1:5. Крылатые существа как стражи у престола в традициях древнего Ближнего Востока. В древнем ближневосточном искусстве есть множество примеров изображения крылатых мифических существ с человеческими лицами, особенно во дворцах ассирийских царей и храмах Нимруда и Ниневии, но большинство из них четвероногие. Среди них есть монументальные фигуры стражей, обнаруженные при раскопках дворца ассирийского царя Сеннахирима в Нимруде. Один из них представлен в образе быка с человеческой головой, у другого тело льва и лицо человека. Во дворце Ашшурнасирпала в Калахе аналогичные изваяния занимают стратегические позиции при входе во дворцы и храмы и в тронных залах. Их огромные размеры (8 футов высоты) призваны подавлять своим величием входящих. В искусстве Сирии и Палестины представлены близкие образы крылатых сфинксов (с телом льва, крыльями орла и человеческой головой). Существа прямостоящие (двуногие) представлены реже. Мифические существа с четырьмя крыльями, головой орла и человеческим телом изображены на рельефах храма бога Нинурты в Нимруде. В персидской иконографии периода правления Ахеменидов представлены прямостоящие мифические существа с четырьмя крыльями, человеческими головой и ногами и рогами быка. 1:6,10. Мифические существа с четырьмя лицами. Эти существа не находят точных аналогов в ближневосточной традиции. Хотя орлиные, бычьи и львиные головы весьма характерны для мифических существ (фактически только эти животные и представлены в месопотамском искусстве), многоликие существа встречаются крайне редко. Единственный пример – изображение человеческой головы, водруженной на голову льва. Только римский бог позднейших времен, двуликий Янус, с лицами, обращенными вперед и назад, отдаленно напоминает эти образы. Назначение этих существ многообразно. Способные видеть в четырех направлениях, они выполняют ту же функцию, что и колеса колесницы (ст. 17), которые могли перемещаться в любом из четырех направлений. Они одновременно представляют и могущество божества, и его всеведение, и знание всех происходящих на земле событий. Кроме того, все эти животные (лев, орел, телец) имеют параллели в ближневосточном искусстве, и каждое из них символизирует атрибуты всемогущества Бога: лев знаменует силу ( 2Цар. 1:23 ), орел – скорость и выносливость ( Ис. 40:31 ), а телец – плодородие ( Пс. 105:19,20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Лев Гроссе Гроссе Лев Викторович (1906 – после 1950) – поэт, прозаик. Сын генерального консула России в Шанхае. В 1925 году окончил гимназию в Харбине, учился в Сорбонне и Берлинском университете. В 30–40-е годы выпустил несколько поэтических и философских книг в Шанхае и Париже. В 1948 году добровольно выехал в СССР. Умер в ГУЛАГе. Ты – юная, ты – стройная, как ель Ты – грозная, как туча громовая, Ликуй, о Русь, о Родина святая, Моих отцов родная колыбель. О, кто с Тобой осмелится сразиться? Души Твоей кто снизит вышину, Кто дум Твоих измерит глубину, С красой Твоей, скажи мне, – кто сравнится? Великая, к Тебе все вновь и вновь Мечты моей невольное стремленье, Тебе одной души моей моленье, И жизнь, и крест, и вера, и любовь! Два храма Высокое унизится, а униженное возвысится. Пророк Иеремия В селе Зо-Сэ у вод канала, Где зеленеет юный рис, Где почва глиниста и ала, Вознесся гордый кипарис. За ним кустарник и поляны Вели к далекому холму; Тропа, ведущая к нему, Покрылася травою пряной, И редко кто ходил по ней К его тенистому подножью. Там, в гуще вековых ветвей, Спала кумирня. Слову Божью Угодно было там создать Обитель для сердец забытых, Но чудно охраняли быт их Познание и Благодать. Вокруг кумирни молчаливой Росли платаны, бамбуки, И ветер солнечный под ивой Лениво шевелил ростки; Порою веяло сиренью И легким ароматом роз, И все кругом, в тени мимоз, Сдавалось горнему смиренью. Как будто бы Господний Дух Струился сквозь листву лучами И реющею тайной двух Роднил кумирню с небесами; Как будто луч одушевлен И полн неизреченной славы, И Царство неземной державы Как будто возвещает он. В прозрачный час, когда светило Пронзало голубой эфир И знойно с высоты струило Потоки золотых рапир; В тот час, когда в сознаньи новом Для жизни пробуждался мир И животворный эликсир В сердцах преображался Словом, – Монах молитвой вековой Творил обет с душою мирной, И дерево своей листвой Склонялось тихо над кумирней, А ветер, устремляясь ввысь,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Кириллу и Ефесским деятелям, которых Киррский епископ именовал арианами и аполлинаристами. Не выяснено, чтобы Марий намеренно позволял себе прямые подлоги и фальсификации в выдержках, но его тенденция – совершенно несомненна: своим бесце­ремонным выбором – и притом без всякой критики – он рассчитывал лучше и вернее достигнуть своей цели, не двусмысленно предупреждая пуб­лику касательно низкого качества предлагаемых ей извлечений. Попытка Меркатора не имела пока осязательных результатов и на первое время прошла совершенно бесплодно, но ее влияние сказалось позднее, когда противники Халкидонского собора усвоили его полемические приемы во всем их объеме. Для нас важно пока заметить, как ненависть врагов Феодорита следовала за ним почти вплоть до могилы, как трудно было даже совре­менникам подняться до спокойного воззрения на его личность и как легко мог возгореться спор об нем по удалении его с жизненной арены. Нужен был ум, равный ему по энергии и направлению; таким был тогда один папа Лев 1109 , сумевший по достоинству оценить таланты «восточного» богослова, хотя и не без оттенка снисходительности, какой обнаруживался во всех поступках этого первосвященника в его отношениях к другим предстоятелям. Халкидонские легаты сообщили папе о защите Феодоритом его томоса и передали ему просьбу об укрощении словоохотливых монахов или мирян, – и 11-го июня 453 года Лев пишет обширное послание Киррскому епископу 1110 . Не может быть сомнения, что оно не стоит в связи с письмом последнего к папе и вытекало из желания Римского влады­ки засвидетельствовать адресату свое почтение и одобрение. Автор с обычным и характеризующим его мастерством оратора Амвросиевой школы излагает ход предшествующих событий, но не редко злоупотребляет эффектами латинской речи настолько, что мысль как бы ускользает под пышным нарядом изысканных фраз. Вообще, настоящее произведение Льва, не смотря на признаваемую Арендтом «полноту чувства и некоторую возвышенность выражения» 1111 , принадлежит далеко не к блестящим трудам элегантного пера образованнейшего первосвященника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

г) Согласно постановлениям о жатве и уборке урожая евреи должны были, во время жатвы поля, оставлять часть поля несжатою, а также – не подбирать дочиста оставляемых на жатве колосьев или забытых снопов, равным образом не дочиста обивать свои маслины или виноград ( Лев. 19:9–10 ; Втор. 24:19–21 ). Оставленное в поле, в саду или винограднике поступало в пользу бедных, вдов и сирот. Не ограничиваясь людьми, закон требовал милосердного отношения и к животным, а посему запрещал пахать вместе на воле и осле, как имеющих неодинаковую силу ( Втор. 22:10 ), варить козленка в молоке его матери ( Исх. 23:19 ), а в случае, если еврей, идя по дороге, найдет птичье гнездо с птенцами или яйцами и при них сидящую мать, закон дозволял ему взять птенцов, но требовал пустить мать ( Втор. 22:6–7 ). Вообще же милосердное отношение к животным считалось признаком праведности ( Притч. 12:10 ). Образ члена общества израилева, следующего в своих общественных отношениях требованиям закона, начертан в псалме 14. Но в своей действительной жизни евреи б. ч. редко удовлетворяли требованиям начертанного здесь идеала ( Руф. 2:7, 15–17 ), а очень часто уклонялись на путь неправды, лжи и жестокосердия, в чем их и обличали пророки (ср. Ис. 1–3 ; Ос. 4:1–2; 10:13 ; Ам. 5:7, 14–15 ; Мих. 2:1–2 ; 3Цар. 21:1–19 ), а потом руководителей их фарисеев обличал и Сам Христос Спаситель ( Мф. 23:23 ). § 78. Соблюдение санитарных условий жизни Общественная жизнь евреев для своего нормального развития требовала соблюдения санитарных условий, которые у них, как и у других народов, касались жилища, пищи, соблюдения чистоты и устранения возможности заразы. В отношении жилищ, дабы пребывание в них не могло угрожать безопасности их обитателей или посетителей, законом требовалось, чтобы при постройке их кровля обносилась перилами ( Втор. 22:8 ), и чтобы стены жилищ, в случае появления на них злокачественной язвы, оскоблялись и заново ремонтировались или же совершенно разламывались, при чем и самые камни таких жилищ выносились вне селения или города на особое отведенное для отброса нечистот место ( Лев. 14:34–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

И посему для чего Небесное жительство совлекаем на землю, обременяя вещественными бедствованиями? Для чего «питаемии» некогда «на багряницах», одеваемся «в гной», как в Плаче сказал о некоторых Иеремия (см.: Плач. 4, 5 )? Ибо, когда упокоеваемся на помышлениях светлых и пламенеющих, тогда питаемся «на багряницах», а когда, вышедши из такового состояния, вмешиваемся в дела земные, тогда одеваемся «в гной». Почему же, оставив надежду на Бога, мышцу свою делаем опорою плоти, Промышление Владыки приписывая рукам своим? И что, как испытал Иов, вменено ему в великий грех , то есть, положив на уста руку, лобызать ее (см.: Иов. 31, 27 ), то не боимся мы делать ныне. Ибо у многих в обычае целовать руки и говорить, что от рук у них изобилие. Их-то давая разуметь под образами, говорит Закон: «Кто ходит на руках, тот не чист, у кого много ног, также не чист и, кто ходит всегда на четырех, не чист» (см. Лев. 11, 27, 42 ). Ходит же на руках, кто на них опирается и на них возлагает всю надежду; ходит на четырех, кто, предавшись делам чувственным, ими занимает непрестанно владычественный ум, а многоножен, кто отовсюду окружен телесным. Поэтому премудрый Приточник хочет, чтобы совершенный имел даже не две ноги, но одну и та редко двигалась для дел телесных. " Не учащай, – говорит он, – вносити ногу твою ко другу твоему, да не когда насыщься тебе, возненавидит тя» ( Притч. 25, 17 ). Если кто редко приступает ко Христу с прошением о потребности телесной, то возлюблен Им будет, ибо сие служит целию таковых друзей, как говорит Спаситель ученикам Своим: «Вы друзи Мои есте» ( Ин. 15, 14 ). Если же будет делать это часто, то соделается ненавистным Ему. Глава 15 Кому же внушит доверенность и не будет мерзок всегда тревожимый сими потребностями и никогда не восставляемый к правой жизни, потому что не имеет голеней выше ног, чтобы на них воспрянуть от земли? Как голени, сгибаясь сначала, принимают на себя всю тяжесть тела, а приблизившись несколько к земле, делают, что немедленно подъемлется оно вверх, так помысел, различающий дела естественные, вслед за тем, как унизится до потребности тела, быстро подъемлет горЕ легкую мысль, не вознося с собою ни одной из порочных нечистот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Однако, продолжает понтифик, в 76-й год составленной Феофилом Александрийским столетней пасхалии (455 г.) приводится дата, отличающаяся от той, которой «постановили держаться другие (alii decreverunt tenendum esse)». Далее Лев подробно разъясняет суть претензий, выдвигаемых в Риме к александрийской пасхальной таблице: записанный в таблице Феофила день Пасхи – 24 апреля – папа считает таким, «которого со [времени] Страстей Господних не допускает ни какой-либо пример, ни авторитет какого-либо установления (constitutionis)», так как он «чрезмерно выходит за пределы древнего установления», определяющего «законный промежуток» дня Пасхи с 11-го дня до апрельских календ (22 марта) по 11-й день до майских календ (21 апреля). Папа признаёт, что иногда Пасха переносилась на 10-й и даже на 9-й день до апрельских календ (22 и 23 апреля) – явно имея в виду прецедент 444 г.; но оправдывает это тем, что в этих случаях хотя бы страстная пятница не выходила за рамки 21 апреля. Отодвигать же пасхальное празднование позже 9-го дня до майских календ, т. е. на 24 апреля и далее, «чрезвычайно невежественно и является явным нарушением (aperta transgressio est)» 24 . В самом деле, 24 апреля далеко выходит за рамки римской границы 21 апреля и выпадает довольно редко – всего 8 раз за полный 532-летний период. Более того, в 455 г. эта дата действительно выпала впервые в истории: предыдущая Пасха 24 апреля могла бы быть в 292 г., но тогда александрийской пасхалии еще не существовало. Однако александрийская система допускает и еще более позднюю Пасху – 25 апреля, которая отмечалась в 387 г. и обсуждалась в одном из писем Амвросия Медиоланского 25 . Однако Лев, как видно из его слов, об этом ничего не знает, считая, что указанная у Феофила дата 24 апреля беспрецедентна, так как «установлена вопреки церковному обычаю», и потому просит императора, «чтобы египтяне или другие, кто представляются точно сведущими в такого рода вычислениях, устранили эти сомнение и озабоченность, дабы общее празднование было поставлено на тот день, который не нарушает правило (normam) отеческих установлений и не выходит за установленные пределы» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pa...

Чтобы проделать этот путь с семейством, требовалось два дня. Силом отождествляют с Khirbet Seilun, между Вефилем и Сихемом. Древний город площадью 7,5 акра занимал стратегически выгодное положение, располагая плодородными землями, источниками воды и доступом к главному торговому пути, соединявшему север и юг страны. Археологические раскопки обнаружили руины Силома железного века I и следы разрушений, вызванных пожаром. Несмотря на обнаружение остатков общественных зданий этого периода, никаких следов святилища не нашли. Вероятно, оно находилось на вершине кургана, наиболее пострадавшей от эрозии. 1:3. Ежегодные жертвоприношения. Закон предписывал совершать паломничество трижды в году: в Праздник опресноков, Праздник седмиц и Праздник кущей. Поскольку повод праздничного паломничества в тексте не уточнен, некоторые исследователи полагают, что это был традиционный семейный ритуал, отражающий благочестие Елканы. 1:3. Священнический род Илия. Илий происходил из рода Аарона через его четвертого сына, Ифамара. В начале периода судей первосвященником был Финеес, сын Елеазара, третьего сына Аарона. Два старших сына Аарона, Надав и Авиуд были поражены смертью за нарушение ритуала ( Лев. 10 ). Каким образом попечение о скинии собрания и ковчеге перешло от ветви Елеазара к ветви Ифамара, неизвестно. 1:4. Части жертвы. Некоторые виды жертвоприношений сопровождались общей трапезой, особенно мирная жертва (см. коммент. к Лев. 3:1–5 ). Если в жертву приносилось животное, то и священник, и семейство жертвователя получали части жертвенного мяса – продукта, редко присутствовавшего в рационе древних. 1:7. Святилище в Силоме. Неопределенность использованного здесь обозначения святилища – «дом Господень» – не позволяет судить о характере этого сооружения. В ст. 9 оно названо «храмом», что подразумевает некое здание. Во 2упоминается скиния собрания, т. е. шатер. Чередование определений указывает на то, что либо вокруг скинии было возведено некое более прочное сооружение, либо она находилась внутри священных пределов, возможно, принадлежавших ранее хананеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Прежде всего, следует отметить, что сам Лев был согласен с толкованием понятия епископской власти, зафиксированном в восточных канонах. Само слово «власть» (potestas) вообще довольно редко встречается в его письмах применительно к церковно-административной сфере, но встречаясь означает именно право рукоположения, совпадая в этом с общепринятым каноническим определением епископской власти 14 . Согласно известному разъяснению Руфина Аквилейского к 6-му никейскому правилу, власть римского епископа распространялась на так называемые «субурбикарные церкви» 15 . Интерпретация этого понятия уже на раннем этапе развития церковно-исторической науки, отмеченном широкомасштабной полемикой между католиками и протестантами, породила горячий научный спор 16 . Протестанты в целом отстаивали узкое понимание термина «субурбикарные церкви»: по их мнению, это были церкви, расположенные в стомильной зоне вокруг города Рима, в гражданском отношении подчиненной префекту столицы (praefectus urbi). Согласно его расширительному пониманию, это были провинции, включенные в ходе реформ Диоклетиана-Константина в диоцез Italia Suburbicaria: Кампания, Тусция и Умбрия, Пицен Субурбикарный, Сицилия, Апулия и Калабрия, Лукания и Бруттий, Самний, Сардиния, Корсика, Валерия. В гражданском отношении эти провинции подчинялись викарию города Рима (vicarius urbis Romae) 17 . Впрочем, единственной возможностью доказать церковную власть римского епископа над этими провинциями было бы наличие свидетельств о регулярном рукоположении им митрополитов и/или епископов в этих провинциях. Поскольку соответствующие сведения полностью отсутствуют, на основании свидетельства 6-го правила Вселенского собора в Никее и разъяснения к нему Руфина Аквилейского допускается, что по отношению к этим провинциям римский епископ обладал правами митрополита, т. е. имел право напрямую рукополагать епископов и созывать в Риме соборы, на которые эти самые епископы должны были являться. Впрочем, вплоть до времени понтификата Льва I включительно практически не имеется сведений о проведении соборов, на основании которых можно было бы сделать вывод о составе церковного округа, на который распространялись митрополичьи права римского понтифика 18 . Каноны, принятые и признанные на Востоке, предписывали митрополитам регулярно, не реже двух раз в год проводить провинциальные соборы, которые были органом коллективного управления епархией. И сам Лев, и его преемники демонстрировали, что являются приверженцами данной канонической нормы, и неоднократно предписывали ее исполнение другим церквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/vl...

– Как возникло само название – «религиоведение»? – Само слово «религиоведение» употреблялось в то время очень редко. Его впервые употребил, как это недавно выяснил П.Н. Костылев, Лев Толстой. Во время разговора с кем-то из посетителей Лев Николаевич сказал, что сейчас занимается религиоведением, это самая нужная наука, а у нас ее до сих пор нет. Как крестьяне трактор освящали – А когда появился термин «научный атеизм»? – Это уже после Великой Отечественной войны, в 50-е годы. Его появление было связано с хрущевскими гонениями на верующих, с той идеей, что антирелигиозную пропаганду и изучение религии необходимо поставить на солидную научную основу. Хотя аналоги этого термина существовали и раньше. Например, возьмите обычное для тех времен название книги «Марксизм-ленинизм как воинствующий атеизм», написанной в конце 1930-х годов. Это была фактически книга по марксисткой философии религии, написанная Александром Тимофеевичем Лукачевским, заместителем Ярославского в «Союзе воинствующих безбожников». Он был одним из немногих людей, кто тогда сформулировал целостную программу того, что после войны стало называться научным атеизмом. – Научный атеизм – это тоже религиоведческая система? – Научным атеизмом называлось сразу несколько разных вещей. Это и определенная дисциплина, которую студенты слушают в вузе, это и направление религиоведческих исследований, то есть некая научная исследовательская программа в рамках мирового религиоведения. Понятно, что в Советском Союзе это была единственная религиоведческая программа. При этом, вопреки нашим представлениям о примитивной совдеповской обязаловке, надо сказать, что она довольно серьезно обсуждалась, дискутировались такие вопросы, как что такое научный атеизм, каков его статус? Это философская дисциплина или частно-научная? Религиоведение – это часть научного атеизма или отдельный комплекс дисциплин, который подчиняется научному атеизму как философской дисциплине? По всем этим вопросам существовали разные мнения, однако еще в конце 1920-х – начале 1930-х были люди, которые сформулировали основные исходные позиции. Это, прежде всего, Лукачевский, Николай Михайлович Маторин, также Николай Михайлович Никольский, известный своей «Историей Русской Церкви» и работами по востоковедению. Еще дореволюционный марксист, он в 1922 году произносит речь «Религия как предмет науки», где пытается сформулировать основы марксистского подхода к религии.

http://pravoslavie.ru/66449.html

Стена грехов моих, безумья и гордыни, Преграда тяжкая, железный монолит! Лев Гроссе Гроссе Лев Викторович (1906 – после 1950) – поэт, прозаик. Сын генерального консула России в Шанхае. В 1925 году окончил гимназию в Харбине, учился в Сорбонне и Берлинском университете. В 30–40е годы выпустил несколько поэтических и философских книг в Шанхае и Париже. В 1948 году добровольно выехал в СССР. Умер в ГУЛАГе. Ты – юная, ты – стройная, как ель Ты – грозная, как туча громовая, Ликуй, о Русь, о Родина святая, Моих отцов родная колыбель. О, кто с Тобой осмелится сразиться? Души Твоей кто снизит вышину, Кто дум Твоих измерит глубину, С красой Твоей, скажи мне, – кто сравнится? Великая, к Тебе все вновь и вновь Мечты моей невольное стремленье, Тебе одной души моей моленье, И жизнь, и крест, и вера, и любовь! Два храма Высокое унизится, а униженное возвысится. Пророк Иеремия В селе Зо-Сэ у вод канала, Где зеленеет юный рис, Где почва глиниста и ала, Вознесся гордый кипарис. За ним кустарник и поляны Вели к далекому холму; Тропа, ведущая к нему, Покрылася травою пряной, И редко кто ходил по ней К его тенистому подножью. Там, в гуще вековых ветвей, Спала кумирня. Слову Божью Угодно было там создать Обитель для сердец забытых, Но чудно охраняли быт их Познание и Благодать. Вокруг кумирни молчаливой Росли платаны, бамбуки, И ветер солнечный под ивой Лениво шевелил ростки; Порою веяло сиренью И легким ароматом роз, И все кругом, в тени мимоз, Сдавалось горнему смиренью. Как будто бы Господний Дух Струился сквозь листву лучами И реющею тайной двух Роднил кумирню с небесами; Как будто луч одушевлен И полн неизреченной славы, И Царство неземной державы Как будто возвещает он. В прозрачный час, когда светило Пронзало голубой эфир И знойно с высоты струило Потоки золотых рапир; В тот час, когда в сознаньи новом Для жизни пробуждался мир И животворный эликсир В сердцах преображался Словом, – Монах молитвой вековой Творил обет с душою мирной, И дерево своей листвой Склонялось тихо над кумирней,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010