О вере, неверах и маловерах. Поучение в неделю пред Рождеством Христовым В нынешнее Воскресенье, (вырвано часть страницы ) нашему вниманию, как в чтении из Апостола, так и Евангелии, слово о ветхозаветных, живших до Р. Христова, праведниках. Именно: в евангельском чтении предлагает она нам родословную Иисуса Христа, а в Апостоле – ряд ветхозаветных жен и мужей, преимущественно пред другими прославившихся верою. Или – что тоже: в Евангелии мы видим ряд предков Иисуса Христа по плоти главным образом, а в Апостоле ряд предков Его по духу, родных Его по вере в Него. Замечательно: вера во Христа Спасителя господствовала во все продолжение времен ветхозаветных и не дала неверию ни разу превозмочь над нею вполне. Но еще замечательнее ее история, – которая вместе и история царства Божия на земле. Началась она еще в раю, – после того, как Господь дал падшим прародителям нашим обещание, – послать им со временем Избавителя, в лице Семени жены, т.е. Потомка, имеющего родиться от жены, – Девы Марии. Наученные горьким опытом, прародители наши с радостью, как известно, приняли это обетование и передали детям веру в Обетованного. Но – увы! – первенец их Каин не нашел для себя удобным жить в послушании веры, и является – родоначальником всех последующих неверов и безбожников и в лице своих потомков изобретателем всевозможных удовольствий и удобств житейских: музыки, танцев, украшений золотых, серебряных и т.д. Тем не менее как не силилось после сего неверие одолеть веру, и царство диавола взять верх над царством Божиим: вера в обещанного Избавителя жила и жила на земле и дожила до самого пришествия Христова, поддерживаемая в людях все новыми и новыми обетованиями о Христе, пророчествами и прообразованиями. Пророки предвозвещали о Его рождении, о Его чудесах, о Его искупительной смерти, воскреснии, распространении Его царство по всему лицу земли. Его предизображали разные ветхозаветные ( вырвано часть страницы ) Исаак, приносимый в жертву отце (вырвано часть страницы ) события, (вырвано часть страницы ) и разнообразные обряды.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Как рождество стало для меня Рождеством В детстве я больше любил Новый год 7 января, 2022 В детстве я больше любил Новый год Когда мы впервые открываем Новый Завет, Евангелие от Матфея, нас встречает рождество. Именно такое, с маленькой буквы. Воспоминания о рождении многих и многих людей, предков Иисуса Христа по крови. Как, казалось бы, удивительно: книга о Боге начинается с перечисления дней рождения людей, и даже людей не только лишь особенных, святых. В родословной найдется место и грешникам, и маловерным, и даже блуднице Раав. Об этом хочется подумать подробнее. В детстве я не очень любил праздник Рождества: вот Новый год другое дело. С Новым годом все ясно: новый этап жизни, люди дарят друг другу подарки, семейные празднества, каникулы. Елка и запах мандаринов, вкусная еда и бенгальские огни, улыбки и поздравления родных и друзей, песни по телевизору. А первого утром показывали мультики, много мультиков! Вот это да, вот это праздник! С Рождеством непонятно: в нашей семье не принято было ходить в храм в этот день. А поэтому 7 января мне до какого-то момента казалось странным праздником: каникулы заканчиваются, скоро в школу, особенных подарков не дарят. Да разве это вообще можно отмечать? По-доброму иронично, что в моей жизни именно с Рождества начнется интерес к вере. Точнее, со дня Богоявления, что в древней Церкви было единым днем воспоминания рождения и крещения Иисуса Христа. Помню, как мы пришли с бабушкой за святой водой в деревенский храм недалеко от дома. Множество людей, свечи. Я подхожу ближе к алтарю и смотрю туда, а там свет. За иконостасом ничего не видно, кроме света.  Никогда не забуду это впечатление: как будто портал в другой мир, до которого только шаг, только руку протяни. Я спросил, что там. «Там священники, нам туда нельзя». С того времени я в этот день стану ходить в церковь каждый год, уже сам, даже без бабушки. Детское впечатление оставит след, зародит то семя, что спустя много лет вырастет, даст много надежды и утешения и приведет, в конечном счете, к мысли поступить в семинарию. Иначе говоря, мой личный путь к Богу тоже начинается с Рождества.

http://pravmir.ru/kak-rozhdestvo-stalo-d...

В декабре же месяце I. Память (неделя) св. Праотец Приближаясь к воспоминанию великого и спасительного события Рождества Христова, Церковь с благоговением воспоминает предков Спасителя по плоти, от которых Он произошёл, как Богочеловек. За две недели перед сим праздником Церковь совершает память св. Праотец и день памяти их называет неделей св. Праотец ( Деян.3:25 ). Празднование св. Праотцам бывает в разные числа от 11 до 17 дня декабря, и часто бывает в 28-ю неделю по Пятидесятнице. В неделю св. Праотец Церковь воспоминает всех ветхозаветных св. патриархов, т. е. родоначальников народа Божия, живших до закона, данного на Синае, и под законом, – от Адама до Иосифа, обручника Пресв. Девы, воспоминает также пророков и всех ветхозаветных Святых, оправдавшихся верой в грядущего Мессию. Прославляя св. Праотец, Церковь говорит: «приидите, да восхвалим собор праотцев: Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова: по законе – Моисея и Аарона, Иисуса Навина, Самуила и Давида: с ними же – Исаию, Иеремию, Иезекииля и Даниила и дванадесять пророков, вкупе – Илию, Елисея, Захарию и Крестителя и прочих, провидевших и проповедавших, что Христос есть жизнь и воскресение рода нашего». Евангелие и Апостол в неделю св. Праотец постановлено Церковью читать те же, кои произносятся в ΧΧVΙΙΙ неделю по Пятидесятнице, – чем указуется, что воспоминание св. Праотец часто бывает в эту неделю. Если неделя Праотец случится в недели 27 или 29, тогда бывают Евангельское и Апостольское чтения также 28-ой недели. II. Память св. Отец или неделя пред Рождеством Христовым В последнюю неделю перед праздником Рождества Христова Церковь с благоговением творит память св. Отец, называя эту неделю неделей св. Отец или неделей пред Рождеством Христовым. Как в неделю св. Праотец Церковь славословит всех ветхозаветных праведников от Адама до Рождества Христова; так в неделю св. Отец она прославляет тех ветхозаветных Святых, от племени которых собственно произошёл, по Своему человечеству, Иисус Христос; от нихже по плоти Христос, сый над всеми Бог, благословен во веки ( Рим.9:5 ). В эту неделю Церковь взывает: «отцов начаток, Авраама, Исаака и Иакова почтим, яко из тех семене воссия Христос воплощся из Девы». В Евангелии на литургии в неделю св. Отец читается родословие Иисуса Христа по человечеству, описанное Евангелистом Матфеем ( Мф.1:1–25 . Зач. 1); а в Апостоле исчисляются ветхозаветные Святые, ходившие верой в грядущего Мессию ( Евр.11:9–10,17–40 . Зач. 328).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Протоиерей Олег Стеняев: Погружаясь в виртуальный мир, где можно убивать, подростки легко могут сделать это и в мире реальном 17 февраля, 2014. Новостная служба В Санкт-Петербурге в рамках выставки «Православная Масленица» прошла беседа миссионера и проповедника протоиерея Олега Стеняева, посвященная Свободной воле человека и его спасению 17 февраля, ПРАВМИР. Свободной воле человека, его спасению и жертве Христовой была посвящена беседа писателя, богослова, проповедника и миссионера протоиерея Олега Стеняева, состоявшаяся 13 февраля в Санкт-Петербургском СКК в рамках выставки «Православная Масленица», сообщает  епархиальное агенство Санкт-Петербургской епархии «Вода живая» . Говоря о важности жертвы Христа, священник рассмотрел вопрос грехопадения. Вкусив от запретного плода, человек духовно умер, и тело его было приговорено тлению. Эта ситуация, из которой мы не можем выбраться, обрекла бы всех на погибель, если бы Господь не соединился с нашей природой и не исцелил в Себе Самом последствия грехопадения. Богу все возможно, но Он не хочет нас спасать без нас, поэтому становится человеком. Для любого христианина факт боговоплощения — это раскрытие Бога этому миру. Невинный Агнец Божий берет на Себя все наши грехи и от нашего лица является жертвой перед Отцом Небесным. Жертва Христова — это акт Божественной любви. Говоря о тех, кто входит в Церковь, богослов сделал акцент на том, что она объединяет в себе не только праведных, но и грешных. Если в Церкви есть «плевелы», то это не дает права «пшенице» покидать ее. Да и можем ли мы назвать себя праведными? Святые отцы каялись в «праведности», видя порочность собственной «добродетели». Мы многое делаем напоказ, имея дурную мотивацию для добрых поступков. Но проводя ревизию добрых дел, обнаруживаем корни наших грехов — и в этом следует каяться. Особое внимание отец Олег обратил на Евангелие от Матфея, где перечисляется родословие Иисуса Христа. Обычно мы пытаемся родословные пробежать глазами и перейти к повествовательным линиям. Это серьезная ошибка. Во всех родословных содержатся величайшие духовные тайны, рассмотрев которые, мы понимаем, что такое домостроительство нашего спасения. В связи с этим можно задать множество вопросов. Например, почему Иисус Христос  — Сын Давидов и Сын Авраамов? Сын Давида Соломон построил Иерусалимский храм, Авраам показал великую веру, собираясь принести в жертву Исаака. Или: почему в Его родословной даны имена четырех женщин, которые допустили нечистоту супружества, ведь были и благочестивые жены? Матфей это делает сознательно, потому что Христос пришел спасать не праведных, а грешных. Это говорит о том, что Господь не погнушается и нами, даст шанс на спасение.

http://pravmir.ru/protoierej-oleg-stenya...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Какой сейчас год от Сотворения мира? И возможно ли найти место где раньше был рай на земле? Похожие вопросы 7 Ответов 1. 2020 год=7528 год от сотворения мира. Для перевода даты эры От Рождества Христова в дату Византийской эры необходимо с января по август к текущему году добавлять 5508 лет, а с сентября по декабрь — 5509 лет. Можете использовать:  Калькулятор летоисчисления «От сотворения мира» . 2. В Священном Писании ( Быт.2:8–15 ) говорится о четырех реках, вытекающих из Эдема. Это Хиддекель, т. е. Тигр, Евфрат, Фисон и Гихон. И если первые две — это реально существующие до сих пор реки, то о двух других приходится только гадать. Очень корректный первый ответ, который Вы получили. Даже отцы 7 Вселенского собора указывают в своем времени дату от сотворения мира, которая на период тех лет высчитывалась так же, как Вам ответил Кирилл: “Христос Бог наш в пять тысяч пятьсот первом году пришел к людям, и жил с нами тридцать три года и пять месяцев”. (7 Вселенский собор. 5, деяние 6, c. 212). Здравствуйте! Что Вы понимаете под годом Сотворения Мира? Если физическую реальность, то Церковь не занимается научными теориями, Она сосредоточена на спасении человека жертвой Господа Иисуса Христа, избавлении человека от греха и его последствий — смерти и ада, и обретении спасённым человеком Царства Небесного, Богообщении и Богоподобии. Библия не является научным трактатом. Она направлена больше на сердце человека, нежели на его ум ( Пс.23:26 , Рим.10:10 ). Цель Библии – привести человека к Богу. Поэтому по этому вопросу следует обратиться к научным данным. Согласно им наблюдаемой Вселенной больше 12 миллиардов лет. Если же Вы имеете ввиду, то следует учесть следующие моменты. Священное Писание — Библия не говорит прямо, когда был сотворён мир. Но в ней указаны родословные и время жизни людей, по которой можно условно посчитать сколько лет назад был сотворен Адам, первый человек, но никак не сам мир. Потому что ещё блаженный Августин рассуждая о сути времени указал в частности на то, что дни творения не обязательно были сутками , потому что солнце творится в четвертый день – как сказано: «Для отделения дня от ночи». Поэтому в первые трое суток не было ни вечера, ни утра. Значит, «под словом “день”, – пишет Августин, – разумеются виды творимых вещей, а под ночью – отсутствие или недостаток вида, или, если найдется лучшее слово, нечто такое, что обозначает момент лишенности вида при переходе от бесформенности к форме». Или, как более понятно пишет Августин в работе «О книге Бытия»: «Под вечерами всех первых трех дней, пока не были созданы светила, можно понимать окончание совершённого творческого акта, а под утрами – начало нового».

http://azbyka.ru/vopros/kakoj-sejchas-go...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Книга Жизни – символический образ, отражающий знание Божие относительно тех, кто достигнет Спасения и наследует Царство Божие; неоднократно представлен в Священном Писании ( Исх.32:32 ; Пс.68:29 ; Флп.4:3 ; Откр.13:8 ; Откр.20:12-15 ; Откр.21:27 и др.). Откуда взялось такое понятие как Книга Жизни? Символические представления о некой небесной книге (или книгах), существующей у Бога от вечности, нашли свое отражение еще в Ветхом Завете (ср. Исх.32:32 ; Дан.12:1 ). При этом даже если она  прямо не называется там Книгой Жизни, из контекста бывает видно, что в нее включены люди, принадлежащие народу Божию. Как считают некоторые исследователи, такое представление могло быть связано, с практикой формирования, например, еврейских списков родословий, из которых вычеркивались имена умерших. В целом же, в Ветхом Завете содержится немало примеров, в которых указывается, что книги важны для сохранения памяти о том или ином событии (ср. Исх.17:14 ). В античных греко-римских литературных памятниках также можно найти представление о книгах судеб и людских деяний. В древней Церкви книгами жизни назывались книги, куда записывали имена всех членов прихода, христиан. Своего рода книгами жизни можно считать сегодня и церковные книги, где записываются имена крещеных православных христиан, там также могут указываться дата Крещения, имена крестных. «Книга Жизни» действительно существует или это только символ? Все толкователи сходятся в одном: Тот, кто верует в Иисуса Христа, любит Его, молится Ему, следует Его заповедям, тот движется по пути Спасения – делает себя записанным в Книгу Жизни, его имя записывается или «записывается» на Небесах. Записываются ли в Книгу Жизни наши дела, слова, мысли? Имея в виду, что Книга Жизни есть знание Божье об имеющих желание спастись, то, конечно же, понимаем, что знание это связано со знанием об их мыслях, поступках, делах, поведении и пр. Ничто не сокрыто от Бога: ни поступки, ни слова, ни мысли. В Священном Писании говорится: «Боящиеся Бога говорят друг другу: “внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его”» ( Мал.3:16 ). При этом пророк Неемия указывает, что и дела человека тоже записаны у Бога: «Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нем!» ( Неем.13:14 ). Из 55-го псалма можно понять, что также записываются и обстоятельства жизни человка: «У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, – не в книге ли они Твоей?» ( Пс.55:9 ).   Отмечены ли в Книге Жизни имена грешников?    

http://azbyka.ru/kniga-zhizni

Слово на Святую Пасху. Св. Прокла, архиепископа Константинопольского 46 В начале бе Слово ( Ин. 1:1 ). Другие Евангелисты изобразили родословие Господа и Бога нашего Иисуса Христа по плоти: Иоанн же, избранный из Евангелистов (лира Богословия), богословствует о безначальном бытии Бога Слова, и повествует о предвечном и не свидетельствованном рождении Сына от Отца, говоря: вначале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. Вся Тем быша ( Ин. 1:1–3 ). Сих пяти камней достаточно для того, чтобы оградить Церковь . Он (Евангелист Иоанн) сказал: в начале бе Слово (не сказал: «в начале стало Слово», но: в начале было Слово): вот безначальность Ипостаси Сына, и Его отношение к Отцу, – и это есть крепчайшее основание нашей веры. И слово бе к Богу: вот нераздельность естества, – и это есть сильный громовой удар Евангелиста на еллинов. И Бог бе Слово: вот неизменяемость естества, – и это есть величайшее поражение для иудеев. Сей бе искони к Богу: вот соприсно сущность (Сына) со Отцем, – и это есть сильное опровержение манихеев. Вся Тем быша: вот самовластие Творческое, – и этим заграждены уста всех еретиков. Все чрез Него (Слово) произошло: небо – Его творение, земля – Его создание, море – Его произведение; Им воздух распростерт, и свет явлен из ничего; Ангелы – Его рабы, Силы – Его служители, Херувимы – Его престол, Отец – Бог, Сын – Слово и Бог, равно как и Дух Святой – Бог . Число Ипостасей не рассекает естества, и Троичность не раздробляет сущности. Троица – единосущна силой, Божеством, благостью: Она основала и утвердила веру нашу, оградила Церковь , освятила вселенную, упразднила диавола, поразила и сокрушила демонов, уничтожила обрезание иудейское, изгнала заблуждение еллинское и заградила уста еретиков. Евангелист богословствует и о предвечном и несвидетельствованном рождении Сына от Отца, говоря в Евангелие: Единородный Сын, сын в лоне Отчи, Той исповеда ( Ин. 1:18 ), – как и в другом месте говорится: се глас с небесе, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих ( Мф. 3:17 ). Итак, горнее, прежде всего, рождение (Сына) не свидетельствовано, потому что Единый рожден от Единого, и никто не знает, как (Отец) родил, кроме Отца, и – как (Сын) родился, кроме Сына ( Мф. 11:27 ). Времени (тогда) не было: поелику Он есть Творец веков ( Евр. 1:2 ). Не присутствовали и Ангелы, так как Он есть творяй Ангелы Своя духи ( Пс. 103:4 ; Евр. 1:7 ). Не было и неба, потому что Словом Господним небеса утвердишася ( Пс. 32:6 ). Не было и солнца; ибо Он положил сие светило великое в освещение дня ( Быт. 1:16, 17 ). Не было ни луны, ни звезд: поскольку луну и звезды Он основал ( Пс. 8:4 ). Не было и земли, ибо Он рек: да соберется вода, и да явится суша ( Быт. 1:9 ). Дивно посему Евангелист изобразил безначальное бытие Слова, и предвечное и несвидетельствованное рождение Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Генеалогию Спасителя современному неподготовленному человеку читать сложно: она кажется длинной, скучной и совершенно не нужной. Между тем, генеалогия Иисуса – это не просто родословие знаменитого человека. Это родословие Мессии. Многие из нас, когда читали Евангелие от Матфея, наверное, смущались и удивлялись: для чего евангелист Матфей начинает своё благовестие с родословия Господа Иисуса Христа ( Мф.1:1-17 )? Зачем идёт перечень древних странных имён, зачем нужно перечисление одних четырнадцати родов, потом ещё четырнадцати и ещё четырнадцати? «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» ( Мф 1:17 ). Генеалогическое доказательство Новый Завет открывается Евангелием от Матфея. А оно, в свою очередь, начинается такими словами: «Родословие Иисуса Христа, Сына, Давидова, Сына Авраамова». И далее следует список из сорока двух имён предков Иисуса Христа. Родословие Спасителя есть еще и в Евангелии от Луки. Причём, если у апостола Матфея генеалогия начинается с родоначальника еврейского народа – Авраама, то у Луки она продолжается дальше и доходит до самого Адама. У обоих евангелистов родословная прослеживается до Иосифа, мужа Девы Марии – Матери Иисуса Христа. Генеалогию Спасителя современному неподготовленному человеку читать сложно: она кажется длинной, скучной, а главное, совершенно не нужной. Но это не так. 2000 лет продолжается спор о том, Кто же Такой был Иисус Христос. Многие соглашаются с тем, что Иисус из Назарета – это действительно историческая Личность, а не выдуманный герой христианской мифологии, уважают Его нравственное учение и почитают как великого Учителя праведности.  Но под вопрос вновь и вновь ставят то, что для христиан является сердцевиной Евангелия и непреложной истиной: Иисус – это Тот Самый Спаситель мира, обещанный Богом ещё Адаму? Почему христиане уверены в этом?..

http://azbyka.ru/deti/rodoslovnaja-hrist...

Рождественское послание сербского Патриарха Иринея В Косово и Метохии — чудовищное злодеяние торговли органами невинных сербских жертв ненависти и террора, совершаемое при холодном, равнодушном молчании, а во многих случаях и при соучастии представителей международного сообщества… 9 января, 2011 В Косово и Метохии — чудовищное злодеяние торговли органами невинных сербских жертв ненависти и террора, совершаемое при холодном, равнодушном молчании, а во многих случаях и при соучастии представителей международного сообщества… РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 2011 ГОДА Мир Божий, с Рождеством Христовым! Благая и самая радостная новость, братья и сестры о Христе Господе, начинается словами святого Евангелия от Матфея: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Авраамова» (Мт. 1,1). Сия новость являет и свидетельствует нам всем, небесам и земле, всему видимому и невидимому миру, двуединую тайну и истину. Свидетельствует истину о едином двуедином Родословии в истории рода человеческого. В каждом родословии приводятся имена предков и потомков по единственному, человеческому роду. Только это Родословие является исключением, оно являет собой не только Родословие человеческое, но Божественное. В нем содержится Родословие Сына Божия и Сына Человеческого, Богочеловека Христа. Этот Потомок царского Давидова рода, прозябший от святого корня Авраамова, нарекается именем Иисус, то есть Спаситель и именем Христос, что значит Помазанник Божий, Богом обетованный избранному народу Божьему и всему человеческому роду Мессия, Искупитель и Избавитель от греха, смерти и бесовских сил. следовательно, это одновременно Родословие Единородного Сына Божия и Сына Человеческого, Рожденного от Святаго Духа и Пресвятой Девы Богородицы. Таким образом, в Иисусе из Назарета нам является и даруется совершенный Бог и совершенный Человек. Потому, любящий Его, исполняет первую заповедь Божию — заповедь о любви к Богу — любви всем сердцем и всей душой, исполняет же и вторую Его заповедь о любви к ближнему. Ибо Он — Бог и Господь наш, Он наш ближайший из близких. В Нем мы узнаем истинного Бога и истинного Человека, истинное всечеловечество: мы узнаем то, что как мы должны любить во всяком человеческом существе — носителя одного и единого богоподобного человеческого естества.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-poslan...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance " Салафииль родил Зоровавеля... " 10 мин., 12.01.2014 В самом начале Евангелия от Матфея приведены длинные и для многих наших современников непонятные, «скучные» списки земных предков Иисуса Христа. Причем об одних почему-то сказано подробно, а другие только названы по имени. Тот же список с небольшими отличиями повторяется у евангелиста Луки... Но могут ли эти перечни имен давно умерших людей быть интересны современному читателю Евангелия? Имеет ли родословие Христа какое-то значение в наши дни, и если да, то какое? Однажды мне довелось говорить с одной женщиной, которая решила почитать Новый Завет. Естественно, она открыла его на первой странице первой книги — Евангелия от Матфея. И начала читать: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари…» Углубившись в этот перечень, она… закрыла Новый Завет и больше не хотела его открывать. Правда, она прежде всего обиделась на то, что, по ее мнению, в этом тексте мужчины рожали друг друга — совершенная сказка, к тому же обидная для женщин, ведь в этом родословии среди мужских имен нам встречаются всего четыре женских. Конечно, «виновата» и некоторая двусмысленность Синодального перевода — можно было бы сказать точнее: «Авраам стал отцом Исаака». Но и с таким уточнением родословие кажется ненужным, скучным списком, который хочется скорее пролистать, чтобы перейти к более существенным вещам. Тем более что это родословие… Иосифа, который вовсе не был отцом Иисуса Христа! Зачем вообще оно тогда нужно? Земные корни Мы живем в совершенно ином обществе, чем Палестина I века н. э. Но даже и по сей день, и в больших современных городах можно найти людей, для которых такие списки значимы. Помню, как взял я однажды в руки башкирско-русский словарь. В качестве приложения к нему были даны… списки башкирских родов и племен, совсем как в Ветхом Завете! Оказывается, для создателей словаря — интеллигентов с высшим образованием, живущих в Уфе, где давно перемешались все роды и племена, а на улицах говорят в основном по-русски, — было исключительно важно помнить, кто из них к какому роду принадлежит (это определяется по фамилии) и с какими другими родами его предки находились в близком родстве, а с какими — в дальнем.

http://foma.ru/salafil-rodil-zorovavelya...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010