220 Напр.: Yannaras С . The Freedom of Morality. Crestwood, NY, 1984. 221 Nellas P . Deification in Christ: The Nature of the Human Person. Crestwood, NY, 1987. 222 Наследие о. Николая Афанасьева суммировано в книге: Afanasieff N . L’Église du Saint Esprit. R, 1975/[Афанасьев H., прот . Церковь Духа Святого. Париж, 1971; репринт: Рига, 1994]. 223 См. легко доступный сборник его статей: Zizioulas J . Being as Communion/[Иоанн (Зизиулас), митр . Бытие как общение]. 224 См., в частности: Schmemann A . For the Life of the World. Sacraments and Orthodoxy. Crestwood, NY, 1973/[Шмеман А., прот . За жизнь мира. Электросталь, 2001; Он же . Таинства и православие. Нью-Йорк, 1965]; Idem . The Eucharist: Sacrament of the Kingdom. Crestwood, NY, 1987/[Он же . Евхаристия: Таинство Царства. М., 2006]. 225 O’Collins G . What are They Saying about Jesus? NY, 1977. P. 2. 226 Кенотическая схема используется также в софиологии о. С. Булгакова, который считает теорию истощания «наиболее важным течением в христологической мысли со времен Вселенских Соборов». Булгаков пишет: «предвечный Бог делается становящимся Богом в Богочеловеке, обнажается вечного Своего божества, чтобы низойти до человеческой жизни, в ней и чрез нее соделать человека богоприемлющим…». — Boulgakov S . La sagesse divine et la Théanthropie. Vol. 1: Du Verbe incarné… Lausanne, 1982. P. 146—147 [Агнец Божий: О Богочеловечестве. Ч. 1. М., 2000. С. 248]. 227 Knox J . The Humanity and Divinity of Christ: A Study of Pattern in Christology. Cambridge, 1967. P. 104. Приходится недоумевать, кто может определить, какие Божии свойства — «более важные». 228 К примеру: «Сводить человечество Христа к простой безыпостасной природе противоречит намерению Халкидонского собора, который никогда не пытался “спасти” божество Христово, умаляя Его человечество до “чистой природы”». — Вееск F. J. van . Christ Proclaimed: Christology as Rhetoric. NY, 1979. P. 51; а также: «Как может человеческая природа Иисуса быть полностью единосущной нашей, если у нее отнять человеческую ипостась?». — Moeller Ch . Le Chalcédonisme et le Néo-Chalcédonisme en orient de 451 à la fin du VIe siècle//Konzil von Chalkedon. Bd. 1. S. 697; см.: новейший критический обзор: Havrilak G . Chalcedon and Orthodox Christology Today//SVTQ. Vol. 33. 2. 1989. P. 127—145.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Фактически автокефалия установилась в 1448 году с избранием Ионы, что совпало по времени с окончанием монгольского ига над Русью и ростом Московского царства, в котором церковь , не нуждавшаяся более в канонических санкциях Константинополя, находилась под жестким контролем великого князя, а позднее – царя. Доктрина «Москва – Третий Рим» развивалась в некоторых кругах в основном в апокалиптическом контексте: «Третий Рим» не имел никакого «будущего», он – последний оплот православия перед концом истории, наступление которого казалось близким. Официальные круги церкви и государства, как правило, воспринимали это пророчество без особого восторга, поскольку как раз и занимались строительством будущего своего национального государства. В итоге было восстановлено традиционное общение с Константинополем и другими восточными патриархатами; именно из захваченного Константинополя в Москву поступали одобрения на венчание первого русского царя (1547) и учреждение патриаршества (1589). Новый иерарх получил пятое (а не первое, как того требовала теория «Москва – Третий Рим») место в «пентархии» православных патриархов. 717 Ср. удобную схему А. Поппэ: Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus. S. 281 [Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. С. 443–445]; ср. несколько иную хронологию и полную библиографию: Arrignon J. – P. La creation des dioceses russe des origines au milieu du XIIIe siecle//Mille ans de christianisme russe, 988–1988: Actes du colloque international de 1’Universite. Paris X–Nanterre, 20–23 janvier 1988. Paris, 1989. P. 27–50. 719 Ср. подробный библиографический обзор: Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в.: Принятие христианства. М., 1988. С. 255–276; см. также: Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. Париж, 1959 [репринт: М., 1997]. Т. 1. С. 159. Отождествление Иоакима с первым из епископов Новгорода является сугубо легендарным. 720 О различных вариантах и редакциях популярного жития св. Леонтия см.: Филипповский Г.Ю. Житие Леонтия Ростовского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: XI – первая половина XIV в./Отв. ред. Д.С. Лихачев. Л., 1987. С. 159–161.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Даже жалкие и несовершенные попытки Константинополя, несмотря на все препятствия, все же созывать Совещания, учреждать Комиссии и публиковать документы, могут принести положительные результаты в форме некоего православного консенсуса в практических вопросах. Свободные православные силы должны этим попыткам посильно содействовать. Беда только в том, что этих сил очень мало и что для свободного обсуждения самых насущных тем - например, вопрос о каноническом устройстве в Западной Европе и особенно в Америке - препятствия возникают со стороны самых мелких форм национализма, преимущественно греческого и балканского. Во всяком случае, все эти препятствия могут быть преодолены только через возврат к серьезному богословию, серьезному подходу к экклезиологическим темам: что есть собор? Каков его идеальный состав? Как он может стать истинным отражением Церкви Божией? Как ни трагичны обстоятельства, в которых живет современное православие, его судьбы в руках Божиих - не человеческих. А если так, то и собор когда-нибудь, где-нибудь, как-нибудь все же возможен. Какое бы прилагательное ни было использовано для его обозначения - " вселенский " , " великий " , " поместный " - его конечная подлинность зависит от присутствия Духа Божия, обетованного Церкви. Как часто в течение истории Дух Божий действовал вопреки отсутствию таких внешних условий человеческого благополучия, как свобода, богатство и внешняя власть! Так он действует и сейчас. Изучение истории помогает нам распознать многообразие тех путей, которыми Св. Дух говорит Церквам: через вселенские соборы или помимо них, несмотря на все человеческие ошибки и неудачи. Величайшая и фактически единственная христианская надежда состоит в том, что Бог сильнее " законов истории " . Дух Божий никогда не бывает в плену у истории, но, как ветер, " дышит, где хочет " (Ин.3:8). И, говоря словами св. Иринея: " Где Церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там и Церковь и всякая благодать " (Против ересей III,24,1. Русс. пер. с.398). Поэтому, не капитулируя перед историей, не закапывая наш талант в землю, - но и не сдаваясь ни в чем основном и главном - мы, православные христиане, живущие в XX веке, обязаны представить миру " ответ о нашем уповании " (1Пет.3:15). За церковную соборность надо бороться, и только при условии этой борьбы благодать Божия сделает и невозможное - возможным. Примечания 1. Прот. Н. Афанасьев. Церковь Духа Святого. Париж, 1971, с.283. Репринт: Рига, 1989. 2. Caput et corpus - глава и тело (латин.). 3. Charisma veritatis - харизма истины (латин.). 4. Raison d " etre - право на существование, смысл существования, разумное основание (франц.). 5. И. Зазиулас, митрополит Пергамский - крупнейший современный православный богослов, грек по национальности. Вслед за О.Н. Афанасьевым развивал идеи так называемой " евхаристической экклезиологии " . 6. Pax romana - здесь: Римская империя. 7. Субститут - " стоящий вместо " (латин.). В римском праве - " запасной " наследник.  Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ефрем Сирин , прп. Творения. Т. I. Калуга: Калужская типография стандартов, 2003. С. 510 (репринт с изд. С-ТСЛ, 1907). Иоанн Дамаскин , прп. Творения преподобного Иоанна Дамаскина . М.: Мартис, 1997. Иоанн (Максимович) , свт. Православное почитание Божией Матери. СПб.: Вильмуассон, 1992. Николай Кавасила , св. прав. Христос. Церковь . Богородица. Богословские труды св. Николая Кавасилы . М.: Изд. Храма св. мц. Татианы при МГУ, 2007..l’dn°. Литература Лебедев А., прот. Разности Церквей Восточной и Западной в учении о Пресвятой Деве Марии Богородице. О Непорочном Зачатии. СПб.: Тип. В. Д. Смирнова , 1903. Лосский В.Н., проф. Догма о Непорочном Зачатии//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. Париж, 1954. 20. C. 246–251/Пер. с фр. в «Богословских трудах». Сб. 14. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1975. С. 121–125. Макаров Д.И. Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции VII–XIV веков. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2015. Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Мн.: Лучи Софии, 2007. Мейендорф И. , прот. Жизнь и труды святителя Григория Паламы . СПб.: Византинороссика, 1997. Мейендорф И. , прот. Церковь в истории: Статьи по истории Церкви. М.: Эксмо, 2017. Сорокин В., прот. Догмат Римско-Католической Церкви о взятии Божией Матери в Небеную славу с православной точки зрения//Богословские труды. Сб. 10. М.: Изд-во МП, 1973. С. 67–89. Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М.: Центр по изучению религий, 1992. Athanasios (Vakrakos), archim. Nicholas Cabasilas Chamaetos and his teaching concerning the Theotokos. Masters thesis. Durham: Durham theses, Durham University (UK), 1989. [Электронный ресурс]. URL: http://etheses.dur.ac.uk/6479/1/6479_3779.PDF (дата обращения: 04.03.2021). Conticello C. G., Spiteris Y. Nicola Cabasilas Chamaetos//La théologie byzantine et sa tradition. T. II: (XIIIe–XIXe s.)/eds. C. G. Conticello, V. Conticello. Turnhout: Brepols Publishers, 2002. P. 315–410. Gambero L. Il mistero della Theotokos in Nicola Cabasilas//Fede e devozione mariana nell’impero bizantino. Dal periodo post-patristico alla caduta dell’impero (1453). Cinisello Balsamo: San Paolo, 2012. P. 334–349.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

В четырнадцатой главе Евангелия от Иоанна Христос говорит Своим ученикам: Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить (Ин 14:19). На вопрос одного из учеников: что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус ответил: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:22–23). Богоявление — Богочеловеческая встреча. В этой встрече мы уже призваны, уже избраны, она происходит тогда, когда “во-первых” — не мы, а Господь: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин 15:16), когда — Он избрал и Он возлюбил. Когда на призыв Духа и Невесты: прииди! слышавший да скажет: прииди! (Откр 22:17), когда жаждущие и желающие воды жизни все вместе, как Церковь, взывают: Ей, гряди, Господи Иисусе! В воспоминании митрополита Антония Сурожского о том, как он встретил духовника, есть такие слова: “И вот он поднимался из церкви, и я видел сияние вечной жизни” 46 . Истинное “место” Богоявления — Церковь Божия — во Христе, в ней Христос посреде нас, и есть и будет! 1 Из “Программы путешествия” по Святой Земле в государстве Израиль Всемирного фонда паломничества с 25 ноября по 1 декабря 1996 года. 2 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1987 (репринт изд. преемников А. П. Лопухина. Петербург, 1911–1913). Кн. 3. Т. 9. С. 19. 6 Полный богословский энциклопедический словарь (репринт: Изд. П. П. Сойкина, СПб.). Т. 1. М., 1992. С. 516. 13 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской. М., 1993 (репринт изд.: М., 1846). Ч. 3. С. 277. 19 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VШ веков. Герменевтика, 2001. Т. 2. С. 4. 26 Гладков Б. И. Толкование Евангелия. М., 1991. С. 146 (воспроизведение с издания: С-Петербург, 1907). 29 Блаженный Феофилакт архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. М., 2001. С. 252. 30 См., например: Творения святителя Кирилла Архиепископа Александрийского. Кн. 3. М., 2002. С. 394; Епископ Кассиан (Безобразов). Водою и кровию и духом. Париж-М., 2004. С. 127.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

2 «Число сорок в Священном Писании означало время окончания великих подвигов. В сороковой день после рождения первенцы Израиля первенцы Израиля по закону Моисееву должны были являться в храме перед лицом Иеговы ( Лев.16:19–20 ) . В сороковой же день после воскресения, как бы новом рождении, должен был войти в небесную скинию и «первенец из мертвых» ( Кол.1:18 ) – Господь наш Иисус Христос» (Жития святых. Май. М.: Репринт, 1908. С. 779). К символике числа 40 обращается и известный русский богослов протоиерей Сергий Булгаков (+1944) и видит в Вознесении в сороковой день исполнение всего спасительного дела Христа: «…Господь не мог оставаться на земле долее того 40-дневного срока, в который совершалось таинственно окончательное прославление и приуготовление к Вознесению Его воскресшего тела. Как сорок дней готовился Он в пустыне к земному Своему служению, так сорок дней протекли и до Его Вознесения. Доколе Господь оставался на земле, не было еще завершено дело спасения и обожения человеческого естества. Господь пришел, чтобы «земное соединить с небесным» (кондак). Для этого Он сошел с небес и воплотился от Девы Марии, но будучи истинным Богом,…Он имел пройти и обратный путь Своего нисхождения. Небеса, открывшиеся для Его схождения к тварному, должны были открыться и для обратного восхождения Плотоносца. Если бы Господь пребыл на земле и не возвращался бы на небо, это означало бы, что человеческому естеству нет дороги в небесное, и Принявший его тем отделился бы от Святой Троицы, как бы оставшись бессильным обожить и прославить человеческое естество… Вознесение на небо и седение одесную Отца означает полное и окончательное спасение и обожение человеческого естества: нет разделения небесного и земного, ибо в небесах сидит на престоле Бог , носящий человеческую плоть. Вознесение есть сила Рождества Христова, ибо знаменует нерасторжимость божеского и человеческого естества. Вознесение есть сила, которое не завершилось бы, если бы Воскресший не обрел Себе власти вознестись на небо с пречистою Своею плотию. Вознесение есть прославление человеческого естества: «И славу Твою, которую Ты дал Мне, я дал им…Отче, которых ты дал Мне, хочу, чтобы там где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира ( Ин.17:24 ). Вот что означает в любви Божией к миру Вознесение Христово…» ( Булгаков Сергий , протоиерей. Радость разлучения. Слова, поучения, беседы. Париж, 1987. С. 294–295).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

6 Булгаков Сергий , протоиерей. Разводящиеся небеса. Слова, поучения, беседы. Париж, 1987. С. 144–145. «Ибо из рек, – говорит св. Григорий Нисский , – один Иордан, приняв в себя начаток освящения и благословения, как бы из некоторого образного источника излил всему миру благодать крещения». И чуть дальше комментирует пророчество Захарии, в котором символически видит самый смысл крещения Господня: «Иисус же был одет в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который…сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. И сказал: возложите на голову его чистый кидар.И возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду. Ангел же Господень стоял» ( Зах. 3. 3–5 ). «Яснее всего пророчествует Захария, (изображая) Иисуса, облеченным в одежду нечистую, то есть в нашу рабскую плоть. Совлекши же с него мрачное одеяние, украшает его одеждой чистой и грехов, как бы нищенского и из лоскутьев сшитого хитона, облекаемся в священную одежду новой жизни» светлой, этим образным примером научая нас, что в крещении Иисусовом все мы, совлекаясь» (Святитель Григорий Нисский . Творения. Часть восьмая. Слово на день светов, в который крестился наш Господь. М.: Репринт, 1866. С. 18). Ссылаясь на мнения многих отцов Церкви протоиерей Павел Матвеевский так рассуждает о смысле и цели крещения Господня: «Крещением Иоанн приготовлял людей к принятию Спасителя; крещением и Сам Господь благоволил начать Свое открытое служение спасению рода человеческого. «Каким крещением он крестился, – спрашивает св. Иоанн Златоуст (+407) и отвечает: «Ни иудейским, ни нашим, но Иоанновым. Для чего? – Для того, чтобы ты из самого свойства крещения познал, что Он крестился не ради грехов, и не как имеющий нужду в даре Духа, так как это крещение не имело ни того, ни другого. Он был безгрешен, равно и плоть Его не была непричастна Духу Святому, как такая плоть, которая была в самом начале произведена Духом Святым».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Древние языки в программах наших духовных учебных заведений – актуальное бытие прошлого в настоящем. Агафангел (Гагуа), игумен. Значение классических языков (греческого и латинского) для духовного образования//Научный богословский портал «Богослов.ru»  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.bogoslov.ru/text/4218953.html  См.: Флоровский Г. В.  Восточные Отцы IV века.  Париж, 1931; 2-е издание (репринт)Париж: YMCA-Press, 1990; 3-е издание (репринт) – М.: Паломник, 1992; 4-е издание – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999; Флоровский Г. В..  Византийские Отцы V – VIII bb. : Из чтений в Православном богословском институте в Париже. Париж, 1933; 2-е издание (репринт)Париж: YMCA-Press, 1990; 3-е издание (репринт) – М.: Паломник, 1992.  Нелюбов Б. А. Методическое пособие по греческому языку для Духовных школ Русской Православной Церкви. Круглый стол по религиозному образованию Русской Православной Церкви. М., 1996. С.4.  Жданова Э.В. Обучение классическим и «новым» языкам в духовных учебных заведениях России в конце XIX – начале ХХ века//Традиции и новаторство в гуманитарных исследованиях: Сб. науч. тр. посвящ. 50-летию ф-та иностр. яз. Мордов. гос. ун-та им. Н.П. Огарёва/Редкол.: Ю.М. Трофимова (отв. ред.) и др. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. С.60-62.  Сарычев В.Д. Об ученых трудах Академии//Сб. статей, посвященных 150-летию МДА. Т. 1. 1964. С. 288 Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: 17 сентября 2020 10 6 мая 2020 10 31 марта 2020 10 18 февраля 2020 10 16 января 2020 10 12 марта 2016 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/4524593

Господа нашего Иисуса Христа Новый Завет , 3-е. изд., С.-Петербург, 1824 [Репринт: Новый Завет в переводе Российского библейского общества, Москва, 2000]. НЗ 1906 Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К. П. Победоносцева , С.-Петербург, 1906 [Репринт: Новый завет в переводе К. П. Победоносцева , С.-Петербург, 2000]. Отчет I Первый отчет Комитета Российского библейского общества за 1813 год, С.-Петербург, 1814. Отчет III Третий отчет Комитета Российского библейского общества за 1815 год, С.-Петербург, 1816. Отчет IV Четвертый отчет Комитета Российского библейского общества за 1816 год, С.-Петербург, 1817. Плетнева 2006 Плетнева А.А., “К характеристике языковой ситуации в России XIII–XIX вв.”, Русский язык в научном освещении, 2 (12), 2006, 213–229. ––– 2013 Плетнева А.А., Лубочная Библия : Язык и текст, Москва, 2013. Пыпин 2000 Пыпин А.Н., Религиозные движения при Александре I, С.-Петербург, 2000. Толстой, 1–3 Толстой Н.И., Избранные труды, 1–3, Москва, 1997–1999. Флоровский 1981 Флоровский Г.В., прот., Пути русского богословия, Париж, 1981. Чистович 1899 Чистович И.А., История перевода Библии на русский язык, С.-Петербург, 1899 [Репринт: Москва, 1997]. Ягич 1910 Ягич И.В., История славянской филологии (=Энциклопедия славянской филологии, 1), С.-Петербург, 1910 [Репринт: Москва, 2003]. References Alekseev A. A., Ocherki i etiudy po istorii literaturnogo iazyka v Rossii, St. Petersburg, 2013. Florovsky G. V., Puti russkogo bogosloviia, Paris, 1981. Kravetsky A. G., “Diskussii o tserkovnoslavian skom iazyke (1917–1943),” Slavianovedenie, 5, 1993, 116–135. Kravetsky A. G., “Liturgicheskii iazyk kak predmet etnografii,” Slavianskie etiudy. Sbornik k iubileiu S. M. Tolstoi, Moscow, 1999, 228–242. Kravetsky A. G., “Ekstralingvisticheskie faktory v normalizatsii iazyka i teksta Slavianskoi Biblii,” Voprosy kultury rechi, Moscow, 2011, 403–408. Kravetsky A. G., Pletneva A. A., Istoriia tserkovnoslavianskogo iazyka v Rossii (konets XIX–XX vv.), Moscow, 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   См.: Zoubov Р.Р. Soloviev on Godmanhood. Poughkeepsie, NY, 1944; cp. обзоры идей Соловьева в: Lossky N. O. History of Russian Philosophy. NY, 1951 [Лососий H. O. История русской философии. Μ., 1991]; Zenkovsky V. V. A History of Russian Philosophy. Vol. 2. NY, 1953 [Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2]. современным сведениям, о. Павел Флоренский был расстрелян 8 декабря 1937 г. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914. Ч. 1. С. 325—326; репринт: М., 1990.    Главная богословская диссертация Флоренского «Столп и утверждение истины» была опубликована в Москве в 1914 г. [Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М., 1914; репринт в: Он же. Сочинения. В 2 т. M., 1990. Т. 1]. Мы цитируем эту работу по недавно вышедшему фр. переводу: Florensky P. La colonne et le fondement de la vérité/trad. C. Andronikof. Lausanne, 1975 P. 227 [Указ. изд. С. 349]. S. The Wisdom of God//A Bulgakov Antology ed. J. Pain, N. Zernov. Philadelphia, Pa, 1976. P. 152. Булгаков является автором более чем 25 книг и бесчисленного количества статей [курсив в цитате — о. И. М.].    Ibid. P. 155.     Berdyaev N. A. The Destiny of Man/tr, N. Duddington. L.; NY, 1937. P. 25 [Бердяев H. A. О назначении человека. Μ., 1998. С. 39].    Ibid. P. 29 [Указ. изд. С. 42]. (нем.).    Эти труды включают, в части.: Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века. Париж, 1931; Он же. Византийские отцы V-VIII вв.; Он же. Тварь и тварность//ПМ. Вып. 1. 1928. С. 176—212; Он же. О смерти крестной//ПМ. Вып. 2. 1930. С. 148—187. Две последние работы выходили в сокращенном варианте в: Florovsky G. Creation and Redemption//Idem. The Collected Works. Vol. 3. Belmont, Ma, 1976. Флоровский задался также целью показать, что ни библейская идея Премудрости, ни использование образа Софии в святоотеческих и литургических источниках не имеют ничего общего с «софиологическими» теориями (см.: Он же. О почитании Софии//Труды первого съезда русских академических организаций за границей. Вып. 2. София, 1938. С. 488 и сл.). Его идеи были подтверждены современными исследованиями; см., напр.: Meyendorff J. L’iconographie de la Sagesse Divine dans la tradition Byzantine//CA. T. 10. 1959. P. 259—277; репринт в: Idem. Byzantine Hesychasm. Item XVI.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010