Возвещает им горе не за то, что они созидают гробы для пророков, так как это угодно Богу, а за то, что делают это с лицемерием, за то, что, осуждая своих отцов, делали худшее, чем те, превосходили их порочностью и явно лгали, говоря: если бы мы были во дни отцов наших, то не стали бы убивать пророков, а между тем они хотели умертвить Самого Господа пророков. Посему Христос и прибавляет: Дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Словами: «дополняйте меру отцов ваших» не повелевает, не поощряет их к убиению Его, но выражает такую мысль: так как вы — змии и дети подобных же отцов, так как вы по своей порочности не исцельны, то постарайтесь скорее превзойти своих отцов, это сделаете вы, когда Меня убьете. Вы исполните всю меру зла убийством, какого не достает отцам вашим. Но если вы столь злы, то как можете вы избегнуть кары? Посему, вот Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город. Посему, вот Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город. Обличает ложь их слов: «если бы мы были во дни отцов наших, не убивали бы пророков». Вот, говорит, Я посылаю пророков, мудрых и книжников, но и их вы убьете. Речь идет об апостолах; Святой Дух поставил их учителями, пророками, исполненными всякой мудрости. Словами: «Я посылаю» являет власть Своего Божества. Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Воззвание Илии заключает в себе напоминание народу, что он молит не неведомого им Бога, а Того, который проявился им в ряде откровений и милостей. Илия взывает (3 Ц. XVIII, 37–36): «Господи Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой, и соделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, (Иегова) Бог, и Ты обратишь сердце их». В молитве этой, напоминающей патриархов родоначальников народа, заключается вкратце история народа, ибо этими словами глаголал Господь Моисею, а чрез него Израилю в Египте, явясь в неопалимой купине: «Скажи сынам Израилевым: Иегова, Боготцев ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки и памятование о Мне в род и род» ( Ucx. III, 15 ). Едва вознеслась торжественная молитва Илии к небу,– «И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве (3 Ц. XVIII, 38). Таково было совершившееся чудо, которое, как все чудеса, явленные Всевышним, имело преимущественно нравственное значение: оно вносило в души человеческие свет, открывало умственные их очи, заставляло прозреть ослепших. Словеса Божии даются для душ более чистых, чудеса для душ менее развитых 789 . И здесь, «увидев чудо, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь (Иегова) есть Бог!» (id. ст. 39). В этом крике народа очевидно исповедание, что Иегова есть единый Бог мира, и что Ваал ничто. Но недостаточно было, чтобы народ принес временное покаяние в грехе идолопоклонства, сознавая величие Бога Завета. Нужно было уничтожить то пагубное растлевающее влияние, которое производили на него жрецы идолопоклоннических развращающих душу человека культов Ваала и Астарты. В данную минуту Илия был властелин этой толпы; Ахав очевидно в этот момент не имеет ни малейшей власти и не смеет произнести ни одного слова. – Илия обращается к народу (ст. 40) и говорит: «схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся». Все разумеют это место так, что под общим именем Вааловых пророков разумелись и пророки дубравные 790 , принадлежавшие к тому же культу Ваала и служившие женской форме этого божества 791 . Всех этих т. наз. пророков языческих «схватили» по приказанию пророка. «И отвел их Илия к потоку Киссону 792 и заколол их там» (id. 40). По всей вероятности берега Киссона были избраны Илией потому, что этот бурный поток должен был унести трупы в море, когда прольется сильный дождь, ожидаемый пророком по слову Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Всякое дыхание: Евангелие Луки, зачало 8: Евангелие от Луки, зачало 8 Во время оно, бе человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон. И человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы, и Дух бе Свят в нем. И бе ему обещано Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. И прииде духом в церковь. И егда введоста родителя Отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем. И той прием Его на руку своею, и благослови Бога, и рече: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Яко видесте очи мои спасение Твое, Еже еси уготовал пред лицем всех людей. Свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля. В то время был в Иерусалиме человек, которому имя Симеон; и человек этот – праведный и благоговейный, ожидающий утешения Израиля, и Дух Святой был на нем. И было ему открыто Духом Святым, что он не увидит смерти, прежде чем не увидит Христа Господня. И пришел он в Духе в храм, и когда принесли родители Младенца Иисуса, чтобы им совершить по установлению Закона о Нем, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: “Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля”. Лк 2:25–32 По 50м псалме стихира, глас 6: После 50 псалма стихира, глас 6 Да отверзется дверь Небесная днесь:/Безначальное бо Слово Отчее,/начало приим под леты,/не отступль Своего Божества,/от Девы яко Младенец четыредесятодневен/Материю вольне приносится в церковь законную,/и Сего на руки приемлет старец,/отпусти, зовый, раба, Владыко,/ибо очи мои видеста спасение Твое./Пришедый в мир спасти род человечь,/Господи, слава Тебе. Да отверзаются в сей день небесные врата,/ибо Безначальное Слово Отчее,/принявшее во времени начало/не утратив Своего Божества,/Девой-Матерью как Младенец сорокадневный/добровольно приносится в Храм подзаконный,/и Его в объятия принимает старец,/“Отпусти”, – взывая, как раб Владыке –/“ибо видели очи мои спасение Твое!”/Пришедший в мир спасти род человеческий,/Господи, слава Тебе!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sretenie-...

Господь отвечает им, призвав дитя и поставив его посреди них. В Царство Небесное может войти только тот, кто обратится и станет как дитя. Большие в Царстве Небесном должны уподобляться детям. Однако Господь не говорит, что человек должен просто стать как дитя. Но — обратиться, и стать как дитя. Нам приоткрывается тайна молитвы Господней «Отче наш», которая является и нашей главной молитвой. «Если мы не научимся говорить: «Авва Отче», — предупреждают нас наши святые, — мы не сможем войти в Царство Божие». Обратиться — значит изменить направление нашей жизни. Мы шли нашим собственным путем, но в ответ на зов Его благодати повернулись в противоположную сторону и идем Его путем. Это означает полную перемену нашей жизни — умственную, душевную, нравственную, а также — новые наши отношения друг с другом. Христос называет это новым рождением, новым началом (Ин. 3, 3—5), и только так мы можем стать причастниками Его Царства. Покаяться — значит возвратиться к Богу Отцу как блудный сын и открыться Ему с детским смирением для принятия от Него нового дара сыновства. Обратиться — это не значит просто перевернуть новую страницу жизни, стараться стать лучше, начать соблюдать все установления церковные, и даже вместе со всеми причащаться. Но это значит обратиться к Самому Богу, встретить Его во Христе, узнать Его как Спасителя и Господа своего, установить с Ним вечные отношения смирения и любви. «Кто больше в Царстве Небесном?» «Жизнь, которая была эгоцентричной, — говорят святые отцы, — у идущих в Небесное Царство становится христоцентричной». Неделя 10-я по Пятидесятнице Мф, 72 зач., 17, 14—23 Тогда человек некий подошел к Иисусу и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: отсюда туда’, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

http://moral.ru/седмица-10-я-по-пятидеся...

Действительно, великое усилие обнаруживается в том, что мы рождены на земле, а стремимся к месту  на небе и овладеваем через подвиги добродетели тем, чего не получили от природы. Стихи 16–19: Кому же Я уподоблю род сей? Он подобен детям, сидящим на площади, которые с криком говорят сверстникам своим: «Мы пели вам, а вы не плясали, мы жалобно плакали перед вами, а вы не выражали горя». Пришел Иоанн, [почти] не едящий и не пьющий, а они говорят: «В нем бес». Пришел Сын человеческий, ядущий и пьющий, а они говорят: «Вот человек, любящий петь и пьющий вино, — друг сборщиков податей [мытарей] и грешников. И оправдалась премудрость детьми своими . — Народ иудейский сравнивается с детьми, сидящими на площади и с криком говорящими своим сверстникам: Мы пели вам, а вы не плясали, мы жалобно плакали перед вами а вы не рыдали; ввиду ясных слов Писания: Кому уподоблю род сей? Он подобен детям, сидящим на площади и прочее нам не остается свободы в истолковании этого места, и иносказательное толкование остается связанным (passiva), и (sed) что бы мы ни сказали о детях, все должно быть понимаемом в значении уподобления им народа (generationis). Эти сидящие на площади дети суть те, о которых говорит Исайя: Вот я и дети, которых дал мне Господь , и в псалме: Свидетельство Господне верно, подающее мудрость младенцам и в другом месте: Из уст младенцев и питающихся [от груди] молоком Ты устроил хвалу . Таким образом, эти дети сидели на площади (in foro) или: εν ααααα, как более знаменательно говорится по–гречески, т. е. на месте, где было много продажного (venalia). A так как народ иудейский не хотел слышать, то они не только говорят ему, но кричат во весь голос (plenis faucibus): «Мы вам пели, а вы не выражали радости в движениях», [т. е.] мы призывали вас к тому, чтобы вы в ответ на наше пение делали добрые дела и плясали под нашу свирель, подобно тому, как Давид плясал перед ковчегом Господним , но вы этого не хотели. Мы плакали и призывали вас к покаянию, но и этого вы не хотели делать, презрительно относясь и к той, и к другой проповеди: и к приглашению жить в добродетели, и к призывайте покаяться после грехов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Здесь Господь высказывает, что не только книжники и фарисеи, но и вообще весь еврейский народ будут наказаны за невинно проливаемую ими кровь – кровь Его Самого, которую они скоро прольют, и кровь всех пророков и праведников, пролитую прежде. «Если Господь грозит современному Ему роду иудейскому наказанием за всю, неповинно пролитую отцами их, кровь, читаем в толковом Евангелии преосвящ. Михаила, это значит, что сей современный Христу род сам по себе достоин наказания, что и действительно, ибо он совершил величайшее из всех преступлений – убиение Мессии». От крове Авеля до крове Захарии, погибшаго (убитого) между храмом и алтарем (жертвенником). Господь указывает на эти два убийства, потому что они были примечательнейшие и составляли первое и последнее убиение праведников, о коем упоминается в исторических книгах ветхого завета. Кто был этот Захария? Это, по мнению большинства толкователей, – священник, который, за обличение царя Иоаса, по его повелению, побит был камнями в храме ( 2Пар.24:21 ). Некоторые из древних свв. толкователей, каковы Василий Великий , Григорий Богослов и др., полагают, что то был Захария, отец Предтечи Христова Иоанна. По одному преданию, иудеи убили сего св. старца за то, что он поставил пресв. Деву Марию на месте дев после того, как Она родила Иисуса Христа, в 40-й день по Его рождении; по другому преданию, он убит во время избиения младенцев в Вифлееме Иродом за то, что не выдал своего сына. Некоторые же полагают, что первое обстоятельство возбудило против него священников и фарисеев, и те искали случая погубить его, и вот таким случаем послужило то, что когда посланные Иродом требовали от него, чтобы он указал, где находится сын его Иоанн и он отказался незнанием, тогда его убили (Прот. Вишняков). Убиение сего Захарии самими иудейскими писателями поставляется одною из главных причин Божия наказания, постигшего народ иудейский при разрушении Иерусалима (Иннок.) Взыщется от рода сего, по Матфею, все сие придет на род сей. Здесь говорится о наказании Божием за невинно пролитую кровь. Разрушение Иерусалима, случившееся 36 лет спустя после сего предсказания, рассеяние иудейского народа и ужасные бедствия его при этом были точным исполнением пророчества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

И Петр пошел, но испугался волн, начал тонуть и закричал: Господи! спаси меня ( Мф. 14:30 ). Иисус Христос протянул руку и поддержал Петра. Когда они вошли в лодку, ветер утих. Таково сегодняшнее повествование Евангелия. Невольно на мысль приходят наши дни и наша жизнь, окруженная житейской бурей. Становится страшно жить. И мы вспоминаем Господа. Но Он нам кажется призраком. Хорошо, если мы подобно Петру воскликнем: «Господи, если это Ты, повели прийти к Тебе». Хорошо, если мы, идя к Господу, не испугаемся житейской бури или если испугаемся, то все же воскликнем: «Господи, спаси меня!» Господь всегда поможет. Но если мы с самоуверенностью отвернемся от Господа, утверждая, что это призрак, если мы, утопая, не обратимся к Господу, то приходит наша погибель. Это закон жизни: Господь, Утверждение и Спаситель мой, кого убоюся? Господь – камень, на котором должна строиться наша жизнь, и тогда никакая буря нас не собьет – мы сами устоим и еще другим поможем. Да будет в сердцах наших обращенность ко Господу, и тогда никакая житейская буря нам не страшна. Исцеление бесноватого отрока. (Ин. 17:14–24) Неделя 10-я по Пятидесятнице У одного отца был бесноватый сын. С детских лет страдал, несчастный. Злой дух бросал его и в огонь и в воду и всячески хотел погубить его. Отец просил учеников Христовых исцелить несчастного, но они не могли. Тогда отец обратился к Христу Спасителю: сжалься над нами и помоги нам ( Мк. 9:22 ). Иисус Христос ответил: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему ( Мк. 9:23 ). На это отец воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию ( Мк. 9:24 ). И Господь Иисус Христос исцелил несчастного сына несчастного отца. Потом ученики Христовы спрашивали Спасителя, почему они не могли исцелить? И Спаситель ответил: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9:29 ). Что из этого евангельского повествования может относиться к нам? Иногда, пожалуй, и мы бываем бесноватыми от гордости, от злобы, от нечистых искушений и других страстей. Как справиться с такой бедой? И слышим слова Спасителя: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

И тогда слова: «Не прейдет род сей, как это случится» могут буквально относится к падению Иерусалима. Потому что многие слушатели Иисуса имели возможность дожить до 70 года и быть свидетелями разрушения Храма. Но существует и другое толкование этих слов. Выражение «род сей» может означать не только конкретное поколение, но и некий вневременный класс людей. Под этим классом Церковь всегда понимала всех верующих во Христа. Апокалипсис, вне зависимости от своей соотносимости с событием разрушения Иерусалима, ставит современных людей перед вопросом: если конец света не произошел в короткие сроки, зачем все это было высказано уже в I веке, причем в такой своеобразной «непонятной» форме? Для христиан любой эпохи указание на скорый характер пришествия Спасителя становится фактом, определяющим их жизнь с того момента, как они услышали эту весть. Допустим, Христос сказал бы, что второе пришествие будет, но очень не скоро. По психологическому закону это склонило бы людей к расслабленности. К ней же привело бы и точное указание даты. Даже если пришествие Христа было бы при жизни того поколения, которое Его слушало, и Иисус сказал бы, что придет в 70 году, то это привело бы к тому, что до 70 года все бы жили, как обычно, а потом, посмотрев на календарь, начали бы готовиться. Указание на скорое пришествие Христа имеет значение стимула, определяющего всю человеческую жизнь, оно поддерживает христиан в состоянии постоянного бодрствования, о котором очень много говорится в Новом Завете. Конечно, настроение человечества периодически меняется, потому что люди все больше осознают, что мир несовершенен и преходящ. Будучи доведены до абсурдной крайности, эти представления выливаются в лозунги, что конец света должен наступить немедленно. Или, наоборот, есть другая крайность, когда говорится, что «христианство не исполняет собственного обещания». Апостол Петр еще в середине 60-х годов I века дал прямой и довольно жесткий ответ на это: «В последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «где обещание пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же»… Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь с исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». (2 Пет. 3: 3-9). Это означает, что наступление конца света зависит от жизни каждого из нас: удаляется или приближается в зависимости от нашего духовного устроения.

http://pravmir.ru/konec-sveta-i-snova-os...

Итак, когда говорим, что Иисус Христос пострадал плотию, разумеем, что Он пострадал не Божеством, а, собственно, плотию, доступной страданиям. Потому и пророк Исаия в полном сознании того, что вочеловечившийся Бог пострадал плотию, говорит о Нем: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых ( Ис. 53:7–8 ). Если бы пророк разумел здесь только обыкновенного человека, усыновленного Богу, по соединении с Ним, как того хотели бы изобретатели нечестивого учения, то, разве трудно было бы изъяснить род Его? Сей человек, как известно, произошел от племени Иессея и Давида. Но кто может сказать что-либо о рождении или способе рождения Бога Слова? Ибо Он отторгнут от земли живых, т. е. Он перестает существовать на земле, как положивший живот Свой за все существующее – отторгнут, превознесен и стал высшим всего земного. Такое учение о естестве Господа непонятно и вовсе недоступно уму человеческому. Так и святые пророки видели Сына Божия (и, вместе, Сына человеческого) на престоле Божества с плотию ( Дан. 7:10–13 )! Но обратимся (снова) к проповедникам Нового Завета, вселенским учителям, которым Спаситель сказал: не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас ( Мф. 10:20 ). И я присоединю к, (выше) сказанному, (еще) следующие слова апостола Павла: один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4:5 ). Если один Господь, одна вера и одно крещение, то, кто именно, сей Господь, в Коего мы уверовали и в Чье имя крестились? Непогрешительно отвечал бы на это всякий тем, что здесь, преимущественно, разумеется Слово, рожденное от Отца: Ему приличествует и господство, и, исповедуемая нами вера; в Его имя совершается и спасительное крещение, ибо Оно Само заповедало святым апостолам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). И, тот же апостол, так изъясняет славу господства, исповедание веры и силу святого Крещения: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть, Христа свести.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

«Итак, сыны свободны», – сказал на это Иисус. Пётр, конечно, тут же вспомнил, как сам же незадолго перед этим исповедал: «Ты Христос, Сын Бога Живого». И, конечно, Пётр не мог не согласиться, что, действительно, противоестественно Богу – жертвовать на Божий же храм. Желая исправить свою поспешность, он, наверное, хотел тут же выйти и прямо отказать. Но Господь снова остановил Петра. Тщетно было бы объяснять сборщикам, почему Иисус не должен давать подать на храм. Его всё равно не поняли бы, обвинив в жадности, а то и в богохульстве. И Господь говорит Петру: «но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми; и, открыв у ней рот, найдёшь статир (монета в четыре драхмы); возьми его и отдай им…» Так Господь и подал, и не подал; не соблазнив сборщиков, Он и глазах Петра не пренебрёг Своим Божественным достоинством. Пётр же ещё раз ощутил свою малость, своё неумение сделать без Божией помощи даже простое дело, сказать даже простую вещь. Так Господь готовил Петра к званию первоверховного Апостола. Так помогал ему умалиться как дитя. Потому что, кто достигает такого умаления на земле, тот на столько возвышается в Царствии Небесном, что Господь и с него, как и с Себя, как будто с двух равных детей Небесного Отца, снимает обязанность платить подать на храм. А во избежание сугубого соблазна и ему посылает дидрахму таким же образом, как и Себе: «отдай за Меня и за себя». О вере, посте и молитве Неделя 10-я Мф. 17:14–23 1Кор. 4:9–16 Однажды подошёл к Иисусу некий человек «и преклонив пред Ним колена, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огнь и часто в воду; я приводил к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращённый! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус; и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот же час». Когда потом ученики спросили, почему они не смогли этого сделать, то Господь сказал: «по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», – и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется лишь молитвою и постом».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010