И сильные вышли и стремились идти, чтобы пройти землю; и он сказал: идите, пройдите землю, – и они прошли землю. Тогда позвал он меня и сказал мне так: смотри, вышедшие в землю северную успокоили дух Мой на земле северной. (ст. 6–8). Под землей северной нужно, таким образом, разуметь, лежащую на север от Палестины, землю, где имело утвердиться христианство , сперва, как религия гонимая, а потом – торжествующая, и эта земля, конечно, есть Греко-Римская империя, где, первоначально всеми возможными способами угнетаемая, Церковь Христова, наконец, явилась господствующей и распространилась до самых отдаленных пределов севера, где, следовательно, наконец, успокоился, сострадавший страдавшим за него, дух Ангела Иеговы, наперед открывшего судьбу Своей Церкви через св. пророка Захарию 120 . Что же касается земли южной, то под нею, кажется, прежде всего, нужно разуметь саму Палестину и затем, все земли, лежащие на юг от нее, в которых, таким образом, по устроению Божию, христианство до сей поры живет совместно с язычеством, как предсказывалось, виденными св. пророком Захарией, пегими (белыми с черными пятнами) конями четвертой колесницы 121 . Внешним знамением того, что все, открытое пророку в видениях, несомненно сбудется, должны были служить, сделанные пророком из приношений вавилонских, евреев и сохранявшиеся на память, благотворителей в храме, два венца, из коих один должен был носить первосвященник Иисус, а другой должен был быть приготовлен для того великого Первосвященника, Которого только прообразом были все иудейские первосвященники. И было слово Господне ко мне: возьми у пришедших из плена, у Хелдая, у Товии и у Иедая, и пойди в тот самый день, пойди в дом Иосии, сына Софониева, куда они пришли из Вавилона 122 , возьми у них серебро и золото и сделай венцы 123 , и возложи на голову Иисуса, сына Иоседекова, иерея великого, (ст. 9–11). Хелдай, Товия и Иедайя, без сомнения, были присланы в Иерусалим оставшимися в Вавилоне иудеями с дарами, для новосозданного храма. Из этих даров, Иосия, сын Софонии, должен был сделать два венца – серебряный и золотой. Цель этого распоряжения Божественного легко объяснится, если вспомним, что слава второго храма иерусалимского обосновывалась на том, что в него имел прийти Мессия (см. Агг. 2:7,9 ). Поэтому-то Господь, открыв через св. пророка Захарию, сколько благ имел даровать Мессия Своей Церкви, – весьма естественно благоволил открыть через того же пророка и качества, имевшей овладеть, некогда, всей землей, чудной отрасли Дома Давидова, – качества, при которых можно не сомневаться, что эта отрасль выполнит все, что обещано Богом, касательно Церкви Христовой. Какие же, однако, эти качества?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Идет слив искусственно созданного компромата в Интернете, по радио, по телевидению, в журналах, в газетах. А в Писании сказано: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?.. Тот, кто… не принимает поношения на ближнего своего» ( Пс.14:1,2,3 ). Мы не имеем права принимать хоть какое-то свидетельство на наших братьев от внешних. Мы можем принять свидетельство на нашего брата по вере от двух-трех свидетелей. И оглашать эту информацию мы не имеем права. Потому что Господь сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви» ( Мф.18:15–17 ). А Церковь уже выносит решение. Какое? Судебное решение. Право суда принадлежит Церкви. Вы знаете, что христиане не имеют права обращаться в светские суды, если они судятся с христианами? Апостол Павел говорит: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?.. Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви» ( 1Кор.6:1,3–4 ). Сидит какая-нибудь судья-молокососка и судит двух христиан православных. Кто ей дал право судить верующих? По каким законам она судит? В светские суды мы можем обращаться только в том случае, если мы судимся с неверующими. Помните, как апостол Павел требовал суда кесаря для себя? Потому что он судился не со своими, а с внешними. Вот здесь можно подать в суд. А когда ты судишься со своими, надо требовать церковного суда. Сейчас возрождается Церковный суд. Архиереи говорят, что уже начинает действовать епархиальный суд. Но этого мало, должен быть общецерковный суд, чтобы человек мог подать в суд даже на своего архиерея. Потому что архиереи иногда себя ведут очень странно, перемещают священников с места на место… Некоторые архиереи вообще считают, что их епархия – это вотчина, откуда они деньги доят, и они, как гордые фарисеи, книжники, не любят народ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ин.17:26 . И сказах им имя Твое, и скажу, да любовь, ею же возлюбил Мя еси, в них будет, и Аз в них. 191 И Сам Он, и вместе с Ним внимавшие Ему ученики, говорит, познали Бога. Но чтобы кто-либо, увлеченный обманом к нелепым мыслям, пожалуй, не подумал, что как в Самом Христе, так и в учениках знание было совершенно одинаково, тотчас же различает и поставляет на вид разность, являя Себя открывающим, а их – получившими знание чрез Него. Господь наш Иисус Христос, как слово и совет и премудрость Отца, без научения ведает всё, что есть в Нём (Отце), и постигает глубины Родившего Его, как, без сомнения, и ум человеческий – что в нём есть, – и присущий нам и свойственный нам разум является знающим вообще всё, что есть в нас. А —125— божественные ученики не в качестве плода своего знания имеют возможность познавать нечто о Боге, но, световодимые Духом, постигают точный смысл таинств Сына и таким образом получают возможность уразумевать Отца. Поэтому благополезно и вполне справедливо присоединил Христос, что «и возвестил Я им имя Твое, и возвещу». Замечай опять, как одинаковая действенность Обоих, то есть Отца и Сына, проявляется в деле восприятия (людьми) боговидения. Отец научает, открывая Своего Сына, – нисколько не менее научает и Сын, открывая Отца. Поэтому и блаженному Петру говорит, около пределов Кесарии, называемой Филипповой: «блажен Вар-Иона, что плоть и кровь не открыла тебе, но Отец Мой, сущий на небесах» ( Мф.16:13, 17 ). Ведь ученик исповедал и утверждал, что уверовал в то, что Он есть Христос, Сын Бога Живаго. А теперь Сам о Себе говорит, что «возвестил им имя Твое, и возвещу». Так, Единородный не перестал открывать нам смысл таинства Своего, после того как открыл в начале предкам, но совершает это всегда, всевая каждому чрез Духа просвещение и руководя любящих Его к познанию того, что выше разума и слова. Что же совершит и какую доставит пользу нам тем, что открыл, как утверждает, уже ученикам и будет возвещать потомкам их, и это также показал Он в словах: «чтобы любовь, коею возлюбил ты Меня, в них была, и Я в них».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исполнилась полнота времен, когда Бог послал Сына Своего Единородного в мир. Христос родился в дни кесаря Августа, когда Римская империя простиралась от Парфии до Британии и гордо именовалась империей всей земли. Тогда «вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле». Значит, и в Иудее, которая была захвачена римлянами за шестьдесят лет до этого, а теперь управлялась Квиринием, римским правителем Сирии. Этой переписью Август намеревался утвердить свое могущество, но Промысл Божий направляет все к Своей цели. Христос родился в Вифлееме, что означает дом хлеба. Так угодно было Богу избрать это место для Того, Кто есть Хлеб жизни и Хлеб, сошедший с Небес. «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». То, что Господу не нашлось места в гостинице, — глубоко символично. Единственное место, которое было для Него на земле, был Крест. Поразительно, что первыми свидетелями явления Бога на земле были пастухи и Ангелы. Самые простые люди, которые пасли стада овец, предназначенных, может быть, для приношения в жертву в храме. И они первыми сподобились увидеть Агнца Божия, вземлющего грех мира. Ангел Господень сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Исполнилось пророчество: «Яко Отроча родися нам, Сын, — и дадеся нам» (Ис. 9, 6). Это поистине радость, великая радость всем людям. И эта радость тотчас же раскрывается: пастухи — в свете с Ангелами, иначе говоря, — на небе. Ибо спасение для человека заключается в том, чтобы жить в присутствии Божием, быть причастным Его жизни и славе. Небо на земле, пастухи на небе. Будничное служение пастухов становится Святое Святых, местом присутствия Божия. Пастухи — граждане небес, в то время как Христос, Сын Божий, — подданный кесаря! Вслед за благовестием о Рождестве одного Ангела явилось воинство небесное, славящее Бога. Достойно и праведно есть непрестанно приносить вместе с Ангелами хвалу Богу нашему: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Слава Божия сошла на землю, мир, всякий ум превосходящий, дается людям, и на всепревосходящий дар Божественной любви они не могут не ответить своей любовью.

http://pravoslavie.ru/3890.html

Итак, это были язычники, не знающие Бога, и извращенцы, давшие название греху – грех гомосексуализма называется содомским грехом. И в Священном Писании , в Послании к Римлянам мы находим оценку этому самому греху, и, похоже, в этом тексте показано происхождение содомитства, откуда оно возникает. Ученые до сих пор спорят, является ли гомосексуализм врожденным чувством в жизни человека или это приобретенное чувство. Однако в Послании к Римлянам святой апостол Павел ясно пишет: «называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» ( Рим. 1:22–27 ). Вот причина возникновения этого греха – «служили твари вместо Творца»! Какие исторически известные режимы допускали такую ситуацию, когда отдельную личность объявляли полным политическим и духовным гегемоном? Римская империя. Почти все римские императоры были гомосексуалисты! Грех этот был распространен и в нацистской Германии среди военных, хотя официально он подвергался преследованиям. В тоталитарной Спарте, где был жесткий режим, культ правителя, культ человека, культ нагого тела… Там, где поклоняются твари, – а прежде всего, это поклонение на уровне нарциссизма, любование собственным телом, телами других людей, – там человек погружается все дальше и дальше в зловоние разврата. Можно ли выйти из этого состояния? Есть святые отцы, которые достаточно откровенно пишут о том, что они имели подобные грехи, имели подобные связи, но все это осталось в прошлом! В Новом Завете говорится о целой группе христиан, которые были гомосексуалистами, но оставили этот грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, является ли православный Царь тем удерживающим, о котором писал апостол? Первоначально приведем сами слова Священного Писания: «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею... Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время; ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2, 3-8). Итак, мы видим из рассмотрения самого текста, что удерживающий настолько мощен, что может сдерживать натиск мирового зла, а с другой стороны, заметим, что апостол не дает нам возможности втиснуть какое-либо значительное время между взятием удерживающего от среды и явлением антихриста. Если мы примем мнение, что удерживающий - именно православный Царь, тогда мы встаем перед рядом проблем. Как мог сдерживать разгул мирового зла царь Константинополя на закате Византии, когда его владения ограничивались лишь пределами города и окрестностей? Почему прошло уже более восьмидесяти лет со дня убийства последнего православного Императора, а антихрист еще не пришел? Где был удерживающий в первые три века христианства (а ведь именно тогда о нем упоминает апостол Павел)? Но посмотрим, как понимали эти стихи апостольского послания святые Отцы. Для начала развеем заблуждение, возникшее благодаря сочинениям архиепископа Аверкия (Таушева) и архимандрита Константина (Зайцева), что все святые Отцы якобы учили, что удерживающий - именно православный миропомазанный Царь. Напротив, нет ни одногоОтца Церкви, который учил бы так, и это толкование вовсе не известно Древней Церкви. Святые отцы дали три вида толкований этого места. Первое толкование говорит, что удерживающим является Римская империя, боязнь могущества которой не дает воцариться последнему узурпатору-антихристу. Это толкование восходит к видению пророка Даниила.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/20/...

– Когда мы гуманитарную помощь раздавали, тут до 3 тысяч человек собиралось, куда все сейчас подевались? 12 человек только сидит. Ну, люди наши пришли, забрали вещи и ушли, больше не ходят на собрания. Конечно, это такой материальный, земной подход, но, по крайней мере, ереси они не приняли и не дали ей разгуляться. И вот наша земля будет поглощать эти заблуждения. Откр.12:17 . «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа». Ярость дракона будет направлена на тех, против которых он бодался десятью рогами, то есть на тех, которые сохраняют заповеди Божии, сохраняют и любят Божий Закон. Сейчас, к сожалению, многие богословы, даже очень уважаемые, нападают на Божий Закон, но это совершенно неправильно. Иисус Христос не отменил Закон Божий, Он сделал его строже. Раньше, в Ветхом Завете было сказано: «не убивай», а в Новом Завете Господь говорит: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ( Мф.5:22 ). Раньше, в Ветхом Завете было сказано: «не прелюбодействуй», а в Новом Завете сказано: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:28 ). И что, получается, Господь отменил Закон? Нет! Раньше было сказано: «помни день субботний… суббота Господу, Богу твоему…», а Господь, который называется в Писании «Господином субботы», Он требует через апостолов, чтобы каждый день мы посвящали Богу, это называется субботство. Апостол Павел говорил: «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа» ( Кол.3:17 ). Конечно, жертва агнцев и тельцов отстоит от жертвы Христовой так, как земля от неба, это действительно так. Но Закон имеет вечное значение, и мы должны стараться его исполнять. А там, где мы его не исполним, нарушим, – не дай Бог, конечно, – там Кровью Агнца мы исцелимся от язвы греха. Но, поднявшись на ноги, мы должны будем стремиться и дальше исполнять Закон Божий. Поэтому в Книге Откровение верующие – это сохраняющие заповеди Божии и имеющие свидетельство Иисуса Христа. То есть, они соблюдают Моисеев Закон и веруют во Иисуса Христа. Вот такие люди – это Божий народ, особые люди, которые подвергнутся в последние времена величайшему нападению со стороны сил зла, но будут укрепляемы благодатью Божией. И они будут во всей мощи и во всем величии этой благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Конечно, римская империя руководствовалась не братством во Христе, но стремление к всеобщности было определяющим. Чтобы всеобщность стала не призрачной, ей необходима была жизнетворная идея. Такой идей могло быть только Учение Христа. Причем, эта идея своим фундаментом имела не философские рассуждения, а реального Богочеловека, способного освободить человеческий разум от груза прежних несущественных размышлений. «Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: " еффафа " , то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими» (Мк. 7: 31-37). Истинная вера чиста и ясна в своем изложении. Торжество духовное сопровождается и физическим исцелением. Языческий мир умирал от прикосновения Божьего, дабы возродиться в новом облике. Но, надо признать, этот мир уходил, но сознание людей еще не совсем было в Новом. Наверно, поэтому исцеленные громогласно разглашали о своем исцелении. Переходный этап – самый опасный в истории любой цивилизации. Но главное – свершилось! В мир вошла Благодать, и человек принимал Её. Трудно, в муках, но принимал. И это, видимо, не должно удивлять, ибо роды не бывают безболезненными. В результате этих родов на свет являлся человек, обладающий цельным мировоззрением и мироощущением. Не напрасно Св. Предание повествует о Св. Игнатии Богоносце, сердце которого изображало Христа. Вот образец единства Бога и человека! Ни одно философское учение не способно привести человека к Божественной гармонии. Философия все еще пребывала в поисках истины, но создавалось впечатление, что ее лучшие представители словно боялись достичь ее. Эта старушка, казалось, хотела остаться недосказанной мудростью. В этом ее лукавство и притягательность. Человеку свойственно более любить путь к совершенству, чем само совершенство. Собственно философия и есть порождения человеческого ума.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/28/...

Кто такой «удерживающий», о котором говорил апостол Павел Теперь коснемся вопроса, является ли православный царь тем Удерживающим, о котором писал апостол. Первоначально приведем сами слова священного Писания: «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею… Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2 Фес.2:3–8 ). Итак, мы видим из рассмотрения самого текста, что «Удерживающий» настолько мощен, что может сдерживать натиск МИРОВОГО зла, а с другой стороны, мы заметим, что апостол не дает нам возможности втиснуть какое–либо значительное время между взятием Удерживающего и явлением антихриста. Если мы примем мнение, что Удерживающий – именно православный царь, тогда мы встаем пред рядом проблем. Как мог сдерживать разгул мирового зла царь Константинополя на закате Византии, когда его владения ограничивались лишь пределами города и окрестностей? Почему прошло уже более 80 лет со дня убийства последнего православного императора, а антихрист еще не пришел? Где был Удерживающий в первые три века христианства, а ведь именно тогда его упоминает апостол Павел? Но посмотрим, как понимали эти стихи Трубы Духа, Святые Отцы. Для начала развеем заблуждение, возникшее благодаря сочинениям архиеп. Аверкия (Таушева) и арх. Константина (Зайцева), что все Святые Отцы учили, что Удерживающий – именно Православный миропомазанный царь. Напротив, нет ни одного Отца Церкви, который учил бы так, и это толкование вовсе неизвестно древней Церкви. Святые Отцы дали три группы толкований этого места. Первые говорили, что Удерживающим является Римская империя, боязнь могущества которой не дает воцариться последнему узурпатору.

http://azbyka.ru/apokalipsis/iskusheniya...

На всем протяжении своей истории Израиль действует как свободная личность. Он определяет себя, как хочет, он свободен выбрать себе Бога или отвергнуть его. «Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло, – говорит Бог , – избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» ( Втор. ХХХ, 18 ). Как мы уже говорили, сама идея Завета между Израилем и Богом показывает полную силу личного, человеческого самосознания у Израиля; он заключает с Богом договор, как равная и правомочная сторона, он берет на себя известные обязательства, хотя может и не брать их, и цель этого договора опять-таки подчеркивает ту же черту – острое племенное самосознание: «если ты будешь слушать заповеди Господа Бога твоего, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог на той земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею. Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу болезни от среды вас. Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным. Ужас мой пошлю перед тобой и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь» и т. д. Этим самым еврейский народ противопоставляет себя всем народам мира; величайшее преступление – смешиваться с иноплеменниками, и во избежание этого Израиль избивает всех жителей поворенных стран и городов. Он постоянно существует, как особый, замкнутый в себе народ, как какой-то камень, который не могла переварить и усвоить ни одна раса, с которым ничего не могла поделать даже римская империя, которая, отчаявшись в романизации этого упрямого народа, раздробила его механически (разрушение Иерусалима) и развеяла по миру. Но и в этом рассеянии евреи остаются верными самим себе; в ужасных условиях «рассеяня», когда исполнилось пророчество: «отдам их на озлобление всем царствам земли» (Иер. XV, 4), когда всякий другой народ растворился бы без остатка, – евреи остаются теми же, что во времена вавилонского плена, проявляя «изумительное терпение, примерное единодушие, упорное верование в величественный призрак, неослабную привязанность «отеческим преданиям» (Еп. Порфирий Успенский) . Не даром Бог устами пророков называл этот народ «жестоковыйным» за его упорство в своем, упрямство, настойчивость. Результатом этого же острого национального самосознания является то, что тягчайшим наказанием, которым Бог карает Израиля, является плен, рабство чужому народу, потеря самостоятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010