Дух, злой дух овладевает духом человека. Описывая такие психические явления, великий психолог Достоевский прямо говорит, за кем числится авторство этих явлений, этого состояния: за бесами. Он так и называет свой психологический роман, и цитирует Евангелие, ставя цитату о бесноватом в виде эпиграфа ко всему произведению. Исцеление бесноватого отрока. Фреска. Гора Афон, XVI в. Конечно, у людей бывает не просто депрессия, а что-нибудь совсем другое. Демоны используют многое в человеческой психике. Когда отец юноши сказал Христу, что он привел сына к ученикам и они не смогли ничего сделать, первой реакцией Спасителя были слова: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне (Мк 9:19). Род неверный. Это то самое психологическое состояние неуверенности, сомнения, колебания, которое видит в современных ему евреях апостол Павел и приводит им в пример Авраама и клятву Божию, чтобы убедить. Ученики Иисуса были такими же колеблющимися евреями, тогда еще не уверовавшими. Но Иисус не прибегает ни к клятве, ни к ветхозаветному очищению, он обращается к вере. И на призыв несчастного отца: …если что можешь, помоги нам и сжалься над нами! — отвечает: …если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тогда вырываются эти сильные, трогательные, отчаянные слова: верую, Господи, помоги моему неверию! (Мк 9:22–24). Да, клятва, даже Божия, уже не нужна. Нужна вера, и только вера! И потом молитва. Все возможно верующему. … Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе: выйди из него и впредь не входи в него . И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал… ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не смогли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк 9:25–29). Молитва — обращение к Богу, Источнику всего. Пост — обращение к себе, контроль над собой. Двуединое действие Бога и человека. Господь отвечает вере в молитве. Человек изгоняет, прежде всего из себя, духа самости и эгоцентризма, семя неверия и проклятия, перекрывает источник беснования, то есть демонов. Так подымается дух человека над духом зла и над клятвой в обоих ее значениях: и утверждения, и проклятия. И возвышается на крыльях веры в небесное, молитвенное богообщение, спасая любовью ближнего и исцеляя от охватившего его беса — духа немого и глухого, как образно обращается к нечистому Христос.

http://blog.predanie.ru/article/kak-vera...

И день обратился в ночь. В ночь греха, неведения и богоотчужденности. Ночью явился Жених в сад, где дремала Суламифь, и он не был пуст, Он обрел там Деву (5:1–2)! Ева скрылась от лица Божия, устыдившись в страсти своей. Дева, уцеломудрившись, «на ложе своем ночью искала Того, Которого любила душа Ея» (3:1). Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста (воплотилось Слово в саду чрева Пречистой); набрал мирры моей с ароматами моими (через Тебя, Мати, приобщился горечи страданий земных), поел сотов с медом моим (вкусил от сладости добродетелей Твоих, о, Мати!), напился вина моего с молоком моим (Ты упоеваешь Меня радостию сердца Своего, созерцающего тайны, и молоком Слова, Мати Моя!) (5:1). Бог вновь явился в Сад, и он уже не пуст. Там – Дева. И туда введет Он всех от рода Ее. Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами (2:1). Средь терниев Евы, произрасла Лилия Девы. Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей (2:3). От плода запретной яблони юноши – сей род Адамов – подпали под проклятие. Вкусившие запретной яблони, теперь в поте лица своего должны были добывать хлеб свой. От жен, в болях рождающих, явились мужи, в трудах и поте ядущие хлеб свой. От терниев долин (женский род) дерева лесные (род мужской). Но, вот – Лилия !, и от Нее – Яблоня . Ева родила Каина-убийцу, Дева – Христа-Жизнодавца. Ева в преслушании протянула руку к яблоне, и появились тернии. Дева, чистая лилия , в послушании Своем произрастила Яблоню-Христа. И в тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей . Не смертоносны они, а даруют жизнь, и жизнь вечную! «Цвете неувядаемый, радуйся, едина прозябшая яблоко благовонное. Радуйся, рождшая благоухание единого царя. Радуйся, неискусобрачная, мирови спасение» (Триодь постная, суббота акафиста, утреня, канон, песн. 1). Под яблоней родились грех и смерть. Под яблонью же – святость и жизнь. Под яблоней разбудила я тебя (под яблоней усыпила Ева бдительность Адама, и все уснули смертью; под яблоней «разбудила» Дева Второго Адама, родивши Его, и все проснулись к жизни); там родила тебя мать Твоя, там родила тебя родительница твоя (8:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет (Мк 9:17–31). Свернуть В Евангелии говорится, что Господь не раз посылал Своих учеников на проповедь. Во время этих миссионерских путешествий апостолы не только говорили людям о наступлении Царства Мессии. Они также исцеляли болезни и изгоняли бесов. Что же происходит теперь? Почему сейчас они не могут выгнать нечистого из юноши? Ответ дает Сам Господь. О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? — восклицает Он. В христианской традиции существуют различные толкования, к кому именно обращены эти слова. Можно предположить, что Христос адресует их отцу мальчика, который признается в своем неверии; или же собравшимся иудеям, которые сомневались в способности апостолов совершить чудо. Есть даже версия, что эти слова обращены к бесам, которые практически безраздельно властвовали на земле и мучили людей. В той или иной степени каждое из этих толкований имеет право на существование. Однако параллельный рассказ об этом событии, который находится у евангелиста Матфея, дает все основания полагать, что в первую очередь эти слова Спаситель обращает именно к Своим ученикам. После исцеления бесноватого они спрашивают Господа, почему им не удалось исцелить юношу. На это Христос отвечает: по неверию вашему . Итак, это ученики — род неверный. Греческий оригинал слова «неверный» указывает на внутреннюю нестабильность, на постоянные сомнения и колебания. А Матфей добавляет еще и слово «развращенный». Не в смысле похотливый и блудный, а в смысле — искривленный, тот, кто постоянно уходит в сторону, вертлявый. Сколько раз ученики видели чудеса, которые творит Господь. Сколько раз они ощущали Его силу, которая действует через них. Что говорить, предыдущий эпизод Евангелия — это рассказ о Преображении Христа. Как минимум трое из двенадцати пережили высочайший духовный опыт. И такое фиаско. Сердце человеческое так поражено грехом, что всех этих свидетельств ему недостаточно, чтобы обрести хоть какую-то твердость и доверие Богу. Вот о чем сокрушается Спаситель. Он сокрушается о том, что эту твердость и доверие ученики не приобретут до самого конца Его жизненного пути. До самой Голгофы они будут сомневаться и колебаться, они будут исполнены страхами и неуверенностью.

http://foma.ru/pochemu-hristos-nazval-sv...

И не говорит он, как начальник синагоги Иаир, призывавший Христа даровать жизнь его дочери: приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива (Мф.9:18). И тем более не говорит он, как сотник из Капернаума, слуга которого был болен: скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (Мф.8:8) Это все - свидетельства весьма крепкой веры. Но человек с самою великою верой даже и не говорит ничего, а просто подходит ко Христу и прикасается к краю одежды Его, как это сделала кровоточивая женщина и многие другие. Не так поступает и не так говорит сей отец, но он обращается ко Христу со словами: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Если что можешь! Несчастный! Значит, он должен был совсем немного слышать о силе Христовой, раз так говорит Всемогущему. Его слабую веру еще больше ослабило бессилие апостолов, не сумевших ему помочь, а также, скорее всего, и злобная клевета книжников на Христа и его учеников. Если что можешь. Тут проглядывает только бледный луч веры, готовый вот-вот совсем угаснуть. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Этот укор Господь обращает ко всем вообще, ко всем неверным и развращенным во Израиле и ко всем, пред Ним стоящим: к отцу болящего, к ученикам, а особенно - к книжникам. О, род неверный! Иными словами: род, покоряющийся злу (то есть диаволу), крепко верящий в силу зла и рабски служащий злу; противящийся добру (то есть Богу), слабо верующий или вовсе не верующий в добро, бунтующий против добра и уклоняющийся от него! А для чего Господь добавляет и слово развращенный? Дабы показать, откуда произошло неверие: от развращенности, или, еще яснее: от греха. Неверие есть следствие, развращенность - причина. Неверие - дружба с диаволом, а грех, или развращенность - путь, которым доходят до такой дружбы. Развращенность - отпадение от Бога, а неверие - тьма, слабость и ужас, в которые впадает отпавший от Бога человек. Но взгляните, как Господь внимателен и осторожен в выражениях. Он не обличает никого лично и поименно, но говорит в целом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

и непременно исполнится то, что говорил пророк Иона (14:8). В 3 Маккав. книге сказано: Ты, Господи, и Иону, когда он безнадежно томился во чреве кита, невредимым показал всем его присным ( 3Мак.6:6 ). В 3 Ездры Иона упоминается в числе всех других малых пророков, данных Богом «вождей Израиля» (1:39). Таким образом, ветхозаветные писатели упоминают, как о служении пророческом Ионы и его предсказании, так и о главном чудесном событии в его жизни, наиболее смущавшим маловерующих ученых. Иосиф Флавий (Древн. XI. 9) и талмудисты Entdecktes Iudentum. §724). Трифон Иудей (у св. Иустина. Разгов. 323 24 стр.), признавали всю книгу историей. Но в глазах христиан еще более неопровержимое значение имеет неоднократное свидетельство Иисуса Христа о пророке Ионе. Так, в евангелии Матфея читаем: Он (т. е. Иисус Христос) отвещав рече им: род лукав и прелюбодей знамения ищет и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи. Мужие Ниневитстии востанут на суд в родом сим и осудят его, яко покаяшася проповедию Иониною, и се боле Ионы зде (12:39–41). По поводу аналогичного фарисейского искушения, Иисус Христос и в другой раз, по свидетельству того же евангелиста, говорил: род лукав и прелюбодейный знамения ищет и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка (16:4). Трудно определить, о тех же ли или о других еще событиях повествует евангелист Лука: народом собирающимся начат (т. е Иисус Христос) глаголати: род сей лукав есть: знамения ищет и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бысть Иона знамение Ниневитом, тако будет и Сын человеческий роду сему... Мужие Ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят и, яко покаяшася проповедию Иониною, и се множае Ионы зде (11:29–32). Из всех евангельских свидетельств несомненно, что Иисус Христос признавал вполне историчными все события книги Ионы: его пророческое служение, посольство в Ниневию с проповедью о покаянии, низвержение с корабля, пребывание в чреве кита три дня и три ночи, спасение оттуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И так как они ее не соблюли, были изгнаны из рая. И проклял Бог человеческий род. После же того как они были изгнаны, Адам познал Еву, и родились у них три сына: 1196С Каин, Авель и Сиф. А как родились они, преумножился род человеческий и стал роптать на Господа. Разгневавшись, Он послал на них потоп, из которого спаслись только Ной, его жена, и трое сыновей его и их жены – всех их было восемь. А после того как они спаслись, вновь преумножился род человеческий и снова стал поклоняться идолам. И призрел тогда Бог на Авраама, халдея из Месопотамии и сказал ему: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» ( Исх. 12:1 ). И тот ушел, и указал ему Бог на землю Ханаанскую, то есть Палестину, сказав ему: «Потомству твоему отдам 1196D Я землю сию» ( Исх. 12:7 ). И родил в сей земле Авраам Исаака, а Исаак Иакова, у Иакова же было 12 детей, среди коих один был Иуда. Они были двенадцатью патриархами. Патриархами же их именовали, потому что от них называются 12 колен. И именовались они и израильтяне, и евреи, и иудеи. Израильтянами они звались от Иакова, коему Бог сказал: «Отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль» ( Исх. 35:10 ), евреями же от праотца Авраама – Евера. А иудеями в полном смысле слова зовутся не все, но [только] те, что из колена Иуды, в переносном же смысле они зовутся иудеями, потому что из сего колена были их цари, и поэтому это имя возобладало над всеми. 1197А Из этих двенадцати один был Иосиф, которому завидовали другие братья, пока не продали его людям, шедшим в Египет. Прибыв в Египет, он снискал благосклонность царя фараона и тех, кто там [жил]. Когда же случился голод в Палестине, Иаков вместе со своими сыновьями и детьми их, всех их было 75, прибыл в Египет, услышав, что там есть много хлеба. И так как они были признаны Иосифом, то остались там. После же того как Иосиф и Иаков умерли там, Египтяне стали притеснять Израильтян. И тогда вспомнил Бог о том обещании, что дал Аврааму, и вывел их из Египта посредством Моисея пророка, притом, что их было 600 тысяч без детей и жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Мф.12:36. Глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный.Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда_    Праздным называет исполненное клеветы и лжи, или излишнее и вредное; а словом — оправдание и обвинение. Немаловажным средством к исправлению служит не только оправдание и обвинение, но и угроза, — что часто Он делает. Мф.12:37. От словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися.ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.    За добрые будешь оправдан, а за злые — осужден. Мф.12:38. Тогда отвещаша нецыи от книжник и фарисей, глаголюще: Учителю, хощем от Тебе знамение видети.Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.    Когда следовало бы преклонить голову, когда надлежало исполниться удивлением, они все-таки остаются бесстыдными; Кого по безрассудной дерзости недавно называли имеющим беса, теперь льстиво называют Учителем, и после стольких чудес желают видеть знамение, конечно, не с целью уверовать, а поставить в затруднение Господа. Не будучи в состоянии возражать Ему, так как Он всегда легко изобличал их, они переходят к делам. Лука (11, 16) говорит: «друзии же искушающе, знамения от Него искаху с небесе».А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.    Они предполагали, что земные знамения Он совершал волшебством, а знамения с неба, конечно, не может совершить, не будучи Богом. И в другом случае они говорили: «несть Сей от Бога Человек» (Ин. 9:16).не от Бога Этот Человек. Мф.12:39. Он же отвещав рече им: род лукав и прелюбодей знамения ищет…Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения;    Пока они поносят Его, Он кротко беседует с ними, а когда льстят, отвечает сурово, так как ни побеждается гневом, ни смягчается лестью. Порицает их за лукавство предков, как достойное порождение. Лукавым назвал род их, как издревле неверный и искушающий. И Давид сказал: «и не вероваша чудесам Его» (Пс. 77:32), и опять: «и искусиша и преогорчиша Бога Вышняго» (ст. 56). Назвал прелюбодейным родом за отпадение от Бога предков, которые некогда оставили веру в Бога и прилепились к демонам. Св. Писание Ветхого Завета и идолослужение называет прелюбодеянием, — что часто можно находить в книгах пророков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Они предполагали, что земные знамения Он совершал волшебством, а знамения с неба, конечно, не может совершить, не будучи Богом. И в другом случае они говорили: «несть Сей от Бога Человек» (Ин. 9:16). не от Бога Этот Человек. Мф.12:39.   Он же отвещав рече им: род лукав и прелюбодей знамения ищет … Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; Пока они поносят Его, Он кротко беседует с ними, а когда льстят, отвечает сурово, так как ни побеждается гневом, ни смягчается лестью. Порицает их за лукавство предков, как достойное порождение. Лукавым назвал род их, как издревле неверный и искушающий. И Давид сказал: «и не вероваша чудесам Его» (Пс. 77:32), и опять: «и искусиша и преогорчиша Бога Вышняго» (ст. 56). Назвал прелюбодейным родом за отпадение от Бога предков, которые некогда оставили веру в Бога и прилепились к демонам. Св. Писание Ветхого Завета и идолослужение называет прелюбодеянием, — что часто можно находить в книгах пророков. Мф.12:39.   И знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка . и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; Не дастся, потому что он ищет знамения не по вере, а по лукавству, искушая. Но зачем Он впоследствии сотворил знамение? Сотворил, но не для них, потому что они были ослеплены, а для пользы других. Знамением пророка Ионы называет Свое Воскресение из гроба после трех дней и трех ночей. Об этом предсказывает, чтобы после Воскресения иудеи вспомнили, что Он предсказал и Воскресение, с точностью обозначив дни и ночи Своего погребения. И действительно, впоследствии, когда Он находился во гробе, архиереи и фарисеи собрались к Пилату, говоря: «господи, помянухом, яко лстец он рече, еще сый жив: по триех днех востану» (Мф. 27:62, 63). Воскресение Свое назвал знамением пророка Ионы — по сходству, которое и объясняет, говоря: Мф.12:40.   Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощы, тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощы . ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

«От смоковницы возьмите подобие...» Как о наступлении лета судили по ветвям смоковниц, так и о приближении кончины мира надо судить по тем знамениям времен, которые перед тем перечислил Господь. «Не прейдет род сей, как все сие будет» — «сие» противополагается здесь «тому,» о чем говорится дальше в ст. 36. Разрушение Иерусалима действительно произошло еще при поколении современников Господа. Но это выражение можно относить и к кончине мира: тогда под «родом сим,» как толкует Златоуст, можно понимать «Род ищущих Господа» (Пс. 23:6), род уверовавших во Христа, который, несмотря на все ужасы, сохранится до скончания века. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» — это утверждение непреложности изреченного пророчества. Видя, как в точности исполнилось предречение Господа о разрушении Иерусалима, никто не может сомневаться и в том, что так же точно исполнится и пророчество о Втором Пришествии Его. «О дне же том и часе никто не знает,» по св. Марку даже Сын , конечно, как человек, а не как Бог. По слову св. Луки, люди будут жить беспечно, как во времена Ноевы перед потопом, и день Второго Пришествия Христова найдет внезапно, как сеть на всех живущих по всему миру земли (Лук. 17:26-27 и 21:34-35). Это уподобление последних дней дням Ноя мы находим и у св. Матфея. «Тогда двое будут на поле...» — эти слова показывают, как быстро и решительно произойдет разделение между праведниками и грешниками, хотя бы они находились в момент Второго Пришествия Христова близко друг ко другу и за одними занятиями, хотя бы даже спали на одной постели (Лук. 17:34). «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» — отсюда естественно вытекает необходимость постоянного бодрствования: Господь желает, чтобы мы не спали духовно, не были беспечны, но были бы внимательны к признакам времен и были всегда готовы к сретению Его, ведя добродетельную жизнь. По своей неожиданности и внезапности, пришествие Господа нередко сравнивается с приходом вора. Следующая затем притча о верном и нерадивом приставниках или рабах имеет целью еще сильнее внушить необходимость постоянного духовного бодрствования. Эта притча имеет особенно близкое отношение к духовным пастырям и гражданским начальникам, которые поэтому должны бояться нерадения в исполнении своих обязанностей, помня, что они должны будут дать отчет в своей деятельности. Притча о десяти девах

http://sedmitza.ru/lib/text/430496/

Псалом 97 Псалом Давиду. «И сей псалом, – говорит св. Афанасий, – изображает первое пришествие Господа и веру в Него всех народов, дарованную им по обетованиям, какие возвещены были отцам. Посему псалом побуждает все народы воскликнуть победную песнь, сложенную от лица их». Бл. Феодорит видит в сем псалме первое и второе пришествие Господа, особенно первое. 1 . Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. «Действительно дивно, что смерть приведена (Спасителем) в бездействие, и оживотворен снова человеческий род. Спасе его (т.е. род человеческий) десница Его и мышца святая Его. Ибо Христос – Отчая десница; потому что не имеет нужды в человеческой помощи, всю поднебесную приводит к Отцу Своему» (Св. Афан.). Бл. Феодорит читал вместо: спасе его – спасе Ему, как действительно и читается в некоторых изданиях LXX и в Вульгате. Т.е. не чужая, а собственная сила Христова спасла Ему род человеческий. «Говорит же, что спасение человеков есть дело силы Его. Водясь безмерным человеколюбием, Господь прибытком для Себя почитает жизнь людей. Посему-то пророк не сказал: спасе их десница Его, но: Спасе Ему» (Бл. Феод.). 2 . С Евр.: «Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою». 3 . Помяну милость Свою Иакову; «ибо дал обетование, что о Семени (Спасителе мира) Его благословятся все народы» (Св. Афан.). С Евр.: «Вспомнил Он милость Свою (к Иакову), и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего». 4 . С Евр.: «Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте». 5 . Пойте Господеви в гуслех. «Гуслями, – говорит свят. Афан., – называет согласие души и тела». Бл. Феодорит под гуслями разумеет «наше тело; вместо струн служат нам губы, вместо меди – уста, и быстрее всякого бряцала движимый язык производит стройные звуки бряцаний, а языком движет ум, как некий сведущий в мусикии и искусно выполняющий его переходы. Гусли эти приятнее Богу гуслей неодушевленных» (Бл. Феод.). С Евр.: «Пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010