10r), на миниатюре в Таблице канонов из Британской б-ки, на коптской иконе - средовеком с короткими темными волосами и бородой. Именно такое изображение М. позднее станет традиционным. В составленной на Афоне Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) об облике М. сказано: «…с проседью в круглой бороде, держит крест и свиток» (Ерминия ДФ. С. 155), как евангелиста, его следует изображать сидящим, «зачало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, якоже есть писано» (Там же). В руководстве для иконописцев (1910) акад. В. Д. Фартусова содержится пространное описание облика М. (под 4 янв.): «…типом еврей, с небольшой кругловатой, с проседью, курчеватой бородой, с короткими волосами, в фелони и омофоре. В руках Евангелие с начальными словами…» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 129). Ярко выраженный вост. облик М. (приземистая фигура, черные короткие волосы и борода, широкое лицо, большие, широко открытые и обведенные черным контуром глаза) представлен в копт. искусстве (икона VI-VII вв. из Национальной б-ки в Париже, росписи VII в. Красного мон-ря в Египте). В IX-X вв. в визант. искусстве типологическое разнообразие изображений М., характерное для ранневизант. времени, сокращается. Поясной и оплечный образы встречаются крайне редко (напр., в ркп. из Вел. Лавры св. Афанасия (Ath. Laur. A 92. Fol. 1v, ок. 950), образы евангелистов в медальонах помещены по сторонам фигуры Христа в рост). Главными в эту эпоху оставались 2 варианта полнофигурных изображений: стоящего и сидящего за столиком евангелиста. В 1-м случае М. мог быть показан в рост, фронтально или в легком 3/4-ном повороте, а также шагающим с раскрытым или закрытым кодексом в руках либо благословляющим правой рукой и держащим книгу в левой (Ath. Iver. 1387. Fol. 79v, ок. 950; Paris. gr. 70. Fol. 113v; Vindob. theol. gr. 240. Fol. 97v, 2-я пол. X в.; Ath. Laur. 23. Fol. 214v, IX в.; Sinait. 204. Fol. 4, ок. 1000). Изначально эта иконография, очевидно, была присвоена евангелистам, представлявшим Христу свои тексты, т.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Значительным событием в истории становления А. б. были находки Ш. Клермон-Ганно, франц. консула в Палестине (с 1867), к-рый заложил основы палестинской эпиграфики, введя в научный оборот ряд важнейших для А. б. объектов: стелу моавитского царя Меши, надпись на греч. языке, запрещающую неевреям вступать во двор иерусалимского храма, граффити на оссуариях; он же отождествил руины г. Гезера и др. В 60-х гг. XIX в. в исследования древнего Иерусалима включились рус. ученые. Возглавив в 1865 г. Русскую духовную миссию в Иерусалиме , архим. Антонин (Капустин) организовал раскопки и публикацию их итогов на передовом для своего времени научном уровне. Им был открыт второй обвод городской стены (445 до Р. Х.), «Судные врата» и часть конструкций базилики имп. Константина (см. в статьях « Иерусалим », « Гроба Господня храм »). В те же годы проф. КДА А. А. Олесницкий начал издавать очерки древностей Палестины (Судьба древних памятников Св. земли. СПб., 1875; Ветхозаветный храм в Иерусалиме. СПб., 1889, и др.). Базовую роль в их натурном изучении играло имп. Палестинское православное об-во (с 1882). В 90-х гг. XIX в. им был поддержан ряд экспедиций в Св. землю под рук. Н. П. Кондакова , М. И. Ростовцева , Н. Я. Марра , в 10-х гг. XX в. предполагалось открыть рус. археологический ин-т в Иерусалиме (см. Беляев Л. А. и др. Церковная наука: Библейская археология//ПЭ. Т.: РПЦ. С. 435-437). В кон. XIX - нач. XX в. Клинописный текст с описанием потопа. Эпос о Гильгамеше. Нач. II тыс. до Р. Х. (Британский музей. Лондон) Клинописный текст с описанием потопа. Эпос о Гильгамеше. Нач. II тыс. до Р. Х. (Британский музей. Лондон) изучение древностей, имеющих значение для А. б., ускорилось. Это имело вненаучные геополитические предпосылки (ослабление Турции, «освоение» Ближ. Востока европ. гос-вами) и было связано с формированием методов научной археологии, с потребностью богословов на основании археологических источников опровергнуть выводы гиперкритиков (см. Гиперкритицизм ). Диспропорция в развитии полевых исследований еще сохранялась: первенство оставалось за объектами Месопотамии и Египта, земли к-рых были лучше изучены, а памятники давали множество письменных источников. В 1872 г. среди 25 тыс. текстов из б-ки Ашшурбанипала был обнаружен вавилонский вариант описания потопа «Эпос о Гильгамеше»; недостающую часть текста эпоса нашел Дж. Смит в Куюнджике.

http://pravenc.ru/text/76476.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ (15.07.1273 - 15.09.1352), эфиоп. мон., реформатор церковного благочиния, основатель монашеской конгрегации евстафиан , один из наиболее почитаемых в Эфиопской Церкви святых (пам. эфиоп. 18 маскарама (15 сент.), 15 тахсаса (11 дек.)). Сведения о Е. содержатся в его Житии, а также в Житиях его многочисленных учеников. Житие Е., судя по стилю, было составлено в XV в. В европ. собраниях известно 5 его рукописей: 4 из Британской б-ки и 1 из Ватиканской. Эти списки представляют собой 3 редакции: пространную, изданную Б. А. Тураевым (Lond. Brit. Lib. Orient. 704 и 705), краткую из рукописи Lond. Brit. Lib. Orient. 703 и краткую из рукописей Lond. Brit. Lib. Orient. 702 и Vat. Aeth. 46. Редакции различаются в основном наличием и последовательностью ряда эпизодов и числом посмертных чудес Е. Житие имеет ярко выраженную полемическую направленность в защиту евстафианства и отличается обилием риторики, панегирических (нередко стихотворных) отступлений и библейских цитат (включая, согласно эфиоп. пониманию Свящ. Писания, апокрифы и псевдоэпиграфы), однако излагает немало подлинных событий. Существует также краткое синаксарное Житие Е. Е. род. в Цэре, на востоке обл. Тигре (Тыграй), близ того места, где впосл. им был основан мон-рь Дэбрэ-Цэраби. Его отец Крэстос Моа, происходивший, по преданию, из знатного («княжеского») рода, и мать Сэна Хэйват были праведны и отличались милосердием. Много лет у них не было детей, из-за чего Сэна Хэйват сильно печалилась, пока Господь не послал к ней арх. Михаила, и тот обрадовал ее вестью о скором рождении первенца, к-рый «своими учениями умудрит неразумных, источив реки премудрости и ведения из двух сосцев духовных - из Моисея мед и из Евангелия млеко ведения…» ( Тураев. 1902. С. 296). В этом стандартном агиографическом эпизоде нашел отражение характерный для Е. интерес к ветхозаветным предписаниям. При рождении мальчик был наречен Маэкаба Эгзиэ ). В раннем детстве, ок. 1280 г., его отправили на воспитание к брату матери Даниилу (в монашестве Захария), настоятелю мон-ря Дэбрэ-Марьям, расположенного на горе Коркор в р-не Гэральта (на юге Тигре). Еще в отроческом возрасте он был рукоположен во диакона, в 15 лет принял монашество с именем Евстафий, а затем был поставлен иереем.

http://pravenc.ru/text/187440.html

B. Thorpe. L., 1844. Vol. 1. P. 556-577; Temple W. M. An Edition of the Old English Homilies Contained in B. M. MS. Cotton Vitellius C. V.: Diss. Edinb., 1952. P. 493-505). Повествование Эльфрика в основном следует Мученичеству К.; вероятно, агиограф использовал лат. легендарий (т. н. Cotton-Corpus Legendary), названный по рукописям из собрания Р. Коттона в Британской б-ке и из б-ки колледжа Тела Христова (Корпус-Кристи-колледж) в Кембридже, созданный ок. 1060 г. в Вустере. Этот свод агиографических сочинений был составлен скорее всего в Сев. Франции ( Zettel P. H. Saints " Lives in Old English: Latin Manuscripts and Vernacular Accounts: Ælfric//Peritia. 1982. Vol. 1. P. 17-37; Мученичество К.: Cantabr. Corp. Christ. Parker. 9. Fol. 170r - 173r). Также Эльфрик использовал, вероятно, Liber Pontificalis (рассказ о рукоположении К.) и Житие св. Дионисия, написанное Хильдуином, к-рое было положено в основу древнеангл. версии Мученичества Дионисия во 2-й серии «Католических проповедей» (Aelfric " s Lives of Saints/Ed. W. W. Skeat. L., 1900. Vol. 2. P. 168-191; см.: Lapidge. 1991. P. 257-258; Hill. 2001). Сведения о К. в ирл. источниках скудны, но они показывают, что в Ирландии были доступны как «Рекогниции», так и Мученичество К. Цитаты из «Рекогниций» и из послания К. ап. Иакову приведены в «Ирландском собрании канонов» (1-я четв. VIII в.- Collectio Canonum Hibernensis. 1. 14, 12. 12, 21. 7e, 21. 15a и др.). В соч. «Монастырь Таллахт» (1-я пол. IX в.; см. Кели Де ) запрет вступать в сношения с женщиной во время месячных обоснован авторитетом ап. Петра и ссылкой на «книги Климента» (The Monastery of Tallaght/Ed. E. J. Gwynn, W. J. Purton//Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. 1911/1912. Vol. 29. P. 132). В стихотворном Мартирологе Оэнгуса под 23 нояб. упоминается о гибели К. в море и о подводной «обители», или «жилище», святого (adorthar a chathair fo thonnaib lir lethain). В глоссах к мартирологу (XII в.) объясняется, что «обитель» К. находилась на морском дне и была доступна лишь раз в году; далее вкратце изложена история чудесного спасения ребенка (Félire Óengusso Céli Dé.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

а. М. и ее текста. В коптских рукописях и изданиях эта литургия часто носит имя не ап. Марка, а свт. Кирилла Александрийского, ее текст заметно отличается от «византийской редакции» в греч. средневек. рукописях. Часть этих отличий является следствием изменений, сделанных уже на копт. почве (в т. ч. под влиянием сиро-яковитской традиции), но нек-рые отражают особенности ранних редакций Л. а. М., бытовавших в эпоху монофизитских споров - тогда, когда нехалкидонская Коптская Церковь и отделилась от халкидонитов. Копт. рукописи Л. а. М. включают неск. древних фрагментов на саидском диалекте (см.: Lanne. 1955) и большое число позднейших списков и печатных изданий на бохайрском диалекте, который используется в копт. богослужении и в наст. время (см.: Malak. 1964. P. 6-8). К копт. традиции следует отнести и неск. грекоязычных рукописных свидетельств (в Коптской Церкви даже мн. века спустя после ее отделения от греческого Православия богослужение иногда совершалось по-гречески, а ряд возгласов и песнопений Божественной литургии произносятся по-гречески доныне: Burmester O. The Greek Kirugmata Versicles & Responses and Hymns in the Coptic Liturgy//OCP. 1936. Vol. 2. P. 363-394). К ранним копт. рукописям, содержащим те или иные фрагменты анафоры Л. а. М., относятся: таблетка (ркп. на дереве) из Британской б-ки 54036, VII-VIII вв. ( Quecke. 1971); ныне утраченный, но вовремя изданный ( Lefort L. Th. Coptica lovaniensia//Le Muséon. Louvain, 1940. Vol. 53. P. 106-109) пергаменный фрагмент из Лёвенского ун-та 29, ок. 1000 г.; 2 страницы из Белого монастыря Евхология , X-XI вв. (изд.: Le grand Euchologe du Monastère Blanc: Texte copte édité avec traduction française/Ed. E. Lanne. P., 1958. P. папирус из Ориентального ин-та в Праге Ms. I-IV, XI в. ( Ha mukov á V. Miscellaneuous Coptic Prayers//Archív Orientálni. Praha, 1936. Vol. 8. P. 318-333; 1937. Vol. 9. P. 107-145). Диаконские возгласы и прошения копт. чина евхаристической литургии (включая Л. а. М.) сохранились в достаточно большом числе Диакониконов , как саидских, так и греческих, греко-саидских и греко-арабских (комплексное исследование этой группы источников см.: Henner J.

http://pravenc.ru/text/2110598.html

В Житии св. Кадока, составленном во 2-й пол. XI в. Ливрисом из Нанткарвана (Уэльс) (BHL, N 1491), рассказывается о том, как 50 воинов князя Поула Пенихена явились к св. Кадоку и потребовали пищи. Кадок был вынужден отдать мародерам 20 хлебов, бочку пива и свинью. Когда расположившиеся на лугу воины приготовили еду, к ним прибыл один из их предводителей - И. Не успел он сойти с коня, как земля разверзлась и поглотила воинов, но приготовленная еда осталась невредимой. Пораженный И. поспешил к св. Кадоку, пал перед святым на колени и попросил принять его в мон-рь. Посланцы Кадока забрали еду и раздали ее нищим. Позднее в Житии упоминается о том, что представители «общины И.» и сам святой выступали в качестве свидетелей различных договоров и земельных пожертвований в пользу мон-ря св. Кадока (Vita S. Cadoci. 60-61, 66). В сказании «О дивах Британии», к-рое содержится в рукописи кон. XI в. из Британской б-ки (Lond. Brit. Lib. Harl. 3859), приложенном к «Истории бриттов» Ненния (ок. 830), сообщается о чудесном алтаре, висевшем в воздухе. Алтарь был утвержден И. над могилой некоего святого в мест. Лойнгарт (вероятно, на месте совр. сел. Ойстермут близ г. Суонси) (Historia Brittonum cum additamentis Nennii//MGH. AA. T. 13. P. 215-216). Сохранились поздние валлийские генеалогии И., в одной из к-рых сообщается, что в его монастыре подвизался св. Патрикий, покинувший обитель после ее разорения ирл. пиратами. Согласно генеалогиям, И. был братом св. Сатурнина, имя к-рого известно из надгробной надписи VI в., обнаруженной близ церкви в Ллансадурне (о-в Англси) ( Edwards N. Celtic Saints and Early Medieval Archaeology//Local Saints and Local Churches in the Early Medieval West/Ed. A. Thacker, R. Sharpe. Oxf.; N. Y., 2002. P. 229). Разрозненные предания об И., получившие отражения в бретонских и валлийских агиографических произведениях VIII-XI вв., не всегда согласуются между собой и не дают цельной картины жизненного пути святого. Легенды, записанные в Житии св. Самсона и почерпнутые агиографом из устной традиции мон-ря Лланильтуд, почти не получили развития в более поздних Житиях. Предание, зафиксированное в пространном повествовании об И. в Житии св. Павла, оказало влияние на бретонскую агиографию. В валлийской традиции И. представлен как ученик св. Кадока.

http://pravenc.ru/text/389467.html

Наряду с епархиальными архиереями имеются титулярные митрополиты и епископы на покое. Ок. 300 приходских священников обслуживают более 400 приходов. Действуют мон-ри св. Саввы Освященного в Александрии (320), свт. Николая в Каире (Х в.) и вмч. Георгия в Ст. Каире (530). Учреждения и организации Патриархата Помимо Патриарших канцелярий в Александрии и Каире при Патриархате действуют различные учреждения и выпускаются периодические издания: Πνταινος (Пантен, с 1908), научно-богословский ж. Εκκλησιαστικς Θρος (Церковный маяк, с 1908) с ежегодным приложением-календарем (с 1910); церковно-исторический сб. Ανλεκτα (Избранное, с 1952). Кроме того, греч. община Египта издает газ. Θς (Свет, с 1896). Проповедь Слова Божия помимо архиереев и священников ведут специально назначенные проповедники, действует Православный духовный Патриарший центр (ΟΠΠΚ), в распоряжении Патриарха находятся различные синодальные Комиссии: финансовая, юридическая, каноническая, ревизионная, техническая, по общественным связям Патриархии, по печати, по периодике, по миссионерской деятельности, по межправосл. и межхрист. вопросам (последняя занимается проблемами диалога с др. христ. конфессиями и исламом). Основной источник доходов АПЦ - недвижимость в Каире и Александрии, а также поступления от мон-ря вмч. Георгия в Каире, от регистрации актов гражданского состояния, от пожертвований. Нек-рые храмовые здания сдаются в аренду Коптской Церкви. Патриаршая б-ка, наследница древней Александрийской б-ки, в 1952 г. торжественно отметила свое 1000-летие (по датировке древнейшей рукописи из ее собрания). В 997-1928 гг. б-ка находилась в Каире. Среди хранившихся в ней манускриптов наиболее известен «Александрийский кодекс» Библии (ныне в Британской б-ке). В наст. время в Патриаршей б-ке имеется более 500 греч. рукописей, Патриаршие архивы (с XVI в.), ок. 2000 томов старинных книг (на англ., франц., лат., нем. и араб. языках), а также десятки тысяч изданий, в основном богословского содержания. АПЦ имеет 2 подворья в Афинах: храм святых Афанасия, Николая и Фотия в Кипсели и мон-рь св.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Память Д. под 14 нояб. упоминается в валлийских календарях XII в. (из ркп. Британской б-ки Cotton MS. Vesp. A. XIV, ок. 1200) и XVI в. (Национальная б-ка Уэльса, Кардифф. Peniarth MS. 219). Одна из капелл в кафедральном соборе св. Петра в Лландафе была освящена в честь Д. В соборе хранились мощи Д., а также серебряные реликварии с главой и рукой святителя. Мощи были вскрыты и осквернены во время англ. Реформации (ок. 1558). В честь Д. освящен ряд католич. и англикан. церквей в Юж. Уэльсе и в Англии. Ист.: BHL, N 2339-2341; Liber Landavensis (Llyvyr Teilo). Ркп.//Cardiff. National Library of Wales. MS 17110E; Annales Cambriae/Ed. J. Williams (Ab Ithel). L., 1860. P. 6; Vita S. Dubricii//The Text of the Book of Llan Dâv/Ed. J. G. Evans, J. Rhys. Oxf., 1893. P. 68-86; The Llandaff Charters/Ed. W. Davies. Aberystwyth, 1979; Vita S. Samsonis. I 13, 15, 33, 34, 43, 44; II 7//ActaSS. Iul. T. 6. Col. 577, 581, 583, 589; Gaufridus Monemutensis. Historia regum Britanniae. 130, 143, 147, 156, 157// Geoffrey of Monmouth. Historia regum Britannie/Ed. N. Wright. Camb., 1984. Vol. 1; Giraldus Cambrensis. Itinerarium Cambriae. I 5// i dem. Historical Works/Ed., transl. T. Wright. L., 1905. P. 377; Wharton H. Anglia Sacra. L., 1691. Vol. 2. P. 654-661; Capgrave J. Nova Legenda Angliae/Ed. C. Horstmann. L., 1901. Vol. 1. P. 267-271. Лит.: Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints. L., 1908. Vol. 2. P. 359-382; Bowen E. G. The Settlements of the Celtic Saints in Wales. Cardiff, 1954. P. 33-48; Harris S. M. Liturgical Commemorations of Welsh Saints: St. Dyfrig//Faith in Wales. 1946. Vol. 19. N 4; Davies W. An Early Welsh Microcosm: Studies in the Llandaff Charters. L., 1978; Davies J. R. The Book of Llandaf and the Norman Church in Wales. Woodbridge, 2003. P. 77-86, 111-112. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/180529.html

В. И. Григорович. Фотография сер. XIX в. В. И. Григорович. Фотография сер. XIX в. В XIX в. слав. рукописи наряду с греч. вывозили с А. дипломаты, паломники, исследователи и коллекционеры, продолжалась также практика дарений и продаж отдельных особо ценных кодексов монастырскими властями богатым ктиторам и лицам, в расположении к-рых они были заинтересованы (как правило, зарубежным правителям). Мон-рь Зограф в 1860 г. поднес (через посредничество П. И. Севастьянова) в дар российскому имп. Александру II глаголическое Зографское Евангелие XI в. (РНБ. Глаг. 1). В 1896 г. братия Хиландарского мон-ря подарила серб. кор. Александру Обреновичу в память о посещении обители и в благодарность за уплату монастырских долгов древнейшую серб. датированную рукопись - Мирославово Евангелие и грамоту св. Симеона Сербского. В 1826 г. 12 «иллирийских» рукописей из Зографа и Хиландара были приобретены австр. правительством для Придворной б-ки в Вене по инициативе словенского слависта В. Копитара, в т. ч. список XIV в. Учительного Евангелия Константина, еп. Болгарского, сборник полемических сочинений имп. Иоанна VI Кантакузина (мон. Иоасафа) (Вена, Австрийская нац. б-ка. Слав. 40 и 39, кон. XIV в.). В 1837 г. во время путешествия по Востоку Р. Керзон (лорд Зуч) приобрел в мон-рях Каракал и Св. Павла вместе с греч. рукописями 4 южнослав. XIV в., в т. ч. лицевое Евангелие 1356 г. царя Иоанна Александра и серб. Евангелие Иакова, митр. Серрского, 1355 г. (Лондон. Британская б-ка. Add. MS 39627 и 39626). Отдельные слав. рукописи покинули территорию А., но остались в Греции (напр., болг. Евангелие нач. XIV в., написанное мон. Макарием, к-рое до сер. XIX в. находилось в б-ке Иверского мон-ря, а ныне хранится в Нац. б-ке в Афинах - Cod. 1796). Еп. Порфирий (Успенский). Фотография 2-й пол. XIX в. (РГИА) Еп. Порфирий (Успенский). Фотография 2-й пол. XIX в. (РГИА) С 40-х гг. XIX в. начались поездки на А. российских исследователей, первым из к-рых был В. И. Григорович , совершивший научное путешествие в 1843-1844 гг.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИЛЛЬМАН [нем. Dillmann] Кристиан Фридрих Август (25.04.1823, дер. Иллинген, Вюртемберг - 4.07.1894, Берлин), нем. библеист, семитолог, основоположник совр. эфиопистики. Род. в семье директора школы. Начальное образование получил от отца и местного священника. В 12 лет был отдан в гимназию Штутгарта, а через год перешел в богословскую семинарию в мон-ре Шёнталь, где изучал древние языки и основы теологии. С осени 1840 г. обучался на теологическом фак-те Тюбингенского ун-та, проходя 4-годичный курс богословия и философии у Ф. К. Баура . Выдержав в конце обучения экзамен по теологии, Д. стал заниматься вост. языками под рук. проф. Г. Эвальда , к-рый, по-видимому, и привил ему интерес к языку геэз и памятникам эфиоп. письменности. По прошествии года занятий в течение 6 месяцев исполнял обязанности викария в Зерсхайме. В мае 1846 г. в Тюбингене Д. получил степень д-ра философии и отправился на 2 года изучать эфиоп. рукописи, хранящиеся в б-ках Парижа, Лондона и Оксфорда, что послужило возрождению эфиоп. исследований в Европе XIX в. В 1847-1848 гг. он подготовил каталоги эфиоп. рукописей Британского музея (ныне хранятся в Британской б-ке) и Бодлианской б-ки в Оксфорде, затем приступил к работе над грандиозным проектом издания эфиоп. текста ВЗ, к-рую не удалось завершить. Из задуманных 5 томов были изданы 3 (Восьмикнижие (Т. 1), Книги Царств (Т. 2), Книги Варуха, Товита, Иудифи, Екклесиаста, а также ряд апокрифов , которые Эфиопская Церковь признает каноническими (Т. 5)). Отдельно им был опубликован текст Книги прор. Иоиля на геэзе. Вернувшись в Тюбинген, Д. с 1848 по 1851 г. был префектом на богословском семинаре в ун-те, затем получил право читать лекции по ВЗ и проводить занятия по вост. языкам. В нач. 1853 г. он стал экстраординарным профессором теологии и в следующем году был приглашен преподавать вост. языки в Киле (сначала экстраординарный, с 1860 ординарный профессор). В 1862 г. корпорация богословов Лейпцига наградила Д. почетной степенью д-ра теологии honoris causa, а еще через 2 года он принял кафедру ветхозаветной экзегезы на теологическом фак-те в Гисене. В эти годы он в одиночку заложил основы классической эфиоп. филологии, подготовив и опубликовав грамматику, словарь и хрестоматию языка геэз, к-рые до наст. времени сохраняют научно-педагогическое значение.

http://pravenc.ru/text/172036.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010