Так и древнейшая Церковь обетование, данное через Петра Церкви, не воспринимала как непогрешимость Петра, как признание Петра мистическим камнем, на котором зиждится Церковь , каковой камень продолжает будто бы таинственно жить в преемнике Петра – Папе, являющимся видимым Главою Церкви (ведь к этому сводится учение римско-католической Церкви о Папе и его власти). Предварительно укажем еще, что согласно Евангелию (на что ссылаются и отцы) власть ключей дана не только Петру («и дам тебе ключи царствия небесного, и что свяжешь на земли, то будет связано на небесах» и т.д.), но была дана и прочим апостолам и через них Церкви. Об этом читаем в том же Евангелии от Матфея двумя главами дальше (18:18): «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». А в Евангелии от Иоанна повествуется о явлении Христа по воскресении ученикам: «Сказав это дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (20:22–23). Остановимся немного на древнейших толкованиях этих слов о камне в церковной традиции. Самое раннее толкование имеем у Тертуллиана , который считает, что слова Господа относились к Петру лично, а никак не к его преемникам. Иначе, но так же отлично от римской точки зрения, толкует это место Ориген 231 : слово, сказанное Петру, относится ко всякому исповедующему Христа, Сына Божия. Мы все, истинно верующие и исповедующие Христа Сына Божия, становимся живыми камнями, на которых зиждется Церковь . Другими словами: исповедание Петрово (и наше), вера в Сына Божия есть камень, на котором зиждится Церковь . Приведем это место Оригена : «Если и мы скажем, как Петр: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», причем не плоть, не кровь открыли нам сие, но свет воссиял в нашем сердце от Отца, который на небесах, то мы становимся Петром, и нам тогда может быть сказано Словом Божиим: «ты – Петр» и далее. Ибо камнем является всякий ученик Христов... Если же ты думаешь, что на едином том Петре обоснована Богом вся Церковь , то что ты скажешь об Иоанне, сыне громовом, или о каждом из апостолов? Или неужели мы осмелимся сказать, что только Петра одного не преодолеют врата адовы, а других апостолов и святых преодолеют?..» (Commentariorum in Matthaeum, t. XII, c. 10 et 11). Ориген видит в словах Христа обетование, данное всем христианам, истинно верующим в Сына Божия. Обычно отцы видят в этих словах обетование, данное Церкви в ее совокупности и единстве, – Церкви, олицетворенной в Петре, к которому обращены слова. Так толкуют это место, напр., Киприан и Августин.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

3. Настоящее Совещание, дорогие братья во Христе, осуществляется в рамках великого юбилея не только для Православной Церкви, но и для всего христианского мира. Хотя мы не знаем точную дату рождения Апостола языков Павла, но формально она установлена около 8 г. п. Р.Х., то есть две тысячи лет тому назад. Этот факт побудил и другие христианские Церкви, например Римско-Католическую, объявить сей год годом Апостола Павла. Очевидно, что Православная Церковь, которая многим обязана Апостолу Павлу, не могла остаться в стороне. Первый и самый большой долг — это создание, посредством проповеди и всего апостольского деяния, «избранного сосуда Христова», Церквей на территориях современных Православных и Автокефальных Церквей, а именно Церкви в Малой Азии, в Антиохии, на Кипре и в Греции. Учитывая этот долг, Вселенская Патриархия приняла решение организовать паломничество по некоторым местам проповеди Апостола, находящимся на ее канонической территории, и пригласить братьев Предстоятелей Святейших Православных Церквей, чтобы всем вместе почтить бесчисленные труды и жертвы божественного Павла, который «был… в ранах, более в темницах и многократно при смерти… много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11, 23–27). Все это он перенес при учреждении и укреплении тех Церквей, служение и забота о которых были предоставлены нам Божией милостью. Другой наш долг перед «трудами любви» великого Апостола — это его учение, которое было отражено в его посланиях и в «Деяниях Апостолов», написанных его соработником евангелистом Лукой. Это учение, выражающее «чрезвычайность откровений» (2 Кор. 12, 7), которых удостоился Павел благодатью Господа, остается проводником и компасом Церкви Христовой через века, фундаментом догматов нашей веры, ненарушимым каноном веры и бытия для всех нас, православных христиан. Высота и глубина понятий этого учения были в веках, и продолжают быть источником для богословия Церкви.

http://e-vestnik.ru/world/svyatejshij_pa...

7 . Из декреталии о канонических книгах папы Геласия I (492−496 гг.). «... Святая Римская Церковь не приобрела главенство в силу постановления Соборов, но обладает им по слову Господа и Спасителя, как оно находится в Евангелии: «И Я говорю тебе: ты – Камень (Петр), и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18 −19). Итак, первое место принадлежит Римской Церкви, Престолу Апостола Петра, «не имеющей пятна или порока, или чего-либо подобного» ( Еф.5:27 ). Второе место принадлежит Александрии – освященной пламенем Петра через Марка, как его ученика и евангелиста... Третье же место принадлежит Антиохии, прославленной пребыванием там того же блаженного апостола Петра...». (H. Deuzinger Ench. Symbol, 922, р. 72). 8 . Из письма «Adeone te» папы Пелагия III (556−561 гг.) к некоему епископу (ок. 560 г.). «Неужели ты, возведенный на высшую ступень священства, не знаешь, что впадаешь в раскол, когда отпадаешь от общения с Апостольским Престолом? Неужели ты, поставленный народу для проповеди , не читал, что Христос, Господь наш, учредил Церковь на князе Апостолов, дабы «врата адовы не одолели ее?» ( Мф.16:18 ). А если читал о том, где еще мнишь быть Церкви, когда в нем одном объединяются все апостольские Престолы? Кому еще так же, как ему, кто получил «ключи», была дана власть «вязать и решить»? ( Мф. 16:19 ). Но потому ему одному сначала было обещано дать то, что потом всем было дано, чтобы, как толкует это блаженный Киприан-мученик, было указано единство Церкви. Почему же ты, возлюбленный во Христе, заблуждаешься касательно этого толкования или в чем ином надеешься обрести спасение?». (H. Deuzinger Ench. Symbol. 922., р. 102−103). 9 . О единстве Церкви. Булла «Unam Sanctum» от 18 ноября 1302 г. папы Бонифация VIII (1294−1303). «...Высший духовный авторитет может быть судим только лишь Богом, но не людьми. По свидетельству Апостола: «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (Кор.2:15). Следовательно, авторитет этот, хотя и уделен человеку и человеком применяется, не является человеческим, но скорее божественным, данным Петру и его преемникам божественным глаголом: «...еж аще свяжеши...» ( Мф.16:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Будем все бодрствовать и беречься тех лжеапостолов, которые приходят к нам в одеждах овчих, чтобы прельщать простых и неопытных наших братий разными коварными обещаниями! Они все для себя считают позволенным и допускают единение церквей, под условием признания римского папы верховным и непогрешимым главой и неограниченным повелителем всей Церкви, единственным на земле наместником Христа и источником всякой благодати. Особенно же мы, благодатью и милостью Божьего поставленные епископами, пастырями и учителями святых Божиих Церквей, будем внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил нас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею ( Деян. 20:28 ), ибо мы дадим ответ. Посему будем увещевать друг друга и назидать один другого ( 1Фес. 5:11 ). Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную Свою славу во Христе Иисусе… да совершит нас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми ( 1Пет. 5:10 ) и даст просвещение светом благодати Его и познания истины всем, которые далеко вне единой святой соборной и православной паствы словесных Его овец. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Резолюция совещания предстоятелей и представителей автокефальных православных церквей по вопросу «экуменическое движение и православная церковь» 1948 г. Мы пришли к полному и согласному пониманию, что в настоящий период времени на Православную Церковь направлено влияние инославия, по меньшей мере, с двух сторон. С одной стороны, возглавление Римско-Католической Церкви в лице папства, как бы потеряв чувство спасительной веры в неодолимость Церкви Христовой вратами адовыми и в заботах о сохранении своего земного авторитета идя по пути использования политических связей с сильными мира сего, пытается соблазнить Православную Церковь на соглашение с ним. К этой последней цели папство стремится посредством создания разного рода униональных по направлению организаций. С другой стороны, протестантство, во всем его многообразии и раздробленности на секты и толки, изуверившись в вечности и незыблемости христианских идеалов, в своем горделивом презрении апостольских и древнеотеческих установлений, стремится выйти на путь противостояния римскому папизму.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

И еще одно скажу православным пастырям. В особенности сейчас душа болит за молодежь, которая находится под ветрами самых различных противоцерковных, противорелигиозных, антиморальных влияний. Отовсюду на молодую душу обрушивается это как ураган. Что можно этому противопоставить? Не только научение головы. А нужно, чтобы дети, молодежь, юношество почувствовали тепло и свет около Церкви. Есть такая молодежь, у нас тут есть, есть всюду, где только наша Церковь имеет свои очаги и гнездышки. Если молодежь почувствовала тепло и свет около Церкви, она уже наша. Но, увы, ее совсем немного. И нужно пастырям заботиться о том, чтобы именно молодежь привлекать и не просто логически ей что-то доказывать, а чтобы молодая расцветающая душа, повторяю, около Церкви почувствовала себя уютно, почувствовала себя дома, почувствовала тот свет и тепло, которые православная вера и Церковь вокруг себя распространяют. И вот когда молодая душа это почувствует, повторяю, она наша, потому что вкусивший сладкого горького не захочет. Предисловие и публикация Александры Никифоровой Рейтинг: 9.7 Голосов: 54 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 28 мая 2009, 14:34 Giennfdij. Что дороже Господь или люди? В данном случае предки.Каждый даст отчёт Богу на Страшном Суде,а не предкам. " ...предоставь мертвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царство Божие. " (Лук.9,60) Дмитрий Хесин 27 мая 2009, 23:32 Для Ярослава: Это неправда, что православные считают католиков хуже сатанистов! Мы считаем заблуждением римско-католической церкви ее стремление постичь Бога разумом. Только через сердце можно обрести Господа нашего! Кроме того, Христианская Церковь должна быть равноапостольской, вспомните слова к апостолам - " Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом " . Это неправильно и просто нечестно, когда одна из Поместных церквей пытается навязать другим свое главенство. И никто не может быть во главе Церкви кроме Господа нашего Иисуса Христа «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Поэтому мы никогда не признаем единоличную власть Папы Римского. Сомнителен догмат безгрешности Папы, сама история показывает нам, что на папском престоле были люди далеко не безгрешные. Да и как может быть человек безгрешен?

http://pravoslavie.ru/30547.html

(Какие змиины козни, какие прикровенные фальши и увлечения злохитрым обманом укроются от таких очей, и какая противоблагодатная гордыня не низложится и не сокрушится под такими ногами Самого Единосущного Сына Божия?): „Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последния дела твои больше первых“ (заметим это практическое направление). „Но имею немного против тебя: потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное“. (Мы видели образ жены светоносной, сообразной с Материю Сына Божия, матери „сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа“, словом – Церкви православной, гонимой древним змием: здесь указуется совсем противоположного рода жена, подручная уже, очевидно, змию обольстителю, извратительница пророчественного достоинства, самозванно только восхищаемого ею, учащая христианские души изменять Единому только их жениху и главе – Самому Господу, и идолослужительствовать пред человеком грешным, как пред непогрешимым Господом. Да освободит Христос, Сын Божий, всякую именуемую по Его имени церковь от применения к ней и даже от приражений духа и очертания этой новой Иезавели, не смешиваемого, впрочем, ни в каком случае ни с чем, в той же самой церкви, благодатно живым, принадлежащим уже —489— истинной вере и верности Христу!). „Я дал ей, – продолжает Сын Божий о жене-Иезавели, время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот Я низвергаю ее на одр, и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих“ (Какое глубокое расстройство во всех членах своих, от самозванной своей головы до ног, уничижаемых клерикалами мирян, испытывала и испытывает церковь неправославного Запада, некогда подобно Фиатирской процветавшая и плодоносная особенно практическим христианским направлением, а потом попустившая подобной той же церкви воздействовать в себе Иезавелину духу! Сколько горя пало на политический мир и общественную жизнь Запада, любодейно изменившего с своею церковию единственному Главе всего небесного и земного! Мы говорим о Римско-католической церкви только в том отношении, насколько она неправославна или допустила у себя Иезавелиной злостной лжи).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лучше не скажешь. Я бы только уточнил, что финансовые и сексуальные скандалы в церковной среде воспринимаются особенно омерзительно по двум причинам: во-первых, потому что «где ярче свет, там гуще тьма», и всякое пятно смотрится темнее на светлом и грязнее на чистом, а во-вторых, потому, что «право сильного» в Церкви - это фундаментальное извращение церковного сознания , противное самой природе церковности ( как бы много ни было поводов думать иначе ). Это «право сильного» может лукаво истолковываться как иерархический принцип и гарантия устойчивости системы, стабильности церковной жизни, однако, понимание иерархического начала столь приземленно, в призме падшего сознания и порожденной им системы представлений, по недоразумению называемой «здравым смыслом» (ну как «падшее» может быть «здравым», т.е. целостным, здоровым?) - это надругательство над замыслом Божиим об иерархическом начале, выраженном в словах: «...почитающиеся князьями народов, господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10; 42 - 45). На этом и строится иерархическое сознание Церкви Христовой, в этом контексте и следует понимать ту колоссальную власть, которая дается в ней пастырям и архипастырям. Нынешний Папа Римский пытается спасти репутацию Римско-Католической Церкви, принимая энергичные меры как в кадровой политике, выявляя и искореняя в церковной среде постыдный порок, так и принося покаяние за лже-пастырей. Политика прежнего Папы, суть которой сводилась к попыткам что-то исправить, замалчивая проблему, из опасения, что это повредит репутации Церкви , провалилась . Это неудивительно: нечистоты, не очищаемые вовремя, тщательно и энергично, из опасения, что «душок» просочится во вне, выходят из-под контроля и прорываются наружу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Об этом-то Таинстве и напоминал ефесским пастырям ап. Павел, когда говорил им: «внимайте себе и всему стаду, в котором вас Дух Святый поставил блюстителями (епископами), – пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел кровно Своею» ( Деян. 20, 28 ). Поэтому пресвитеры и называются ещё пастырями (епископы – архипастырями), ибо они должны так же питать и напоять своих прихожан духовно, как пастыри своих овец и вообще стада питают телесно. В. Каковы в Церкви степени Священства? О. Необходимых степеней три: ДИАКОНЫ, которые служат при Таинствах и церковных службах, но сами не могут совершать их; ПРЕСВИТЕРЫ, которые совершают церковные службы и таинства, в зависимости от своего епископа; и, наконец, ЕПИСКОПЫ, которые не только могут совершать все службы и таинства, но преподают чрез рукоположение и другим благодатный дар совершать их, так что без епископов не может быть благодатной жизни в церкви, – ни иерархии, ни служб, ни Таинств. О епископской власти рукоположения писал ап. Павел своим ученикам-епископам, а) Титу: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты завершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит. 1, 5 ); и б) Тимофею: «рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5, 22 ). 52 В. В каких церквах сохраняется в настоящее время законная иерархия? О. Из существующих ныне церквей неоспоримо законное священство имеет наша Православная Церковь , которая, как мы уже знаем, уже и по этой причине именуется Апостольскою. Преемственную от апостолов иерархию имеет Римско-католическая; армянская и некоторые другие ДРЕВНИЕ Церкви. Несомненно НЕ ИМЕЮТ законного священства все сектантские и протестантские общины, так как в них нет епископского, преемственного от апостолов, рукоположения. 53 В. Что есть брак? О. Брак есть Таинство, в котором жених и невеста дают обещание взаимной супружеской верности пред священником, а он благословляет их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковию. «Что Бог сочетал, человек да не разлучает» ( Мф. 19, 6 ), – сказал о брачном союзе Спаситель. Отсюда мы видим, что 1) – союз этот от Бога, и 2) страшный грех у тех, кто изменой этот союз разрушает. «Посему оставит человек отца своего и матерь, – писал ап. Павел: – и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть. Тайна сия велика, – я же говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5, 31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

составитель Терещенко Т. Н. ПРАВОСЛАВИЕ Господь во святом Евангелии глаголет: Если кто церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ). Будет ли тому хорошо на Страшном Суде, кто явится там в числе язычников? Русскому православному человеку вернее и лучше рассуждать и действовать не по-немецки и не по иностранным обычаям, а согласно с правилами Православной Церкви. Апостол пишет: Один Бог; одна вера ( Еф. 4, 5–6 ), т.е. как истинный Бог Один, так и истинное вероисповедание одно, начавшееся от Иерусалима, а не от Рима. Православная Церковь во всей вселенной едина: в Иерусалиме, в Антиохии, в Александрии, в Греции и в России (прп. Амвросий, 1). Пишете, что вы римско-католического вероисповедания, но по чувствам – православная, и уже несколько лет имеете желание принять Православие, но еще не вполне уверены, угодно ли это будет Богу... На это утвердительно могу отвечать, что это весьма угодно будет Богу, во-первых, потому что в вас давно видно явное призвание свыше к присоединению к Православной Церкви, как Сам Господь говорит об этом в Евангелии: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня ( Ин. 6, 44 ). Во-вторых, потому что хотя вероисповеданий христианских и много, но истинное вероисповедание едино есть по сказанному от апостола: Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4, 5 ). Было время, и именно в первые века христианства, Иерусалимская и Римская, то есть Восточная и Западная, Церкви составляли одно и веровали одинаково и содержали одни постановления. Но по времени, когда первая, то есть Римская, стала позволять себе некоторые уклонения и нововведения, то и произошло разделение между Восточной и Западной Церквями… мы укажем только на самые главные нововведения, из коих вы сами ясно можете понять правость и неправость Церквей. 1 . В первые века одинаково и Восточная, и Западная Церковь исповедали, что Дух Святой исходит от Отца, но по времени Римская Церковь сделала прибавление: и от Сына, вопреки словам Самого Господа: Дух истины, Который от Отца исходит ( Ин. 15, 26 ). Восточная же Православная Церковь содержит этот догмат по точному слову Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

А Иисус омыл наши грехи,и основал таинства православной церкви(в которых и грехи опускаются как на таинстве Исповеди,и душа человека соединятеся с Богом в таинстве Причастия, в таинстве Крещения человек отрекается от сатаны и становится членом церкви,после чего человек и получает право учавствовать в таинствах православной церкви). Владислав 1 ноября 2012, 16:41 Инквизиция в Российской империи (взято из Википедии). В Российской империи организация с похожим названием, «Приказ протоинквизиторских дел», была создана в 1711 году указом Петра I для надзора за епископами в их церковной хозяйственной и судебной деятельности в делах небольшой важности. В состав духовных инквизиторов входили представители чёрного и белого духовенства. В 1724 году Приказ протоинквизиторских дел прекратил свое существование, однако должности инквизиторов были упразднены лишь 25 января 1727 года. По словам П. И. Мельникова (принимавшего в качестве чиновника министерства внутренних дел участие в преследованиях старообрядцев), «действия московской инквизиции далеко не то, что действия инквизиции римско-католической; она просуществовала не более пяти лет и не успела развить свои действия, как хотелось инквизиторам … Главное же потому инквизиция не имела у нас значительного развития, что будучи противна духу православия она в самом духовенстве не встретила сочувствия» Владислав 1 ноября 2012, 16:40 Посмотрим даже Библию: Во Второзаконии (18, 9–13) сказано: " Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим " . Святой Апостол Павел в Послании к Галатам ясно говорит, что волшебники, как и прелюбодеи, блудники, идолослужители, еретики и прочие " Царствия Божия не наследуют " (5, 21).

http://pravoslavie.ru/44861.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010