КАТОЛИЦИЗМ совокупность догматических, канонических, литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность КОАДЪЮТОР епископ в Римско-католической Церкви, епископ в Римско-католической Церкви, к-рый помогает правящему епископу (ординарию) в управлении диоцезом (архиеп-ством или еп-ством) и имеет право занять данную кафедру после того, как она станет вакантной КОММЕНДА в католической Церкви разновидность церковного бенефиция , временная передача на определенных условиях доходов от вакантной должности (аббата, епископа и др.) духовному или светскому лицу КОНВЕНТУАЛЫ в католич. Церкви общее наименование членов католич. орденов и конгрегаций, которые проживают совместно в одной общине КОНВЕРСЫ в широком смысле слова все христиане, принявшие крещение в сознательном возрасте; в IV-VII вв. К. называли мирян, решивших вести более строгую духовную жизнь, оставаясь в миру КОНКЛАВ особая закрытая консистория Коллегии кардиналов католич. Церкви, члены к-рой собираются для избрания нового папы Римского КОНКОРДАТ договор между Римско-католической Церковью (формально - Папским престолом как субъектом международного права) и к.-л. гос-вом, регламентирующий положение католич. Церкви в этом гос-ве НЕОСХОЛАСТИКА консервативное движение в католическом богословии, развивавшееся с 20-х гг. XIX в. до публикации энциклики «Aeterni Patris» (1879), когда решением папы Римского Льва XIII официальной программой католической интеллектуальной культуры стал томизм НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПАПЫ РИМСКОГО догмат Римско-католической Церкви о безошибочной и непреложной учительной власти ее верховного понтифика НЕПОТИЗМ [от лат. nepos - внук, племянник], злоупотребление, связанное с предоставлением церковными иерархами привилегий, должностей, земельных владений, высших званий и титулов ближайшим родственникам НОВИЦИАТ в Римско-католической Церкви испытательный период перед принесением обетов в институтах посвящённой жизни НУНЦИЙ постоянный дипломатический представитель Папского престола, аккредитуемый при главах гос-в и при международных орг-циях; также личный ранг дипломата на службе Папского престола

http://pravenc.ru/rubrics/122080.html

1842 Михаилу, епископу Брестскому, викарию Литовской епархии, от 8 января за 28, о распоряжениях по отношению покойного Виленского епископа Клонгевича о неправильном будто бы присоединении Католиков к Православию На отношении его, от 29 истекшего декабря за 1342, с представлением отношения к нему Виленского Римско-католического епископа Клонгевича о предполагаемых сим последним мерах для руководства при исключении лиц, присоединившихся к Православию из Римско-католических списков, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Возвращаю вашему преосвященству отношение покойного Клонгевича. В нём есть некоторые довольно определённые обвинения против наших священников. Подобные пункты не худо бы вам отправить в выписках конфиденциально соответственным нашим благочинным и потребовать объяснений против взводимых обвинений на подчинённых им священников. В случае, если которое-либо из обвинений окажется сверх чаяния справедливыми то ваше преосвященство не оставите воздержать виновных от противозаконных действий, да и внушите им осторожность относительно присоединения иноверцев к Православию; в случае же несправедливости обвинений, не худо будет тогда поставить это на вид преемнику Клонгевича по управлению Виленскою епархией. На прочее же ваше преосвященство не оставите отвечать тому же преемнику: 1) что ни законы, ни достоинство Православной Церкви не дозволяют, чтобы Римско-католическое духовенство допущено было к проверке действий духовенства Православного, а потому и епархиальное начальство Литовской епархии никогда не допустит, дабы присоединение к Православию лиц Римско-католического исповедания, последовавшее законно и со взятием надлежащих подписок от присоединившихся, могло быть предметом таковой проверки и рассмотрения со стороны означенного Римско-католического духовенства, и 2) что другие дела между Православным и Латинским духовенством могли бы, разумеется, по большей части прекращаться миролюбивыми и беспристрастными сношениями епархиальных начальств, чего Литовское епархиальное начальство не отклоняло и не отклоняет, но, судя по неприязненному расположению и действиям Римско-католического духовенства относительно Православных и духу отношений Виленского Римско-католического епархиального начальства, для подобного окончания дел к сожалению ещё время не наступило. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 19 января за 77, со сведениями о содержании, получаемом преосвященным Иосифом, викарным епископом Михаилом, членами консистории, священнослужителями кафедрального собора и начальниками монастырей

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

2) предписать всему духовенству посредством благочинных, чтобы оно само собою не осмеливалось ни склонять, ни принимать в свои паствы лиц, присоединившихся из раскола к Православной Церкви на правилах единоверия; 3) дать знать тому же духовенству, что в случае действительного желания сих лиц поступить безусловно в состав которого-либо прихода, это причисление не может состояться иначе, как с моего особого разрешения, по просьбам желающих ко мне непосредственно или через благочинных; 4) на сём основании поступить и относительно сказанного семейства, оставив его по прежнему в составе Динабургского единоверческого прихода, впредь пока оно само не обратится с просьбою о причислении оного к приходу Друйскому. Виленскому Римско-католическому епископу Явлинскому, от 8 ноября за 3645, с препровождением донесения кафедрального протоиерея Гомолицкого о неблаговидных поступках курата Воложинского Римско-католического костёла Урбановича Препровождая при сём в подлиннике донесение ко мне кафедрального протоиерея Виктора Гомолицкого, от 3 сего ноября за 246, о неблаговидных поступках курата Воложинского Римско-католического костёла Урбановича, покорнейше прошу ваше преосвященство обратить внимание на сии поступки, и затем или исправить сего духовного, или заменить его другим, более понимающим законные соотношения Римско-католического и Православного исповедания; а о распоряжении вашем почтить меня уведомлением, с возвращением прилагаемого подлинного рапорта протоиерея Гомолицкого. Виленскому Римско-католическому епископу Жилинскому, от 8 ноября за 3646, с препровождением донесения кафедрального протоиерея Гомолицкого о неблаговидном поступке администратора Солоцкого костёла ксёндза Ратомского, выдавшего письменное дозволение на брак своей прихожанке с Православным, с тем условием, чтобы она на всю жизнь оставалась в Латинстве Ко мне весьма часто доходят сведения и жалобы, что Римско-католические священники затрудняют смешанные браки, где одно лицо принадлежит их исповеданию, а другое Православному. Из препровождаемого при сём в подлиннике рапорта ко мне кафедрального протоиерея Виктора Гомолицкого, от 3 сего ноября за 247, и приложенного при нём свидетельства администратора Солоцкого костёла Франциска Ратомского, ваше преосвященство усмотреть изволите, что духовный сей простёр до того свою дерзостную неосмотрительность, что в самом свидетельстве письменно изъяснил, что соизволяет на брак своей прихожанки с Православным, с тем условием, чтобы она на всю жизнь оставалась в Римско-католическом исповедании.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

К сожалению, он упорно держался мнения, что, хотя, первый владетельный князь Богемии, Боривой, крещен Мефодием и жена его, Людмила, крещена тоже священником греко-славянского исповедания, однако, Мефодий сам никогда не был в Богемии, и исповедание это вовсе здесь не существовало, напротив, Богемия, причисляясь к регенсбургскому епископству, и, следовательно, составляя часть римско-католической церкви, должна быть признаваема государством, исповедовавшим первоначально римско-католическую веру. Впрочем, не задолго до своей смерти, Добровский сознался, что греко-славянское вероисповедание действительно в самом начале господствовало в Богемии, и что оно только с течением времени было совершенно вытеснено римско-католическим. 405 Такое же мнение объявил теперь Палацкий, 406 и, исправив, в этом отношении, Добровского, он признал еще и то, что славянский апостол Мефодий действительно находился в Богемии. Почти в одно время с Добнером и его противниками, начали и в Польше рассуждать, что христианство введено в ней до Мечислава I, и что, прежде принятия римско-католического исповедания, поляки были уже последователями учения греко-славянской церкви. Нарушевич 407 объявил, что первые следы христианства видны в Польше в исходе IX века, во время княжения Земовита, а Домбровка и Мечислав только утвердили там римско-католическое вероисповедание. Фризе 408 усиливался доказать, что христианство в Польше, при Земовите, было греко-славянского исповедания, и что первый польский христианский князь, Мечислав I, принял св. крещение по обряду греко-славянской церкви. Но он главнее основывался на Стредовском (которого свидетельство, впрочем, тогда только может иметь вес, когда будет подкреплено другим, заслуживающим более доверия) и в некоторых местах так точно объяснял наши летописи, как Бардосси летописи венгерския. Бардосси усматривает везде под язычеством исповедание восточной церкви, и Фризе в словах летописцев catholica fides видит указание, что, до того времени, была в Польше другая христианская вера, а не римско-католическая. Он не обратил внимания на то, что сам Рим называл греко-славянское исповедание католическою верою, смотря с неудовольствием только на права его, которыми оно отличалось от христианства римско-католической церкви. Вообще Фризе привел, в подкрепление своего мнения, весьма слабые доказательства, могущие быть легко опровергнутыми, кроме того он написал свою книгу на немецком языке, большей части польского духовенства неизвестном, и потому не мог иметь никакого влиянии на общую массу, ученейшей публики. Его вскоре забыли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Положение сего дела столь ясно, довершение оного столь облегчено и упрощено определительным назначением срока 1798 года, с которого совращённые в Римско-католический обряд Униаты должны возвратиться на лоно Православной Церкви: что замедление в исполнении Высочайшего повеления по сему предмету от 17 апреля 1842 года необходимо приписать недостатку доброй воли и изворотам, происходящим скорее от недобросовестности, нежели от благоразумной ревности. Я не нахожу нужным защищать в сем отношении Православное духовенство – могли и с его стороны происходить какие-либо затруднения и проволочки: однакож, главное затруднение произошло со стороны духовенства Римско-католического. Здесь довольно обратить внимание на два обстоятельства. Первое. Римско-католические священники оспаривают по большей части возвращение на лоно Православной Церкви рождённых от людей, совращённых из Унии, детей, крещённых уже в Латинском исповедании; и неудивительно, что в сем отношении встречают затруднение со стороны священников Православных: так как с допущением сего правила исполнение Высочайшей води о возвращении совращённых было бы совершенно обманчивым, поскольку сами совращённые в течение сорока пяти лет или перемёрли, или преставятся в непродолжительном времени, и никакой не было бы действительной для Церкви пользы в настаивании о их возвращении. Второе. Почти вообще, где совершён уже разбор бывших Униатов, соответственно Высочайшему повелению от 17 апреля 1842 года, сообщённые по 4-му пункту того повеления списки Римско-католическим прихожанам, с отметкой, кто из них обязан возвратиться к Православной Церкви, взяты обратно Римско-католическими священниками: так что по ведомству Православному не имеется ни следа, ни документа о долженствующих возвратиться на лоно Православной Церкви, и сделанный по Высочайшей воле разбор прихожанам оказывается бесполезным и напрасным; и хотя Литовская консистория относилась неоднократно в Виленскую Римско-католическую консисторию о предписании, чтобы с тех списков сообщены были Православному духовенству другие экземпляры, но получила отказ под предлогом, что таковых других экземпляров Римско-католическое духовенство по Высочайшему повелению выдавать не обязано.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В римско-католическом служебнике этих стихов нет. Затем в той и другой мессе есть 2-й стих 120-го псалма и «исповедание»; для более наглядного представления их различия мы сопоставим эти исповедания здесь в полном их объёме. Таким образом, мы видим, что в изложенной части два исповедания римского чина у старокатоликов соединены в одно; при этом нельзя не отметить той особенности, что в молитве у старокатоликов священнослужитель совершенно объединяется с общиною, тогда как в римско-католическом богослужении он выделяется даже в среде сослужащих клириков. – После отпущения грехов, – общего тому и другому чину, – старокатолики опускают слова: «Боже, Ты обратившись оживишь нас, и народ Твой возрадуется о Тебе» ( Пс.84:7 ). Исповедание в обоих чинах оканчивается одинаково. Но у старокатоликов опущена молитва , которую в римско-католической церкви произносит священнослужащий при целовании престола 10 . «Входное» совершается с следующими особенностями: у старокатоликов не повторяется начало 24 псалма; а «Господи помилуй», «Христе помилуй», «Господи помилуй» произносится на немецком языке (в римском чине – на греческом) и только по два раза (в римском – по три). В Символе веры прибавление к 8-му члену, т. е. Filioque, поставлено в скобки с указанием, что это «прибавка западной церкви»; это прибавление в некоторых общинах старокатоликов не читается в настоящее время. – Приготовление даров у старокатоликов совершается с следующими различиями: после общего в том и другом обращения к народу с возгласом: «Господь с вами» и ответа хора: «И со духом твоим» поётся и читается так называемый дароприносительный стих (offertorium); в старокатолической мессе приготовление даров 11 совершается во время пения этого стиха, а в римско-католической – после него; в старокатолическом молитвеннике не указано при этом действии никаких молитв, а в римско-католической мессе для этого указаны следующие молитвы: при принятии в руки блюда с опресноком священник произносит молитву, в которой просит, чтобы Господь принял непорочную жертву (Hostiam) за бесчисленные прегрешения всех верных христиан живых и умерших, чтобы сия жертва послужила ему и всем к вечной жизни. После влития вина в чашу и смешения его с водою священник в римско-католическом богослужении благословляет чашу с молитвою: «Боже, чудесно образовавший и устроивший достоинство человеческой сущности, дай нам чрез таинство сей воды и вина быть причастниками Божества Того, Который удостоил нас быть причастником нашего человечества, Иисуса Христа, Сына Твоего и Господа нашего, Который живёт и царствует с Тобою, как Бог во единстве Духа Святого; во все веки веков. Аминь!» Старокатолический священник произносит только одну молитву, вышеприведённую нами 12 ; и только отдельные части этой молитвы сходны с римско-католическими, но очень немного, как это видно из следующего сравнения:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

(Уст. опред. и пресеч. прест, ст. 77 т. XIV). Запрещается римско-католическому белому и монашествующему духовенству в губерниях западных иметь в домах, церквах и монастырях своих для услужения людей православного исповедания. (Там же ст. 78). Запрещается римско-католическому духовенству детей православного исповедания посылать в римско-католические церкви к слушанию службы вместе с католиками, преподавать сим детям катехизис или же делать им противные православию внушения. Монахи, изобличенные в делании ученикам других вер внушения правил веры римско-католической не допускаются к исправлению духовных треб для мирян, кроме случаев крайней необходимости. Члены римско-католических духовных консисторий, которые будут уличены в потворстве и принятии посредничества относительно желающих отступить от православия, удаляются от присутствия. (Там же ст. 79). Запрещается духовенству иностранных христианских исповеданий преподавать православным духовные требы или делать внушения, до религии касающиеся, и тем еще более запрещается ему входить в какое-либо посредство, сношение, представление и ходатайство о желающих отступить от православия. (Там же ст. 80). В разъяснение возникших недоразумений общему ли гражданскому или духовному суду подлежат римско-католические священники за окрещение по обрядам их веры детей православного вероисповедания, постановлено: духовные лица римско-католического исповедания, виновные в учинении хотя-бы и в первый раз проступков в сей (80) статье поименованных, подвергаются суду в общих судебных местах, на законном основании. (Прим. к ст. 80). Запрещается протестантскому духовенству прибывающих в его приходы неизвестных ему людей допускать к причащению Св. Таин без взятия от них подписки, что они не принадлежат к православной церкви. (Там же ст. 81). Лица, принадлежащие к христианскому не православному исповеданию могут переходить из одного в другое христианское исповедание с разрешения Министра Внутренних Дел. (Там же ст. 82). Незаконнорожденные младенцы в губерниях Эстляндской, Лифляндской и Курляндской, равно и подкидыши, должны быть окрещиваемы по обряду того вероисповедания, к которому принадлежат лица, долженствующие по закону иметь о них попечение, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда сирское православное духовенство чрез посредство константинопольского патриарха обратилось с жалобой к Порте, и выставляло на вид, что римско-католики и в особенности иезуиты наносят вред их религии. Порта вняла голосу просящих – и вот появляется фирман, которым воспрещается римско-католикам миссионерствовать в Турции. Содержание этого фирмана очень интересно. Здесь читаем: «некоторые дьяволы (Teufel) из французских монахов с целями худыми и с намерениями неправыми обходят страну, внушают греческой райе свое пустое французское учение: при посредстве глупых речей они отклоняют райю от древней веры и внедряют веру французскую: таковые французские монахи не имеют права пребывать нигде, кроме тех мест, где находятся их консулы; не должны они предпринимать путешествия и миссионерствовать». Вслед за этим начались гонения со стороны местной турецкой администрации против иезуитов и домиканцев в Сирии, их заключали в тюрьму, налагали на них пени. 1797 – Встретив неудачу среди Греков, в Константинополе и в Сирии, иезуиты обратили все свое усердие на Армян. Чтобы приобрести возможно больший успех, они сообщили своей пропаганде, политическую окраску и к религиозной проповеди присоединили планы о восстановлении политической независимости Армян и улучшении их материального быта. Расчеты иезуитов удались было. Но здесь на помощь ортодоксальной партии, т.е. не принимавшей римско-католицизма – пришла Порта. Против Армян, увлекавшихся римско-католицизмом, Порта не раз поднимала гонения, и эти гонения возобновлялись не только в прошлых веках, но даже и в нынешнем веке. Разумеется, такая ревность Порты об охранении Армянской церкви прямой пользы Грекам не приносила, но во всяком случае Греки из этих —368— примеров ясно могли уразумевать, что турецкое правительство не долюбливает римско-католиков, а это позволяло им возлагать благие надежды на Порту и в их собственных столкновениях с римско-католиками. Из истории этой борьбы Турецкого правительства с римско-католическим элементом среди армянской народности в оттоманской империи расскажем лишь один случай, но чрезвычайно характеристический с точки зрения того вопроса, который нас интересует: случай этот относится к XIX-мy столетию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приказали: По поводу представления Преосвященного Митрополита Киевского о допущении совершения смешанных браков с католиками по удостоверениям Полицейской власти о внебрачном состоянии и правоспособности последних, вместо требуемых ныне от ксендзов метрических выписей, в выдаче коих они, под разными предлогами, отказывают, Святейший Синод, определением от 4/18 Мая 1888 года, предоставил Г. Синодальному Обер-Прокурору войти в сношение с кем следует о принятии мер к неуклонному исполнению католическими священниками законных требований православного духовенства относительно выдачи метрических записей о лицах римско-католического исповедания, вступающих в брак с православными. Министр Внутренних Дел, в последствие происходившей с ним переписки о точном соблюдении со стороны римско-католического духовенства требования закона о троекратном оглашении в костёлах смешанных браков, в отношении от 4 Июня 1888 года за 23, на имя Г. Синодального Обер-Прокурора, объяснил, что Киевский Генерал-Губернатор сообщил, в копии, представление к нему Луцко-Житомирского римско-католического Епископа о встреченных им затруднениях при исполнении последовавшего по сему предмету указа Коллегии о производстве в костёлах оглашений смешанных браков, и с своей стороны присовокупил, что в прежнее время православное духовенство юго-западного края требовало от католиков, вступающих в брак с православными, удостоверение от ксендзов о неимении со стороны римско-католической церкви препятствий к их браку с православными и о бытии их у исповеди и Св. Причастия. Но католическое духовенство обыкновенно уклонялось от выдачи подобных свидетельств, что в большинстве случаев приводило к тому, что такие браки не осуществлялись. Вследствие сего бывший Генерал-Губернатор юго-западного края, князь Васильчиков, в 1862 году, по соглашению с местными Преосвященными и с Луцко-Житомирским римско-католическим Епископом Боровским, признал возможным ограничиться требованием от римско-католического духовенства выдачи, в указанных случаях, удостоверения о внебрачном состоянии, звании, возрасте и принадлежности к известному римско-католическому приходу католиков, брачующихся с православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в колониях Саратовской и др. губерний) (privilegium immunitatis). Во второй половине своего царствования Екатерина II старалась ограничить дарованные ею римско-католической церкви privilegia fori u immunimamis с помощью главным образом законов 1772–73 гг., запрещавших в России без разрешения местного губернатора объявления каких либо папских булль и сосредоточивавших высшее управление в руках Могилевского епископа Сестренцевича. Правовое положение римско-католической церкви в России однако же опять изменилось к лучшему при императорах Павле I u Aлekcahдpe I... Не ухудшилось правовое положение римско-католической церкви в России и после 1810 г., т.е. после учреждения Главного Управления по духовным делам, потому что это Управление, хотя и ограничивало privilegium fori... но значение этих ограничений терялось от того, что во главе Управления был поставлен князь Голицин – друг иезуитов, в силу чего, по сознанию даже представителя римского-католицизма в России – епископа Сестренцевича, католики в Русском государстве пользовались такою свободою, которая присуща лишь господствующей церкви... При Николае I правовое положение римско-католической церкви... даже улучшилось, так как в силу заключенного в 1847 г. конкордата с римским первосвященником к прежним правам, усвоенным римско-католическому духовенству, были присоединены еще права: свободно определять границы римско-католических епархий и самому папе назначать епископов для России и Польши по соглашению с русским правительством. Только при Александре II после того как было установлено участие римско-католического клира в польском восстании, правительство русское издало узаконения, нормирующие правовое положение клира римского в России, по коим сношения русских католиков производятся при посредстве представителя русского государства, католическое духовенство избирается из русских подданных, при поступлении на должность члены его дают клятву исполнять государственные законы и за уголовные и государственные преступления судятся наравне с другими подданными...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010