Но сказать человеку о Боге что-либо подробнее, объяснить человеку личное отношение к нему Божества, или еще более, ввести человека в личное общение с Богом, ум человеческий не мог и не может. Его роль в отношении познания Божества подобна тому, как если бы кто ввел нас в богатый дворец, и мы, проходя по этому дворцу и рассматривая его прекрасное устройство, его богатство, заключали бы о мудрости, величии хозяина этого дворца, а самого хозяина не видели бы. Но для полного представления о хозяине необходимо увидеть его самого и войти с ним в личное общение. Между тем, человек и все человечество не только признавало Божество, но и всегда стремились войти с Ним в такое или иное личное общение; отсюда происходила религия, ибо религия есть общение человека с Богом. Чем же обусловливалось это стремление человека к Богу, иначе сказать, Откуда произошла в человечестве религия? Были разные попытки ответить на этот вопрос правильно. По одному взгляду религия есть продукт некультурности людей; первобытный дикий человек, наблюдая различные как грозные, так и благотворные явления природы и не будучи в состоянии объяснить их, начал их обоготворять. Так появились, будто бы, представления о богах. Но с этой теорией нельзя согласиться, потому что, если бы религия была продуктом некультурности человека, то по мере развития науки и культуры уничтожалась бы религия. Между тем, мы видим, что существуют как отдельные очень ученые и образованные люди, вместе с тем глубоко религиозные, например, Ньютон и др. (см. выше), – так и целые народы, имеющее высокоразвитую культуру и вместе с тем сохраняющие религию. Следовательно, некультурность человечества не имеет значения в вопросе о происхождении религии. По другому взгляду, религия есть выдумка жрецов и правителей, желавших, при помощи измышленных ими богов, держать в повиновении народные массы. Но с этим взглядом также нельзя согласиться. По поводу предположения об измышлении религии жрецами нужно сказать, что существуют и ныне народы, например, китайцы, у которых отдельного жреческого сословия не существует, а религиозные обряды и богослужение совершают главы семейств; и тем не менее, у этих народов, при отсутствии жрецов, существует религия; следовательно, она существует независимо от жрецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Религия и межнациональные отношения. Влияние религии на развитие этнических процессов. Религия, национальная психология и национальное самосознание. Религия, национализм и патриотизм. Основная литература: 1. Фурман Д., Каариайнен К. Религиозность в России в 90-е гг. XX - начале XXI в.//Старые церкви, новые верующие. М., 2007. 2. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. М., СПб., 2000. 3.  Щипков А. В. Во что верит современная Россия: Религиозные проблемы в постперестроечной России. СПб., 1998. 4.  Религия и общество: Очерк религиозной жизни современной России /Под ред. С. Б. Филатова. М.-СПб., 2002. Тема 3. Нерелигиозные системы мысли Основные формы т. н. свободомыслия: атеизм, скептицизм, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, натурализм, деизм, пантеизм. Атеизм в истории. Атеизм в античной культуре, осмысление атеизма в эпоху Возрождения, атеизм Нового времени, атеизм на рубеже XIX-XX вв. Разновидности атеистических воззрений в XX вв. Атеизм в советском государстве. Воинствующий атеизм и его борьба с религией в СССР. «Научный» атеизм. Атеизм в постсоветской России: современные атеистические организации в России. Феномен квазирелигий, «светский гуманизм», толерантность и «толерантизм». Секулярные религии в светском обществе. Секуляризм и христианство в современной Европе. Основная литература: 1. Иларион (Алфеев), еп. Православное свидетельство в современном мире: Доклады, интервью, слова. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. (Часть 3. Христианство и секуляризм). 2. Атеизм//Православная энциклопедия. Т. III. М., 2001. 3. Шохин В. К. Христианство как религия политкорректности в современной Европе: иллюзия и реальные перспективы//Альфа и Омега. 2008. 3. (http://www.bogoslov.ru/text/390531.html 12.03. 2009). 4. Понкин И. В. Секулярные религии в светском государстве/Институт государственно-конфессиональных отношений и права. М., 2003. 5. Чаплин В., прот. Very urgent: необходим диалог между религией и секуляризмом об устройстве общества [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Интернет-портал «Религия и СМИ», [?]. - Режим доступа: http://www.religare.ru/article40970.htm , свободный. - Загл. с экрана.

http://bogoslov.ru/article/740746

     Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО Владимир Романович Легойда о значении публичного измерения христианства и о том, что православные призваны к активному изменению мира      Может ли православный быть чиновником? Такой вопрос прозвучал в дискуссии вокруг недавних назначений в государстве. Может – уверенно сказали одни. Не может – не менее твердо заявили другие. А почему, собственно, не может? Какова, так сказать, теоретическая база такого утверждения? Ответ известен и весьма прост: религия – это ваше частное дело. И нечего его на люди выносить. Тем более если хотите государственную должность. Молитесь себе тихонько, и вам никто мешать не будет. И вы никому не мешайте. Так это или нет? Попробуем разобраться. То, что религия – частное дело каждого, это конечно, не ложь. Это полуправда. С одной стороны, вера в Бога, безусловно, дело личное и даже интимное. Возможно, самое интимное из всего, что доступно человеку в земном опыте. С другой стороны, никогда в истории религия не былатолько и исключительночастным делом. Иначе верующие сидели бы дома, молились и никуда из дома или из храма свою веру не выносили. Если религия – только частное дело, то, выходя из церкви, я должен свою веру в церкви же и оставить. И жизнь вне храма проводить уже по другим законам. Когда-то социолог Питирим Сорокин метко сказал о таком сознании: “По воскресеньям пуританин верит в Бога и Вечность, в будни – в фондовую биржу”. Так как же быть? Парадокс в том, что религия одновременно – дело и сугубо личное, и – по самой своей природе – дело общественное, общее. Вспомним, как на русский переводится греческое словоЛитургия – общее дело. Почему? Потому что религия определяет не только поведение человека в храме, но в целом его поведение. Философы называют этопредельной идентичностью. Попробуем перевести с русского на русский. Вот у меня существуют разные социальные роли: преподаватель вуза, церковный чиновник, муж, отец, брат и сын и – верующий человек, христианин. Что здесь самое важное? Что влияет на все остальное? Конечно, то, какой я верующий. Ведь вера неизбежно связана с ответом на вопрос о жизни и смерти, о добре и зле – о ценностях, в согласии с которыми я стараюсь жить. А эти ценности как раз и определяют, какой я отец, сын брат и преподаватель. Не наоборот.

http://pravoslavie.ru/97301.html

Социал-демократия, обоснованная марксизмом, есть самая совершенная и законченная форма социализма, и именно социализма религиозного " . " Социал-демократия жаждет рая земного и ненавидит рай Небесный. Она проповедует, что религия есть частное дело, что религия ее не касается; в действительности же социал-демократии есть очень большое дело до религии, так как она сама хочет быть религией. Для нее религия не частное дело, для нее всякая религия есть ложь и зло, мешающее устроить земной рай, дурманом поддерживающее эксплуатацию трудящихся классов " . Свободу совести социал-демократия признает лишь на словах, социал-демократический дух не имеет вкуса к свободе совести и вообще к свободе; на деле она отменит свободу слова, если это понадобится в интересах пролетариата, социализма и революции. Социал-демократия хотела бы изнасиловать человеческую совесть во имя счастья людей, во имя земного рая. " Социалистическая лжерелигия начинается там, где хлеб земной подчиняет себе всю жизнь и культуру, где во имя дележа " хлеба " человек отрекается от своего первородства, где во имя социального рая отвергается хлеб Небесный, где обоготворяется пролетариат и грядущее человечество, где социализм начинает строить вавилонскую башню, где устраивается человеческая жизнь без смысла, без цели, без Бога " . В Карле Марксе чувствуется злая стихия. Зло марксизма - в его безбожном и бесчеловечном отношении к лицу человеческому. Это отношение " по своей жестокости может сравниться лишь с отношением старого абсолютного государства " . " Социалистическая религия не знает святыни высшей, чем человечество, чем человеческое благо, религия эта обоготворяет человеческое и отвергает все сверхчеловеческое " . Но эта религия жестока и к человечеству, и к человеку, потому что " человек признается средством для грядущего человечества, затем и грядущее человечество - средством для еще более далекого сверхчеловеческого состояния и в последнем счете для сверхчеловека, для земного бога. Этот грядущий земной бог и есть святыня социалистической религии, во имя которой приносятся человеческие жертвы, жертвуют длинным рядом живых поколений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/240/...

Иногда люди, живущие в одном государстве и имеющие одну культуру и историю могут быть совершенно разными и жить по-разному лишь, потому что они исповедуют разные религиозные взгляды. Религия часто определяет психологическое состояние человека. Так, попадая в деструктивные секты, люди часто начинали вести себя агрессивно или проявляли не свойственные им прежде черты характера. Религия влияет даже на политику и образование отдельных государств, а также на управление ими. К сожалению, именно религиозными взглядами часто покрывались преступные деяния. Такие, как инквизиция. Но к истиной религиозности это не имеет никакого отношения, так как все мировые религии миролюбивы и исповедуют любовь и уважение к ближнему. Любовь к Богу и ближним — это основа христианства. Если говорить научным языком, то у религии существуют регулятивная, коммуникативная, интегративная, воспитательная и компенсаторная функция в жизни общества. Регулятивная устанавливает сложные общественные процессы и влияет на поведение людей и их жизнь в обществе. Коммуникативная заключается в объединение людей в группы по религиозному признаку. Интегративная позволяет каждому последователю той или иной религии стать частью целого и считается продолжением коммуникативной функции. Компенсаторная функция помогает человека справиться с жизненными трудностями, религия поддерживает людей в трудные моменты их жизни, объясняя, с чем могут быть связны неприятности, как их преодолеть или научиться с ними жить. Воспитательная формирует нравственные ценности у отдельно взятого человека или у целой группы людей. Большинство религий помогает человеку побороть страх смерти и неизвестности, декларируя бессмертие человеческой души или перерождение. Религия помогает человеку пережить боль от потери близких и найти новый смысл в земном существовании. Читайте также — Религия и манипуляция: в чем разница? Виды религий Изначально религии были основаны на многобожии. В древнем Египте, конечно, пытались ввести культ единого бога (Ра, бога солнца), но людям было привычнее думать, что каждое божество «отвечает» за вверенную ему «епархию».

http://pravmir.ru/chto-takoe-religiya/

Упразднив религию Бога, человечество старается изобрести новую религию, причем ищет божеств для нее в себе и кругом себя, внутри и вне; пробуются поочередно: религия разума (культ разума во время великой французской   65.335   1. Религия человекобожия в русской Булгаков: Два Града, 254   революции), религия человечества Конта и Фейербаха, религия социализма, религия чистой человечности, религия сверхчеловека в новое время и т. д. В душе человечества, теряющего Бога, должна непременно образоваться страшная пустота, ибо оно может принять ту или иную доктрину, но не может заглушить в себе голоса вечности, жажды абсолютного содержания жизни. И, погасив солнце, оно стремится удержать свет и тепло, делает судорожные усилия к тому, чтобы спасти и удержать божественное и заполнить пустоту новыми богами, но зыбкая почва проваливается под ногами, и духовная атмосфера становится все напряженнее и тяжелее. В высшей степени трогательна эта борьба человечества за духовное свое существование и мучительные его усилия искать твердую почву то там, то здесь. В " Деяниях Апостольских " есть приснопамятный рассказ о проповеди ап. Павла в Афинах, этом Париже древнего мира, средоточии наук и искусств, философов, ученых и художников. Этот город был полон идолов, как и наша культура, так что и великий апостол " возмутился духом " . При виде их, однако, он усмотрел среди этих алтарей жертвенник с надписью " Неведомому Богу " , которая и послужила внешней темой его проповеди. Следует   65.336   1. Религия человекобожия в русской Булгаков: Два Града, 255   искать, по примеру апостола, такого жертвенника в современных Афинах, и, конечно, можно найти его и здесь и под покровом отрицательных слов и разрушительных идей усмотреть тлеющую искру веры и благочестивый жертвенник. Если спросить себя, чем живет современный человек, во что он уверовал вместо Бога, ну хотя если спросить среднего русского студента или взрослого гимназиста из " сознательных " , то, конечно, он тотчас ответит: хочу приносить пользу человечеству, затем, подумав, прибавит: выработав себе научное мировоззрение. Вера в прогресс, в науку, в возможность разрешить все жизненные противоречия в историческом развитии науки и человечества составляет несложный катехизис современного человека. Это – общее, а затем начинаются частности, различия: с. — р., с. — д., к. — д. (и другие комбинации букв). В основу его положен догмат веры в разум, всесилие науки. Однако совместима ли эта вера в разум с общим учением о человеке как двуногом животном, которое в силу случайности, игры материальных атомов и борьбы за существование достигло теперешнего состояния, а в будущем имеет достигнуть еще большего? Откуда у этого " ощипанного петуха " , как определил человека философский нигилист–циник Диоген, берется

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

В обществе нарастает скептицизм, вольномыслие и атеизм. Культура религиозной жизни все более клонится к упадку, поскольку ее социальный престиж и интерес к ней в обществе неуклонно снижаются. В результате религия достигает «абсолютного минимума» своего социального и культурного влияния; там, где она не преследуется, как откровение Бога, она «опускается до уровня вторичного «социального убеждения» — своего рода политического кредо» (2, с. 472). Сходный, хотя несколько менее выраженный, кризис переживает и философия, которая в контексте данной культуры становится, по словам Сорокина, второстепенной чувственной утилитарной наукой. Религия В силу основного принципа своей онтологии, в теории религии Сорокин, пожалуй, наиболее далек от «детской болезни» социологизаторства, которой не смогли избежать даже такие выдающиеся социологи, как Конт, Маркс и Дюркгейм. В этом отношении с ним сопоставим, пожалуй, только Макс Вебер, который изначально отказался от всяких претензий на объяснение сущности религии посредством социологического метода. В фокусе научного анализа у Сорокина, как и у Вебера, находится не религия как таковая, но влияние ее на культуру и отображение ее в культуре в макросоциальном масштабе. Религия в теории Сорокина выступает своего рода «мета-фактором» социально-культурной жизни. При этом сама сущность религии для социологической науки остается принципиально непрозрачной. Она представляется в качестве своего рода «черного ящика» – с той лишь разницей, что изначально информация не входит в него, как в классический «черный ящик» кибернетики, а исходит из него в культурно-символическое пространство. Выражаясь в духе В.В. Налимова, религия (так же как философская мысль, наука и др.) выступает у Сорокина неким исходным генератором смыслов, которые являются своего рода силовым полем, формирующим саму культуру, в свою очередь, опредмечиваясь, объективируясь в ее символах и знаках. Для Сорокина как социолога важно то, как это происходит – верный номотетическому подходу, он пытается «нащупать» закономерности этого процесса и верифицировать их эмпирически.

http://pravoslavie.ru/122.html

Только чрез эту нравственность явилось в мир все доброе и достойное уважения, которым мы владеем, – религия, наука и культура. 4) Мировоззрение религии, цель которого состоит в том, чтобы вызвать в нас непосредственное явление внутреннего существа Божия. Наконец 5) наука, которая обращает в созерцание и самую веру. В этом сочинении (5-te Vorles. Стр. 141) Фихте отзывается о религии с особенным уважением. Религия, и в особенности христианская религия, – говорит он, – есть мудрость и наука, есть законодательство и культура, есть искусство, есть все доброе и достойное уважения, чем мы владеем, пришедши в мир... Она есть ясное познание, что все святое, доброе и прекрасное ни в каком случае не есть нагое произведение или произведете ничтожного в нас духа, света, мышления, – но она сама есть непосредственное явление в нас внутреннего существа Бога, как света, Его выражение и Его образ, всецело и просто, без всякого изменения. Религия не есть ни нравственность, ни метафизика, она есть жизнь, любовь и блаженство, ибо жизнь, любовь и блаженство суть одно и то же. Открой мне, что ты по истине любишь, чего ты ищешь и к челу ты стремишься всем своим сердцем, в чем ты надеешься найти для себя самого истинное наслаждение, – и ты мне чрез это сам истолкуешь твою жизнь; какова твоя любовь, такова твоя и жизнь. Эта любовь есть твоя жизнь и корень, сосредоточение и центр твоей жизни. Все остальные движения в тебе суть жизнь лишь настолько, насколько они направляются к этому единственному центральному пункту. Но истинная жизнь есть только жизнь в единстве с истинно единым и неизменяемым бытием, жизнь в Боге, любовь Бога. Религия таким образом есть наше непосредственное сознание нашего бытия в Боге и бытие Бога в нас, ощущение единства божественного бытия во множественности индивидуальных форм явления, любовь Бога, в которой божественное бытие и конечное существование или – что то же – Бог и человек суть одно, вполне слились и соединились в единой связующей взаимной любви. Эта любовь есть собственно любовь Бога к самому себе в форме ощущения.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

–625 гии – не в том смысле, что религия исчерпывается этикой, а в том, что религия возводит нравственность к абсолютности, что религия выше нравственности, но не безнравственна. Автономная мораль – это величайшее культурное приобретение человека, которого не нужно менять ни на какой мистический блеск. Не нужно лишь останавливаться на утилитарной морали. Нужно возвести нравственность к абсолютному началу, как это есть в евангельском христианстве. Для христианина нет закона, но не потому, что ему открыта безнравственность, а потому, что он в свободной любви исполнил всякий закон, стал выше закона. Свобода для него выше нравственного закона, но не в отрицании его. Нравственность образует нижний предел духовной религии. Он свободен, пока витает выше этого предела, но он тотчас же теряет свою свободу, как только падает ниже его. Нравственность, право, культура образуют внешнюю оболочку религиозного духа, религиозной личности. До религиозной личности можно дойти только через культуру, право и нравственность; религия бывает живой силой только под условием нравственности, права, культуры. Без этической культуры нельзя дойти до религии; но духовная религия выше культуры и нравственности, это та абсолютность, которая лежит за пределом общественной культуры, это глубочайшая внутренне-духовная ценность. Со стороны в человеке ценного ничего нельзя видеть кроме этической культурности, и мы вправе желать и требовать, чтобы религия не являлась без этически-культурного одеяния. Но этой оболочкой религия не исчерпывается, она то внутреннее абсолютно-ценное в личности, обращённое к Богу, что ценно само в себе и придаёт всему смысл. Нравственность облекает религию и воплощается в праве; она принимает от религии абсолютность и от права условность. Нравственность – это преимущественно человеческое дело: она безусловна, как автономен сам человек, и ограниченна, как ограничен человек. Этическо-религиозное и морально-правовое внутренне сродны и вместе различны; они взаимно-обусловлены и вместе не представляют из себя одно плод другого. Между ними связь не механически-количественная, а внутренне-свобод-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обычно в светском религиеведении религия выявляется сочетанием трех характеристик: наличием религиозного учения, религиозной практики (культа) и религиозной организации. Недостаток такого рода определения, в том, что он определяет то же самое через то же самое: Религия - там, где есть религиозное... А что же есть " религиозное " ? Религия это человеческая деятельность. И какая человеческая деятельность может быть охарактеризована как религиозная, зависит от той цели, которую ставит человек перед своей деятельностью. У культурной работы - свои цели, у просветительской или научной - свои. У религии есть две вполне специфические цели, которые не разделяются ни одной другой сферой человеческой деятельности: это 1) преодоление смерти; и 2) общение с надчеловеческим духовным миром. Смерть и способы ее преодоления, равно как и представления о надчеловеческом духовном мире могут быть совершенно различными в разных религиях. Поиск Нирваны или Царства Божия, лучшей реинкарнации или растворения в Брахмане, воскрешение на полях Иалу или обретение вечной жизни на Земле - это разные представления о посмертной судьбе человека. Но там, где предлагаются некие средства, с помощью которых в ходе земной человеческой жизни можно оказать влияние на свою посмертную участь - там есть религия. Так же весьма различны во всех религиях представления о Личном Боге и о безликом Абсолюте, о Дао и о мире духов, о мире предков или о " Космической Иерархии " . Но там, где ставится задача контакта с этим нечеловеческим духовным миром, там также есть религия. Выдающийся русский философ С. Н. Трубецкой дает такое определение религии в словаре Брокгауза и Эфрона: " Религия может быть определена как организованное поклонение высшим силам... Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам " Теперь понятно, как действовать, если учительница принесет и положит на мой директорский стол книжку с вполне невинным названием " Учитель и общество " , изданную в 1995 г. Центральным окружным управлением Московского департамента образования. В статье составителя этого сборника методиста А. И. Леонтьевой можно прочитать: " Что такое духовность? Главный аспект - чувствование человеком иной, духовной реальности... бесчисленные острова материи погружены в континуум духа. И вырастают из того континуума. И черпают из него информацию, превращая ее в энергию - основу своего существования " (С.26). Целью же " уроков духовности " оказывается " проникновение сакральных эманаций извне " (С.28), для чего " Необходимо регулярно вводить ребенка в потоки космической праны " (С.32).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010