являлись ведущими защитниками представления о том, что бытие Божие рационально непознаваемо и недоказуемо средствами естественного разума. Лекции К. имели значительный успех, вслед. чего ему было предложено выступить в 1705 г. со 2-м циклом лекций. К. посвятил их теме естественной религии, подробно рассмотрев вопросы о ее природе, границах, отношении к богооткровенной религии и положительному научному знанию. К. подготовил издания лекций в виде самостоятельных трактатов: трактат, содержащий материал 1-го цикла лекций, был опубликован под заглавием «Доказательство бытия Бога и Его свойств» (A Demonstration of the Being and Attributes of God. L., 1705); трактат, основывающийся на лекциях 2-го цикла, вышел в свет под названием «Рассуждение о неизменных обязательствах, налагаемых естественной религией, а также об истинности и надежности христианского откровения» (A Discourse Concerning the Unchangeable Obligations of Natural Religion, and the Truth and Certainty of the Christian Revelation. L., 1706). Впосл. оба трактата издавались с некоторыми дополнениями под общим названием «Рассуждение о бытии и свойствах Бога, об обязанностях, налагаемых естественной религией, а также об истинности и надежности христианского откровения» (A Discourse Concerning the Being and Attributes of God, the Obligations of Natural Religion, and the Truth and Certainty of the Christian Revelation. L., 1711; переизд.: Works. Vol. 2. P. 513-758; совр. переизд. 1-го трактата: Vailati. 1998. P. 1-92). Представляя в 1-м трактате доказательство существования Бога, К. заявлял о намерении придерживаться «математического» метода исследования настолько, насколько это позволяет природа обсуждаемого предмета ( Clarke. Works. Vol. 2. P. 517). Это, по мнению совр. исследователей, свидетельствует о его постоянной ориентации на ньютоновский идеал научного знания, строящегося из аксиом и теорем по образцу «Начал» Евклида ( Ferguson. 1976. P. 24). Доказательство К. с т. зр. его составных элементов является малооригинальным: он опирается на традиц.

http://pravenc.ru/text/1841271.html

(см., напр.: Соколов. 1982. С. 22). Т. о., к сер. 80-х гг. XVII в. Л. завершил общую разработку собственной философской системы; в последующих работах он расширял и уточнял ее содержание, вводил новые термины и вносил нек-рые корректировки в обосновывающую аргументацию, однако фундаментальные принципы и основное философское содержание его метафизики с этого момента не подвергались существенному пересмотру. В сжатой и строгой форме основные идеи «Рассуждения о метафизике» представлены также в записке на лат. языке «Логико-метафизические принципы» (Principia Logico-Metaphysica; 1-е изд.- 1903; переизд.: Leibniz. SSB. R. 6. Bd. 4. S. 1643-1649), к-рая была составлена ок. 1689 г. и, вероятно, использовалась Л. в философских дискуссиях с итал. теологами и философами во время поездки по Италии. В 1695 г. Л. впервые представил новую систему метафизики широкой публике, издав в престижном французском научном ж. «Journal des Sçavans», в к-ром и ранее неоднократно выходили его философские, научные и полемические статьи, соч. «Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душою и телом» (Système nouveau de la nature et de la communication des substances, aussi bien que l " union qu " il y a entre l " âme et le corps; переизд.: Leibniz. Phil. Schr. Bd. 4. S. 477-487; рус. перевод: Соч. Т. 1. С. 271-281). В отличие от «Рассуждения о метафизике» в этом трактате Л. строил изложение своей метафизики не в виде философского раскрытия учения о Боге и его следствий, но в автобиографической и проблемной перспективе, подчеркивая, что его философские поиски определялись стремлением найти «принцип истинного единства». Объявив таким принципом нематериальную субстанцию, к-рая одновременно есть «первичная сила» и «первичная деятельность», Л. излагал учение о свойствах субстанций и «гипотезу согласия», т. е. первоначальный вариант учения о предустановленной гармонии, с помощью к-рого он объяснял любую деятельность и все познавательные процессы. Отвечая на критические замечания франц.

http://pravenc.ru/text/2463351.html

В философском отношении важной новой идеей, введенной Л. в «Теодицее», является концепция возможных миров, созданная с целью продемонстрировать, что существующий мир, не будучи безусловно совершенным, тем не менее является наилучшим из всех возможных. Л. рассматривал «Теодицею» в качестве пробного представления одной из частей своей метафизической системы, полное изложение которой он намеревался дать в последующих произведениях (ср.: Antognazza. 2009. P. 479-486). Этот замысел, однако, остался неосуществленным. В 10-х гг. XVIII в. Л. смог создать лишь 2 небольших законченных философских трактата, в к-рых его поздняя метафизика была намеренно представлена в упрощенном и тезисном виде, без подробных объяснений и обоснований. В соч. «Начала природы и благодати, основанные на разуме» (Principes de la nature et de la grâce fondés en raison; 1-е изд.- 1718; переизд.: Leibniz. Phil. Schr. Bd. 6. S. 598-606; рус. пер.: Соч. Т. 1. С. 404-412), написанном Л. в 1714 г. в Вене по просьбе принца Евгения Савойского (1663-1736), преимущественно обсуждаются природа монад, их свойства, иерархический порядок; Л. рассматривает также отношение монад к Богу, формулируя основные метафизические законы, к-рыми определяются связь необходимого сущего с контингентным сущим, а также мировой порядок и гармония. Примерно в это же время Л. написал еще одно упрощенное изложение собственной метафизики, предназначавшееся для Н. Ф. Ремона, советника французского регента Филиппа II Орлеанского (1674-1723). Это сочинение, впервые опубликованное в нем. переводе в 1720 г., получило известность под издательским заглавием «Монадология» (Monadologie, также Eclaircissement sur les monades; 1-е изд. франц. оригинала - 1840; переизд.: Leibniz. Phil. Schr. Bd. 6. S. 607-623; рус. перевод: Соч. Т. 1. С. 413-429). По структуре этот трактат почти идентичен предыдущему, однако в нем более подробно раскрывается природа монад как субъектов познания и деятельности, а также рассматриваются характерные особенности 3 видов монад: простых субстанций, оживотворяющих тела душ и разумных духов (ср.: Holzhey, Murdoch.

http://pravenc.ru/text/2463351.html

S. Irenaei Lugdunensis episcopi et martyris Adversus Valentini et similium gnosticorum haereses libri quinque. P., 1575; Grabe J. E., ed. S. Irenaei episcopi Lugdunensis Contra omnes haereses libri V. Oxoniae, 1702; Harvey W., ed. S. Irenaei episcopi Lugdunensis libri V Adversus haereses. Cantabrigiae, 1857. 2 t.; PG. 7; Die heiligen Irenäus Schrift zum Erweise des apostolischen Verkündigung/Hrsg. K. Ter-Mkrttschian, E. Ter-Minassiantz. Lpz., 1907. (TU; Bd. 31. H. 1); The Proof of the Apostolic Preaching/Ed. K. Ter-Mkrttschian. P., 1919. P. 655-746. (PO; T. 12. Fasc. 5); SC. 100, 152, 153, 263, 264, 210, 211, 293, 294 (Adv. haer.), 62, 405 (Dem.); Nouveaux fragments arméniens de l " Adversus haereses et de l " Epideixis/Introd., trad., not.: Ch. Renoux. P.; Turnhout, 1978. (PO; T. 39. Fasc. 1); рус. пер.: Сочинения/Пер.: П.А. Преображенский. М., 1868. (Памятники древней христ. письменности в рус. переводе. Т. 8: Пять книг против ересей. Отрывки из утраченных сочинений); То же, 18712. СПб., 19003 (репринт: Творения. М., 1996; переизд.: Против ересей. Доказательство апостольской проповеди). СПб., 2008); Сагарда Н.И., пер. Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского " Доказательство апостольской проповеди " . СПб., 1907 (репринт: Творения. М., 1996; переизд.: Доказательства апостольской проповеди. СПб., 2008). Конкордансы: Reynders B. Lexique comparé du texte grec et des versions latine, arménienne et syriaque de l " Adversus Haereses de S. Irénée. Louvain, 1954. (CSCO; 141, 142. Subs.; 5, 6); idem. Vocabulaire de la «Demonstration» et des fragments de Saint Irénée. Chevetogne, 1958; Thesaurus Irenaei Lugdunensis Aduersus haereses/Ed. P. Tombeur. Ser. A, Formae. Turnhout, 2005. (CC Thesaurus patrum Latinorum). Лит.: Dodwell H. Dissertationes in Irenaeum. Oxoniae, 1689; Du Pin L. E. Nouvelle bibliothèque des Autheurs ecclésiastiques. Autrecht, 1731. T. 1; Краткое историческое сведение о жизни и творениях св. сщмч. Иринея, еп. Лионского//ХЧ. 1838. Ч. 1. С. 123-129; Beaven J.

http://pravenc.ru/text/Ириней ...

В 1979 г. Институт перевода Библии выпустил НЗ на молдав., представляющем собой транслитерацию с румын. перевода (переизд. 1983, 1989, 1990), в 1984 г. таким же образом была издана вся Б. Лит.: Арсений (Стадницкий), митр. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митрополит Кишиневский (1813-1821 гг.). Кишинёв, 1894. С. 356-363; Iorga N. Istoria bisericii româneti i a vieii religioase a românilor. Vlenii-de-Munte, 1908. Vol. 1. P. 399-402; Ciobanu t. Cultura româneasc în Basarabia sub stpânirea rus. Chiinu, 1923. P. 49-53; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIX-lea subt rui. Chiinu, 1931. P. 90-92; Solomon C. Biblia de la Bucureti (1688): Contribuiuni nou istorico-literare. Tecuci, 1932; Mladin N. Samuil Micu Clain teologul. Sibiu, 1957; P curariu M. IBOR. 1994. Vol. 2. P. 133-137. Vol. 2. P. 595; idem. 325 de ani de la apariia Noului Testament de la Blgrad//BOR. 1973. 11/12. Р. 1206-1215; Demé ny L. O tipritura slavo-romîn precoresian//Studii: Rev. de istorie. Bucureti, 1965. 5. Р. 1001-1038; Marcu G. Consideraii asupra Noului Testament din 1648//Studii teologice. 1973. 9/10. P. 605-618. В. Я. Гросул Французский Первый средневек. франц. перевод всей Б. появился в кон. XIII в. Б., получившая название «Библия де Ту», была широко распространена среди англ. и франц. аристократии в 1280-1380 гг. Наиболее важным средневек. переводом была «Библейская история» - расширенное переложение труда Петра Коместора «История схоластики» (Historia scholastica), выполненное Гийаром де Муленом. Помимо библейского текста она содержала резюме, парафразы и глоссы из «Библии де Ту» и др. материалы. Была распространена в Сев. Франции. НЗ в переводе Мулена опубликован в 1474 г. (?) в Лионе. Последнее переработанное издание «Библейской истории» вышло в 1498 г. (?) (переизд. 1510, 1515). 6 нояб. 1523 г. католик Ж. Лефевр д " Этапль опубликовал перевод НЗ с Вульгаты с внесением 59 исправлений, сделанных на основе греч. оригинала. После появления этого издания власти Парижа наложили запрет на осуществление любых переводов Свящ. Писания. Перевод был издан в Антверпене 10 дек. 1530 г.

http://pravenc.ru/text/209473.html

1521 Biblioteca Agiografica Italiana (BAI): Repertorie di testi e manoscritti, secoli XIII–XV. Firenze, 2003. 1522 Ссылаюсь на книгу: Les saints et les stars: Le texte hagiographique dans la culture populaire: Études présentées à la Société d ‘Ethnologie française, réunies par J.C. Schmitt. Paris, 1983. 1523 Первым трудом стала: Bibliotheca Sanctorum: 14 voll. Roma, 1961−1970; за ней последовала: L’Histoire des saints et de la sainteté chrétienne: 10 vol. Paris, 1986−1988, на итал. яз.: 1991; и: Il Grande Libra dei santi. Dizionario Enciclopedico: 3 voll. Cinisello Balsamo, 1998. 1524 Впервые это было предложено в цитированной выше антологии «Agiografia altomedievale» 1976 г.; потом в кн.: Saints and their Cults: Studies in religious Sociology, Folklore and History. Cambridge; London; New York, 1983. Серьёзное развитие исследований началось после обобщающего обзора: Boesch Gajano S. Il culto dei santi: filologia, antropologia e storia//Studi Storici. 1982. 1. P. 119–136. О некоторых его чертах см.: Boesch Gajano S. Cenni di storiografla//La santità. P. 119−130, с соответствующей библиографией. 1525 Graus F. Volk, Herrscher und Heiliger im Reich der Merowinger: Studien zur Hagiographie der Merowinger Zeit. Praha, 1965. 1526 Orselli A.M. L’idea del santo patrono cittadino nella letteratura latina cristiana. Bologna, 1965 (переизд.: Orselli A.M. L’immaginario religioso della città medievale. Ravenna, 1985. P. 3−182. 1527 De Martino E. 1) La terra del rimorso: Contributo a una storia religiosa del Sud. 3 ed. Milano, 1976; 2) Il mondo magico: Prolegomeni a una storia del magismo. Torino, 1997. Отсылаю к последнему изданию за библиографическими сведениями. 1528 De Certeau M. Hagiographie//Encyclopaedia Universalis. Paris, 1968. Vol. 8. P. 207−209 (переизд.: De Certeau M. L’écriture de l’histoire. Paris, 1975; на итал. яз.: La scrittura deila storia. Roma, 1977. P. 298−300). Мишель Де Серто упоминается и ниже. См. примеч. 41. 1529 Patlagean E. A Byzance: Ancienne hagiographie et histoire sociale//Annales: E.S. С 1968; на итал. яз. см. в изд.: Agiografia altomedievale. P. 191−213. Стоит упомянуть ещё одну работу этого автора: Patlagean E. Santità e potere a Bisanzio. Milano, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

686       См. его: Platonisme et théologie mystique: doctrine spirituelle de saint Grégoire de Nysse. P., 1944; Origène: Table ronde. P., 1948; Les anges et leur mission, d’après les Pères de l’Église. P., 1952; Les manuscrits de la Mer Morte et les origines du Christianisme. P., 1957; Les Évangiles de l’enfance. P., 1967; Philon d’Alexandrie. P., 1958; La Trinité et le mystère de l’existence. P., 1968; L’être et le temps chez Grégoire de Nysse. Leiden, 1970. 687       Из его работ см.: Chenu M.-D. La théologie comme science au XIIIe siècle (1927); Une école de théologie (1937); Pour une théologie du travail; Introduction à l’étude de saint Thomas d’Aquin (rééd.: P., 1993). 688       Lohse B. A Short History of Christian Doctrine: From the First Century to the Present/Trans. E. Stoeffler. Philadelphia, 1980; Linwood U. A Short History of Christian Thought. N.Y.; Oxf., 1995. 689       См., например: Seeberg R. Text-Book of the History of Doctrines: History of Doctrines in the Ancient Church; History of Doctrines in the Middle Ages and Early Modem Ages. 2 vols. Eugene (OR), 1997. 691       Louthe A. The Origins of the Christian Mystical Tradition: From Plato to Denys. Oxf., 1981 (переизд.: Oxf., 2007). 692       Vilanova E. Historia de la teologia cristiana. 3 t. Barcelona, 1987–1992 (франц. пер.: Histoire des théologies chrétiennes. 3 vols./Trad. Luc Durban. P., 1997). см. также: Lpez Tello E. Evangelista Vilanova: una prospettiva ermeneutica della storia della teologia//Studia monastica. 2006. 48. 2. P. 307–323. Следует также отметить, что о. Виланова осуществил испанское издание упомянутой выше монографии Historia del Concilio Vaticano II. 693       Berkhof L. The History of Christian Doctrines. Grand Rapids, 1937 (переизд.: Grand Rapids, 1978). 696       Burgess S.M. The Spirit of the Church: Antiquity. Peabody (MA), 1984; Idem. The Holy Spirit: Ancient Christian Traditions. Peabody (MA), 1984; Idem. The Holy Spirit: Eastern Christian Traditions. Peabody (MA), 1989. См. также: Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements/S.M. Burgess, B. McGee, P.H. Alexander (eds.). Grand Rapids (MI), 1996, в котором Бёрджесс выступил в качестве автора и соредактора; также: New International Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements/S.M. Burgess (ed.). Grand Rapids (MI), 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Snyder (Graydon F.). Ante Pacem. Archaeological Evidence of Church Life before Constantine. Macon, Ga.: Mercer Univ. Press, 1985. Frend W.H.C. The Archeology of Early Christianity: a History. London/Minneapolis: Cassells and Fortress Press, 1996. Dictionnaire encyclopédique du Moyen Âge/Dir. A.Vauchez, C.Vincent. Vol. 1: А-К. Vol. 2: L-Z. P.: Cerf, 1997. 1692 p. in 2 vol. Гейдельбергская база данных по эпиграфике в Интернете: http:// . Основные грамматики Schwyzer E . Griechische Grammatik. Bde. 1–3. München, 1939–1953. Bd. 4. Stellenregister. 1971. В этой же серии изданы все нормативные учебники по классическим языкам и литературам. Moulton J.H., Howard W.F., Turner N. A Grammar of New Testament Greek. Edinburgh: Tandt Clark, 1906 (и переизд.). Vol. 1. The Prolegomena. 320 p. Vol. 2. Accidence and Word Formation. 572 p. Vol. 3. Syntax. 438 p. Vol. 4. Style. 184 p. Blass F., Debrunner A ., Rehkopf F. Grammatik des neutestamentlichen Griechisch. Göttingen 1984 1 6 . Англ. перевод: A Greek grammar of the New Testament and other early Christian literature [by] F.Blass and A.Debrunner. A translation and revision of the 9th-10th German ed., incorporating supplementary notes of A.Debrunner, by Robert W. Funk. [Chicago:] University of Chicago Press, (и переизд.). Blaise (Albert). Manuel du latin chrétien. 1955, repr. Turnhout: Brepols, 1986. 209 p. Англ. пер.: A Handbook of Christian Latin: Style, Morphology and Syntax/Transl. by Grant C. Rotti. [Turnhout, Belgium]: Brepols; Washington, D.C.: Georgetown University Press, cl994. xvii, 157 p. Löfstedt; E. Syntactica. Studien und Beiträge zur historischen Syntax des Lateins. Bde. I-II. Lund, 1956 2 . Hofmann J.B., Szantyr A. Lateinische Syntax und Stilistik. Munchen, 1965. Более подробную библиографию см., например: Славятинская М.Н. Учебное пособие по древнегреческому языку. МГУ, 1988, 119–120; исчерпывающая библиография приведена в соответствующих разделах справочника L’Année philologique. Греческий и латинский язык раннехристианских авторов

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Σαββδης Α. Γ. Κ. Μελτες Βυζαντινς Ιστορας 11 ου–13 ου αινα. Αθνα, 1995 (2 κδ.). Skoulatos B. Les personnages byzantins de l’Alexiadë analyse prosopographique et synthèse. Louvain, 1980. Stephenson P. Byzantium " " s Balkan frontier: a political study of the northern Balkans, 900–1204. Cambridge, 2000. Steindorff L. Die dalmatinischen Stadte im 12. Jahrhundert: Studien zu ihrer politischen Stellung und gesellschaftlichen Entwicklung. Köln, 1984. Striker C.L., Kuban Y.D. (ed.). Kalenderhane in Istanbul: the buildings, their history, architecture and decoration. Final reports on the archaeological exploration and restoration at Kalenderhane Camii 1966–1978. Mainz, 1997. Thiriet E. Etudes sur la Romanie gréco-vénitienne IX-XV siècles. London, 1977. Τσικνκης Κ. Γ. (ed.). To εμπλεμο Βυζντιο (9 ος–12 ος αι.). Αθνα, 1997. Tyerman C. Fighting for Christendom: holy war and the crusades. Oxford, 2004. Vásáry I. Cumans and Tatars: oriental military in the pre-Ottoman Balkans, 1185–1365. Cambridge, 2005. Vavínek V. (ed.). Byzantium and its neighbours from the mid-9 th till the 12 th centuries. Prague, 1993. Whitby Ma. (ed.). Byzantines and crusaders in non-Greek sources, 1025–1204. Oxford, 2007. VII. Латинское господство и восстановление Византийской империи (1204–1282) Источники Георгий Акрополит . История/Пер. П.И. Жаворонкова. СПб., 2005. Георгий Пахимер . История о Михаиле и Андронике Палеологах. Рязань, 2004 (переизд.). Жоффруа де Виллардуэн . Завоевание Константинополя/Пер. М.А. Заборова. М., 1993. Никифор Григора . Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1 (1204–1341). Рязань, 2004 (переизд.). Михаил Панарет. Трапезундская хроника/Пер. А. Хаханова. М., 1905. Робер де Клари . Завоевание Константинополя/Пер. М. А. Заборова. М., 1986. Demetrii Chomateni Ponemata diaphora/Ed. G. Prinzing. Berlin, 2002. Georges Pachymérès . Relations historiques/Ed. A. Failler; trad. V. Laurent. Paris, 1984–2000. 5 vol. Литература Алексидзе А.Д. Мир греческого рыцарского романа: XIII-XIV вв. Тбилиси, 1979.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1969. P. 112). К. все чаще заявлял о необходимости вести простую жизнь, отказаться от учености и богословских споров и перейти к «земледелию» как в прямом, так и в переносном смысле, т. е. соединять простую работу со столь же простой и естественной религ. жизнью. Друзьям и студентам К. советовал оставить науку и заняться трудом на земле, утверждая, что нет деятельности более угодной Богу; сам он с 1522 г. жил в сельском доме ( Barge. 1905. Tl. 2. S. 13-14; Sider. 1974. P. 177-178). В нач. 1523 г. К., ссылаясь на Мф 23. 8 («не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья»), перестал председательствовать на диспутах в ун-те и участвовать в присвоении ученых степеней ( Barge. 1905. Tl. 2. S. 12); вскоре он отказался от собственных ученых степеней и церковного сана, начав называть себя в заглавиях сочинений «новым мирянином» (Ibidem; ср.: Rupp. 1969. P. 112-113). Недовольный стесненным положением, в к-ром он оказался в Виттенберге, К. в сер. 1523 г. добился от курфюрста Фридриха и его брата Иоганна Твердого (1467-1532; курфюрст Саксонии с 1525) разрешения занять должность пастора в г. Орламюнде, куда его пригласил городской совет. В сотрудничестве с жителями города К. мирно провел в Орламюнде и его окрестностях те церковные реформы, к-рые он ранее пытался осуществить в Виттенберге: изменил порядок совершения месс, удалил из храмов изображения, упразднил крещение детей (Ibid. S. 101). Вскоре К. подружился с Мартином Райнхардом, руководившим протестант. общиной близлежащей Йены. При поддержке Райнхарда К. начал активно публиковать в Йене новые сочинения; в кон. 1523 - нач. 1524 г. им были изданы трактаты «О священстве и жертве Христа» (Von dem Priesterthum und opffer Christi; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 238-239. N 112-113), «Является ли Бог причиной падения диавола» (Op Gott ein ursach sey des Teuffelischen falhs; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 239. N 114), «О субботе и заповеданных праздниках» (Von dem Sabbat und gebotten Feyertagen; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 239-241. N 115-118; переизд.: KSchrift. Bd. 1. S. 21-48), «О двух высших заповедях любви к Богу и ближнему» (Von den zweyen höchsten gebotten der lieb Gottes und des nechsten; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 241-242. N 121; переизд.: KSchrift. Bd. 1. S. 49-72) и др. Еще 2 важных трактата были опубликованы К. в др. городах: «О многообразии единой воли Божией» (Von manigfeltigkeit des eynfeltigen eynigen willen gottes; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 233-234. N 102-103) и «О том, что значит отречение от себя» (Was gesagt ist: Sich gelassen; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 234-235. N 104-105). В сочинениях этой группы К. наиболее полно выразил собственные теологические взгляды, затрагивая широкий спектр вопросов из различных областей богословия (анализ содержания см.: Barge. 1905. Tl. 2. S. 21-94; Sider. 1974. P. 202-299; Joestel. 1998).

http://pravenc.ru/text/1681095.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010