«Мы занимались в классах Новодевичьего монастыря, в храме. Надо сказать, что обстановка тогда была нелегкая: после войны была разруха и карточная система». В 1948 году Духовная школа сменила место своего пребывания, переместившись из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру, и возобновила свою деятельность под кровом преподобного Сергия. В 1950 году Иван Павлов окончил Духовную семинарию. Затем он поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1954 году, представив выпускную работу «Учение о таинствах в творениях отцов Церкви I–II веков христианства». На каникулах в период учебы батюшка ездил к себе домой, в Маково. Там продолжал служить протоиерей Иоанн Кузьменко, который наставлял семинариста Ивана Павлова и еще больше укреплял его в намерении послужить Богу в священном сане. Так, отец Иоанн благословлял находившегося на каникулах Ивана готовиться к проповеди. И все его первые проповеди были произнесены в родном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Впоследствии, будучи уже в священном сане, отец Кирилл каждый год после Радоницы ездил на родину, служил панихиды на могилах родителей и родственников. Затем обязательно заходил в храм и всегда служил литию возле алтаря на месте упокоения отца Иоанна. В день последнего экзамена выпускник Академии Иван Павлов подал прошение наместнику Лавры архимандриту Пимену (Извекову): «Имея давнее влечение к иноческому образу жизни, я имею сердечное желание в настоящее время после окончания Духовной академии поступить в обитель преподобного Сергия и нести все послушания, какие будут на меня возлагаться. Поэтому прошу Вас, отец наместник, принять меня в число послушников братии Троице-Сергиевой Лавры». Иван Павлов был пострижен в монашество в честь прп. Кирилла Белоезерского (память 9/22 июня). Так его монашеские именины пришлись на день начала Великой Отечественной Вскоре последовало прошение наместника на имя Патриарха о пострижении послушника в монашество. 25 августа 1954 года архимандритом Пименом (Извековым) Иван Павлов был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Кирилла Белоезерского (память 9/22 июня). Так промыслительно монашеские именины отца Кирилла пришлись на день начала Великой Отечественной войны. В этом же году осенью, на праздник преподобного Сергия Радонежского, митрополит Ростовский и Каменский Вениамин (Федченков) в Успенском соборе Лавры рукоположил его во иеродиакона, а 30 ноября, в день памяти преподобного Никона Радонежского, епископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов) в Трапезном храме рукоположил отца Кирилла во иеромонаха. В 1954–1955 годах отец Кирилл исполнял послушание пономаря в Троицком соборе, лаврского кассира, помощника казначея, а впоследствии и казначея Лавры.

http://pravoslavie.ru/144531.html

С этого момента на­чалось ее исцеление. Едва девица стала ходить, она по совету добрых людей пошла на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру и в Хотьковский Покровский монастырь. В Хотькове она приложилась к мощам препо­добных Кирилла и Марии и получила полное исцеление. Она осталась в монастыре навсегда и была всю жизнь совершенно здорова, только быстро уставала при тяжелой работе. Многочисленные чудеса у мощей родителей преподобного Сергия Радонежского совершались и в по­следующие времена. По словам профессора Московской духовной ака­демии архимандрита Матфея (Мармыля), «на гробнице преподобных Кирилла и Марии, находящейся в Хотьковском Покровском монастыре, засвидетельствованы многочисленные исцеления младенцев, родители которых обращались к святым с молитвой». Почитание родителей преподобного Сергия, схимонаха Кирилла и схимонахини Марии непосредственно связано с Троице-Сергиевой Лаврой. «Свидетельства церковного предания об их святости много­численны, они восходят еще к XV веку. Уже в лицевом житии препо­добного Сергия родители его изображены с нимбами». Предание говорит, что преподобный Сергий дал заповедь – «пре­жде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Нередко те, кто предпринимал путешествие для богомолья в Троицкую Лавру, святым долгом считали посещение Хотьковского Покровского монастыря, чтобы поклониться гробницам его родителей. В XIX веке почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии распространилось по всей России. В сознании нашего народа было зримым и ощутимым духовное общение великого угодника Божия с его праведными родителями – смиренными схимниками, которых он по­хоронил в Хотьковской обители и «на могилку которых, по преданию народному, нередко хаживал при своей жизни из своей пустынной тогда обители». Имена схимонаха Кирилла и схимонахини Марии были занесе­ны в списки местночтимых святых подвижников благочестия северо­восточной Руси. 10 июля 1981 года, по благословению святейшего патриарха Мо­сковского и всея Руси Пимена, было установлено празднование Собора Радонежских святых, в сонме которых прославлены схимонах Кирилл и схимонахиня Мария.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

6 . Напечатать принятое настоящим Собором Житие их для назидания и наставления в благочестии чад церковных. 7 . От лица Освященного Собора объявить пастве о сей благой и благодатной радости прославления во святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. 8 . Сообщить сии имена Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения их в свои святцы. Молитвами и предстательством новопрославленных Российских святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии да ниспошлет Всемилостивый Господь благословение всем с верою и любовию притекающим к их небесному заступничеству. Аминь. Сведений о времени и месте рождения святых супругов, родителей преподобного Сергия Радонежского, не сохранилось. Известно только, что его отец Кирилл служил при дворе ростовского князя Константина III Васильевича и был одним из наиболее близких к нему бояр. Преподобный Сергий (в крещении Варфоломей) родился 3 мая 1314 г. в их вотчине, которая находилась в селе Варницы на берегу реки Ишни, в 4-х верстах от Ростова Великого. Скорби того жестокого века не миновали святых супругов. Ослабевшее Ростовское княжество было присоединено великим князем Иваном Калитой к княжеству Владимирскому. Присоединение сопровождалось высылкой неугодных Москве бояр и знатных горожан. В их число попал и боярин Кирилл, переселившийся на неосвоенные земли близ села Радонеж. К тому времени у Кирилла и Марии было трое сыновей. Старший, Стефан, и младший, Петр, женились и жили со своими семьями, а Варфоломей, хотя и желал скорее принять иноческий постриг, жил с родителями, не решаясь оставить их в старости одних. Можно утверждать, что семья стала для него первой школой христианского подвига. Высокий нравственный пример родителей учил детей смирению и любви. В конце жизни Кирилл и Мария приняли монашество в Хотьковском Покровском монастыре. Перед смертью они были пострижены в великую схиму. Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей, праведных Кирилла и Марии, в Хотьковском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн По прибытии в Санкт-Петербург Святейший Патриарх Кирилл посетил Александро-Невскую лавру и Большеохтинское Георгиевское кладбище 7 декабря 2014 г. 21:31 Вечером 7 декабря 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл из Калининграда в Санкт-Петербург. В аэропорту Пулково-3 Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко , управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , епископ Царскосельский Маркелл , епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , епископ Гатчинский и Лужский Митрофан , духовенство Санкт-Петербургской митрополии , представители городской администрации. По прибытии Святейший Владыка в сопровождении митрополита Варсонофия посетил Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру и Большеохтинское Георгиевское кладбище Петербурга. В Александро-Невской лавре Предстоятеля Русской Церкви встречали наместник обители епископ Кронштадтский Назарий и братия монастыря. На Никольском кладбище Лавры Святейший Патриарх Кирилл совершил литию на могиле митрополита Никодима (Ротова) . По окончании заупокойного богослужения Святейший Патриарх поблагодарил всех, кто принял участие в молитве о его почившем духовном наставнике. Затем Святейший Владыка прибыл на Большеохтинское кладбище, где посетил Никольский кладбищенский храм, а также совершил литию на месте погребения своих благочестивых родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых. Предстоятель также посетил Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке . В нижнем храме-усыпальнице монастыря, освященном в честь пророка Божия Илии и святой царицы Феодоры, Святейший Владыка поклонился честным мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского. Завтра, 8 декабря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит великое освящение храма преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе и Божественную литургию в новоосвященном храме. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3868882.ht...

Так со временем и произошло. Из жития Преподобного и из его акафистного молебного пения мы знаем, что он с юности отличался глубоким воздержанием. Есть описания, что, будучи младенцем, он отказывался от материнского молока в среду и в пятницу. А Серафим Саровский однажды сказал, что падение Руси начнет с забвения ею постов. И преподобный Сергий однажды тоже сказал, что вся брань в мире идет у дьявола за пост, против поста, молитвы и целомудрия. Вот как интересно! Два великих святых, преподобный Сергий и преподобный Серафим, которых знает весь православный мир. Если спросить, когда придется быть за границей, у греков, болгар, румын или сербов, кого из святых они знают в Русской православной церкви, они назовут именно эти имена: преподобный Сергий и преподобный Серафим Саровский, святитель Лука, и, конечно, Оптинские старцы. Может, не так много назовут они русских святых, но эти имена обязательно перечислят наши собратья по вере. И это влияние родительской жизни, благочестие родителей- оно, конечно, оставляет глубокий след и благодатно или не благодатно отражается потом на жизни ребенка, с того времени, когда он еще находится в материнской утробе. И поэтому родители, которые посещают храм божий, воздерживаются от телевизора, от общения на повышенных тонах, от ссор -такие родители делают правильно. Потому что то, что закладывается в душу и тело ребенка, будет влиять потом на всю его жизнь. Преподобный Амвросий Оптинский однажды говорил: поздравляю вас с законным бракосочетанием. Вы теперь становитесь родоначальниками нового рода. А поэтому и детям своим подарите тело здравое и душу благочестивую. Душу благочестивую! Вот что должны заложить родители в своих детей. Вот так и поступили благочестивые Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского. Интересно жизнеописание первых лет жизни преподобного Сергия. Он жил в семье благочестивой, при крещении младенца назвали Варфоломеем. В честь апостола Варфоломея. И у него было два брата. Преподобный Сергий был средним. Старший -Петр, потом был Сергий и потом Стефан. И что интересно. Грамота преподобному Сергию давалась очень тяжело, хотя его братья в этом деле преуспевали.

http://radonezh.ru/text/arkhimandrit-mel...

6 июля в патриаршей и синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Кирилл поздравил ряд сотрудников Московской Патриархии с юбилейными датами.                8 июля, в неделю 5-ю по Пятидесятнице, день памяти благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, муромских чудотворцев, Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За богослужением была совершена хиротония архимандрита Илариона (Кайгородцева) во епископа Кинешемского и Палехского (Ивановская митрополия). Также Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Николая Куренкова, учащегося Московской духовной семинарии, клирика Покровского академического храма, в сан иерея.                За Литургией Святейший Патриарх Кирилл вознес молитвы о пострадавших в результате автокатастрофы в Черниговской области и наводнения в Краснодарском крае. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с первосвятительским словом. «Сострадая и соболезнуя живым, мы возносим молитвы наши об умерших, предавая в руки Господа и наши жизни, веруя, что Его действия о нас совершаются по Промыслу Его, который трудно уразуметь человеку. И дай нам Бог научиться в смирении и в простоте сердца, с величайшим доверием к Богу принимать всё то, что случается с нами по Его воле», — сказал, в частности, Святейший Патриарх.                8 июля в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл принял делегацию молодежи из шести епархий Русской Православной Церкви Заграницей, прибывшую в Россию в рамках программы празднования пятилетия восстановления канонического единства Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх обратился к молодежи с первосвятительским словом. В благословение каждому Предстоятель передал иконы Преподобного Сергия Радонежского и собрание своих проповедей.                9 июля, перед открытием II Общецерковного съезда по социальному служению, Святейший Патриарх Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя молебен на начало доброго дела. По окончании молебна Святейший Патриарх обратился к собравшимся с первосвятительским словом о важности социальной работы, обратив особое внимание на проблему семьи в современном обществе. «Семейная проблема — это проблема номер один. Семья формирует личность либо, отказываясь это делать, отдает формирование личности иным силам: улице, средствам массовой информации, произведениям кинематографии, подчас низкопробным. Мы должны бороться за то, чтобы семья продолжала сохранять эти важные функции, неся главное бремя воспитания подрастающего поколения; но для этого семья сама должна быть образцом отношений мужа и жены, детей и родителей», — сказал Предстоятель Русской Церкви.               

http://e-vestnik.ru/church/sluzheniya_pa...

Представители Поместных Православных Церквей посетили Покровский Хотьков монастырь 19 июля 2014 г. 16:38 Во второй половине дня 18 июля 2014 года представители Поместных Православных Церквей, участвовавшие в праздновании 700-летия преподобного Сергия Радонежского, побывали в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре и посетили художественно-производственное предприятие «Софрино» . В поездке гостей сопровождали секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудники ОВЦС священники Михаил Асмус и Михаил Боданов, диакон Федор Шульга, диакон Анатолий Чуряков, А.Ю. Хошев. В монастыре делегации Поместных Православных Церквей встречала настоятельница Хотьковской обители игумения Олимпиада (Баранова). Гости проследовали в Никольский собор, где поклонились мощам преподобных Кирилла и Марии — родителей преподобного Сергия Радонежского. Гости также посетили Покровский собор обители. Затем участники поездки побывали в селе Радонеж, где прошло детство преподобного Сергия, и посетили расположенный там храм Преображения Господня. Далее представители Поместных Православных Церквей прибыли на художественно-производственное предприятие «Софрино». Гостей встречал директор предприятия Е.А. Пархаев. Гости осмотрели отдел сбыта, иконописный и швейный залы. От имени директора предприятия в честь представителей делегации был дан торжественный ужин. С приветственным словом к присутствующим на ужине обратился председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион , отметивший, в частности: «Сегодня завершаются длившиеся несколько дней торжества, в которых участвовали десятки и сотни тысяч людей. Позавчера торжества начались крестным ходом: Святейший Патриарх Кирилл и вслед за ним десятки тысяч верующих прошли семнадцать километров. Сегодня вы проделали часть этого пути на автомобилях. Вы видели огромные толпы людей, которые собрались на празднование памяти преподобного Сергия, что говорит о глубоком и искреннем благочестии нашего народа.

http://patriarchia.ru/db/text/3693457.ht...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Молитва Сергию Радонежскому перед экзаменом   Молитва Сергию Радонежскому перед экзаменом   Тяжко давалось ему обучение грамоте. И по слёзной молитве мальчика милостивый Господь с помощью ангела в образе монаха наполнил его существо способностью разуметь Святое Писание и учиться лучше вполне благоразумных братьев.   Удивительно житие преподобного Сергия. Написанное с огромной любовью его учеником Епифанием Премудрым, оно несёт в себе отпечаток естественной парадоксальности. Той самой парадоксальности, которой насыщена вся наша жизнь, но которую мы часто не замечаем. Не замечаем чудес, явленных нам по воле Божией, считая их чем-то само собой разумеющимся. Не замечаем и не понимаем собственной сути как созданий, сотворенных по образу и подобию Божию. У преподобного же Сергия каждый жизненный шаг отмечен ясным отчётливым действием Духа Святого.   Даже раньше, чем он мог ходить. Ещё до его появления на свет Божий троекратное восклицание младенца, находящегося во чреве матери, во время Божественной литургии стало предзнаменованием Богоизбранности будущего ребёнка. Родившийся 3 мая 1314 года ребёнок был наречён Варфоломеем. Родители его, Кирилл и Мария, — знатные бояре, по благочестию своему вполне отдавали себе отчёт в том, какое необыкновенное дитя им дал Господь. Но для будущего угодника Божиего это мало что меняло. Никакого особого положения, ничего из ряд вон выходящего. Всё как у других детей, никакого баловства. Наоборот, для близких удивительный младенец являл пример строгого постничества, не принимая никакой пищи по средам и пятницам, в остальные же дни питаясь хлебом и водой. Наверное, с отроком Варфоломеем происходило гораздо больше чудесного, чем известно из его жития. И всё-таки главное событие, произошедшее с ним в детстве, заслоняя собой всё остальное, стало ещё одним предвозвестьем великих свершений будущего инока Сергия и в то же время примером всем верующим во Христа, какой силой обладает горячая и сокрушённая молитва. Сила духа, которую Варфоломей проявлял с пелёнок, никак не подкреплялась силой ума.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=35&iid=689

Но дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям: при конце своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ. Верстах в трех от Радонежа был Покровский Хотьков монастырь, который состоял из двух отделений: для старцев и стариц. В этот монастырь и направили свои стопы праведные родители Варфоломеевы, чтобы здесь провести остаток дней своих в подвиге покаяния и приготовления к другой жизни. Почти в то же время произошла важная перемена и в жизни старшего брата Варфоломеева — Стефана: не долго жил он в супружестве; жена его Анна умерла, оставив ему двух сыновей — Климента и Иоанна. Похоронив супругу в Хотьковом монастыре, Стефан не пожелал уже возвратиться в мир; поручив детей своих, вероятно, Петру, он тут же, в Хотькове и остался, чтобы принять монашество, а вместе с тем послужить и своим немощным родителям. Впрочем, перетружденные старостью и скорбями схимники–бояре недолго потрудились в своем новом звании: не позже 1339 года они с миром уже отошли ко Господу на вечный покой. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью той же Покровской обители, которая с сего времени сделалась усыпальницей рода Сергиева. Гробы схимонаха Кирилла и схимонахини Марии находились в трапезной монастырского собора, на правой стороне. На верхней стороне гробницы, осеняемой балдахином, угодники Божии изображены были во весь рост и изображения их украшены были серебряными ризами, которые устроены в 1827 году игуменией Евпраксией. На передней стороне гробницы вычеканены надписи: «Лета 6845 преставися раб Божий инок Кирилл, отец преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. Лета 6845 преставися раба Божия инокиня Мария, мать преподобного Сергия, Радонежского чудотворца». Собор Преподобных Отцов Киево–Печерских Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения, то есть после 21 сентября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Варфоломей, коему было тогда около 15 лет от роду, также последовал за своими родителями в Радонеж. Братья его к тому времени уже женились. Когда юноше исполнилось 20 лет, он стал просить своих родителей, чтобы они благословили его постричься в иноки: уже давно стремился он посвятить себя Господу. Хотя родители его и ставили выше всего иноческую жизнь, однако, просили сына подождать некоторое время. – Чадо, – говорили они ему, – ты знаешь, что мы стары; уже недалек конец жизни нашей, и нет кроме тебя никого, кто бы послужил нам на старости; потерпи еще немного времени, предай нас погребению, и тогда уже никто не возбранит тебе исполнить свое заветное желание. Варфоломей, как покорный и любящий сын, повиновался воле своих родителей и усердно старался успокоить их старость, чтобы заслужить их молитвы и благословения. Незадолго до кончины Кирилл и Мария приняли иночество в Покровском-Хотьковом монастыре, отстоявшем верстах в трех от Радонежа 6013 . Сюда также пришел овдовевший около того времени старший брат Варфоломея – Стефан и вступил в число иноков. Немного спустя родители святого юноши, один вскоре после другого, с миром преставились ко Господу и были погребены в сем монастыре. Братья после смерти родителей провели здесь сорок дней, вознося усердные молитвы Господу о упокоении новопреставленных рабов Божиих. Всё свое имущество Кирилл и Мария оставили Варфоломею. Видя преставление своих родителей, преподобный так размышлял сам с собою: «Я смертен, и тоже умру, как и родители мои». Раздумывая таким образом о кратковременности сей жизни, благоразумный отрок раздал всё имущество родителей, ничего не оставив для себя; даже для пропитания он ничего не удержал себе, ибо уповал на Бога, «дающего хлеб алчущим» ( Пс.145:7 ). Стремясь к отшельничеству, Варфоломей вместе с братом своим Стефаном отправился отыскивать место, удобное для пустынной жизни. Долго братья ходили по окрестным лесам, пока не пришли туда, где ныне возвышается монастырь Пресвятой Троицы, столь прославленный именем преподобного Сергия. Место сие в то время было покрыто густым, дремучим лесом, которого не касалась рука человека; ни одна дорога не пролегала чрез сей лес, ни одно жилище не стояло в нем, лишь только звери да птицы обитали здесь. С горячей молитвою обратились к Богу братья, призывая Божие благословение на место будущего обитания, и предавали Его святой воле свою судьбу. Устроив хижину, они стали ревностно подвизаться и молиться Богу. Воздвигли они также небольшую церковь и с общего согласия решили освятить ее во имя Пресвятой Троицы; для сего они пошли в Москву и просили митрополита Феогноста 6014 , чтобы он дал свое благословение на освящение церкви. Святитель ласково их встретил и послал с ними священнослужителей освятить церковь . Так скромно было положено основание Свято-Троицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010