Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания. Что же это за правила, завещанные преподобным Сергием? Что же это за светлые страницы в нашей истории? Мы 11 мая стали свидетелями освящения храма преподобного Сергия на родине отца нашего преподобного Сергия. Это село Варницы, что недалеко от Ростова Великого в Ярославской обрасти, где Святейший Патриарх освятил храм, построенный в честь преподобного Сергия. На месте предположительного рождения преподобного Сергия. Он вырос в благочестивой семье, родители его были Кирилл и Мария. И что интересно: весь этот собирательный образ преподобного Сергия, вся его юность, его стремление к монашеской жизни, его подвиги, его борьба за объединение русских земель, его благословение Дмитрию Донскому- всех эти деяний сегодня мы с вами попробуем коснуться, чтобы каждый из нас запомнил эти страницы, этот заветный лик. Пример жизни Преподобного, который родился 700 лет назад, может, каким-то образом, станет для нас и для нашей современной практической духовной нравственной жизни примером в назидание лично нам самим. Интересно житие преподобного Сергия. Его родители с детства напитывали его молитвой. Любили Священное писание, вдохновлялись богослужением. Известно из жития, что мать преподобного Сергия, еще имея его во чреве, пришла в храм божий в воскресный день. И тут младенец перед чтением Евангелия, перед Херувимской и после возгласа «Святая святым» трижды вскрикнул в утробе матери. Она потом свидетельствовала священнику и спросила: что это за знак такой? И священник, которому она поведала о своем переживании, когда она носила младенца в утробе своей, ответил, что дитя будет великим служителем Пресвятой Троицы.

http://radonezh.ru/text/arkhimandrit-mel...

Во времена Смуты обитель «чудотворца Сергия» стала последним оплотом российской государственности, устоявшим под натиском чужеземного вторжения и мятежа. И именно призыв Троицкой братии – духовных наследников Преподобного – способствовал освобождению и возрождению России. В близкое нам время, в XX веке, Троицкая обитель аввы Сергия была первым монастырем, открытым и возрожденным после тяжелой войны и среди непрекращающегося гонения на веру. В самое тяжелое время у святых мощей Преподобного возносилась молитва и о спасении России и о возрождении Русской Церкви. И эта молитва была услышана Богом. Помимо глобального значения Преподобного Сергия, для многих верующих сердец он – личный молитвенник, ходатай и целитель, к которому всегда можно обратиться, прося его молитвенного предстательства перед Богом. О святой жизни Преподобного Сергия, вдохновившей многих на подвиги во славу Божию и ставшей образцом для всех поколений православных христиан, о чудесной помощи Преподобного многим людям, об обители Радонежского чудотворца, Троице-Сергиевой Лавре, рассказывается в данной книге. Анна Маркова Часть первая Житие Преподобного Сергия Радонежского Рождение Преподобного Сергия Преподобный Сергий был уроженцем Ростова, по праву славящегося своей древней святостью – в этом городе впервые в северо-восточной Руси воссиял свет христианской благодати. Родители будущего Преподобного – боярин Кирилл, служивший сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, и его супруга Мария, – хотя и принадлежали к высшей ростовской аристократии, но были не слишком состоятельны. Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они со всем усердием помогали бедным. Жили они в родовой вотчине боярина Кирилла, находившейся на месте нынешней Варницкой обители. Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына – будущего основателя Троицкой Лавры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Во все время строительства святогорская братия приезжала в село для совершения праздничных богослужений. Служили сначала в большой палатке, потом — среди голых кирпичных стен, а когда появилось перекрытие первого этажа, в нем решили устроить по благословению отца наместника архимандрита Арсения храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Так село получило еще одного святого покровителя. 16 июля 2002 г. Богородичная церковь зазвучала, у нее появился голос. В этот день десять отлитых в Москве колоколов были освящены архимандритом Арсением и подняты на колокольню храма. Самый большой, весом 1,3 т, имеет на себе изображение иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и памятную надпись о том, что отлит он усердием братьев Луневых. На втором по размеру изображен преподобный Сергий Радонежский, на третьем — преподобные Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского, на четвертом — святой равноапостольный князь Владимир. По окончании подъемных работ Богородичное село услышало первый церковный звон после долгого безмолвия безбожного времени. 14 февраля 2005 г. по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона Преосвященнейший епископ Алипий и наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры архимандрит Арсений совершили освящение храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Верхний храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» освящал Преосвященнейший епископ Алипий в сослужении братии Святогорской Лавры и приходского духовенства. 19 февраля 2005 г. нижний храм в честь преподобного Сергия Радонежского освятил архимандрит Арсений вместе с лаврским духовенством. Под святые Престолы новоосвященного храма в серебряных ковчегах были вложены мощи преподобного Иоанна, Затворника Святогорского, преподобного Сергия, игумена Радонежского, и святых мучеников Вифлеемских. Почти сразу после освящения по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона и с согласия благотворителей храм «Всех скорбящих Радость» вместе с подворьем был преобразован в Богородичный женский скит Святогорской Лавры. Таким образом, история создания и освящения храма стала историей создания новой монашеской обители. Для насельниц скита рядом с храмом Луневы построили трехэтажный каменный корпус, в котором разместились келии и трапезная. Первой насельницей будущей обители стала монахиня Лаврентия, поселившаяся здесь еще во время строительства храма. Впоследствии она приняла здесь пострижение в схиму с наречением имени Любовь. В мае 2006 г. в молодой обители состоялся первый монашеский постриг, а в декабре того же года ей официально присвоен статус скита Святогорской Лавры. Духовником скита был назначен насельник Лавры архимандрит Зосима (Левин).

http://sobory.ru/article/?object=45952

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Интервью Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл: «Монахи – лучшие ученики Христа» Наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры в беседе с выпускающим редактором «МВ» Христиной Поляковой рассказал о значении обители в истории России, наследии преподобного Сергия и его учеников, о дореволюционных и новых лаврских традициях, реставрации древних соборов, «Троице» преподобного Андрея Рублева, старчестве и ученом монашестве, а также – о специфике устроения духовной жизни в Лавре. История Монашество северного Подмосковья Сергиево-Посадская епархия относительно молодая. Однако история ее монашества древняя и почтенная. Расцвет иноческой жизни на этой земле связан с именами преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Строго говоря, отсюда пошло среднерусское монашество. Среди святых епархии, прославленных в лике преподобных, немало подвижников, которые почитаются во всех концах Святой Руси. В первых рядах следует назвать преподобных Сергия (и птенцов его гнезда), Никона Радонежского, Савву Сторожевского, Афанасия Серпуховского, Мефодия Пешношского, родителей святого Сергия схимонахов Кирилла и Марию, старца Варнаву Гефсиманского , Антония (Медведева). В годы гонений на Церковь просияли священномученики Серафим (Звездинский) и Николай (Крылов), преподобноисповедница Параскева (Матиешина) и множество мучеников и исповедников, имена которых знает только Господь. Статью подготовила Елена Владимирова. Духовная география Монастыри земли Радонежской Краткий путеводитель по монастырям и монастырским подворьям Сергиева Посада, Хотькова, Дмитрова с информацией для паломников: адрес, телефон, сайт, соцсети, как доехать, список святынь, реквизиты для пожертвований Интервью Архимандрит Захария (Шкурихин): «Монашество – царская печать» Насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, духовник лаврской братии, прихожан и паломников архимандрит Захария (Шкурихин) в интервью Христине Поляковой и Илье Абрамову пояснил, в чем состоит служение духовника монастыря, поделился особенностями духовной жизни в таком крупнейшем монастыре, как Лавра преподобного Сергия, ответил на вопросы, является ли монашество таинством и действительно ли во время монашеского пострига постригаемому прощаются прежде содеянные грехи.

http://azbyka.ru/news/vyshel-v-svet-novy...

Татьяна Воробьева , педагог-психолог высшей категории. 10 ошибок на пути к браку. Подготовила Валерия Посашко //Фома. - – июль 2014. – С.24-27. - (рубрика « Тема номера. Построй свою любовь »).         На врезке к статье: Главное в семье… Результаты опроса, проведенного ВЦИОМ в августе 2013 года. Фото Ксении Кашириной и Елены Сысоевой//Фома. - – июль 2014. – С.27. - (рубрика « Тема номера. Построй свою любовь »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Олег Салагай , пресс-секретарь министра здравоохранения России//Фома. - – июль 2014. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО . Формула любви. Кому и когда вверять свое сердце? Подготовила Алла Митрофанова . Фото Наталии Федоровой и фото www.lori.ru// Фома. - – июль 2014. – С.28-31. - (рубрика « Тема номера. Построй свою любовь »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Олег Салагай , пресс-секретарь министра здравоохранения России//Фома. - – июль 2014. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). – С.32-49. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского Протоиерей Павел Великанов , настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Маленький принц в большом супермаркете , или Чему церковная бабуся научила филолога - – июль 2014. – С.32-39. - (раздел « Вера »). глав из книги «Школа веры» протоиерея Павла Великанова, второе издание которой вышло в преддверии 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Толковый словарь: Женщина: сотворенная из ребра мужчины? /Автор – Юрий Пущаев . Ил.: Сотворение Адама и Евы. Миниатюра из иллюстрированной Библии. Около 1230 г.//Фома. - – июль 2014. – С.40. – (раздел «Вера», рубрика « Толковый словарь »). Реклама : С.41. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского Взросление отрока Варфоломея. Патриарх Кирилл о детстве и родителях преподобного Сергия . Из проповеди Патриарха Кирилла после Литургии в Троице-Сергиевом Варницком монастыре, 11 мая 2014 года. Ил.: Видение отроку Варфоломею. М. В. Нестеров. 1889-1890. Фото предоставлено пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – июль 2014. – С.42-43. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-135-...

Служба состоит из соединения текстов служб преподобному Сергию (на 25 сентября) и преподобному Никону (на 17 ноября). Значение рукописи Гефсиманского скита в том, что она зафиксировала богослужебную практику Троице-Сергиевой лавры середины XIX века. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним († 1982) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. На следующий день после праздника обретения святых мощей преподобного Сергия, 6/19 июля 1981 года, было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых. В том же году были составлены тропарь, кондак и молитва Радонежским святым. К службе преподобному Сергию, которая была взята за основу, присоединили службы преподобному Михею Радонежскому (1913 г. издания), в которой упоминаются другие ученики аввы Сергия. Позднее была составлена особая служба Радонежским святым. На протяжении XIV-XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV-XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября» 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV в.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV в.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV в.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV в.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV в.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV в.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV в.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Церковь Преображения в селе Радонеж была построена в 1836-1842 гг. Село Радонеж на реке Паже имеет древнюю историю и широко известно благодаря тому, что именно здесь начались подвиги преподобного Сергия (Варфоломея), получившего прозвание Радонежский. Родители маленького Варфоломея переселились в Радонеж из своего имения под Ростовом Великим, откуда их вынудили уехать постоянные притеснения со стороны наместников московского князя Ивана Калиты. Боярин Кирилл со своей женой Марией и сыновьями Стефаном, Варфоломеем и Петром по приглашению радонежского наместника Терентия Ртища, который обещал переселенцам большие льготы, перебрался в Радонеж. Позднее Кирилл и Мария приняли постриг в соседнем Хотьковом монастыре, а Варфоломей отправился с ними – присматривать и помогать престарелым родителям. В XV веке Радонеж стал настоящим городком с крепостью, земляными валами и тремя храмами, центром удельного княжества, которым владел князь Андрей Меньшой. Валы сохранились по сей день, а вот от трех храмов сохранились лишь деревянные царские врата. Соборный храм крепости носил название Преображенского. При Иване III в Радонеж из Троицкого монастыря была переведена ярмарка. В XVII веке Радонеж стал вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. К этому моменту село (или, как указано в документах, «город Радонеж») было разорено в Смутное время, и в нем не осталось ни одного храма. Монастырские власти приняли решение переделать в шатровый храм башню крепости. Храм освятили в честь Преображения Господня, а в пристроенной трапезной освятили два придела – Сергия Радонежского и Михаила Малеина. В XVIII веке село приобрело новое название – Городок. Новый храм в селе был построен на средства прихода в середине XIX века в стиле ампир. Первоначально основной объем храма был поставлен отдельно от колокольни, и их объединили трапезной в 1860-х годах. Основной объем – четырехугольный, по бокам украшен высокими портиками в четыре колонны, на нижний ярус поставлена высокая световая ротонда. В главной части храма был поставлен пятиярусный иконостас, в приделе Сергия Радонежского в трапезной – небольшой двухъярусный. В 1870-х годах храм был расписан, и частично эти росписи сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=00083

Так со временем и произошло. Из жития Преподобного и из его акафистного молебного пения мы знаем, что он с юности отличался глубоким воздержанием. Есть описания, что, будучи младенцем, он отказывался от материнского молока в среду и в пятницу. А Серафим Саровский однажды сказал, что падение Руси начнет с забвения ею постов. И преподобный Сергий однажды тоже сказал, что вся брань в мире идет у дьявола за пост, против поста, молитвы и целомудрия. Вот как интересно! Два великих святых, преподобный Сергий и преподобный Серафим, которых знает весь православный мир. Если спросить, когда придется быть за границей, у греков, болгар, румын или сербов, кого из святых они знают в Русской православной церкви, они назовут именно эти имена: преподобный Сергий и преподобный Серафим Саровский, святитель Лука, и, конечно, Оптинские старцы. Может, не так много назовут они русских святых, но эти имена обязательно перечислят наши собратья по вере. И это влияние родительской жизни, благочестие родителей- оно, конечно, оставляет глубокий след и благодатно или не благодатно отражается потом на жизни ребенка, с того времени, когда он еще находится в материнской утробе. И поэтому родители, которые посещают храм божий, воздерживаются от телевизора, от общения на повышенных тонах, от ссор -такие родители делают правильно. Потому что то, что закладывается в душу и тело ребенка, будет влиять потом на всю его жизнь. Преподобный Амвросий Оптинский однажды говорил: поздравляю вас с законным бракосочетанием. Вы теперь становитесь родоначальниками нового рода. А поэтому и детям своим подарите тело здравое и душу благочестивую. Душу благочестивую! Вот что должны заложить родители в своих детей. Вот так и поступили благочестивые Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского. Интересно жизнеописание первых лет жизни преподобного Сергия. Он жил в семье благочестивой, при крещении младенца назвали Варфоломеем. В честь апостола Варфоломея. И у него было два брата. Преподобный Сергий был средним. Старший -Петр, потом был Сергий и потом Стефан. И что интересно. Грамота преподобному Сергию давалась очень тяжело, хотя его братья в этом деле преуспевали.

http://radonezh.ru/text/arkhimandrit-mel...

6 июля в патриаршей и синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Кирилл поздравил ряд сотрудников Московской Патриархии с юбилейными датами.                8 июля, в неделю 5-ю по Пятидесятнице, день памяти благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, муромских чудотворцев, Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За богослужением была совершена хиротония архимандрита Илариона (Кайгородцева) во епископа Кинешемского и Палехского (Ивановская митрополия). Также Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Николая Куренкова, учащегося Московской духовной семинарии, клирика Покровского академического храма, в сан иерея.                За Литургией Святейший Патриарх Кирилл вознес молитвы о пострадавших в результате автокатастрофы в Черниговской области и наводнения в Краснодарском крае. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с первосвятительским словом. «Сострадая и соболезнуя живым, мы возносим молитвы наши об умерших, предавая в руки Господа и наши жизни, веруя, что Его действия о нас совершаются по Промыслу Его, который трудно уразуметь человеку. И дай нам Бог научиться в смирении и в простоте сердца, с величайшим доверием к Богу принимать всё то, что случается с нами по Его воле», — сказал, в частности, Святейший Патриарх.                8 июля в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл принял делегацию молодежи из шести епархий Русской Православной Церкви Заграницей, прибывшую в Россию в рамках программы празднования пятилетия восстановления канонического единства Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх обратился к молодежи с первосвятительским словом. В благословение каждому Предстоятель передал иконы Преподобного Сергия Радонежского и собрание своих проповедей.                9 июля, перед открытием II Общецерковного съезда по социальному служению, Святейший Патриарх Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя молебен на начало доброго дела. По окончании молебна Святейший Патриарх обратился к собравшимся с первосвятительским словом о важности социальной работы, обратив особое внимание на проблему семьи в современном обществе. «Семейная проблема — это проблема номер один. Семья формирует личность либо, отказываясь это делать, отдает формирование личности иным силам: улице, средствам массовой информации, произведениям кинематографии, подчас низкопробным. Мы должны бороться за то, чтобы семья продолжала сохранять эти важные функции, неся главное бремя воспитания подрастающего поколения; но для этого семья сама должна быть образцом отношений мужа и жены, детей и родителей», — сказал Предстоятель Русской Церкви.               

http://e-vestnik.ru/church/sluzheniya_pa...

Кульминацией торжеств стали праздничные Патриаршие богослужения 17 и 18 июля в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а также крестный ход из Покровского Хотькова монастыря, который возглавил лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В шествии приняли участие около 40 тысяч человек. Последним аккордом в праздновании юбилея стало освящение восстановленного храма преподобного Сергия в Царском Селе под Санкт-Петербургом 8 декабря 2014 года с участием Предстоятеля Русской Православной Церкви и Президента Российской Федерации. По словам полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Александра Беглова, на всей территории России в течение юбилейного года восстановлено более полусотни монастырей и храмовых комплексов. Памятники преподобному Сергию были открыты в российских городах, а также в Минске и Астане. Работы за четыре года (столько длилась подготовка к юбилейным торжествам) были проведены на 47 крупных объектах в 26 регионах страны, отмечалось на совещании. Масштабная реконструкция была проведена в Троице-Сергиевой Лавре — работы шли на 21 объекте. Кроме того, восстановлен Троице-Сергиев Варницкий монастырь в Ярославской области, на родине родителей преподобного Сергия. «Помимо бюджетных средств на восстановление объектов культурного наследия привлечено более 6 млрд рублей, которые внесли попечители», — сказал Беглов. «Год был действительно насыщенным и с точки зрения плотности и количества проведенных праздничных мероприятий, и с точки зрения тех добрых плодов, которые мы могли наблюдать, — отметил, принявший участие в совместном заседании председатель Оргкомитета Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. — Этот год показал, каких значимых успехов может добиться слаженная и конструктивная работа многих людей, сознающих важность и ответственность совершаемого ими дела. Чествование преподобного Сергия продемонстрировало единство российского общества в главном — в расстановке акцентов в оценке отечественной истории, а также в осознании важности сохранения своих духовных и культурных традиций. Общецерковное празднование 700-летия со дня рождения Преподобного всем нам дало возможность почувствовать, что Святая Русь — это не какая-то философская абстракция или историческая мистификация, но живой немеркнущий духовно-нравственный идеал нашего народа».

http://patriarchia.ru/db/text/3873447.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010