Результаты вскоре сказались. В начале 16-го столетия родился в Германии Протестантизмпротест против злоупотреблений Римского епископа, и, в частности, – преступной инквизиции и продажи индульгенций (отпущения грехов за денежную мзду). С веками протестантизм распался на множество сект. Рим и Россия Для нас, русских, важно рассмотреть, каковы были взаимоотношения между Россией и Римом на протяжении истории. Уже на заре крещения Руси (в конце 10-го столетия) Римский папа послал в Корсунь посольство, чтобы отклонить князя Владимира от союза с православной Византией. С той же целью посылались посольства в Киев. Папа пытался влиять через королей Польши и Чехии, а также старался использовать княжеские междоусобицы. При нашествии татар на Россию папы направляют на нее оружие шведов, меченосцев и венгров. Потерпев неудачи на поле брани при кн. Александре Невском, папа предлагает свою помощь против татар. Получив ответ: «Не в силе Бог , а в правде», – папа отвечает вооруженными наступлениями в 13-ом веке, и снова – в Смутное время в 1605–1612 гг. Наступательная позиция Рима в отношении Православия не прерывалась на всем протяжении истории России. Польша была объявлена папой «миссионерской территорией», где основным методом миссионерства явилось насилие. В нашем столетии с 1919 г. до 1929 г. римо-католики отняли у православных 43 процента храмов. С первой четверти нашего столетия новым органом обращения православных в католичество явился «Восточный обряд». Сколько раз католические прелаты с ожесточением утверждали, что «Господь выметает железной метлой православный Восток для того, чтобы воцарилась единая католическая церковь . В 1926 и 1928 годах восточно-католический представитель ездил в Москву, чтобы налаживать унию с обновленческой церковью и связь с марксистским интернационалом. Иезуит Швайгель утверждал, что большевики прекрасно подготовили почву католическим миссионерам, а благочестие и страдания русского народа служат залогом успеха проповеди унии. Факты свидетельствуют о том, что агрессивное отношение Ватикана к Православию им не оставлено и по сей день. Основные различия между Православием и Католицизмом

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Елена 9 января 2022, 02:03 Вопрос. Согласна ли редакция православия ру с этой конкретной статьёй? Вопрос возник в связи с тем, что дьякон Илья Маслов включён в список лжесвященников, вы же сами это публиковали http://pravoslavie.ru/138841.html Воронцова И.В. 27 июня 2018, 21:55 Русский христианский модернизм, исторически не ограничен НРС, но как и модернизм 1890-1914 гг. в римо-католицизме? включает церковно-богословское и социальное направление. Именно этим он похож на феномен модернизма 1890-1914 гг. Он имел предпосылки в религиозной, богословской мысли и социальной жизни 2-й пол. 19 в., т.е., не ограничен областью философии. - Так показывают мои последние исследования. Увы, издать их мне не удается. Надежда Искакова 9 февраля 2015, 17:33 Тема очень актуальна.Неважно в какой форме: реферат, статья, очерк. Нужно постоянное напоминание ,как предупреждение об опасности : " блюдите, како опасно Ходите.... " НРС - это бунт падшего разума.А плоды этого бунта - Украина. Илья 5 февраля 2015, 21:14 Гибельность " протестантизма-модернизма " думается, вот в чем: вспомним Мытарство 19-е Блаженной Феодоры: " После блудных мытарств мы пришли к мытарству ересей, где истязуются люди за неправильные мнения о предметах веры, а также за отступничество от православной веры, недоверие к истинному учению, сомнений в вере, кощунство и тому подобное... " Модернисты, научаемые, наверное самим врагом, поселяют в душах уже пришедших в Церковь людей семя ересей и сомнения в Истинном учении; сомнение, дающее дополнительную страшную возможность бесам захватить душу, прошедшую 18 ужасающих испытаний. Вспомним кого Иисус Христос Сын Божий называет " сборище сатанинское " в Апокалипсисе, и в Евангелие: " Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего " Ин 8:44. " Модернисты " ... Илья 5 февраля 2015, 20:00 Евгений: " Не перерастет ли отрицание Запада вообще в религиозный фундаментализм? Настолько мы любим отрицать, запрещать и ограждаться " Фундаментализм - следование древним принципам.

http://pravoslavie.ru/76976.html

Православное вероучение Катехизис Предварительные понятия. Божественное Откровение. Символ веры . Молитва Господня. Заповеди блаженства. Декалог. Догматическое богословие Понятие о богословии. Понятие о догматах. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки. Священное Предание. Священное Писание. Вероучительные тексты Православной Церкви. Понятие о богопознании. Триадология. Сотериология. Христология. Экклесиология. Сакраментология. Эсхатология. Нравственное богословие Предмет нравственного богословия. Понятие о нравственности. Развитие и формирование личности. Свобода человека. Естественный нравственный закон. Недостаточность естественного нравственного закона и восполнение его Богооткровенным законом. Ветхозаветный нравственный закон. Новозаветный или евангельский нравственный закон. Связь между христианской нравственностью и догматами веры. Добродетель и ее свойства. Виды добродетелей. Грех, его свойство и последствия. Виды греха. Упражнения в добре душевных и телесных сил человека. Благодатные средства воспитания и укрепления духовной жизни. Созидание личного спасения и служение ближним на основе самоотвержения и любви. Семейные обязанности христианина. Христианин как член общества и государства. Сравнительное богословие Западные исповедания: Римо-католицизм, Протестантизм (Лютеранство. Кальвинизм. Англиканство). История возникновения и вероучительные отличия от Православия. Основное богословие Понятие о религии и признаки религии. Гипотезы происхождения религии. Доказательства бытия Божия. Религия и наука. Откровение Божие. Естественное Откровение. Сверхъестественное Откровение. Библейская космогония и современная наука. Классификация религий. Богооткровенная религия. Появление иных религий, как результат отпадения и искажения Богооткровенной религии. Происхождение язычества и его виды. Иудаизм. Буддизм. Ислам. Христианство . Православная антропология Творение человека. Образ и подобие Божии в человеке. Назначение человека и цель его жизни. Дух, душа и тело. Целостность человека. Личность человека. Грехопадение, последствие грехопадения. Христос – Новый Адам. Человек во Христе, антропологические аспекты учения о спасении. Церковь и обожение человека. О соотношении человеческой свободы и Божественной благодати. Учение о Браке. Семья – малая Церковь . Религиозное сознание, религиозное мышление и восприятие в свете святоотеческого наследия. Отличие истинного религиозного сознания от безрелигиозного и искаженного религиозного сознания. Основы аскетики. Антропологические основы в вопросах общей эсхатологии.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/tser...

Католичество Иеромонах Габриэль Бунге: Примирение Церквей на личном уровне Известный богослов-бенедиктинец, иеромонах Габриэль Бунге перешел в Православие. Это произошло в Москве, накануне праздника Успения. По словам самого теолога, это решение созревало в нем всю жизнь. С отцом Габриэлем встретилась корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА Почему англикане переходят в католицизм? Для англикан, отделившихся от римо-католичества в XVI в. Римская церковь все же оставалась матерью-церковью. Богослужебная, культурная традиция Англиканской церкви имеет латинские корни. Так что, возвращение англикан в юрисдикцию Рима при каких-либо кризисных явлениях в английском протестантизме, в каком-то смысле, естественно. Сложный вопрос Значительное число наших святых называли католиков «еретиками». Почему на этот счет до сих пор существуют разногласия, объясняет диакон АВГУСТИН Соколовски, доктор богословия, преподаватель кафедры Догматического богословия КДА и Фрибургского университета (Швейцария). Молитве в теплом кресле не научишься 27 августа иеромонах Габриэль (Бунге) перешел из Католичества в Православие. Присоединение совершил митрополит Волоколамский Иларион. В беседе с корреспондентом журнала " Фома " отец Габриэль рассказал о мотивах такого решения, о том, чем Валаам принципиально отличается от Швейцарии, и о многом другом. Колодезная ярмарка в Бонне: в начале было чудо Мы потеряли тысячелетний опыт христианства на Западе. Многие ли из нас знают игуменью Адельгейду – святую, жившую в конце X – начале XI века? Митрополит Иларион: О версиях христианства и пропасти между «традиционалистами» и «либералами» Сегодня все труднее говорить о «христианстве» как единой, принятой всеми христианами по всему миру шкале духовных и нравственных ценностей. Сегодня уместнее говорить о «христианствах» — о различных версиях христианства, экспонируемых различными общинами. Иеромонах Гавриил (Бунге): «Православие — плод всей моей жизни христианина и монаха» Открытие мною православия не является результатом каких-то ученых занятий, но - плодом всей моей жизни христианина и монаха. Это открытие, начавшееся 40 лет назад и продолжающееся до сих пор, приобрело для меня весьма конкретный смысл. Оно позволило мне войти и углубиться в то, что можно назвать " тайной Церкви " .

http://pravmir.ru/tag/katolichestvo/page...

В-третьих, единство в смысле единения святых Божиих Поместных Православных Церквей, основываемое, согласно Святым Отцам, на тождестве апостольской веры, на общении православных епископов в той же Евхаристии, на тождестве этоса и на общем опыте Благодати со всеми святыми, — то есть на тех началах, которые делают каждую Поместную Православную Церковь выражением Соборной (Кафолической) Церкви в конкретном месте. Коринфская церковь есть точно так же тело Христа, как церковь Иерусалимская и Эфесская, и связью между ними является общение Духа Святого и любви во Христе. Между ними не существует различия, потому что они — церкви Христовы. Они имеют сущностное единство. Ибо святость, апостоличность и соборность уже существуют в каждой поместной церкви, где совершается Евхаристия Соборной (Кафолической) Церкви с присутствием всего Христа. В параграфе 2 документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» говорится, что «Православная Церковь основывает единство Церкви … на общении во Святой Троице» . Очевидно, здесь имеется в виду не единство нас как членов Церкви, потому что это не представляет интереса для рассматриваемого документа, но также потому, что, само собой, в таком случае использовалось бы в том или ином виде одно из выражений апостола Павла, как, например, «тело Христово». Здесь идет речь о единстве «христианских церквей», что следует из общей направленности данного документа. Как уже было сказано, Православные Церкви обладают сущностным единством и нет нужды основывать единство между ними «в различии» (так как именно это означает общение). Мысль об основании единства «христианских церквей» на Таинстве Святой и Единосущной Троицы, чтобы иметь «единство в широком разнообразии» (unity in rich diversity), появилась в недавнее время как порождение расколотого на многие части протестантизма. Современный протестантизм на различии божественных Ипостасей основывает разнообразие своих многочисленных толков, а на единосущии божественных Ипостасей основывает единственность единой, согласно его учению, невидимой Церкви (!), видимыми формами (!) которой являются его многочисленные ответвления . Впоследствии эта идея была усвоена римо-католицизмом, который также говорит о единстве в многообразии традиций (то есть унии), обеспечиваемом однако же принятием достоинства папы Римского как преемника апостола Петра (примат).

http://pravoslavie.ru/94123.html

Сейчас в ВСЦ налицо стремление удовлетвориться " неполной кинонией, " стабилизировать существующую разделенность как нормальную и слабую меру общения, зафиксировать имеющийся статус " общности " в концепциях " неполного (растущего) общения, " " примеренного многообразия. " Сегодняшнее экуменическое движение находится в кризисе. Причина этого — в ослаблении стремления к единству, ослабление готовности и воли к " обращению, " к кафолическому обновлению. Именно это в первую очередь заставляет Русскую Православную Церковь пересмотреть свое отношение ко Всемирному Совету Церквей. Негативные тенденции в ВСЦ приводят к тому, что Русская Православная Церковь оказывается перед необходимостью быть готовой к изменению своего статуса в отношениях с ВСЦ. Впрочем, такое решение должно быть принято лишь при полном исчерпании всяких средств по изменению характера ВСЦ. Библиография 1.  Аквилонов Е . свящ. Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о Теле Христовом. СПб. 1894. 2.  Арсеньев И . От Карла Великого до Реформации. (Историческое исследование о важнейших реформаторских движениях в Западной Церкви в течение 8 столетий). Т.1. М. 1909, Т.2. М. 1910. 3.  Арсеньев И . Ультрамонтанское движение в XIX b. до Ватиканского Собора 1869-70 гг. Харьков, 1895. 4.  Арсеньев Н.А. Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1948. 5.  Арсеньев Н.А. Православная Церковь и западное христианство. Варшава, 1924, 1929. 6.  Беляев Н.Я . Догмат папской непогрешимости. Историко-критический обзор. Казань, 1882. 7.  Беляев Н.Я . Значение символов в лютеранстве. — " Православный собеседник, " 1875, Т.1, с. 144–68. 8.  Беляев Н.Я . Основной принцип римского католицизма. Казань, 1895. 9.  Беляев Н.Я . Пелагианский принцип в католичестве. — " Православный собеседник, " 1871, с.84, 184. 10.  Беляев Н.Я . Римо-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека. Казань, 1876. 11.  Бергер А. Культурные задачи Реформации. СПб. 1901. 12.  Богородский Н.М . Учение Св. Иоанна Дамаскина об исхождении Святого Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Я был поглощен выстраиванием положительных и ясных аргументов, — писал Ньюмен в этой книге, — в защиту внутренней связи, а точнее, тождества между древним апостольским учением и основой того учения, которое в наши дни известно под именем Католического и исповедуется, в сущности, Восточным и Западным христианским миром. Эта вера, неоспоримо, есть продолжение той религиозной системы, которая носила имя Кафолической и в 18, и в 17, и в 16 столетиях, и в каждом предшествующем веке, вплоть до того, пока мы не дойдем до первого века». Эта вера есть наследие «религии Киприана, Василия, Амвросия и Августина» . Между протестантизмом и «историческим христианством» существует «абсолютное несоответствие». Поэтому протестантизм не имеет никакого отношения к «христианству истории» . Современный ему католицизм Ньюмен провозгласил «репрезентацией» (representative) древней веры, «естественным и необходимым» ее развитием . В феврале 1843 года Ньюмен в «Oxford Conservative Journal» опубликовал как объявление свое отречение от всех резких суждений, которые высказывал по отношению к Католической Церкви.  25 сентября 1843 г. произнес свою последнюю проповедь, названную «Прощание с друзьями» (The Parting of Friends), а через неделю ушел в отставку с должности англиканского священника.  9 октября 1845 г. Ньюмен стал членом Римо-Католической Церкви. Исповедание Ньюмена принял Доминик Барбери — «апостол Англии», как его прославляет Католическая Церковь. Доминик Барберри, итальянец по национальности, был членом Конгрегации  босоногих служителей Святейшего Креста и святых Страстей Христовых (Пассионистов), основанной бл. Павлом Св. Креста (Паоло Франческо Данеи) в 1725 г. В октябре 1841 г. Барберри прибыл в Англию и несколькими месяцами позже основал общину пассионистов в Астоне, графстве Стаффордшир. В то время Католическая Церковь в Англии переживала тяжелые испытания. С 1688 г. по 1850 г. в Англии были упразднены католические епархии. Существовали только 4 т.н. апостолических  викариатства, т.

http://bogoslov.ru/article/649027

Невозможно принимать Писание и отвергать Предание. Они даны нам совместно. Пытаться отделить Библию от Предания значит разделять действия Святого Духа на правильные и неправильные – а это граничит с хулой на Святого Духа. Позднее предание Один из трудных моментов на нашем пути был связан с поздними преданиями. Мы знали, что до одиннадцатого столетия Церковь была единой. До этого времени все христиане рассматривали великие Вселенские Соборы как ориентиры для толкования Писания и формулировки содержания своей веры. Но с отделением Рима от православного христианства произошли драматические изменения. Не будучи более подотчетным полноте исторической Церкви, Рим был теперь свободен учить о вселенскости папской власти и изменил Никейский Символ веры добавлением пункта филиокве. Подобно этому римская церковь могла вводить по своему усмотрению и другие новые догматы  и обычаи. Так она и поступала – и, по-видимому, будет поступать дальше. Протестантские реформаторы не зря нападали на такие нововведения как чистилище, папство и индульгенции. Все они были поздними добавлениями к вероучению, не имевшими никаких корней в апостольском предании. Например, в 1854 году Рим принял догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Согласно этому учению, не только Христос был рожден безгрешным, но также и Мария вошла в мир, избавленная от первородного греха. Глубоко почитая Пресвятую Деву и Матерь Бога нашего, Православная Церковь все же так не учит. Почему бы в таком случае не распространить то же самое на родителей Пресвятой Богородицы и так далее вплоть до Эдема? В 1870 году, чуть больше ста лет назад, Рим добавил к своей коллекции новых преданий еще один догмат. На этот раз он снова касался Папы. Теперь не только его власть была вселенской, но сам он считался непогрешимым. Стоит ли удивляться после этого, что протестанты до смерти напуганы преданием! Об этом трудно говорить. Мои друзья из римо-католиков не любят это слышать, но, тем не менее, я должен это сказать. В 1054 году Рим отступил от апостольского предания. Тысячелетие церковного единства осталось позади. Нет, Рим не во всем был неправ – ни в коем случае. Но он обременен папством и набором догматов, которые просто несовместимы со Священным Преданием. И, на мой взгляд, он не приближается, а уходит все дальше от православного христианства. Создается впечатление, что растущее число его священников, монахинь и мирян проникнуты духом бунтарства и даже анархии. Такие течения в современном католицизме, как «теология освобождения» в Южной Америке, феминизм и богословский либерализм в Северной Америке и в Европе охватывают всю гамму от непроявленной внешне апатии до непрочного в основании сверхконсерватизма.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozvrash...

Аннотация. Статья посвящена направлениям развития западного христианства в XXI веке. В статье идет речь о секуляризации западного христианства. Дается характеристика богословию модернизма, феминизма, экуменизма. Проводится анализ идей квир-теологии. Современное западное христианство , а именно римо-католическая церковь и основные западные христианские конфессии (лютеране, англикане, кальвинисты), имеют значительные отклонения от тех нравственных идеалов, которые проповедовал Христос и его апостолы, и восприняла и сохранила Церковь Православная. Основная причина этих изменений, которые происходят постепенно, но значительно меняют вероучение и христианскую этику – это секуляризм . Слово “секуляризм” произошло от англ. secular – светский. Большой энциклопедический словарь дает такое определение секуляризации : “Обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов” что означает предельную обмирщенность сознания, причем, в том числе, религиозного сознания. В данной статье мы рассмотрим основные проявления секуляризма в западном христианстве, а именно: горизонтализм, социальное служение, модернизм, феминизм, иудаизацию и экуменизм. Митрополит Иларион (Алфеев) пишет: “Современный воинствующий секуляризм, подобно русскому большевизму, воспринимает себя как мировоззрение, пришедшее на смену Христианству. Именно поэтому он не нейтрален и не безразличен по отношению к Христианству: он откровенно враждебен ему” 1. Горизонтализм. Термин “горизонтализм” предлагает в своих лекциях А.И. Осипов профессор Московской духовной академии, и подразумевает под ним такое поведение христиан, когда они преследуют исключительно земные, материальные интересы, пытаются строить Царство Божие на земле. А.И. Осипов говорит, что “в протестантизме Господь Иисус Христос пришел и спас и уже ничего не надо, и в католицизме тоже спас и достаточно сверх должных заслуг, чтобы всегда восполнить их недостаток в любом верующем” 2. Социальное служение . Социальное служение, на первый взгляд, заманчивая альтернатива подлинной духовной жизни для монашествующих. Социальным служением должны, в первую очередь, заниматься миряне. Сейчас социальное служение пытаются возложить на монастыри и монашествующих. Если монах не выполняет свое прямое назначение – молиться Богу о спасении свой души и Направления развития западного христианства в XXI веке 20 Научные статьи и исследования Раздел I спасении мира, то отступает от своего самого главного предназначения. Монашество – это центр, закваска всего Христианства. В Евангелии мы по этому поводу читаем: “…поражу пастыря, и рассеются овцы” ( Мар.14:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

(Священномученик Иларион, архиеп. Верейский [†1929]. Христианства нет без Церкви). – Наверное, очень трудно удержаться на такой дороге? Для этого необходимо быть настоящим аскетом! – Сначала немного об аскетах: ещё одно слово, к которому мы попадаем в невольный плен. Причём пленение это скорее отрицательное: не Притяжением, а отталкиванием, как в распространённом выражении «Мы ведь не аскеты...», которое, по мысли говорящих, даёт им некое право на пренебрежение нормами христианской жизни, если не на прямой разврат. Разумеется, для этого нет ни малейших оснований. Вот как объясняет смысл аскетизма митрополит Киевский и Галицкий Антоний: «“Аскетизм выдуман монахами”... Одна московская дама выразилась еще решительнее: “Всю вашу религию выдумали попы: я признаю только Иверскую и мученика Трифона (L’Iverskaya et Triphon le martyr), a прочее всё глупости ”. Ho эти фразы показывают, прежде всего, что наши образованные люди не понимают слова аскетизм. Понятием этим вовсе не предрешается строй нашей жизни, и само по себе оно не включает в себя ни девства, ни постов, ни отшельничества. Аскетизмом, или духовным подвижничеством, называется жизнь, исполненная работы над собой, такая жизнь, целью которой является уничтожение своих страстей: блуда, самолюбия, злобы, зависти, объедения, лености и пр. и наполнение души духом целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, которая никогда не бывает одинокой добродетелью, а лишь спутницею и совершительницею перечисленных свойств души». Далее, говоря об уклонениях Римо-Католицизма и Протестантизма по сравнению с Православием, митрополит Антоний подчеркивает: «...B основании всех заблуждений лежит неразумение простой истины, что христианство есть религия аскетическая». Итак, приведённая выше популярная фраза «Мы ведь не аскеты...», по существу, равносильна откровенному признанию: «Мы ведь не христиане...» А удержаться на монашеской дороге, пожалуй, не труднее, чем на дороге брака. Как ни странно может это показаться, именно вступление в брак требует от нас особой отваги и решимости, Ведь человек вступает в брак сразу, одним движением. Никакой «пробный брак», по существу, недопустим и невозможен. Пока я не вступил в брак, я не знаю, не испытываю супружеской жизни; испытать её я могу только в браке.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010