Этот Ангел Господень представал перед человеком для того, чтобы ободрить его, сказать ему слова обетования, принести новую надежду во мрак богооставленности. Ангел Господень, например, неоднократно являлся пророку Захарии, обещая скорое утешение Божие страждущему Иерусалиму, ветхому Израилю: " так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим " (Зах 1:17). Человек ждал своего избавления, и Избавитель был уже близко. И пусть тогда, во времена пророка Захарии, до Рождества Спасителя оставалось еще более пятисот лет - в сознании пророков годы эти пролетали с удивительной быстротой. Столетия Ветхого Завета мчались так же быстро, как проносится ангел, спешащий исполнить повеления своего Создателя. Миг Боговоплощения наступал... " Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф " (Мал 3:1). По толкованию Отцов Церкви здесь говорится о двух ангелах: первый - Предтеча Христов, второй - все Тот же Ангел Господень, Сын Божий, грядущий в мир, чтобы воплотиться в нем. Но хотя человечество и ждало своего спасения, Боговоплощение застало людской род врасплох. Перемены, происшедшие во всем строе мироздания, для большинства людей остались попросту незамеченными. Ангел Завета пришел в Свой храм, но находившиеся в этом храме, молившиеся и приносившие здесь Богу бесчисленные жертвы не признали в человеке из провинциальной Галилеи своего Господа и Творца. Если во Христе не узнали Сына Божия даже представители богоизбранного народа, то тем более - на первых порах - не догадывались о Его приходе в мир языческие цивилизации. Миллионы людей услышали о свершившемся таинстве Рождества только спустя сотни лет после Боговоплощения. Римская империя жила тогда неторопливо-однообразной, прозаически безбожной жизнью. Где-то шли локальные войны, где-то поднимались и подавлялись кровавые восстания; императоры, чередуясь, то расширяли государство, то расшатывали его устои, философы заново изобретали извечно существующие законы мироздания. Здесь приносили жертвы богам, про которых издавна сочиняли комедии и в существование которых вряд ли верили. Лишь изредка в Империи происходил некий всплеск религиозной активности: с востока приходил какой-либо экзотический культ, - и тотчас вся держава, хотя и на очень краткий период времени, вовлекалась в бешеный круговорот божественных имен, бесчисленных эманаций, мудреных терминов и загадочных мистерий. Затем волна увлечения спадала, и Империя в разочаровании забывала о модном прежде культе, как о порядком наскучившей игрушке, отдавая надоевшую религию на откуп нескольким сотням упорствующих в своих заблуждениях фанатиков...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

110 Разумеется, силе сверхфинансов соприсутствуют в этих центрах и все прочие виды силы и влияния, институционально и структурно оформленные: экономические, административно-ресурсные, информационные, силовые, м. б., даже оккультные и т. д. В контексте последнего предположения очень характерно, что, в отличие от дракона 12, 3, диадимами у зверя увенчаны рога, а не головы, и это может означать, что реальной властью в эпоху глобального государства будут обладать именно финансовые структуры, а не правительственные институты (ср. 18, 23). Однако при воцарении зверя возглавители этих структур передадут лжемессии то, чем они до этого ни с кем не делились: свои власть и силу и на этом условии приобретут статус официальных правителей – вассалов зверя (см. 17, 12–13).  «на головах его имена богохульные» – если говорить о Римской империи, то богохульные имена могут означать обожествление римских императоров и те титулы, которые они себе присваивали. Императоры официально именовали себя: «божественный», «сын божий», «бог», «господь» («dominus»), «спаситель мира» и др. Домициан требовал, чтобы к нему обращались «Государь наш и бог». (См. комм. на 2, 13.) Что же касается антихриста, то он будет действовать точно так же, как его римские предтечи: припишет себе Божественное достоинство, объявит себя Богочеловеком. 2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. «подобен барсу» – то есть леопарду (πρδαλις).  В Книге пророка Даниила под видом зверей изображаются языческие мировые державы: вавилонская, персидская, греческая и римская. 111 111 Согласно толкованию святого Ипполита Римского, блаженного Иеронима и др.  Первые три – под видом льва, медведя и барса, а четвертая – Римская империя – под видом зверя «страшного, ужасного, весьма сильного и отличного от всех остальных» (см. Дан. 7, 3–7). Этот последний зверь, как и зверь, описываемый святым Иоанном, имел 10 рогов. 112

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Фес. 2, 6, 7 ). Никон приводит толкование этого места, обращаясь к боярину Одоевскому. «Надо исследовать, кто удерживающий, и почему Павел говорит об этом неясно. «Что препятствует его появлению? Некоторые говорят, что благодать Св. Духа, другие, что Римская власть. С последними я согласен. Ибо, если бы Павел разумел Св. Духа, то и сказал бы ясно. Если бы он должен был придти, когда оскудеют дары Св. Духа, то они давно уже оскудели. Но, если он говорит о Римской власти, то он имеет основание говорить прикровенно, ибо не хотел навлекать на христиан лишних преследований. Ибо, если бы он говорил о скором ниспровержении Римской власти, то навлек бы со стороны Империи преследование на христиан, как на людей, якобы живущих и работающих на разрушение Империи. Поэтому он не говорит так ясно, хотя и упоминает определенно, что он откроется в свое должное время. Ибо «тайна нечестия уже совершается,» говорит он. Под этим он разумеет Нерона, как образ Антихриста, ибо он желал божественного себе поклонения. Ибо, если до этого времени был уже кто-либо мало отличающийся от Антихриста, и если уже был образ чудовища и тирании в роде такого, какой будет после, он об этом говорил прикровенно не из страха, но чтобы не наталкивать нас на то, чтобы мы без нужды создавали себе врагов. Так он и говорит: «Пока не будет взят удерживающий теперь, то есть, когда Римская власть будет уничтожена, он и придет, то есть, пока есть страх этой власти, никто не захочет ему подчиниться, но когда она будет разрушена, он наведет анархию и будет желать захватить себе всю власть, как человеческую, так и божескую. Ибо, как раньше была разрушена Мидийская Империя Вавилонской, Вавилонская Персидской, Персидская Македонской, а Македонская Римской, так эта последняя будет разрушена Антихристом, а он Христом 111 . Эти вещи передает нам Давид с подробным пояснением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Можно с достоверностью полагать, что сын погибели будет историческим лицом вроде Наполеона и подобных ему всемирных властителей, но без Наполеоновской военной славы, к которой евреи не пристрастны. Полководцем будет лжепророк, победами которого утвердится власть сына погибели над миром и утвердится мирообольщение. В особенности же он утвердится как избранное орудие сатаны, который выставит его с лжепророком, ближайшими сотрудниками своими, для дерзостного мятежа против Всемогущего Творца своего. В пророческом видении св. пророка Даниила, современника царства Вавилонского, имевшего значение первой всемирной монархии, царство четвертое, или всемирная держава Римская, эмблематически изображена в виде страшного и ужасного зверя весьма сильного: «у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога и вот вышел между ними еще небольшой рог и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие и уста, говорящие высокомерно» ( Дан.7:7–8 ). «Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их» ( Дан. 7:21 ). Вот краткая история, в политическом отношении, конца мира. То, что было, мы знаем, а что уже подготовляется, имеет в этом пророчестве, разъясненном в Откровении св. Иоанна, ясное указание. Римская империя появится вновь в своих обеих половинах. Малый рог возникает между десятью, из которых три с корнем исторгаются. Остальные предают этому богохульнику свою власть, ибо имеют одни мысли со зверем, т.е. царем Еллино-Персидско-Вавилонско-Римским, который и будет антихристом ( Откр. 17:11–14 , а также Откр. 13, 1–3 ). В последние времена, как можно догадываться, будет воздвигнуто это всемирное господство из маленькой державы вроде какого-нибудь маркграфства или королевства. Начало этому как бы виднеется. Неразборчивыми средствами малое королевство на юге Европы, в короткое время стало твердой ногой в Вавилоне, захватило всю страну, искоренив прежних владетелей, и оказалось в ряду с великими державами. Далее и далее, заключая союзы и загребая жар чужими руками – быстро выросло малое королевство на наших глазах не только в Европе, но и в других частях света. Совершается ли в этом пророческое видение Даниила о последних временах, известно единому Богу, положившему в Своей Власти времена и лета. Не выскажется ли на этот счет XX век? Припомним только, что победитель древнего Рима св. Апостол Петр именует Рим – всемирную столицу древнего зла – Вавилоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Никон придавал огромное значение праведности в смысле снискания помощи Божией на совершение того, что человеку само по себе непосильно. Он писал (1, 530): «Делающий волю Божию имеет большую ценность, чем 10.000 нарушителей… Какая польза от множества? Разве не знаешь, что действительный народ – святые, а не многие? Выведи на битву миллион людей и одного святого, и посмотришь, кто сделает больше. Иисус Навин пошел на войну и один добился успеха, остальные были лишние; даже такое множество людей, когда оно не делает воли Божией, есть ничто». h9 xx) Никон о праведности царя и о власти удерживающей пришествие Антихриста Царь, не следующий благочестию, разрушает свой народ, а царь благочестивый, является силой, удерживающей обнаруживание Антихриста. Никон приводит 2 послания к Фессалоникийцам от Павла 2, 6–9: «И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему (человеку греха) в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (I, 404). Вопрос в том, что же именно удерживает обнаружиться человеку греха. Глосса говорит, что – Римская власть, ибо если бы разумелся дух, то не было бы надобности говорить прикровенно, а о Римской власти Апостол говорит прикровенно, чтобы не навлекать ненужных преследований на христиан. Ибо, если бы он заговорил о разрушении Римской Империи, то могли бы подумать, что христиане стремятся к её разрушению. Человек греха явится только тогда, когда разрушится Римская Империя, ибо пока есть страх этой власти, никто ему не подчинится, но, когда она будет разрушена, то наступит анархия, и он будет искать захватить власть Божескую и человеческую. И как раньше погибли империи Мидийская (Ассирийская) от Вавилона, а Вавилон от Персидской, Персидская от Македонской, и Македонская от Римской, так и последняя будет разрушена Антихристом, а он Христом». Это отступление, которое предшествует приходу Антихриста, для Никона на лицо в том законодательстве по человеческой стихии, которое он показал в Уложении, в захвате Церкви светской властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

«подобен барсу» – то есть леопарду ( πρδαλις). В Книге пророка Даниила под видом зверей изображаются языческие мировые державы: вавилонская, персидская, греческая и римская 120 . Первые три – под видом льва, медведя и барса, а четвертая – Римская империя – под видом зверя «страшного, ужасного, весьма сильного и отличного от всех остальных» (см. Дан. 7, 3–7 ). Этот последний зверь, как и зверь, описываемый святым Иоанном, имел 10 рогов 121 . Кроме того, семь голов зверя из моря совпадает с суммарным количеством голов четырех зверей пророка Даниила: третий зверь, барс, имел четыре головы, а остальные три по одной. Таким образом, зверь из моря объединяет качества всех четырех враждебных народу Божию зверей – мировых языческих империй 122 . «и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть». О Христе сказано, что власть Ему дает Господь: «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» ( Лк. 1, 32 ). Антихрист же как наместник диавола получает свою власть от диавола. Некогда в пустыне диавол склонял Христа к поклонению себе, обещая Ему дать власть над миром, однако Христос отверг это искушение. В конце времен эту власть от диавола получит антихрист, двойник и враг Христа. Откр.13:3 . И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, Слова о ранении и исцелении одной из голов загадочны. Многие древние толкователи видели в них указание на первого лютого гонителя христиан, императора Нерона 123 . Нерон был приговорен в 68 году к смерти, однако казнь не состоялась, так как император покончил жизнь самоубийством. Обстоятельства смерти Нерона многим представлялись загадочными, и среди народа распространилось мнение, что император не умер, а ушел за Евфрат к парфянам, откуда он имеет вернуться. Может быть, кроме прочего, и по этой причине христиане, читая Апокалипсис, истолковывали 13, 3 применительно к Нерону и на основании этого стиха считали, что Нерон в конце времен (первые христиане ожидали скорого наступления этого конца) «исцелится от раны», придет из-за Евфрата, снова подчинит себе Римскую империю и будет царствовать в ней в качестве антихриста. Это так называемая идея «Nero redivivus», то есть возрождающегося Нерона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

10-11). Случаи обращения в христианство имп. сановников (Деян 13. 12) - предвестие обращения империи. В Евангелии от Иоанна сами иудеи догадываются, что сочетание проповеди Христовой с ее универсализмом и рим. власти, на своем уровне тоже универсальной, положит конец иудейскому партикуляризму (Ин 11. 47-48). «Нет власти не от Бога» (Рим 13. 1) означает не то, что всякий вид гос-ва - от Бога, но то, что всякий вид власти - в семье, в гос-ве, в Церкви - от Бога. Следующее за тем описание властей как «Божиих служителей», силы, не только пресекающей зло, но и созидающей добро (Рим 13. 2-7), относится к Римской империи, а не к гос-ву вообще. Апостол призывает молиться «за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим 2. 1-2). Схожим образом высказывается и ап. Петр: «...будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Петр 2. 13-14). «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр 2. 17). Даже в Апокалипсисе, где предрекается эсхатологическая победа Бога над всяческим злом, и в т. ч. над нечестивыми царями земными, Господь называется владыкой царей земных, Царем царей и Господом господствующих (Откр 1. 5; 17. 14; 19. 16), это говорит о том, что нормальным состоянием полагается не борьба царей с Богом, но их подчинение Царю царствующих и объединение их под Его властью. Наконец, 2 Фес 2. 6-7 говорит, что конечная тайна беззакония не свершится, пока не будет взят от среды «удерживающий» - по толкованию сщмч. Ипполита Римского ( Hipp. In Dan. IV 21) и ряда позднейших толкователей - Римская империя и И. Даже в условиях гонений Церковь принимала империю. Сщмч. Климент Римский в молитве за И. говорит о необходимости подчиняться той власти, к-рая исходит от Бога: «Ты, Владыко, дал им власть царства великолепною и неизъяснимою державою Твоею, чтобы мы, знающие славу и честь, которые Ты им дал, подчинялись им, ни в чем не противясь воле Твоей» ( Clem.

http://pravenc.ru/text/389511.html

112 В количестве рогов имеется еще сходство с десятью пальцами ног истукана, виденного во сне Навуходоносором. Ноги этого истукана также означали Римскую империю (Дан. 2, 40–42).  Кроме того, семь голов зверя из моря совпадает с суммарным количеством голов четырех зверей пророка Даниила: третий зверь, барс, имел четыре головы, а остальные три по одной. Таким образом, зверь из моря объединяет качества всех четырех враждебных народу Божию зверей – мировых языческих империй. 113 113 Следует обратить внимание, что, как и в Апокалипсисе, в Книге пророка Даниила Римская империя (четвертый зверь) является прообразом государства антихриста (Дан. 7, 7–8).  «и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть».  О Христе сказано, что власть Ему дает Господь: «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» (Лк. 1, 32). Антихрист же как наместник диавола получает свою власть от диавола. Некогда в пустыне диавол склонял Христа к поклонению себе, обещая Ему дать власть над миром, однако Христос отверг это искушение. В конце времен эту власть от диавола получит антихрист, двойник и враг Христа. 3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, Слова о ранении и исцелении одной из голов загадочны. Многие древние толкователи видели в них указание на первого лютого гонителя христиан, императора  Нерона. 114 114 Прообразом антихриста считал Нерона и святитель Иоанн Златоуст.  Нерон был приговорен в 68 году к смерти, однако казнь не состоялась, так как император покончил жизнь самоубийством. Обстоятельства смерти Нерона многим представлялись загадочными, и среди народа распространилось мнение, что император не умер, а ушел за Евфрат к парфянам, откуда он имеет вернуться. Может быть, кроме прочего, и по этой причине христиане, читая Апокалипсис, истолковывали 13, 3 применительно к Нерону и на основании этого стиха считали, что Нерон в конце времен (первые христиане ожидали скорого наступления этого конца) «исцелится от раны», придет из-за Евфрата, снова подчинит себе Римскую империю и будет царствовать в ней в качестве антихриста. Это так называемая идея «Nero redivivus», то есть возрождающегося Нерона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

124 Идея государства Нимрода была такова: человек должен обрести абсолютную свободу через отказ от Бога. Слово «Вавилон» и означает «врата Бога». Кроме того, древние предания говорят, что жителями Вавилона двигало еще и другое желание: они хотели обезопасить себя от нового Всемирного Потопа, от гнева Бога, спастись своими силами, без Бога. «Прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» ( Быт. 11, 4 ). Они хотели создать общечеловеческое, мировое общество, объединенное неким географическим центром. 125 Мы помним, чем это закончилось: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» ( Быт. 11, 5–9 ). Один народ, одна идеология, одно общество – можно сказать, глобализация, причем удавшаяся глобализация. По древнему преданию, в этой глобализации не участвовал только один единственный человек – звали его Евер, праправнук Сима, то есть предок еврейского народа. Он был вынужден перейти реку Тигр и удалиться, чтобы не участвовать в строительстве Вавилонской башни... Смешав языки людей, Господь установил национальные границы, именно для ограничения глобализации. Однако мировое стремление к единству было заложено Богом в человечество изначально, по причине кровного родства людей, так как абсолютно все люди – «черные», «белые», «красные», «желтые» – являются кровными родственниками, потомками Адама и Евы. Общество, разделенное национальными границами, обладает изначальным импульсом нимродовой идеи, существующим до сих пор, доказательство чему – длинная цепь сменяющих одна другую империй. Существовало даже такое понятие как «трансляция империй», то есть переход государств из одного в другое. Сначала было Ассирийское царство, потом Вавилонское, затем Персидское, Мидо-Персидское, Македонское, потом на Ближнем Востоке возникло Сирийское царство, далее – Римская империя, а после Рима – царство греко-германо-славянских народов. Эти царства представляли собой хотя и сменяющуюся, но непрерывную власть. Каждое царство претендовало на особую, исключительную роль, мечтая о мировом господстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

1. Евангельская история представляет нам три вида безразличия в отношении к религия, – т. е. индефферентизма. Первый тип религиозного индефферентизма – это Пилат с его вопросом: „что есть истина?» (Иоан. XVIII. 38). Пилат уже давно покончил с этим вопросом, который он задает с полнейшим безразличием. Он убежден, что действительная истина есть только римская империя, с ее царствующим императором; затем официальные дела, обстоятельства, отношении. 2. Другой вид того же рода мы имеем в евангельском богаче (Лук. 19). Он напоминает нам о партии саддукеев, которая отрицала существование духа, воскресение и бытие ангелов, и вследствие этого отрицания распространять эпикурейский образ мыслей и чувства среди народа. Он, по-видимому, был предан этим тогда широко распространенным учениям. Не то, чтобы он в собственном смысле философствовал; но он усваивал себе выводы этого учения и вследствие этого более и более делался добычей холодного равнодушия в вопросил веры. Он не обращал никакого внимания на „Моисея и пророков», и считал их устаревшими. Свидетельства св. Писания о сверхъестественном мире, о будущем суде, о грядущей ответственности он считал чем-то таким, для чего „недостает надлежащего доказательства» и что давно уже сделалось отжавшей точной зрения и далеко превзойдено всем, что тогда называлось просвещением и образованием, новейшим воззрением на мир. Он впрочем не входил в более точное исследование всего этого, так как все эти вещи были слишком не интересны для него. Стоя на такой почве, он жил (я в этом именно он сделался типом бесчисленного множества людей в наше время) ежедневно в блеске и в радости, пока не умер и не был погребен. 3. Третий вид религиозного равнодушия изображается для нас в беседах Спасителя о последних временах, когда будет тоже самое, что было и во дни Ноя: люди пили, ели, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех (Мф. XXIV, 37 – 9). Так же было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили, но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный в истребил всех (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010