Митрополит Иларион: Наука и религия — две разных области познания 11 ноября, 2014 8 ноября 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» митрополит Волоколамский Иларион, стал научный редактор телеканалов «Россия-2» и «Наука 2.0» Иван Семенов. http://youtu.be/UjpHrcvoF7w Митрополита Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о религии и науке. У меня в гостях – научный редактор телеканалов «Россия.2» и «Наука 2.0» Иван Семенов. Здравствуйте, Иван! И. Семенов: Здравствуйте, дорогой Владыка! Спасибо за предоставленную возможность поговорить с Вами. Наука и религия – это две сферы человеческой жизни, которые возвышают человека, поднимают его от земли. Еще, конечно, культура, которая немножко, как мне кажется, ближе к религии. Что общего и что разного в научном и религиозном способе познания мира? Является ли теология полноценной наукой с Вашей точки зрения? Митрополит Иларион: Наука и религия – две совершенно разные области. Но при этом они не являются взаимоисключающими. И хотя нам не раз говорили: наука доказала, что Бога нет, ведь Гагарин полетел в космос, но Бога там не увидел, — мы понимаем всю абсурдность таких аргументов. Но не будем забывать, что именно на аргументах такого уровня и качества были воспитаны несколько поколений, оторванных от Бога. И в те времена прийти к Богу было очень трудно во многом потому, что пытались доказать и доказывали на разных примерах, что наука противоречит религии. Наука не имеет никаких противоречий с христианским мировоззрением. Мы видим, что наука и религия – две разных области познания. Наука занимается, прежде всего, нашей земной жизнью, материальным миром. Наука объясняет мир моделями (законами) с разной степенью точности, объясняет, как устроены планеты, как устроено мироздание и предлагает решения для улучшения нашей жизни на этой земле. В этом – смысл научного прогресса. Религия занимается совершенно иными вещами. Опять же, наука требует доказательств, усилий разума, а религия основывается на вере и безусловном принятии Истины. Она имеет отношение к душе человека, к тому вечному измерению, которое неподвластно никакой науке, которое не измеряется ни метрами, ни литрами, ни какими-либо другими человеческими мерами. Это «высшее» измерение присутствует в душе всех людей, но каждый осознает его по-разному. В этом причина многообразия религиозного опыта. Но этот религиозный опыт не противоречит данным науки, научному опыту. Вот почему среди ученых есть и неверующие, и огромное число верующих.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-nau...

  разделы   рассылка  распечатать " Христианство и светская культура " Круглый стол в редакции интернет-портала " Религия и СМИ " 10 февраля 2003 года в редакции портал " Религия и СМИ " прошел круглый стол " Христианство и светская культура " . Предлагаем вниманию читателей стенограмму состоявшейся беседы. Участники: Ирина Языкова, искусствовед, преподаватель Библейско-богословского института, Коломенской духовной семинарии. Вероника Кравчук, заместитель заведующего кафедрой религиоведения Академии государственной службы при президенте РФ Надежда Кеворкова – обозреватель газеты " Газета " Александр Щипков – гл. редактор интерент-портала " Религия и СМИ " , Александр Кырлежев – обозреватель портала " Религия и СМИ " , Священник Валерий Степанов – храм святителя Николая в Нововаганькове Священник Владимир Вигилянский – декан факультета журналистики Российского православного университета. Александр Морозов: Здравствуйте, это очередная встреча из серии круглых столов, которые проводит редакция портала " Религия и СМИ " совместно с Гильдией религиозной журналистики Медиасоюза. Инициатива этих постоянных встреч принадлежит моему коллеге и другу Александру Щипкову. Цель этих заседаний – способствовать углубленному диалогу между журналистским сообществом и религиоведами, историками, искусствоведами, государственными чиновниками, представителями конфессий. Хочу поблагодарить всех за участие в сегодняшней встрече. Обращаюсь к читателям портала " Религия и СМИ " – мы будем рады опубликовать наиболее интересные отклики на темы, которых мы сегодня касались. Наш адрес: editor@religare.ru . Каждую пятницу мы публикуем список участников следующего заседания и вы имеет возможность прислать им свои вопросы. Наша следующая встреча состоится в понедельник 17 февраля. Ее тема: " Религиозные организации в политической повестке дня 2003 года. Консерватизм и традиция " . Мы взяли тему, которая умышленно поставлена очень широко. Соприкосновение христианства и светской культуры – тема безмерная и она является одной из главных интриг европейской истории на протяжении двух тысяч лет. Она имеет огромный исторический, богословский, философский контексты. И мы хотели бы сегодня коснуться и мировоззренческих моментов, и практических, политических событий последнего времени. Начнем с вопроса очень общего характера и я обращаю его к отцу Владимиру Вигилянскому: существует ли сегодня конфликт между религиозной и светской культурой? Верно ли, что в современном мире деятели религиозной культуры оказываются в гетто и что конфликт углубляется? Первая часть. Конфликт двух культур?

http://religare.ru/2_1925.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Два града «Два града. Исследования о природе общественных идеалов» — сборник ранних статей С. Булгакова. В сборник вошли следующие статьи: Том I РЕЛИГИЯ ЧЕЛОВЕКОБОЖИЯ У Л. ФЕЙЕРБАХА КАРЛ МАРКС КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ТИП НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИЧНОСТЬ ХРИСТИАНСТВО И СОЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС О ПЕРВОХРИСТИАНСТВЕ Том II ПЕРВОХРИСТИАНСТВО И НОВЕЙШИЙ СОЦИАЛИЗМ АПОКАЛИПТИКА и СОЦИАЛИЗМ РЕЛИГИЯ ЧЕЛОВЕКОБОЖИЯ У РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ I. РЕЛИГИЯ ЧЕЛОВЕКОБОЖИЯ В РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ II. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА И СОВРЕМЕННОЕ СОЗНАНИЕ ИЗ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ I. РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНОСТИ II. ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА Cum ergo vivit homo secundum hominen, non secundum Deum, similis est Diabolo. B. A u g u s t i n i de civitate Dei, L. XIV, c. VI. Homo homini deus est. L. Feuerbach Hinc extitisse duas civitates diversas inter se atque contrarias… quond alii secundum hominem, alii secundum Deum vivant.   ОТ АВТОРА В этой книге собраны исследования и этюды, написанные на протяжении нескольких последних лет и посвященные разным вопросам философского, социологического, религиозно–исторического, экономического характера . Но при этой внешней пестроте ее тем одна дума, один замысел объединяет их и составляет духовный нерв всей книги. Это вопрос об истинной природе культурно–общественного идеала, об его последней основе. Для меня является аксиомой, имеющей аподиктическую достоверность, что истинную основу общественности надо видеть в религии  . Религия есть феномен общественности, тот " базис " , на котором воздвигаются различные " надстройки " . В этом смысле религия есть универсальное единящее начало, и человек есть существо общественное (… .. Аристотеля), лишь насколько он есть существо религиозное. Хотя в истории действуют разные причины или " факторы " стихийного, безличного свойства, но в конечном счете они все-таки служат лишь пассивным материалом, который побеждается, оформляется человеческим духом, активным началом истории. Остается истиной,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Гражданская религия США По справедливому замечанию протопресвитера Иоанна Мейендорфа, вера в нескончаемый прогресс, основанная на оптимистической оценке человеческих достижений в истории, есть явление " постхристианское " , ставшее возможным в контексте утвердившегося в рамках христианской культуры линейного понимания истории, провозгласившего наличие у последней смысла и цели Подобная вольная трактовка новозаветной эсхатологии, безусловно, далека от христианского видения перспектив развития человечества, которое в финале истории ожидает, согласно Библии, временное установление царства антихриста и Страшный суд, а не окончательная победа Царства Божиего на земле Идея прогресса, появившаяся в Новое время и ставшая одним из основополагающих мифов нашей эпохи, есть в таком случае не что иное, как античная утопия " идеального государства " , коренным образом расходящаяся с собственно христианским видением перспектив человечества. Эта новая вера лишь заимствует оболочку христианских идей. Формально такой подход не отрицает христианства, оставляя Церкви попечение о душах и занимаясь исключительно делами мира сего. Однако мистификация новой веры приводит к порождению новых идолов (в наше время это " гражданское общество " , " демократия " , " свобода " , " государство всеобщего благосостояния " и т.д.) и сначала незаметно, а потом все более очевидно и настойчиво уводит человека от Христа, подчиняя его " детерминизму истории, социологии, фрейдовской психологии или утопическому прогрессизму " В ряду открывшихся " новых ценностей " четко просматривается стремление к некой универсальной религии, которая смогла бы примирить все противоречия различных религиозных систем и установить " мир во всем мире " . Попыткой установить такую религию и является на наш взгляд, американская гражданская религия, материал о которой мы представляем на читательский суд. Концепция Роберта Белла Понятие " гражданская религия " (civil religion) прочно вошло в лексикон американских общественных наук в конце шестидесятых годов нынешнего столетия, после публикации социологом Робертом Беллой (Robert N. Bellah) статьи " Гражданская религия в Америке " , где впервые было обозначено основное содержание вводимого термина За этим последовало множество статей и книг, в которых автор более детально обосновал выдвинутую им концепцию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/305/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Борьба воинствующего глобализма с Православием на Украине Религия-Майдан 19.10.2014 616 Время на чтение 11 минут Основанием любой цивилизации является религия, и только религия, ибо именно религия, давая картину мира, определяет и цивилизационный тип мышления и познания мира (цивилизационную эпистемологию), и культуру, и мораль и нравственность, которая с ходом истории закрепляется в виде права и государственности. И когда нападение идет на исконную религию, то автоматически тем самым под угрозу ставится и национальная суверенная государственность, и в конечном счете даже сама национальная идентичность общества. Размывание национальной идентичности, уничтожение самого понятия государственного суверенитета, является промежуточной целью глобалистов в их планах подчинения себе всего мира. Исходя из цивилизационного подхода к политике, современные глобалисты отлично понимают, что устойчивость и независимость любого государства напрямую зависит от того, насколько общество и государство держатся своих традиционных религиозных корней. Поэтому основной упор в современной необъявленной, но ведущейся активно по всему земному шару, глобалистской войне делается на разрушение традиционных религий. Все то же самое мы увидим, если обратим свое внимание на проблемы Сирии, да и всего мусульманского востока. Разрушение традиционных религиозных оснований и насаждение новой специально создаваемой для этого псевдорелигии является тактической целью современного глобализма. Все 23 года истории независимой Украины, кроме продвижения Греко-католиков, на Украине целенаправленно насаждались всевозможные протестантские организации и всевозможные секты. Целью воинствующих глобалистов всегда было и есть уничтожение Православия, понимаемого как главное препятствие в захвате ими территории бывшего СССР , что, впрочем, никогда и не скрывалось: «после крушения коммунизма у нас остался один противник на территории бывшего СССР - Православие» (Бжезинский). Обретение Украиной независимости в 1991 году сразу было ознаменовано немедленно начавшейся бурной, практически военной активностью Греко-католиков по захвату православных храмов на Западной Украине. И поэтому, когда иногда говорится, что обретение Украины своей суверенности в 1991 году прошло бескровно, это не совсем правда. Просто бои шли не в Киеве, а в основном на Западной Украине, где у православных общин силой отнимались храмы и отдавались Греко-католикам, исконным врагам Православия с 1596 года, когда была заключена Брестская уния, согласно которой устанавливалась власть Римского Папы и католических догматов при сохранении византийского обряда. И сейчас Украинская Греко-католическая церковь (УГКЦ) - поместная католическая церковь восточного обряда - имеет на территории Украины 3987 приходов и 115 монастырей и является главным оплотом борьбы Запада с Православием на Украине, активной опорой и вдохновителем майданного национализма.

http://ruskline.ru/analitika/2014/10/20/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Наука и религия Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — уникальная личность: епископ, хирург и ученный с мировым именем, которому пришлось жить в годы советских гонений. Вся новоевропейская культура внушала людям мысль, что наука и религия несовместимы. В СССР за отрицание этого «догмата» можно было лишиться свободы, если не жизни. Поэтому свидетельство (греческое слово, переводимое на русский как «мученичество», буквально значит «свидетельство») святителя Луки, епископа и ученного, особо красноречиво. Книга «Наука и религия» примыкает к другому подобному труду святителя — «Дух, душа, тело». В ней святитель доказывает, что несовместимость науки и религии в сущности — недоразумение. Святитель Лука вскрывает суть науки и религии, много размышляет о христианском гуманизме, о Христе — как идеале человеческого; о мучениках и свидетельствах исторического бытия Христа; о взглядах художников, писателей, ученных и философов на Христианство и Библию. Наука и религия Предисловие На своем жизненном пути нам встречаются два типа людей. Одни во имя науки отрицают религию, другие ради религии недоверчиво относятся к науке. Встречаются и такие, которые умели найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа. И не составляет ли такая гармония той нормы, к которой должен стремиться человек? Ведь обе потребности коренятся в недрах человеческой природы. И не в том ли кризис образованного человека, что у него «ум с сердцем не в ладу»? Не эта ли односторонняя «умственность» разъединила в России интеллигенцию и народ? И уже одно то, что в настоящее время под флагом науки, которая будто бы давно опровергла религию, преподносятся народу атеизм и антихристианство, заставляет нас глубоко обдумать и основательно решить вопрос: противоречит ли наука религии? 1. Что такое наука? Еще Сократ учил, что для обеспечения правильных выводов мы должны уметь определять понятия. Поэтому постараемся дать точные определения обоих рассматриваемых нами понятий — и тогда сравним их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

поиск:   разделы   рассылка Филипп Щипков Александр Архангельский: Религия находится в гетто Александр Николаевич Архангельский. Родился в 1962 году. В 1984 году окончил факультет русского языка и литературы МГПИ. Кандидат филологических наук. 1985 – сотрудник Гостелерадио СССР. В 1986-1992 работал в журналах " Дружба народов " и " Вопросы философии " . С 1992 по 1993 – автор и ведущий программы " Против течения "  (РТР). С 1993 по 1994 – автор программы " Писатели у микрофона " (радио " Свобода " ). С 1998 года – обозреватель, с 2001 года – заместитель главного редактора газеты " Известия " . Автор и ведущий телепрограммы " Тем временем " на ТК  " Культура " . Вам интересна религия как самостоятельный феномен или ее политическая составляющая? На политических полосах " Известий " периодически публикуются материалы, которые посвящены взаимодействию политики и религии. О религии в собственном смысле слова мы можем писать, только когда она вызывает резонанс в обществе. В обществе верующих и неверующих. Когда в этом году умер митрополит Сурожский Антоний (Блум), мы об этом написали, потому что, независимо от личных религиозных воззрений наших читателей, фигура митрополита Антония является посреднической между миром Церкви и миром внецерковным (к нему в большинстве своем относятся читатели " Известий " ). А когда год назад умер во всех отношениях достойный митрополит Нижегородский Николай (Кутепов), мы об этом не писали – не в силу нашего равнодушия, а потому, что это событие специально не касается нашего читателя. О религии " Известия " пишут часто. Почему нет специальной религиозной полосы? Когда я руководил отделом " Общество " , я пробовал такую полосу делать, но, во-первых, у меня не было ощущения, что она кому-нибудь, кроме меня, нужна. Во-вторых, газета – это только зеркало. Мы живем в мире, где на большинство населения религия воздействует в политической и общественной сферах, а не в собственно религиозной. Понятно, что девять из десяти русских скажут, что они православные, но при этом только 5 % ходят в церковь, исповедуются, причащаются, т.е. живут церковной жизнью. Если Церковь (не через СМИ, а сама по себе) вернет влияние на умы (а не только на ситуации, ведь политика – это набор ситуаций), то, несомненно, это приведет к немедленным переменам в редакционной политике многих изданий.

http://religare.ru/2_6461.html

" Русская религия " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_25299.html 25 января 2006 Александр Кырлежев " Русская религия " Источник:  Ежемесячник " Накануне " , 1995, январь Русские монархисты – обязательно православные, ибо, как известно, " сердце царево в руке Божией " . Монархист Достоевский говорил, что нельзя быть русским, не будучи православным. И ныне не раз приходится слышать, что русские православные не могут без царя – это так естественно и органично для России, чтобы был царь, " помазанник Божий " . Царь нужен в качестве живого посредника между " православным русским народом " и Богом. Он должен как апокалиптический Удерживающий (2 Фес 2:7) охранять последний оплот Бога и истинной веры – Святую Русь, окруженную со всех сторон беззаконными и лютыми волками, полными всякой лжи и обольщения. " Бог, Царь, Русь " – вот панацея от всех бед – как в нынешнем веке, так и в будущем. Монархисты – это частность, только одна из " партий " . Главная наша болезнь – " невнятица " , мешанина, воцарившаяся в сознании после рокового провала, длившегося несколько поколений. Этот социокультурный морок породил гениальных подпольщиков, стойких зеков и энергичных эмигрантов, но уцелевших физически простых смертных поразил ментальной язвой, вполне исцелить которую вряд ли удастся. Не избежать нам, видно, сорока лет синайских блужданий. Однако, блуждая, хочется видеть впереди Землю... В каком-то смысле Россия потеряла ХХ век – он прошел мимо нее. Многие сохраняют ощущение, что " органичная " российская история оборвалась в 1917-м, и лишь " николаевские старушки " как бы самим телом своим соединяют " тогда " и " теперь " . Но как бы то ни было, наше " теперь " – это уже начало иной исторической эпохи, которая, не успев родиться, уже получила имя: " постмодерн " , " постсовременность " . Очнувшаяся Россия обнаруживает, что она окружена новыми мирами – сообществами, культурами, регионами, народами, религиями... И мешанине в нашем постсоветском сознании как будто нарочно соответствует перемешанный " большой мир " , лик которого неузнаваемо изменился со времен Ф. М. Достоевского.

http://religare.ru/2_25299_1_21.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Социологический анализ религиозного состояния общества См. также: Религия и общество 2854–2866). 1613. Лопаткин Р. А. Конфессиональный портрет страны//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 195–205. 1614. Мчедлов М. П. Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 225–236. 1615. Цеханская К. В. Россия: тенденции религиозности в ХХ в. (некоторые статистические данные)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 170–182. См. также 2857. Религия, Церковь и культура 1616. Алабин Л. Н. Слово, богослужение и театр//РЧ, 6-е. 1998. С. 287–296. Воцерковление культуры. 1617. Балабанов В. Н. Образ души православной//РЧ, 4-е. 1996. С. 132–143. Творчество рус. художественной интеллигенции и идеалы российского государства. 1618. Доброхотов А. Л. Культура и христианство//РЧ, 7-е: Христианство и культура. 1999. С. 3–13. 1619. Журавлев В. К. Русский язык и русский национальный характер//РЧ, 4-е. 1996. С. 316–341. Формирование национальной идеологии в России и ее отражение в языке. 1620. Зеньковский В. В., прот. Идея православной культуры//АиО. 1997. 3(14). С. 325–345. 1621. Иоанн (Экономцев), архим. Православие как первооснова и оправдание русской культуры/Игум. Иоанн (Экономцев)//РЧ, 6-е. 1998. С. 24–36. 1622. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Благовестие и культура: Докл. на Всемирной миссионерской конф. (Сальвадор, Бразилия, 24 нояб. – 3 дек. 1996)//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 15–34. 1623. Константин (Горянов), архиеп. Тихвинский. Православие и культура: [Докл. на Междунар. форуме рус. интеллигенции «Культура и общество: взаимные обязательства на пороге нового тысячелетия». Санкт-Петербург, 18–21 мая 2000 г.]/Еп. Константин (Горянов)//ХЧ. 2000. 19. С. 3–20. 1624. Круглый стол «Богословие культуры». 7 июня 1996, Москва//Страницы. 1996. 2. С. 157. 1625. Круглый стол «Богословие культуры» (июнь 1996, Ин-т искусствознания РАН)//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 103–104. Диалог богословов (ББИ) со специалистами по важнейшим проблемам мировой культуры. Обзор основных направлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предисловие Название новой книги протопресвитера Александра Шмемана может вызвать как минимум недоумение. «Литургия смерти и современная культура» это непонятно и очень рискованно. Но я хотел бы предостеречь читателя от желания вступить в спор о названии, не открывая книги. «Религия мертвых» остается значимой частью нашей культуры, даже если мы на это не обращаем внимания. В XXI веке, как и две, и пять тысяч лет назад, «религия мертвых» проникает во все традиции и обряды, связанные со смертью и с поминовением усопших. Это утверждение верно для самых разных стран, но связь с «религией мертвых» проявляется по-разному. Протопресвитер Александр Шмеман говорит об Америке 1970-х. Но и современная Россия не исключение. Самый яркий, но далеко не единственный пример мавзолей с телом Ленина, который спустя почти четверть века после падения коммунистического режима остается на Красной площади, и вряд ли в обозримом будущем тело Ленина будет предано земле. Мумия в центре Москвы остается важнейшим символом советского прошлого, материально соединяет с этим прошлым всех живущих сегодня. Эта связь оказывается настолько значимой, что решение о захоронении становится не просто политическим, а религиозно-политическим, и ни один из российских президентов пока не осмелился его принять. Не стали исключением и церковные традиции погребения и поминовения усопших. «Религия мертвых» проникла в богослужебные чинопоследования и гимнографию в византийский период. В ранней Церкви не было никакого интереса к «загробной жизни». Уверенность первых христианских общин в полной победе над смертью выражалась в прошениях древней молитвы: «Сам, Господи, упокой души скончавшихся рабов Твоих в месте света, блаженства, мира, где нет никаких мук, скорбей и душевных страданий». Однако через несколько столетий в заупокойное богослужение пришло традиционное для нехристианского мира переживание смерти как трагедии: «Придите, внуки Адама, увидим поверженного на земле отложившего все благолепие образа нашего, разрушенного во гробе гноем, червями, тьмою расточенного, землею покрываемого».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010