Козел отпущения Вспомните, как мы зачастую просим прощения: «Прости, что срываюсь на тебе — у меня такие нагрузки последнее время» или «Извини за опоздание — дети с утра еле ползли»… 26 сентября, 2011 Вспомните, как мы зачастую просим прощения: «Прости, что срываюсь на тебе — у меня такие нагрузки последнее время» или «Извини за опоздание — дети с утра еле ползли»… Многим, должно быть, интересно происхождение выражения «козел отпущения». Этот термин происходит из Книги Левит. «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Лев. 16:21–22). То есть дословно «козел отпущения» означает козла, «отпущенного в пустыню». Обряд отсылания козла был необходим, потому что израильский народ не мог продолжать общение со Всевышним до тех пор, пока грехи и преступления, отделявшие от Него, не были «изгнаны». В отличие от жертвоприношений, которые символизировали искупление грехов отдельных людей, целью изгнания козла было символическое возложение грехов всего израильского народа и «отпущение» их туда, откуда они происходили — в пустыню, которая в Священном Писании считалась прибежищем демонов. Этот порядок, описанный в Книге Левит для народа Израиля, находит свое отражение и в нашей ежедневной жизни — я имею в виду использование «козлов отпущения». Когда мы поступаем неправедно, то не всегда можем сами вынести тяжесть вины за свои поступки. Здесь-то мы и прибегаем к помощи «козлов отпущения». Возлагая свои грехи на кого-то или что-то, перекладывая с себя ответственность, мы надеемся освободиться от непосильной тяжести вины . Как это происходит? Вспомните, как мы зачастую просим прощения: «Прости, что срываюсь на тебе — у меня такие нагрузки последнее время» или «Извини за опоздание — дети с утра еле ползли». Так редко можно услышать «Прости, что срываюсь на тебе, мне нет оправдания», или что-то подобное. Мы «принимаем» вину и сразу же, «на одном дыхании», ее перекладываем. Внешние обстоятельства (нагрузки, стрессы) и другие люди (например, дети) становятся нашими козлами отпущения. Мы с легкостью объясняем свои плохие поступки собственным психологическим состоянием (депрессией, недомоганием и др.), вместо того, чтобы признаться себе в том, что на самом деле это лишь условия, которые могут располагать к определенному поведению.

http://pravmir.ru/kozel-otpushheniya/

Молитвенные собрания бывают у них редко: каждый молоканин может читать на этих собраниях молитвы и произносить проповеди, жених венчает сам себя, и т. д. Молоканским лжепресвитерам делать нечего, и они, действительно, ничего не делают. О каком же вознаграждении за «ничего-не-делание» может быть речь? Кроме того, имея совершенно свободное время, молоканские лжепресвитеры могут употребить его на житейские занятия и таким способом обеспечивать свое материальное существование. Совершенно в ином положении находятся православные священники. У них нет свободного времени. Их пастырские обязанности чрезвычайно сложны и многоразличны, а потому, без ущерба служению Церкви, они не имеют физической возможности личным посторонним трудом обеспечить материальное свое существование. Для молокан, конечно, не секрет, как православные священники тяготятся своей материальной зависимостью от прихожан, и как сильно желают они от нее избавиться. Впрочем, мы должны сказать, что, само по себе, вознаграждение пастырей церкви даяниями от прихожан для людей, верующих в Божественное Откровение, за каковых выдают себя молокане, не должно представлять ничего соблазнительного, и тем более, не должно быть называемо величайшим грехом и бесчестием». Оно было установлено Самим Богом еще в Ветхом Завете: «сынам Левия – говорит Господь ( Чис. 18:21 ), – вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания». «Получающие священство из сынов Левииных – пишет ап. Павел ( Евр. 7:5 ), – имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев». Спаситель не отменил этого закона, а даже подтвердил его. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры – говорил Он (Мф. 23:23), – что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». «Пойди – сказал Он исцеленному от проказы ( Мк. 1:44 ; срав. Мф. 8:4 : Лк. 5:14 ; Лев. 13:2 ), – покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Мотив вечности З. с Давидом прослеживается и во мн. др. текстах, где речь идет об этом З. Иудейский царь Авия напоминает колену Ефрема, что Яхве дал Давиду и его сыновьям вечное царство «по завету соли» (2 Пар 13. 5). Точный смысл этого выражения остается предметом предположений толкователей, но, по всей вероятности, «соль» здесь служит метафорой постоянства (ср.: Числ 18. 19; Лев 2. 13). В 2 Пар 21. 7 отмечается, что, несмотря на прегрешения Давида, Господь «не хотел... погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом...» (ср.: Иер 33. 19-21). Условие вечности династии царя Давида - верность его потомков З. с Яхве. Яхве может отвернуться от царя из его династии («Ты… пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его» - Пс 88. 39-40), но «если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья вовеки будут сидеть на престоле твоем» (Пс 131. 12). Вечность З. с Давидом и данных ему обетований становится темой мн. псалмов (Пс 17. 51; 77. 70; 88. 4, 21, 27-28, 36, 50; 121. 5; 131. 1, 10, 11, 17; 143. 10). Особо выделяется мессианский Пс 2, в котором сам Давид прямо не упоминается, но цитируется пророчество Нафана (2 Цар 7. 14; ср.: Пс 88. 27). Пророки часто говорят о вечности З. с Давидом (Иер 33. 20-21). Давид называется рабом Божиим (Ис 37. 35; Иер 33. 21-22, 26; Иез 34. 23-24; 37. 24-25), ради к-рого Бог охраняет Иерусалим (Ис 37. 35) и заключит с Израилем «вечный» З. (Ис 55. 3). Династия Давида будет восстановлена на престоле (Иер 23. 5; 33. 15). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, царь Давид прославляется за то, что он определил порядок праздников, ему были прощены все грехи и с ним заключен «завет царственный» (Сир 47. 1-13; ср.: 45. 30). Верность Давида является примером для царей, к-рым необходимо держаться «путей Давида» (Сир 48. 25), как одного из тех, кто не согрешили (Сир 49. 5). З. в пророческой литературе Термин   у ранних, допленных пророков встречается довольно редко ( Lindblom J. Prophecy in Ancient Israel. Oxf., 1962. P. 329-330). Прор. Амос говорит прежде всего об избрании, но не о З. У прор. Осии идея З. выражена метафорически, с помощью образа брака; однако дважды он говорит и о преступлении З. (Ос 6. 7; 8. 1). Пророки Михей, Наум, Софония и Аввакум не упоминают З.

http://pravenc.ru/text/182425.html

Потому те погрешают, которые, часто соблюдая пост, тщеславятся им, высоко думая о своем постничестве, других пересуживают, уничижают или (от голода и разлияния желчи) бывают сердиты, в доме своем бывают немирны, угрюмы, раздражительны, строптивы, своенравны, упрямы, не терпят противоречий, оскорблений и т. п. К чему, говорит блаженный Иероним, утончается тело воздержанием, если дух насыщается гордостью? Какую похвалу заслужим бледностью от поста, если становимся синими от зависти? Что за добродетель не пить вина, а пьянствовать гневом и злобой? Параграф четвертый О бодрствовании в отношении к козням бесовским и о способах брани с этими злейшими врагами нашего спасения Если, по словам Священного Писания, жизнь наша на земле есть война, то это надобно сказать особенно по отношению к духам злобы. Так же и апостол Павел представляет жизнь христианина под образом непрерывной брани с духами злобы. Облекитесь во всеоружие… потому что наша брань, говорит он, не против крови и плоти, то есть бренных, слабых людей, но против… мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и… угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6, 11–16). И апостол Петр говорит: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5, 8). Как вначале по вражде на Бога и по зависти счастью первых людей диавол обольстил их, ввел в грех и подверг за то погибели (см. Прем. 2, 24), так и ныне диавол со своими подчиненными духами по той же причине непрестанно воюет против нас за спасение души, за небесные блага. Враги эти чрезвычайно хитры, злобны и сильны, и нападения их страшны, гибельны… Чтобы с успехом отражать их нападения, надобно знать: хитрости, способы нападения их; для чего Бог попускает им искушать нас; чем побеждать их; как вести себя после всякой жестокой брани. Как враги нападают на людей Бесы редко нападают на людей с открытой злобой, а большей частью лестью, обманом вовлекают в грехи под личиной благовидной, обещая удовольствие, счастье. Хитростей у них так много и так они тонки, что только строгие, просвещенные благодатью Божией подвижники ясно видели и разрушали их козни. Бесы действуют и непосредственно на душу нашу, через плоть нашу, посредством людей и посредством разных вещей и обстоятельств нашей жизни. Святые подвижники (авва Матой) говорят, что бесы не знают нашего внутреннего состояния, сокровенных мыслей, желаний, намерений, замечают только их проявления, господствующие наклонности душевные и телесные, издали всевают худые помыслы и смотрят, как они приняты; в ком замечают слабые стороны, на них сначала и действуют.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

протоиерей Лев Липеровский Скачать epub pdf ИСЦЕЛЕНИЕ ПРОКАЖЕННОГО В ГАЛИЛЕЕ ( Мф. 8:2–4 ; Мк. 1:40–45 ; Лк. 5:12–16 ) Об исцелении, или, вернее, «очищении» прокаженного в Галилее, свидетельствуют все три синоптика, но больше подробностей дает евангелист Марк. Он говорит так: «Приходит к Нему прокаженный и, умоляя его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори; но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им...» Ев. Лука уточняет место исцеления: это было, говорит он, «в одном городе», хотя вообще говоря, больных проказою в города не пускали, видимо, этот прокаженный настолько веровал, по рассказам других, в чудотворную силу Иисуса Христа, что «увидев Иисуса», вероятно, сперва издалека, и, скорее всего, неожиданно, не мог удержаться и, пренебрегши всеми запретами, приблизился ко Христу и, пав пред Ним на колени, с уверенностью молил: «если хочешь, можешь меня очистить». Вера больного оправдала его надежду. Умилосердившись над несчастным человеком, Господь «коснулся его» и сказав: «хочу, очистись», исцелил страшную его болезнь. Но что же это была за болезнь? Почему она выделялась из ряда всех других заболеваний? Посылая учеников на проповедь , Христос заповедывал им: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, бесов изгоняйте, мертвых воскрешайте»., Проказа считалась болезнью нечистою, связанной с понятием о чем-то грязном, темном, отвратительно-греховном, вроде того, каким в современном обществе считается сифилис, даже несравненно хуже его. История медицины знает об этой болезни по древнейшим ее описаниям за много столетий до Христа – у Моисея, – а во времена Христа она описана римским писателем Цельсом. Но древним, конечно, не была известна причина этой болезни. И только в 1881 году европейским биологом Ганзеном был найден микроб проказы («Lepra»). Что же касается симптомов болезни, то описание их современными учеными вполне совпадает с тем, что было известно из древней литературы. Как происходит заражение – неизвестно, но, раз начавшись, болезнь продолжается 5–20 лет и ведет к смерти. Бывает и самоизлечение, но очень редко. По своим клиническим формам болезнь имеет свои разновидности и «стадии» или «фазы», но всегда очень скоро вызывает глубокие поражения кожи всего тела, покрывающегося сперва «папулами», а затем гнойными и кровоточащими язвами грязного, серого цвета. Затем болезнь поражает внутренние органы и кости. Ослабевает зрение, слух, голос, разрушается нос, выпадают все волосы. Наконец, отмирают пальцы рук и ног. Больной погибает от общего истощения и паралича сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

составитель Терещенко Т. Н. СМЕРТЬ Провидеть… вашу участь о смерти мне, непотребному, не открыто, а потому и не смею об этом не только писать, но даже и думать. Напомянуть же вашей любви решаюсь, что нам Сам Спаситель предал во святом Евангелии, что смерть, яко тать, да и преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Смертная [память] да совозлегает и совосстает от одра», – как мы с тобой от самочиния и от сладострастных действий, ярости и вспыльчивости повредили свое здоровье… то таковые, поврежденные, редко кто до старости маститой доживают, но в цветущих летах смерть их похищает. Это-то мне удивительно, что вы сами себя почитаете за урода, а смириться не понуждаетесь (прп. Лев, 20). Вижу, что устрашаетесь и смущаетесь духом о приближении к вашим местам болезни – холеры – и просите на это моего совета и укрепления. Скажу вам на это, что жизнь и смерть каждого из нас в руце Божией, и без воли Божией никто не отходит от сего света в вечность. А притом надобно и то знать, что каждому из нас уже предназначен конец, но нам это неизвестно – когда и как кому отойти отсюда (прп. Макарий, 20). Смерть не представляй себе в ужасном виде, но веруй, что она служит только переселением от времени в вечность, а время Господь положил в Своей власти (прп. Макарий, 20). Ты боишься смерти: но кто ж из нас бессмертен? Но смерть не есть уничтожение нашего бытия, а переход от настоящей кратковременной и от худшей в лучшую жизнь. Господь говорит: Верующий в Меня, если и умрет, оживет ( Ин. 11, 25 ), ибо Он не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20, 38 ) (прп. Макарий, 20). Ты пишешь, что, помышляя о смерти, чувствуешь страх; страх смерти естествен, но нам не должно бояться паническим страхом, а ободрять себя верой и надеждой на благость Божию и на заслуги Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Это всем нам известно, что каждому из нас должно умереть, но когда – Единому Богу известно. И в этом есть предопределение Божие, когда кому умереть. Если кто умирает, в каких бы то ни было летах, в младости, или в старости, или в среднем возрасте, то ему так от Бога назначено, то об этом надо быть спокойными, только примирять свою совесть покаянием и благонадежием. Сколько бы мы ни жили, а все надо умереть; кто умирает в молодости, то надо полагать, что Богу так угодно, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый ( Прем. 4, 11–12 ), – говорит Писание (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Христос также ясно сказал, что он не только слышит молитвы, но и исполняет их: «Если о чем попросите Меня [με] во имя Мое, Я сотворю». ( Ин.14:14 , ПЕК). Местоимение με, которое явно указывает на допустимые молитвенные обращения к Иисусу, достаточно поддерживается древними рукописями и присутствует во всех главных критических текстах греческого Нового Завета: WH (με – в скобках), NA, UBS. Текст латинской Вульгаты также содержит это местоимение «me». Но в ПНМ, преимущественно опирающегося на WH, это местоимение явно преднамеренно опущено. Священное Писание продолжает свидетельствовать, что после воскресения Иисуса Его ученики обращались к Нему в молитве: «и побивали камнями Стефана, который молился [επκαλουμενον – взывающего, призывающего] и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой». ( Деян. 7:59 ). Стефан молился Иисусу, призывал Его, но сталкиваясь с этим фактом, Свидетели Иеговы говорят, что Стефан видел видение и обращался напрямую к Иисусу, как будто бы Он просто был рядом. В данном случае факт обращения и взывания к духовной Личности на небе, они перевели на уровень обычного разговора, иначе для Свидетелей Иеговы, это означало бы «обращение к мертвым» ( Лев.19:31 ). Но одна из проблем Свидетелей Иеговы заключена в том, что дух человеческий принять может только Тот, кто его дал, то есть только Бог: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его». ( Еккл.12:7 ). Следовательно, Стефан обращался к Иисусу не просто как к видению ангела, а как к Богу, Который возьмет его к Себе. Апостол Павел не игнорировал личные взаимоотношения с Иисусом Христом: «О нем я трижды просил [παρεκαλεσα – умолял] Господа, чтобы отступил он от меня. И сказал мне Господь: довольно для тебя благодати Моей: ибо сила [δυναμζ] Моя в немощи совершается. Поэтому очень охотно я буду хвалиться скорее немощами моими, чтобы вселилась в меня сила Христова [η δυναμζ του χριστου]». ( 2Кор.12:8,9 , ПЕК). Свидетели Иеговы редко обращают внимание на этот отрывок, где можно сразу увидеть молитву к Иисусу. Для них дополнительно следует построить объяснение в обратном порядке. Павел говорит о своей немощи и «силе Христовой» – это та сила, о которой Господь сказал: «сила [Моя] совершается в немощи». Сей Господь есть Тот, Которого Павел умолял: «молил я Господа». Хотя здесь не используется слово «молитва», апостол Павел обращался к Господу, Который в данном случае находится на небесах. Иисус слышит и принимает просьбы людей. Независимо от значений слова παρακαλεω – призывать, убеждать, увещевать, уговаривать, звать, настойчиво просить, умолять, упрашивать, это было обращение к Иисусу на небе – другой духовной личности, кроме Бога Отца, что противоречит богословию и религиозной практике Свидетелей Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Родился лев в зоопарке, и его ещё маленьким отдали в цирк. Отличался он живым нравом, был подвижным и непоседливым львёнком. За шалости и непослушания ему частенько доставалось бичом от укротителя. Он был, что называется, «трудным ребёнком». Но бич и настойчивость укротителя сделали своё дело, и молодой лев наравне со всеми стал настоящим артистом. Вечерами он вместе с другими зверями выходил на манеж. Под звуки оркестра и хлопки бича лев демонстрировал своё умение прыгать, бегать и рычать по командам укротителя. Он прыгал с тумбы на тумбу, и смело переходил с одной высокой подставки на другую по тонким стальным прутикам, которые прогибались под его весом. И зрители аплодировали, восторженно крича: «Браво! Браво!» А когда выключали свет, и укротитель поджигал большое кольцо, зал замирал. Барабан отбивал мелкую быструю дробь, вызывая волнение. Лев, готовясь к прыжку, переминался с ноги на ногу на тумбе. Укротитель предлагал ему совершить прыжок сквозь горящее кольцо. Лев всё не решался, но готовился к прыжку. Укротитель слегка ударял острым прутиком по тумбе, указывая льву место. — Алле! Оп! — И лев прыгал в горящее кольцо, преодолев страх. Свет зажигали, вступал оркестр. Публика рукоплескала: «Браво! Браво!» Укротитель кланялся направо и налево, широко улыбаясь. Но лев думал, что это его приветствует публика, а не укротителя, что это именно ему люди выражают свой восторг. Спектакли, репетиции, утомительные переезды. Звуки оркестра, хлопки бича, запах конюшни и всегда свежий кусок мяса перед сном. Так протекала жизнь льва в цирке. Была у него львица, от которой родились львята. Но он их редко видел, хотя слышал их урчание где-то в других клетках и чувствовал их присутствие по запаху. Кормили зверей всегда очень хорошо. И льву всегда доставались лакомые куски мяса, сдобренные витаминами. Лев был полон сил и жизненной энергии. Он был настоящим царём зверей. Но однажды случилось так, что заболевшего дрессировщика во время дневного выступления заменил другой, малоопытный человек. Выступление не ладилось, звери были раздражены и сильно нервничали. Молодой дрессировщик часто пускал в ход бич и острый прут, без вины наказывая животных. Лев был раздражён его навязчивыми требованиями. Не стерпев побоев, он в ярости накинулся на него. На арене началась свалка. Все звери как будто взбесились. Пожарники холодной водой пытались остудить разгоряченных зверей и спасти дрессировщика. Тот не погиб, а лишь получил некоторые ранения.

http://azbyka.ru/zdorovie/batyushka-ya-n...

1970. Ср. у Филона (rer. diu. heres 38. 183). 1971. Ср. у Филона, rer. diu. heres 38. 184–185: «Род чувств подлежит смешению, и природа предусмотрела для него особые чаши. Чаши зрения — глаза». 1972. См.: Исх 24. 3. 1973. См.: Евр 4. 12. 1974. См.: Притч. 9. 6. 1975. См.: Мф. 26. 28. 1976. См.: Ин. 19. 34. 1977. См.: Числ. 12. 8. 1978. См.: Исх. 4. 12. 1979. См.: Лев. 10. 19–20. 1980. См.: Числ. 12. 1–10. Аарон и Мариам упрекали Моисея за то, что он взял себе жену–эфиоплянку (Сепфору, ср.: Исх. 2. 21). 1981. См.: Втор. 18. 15. 1982. См.: Лев. 10. 16. 1983. Ср. у Филона, fug. et inu. 28. 157: «Не грешить свойственно Богу, каяться — мудрецу. Это весьма трудно и крайне редко встречается». 1984. То есть слова «покаяние». 1985. Ср. у Филона (fug. et inu. 28. 158–159: «Меньшее терпит поражение от большего, медленное — от быстрого, будущее — от настоящего». 1986. Ср. у Филона (fug. et inu. 28. 159). 1987. См.: Лк 10. 17–18. 1988. См.: Лев. 10. 19. Ср.: paenit. 2. II. 104, а также у Филона (fug. el inu. 28. 159). 1989. См.: Лев. 10. 1. 1990. Ср.: Мф. 6. 4. 1991. Ср. у Филона, fug. et inu. 28. 160. 1992. См.: Лев. 10. 1–2. 1993. См.: Мф. 9. 20. 1994. См.: Мф. 27. 5. 1995. См.: Ис. 30. 15. 1996. Имеется в виду сакральная трапеза. 1997. См.: 1Петр. 5. 4. 1998. См.: Лев. 10. 16. 1999. См.: Лев. 16. 7. 2000. См.: Лев. 16. 7–10. 2001. См.: Евр. 3. 8–11 (Пс. 94. 9–11). 2002. Относительно Иринея предполагают, что он мог быть священником Медиоланской Церкви. Паланк (см.: Palanque J. — R. Deux correspondants de saint Ambrose, Orontien et Irénée//Revue des Études latines, 1933. 11. P 158) считал, что это был грек или египтянин, живший на Востоке. Ему адресовано 13 писем. 2003. См.: Быт. 46. 34. 2004. То есть египтяне были земледельцами. Причиной враждебности их к пастухам могло быть и то, что те приносили в жертву овец, священных животных бога Хнума. 2005. Ср. у Филона, fug. et inu. 3. 18: «Ибо совершенная и непорочная жертва — это добродетели и добродетельные деяния, которыми гнушается любострастное египетское тело».

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Что касается всеобщей заповеди о посещении Иерусалима для того, чтобы фактически засвидетельствовать свое участие в общественном храмовом служении, то она, говорит Люциус, в иудействе позднейшего времени была соблюдаема довольно слабо, как это иначе и не могло быть, так как закон «был рассчитан для страны пространством в несколько квадратных миль» 1185 , а не для великого народа. Поэтому случалось, что «многие редко приходили в Иерусалим, некоторые же совершенно не приходили, и от этого однако не становились апостатами» 1186 . Иначе однако, продолжает Люциус, было с теми жертвами, которых требовал закон именно от отдельных лиц, и притом требовал с гораздо большею настойчивостью, чем личного участия в общественном храмовом богослужении. Каким же образом строго держащийся закона иудей мог обойтись без исполнения этих заповедей? Для выяснения этого важного пункта Люциус представляет выдержки из закона (книги Левит), в которых, по его мнению, настойчивее всего (am eindringlichsten) требуется принесение жертв повинности. Эти случаи следующие: Лев. 4:2 . «Если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать». Частнее: Эта «mania purifica», эта постоянная боязнь ессеев лишиться левитской чистоты, которая побуждала их при всяком соприкосновении с внешним миром (даже с сочленами ордена Низшей ступени, в законной чистоте которых они не могли быть вполне уверены) подвергаться омовениям и кроме того предписывать ежедневные омовения для очищения случайного, бессознательного осквернения, имеет свое основание в законе Лев. 5:1 . Столь странные обычаи, соблюдаемые ессеями при отправлении естественных нужд, находят для себя объяснение в книге Лев. 5:3 , а также во Втор. 23:13–14 , где предписуется закрывать свою срамоту. Запрещение у ессеев клятвы есть простое следствие Лев. 5:4 . Чтобы не клясться безрассудно и не учинять клятвопреступления, запрещается всякая клятва вообще 1187 · Воздержание ессеев от занятия торговлей и от всего, что может возбуждать алчность, их обет «сохранять душу чистою от несправедливой корысти» 1188 объясняется из Лев. 6:2–5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010