в Римской курии было создано особое ведомство, начало к-рому положил папа Римский Климент VIII , учредивший в 1593 г. комиссию кардиналов, занимавшуюся предоставлением И. и контролем за их выдачей. 6 июля 1669 г. motu proprio «In ipsis pontificatus» папа Римский Климент IX преобразовал эту комиссию в Конгрегацию индульгенций и реликвий (Sacra Congregatio Indulgentiarum et Sacrarum Reliquiarum), в сферу деятельности к-рой входило предоставление И. и определение условий их получения, а также разъяснение связанных с ними богословских и практических вопросов. 28 янв. 1904 г. motu proprio «Quae in Ecclesia» папа Римский Пий X объединил эту конгрегацию с Конгрегацией обрядов. В ходе реформы Римской курии, объявленной 29 июня 1908 г. конституцией «Sapienti consilio», папа Пий Х упразднил Конгрегацию индульгенций и реликвий, передав ее функции секции по делам И. при Конгрегации Sanctum Officium. 25 марта 1917 г. motu proprio «Alloquentes» папа Римский Бенедикт XV закрепил обязанности предоставления И. за Апостольской пенитенциарией . С 1807 г. периодически издавался сборник постановлений конгрегации (Raccolta di orazioni e pie opere), в к-ром публиковались правила и условия получения И., а также связанные с ними молитвы и духовные упражнения (чтение розария , молитвенные размышления над к.-л. темой и т. д.). С 1877 г. «Raccolta...» получили статус официального издания Конгрегации, в них стали помещаться декреты и рескрипты о даровании к.-л. И. По поручению папы Римского Льва XIII в 1883 г. были опубл. все решения и определения конгрегации с 1668 по 1882 г. (Decreta authentica), в 1885 г. отдельно были изданы все предписания конгрегации (Rescripta authentica). В период Контрреформации наибольшее распространение получили папские И., складывались их различные виды. С кон. XVI в. одним из них становится т. н. апостольская И. (полная или частичная), получение к-рой связано с использованием получивших папское благословение предметов (четок, крестиков, медальонов, икон и священных изображений и др.).

http://pravenc.ru/text/чистилище.html

XI - 1-я четв. XII в.), обусловил увеличение числа исходящих из курии документов (приговоры, решения и определения папских судов, привилегии, послания). Они содержали т. зр. Римской курии на различные актуальные вопросы и возникавшие новые правовые реалии и стали основой нового Д. п. Главным источником нового права были декреталии, определенную долю среди источников Д. п. составляли папские грамоты др. типов - привилегии, nocmahobлehuя-consmimumiones, а также постановления Соборов XII - нач. XIV в. Определяющую роль в формировании папского общецерковного Д. п. сыграли университетские ученые-юристы. Во 2-й пол. XII в. они стали собирать папские декреталии, чтобы отслеживать по ним новейшее папское право, изучать его и преподавать студентам. Авторитет и применение сводов декреталий во 2-й пол. XII в. и аутентичных папских сводов в XIII - нач. XIV в. зависели от их признания в ун-тах и широты употребления в преподавании. С кон. XII - 1-й трети XIV в. до Тридентского Собора и позднее папы так и не смогли полностью взять под контроль процесс составления канонистами сводов декреталий и др. документов правового и нормативного характера, о чем свидетельствует неаутентичный характер некоторых сводов и бытование в них экстравагант, т. е. декреталий и др. постановлений, «ходящих вне» (extravagantes) Декрета Грациана и аутентичных декретальных сводов. В XIV в. канонисты начали отслеживать новейшее право по решениям папского суда, суда Римской Роты, и составление новых сборников декреталий существенно сокращается. Первоначально декреталии дописывались на полях Декрета Грациана в соответствующих тематических разделах, затем в качестве приложений после его текста; в 60-х гг. XII в. появляются самостоятельные сборники декреталий. Они были невелики по объему и содержали от 10 до 100 посланий (litterae). Текст декреталий давался в ранних сводах в полном виде, следы редактирования и систематизации отсутствовали, поэтому в историографии эти своды принято обозначать как «примитивные». Содержащиеся в них послания назывались «jus novum» в противоположность «jus antiquum», канонам церковного права, не вошедшим в Декрет Грациана.

http://pravenc.ru/text/171628.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Из инструкции Папской курии нунцию в Польше Руини о методах и средствах насаждения католицизма и унии в Речи Посполитой (1612 г.) (Перевод с польского) Текст приводится по изданию: Уния в документах. Минск, 1997. С.185-186 Во всех своих действиях внимательно следи за тем, чтобы никем не была обнаружена иная цель, кроме той, о которой ранее говорилось, т.е. со хранение и распространение католического вероисповедания. Поэтому следует поступать очень осторожно в подходе к другим государственным делам, чтобы избежать всяких подозрений, легко зарождающихся в умах этого народа. Кроме еретиков, в Польше имеются схизматики, ненавидящие католиков, а еще больше униатов, т.е. тех, которые отошли от схизмы и не присоединились к Римской церкви. Эта их ненависть еще усилилась с тех пор, как король своим решением передал униатам несколько виленских церквей, принадлежавших схизматикам, которые не прекращают ходатайствовать об отмене этого решения. Хотя, судя по набожности короля и католических вельмож, можно ожидать от них постоянного попечительства над унией, тем не менее глав ной вашей обязанностью является содействие униатам во всех делах, т.к. уния сильно интересует папу, который надеется, что с распространением ее и остальные схизматики объединятся с Римской церковью. Он неоднократно просил короля, а несколько месяцев тому назад горячо настаивал, чтобы киевскому митрополиту было предоставлено место в сенате и по этому же вопросу писал князю [Янушу] Острожскому, краковскому кастеляну, чтобы он со своей стороны постарался облегчить ему вхождение в сенат. Однако поскольку письма дошли до Польши только после смерти нунция, предшественника в. м., и не были переданы, то теперь они заново переписаны, чтобы вы, своевременно вручая их, постарались добиться в этом деле результата в соответствии с требованиями этих писем, копии которых у вас имеются. Вы сможете договориться об этом с архиепископом киевским, который и является русским митрополитом, чтобы получить у него необходимые сведения для благополучного достижения результата этого задания. В этом, так же, как и во всех других делах, в которых можно ожидать сопротивления со стороны недругов католического вероисповедания, следует поступать, соблюдая всяческую осторожность и величайшую тайну, чтобы избежать препятствий и легко и спокойно достигнуть намеченной цели. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/443994/

Чтобы уладить религиозные споры, которые, в форме борьбы за глаголитскую литургию, волнуют Кроацию и Далмацию и возбуждают в римской курии, удрученной уже движением Los von Rom, серьезные опасения за возможное отпадение славян Австрии от папства, Пий Х созвал в Риме конгресс далматийских и кроатских епископов, для того, чтобы они под руководством римской курии указали, какие меры следует применить, чтобы успокоить волнение в их епархиях. Конгресс продолжался от 21-го мая до 4-го июня 1905 г., и в нем принимали участие под председательством» кардинала Серафима Ваннутелли следующие архиепископы и епископы: Позилович, архиепископ Загреба, Марович, епископ Сени, Иордан, архиепископ Гориции, Иеглич, епископ Лайбаха, Флапп, епископ Баренцы и Полы, Нагл, епископ Триеста и Каподистрии, Дворник, архиепископ Зары, Накич, епископ Спалато, Марчелич, епископ. Рагузы, Палисич, епископ Себенико, Уччеллини, епископ Катаро, Махнич, епископ Вельи, и Занимович, епископ Дезины (Nvar). Конференции были продолжительны и облечены строжайшей тайной; но вдруг епископы исчезли, а между тем никто не знал, что произошло 1661 . В Риме стали кричать, что Пий X остался очень недоволен скорее националистскими, чем религиозными требованиями славянских епископов, на которых в Ватикане смотрели, как на полу раскольников. Документы, касательно требований славянских епископов и духовенства не были напечатаны, тем не менее нам удалось познакомиться с двумя из них: первый, без названия, на латинском языке, есть меморандум епископов, предъявленный римскому престолу, вто- —133— рой – памятная записка духовенства епархий Загреба, Гориции, Зары и Сараева, озаглавленные: Preuzviseni Nadbiskupi i Biskupi crkovnih pokrajina Zagreba, Gorice, Zadra, Sarajeva. Эти документы позволяют нам изучить последний эпизод борьбы за славянскую литургию в Кроации и Далмации. В них славянские епископы приводят 1) фактические доводы, которые доказывают постоянное и непрерывное употребление глаголитского наречия в литургии названных провинций от введения у славян христианства святыми Кириллом и Мефодием до наших дней; 2) юридическая основания, доказывающие законность этого обычая, как с точки зрения общих канонических принципов католической церкви, так и в силу особенных распоряжений папского престола; 3) указывают меры, которые должна принят римская курия, чтобы успокоить возрастающее волнение среди славян Австрии и намечают уступки, которые следовало бы сделать, чтобы не оскорбить национального чувства, уже возбужденного борьбой, начатой против глаголитского наречия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По поводу сомнений в некоторых кругах насчет позиции Церкви в отношении гомосексуальных союзов папа Франциск пояснил, что «на Синоде никто не говорил об однополых браках». Обсуждались ситуации в семьях, в которых кто-то из детей имеет гомосексуальную ориентацию, а также связанные с этим пастырские вопросы, в том числе касающиеся таинства исповеди. По поводу реакции в печати на синодальный «Доклад после дискуссий» понтифик подчеркнул, что это был всего лишь предварительный документ, а то, что действительно играет роль, - это постсинодальный отчет, заключительные послание и сама речь папы. В то же время «не следует бояться» продвигаться вперед под водительством Святого Духа. В заключительной речи, напомнил папа Франциск, он сказал, что «ни один из пунктов учения Церкви о браке не был отвергнут». В отношении разведенных, вступивших в повторный брак, были подняты многие вопросы пастырского характера. Однако «один лишь доступ таких людей к святому причастию не является решением: подлинным решением является их интеграция». «Это верно, что они не отлучены от Церкви, - отмечает Папа, - но они не могут быть крестными, не могут читать с амвона литургические чтения на святой мессе, не могут раздавать Святое Причастие, они не могут преподавать катехизис»: поэтому «кажется, будто они отлучены». Болезненность такой ситуации особенно очевидна потому, что крестным, например, вполне может стать «коррумпированный политик» только потому, что он состоит в церковном браке. Поэтому «некоторые вещи и нормативные ценности» требуют перемен. Тем, кто говорит о так называемой «путанице в Церкви», Папа Франциск ответил: «Я постоянно произношу речи и проповеди, и в этом - учительство. Это то, что я думаю, а не то, что приписывают мне газеты». Говоря о реформе римской курии, понтифик отметил, что «этот процесс - неспешный» и в 2015 году он, скорее всего, не завершится. Одним из обсуждаемых предложений является объединение ведомств по делам мирян и семьи, а также касающееся Папского совета «Справедливость и мир». Папа Франциск вновь подтвердил, что ему лично более близка «духовная реформа сердец», - об этом он еще будет говорить в готовящейся рождественской речи в Аудиториуме им. Павла VI на встрече с сотрудниками римской курии и администрации Ватикана с семьями. Папа Франциск заметил, что его не тревожат «разногласия», проявившиеся во время куриальной реформы», напоминая, что «весь этот процесс был начат по инициативе кардиналов на общих собраниях еще перед конклавом». В отношении Ватиканского банка (Института религиозных дел) Папа подчеркнул, то он «работает прекрасно», а экономическая реформа «успешно продвигается».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Задачей этого секретариата стало налаживание диалога с коммунистическими странами и с прокоммунистическими движениями в странах Запада. Motu proprio «Integrae servandae» от 7 дек. 1965 г. (AAS. 1965. Vol. 57. P. 952-955) П. радикально реформировал главную дикастерию Римской курии - верховную Конгрегацию Sanctum Officium. Конгрегация утратила статус верховной дикастерии и была переименована в Конгрегацию вероучения. Должность префекта по-прежнему оставалась за папой Римским, но уже 9 февр. 1966 г. секретарь Конгрегации кард. А. Оттавиани был назначен исполняющим обязанности префекта (пропрефектом), тогда как П. числился префектом. Во исполнение соборного декрета «Apostolicam actuositatem» motu proprio «Catholicam Christi Ecclesiam» от 6 янв. 1967 г. (AAS. 1967. Vol. 69. P. 25-28) папа учредил Совет по делам мирян. Этим же документом в рамках Совета по делам мирян была образована папская комиссия «Iustitia et pax» (Справедливость и мир), к-рая должна была заниматься разработкой социального учения Римско-католической Церкви. Позднее П. придал этой комиссии статус независимой дикастерии (motu proprio «Iustitiam et pacem» от 10 дек. 1976 - AAS. 1976. Vol. 68. P. 700-703). Основной этап реформы Римской курии был осуществлен после принятия апостольской конституции «Regimini Ecclesiae universae» от 15 авг. 1967 г. (AAS. 1967. Vol. 69. P. 885-928), опиравшейся на указание соборного декрета «Christus Dominus». При Гос. секретариате был создан Совет по общественным делам Церкви (Sacrum Consilium pro Publicis Ecclesiae negotiis), заменивший собой Конгрегацию чрезвычайных церковных дел, к-рая была упразднена. Конгрегация Восточной Церкви стала Конгрегацией по делам Восточных Церквей, а Консисториальная конгрегация - Конгрегацией по делам епископов. Конгрегация Собора стала Конгрегацией по делам духовенства, Конгрегация по делам монашествующих - Конгрегацией по делам монашествующих и светских институтов, Конгрегация пропаганды веры - Конгрегацией евангелизации народов. Конгрегация церемониала была упразднена, ее функции отошли к префектуре папского дворца, включившей в себя также упраздненные службы мажордома (префекта Апостольского дворца) и префекта тайных папских покоев.

http://pravenc.ru/text/2578533.html

Ватикан ежегодно публикует официальное издание Annuario Pontificio («Папский ежегодник»), в котором обобщаются новейшие справочные и статистические данные о деятельности Римско–католической церкви. В Annuario приводятся данные (обычно с 2–хлетним лагом) о численности верующих, списки пап с датами понтификатов, перечисляются все епархии, епископы и кардиналы Католической церкви (с контактной информацией и статистическими данными), все главы и официальные лица учреждений Римской курии. В справочнике можно также найти контакты всех нунциатур и дипломатических миссий Ватикана в мире, посольств различных стран при Святом Престоле, штаб–квартир монашеских орденов (со статистикой по каждому ордену) и католических учебных заведений. Одним из предшественников этого издания можно считать Liber pontificalis, где публиковались папские биографии и иные сведения о понтификах. Информационный ежегодник – предшественник современного Annuario Pontificio – был впервые издан в Риме в 1716 г. и продолжался до 1859 г. под названием Informazioni per l " Anno NN («Информация за ... год»). Начиная с 1851 г. один из депертаментов курии выпускал другое справочное издание под названием Gerarchia di Santa Chiesa Cattolica Apostolica Romana e di ogni rito, con notizie storiche («Иерархия святой апостольской Римской католической церкви и других обрядов с историческими примечаниями»), которое с 1860 г. получило название Annuario Pontificio. С 1870 г. это издание – первое собственное справочное издание Св. Престола – было прекращено, однако в компилятивном варианте его перехватила газета Giornale di Roma. С 1872 г. издательский дом «Fratelli Monaldi» приступил к публикации собственного ежегодника под названием La Gerarchia cattolica е la Corte Pontificia per Vanno NN («Католическая иерархия и папские владения в ... году»), в приложении к которому содержалась иная информация, касающаяся Св. Престола. В 1885 г. к изданию подключилась Tipografia Vaticana; тем самым сборник получил полуофициальный статус, который в 1899–1904 гг. перерос в официальный, получив соответствующий гриф. Однако в 1904 г. публикация была прекращена, а слово «официальный» в строгом смысле было применено к изданию, ставшему преемником Acta Apostolicae Sedis: новое издание под названием Acta Sanctae Sedis было провозглашено единственным официальным органом Св. Престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Палатинские К. Кард. Джулиано делла Ровере перед папой Римским Сикстом IV. Фрагмент росписи. 1477 г. Худож. Мелоццо да Форли (Ватиканская апостолическая б-ка) Кард. Джулиано делла Ровере перед папой Римским Сикстом IV. Фрагмент росписи. 1477 г. Худож. Мелоццо да Форли (Ватиканская апостолическая б-ка) Находившиеся непосредственно при папе К. получили наименование палатинских (cardinales palatini), т. е. дворцовых или придворных, в память о К. I тыс. по Р. Х., которые организовывали богослужения при папском дворе и в папских базиликах Рима. В XV в., после значительного расширения коллегии К., палатинские К. стали наиболее приближенными к папе и могли влиять на принятие решений по вопросам управления Церковью. К палатинским К. относились занимающие должности датария (продатария), секретаря папских бреве, секретаря мемориалов и гос. секретаря Папского престола. После реформы Римской курии, предпринятой папой Пием Х в нач. ХХ в., из палатинских К. остались только К.-датарий и К.- гос. секретарь. После II Ватиканского Собора должность датария была упразднена, и с 60-х гг. ХХ в. понятие палатинских К. исчезло из офиц. употребления, в т. ч. изъята из издания «Annuario Pontificio» . Одной из ключевых фигур в Римской курии и 2-м по влиянию иерархом в католич. Церкви после папы остается гос. секретарь Папского престола; эту должность всегда занимает К. (кандидат на должность, не имеющий кардинальского достоинства, назначается просекретарем до возведения в К.). К числу палатинских К. относились также т. н. К.-падроне и К.-непоты (лат. nepot - племянник), деятельность которых предшествовала появлению должности гос. секретаря. По окончании схизмы в католич. Церкви при папском дворе появилась традиция назначать в коллегию К. племянника или иного ближайшего родственника правящего папы, который пользовался его доверием и обладал большим влиянием. C 1471 г. огромным влиянием при дворе папы Сикста IV пользовался его племянник кард. Джулиано делла Ровере (буд. папа Юлий II), получивший прозвище Padrone (итал.- хозяин). В кон. XV в. сложилась система назначения К.-непотов. Однако злоупотребления К.-непотов, использовавших родственные отношения с папой Римским в корыстных целях, способствовали складыванию независимой структуры церковного управления - гос. секретариата во главе с К.- гос. секретарем. 22 июня 1692 г. буллой «Romanum decet Pontificem» папа Иннокентий XII официально упразднил непотизм, ведущую роль в церковном управлении получил гос. секретариат. К.-протектор

http://pravenc.ru/text/1681025.html

Противоречия с императором скорее помешали провести Л. С. в соответствии с замыслами понтифика; некоторые важные проблемы, вынесенные на рассмотрение Собором, так и не были решены. Состав Л. С. Сведения о числе участников Л. С. и об их национальном составе разнятся. В источниках содержится информация о присутствии на Л. С. лат. патриархов Иерусалима и Антиохии, патриарха Аквилейского, ок. 150 архиепископов и епископов, аббатов Клюни, Клерво, Сито, Сен-Бертена, представителей доминиканцев и францисканцев , 13 кардиналов и др. должностных лиц Римской курии. На Собор также прибыли имп. Балдуин IV, графы Раймунд VII Тулузский и Раймунд Беренгарий Прованский, послы франц. кор. Людовика IX и англ. кор. Генриха III, делегации из Венеции, Генуи, а также представители имп. Фридриха II. Большую часть делегатов составляли епископы и аббаты из Франции, Испании, Италии и Англии; не были представлены Венгрия (страна сильно пострадала от монголо-татар. нашествия) и Германия. Едва ли возможно говорить об оформлении имп. и папской партий, т. к. на Л. С. отсутствовали представители герм. и сицилийского духовенства, поддерживавшего Фридриха II, а на прелатов, к-рые не определились в своем отношении к императору, со стороны Иннокентия IV и Римской курии оказывалось постоянное давление. Представители светских государей и сеньоров занимали «нейтральную» позицию и считали своей задачей посредничество в заключении мира. Имп. Фридрих II, однако, не воспринимал Л. С. как изначально враждебный по отношению к нему. Так, он не препятствовал созыву Л. С., направил туда своих представителей, а впоследствии обвинял во враждебности не столько Собор, сколько папу Римского. Согласно «Brevis Nota», в перерыве между 2-й и 3-й сессиями (5 и 17 июля) папой проводились «консультации» с прелатами по поводу обоснованности осуждения императора, характера его преступления и согласия участников Собора с решением о его низложении. Печати архиепископов и епископов, давших свое согласие, сразу привешивались к булле о низложении Фридриха II, и при обнародовании документа на ней висело уже ок.

http://pravenc.ru/text/2110518.html

Исторически Конгрегации предшествовала комиссия, созданная в февр. 1562 г., во время работы Тридентского Собора, и состоявшая из 18 членов Собора. Целью комиссии была ревизия И. з. к. 1559 г. и создание на основе решений Собора нового И. з. к. Однако в связи с постоянным количественным ростом печатных изданий возникла необходимость в создании постоянно действующего органа в составе Римской курии. В 1571 г. папа Пий V учредил Конгрегацию индекса. Первое заседание новой Конгрегации состоялось 15 марта 1571 г. Папа Сикст V , в ходе реформы Римской курии создавший новую систему постоянно действующих Конгрегаций (булла «Immensa aeterni Dei» от 22 янв. 1588), определил круг обязанностей Конгрегации индекса: изучение книг и в случае обнаружения в их содержании положений, противоречащих католич. вероучению или морали, их запрещение или предписание авторам внести соответствующую правку. Конгрегация получила право привлекать экспертов в области богословия и канонического права, а также сотрудничать с наиболее значимыми европ. университетами. В случае необходимости Конгрегация имела право выдавать отдельным лицам разрешение на чтение запрещенных книг. Кроме публикуемого И. з. к. Конгрегацией составлялся не предназначавшийся для обнародования список сочинений, не подпадавших под запрещение, но содержащих разделы, требующие исправления или изъятия. Папа Бенедикт XIV конституцией «Sollicita ac provida» от 9 июля 1753 г. установил регламент процедуры изучения и запрещения книг, усложнив ее с целью избегать принятия поспешных решений. Папа Лев XIII конституцией «Officiorum ac munerum» от 25 янв. 1897 г. внес ряд изменений в порядок работы Конгрегации индекса. Во главе ее стоял кардинал-префект; ее члены назначались папой из числа кардиналов. В качестве «постоянного ассистента» в Конгрегации состоял магистр апостольского дворца (с 1968 должность называется «богослов Папского дома»). Должность секретаря Конгрегации индекса закреплялась за представителем католич. ордена доминиканцев . Советники Конгрегации назначались папой из числа епископов, прелатов и представителей монашеских орденов и конгрегаций.

http://pravenc.ru/text/389555.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010