101 . Сагарда 2004 – Сагарда Н. И. и Сагарда А. И. Учение Святого Афанасия о мире и человеке, грехопадении и Искуплении. Патрология. Санкт – Петербург, 2004. 102 . Светлов 1893 – Светлов П. Я. прот. Недостатки западного богословия в учении об искуплении и необходимость при объяснениях этого догмата держаться святоотеческого учения. Сергиев Посад, 1893. 103 . Светлов 1893 – Светлов П. Я., прот. Значение Креста в деле Христовом. Киев, 1893. 104 . Сидоров 2001 – Сидоров А. И. Статья к тому Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. VIII. М., 2001. 105 . Сидоров 2002 – Сидоров А. И. статья к тому Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. XI. М., 2002. 106 . Скворцов 1865 – Скворцов К. Учение св. Григория Нисского о достоинстве природы человеческой. Труды Киевской Духовной Академии. 10.1865. 107 . Скурат – Скурат К. Е. Сотериология Иринея Лионского . Богословские труды. 6. 108 . Скурат1970 – Скурат К. Е. Сотериология Афанасия Великого . Магистерская работа. Академия. 1970. 109 . Скурат 1999 – Скурат К. Е. Великие учители Церкви. Клин, 1999. 110 . Спасский 1895 – Спасский А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Сергиев Посад, 1895. 111 . Спаский 1914 – Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914. 112 . Таланкин 1908 – Таланкин В. Святоотеческое воззрение на смерть. «Вера и разум». 13.1908. 113 . Тареев 1897 – Тареев. Основы Христьянства. М., 1897 114 . Уэр 1995 – Каллист (Уэр) , еп. Послания Святого Антония Великого . Предисловие. Oxford, 1995. 115 . Флоровский 1992 – Флоровский Григорий, прот. Восточные отцы IV века. Париж, 1931. (Репринт М., 1992). 116 . Флоровский 1992 – Флоровский Григорий, прот. «Восточные отцы V – VIII веков». Париж, 1933. (Репринт М., 1992). 117 . Флоровский 1930 – Флоровский Григорий, прот. О Смерти Крестной. Православная мысль . Париж., 1930. 118 . Хмыров 1992 – Хмыров Михаил . Курсовое сочинение. Экзегеза Евангелия от Матфея в творениях святителя Кирилла Иерусалимского . Сергиев Посад, 1992. |
260 . Успенский Ф.И. История византийской империи. В 3-х тт. Т.1. М., 1996; т.2. М., 1997; т.3. М., 1997. 261 . Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1892. 262 . Успенский Ф.И. Синодик в неделю Православия: Сводный текст с приложениями. Одесса., 1893. 263 . Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. 264 . Феодор, архим. ( А.М. Бухарев ). О духовных потребностях жизни. М., 1991. 265 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. Репринт. изд.: М., 1996. 266 . Философская Энциклопедия. Тт.1–5, М., 1960–1970. 267 . Флоренский П.А. Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечева //«Пастырь добрый». Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева . М., 1997, сс.583–602. 268 . Флоренский П.А., [Сочинения]. T.I(Kh. 1–2): Столп и утверждение истины; Т. II: У водоразделов мысли. М., 1990. 269 . Флоринский Т. Византия и Южные славяне во второй половине XIV в. Вып. I-II, СПб., 1882. 270 . Флоровский Г.В. Византийские Отцы V-VIII веков. Репринт. изд.: М., 1992. 271 . Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV-ro века. Репринт. изд.: М., 1992. 272 . Флоровский Г.В. Отцы первых веков. Кировоград, 1993. 273 . Флоровский Г., прот. Святой Григорий Палама и традиция Отцов//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. 1996. (9/10), с.107 – 116. 274 . Флоровский Г.В. Тайна Фаворского Света.//Сергиевские листки, (89), Париж, 1935. 275 . Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета IX-XV вв. М., 1978. 276 . Хомяков А.С. Сочинения в 2-х тт. М., 1994. 277 . Хоружий С.С. Владимир Соловьев и мистико-аскетическая традиция Православия.//Богословские труды, сб. 33, М., 1997, сс. 233 – 245. 278 . Хоружий С.С., Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М., 1991. 279 . Хоружий С.С. Исихазм в Византии и России: исторические связи и антропологические проблемы.//Страницы. 1997, сс.48–61 280 . Хоружий С.С. После перерыва. Пути российской философии. СПб., 1994. |
Участвуя так или иначе в вальдорфском движении, мы молчаливо соглашаемся с этим. Но нам должно при сем руководствоваться хотя бы примером святителя Григория Богослова , отвечавшего еретикам на песни – песнями и на стихи – стихами. Современная православная педагогика должна принять вызов вальдорфской и достойно ответить на него. Познайте истину – и истина свободит вы ( Ин.8:32 ). В этих словах Спасителя – единственное основание для подлинного «воспитания к свободе». Во всех остальных случаях мы рискуем вырастить не более, чем «рабов греха " 20. Таков последний итог нашего рассмотрения вальдорфской педагогики, вполне согласный со словом евангельским, предупреждающим нас, что не может... древо зло плоды добры творити ( Мф. 7, 18 ). Список использованной литературы 1 . Письмо начальника Центрального окружного управления Московского департамента образования Е. А. Потапова от 05.12.96, 2–6–638. 2 . Из концепции ведения школы при семинаре Центра педагогики и лечебной педагогики Рудольфа Штайнера в Москве; подписано директором Центра г-жой Штеклин 1 ноября 1996 года. 3 . Архимандрит Амвросий. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994. Репринт. 4 . Краних Э. М. Свободные вальдорфские школы. М., 1992. 5 . Прокофьев С. О. Р. Штайнер и краеугольные мистерии нашего времени. Ереван, 1992. 6 . Штайнер Р. Из области духовного знания. М., 1997. 7 . Meyer R. Wer war R. Steiner. Stuttgart, 1961. 8 . Переселение душ. Сборник статей. Париж. Б. г. 9 . Воспитание к свободе. Альманах вальдорфской педагогики. 1993/1994. 10 . Штайнер Р. Наставления для эзотерического ученичества. СПб., 1994. 11 . Штайнер Р. Эфиризация крови. М., 1994. 12 . Steiner R. Die Entstehung und Entwickelung der Eurythmie. Dornach, 1965. 13 . Святитель Игнатий Брянчанинов . Творения. Т. III. М., 1993. Репринт. 14 . Штайнер Р. Путь к самопознанию человека. Ереван, 1991. 15 . Святитель Игнатий Брянчанинов . Творения. Т. I. М., 1993. Репринт. 16 . Прокофьев С. О. Кармические исследования Р. Штайнера и задачи антропософского общества. |
Флоренский П. А., свящ. Философия культа/«Богословские труды», Сб. 17. М., 1977. С. 85–248. Новое дополн. изд.: Флоренскии П. А., свящ . Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи)/Сост. игумен Андроник (Трубачев) ; ред. игумен Андроник (Трубачев). М., 2004. – (Филос. наследие). Шмеман А. , протопресв. Евхаристия: Таинство Царства. Париж, 1984 (несколько переизданий). Общедоступные переводы и объяснения литургических текстов Собрание древних литургий восточных и западных. Вып. 1–5/Сост и пер. А. Л. Катанского , И. Мансветова , Е. Ловягина /«Христианское чтение» 1874–1878 и отд. (СПб.) Репринт: М. Вып. 1. 1997; Вып. 2. 1998; Вып. 3. 1998; Вып. 4–5. 1999. Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян)/Пер. на рус., объясн. и примеч. Нахимов Н. СПб., 1912. Изд. испр. и доп. Киев, 2003. Вениамин (Румовский-Краснопевков), архиеп. Новая Скрижаль, или Объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1803; 1999 (19-е изд.). Гоголь Н. В. Размышления о Божественной Литургии/Подгот. текста, вступ. ст., коммент. Ю. Барабаша. – М., 1990. Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии... С приложением «Книги о храме» Симеона, Митрополита Солунского. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 [репринт с изд. 2-го: СПб., 1897]. Свято-Троице-Серафимо-Дивеев монастырь [репринт с изд.: СПб., 1884 г. Из репринта изъята «Книга о храме» Симеона Солунского ]. Рахманов Ф. И. Изложение Божественной Литургии св. Иоанна Златоуста . М., 1882. Михайловский В., прот. Всенощное воскресное бдение с русским переводом шестопсалмия, стихир, тропарей, богородичное, воскресных ирмосов всех восьми гласов и с необходимыми пояснениями. СПб., 1880. Святоотеческие толкования Литургии Переводы Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Ч. 1–3. СПб., 1855–1857. Герман Константинопольский , св. Последовательное изложение церковных служб и обрядов и таинственное умозрение об их значении/Писания св. отцев и учителей Церкви... Ч. 1. СПб., 1855. С. 375–426 [интерполированный текст по РС]; Он же , Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М., 1995 [реконстр. греч. текст параллельно с рус. пер.]. |
Полтава, 1903. 220 См. особенно: Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. (Собрание сочинений. Т. 3. СПб., 1903); Его же. Духовные основы жизни. (Там же). 221 Трубецкой С. И. Учение о Логосе в его истории. М., 1906. Переиздано: Трубецкой С. Н. Сочинения. М., 1994. С. 43–480. 224 Там же. С. 366–405. См. также: Лосский В. Н. Спор о Софии. Париж, 1936. Репринт. Спор о Софии. Статьи разных лет. М., 1996; Протоиерей Георгий Флоровский . Пути русского богословия. Париж 1937. Репринт. Вильнюс. 1991; Архиепископ Питирим (Нечаев) . Основные проблемы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX века. – «Богословские труды», Сб. 5. М., 1970. 225 Tractatus Theologici Orthodoxi de Processione Spiritu Sancti a solo Patre. Regimonti (Кенигсберг), 1774. 226 «Православно-богословские исследования об исхождении Святого Духа от одного только Отца». (Под ред. Б. Давидовича). Т. 1. Почаев, 1902. С. 604; Т. 2. Житомир, 1906. С. 621. 229 Иеромонах Владимир (Никольский). Спор об исхождении Святого Духа. – «Православное обозрение». 1869. 12. 230 Архимандрит Сильвестр (Малеванский) . Ответ православного на предложенную старо-католиками схему о Святом Духе. Киев, 1874. (Первоначально: «Труды Киевской Духовной Академии», 1874). Его же. Об историческом развитии православного и западного догматического богословия, Т. 2. Киев, 1881. С. 133–145. 231 Кохомский С. В. Учение Древней Церкви об исхождении Святого Духа. (Против папистов). Историко-догматический очерк. СПб., 1875. (Первоначально: «Христианское чтение». Т. 1. 1875). 234 Катанский А. Л. Об исхождении Святого Духа. По поводу старокатолического вопроса. – «Христианское чтение». Кн. 5–6. 1893. 235 А. Ф. Гусеву , профессору Казанской Духовной Академии, принадлежит целая серия работ по этому вопросу: Гусев А. Ф. Ответ старокатоликам о Филиокве и пресуществлении («Вера и Разум», 1897); Его же. К старокатолическому вопросу («Христианское чтение», 1897); Его же. Ответ старокатолическому профессору Мишо по вопросу о Филиокве и пресуществлении. Харьков, 1899; Его же. Иезуитские апологии филиоквистического учения. М., 1900; Его же. Старокатолический ответ на наши тезисы о Филиокве и пресуществлении. Полеми-ко-апологетический этюд. Казань, 1903. |
Начинались посмертные чудеса старца. К ним мы обратимся в следующей главе. 906 РГАЛИ. Ф. 487. Оп. 1. Д. 137. Л. 9; Таинственный старец Феодор Козьмич в Сибири и император Александр I/Составлено Томским кружком почитателей старца Феодора Козьмича. Харьков, 1912 (далее – Таинственный старец… 1912.). С. 182–184. 910 Федоров В.И. Александр Благословенный – святой старец Феодор Томский (монарх-монах). Историческое исследование. Томск, 2004. С. 172. 911 Епископ Петр. Указ. соч. С. 235; Мельницкий М.Ф. Старец Феодор Кузьмич в 1836–1864 г.//Русская старина. 1892. Январь. С. 102–103. 920 Таинственный старец… 1912. С. 54. О том, что старец в Крестовой церкви, в которую «ходил нередко», «становился позади всех», сообщает и епископ Петр (см.: Указ. соч. С. 236). 928 Крупенский П.Н. Тайна императора (Александр I и Феодор Козьмич. Историческое исследование по новейшим данном). Берлин, 1927. Репринт – 1986. С. 88–89. В связи с письмами Феодору Кузьмичу на английском языке заметим, что Александр I совершенством владения английским языком поразил И.В. Шервуда (Исповедь Шервуда-Верного//Исторический вестник. 1896. Январь. С. 78). Письма на английском языке (менее доступном для понимания посторонними лицами, чем французский и немецкий) из Новгорода выводят исследователя на проблему продолжения жизни императрицы Елизаветы Алексеевны в Новгородском Сырковом монастыре после мнимой смерти в Белёве. Проблема эта, как мы уже отмечали, требует особого всестороннего исследования и потому на страницах данной книги не рассматривается. 930 Василин Г. Император Александр I и старец Федор Кузьмич. По воспоминаниям современников и документам. 4-е изд. 1911. Репринт – М., 1991. С. 154. 931 Болотов А.В. Святые и грешники. Париж, 1924. С. 350; Любимов Лев. Тайна императора Александра I. Париж, 1938. С. 182. 933 Мельницкий М.Ф. Указ. соч. С. 107; Сказание о жизни и подвигах великого раба Божия старца Феодора Кузьмича. 2-е изд. 1892. С. 41; Василин Г. Император Александр I и старец Федор Кузьмич. По воспоминаниям современников и документам. |
Е. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. СПб., 1870; 2–е изд.: 1912. Семевский В. И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1881–1901. 2 т.; 2–е изд. СПб., 1903. Т. 1. Семевский В. И. Крестьянский вопрос в России в XVIII веке и первой половине XIX века. СПб., 1888. Т. 1. Фенин А. И. К истории общественного и хозяйственного развития России (1883–1906). Прага, 1938. Alexejev N. N. Das russische Volk und der Staat//Kirche, Staat und Mensch. Russisch–orthodoxe Studien. Genf, 1937. Fedotov G. P. Reich Gottes und Geschichte//Ibidem. Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. Пг., 1916. Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1882–1884. 2 ч. Дьяконов М. А. Власть московских государей: Очерки из истории политических идей Древней Руси. СПб., 1889. Зызыкин М. В. Патриарх Никон: Его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931–1939. 3 т. [репринт: М., 1995]. Иконников В. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. К., 1866. Каптерев Н. Ф. Власть патриаршая и архиерейская в Древней Руси в отношениях к власти царской//БВ. 1905. Т. 1–3. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909–1912. 2 т. [репринт: М., 1996]. Каптерев Н. Ф. Суждение Большого Московского Собора 1667 года о власти царской и патриаршей (К вопросу о преобразовании высшего церковного управления Петром Великим)//БВ. 1892. Т. 7–8, 10. Каптерев Н. Ф. Царь и церковные Московские Соборы XVI и XVII столетий//БВ. 1906. Т. 3. Карташов А. В. Православие в его отношении к историческому процессу//Православная мысль. Париж, 1948. Т. 6. Карташов А. В. Судьбы «Святой Руси»//Там же. 1928. Т. 1. Карташов А. В. Церковь и государство. Париж, 1932. Карташов А. В. Церковь и государство: Восточно–православная точка зрения. Варшава, 1937. Курганов Ф. Византийский идеал царя и царства//Прав. соб. 1881. 5. |
417 Архиепископ Курский и Белгородский Феоктист. Краткое объяснение церковного круга пасхалии и правил ирмолойного пения. Изд. 2. М., 1805; Его же. Краткое объяснение церковного устава для священно-церковно-служителей Курской епархии. Изд. 2. М., 1816. – О нем: Лебедев А. С. Феоктист (Мочульский), архиепископ Белгородский (1787–1799) и Курский (1799–1817). Харьков, 1895; протоиерей Ф. И. Титов. Феоктист (Мочульский), архиепископ Курский. Киев, 1894. 419 Перечислим здесь сразу ряд более поздних по времени издания и популярных по характеру книг по изъяснению православного богослужения: Священник Павел Лебедев . Руководство к пониманию православного богослужения. Изд. 2, доп. СПб., 1869; Протоиерей Димитрий Кастальский. О богослужении. М., 1874, 1880, 1891; Священник Александр Свирелин . Православная вера. Книга для религиозно-нравственного чтения. В трех частях. Часть 2. Объяснение православного богослужения, церковных таинств и чина погребения умерших. М., 1888; Епископ Гермоген. О святых таинствах Православной Церкви. СПб., 1894; Изд. 2. СПб., 1904; Епископ Никанор (Каменский) . Объяснение православного богослужения. Общие понятия о богослужении. Объяснение вечерни, утрени и часов. М., 1906, 206 с. Здесь же, видимо, следует назвать учебники литургики для Духовных семинарий: Священник Феодор Хорошунов. Православная христианская литургика. Часть 1. Ставрополь, 1877. 148 с.; Епифаний Нестеровский. Литургика, или наука о богослужении Православной Церкви. Часть 1 (общая). Курск, 1895. Современное состояние литургики представлено изданиями: Протопресвитер Александр Шме-ман. Введение в литургическое богословие. Париж. 1959. Репринт: М., 1996; Архимандрит Ки-приан (Керн). Евхаристия. Париж, 1947; Его же. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997; Митрополит Вениамин (Федченков) . О богослужении Православной Церкви. М., 1999; Его же. Небо на земле. М., 1994 (о литургическом наследии св. Иоанна Кронштадтского ). 420 Дмитревский И. И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Литургии, основанное на Священном Писании, правилах Вселенских и Поместных Соборов и на писаниях святых отцов Церкви. М., 1803, изд. 19; М., 1912. Репринт: М. 1994. (В 1902 г. в Киевской Духовной Академии эта книга сама стала предметом особого исследования. – См. отзыв профессора А. А. Дмитриевского о кандидатском сочинении М. Русанова: «Труды Киевской Духовной Академии». 1902. 10. С. 328–331); Егоже. Благочестивые размышления при слушании литургии. М., 1842. |
С. 338—370]. См.: Флоренский П. А. Обратная перспектива//Труды по знаковым системам. Сб. 3. Тарту, 1967. С. 381—416 [см. полный вариант: Флоренский Я., свящ. Собрание сочинений. T. 1: Статьи по искусству. Париж, 1985. С. 117—192; переизд. в: Он же. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 9—72]; также ср.: Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения: (Условность древнего искусства)/изд., введ., ком. Б. А. Успенского. М., 1970. См. об этом мою книгу «Иисус Христос в восточном православном богословии» [М., 2000]. О «таинстве собрания» хорошо пишет Н. Афанасьев; см.: Афанасьев Н., прот. Трапеза Господня. Париж, 1952 [репринт: М., 1992]. Pseudo-Dionysius Areopagita. De ecclesiastica hierarchia, III, 3, 3//PG 3, col. 429a [Восточные отцы V в. С. 366; ср.: Дионисий Ареопагит. Сочинения. С. 615/617]. «По историческим исследованиям ясно и несомненно, что Святая Церковь относительно обрядов богослужения действовала с разумной свободой: принимала новые порядки служения по их благотворному действию на людей и потом заменяла их другими, когда видела, что прежние порядки не совсем полезны и нужны другие… Теория церковного богослужения, не опирающаяся на исторические данные, — ложная теория сама по себе и вредная по последствиям». — Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864. С. V [репринт: СТСЛ, 1995]. AvTpuoдь Цветная. Тропарь пасхальных часов. Входит в чин Литургии. Читается диаконом после Проскомидии. История обряда выноса плащаницы освещается в старых русских исследованиях А. В. Петровского и Н. Н. Пальмова; также см. недавнюю католическую работу: Janeras S. Le Vendredi-Saint dans la tradition liturgique byzantinë Structure et histoire de ses offices. Rome, 1988 (Studia anselmiana, 99 Analecta liturgica, 12). Постная. Вечерня Великой пятницы. Тропарь Великой субботы. Постная. Утреня Великой субботы. Похвалы. ХРИСТОС КАК СПАСИТЕЛЬ В УЧЕНИИ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ... Все три синоптических Евангелия повествуют о том, как на пути в Кесарию Филиппову Иисус, за несколько дней до того, как в Иерусалиме должно было завершиться Его мессианское служение, задает Своим ученикам вопрос, кем они Его исповедуют: а вы за кого почитаете Меня? Ответ дает Петр, сказавший, что Иисус — «Мессия» (о χριστς) (см.: Мк. |
Дмитриевский 1925 – А.А. Дмитриевский . Вселенский Патриарх Константин на Афоне и значение этого события для Церкви Православной. – Вестник Священного синода Православной Российской Церкви. 1925, 1, с. 30–31. Древний Восток 1980 – Древний Восток. Сборник 2. Памяти академика Б.А. Тураева . М., 1980. ДСОП I-IV – Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Вып. 1–4. М., 1918. (Репринт: М., 1994.) Дудинов 1975 – Дудинов 1975. – Список трудов профессора Н.Д. Успенского . – «Богословские труды». Сб. 13. М., 1975, с. 20–25. Духовный регламент 1874 – Духовный регламент тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца всероссийского... Париж-Брюссель-Лондон, 1874. Духовный регламент 1904 – Духовный регламент всепресветлейшего державного государя Петра Первого ... М., 1904. Евлогий 1994 – Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. Евсеев 1911 – И.Е. Евсеев . Рукописное предание славянской Библии. – Христианское чтение 1911, 5–6, с. 425–450. (Перепечатано: Евсеев 1995.) Евсеев 1995 – И.Е. Евсеев . Рукописное предание славянской Библии. – Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 1. М., 1995, с. 5–28. Жевахов I-II – Товарищ обер-прокурора Св. Синода князь Н.Д. Жевахов. Воспоминания. Т. I-II. М., 1993. Желудков 1956 – Свящ. Сергий Желудков. Литургические заметки. Псков, 1956. (Машинопись). Желудков 103–107 – Свящ. Сергий Желудков. Литургические заметки. Вестник русского студенческого христианского движения 103, с. 63–85; 104–105, с. 61–82. Из Литургических заметок. – ВРХСД 106, с. 15–23; 107, с. 29–41. Париж-Нью-Йорк, 1972–1973. Желудков 1996 – Свящ. Сергий Желудков. Почему и я – христианин. СПб., 1996. Живов 1996 – В.М. Живов . Язык и культура в России XVIII в. М., 1996. Жураковский 1984 – Свящ. Анатолий Жураковский . Материалы к житию. Париж, 1984. Журналы и протоколы I-IV – Журналы и протоколы заседаний Высочайше утвержденного Предсоборного присутствия. Т. I-IV. СПб., 1906. |
| |