100000 триллионов. Возможны два объяснения. Или пророчества даны Богом, или пророки сочинили их сами. Тогда вероятность их исполнения (в расчете взято только 48 пророчеств) в каком-то одном человеке составляет 1/10 17 , но они все исполнились в Иисусе Христе. Кэнон Лиддон отмечает, что в Ветхом Завете присутствует 332 четких пророчества, исполнившихся в Иисусе Христе буквально. Вот некоторые из них. Еще в раю было сказано падшим прародителям: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт.3:15 ). То есть Спаситель родится от жены без мужа. После потопа Господь решил произвести от верного Ему Авраама народ, от которого должен произойти Христос. Бог за две тысячи лет до Рождества Христова открыл Аврааму, что в «семени благословлятся все народы земли» ( Быт.22:18 ). У внука Авраама, патриарха Иакова, родилось двенадцать сыновей, и Авраам, умирая, за 1700 с лишком лет до Рождества Христова предсказал: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт.49:10 ). Моисей за более чем 1500 лет до Рождества Христова перед своей кончиной предрек еврейскому народу: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте», т.е. не простого пророка, но, как Моисей, великого законодателя, ходатая и основателя Завета ( Иер.31:31-35 ). Давиду из колена Иудина было с клятвой предсказано Богом и через пророка Нафана предвозвещено, что его престол будет существовать во веки.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

В середине XX века среди рукописей Мертвого моря был найден свиток, содержащий большую часть древнееврейского текста. На основании каирских и текстов Мертвого моря, а также приведенных в Талмуде цитат, ученым удалось почти полностью воссоздать древнееврейский текст книги. Время написания книги Иисуса сына Сирахова и время ее перевода можно определить с помощью данных, приведенных в предисловии переводчика и в тексте. Иисус сын Сирахов описывает как очевидец жизнь и деяния иудейского первосвященника Симона, сына Онии. Таковых было два. Это Симон I Праведный 108 и Симон II. 109 Симон I умер в 287 году до Рождества Христова, а Симон II в 177 году до Р.Х. Внук автора пришел в Египет на 38 году при царе Евергете. Таковых тоже было два. Это Птолемей III и Птолемей VII. Первый из них царствовал в 246–221 годах до Рождества Христова. Птолемей VII царствовал дважды – в 170 – 162 году как соправитель брата и в 145 – 117 годах самостоятельно. Скорее всего, переводчик книги пришел в Египет в 132 году до Рождества Христова, то есть в 38 году от начала первого царствования Птолемея VII. В этом случае дед переводчика вряд ли мог быть современником Симона I. Книга Иисуса сына Сирахова не вошла в священный еврейский канон. Возможно, это объясняется тем, что фарисеи усмотрели в ней влияние саддукеев. Но она неоднократно цитируется в Талмуде. Признание книги Иисуса сына Сирахова неканоничной объясняют и тем, что в ней содержатся мысли, вызывающие недоумение, не вполне соответстующие учению, находящемуся в канонических книгах Священного Писания. Так в 33 главе (33, 14) читаем: «Как напротив зла – добро и напротив смерти – жизнь, так напротив благочестивого – грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два – одно напротив другого». Можно подумать, что добро и зло, смерть и жизнь – параллельные дела Бога. Пятокнижие, псалмы и пророческие книги иначе учат о происхождении зла и смерти. В главе 1 (1, 8) говорится о Премудрости: «Тогда Создатель всех повелел мне и Сотворивший меня указал мне покойное жилище». Таким образом, Премудрость рассматривается как творение Божие. Если рассматривать Премудрость как вторую Ипостась Святой Троицы, то можно усмотреть в этом месте арианское учение. В 38 главе (38, 4–5) находится следующее пререкаемое место: «Господь создал из земли врачевства и благоразумный не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его. Для того Он и дал людям знание». Здесь автор вспоминает событие, о котором повествует книга Исход, – чудесное услаждение вод Мерры ( Исх. 15, 23–25 ). Однако воды Мерры усладились силой Божией, а не от естественных свойств дерева. Дерево использовано Моисеем по повелению Божию как прикровенное указание на грядущую искупительную смерть Спасителя на древе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

В то время не было писанного слова Божия, и в нем не было нужды: патриархи были живой, самой верной книгой откровений Божиих. Один и тот же человек об одних и тех же богооткровенных истинах мог слышать сам и рассказывать другим несколько сотен лет. В этом свежем и неповрежденном виде первоначальное обетование о Христе дошло до времени всемирного потопа и после потопа передано было Ноем последующим поколениям и вместе с другими обетованиями и пророчествами, данными Аврааму и его ближайшим потомкам, дошло до Моисее и от Моисея сохранялось до Рождества Христова, служа приготовлением людей в приятью Христа, который был предметом ожидания не только для избранного народа, но и для язычников. Нам, верующим в пришедшего Христа, досталось великое преимущество предожидавшими Его; но если они разнообразными путями приготовляемы были к ожидаемому событью Рождества Христова, то мы, дождавшись этого события, приготовляемся к празднованию его. Далее Церковь приготовляет нас к празднику Рождества Христова тем, что со дня праздника Введения во храм Приснодевы Марии оглашает нас в церковных службах песнопениями, относящимися к Рождеству Христову. Чрез сие она дает нам возможность предвкушать радость грядущего праздника. Как трогательны, как поучительны, как возвышенны эти песнопения! Чтобы убедиться в этом, остановим на сей раз внимание на одном из них, начинающемся словами: Христос рождается, славите... Церковь приглашает нас славить раздающегося Христа, ибо для кого Он родился, для кого сошел с небес, приял от Девы Марии нашу плоть и кровь, и в этой плоти пострадал, и эту кровь пролил на кресте? Для нас, для нашего спасения от вечной погибели. Как же нам не славить Христа, нас ради человек столь безмерно уничижившего Себя? Рождение Христово прежде всех прославили ангелы, воспевшие в минуты Его рождения: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Не для ангелов Христос родился, не для спасения их воплотился, ибо, как не согрешившие, они не имели нужды в этой милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Где наш излишек? Где необходимое нам для жизни? Таков вопрос сегодняшнего Евангелия – ибо перед лицом Божиим качество нашей жизни измеряется качеством наших даров. Дать лишнее – может быть, не дать ничего. Такой дар не производит впечатления на Бога. Но самый скромный дар становится значительным, когда мы отдаем необходимое для нас, то, без чего, может быть, мы не сможем выжить, когда мы отдаем часть себя и всего себя. За Божественной литургией мы слышим, как Христос говорит: «Сие есть Тело Мое». Господь отдает Себя нам, предает Свою жизнь за нас. Мы причащаемся Тела и Крови Христовых – высшего дара на земле. Но готовы ли мы отдать свою жизнь Ему? Готовы ли мы отдать не излишек нашей жизни, но саму нашу жизнь? Пятница Мк, 58 зач., 13, 1–8 Когда выходил Иисус из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться? Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней. Евангелие от Марка близится к завершению. Господь выходит из храма в последний раз. Он больше не войдет в него. Отвечая на замечание одного из учеников, Господь ясно возвещает, что здание, из которого Он вышел, обречено на разрушение. Однако оно продолжает строиться и поражать великолепием. Иудеи могли по справедливости гордиться Иерусалимским храмом. Он дышит историей. Построенный на возвышении, он как бы парит между небом и землей, он – одна из драгоценностей античной архитектуры. Тот храм, который застал Христа, был третий по счету. Первый был построен при Соломоне около 970 года до Рождества Христова и разрушен в 587 году до Р.Х. во время взятия Иерусалима вавилонянами. Строительство второго, более скромного, было предпринято по возвращении из плена в 520 году до Рождества Христова. За 20 лет до Рождества Христова Ирод Великий начал строить третий Храм (по-прежнему называемый «вторым»), намного более роскошный, чем все прежние. Он будет закончен к 64 году нашей эры, приблизительно через тридцать лет после Распятия Христа, и разрушен через шесть лет в 70 году. И сегодня можно видеть остатки его камней, возвышающихся над долиной Кедрон и старым Иерусалимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010