«говорят о себе, что они Иудеи» – то есть объявляют себя народом Божиим. «сборище сатанинское» – дословно «синагога сатаны» («συναγωγη του σατανα»). В Ветхом Завете народ иудейский назывался иногда «συναγωγη του κυρου», дословно «синагогой Господа», «собранием Господа», «обществом Господним» (см., например, Числ. 31, 16). Но после пришествия в мир Христа отвергшие Его иудеи перестали быть собранием Господа и стали собранием сатаны. 10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.  «не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть» – к этим словам должны прислушаться христиане всех времен: гонения повторяются на протяжении всей истории, но Господь нам говорит, что бояться их не нужно. «диавол будет ввергать» – главная скрытая причина гонений на Церковь есть вечная борьба диавола  против Бога и народа Божия. Все же прочее: Римская империя, язычники, судьи, палачи – суть лишь орудия в руках врага. «будете иметь скорбь дней десять» – толкователи обращают внимание, что гонений в первые три века было именно десять. При этом, если считать близкие по времени гонения 250 и 252 годов за два гонения (они были при разных императорах – Декии и Галле), то гонений будет одиннадцать. Если же считать весь краткий период  250 – 257 годов за одно почти непрерывное гонение, то гонений будет девять. Следовательно, у апостола Иоанна сказано очень точно: «дней десять», около десяти. 22 22 Исследователи выстраивают следующий ряд гонений на христиан: 1) при Нероне в 64 году, 2) при Домициане в 91 году, 3) при Траяне — в 98 году, 4) при Марке Аврелии — в 177 году, 5) при Септимии Севере — в 202 году, 6) при Декии в 250 году, после которого без перерыва продолжалось гонение императора Галла в 252 году, 7) при Валериане в 257 году, 8) при Аврелиане — в 275 году, 9) при Диоклетиане в 303 году и 10) при Максимиане в 311 году. Выражение «дней десять» можно также понимать и просто как «некоторое непродолжительное время». Почему непродолжительное? Потому что по сравнению с вечной наградой любые земные испытания являются краткими. Об этом говорится и в других книгах Нового Завета, например у апостола Павла: «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«Горе живущим на земле и на море !» Небеса веселятся, земля скорбит в преддверии решающей битвы. Откр.12:12 . «Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени». Он знает, что немного времени ему уже остается, ярость его возрастает, он понимает, что он может вообще все потерять, что его ад может совсем опустеть. Далее сказано: «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола» ( Откр.12:13 ). Как только Церковь возникла, начались гонения против нее. Вы знаете, что когда Дева Мария родила Сына Божия, дьявол пытался уничтожить Его, и было бегство в Египет. И читаем далее: «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» ( Откр.12:14 ). Что символизирует орел? Пророческую возвышенность духа, а два крыла, – здесь не сказано просто «крылья», а «два крыла» , – вот эта детализация подсказывает нам, что Церковь должна руководствоваться и Ветхим и Новым Заветом, здесь говорится о единстве Священного Писания. «Облеченная в солнце» – Новый Завет, «под ногами ее луна» – Ветхий Завет. Всё Писание богодухновенно. Откр.12:15 . «И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою». Дьявол пускает воды, вода – это символ Слова Божия. А дьявол ереси вводит во вселенную, эти еретические воды, отравленные лжеучения… Раньше не было столько ересей, раньше можно было по пальцам их сосчитать: баптисты, адвентисты, пятидесятники… А сейчас: мормоны, квакеры, виссарионовцы, белое братство… Говорят, только в Москве больше трех тысяч сект разных! Друг друга они не признают, ненавидят, и все вместе дружно ненавидят Православную Церковь . И вот как раз это дьявол пускает реку отравленной воды – этих заблуждений, ересей. Откр.12:16 . «Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей». Наш народ так устроен, что любую ересь может переварить. Я никогда не забуду, как был на собрании так называемой «новоапостольской церкви». И там пастор ругался, он говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Господь в них (67/68:18), И в другом месте: творишь ангелами Твоих духов, служителями Твоими – огонь пылающий (Пс 103/104:4). Служение же ангелов двоякое: одни воздают награды праведникам, ведению других принадлежит каждое из мучений (cruciatibus) 933 . Суд сел, и раскрылись книги. Совесть и дела каждого с обеих сторон, и с хорошей, и с худой, открываются пред всеми. Хороша та книга, которую мы часто читаем, книга живых. Но худа та книга, которую держит в руке обвинитель, который есть враг и мститель и о котором в Откровении мы читаем: обвинитель братии наших ( Отк. 12:10 ). Это та земная книга, о которой и пророк говорит: [имена] на прахе да напишутся ( Иер. 17:13 ). Видел я, что за изречение высокомерных слов, какие говорил тот рог… Суд Божий приходит для смирения гордости. Поэтому будет уничтожена Римская империя, потому что рог этот говорил высокомерно. И видел я, как был убит зверь и тело его погибло. В одном Римском государстве за богохульства Антихриста будут уничтожены все царства, и не будет земного государства, но будут жить святые и торжественно приидёт Сын Божий, о Котором говорится: И вот с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий. Кто в сновидении Навуходоносора изображается как камень, оторвавшийся без содействия рук, и возросший в большую гору, и сокрушивший глину, железо, медь, серебро и золото, тот теперь является в образе Сына человеческого, чтобы указать на принятие плоти человеческой Сыном Божиим, согласно с тем, что мы читаем в Деяниях апостолов: мужи галилейские! что стоите, смотря на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, так же приидет, каким образом вы видели Его восходящим на небо (1:11). И дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему, и дана была Ему власть, и честь, и царство. Все сказанное о том, что Он был приведён к всемогущему Богу и получил власть, честь и царство, должно понимать согласно со словами апостола: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но умалил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Догорают последние идольские капища, повсюду водружается крест. Сила и власть Христа побеждает язычников. «Сим (крестом) побеждай», говорит Бог императору Константину. Откр.2:27 И будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего. И будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся . Сила и свет христианства побеждает мрак язычества и пасет народы. Языческая Римская империя, бывшая некогда «железною», становится «глиняной». Так это и видел Навуходоносор во сне: ноги истукана были частью из железа, а частью из глины горшечной ( Дан. 2:40–43 ). Как глиняный сосуд, рассыпается язычество пред властью Христа, явленной в Его Церкви. Жезл царей земных царствует над телами, но выше власть жезла архиерейского, властвующего над грехом, демонами и душами. Что глина перед железом, то власть земная пред властью духовною. Как и Я получил власть от Отца Моего . Христос сказал ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28:18 ). Как Бог Христос всегда имел всякую власть. В свое первое пришествие, победив сатану, как Сын Человеческий Он получает от Отца Своего всякую власть на небе и на земле. Так прославляется Божественною властью человек Иисус Христос, человечество Его прославляется славою Божественною. Совершив все, Он «вознесся на небо и воссел одесную Бога» ( Мк. 16:19 ). «Преславным Твоим вознесением плотское обоживый восприятие, и сие десным Отца сидением почтый» (молитва Симеона Метафраста , 3-я ко Св. Причащению). Он получил власть от Отца и передал ее ученикам Своим, говоря: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав сие, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:21–23 ). О Христе же сказано теперь: «Престол Твой в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты» и «сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Евр. 1:8,13 ). Слуг же Своих поставил Христос «князьями по всей земле» ( Пс. 44:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Зверь из моря в качестве «антиагнца» является тем же самым людям, что и «Агнец». Но люди, имена которых записаны в книге жизни у Агнца, ему не подчиняются и не поклоняются ( Откр.13:8 ). Второй зверь, из земли ( Откр.13:11–18 ), тоже отмечен чертами антихриста. Он полностью находится на службе у зверя из моря и озабочен тем, что воздвигает образ первого зверя, то есть его статую для поклонения. Так второй зверь символизирует тех, кто в огромной Римской империи занимался усилением и распространением культа кесаря. Церковь при этом должна остаться верной себе перед лицом разрушительной стратегии двух зверей. Она должна знать, что усилиям сатанинской власти зверя из моря положен предел, срок в 42 месяца, который символизирует эсхатологический период гонений ( Откр.13:5 ; ср. Дан.7:25 ; Дан.12:7 ). Речь при этом идет, прежде всего, о настоящем времени Церкви, времени владычества зверя из моря. Однако взор автора простирается далее: он видит начало той «годины искушения» ( Откр.3:10 ), которая захватит всю землю, чтобы совратить ее жителей. Поэтому в Откр.13:8 он оставляет прошедшее время, характерное для стиля видений, и пророчествует о массовом отпадении в поклонение безбожной власти Римской империи. Увещевание Откр.13:9–10 тоже переступает границы уже существующей угрозы Церкви и заставляет считаться с ее тотальным преследованием. Но особенно на грядущую опасность указывают стихи Откр.13:15–17 . Никто не сможет избежать этой опасности. И причина ее в предстоящих действиях одной из голов зверя, которая символизирует легендарную личность «Нерона воскресшего». Об этой фигуре нам предстоит еще много рассуждать. а) Зверь из моря – Римская империя на службе сатаны ( Откр.13:1–10 ) 1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. 2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою, и престол свой, и великую власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Здесь говорится и о служении Церкви, как народа Божия, и о служении Иисуса Христа среди народа Божия. Откр.12:5 . «И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его». Здесь свидетельство о вознесении Сына Божия на Небо и свидетельство о восхищении Церкви на Небеса. Когда Церковь окончит участие в духовной брани во дни антихриста, она будет восхищена на Небеса. Енох и Илия начнут возноситься к Небу после того, как они воскреснут, и верующие вместе с ними в – сретение Господу. И мы читаем: «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» ( Откр.12:6 ). Бегство в пустыню Жены-Церкви – это указание на исторические особенности, когда Церковь была гонима в древние времена, и верующие в пустынях прятались. Римские воины их ловили, выслеживали, находили и убивали. Так вот, в последнее время Церковь тоже будет в пустыне. Она будет скрываться. Вот та треть звезд, епископов, которые падут, они создадут свои ложные церкви. Будет торжествовать церковь -блудница, неверная жена. В такие храмы нельзя будет ходить молиться, там все религии перемешают в одну религию, это будет очень опасное явление. И истинная Церковь убежит в пустыню, Господь приготовит для нее место, для Церкви последних времен. И Он будет питать ее. Чем питать? Словом Божиим. Вот такие же занятия будут проходить для гонимых христиан, но в других условиях. Служба будет совершаться, Божественная Евхаристия. До самого момента Пришествия Христова в этот мир Литургия будет совершаться. Далее сказано: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» ( Откр.12:7–8 ). О сражении Михаила известно, что это было первое сражение тогда, когда Небо разделилось, и часть ангелов пошла за лукавым. Но в последнее время тоже будет сражение между Михаилом и дьяволом. Об этом можно прочитать у пророка Даниила. Здесь сказано: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» ( Дан.12:1 ). А в книгу нас записывают когда? Когда мы в церковь заходим. Нас записывают сразу в книгу. И нужно чаще посещать храм, чтобы из этой памятной Божьей книги не было изглажено наше миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И вот, большой красный дракон будет бодаться против заповедей Божиих. Давайте посмотрим заповеди Божии, чтобы понять, как против каждой заповеди дьявол может начать действовать и уже действует в современном мире. Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» ( Исх.20:2–3 ). Первая заповедь говорит нам о том, что есть один Бог. «Адонаи эхат» – «Господь един», главная заповедь Израильского народа. И только Он один может принести нам освобождение от рабства греха, от рабства фараону мысленному. Как некогда еврейский народ осуществлял исход на протяжении своей земной жизни, так каждый из нас должен совершить свой исход. Это очень важно сделать, если этого не произойдет, то наша жизнь напрасна: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф.16:26 ). Совершить свой исход – это значит совершить свой апостолат в деле своего спасения, всецело уповая только на Бога. Признание единства Бога – это признание Его единственности. Как лукавый пытается нарушить эту заповедь? Лукавый подсовывает нам ложных богов. В дни древних христиан ложными богами были римские императоры. И язычники требовали императорам божеского поклонения. И христиане предпочитали умирать, но не поклоняться статуям, мертвым, холодным статуям языческих императоров. В наше время новый тип поклонения человеку – это поклонение политическим лидерам. Когда мы слишком большое значение придаем перемене власти, забывая слова святителя Иоанна Златоуста , который говорил, что с переменой правления люди лучше не становятся. Поклонение Богу должно принципиально отличаться от любых других форм почитания, уважения. Разве мы можем поклоняться Богу точно так же, как мы поклоняемся иконам, Божьей Матери, Ангелам, святым? Конечно, нет! На Седьмом Вселенском соборе святые Отцы постановили, что священным изображениям, Божьей Матери, Ангелам, святым мы воздаем почитательное поклонение. Но не то поклонение истинное, которое воздается только одному Богу. Таково было решение Седьмого Вселенского собора об иконопочитании. Потому что существует и всегда будет существовать огромная разница между Творцом и творением. Творец по отношению ко всему своему творению – как горшечник по отношению к горшкам. Тот, кто это забывает, превращается в кого? Он превращается в идолопоклонника. А Господь очень строго спросит именно с идолопоклонников, потому что это – самая страшная мерзость, когда Бога Творца начинают равнять с тварью. Смотрите, что сказано в Послании к Римлянам святого апостола Павла: «называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» ( Рим.1:22–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И мы читаем далее: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» ( Откр.12:3 ). Что означает этот «большой красный дракон» ? Он означает ярость гонений против христиан, ярость кровавых гонений против христиан на протяжении всей истории существования исторического христианства. Но, с другой стороны, он может означать и коммунистическую идеологию. «Великий дракон» и «древний змий» , то есть дьявол, – в Откровении это разные сущности, они то объединяются, то расходятся, но участь у них будет одна. Поэтому принято считать, что апокалипсический знак коммунистической идеологии – это «зверь багряный» . А «красный дракон» – это очень близкая идеология. Она тоже коммунистическая, хотя больше все-таки социалистическая. Апокалипсический знак фашисткой идеологии – это точно дракон, поэтому нам предстоит еще с вами разгадать, что же такое «большой красный дракон» ? Но в любом случае, семь голов этого дракона, как истолковывают святые Отцы, обозначают крайнюю хитрость, коварство, и полную противоположность семи духам Божиим. Есть семь Божьих Ангелов, которые оберегают христианские церкви. И семь голов большого красного дракона, который бросается на любое проявление христианства и бросается с великой яростью. «…и десятью рогами» – ну, семь голов понятно почему, есть семь духов Божиих, семь исторических христианских церквей, семь Божиих Ангелов; а вот почему у него десять рогов? Потому что есть десять заповедей Бога. И вот этот большой красный дракон бодается против каждой заповеди Бога. Мы, христиане, должны очень твердо защищать принципы Декалога – Десятословия Моисеева. Когда Иисуса Христа спрашивали, как спастись, Он отвечал вопросом на вопрос: Как читаешь? Когда юноша спросил: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь сказал: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать» ( Мк.10:17,19 ), то есть Он указал на Декалог, на Десятословие Моисеево.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его ( Откр. 18:21 ). По широко распространенному в ранней Церкви толкованию, Вавилон, упоминаемый в Апокалипсисе, есть не что иное, как Рим. На Рим – город на семи холмах – указывает, в частности, упоминание «семи гор, на которых сидит жена» ( Откр. 17:9 ). Ириней Лионский толкует слова Апокалипсиса о десяти царях как указание на то, что перед вторым пришествием Христа Римская империя будет разделена и падет: Еще яснее о последнем времени и о десяти царях его, между которыми разделится владычествующее ныне царство 453 , показал ученик Господа Иоанн в Откровении, изъясняя, что такое десять рогов, виденных Даниилом; он говорит, что ему так было сказано: «и десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей» ( Откр. 17:12–14 ). Итак, очевидно, что имеющий прийти трех из них умертвит, а остальных подчинит своей власти, и он будет восьмой между ними; и они опустошат Вавилон и сожгут его огнем и предадут свое царство зверю и будут гнать Церковь , а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего 454 . Говоря о метафорическом использовании географических названий в Священном Писании , Тертуллиан отмечает: «Так и Вавилон у нашего Иоанна является образом Римского города, столь же великого, гордого царством и борющегося со святыми Божьими» 455 . Отождествление Вавилона с Римом встречается и у других христианских авторов 456 , а также в иудейской апокалиптической традиции 457 . В свете сказанного нет ничего удивительного в том, что упоминаемая в Первом послании Петра « церковь в Вавилоне» на очень раннем этапе была отождествлена с церковью Римской и что в данном упоминании экзегеты увидели одно из доказательств пребывания Петра в Риме, где вместе с ним находился и Марк. Евсевий Кесарийский пишет: «Петр упоминает о Марке в Первом послании, которое, говорят, составил он в самом Риме; город этот метафорически называет он Вавилоном» 458 . Подводя итог многовековой традиции толкования данного стиха в святоотеческой литературе, Феофилакт Болгарский (XII в.) пишет: «Вавилоном называет Рим по причине его знатности, которой и Вавилон пользовался долгое время. Избранной называет церковь Божию, составившуюся в Риме» 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«И пустил змей из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь её рекою. На земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей» – под этой «водой» св. Андрей понимает «множество или злых демонов, или различных искушений», а под землёй, поглотившей эту воду, – «смиренномудрие святых, которые, говоря от сердца: «я прах и пепел» ( Быт. 18:27 ), тем самым расторгают все дьявольские сети, ибо, как открыто Ангелом Божественному Антонию, ничто так не пресекает и не сокрушает силы дьявола, как смирение». Некоторые понимают под этим страшные гонения на Церковь от языческих императоров и реки лившейся тогда христианской крови. Подобно реке, разливающейся по земле и поглощаемой ею, все злобные усилия сатаны разрушились и исчезли без следа, когда христианство восторжествовало над язычеством при императоре Константине Великом (ст. 16). «И рассвирепел дракон на жену и пошёл, чтобы вступить в брань с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» – это та непрерывная и многовековая борьба, которую повёл дьявол против всех истинных сынов Церкви по утверждению христианства на земле, и которую он будет вести всё в возрастающей степени до скончания мира, пока его усилия не истощатся и не окончатся в лице антихриста (ст. 17). Глава тринадцатая. Зверь-антихрист и его пособник лжепророк Под этим «зверем, выходящим из моря», почти все толкователи понимают антихриста, выходящего из «моря житейского», то есть из среды волнующегося, подобно морю, рода людского. Отсюда ясно, что антихрист будет не дух какой-либо или демон, а погибельное исчадие человеческого рода, не воплотившийся дьявол , как думали некоторые, а человек. Некоторые под этим «зверем» понимали богоборческое государство, каковым во времена первохристианства была Римская империя, а в последние времена будет всемирное царство антихриста. Мрачными чертами рисует св. Тайновидец образ этого последнего врага Христовой Церкви. Это – зверь, похожий на барса, с ногами, как у медведя, и с пастью льва. Таким образом, в личности антихриста соединятся свойства и качества самых свирепых животных. Голов у него также семь, как и у самого дьявола-дракона, причём головы эти испещрены богохульными именами для наглядного изображения его внутреннего нечестия и презрения ко всему святому. Десять рогов его увенчаны диадемами в знак того, что он будет пользоваться своею богоборною силою со властью царя на земле. Власть эту он получит при помощи дракона, или дьявола, который отдаст ему свой престол (ст. 1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010