Стих 6. перед домом, по установившемуся у Иудеев обычаю частых омовений, лежало шесть каменных сосудов, вмещавших по 2—3 меры (4—8 наших ведер). Мера-μετρ?της­"αμφορ?, Иудейское бат, имела вместимость 432 яиц, следовательно, около двух вёдер. Превращение такого огромного количества воды в вино устраняет подозрение тех, которые думают, что вино заранее было приготовлено; а качество его указывает на действительность вина, а не на призрак, который обманчивым впечатлением мог подействовать на чувство. Вкушение вина архитриклином (начальником пира), опытным в деле распознавания вин, устраняет и подозрение в обмане вкушавшаго; а незнание им, откуда появилось вино, не допускает подозрения в преувеличении чуда.     Стих 8. Архитриклин — распорядитель пира (от τρικλ?νιον, формы стола, за которым возлежали пирующие, имевшого вид покоя: П), избирался из лиц, знавших все порядки и обычаи пиров.    Цель чуда в Кане Галилейской, очевидно, была та, чтобы утвердить учеников в вере. Иисус Христос Сам говорил: аще знамений и чудес не видете, не имате веровати (Ин. 4:48). Особенно это нужно было для новых последователей, когда они в проповеди Его ещё многого не понимали, и в некоторых случаях даже соблазнялись Его учением и оставляли Его и уже никогда (по-Славянски ктому) не ходили с Ним (Ин. 6:66), смутившись, видимо именно потому, что слово Христа о Себе как о Хлебе Жизни показалось им противоестественным.    Чудо в Кане Галилейской показывает:     а) Что Господь не гнушается и наших земных веселий, но соприсутствует на них и благословляет, когда они законны;     б) Что и в наших житейских нуждах Он помогает, подавая всем вся обильно в наслаждение;     в) Что Отец Небесный часто подаёт нам земныя блага и прежде или даже и без прошения нашего, ведая, в чём мы имеем нужду (Мф. 6:8);     г) Что усердною Ходатайницею за нуждающихся перед Богом является Матерь Сына Божия, и часто при Ея посредстве мы получаем блага в таком изобилии, какого и не заслуживали и не искали: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Итак, будем праздновать не пышно, но божественно, не по-мирскому, но премирно, не наш [собственный] праздник, но праздник Того, Кто стал нашим, лучше же сказать, праздник нашего Владыки, не праздник немоществования, но праздник уврачевания, не праздник создания, но праздник воссоздания. Как же это исполнить? Не будем увенчивать преддверия домов, составлять хоры, украшать улицы, пресыщать зрение, оглашать слух свирелями, нежить обоняние, осквернять вкус, тешить осязание – эти краткие пути к пороку, эти врата греха. Не будем уподобляться женам ни мягкими и волнующимися одеждами, которых все изящество в безполезности, ни игрой камней, ни блеском золота, ни ухищрением подкрашиваний, приводящих в подозрение естественную красоту и изобретенных в поругание образа Божия. Не будем предаваться пированиям и пьянству, с которыми, как знаю, сопряжены сладострастие и распутство ( Рим. 13:13 ), ибо у плохих учителей и уроки плохи или, лучше сказать, от негодных семян и нивы не годны. Не будем устилать древесными ветвями высокие ложа, устраивая роскошные трапезы для угождения чреву; не будем высоко ценить благоухания вин, поварских приправ и многоценность помазаний. Пусть ни земля, ни море не приносят нам в дар дорогой грязи – так научился я величать предметы роскоши! Не будем стараться превзойти друг друга невоздержностью (а все то, что излишне и сверх нужды, по моему мнению, есть невоздержность), особенно когда другие, созданные из одного с нами брения и состава, алчут и терпят нужду. Напротив того, предоставим все это язычникам, языческой пышности и языческим торжествам. Они и богами именуют услаждающихся туком, а сообразно с этим служат божеству чревоугодием, как лукавые изобретатели, жрецы и почитатели лукавых демонов. Но если чем и следует нам насладиться – тем, которые поклоняемся Слову, то насладимся словом, и Божиим законом, и сказаниями как об ином, так и о причинах настоящего торжества, чтобы наслаждение у нас было собственно свое и не чуждое Создавшему нас. Или, если угодно, я, который ныне у вас распорядителем пира, вам, добрым соучастникам пира, предложу об этом слово, насколько могу, обильно и щедро, чтобы вы знали, как может пришелец угощать исконных жителей, поселянин – городских обитателей, не знакомый с роскошью – роскошных, бедняк и бездомный – знаменитых по обилию. Начну же вот с чего: желающие насладиться предложенным да очистят и ум, и слух, и сердце, потому что у меня слово о Боге и Божие, да очистят, чтобы выйти отсюда, насладившись действительно не чем-нибудь тщетным. Само же слово будет и весьма полно, и вместе весьма кратко, так что ни скудностью не огорчит, ни излишеством не наскучит.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Как же рассудите и что признаете лучшим? Прикажете ли теперь дать вам отчет или найдете это неприличным времени, ибо собрались мы праздновать, а не судиться; или велите отложить дело до другого времени и собрания, ибо потребно слово продолжительнее того, какое дозволяет настоящий день.    Что же изреку вам достойное этого торжества, чтобы и мне самому не отпустить вас голодными, тогда как я распорядитель пира? Очистим себя, братия, ради мучеников, вернее же сказать, ради Того, для Которого и они очистили себя кровью и истиной; освободим себя «от всякой скверны плоти и духа» (2Кор.7:1), омоемся, «очистимся» (Ис.1:16) и сами представим «тела наши» и души в «жертву живую, святую, благоугодную Богу», это наше «словесное служение» и молитву (Рим.12:1). Ибо для чистого ничто так не драгоценно, как чистота и очищение. Будем подвизаться ради подвижников, побеждать ради победивших, свидетельствовать истину ради свидетелей. Принесем это в дар их подвигам, дабы и нам самим сделаться увенчанными и наследниками той же славы, как нами им воздаваемой, так и соблюдаемой на небесах, о которой напоминает и которую в малых чертах изображает видимое здесь. Будем подвизаться против начал и властей, против невидимых гонителей и мучителей, против миродержителей тьмы века этого, против духов злобы поднебесных и близнебесных, против внутренней борьбы в нас самих, в наших страстях, против тварей ежедневно извне искушающих. Вооружимся терпением против раздражительности, как зверя, против языка, как острого меча, и погасим сластолюбие, как огонь. Приставим к слуху двери, которые бы благовременно отворялись и затворялись, и уцеломудрим око, не дадим осязанию приводить нас в бешенство, вкусу — терзать, «да не войдет смерть в окна наши» (Иер.9:27) (как, по моему рассуждению, названы чувства), и осмеем неумеренность смеха, не преклоним колен перед Ваалом по причине скудости, не поклонимся золотому образу из страха, будем страшиться, чтобы не убояться чего-либо более, нежели Бога, и чтобы не поругать образа Его грехом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

Глава 2. О браке в Кане Галилейской и о чуде претворения воды в вино. На браке недостало вина. Матерь Божия, весьма хорошо знавшая Божественное всемогущество Своего Сына, сказала Ему об этом, надеясь, что Он из ничего сделает им вино. Час явить Себя миру, показать Себя в чудесах в это время еще не приспел для Него, и Он кротко сказал Своей Матери: что нам с Тобою до того, Жено? Еще не пришел час Мой. Между тем Пресвятая Матерь, также хорошо зная, что Он исполнит Ее желание, сказала слугам: сделайте, что Он прикажет (желание обыкновенного человека видеть чудо). А в доме было шесть каменных водоносов, вмещающих по две или по три меры. Господь повелевает их наполнить водою; их наполнили до краев. Господь сказал: теперь почерпните и принесите в сосуде архитриклину (τρκλινος – треходрие, то есть место о трех одрах, употреблявшееся в древности для возлежания на пирах; ρχιτρκλινος – распорядитель пира). Принесли. Вино так было хорошо, что архитриклин не знал, откуда достали такого вина, между тем как прежнее все вышло; между тем слуги, черпавшие воду, знали, откуда оно. Архитриклин обратился к жениху с выговором: как это он обманул так жестоко всех гостей, обнесши их сначала тем вином, которое похуже, а хорошее вино оставив к концу. Поскупился, уэкономить хотел: ты хорошее вино сберег доселе? Так хорошо, добротно было вино, сделанное из воды, тогда как тоже, вероятно, было очень хорошо в своем роде и вино женихово, потому что брак был не из бедных, как видно. Так для Бога все возможно: Ему не нужен непременно сок винограда, чтобы сделать вино; по Его слову и вода может превратиться в виноградное вино, притом самое лучшее. И точно: естественный материал вина виноградного есть виноградные ягоды, а средства делать вино есть изгнетение сока из них и брожение его. Но для Бога нет надобности ограничивать Себя этими материалами и этими средствами, чтобы сделать такое же или лучшее вино. У Него на это есть воля и всемогущество. Как камни по Его слову могут претворяться в хлебы, так и вода в вино. Что после этого удивительного, если в таинстве Евхаристии вино превращается в истинную Кровь Господа? В этом чуде виден искусный, премудрый Механик мира и всех частей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Все дам Тебе! — Их я — властитель! Склони колена предо мной!» Но ждал напрасно искуситель Прельщенья властию земной. «Отыди, слышит, дух нечистый! Над всем царит Единый Бог, Его лишь Лик почтим пречистый, Лишь у Его склонимся ног»… И возведен на кровлю храма Христос бессильным сатаной. Внизу сияла панорама Садов, разубранных весной. «Ты ринься вниз!» — зовет лукавый — «В Писаньи слово есть и то, Что Ты храним Небесной славой, И не преткнешься ни о что!» «Не искушай Владыку Бога!» — Услышал злобный дух запрет — «Другая ждет Меня дорога, — Ее начало — Назарет». «Ни хлебом, властью и не чудом Преобразить нельзя сердца…» И сатана исчезнул тенью, Стал внятен ангелов полет, А мир к весеннему цветенью Звал в храма мраморный пролет. Кана Был в Кане брак. Веселый смех За полной чашей раздавался, Но опустел последний мех, И в середине пир прервался… Жених смущен. Друзья молчат. Кривит насмешка чьи то губы. Намеки зло уже звучат, Обидны, мелочны и грубы. И драхмы нет купить вина! — Пир брачный должен стать позором! Внятнее злая тишина Под насмехающимся взором… Пришла на пир и Мать Христа, Был зван и Он с учениками. Он начинал Свой путь креста, Любви целящей родниками… И горем Мать болит друзей. «Смотри, вина им недостало!» И «Что нам в том» — слова стезей, Где саддукеев скрыто жало. Уже Сын знает близость мук, И поцелуй, что даст Иуда, И язвы пригвожденных рук, Но благость сердца хочет чуда. И слуг зовет украдкой Мать. «Все сделайте по слову Сына!» — Одной дано Ей понимать Его — душой, белее крина. И слуги чистою водой Налили вазы очищенья, Скорбя домашнею бедой, Печаль не в силах скрыть смущенья. «И, почерпнув теперь из них, Несите чаши!» — слышат слово — «Распорядитель и жених Да знают мир и радость снова!» И понесли… И жениха Друг с укоризной наставляет: — «Вина хорошего меха Никто к концу не оставляет! — Вначале пира пьют его, Ценя живительную влагу, И радость сердца твоего Друзьям внятна, как тайна магу!»… Лишь слуги знали, что водой Они наполнили сосуды… Века неслися чередой,

http://azbyka.ru/fiction/svet-nevecherni...

Конечно же, нет! Дело в полноте жизни, преизбытке жизни, образом чего в Священном Писании является вино. Здесь надо вспомнить параллель, которую мы находим между вином и его действием и действием Духа в первое событие Пятидесятницы. Ученики выходят к народу полные вдохновения, внутреннего подъема, в таком вдохновении и радости, что толпа недоумевает. И в качестве объяснения высказывается мнение: они напились сладкого вина (Деян 2:13). Вернемся к событиям в Кане. Дальше происходит странный разговор: Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой, — говорит Христос. В каком-то смысле Мать ничего не отвечает, как будто уходит от вопроса. Она ничего не говорит Христу. Она обращается к ученикам, к слугам и говорит им: что скажет Он вам, то сделайте. И как бы опровергая только что сказанное Им, Христос повелевает наполнить сосуды водой, благословляет их и посылает распорядителю пира эти сосуды, полные вина Царствия. Что произошло в этот момент? Разумеется, можно сказать — и такое толкование сделать очень легко, — что текст был искажен, что в нем, возможно, не хватает одной фразы; весь текст ненадежен, если его переписать так, как написали бы мы, он станет совершенно ясным. Но отцы Церкви, люди духоносные подходили к вопросу иначе, и вместо того чтобы ставить под вопрос текст, они ставили под вопрос слишком упрощенное его понимание. И вот как можно его прочесть, основываясь на ряде древних писателей. Первый вопрос означает: что, Жено, общего между Тобой и Мной? Почему Ты обращаешься ко Мне с просьбой об этом чуде? Потому ли, что Ты Моя Мать по плоти, самый близкий ко Мне человек на этом празднике? Это ли дает Тебе доступ и права, которых другие за собой не чувствуют? Если так, если Наша близость только по плоти, Мой час не пришел, Мы остаемся в плане естественных отношений, Мы не на уровне благодати, не на уровне веры, не на уровне Царствия уже пришедшего в силе, эсхатологическом уровне, который означает, что будущее уже присутствует и что настоящее уже раскрывается в меру вечности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

7 Чеми патара сакварело — моя возлюбленная малютка. 8 Айда — вперед на языке горцев. 9 Дели-акыз — сумасшедшая девчонка по-татарски. 10 Шальвары — шаровары. 11 Вай-вай! — чисто грузинский возглас горя, испуга. 12 Нукер — слуга. 13 Мюриды — фанатики-горцы, окружавшие Шамиля. 14 Ага — господин по-горски. 15 Беки — князья. 16 Иок — нет — по-горски. 17 Осетины — презираемое между горцами племя. 18 Духан — кабачок, харчевня. 19 Лобии — любимое грузинское кушанье. 20 Бухар — камин. 21 Квели — местный сыр. 22 Душманы — горные разбойники. 23 Наиб — старшина селения. 24 Сакля — домик горцев. 25 Калым — выкуп; по обычаю горцев, жених дает деньги за невесту. 26 Якши — хорошо 27 Зурна — музыкальный инструмент вроде волынки. 28 Чиунгури — род гитары. 29 Юноша-сазандар — странствующий певец. 30 Туман — золотая монета в 10 рублей. 31 Унаитка — крепостная служанка, рабыня. 32 Тулунгуши — распорядитель пира. 33 Чади — густая каша кусками вместо хлеба. 34 Мамао — батюшка, священник. 35 Абаз — 20 копеек. 36 Сазандар — волынка. 37 Мокко — кофе. 38 Харрабаджа — воинственный, восторженный крик у горцев. 39 Guten Abend, mein Kind! — Добрый вечер, дитя мое! (нем.) 40 Komm, mein Kind, her — Пойди сюда, дитя мое (нем.). 41 Schlafen, Kinder, schlafen! — Спать, дети, спать! (нем.) 42 Wer schreit so? Bist du, Запольская? Schande! — Кто это так кричит? Это ты, Запольская? Это стыд! (нем.) 43 Парфетки — от parfait (фр.) — совершенные, безукоризненные. (Примеч. сост.) 44 Ну, Gott grusst dich — Здравствуй (южн. — нем.). 45 Schande! — Стыдно! (нем.) 46 «Синявками» воспитанницы института называли классных дам, потому что они носили синее форменное платье. (Примеч. сост.) 47 Eh bien, nous verrons — ну, что ж, посмотрим (фр.). 48 Cher enfant — дорогое дитя (фр.). 49 Soyer prudente — будьте благоразумной (фр.). Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

Многие толкователи соблазнялись выражением «упиться» и старались оное смягчить, дабы не показалось, что здесь происходила непристойная попойка (у Киприана temulenta convivia), подобная тем, которые столь часто бесславят брачное торжество. Еще большие трудности находили в том, что Господь не только почтил Своим присутствием собрание, где много злоупотребляли дарами Божиими, но, что еще страннее, Своею чудотворною силою способствовал к вящему излишеству. Но вовсе нет нужды тревожиться словом и придавать ему столь великое значение. Мы совершенно можем быть уверены, что здесь подобное излишество не имело места; ибо в противном случае Господь не соизволил бы почтить это брачное пиршество Своим присутствием, а еще менее поощрял бы излишества и невоздержности таким особенным, специальным чудотворением. Распорядитель пира говорит только об общем практическом наблюдении и объясняет оное весьма просто причиною, приложимою и к настоящему случаю, а именно, что люди, притупившие вкус, менее способны различать хорошее и дурное. Итак, все это нимало не показывает безнравственного поведения настоящих гостей, а касается вообще испорченных светских обычаев, и конечно, не найдется человека, который теперь счел бы предосудительным присутствие Того, Кто был образом совершенной святости. Такого же свойства и недостойное возражение тех, кому чудо представляется невероятным и которые полагают, что если Господь и не способствовал разгулу уже начавшемуся, то сотворением столь обильного количества вина (количество было огромное) Он подвергал опасности человеческую слабость. С тою же справедливостью всякий благий Божий дар, который может быть употреблен во зло, всякий обильный урожай полевых плодов, богатый сбор винограда. может искушать человеческую слабость, а чрез то в некотором роде (ср. Лк.12:16 ) испытывать умеренность людей среди изобилия. Ибо человек может достигать совершенства не изъятием от искушений, но скорее победою среди искушений, и та только умеренность высоко ценится и заслуживает это имя, которая имеет своим источником не скудость средств, а строгое самообладание или самоограничение.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Выпечку – каду в форме сердца вносят в часовню, избирается тамада и начинается «пиршество радости». За накрытые столы допускаются и женщины, и дети, но в «меню» на Гиоргоба не должно быть блюд из курятины, яиц и свинины. Первый тост – во славу Всевышнего. Второй – за храмы и часовни, отдельно – за ту молельню и те молельни, в которой гостят и в которые участники пира ходят на воскресные и праздничные литургии. Произносятся поимённо тосты за тех прихожан, которые принесли в жертву овна или бычка. Также обязательны отдельные тосты за старейшину и распорядителя. Через несколько дней после рождения предназначенному в будущем или последующих годах в жертву ягнёнку отрезают правое ухо и определяют – в каком храме он должен быть заклан. Иконе святого Георгия приносят в жертву обычно трёхлетнего холощёного овна. Данный обет не исполнить нельзя – наказание обязательно последует. Бытует вера в то, что негативные последствия несдержанного слова могут отразиться и на детях, и на последующих поколениях. В стародавние времена обряды жертвоприношения практически во всём сходились как в горах, так и в низинах Грузии. В настоящее время «кодекс» и канон жертвоприношения неизменно соблюдается лишь в высокогорье: Хевсуретии, Пшав-Сванетии и других. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 марта, 2015 27 января, 2015 20 января, 2015 2 сентября, 2014 14 мая, 2014 12 мая, 2014 25 марта, 2014 23 января, 2014 9 января, 2014 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/zhertvoprinoshenie-v-g...

Главное, что требуется от человека, желающего быть на этом пиршестве, есть то, чтобы он имел приличную одежду, т. е., не имел бы никакого греха, – значит, требуется не наружное, а внутреннее достоинство. – Человек, не имеющий такой одежды изгнан будет вон; «друже! почто вшел ecu семо, не имый одеяния 6рачна?» – спросить его Господь – Дому владыка и Распорядитель пиршества. – Владыка и Господь требует от нас одежды чистой, святой одежды невинности, полученной нами в крещении; но, ах! кто из нас похвалится сею одеждою? – Враги своими соблазнами и искушениями давно нас лишили сей одежды, и мы давно остаемся наги, – но не стыдимся, потому именно, к крайнему несчастию, что не сознаем наготы своей по причине нашей бесчувственности. Впрочем, одежду первую Отец небесный мог бы еще возвратить нам, – Он крайне милосерд к блудному сыну; но, что, если мы не истинно покаялись, не омыли слезами нашей одежды; если грехи так глубоко врезались в нашу совесть, столько осквернили нашу душу, что мы уже не можем вступить на путь покаяния? – Но нам даровано Отцом небесным для этого слишком много средств: и пост, и молитва , и слезы, – особенно смирение и прощение долгов должникам нашим. – Но если бы чего-нибудь не доставало нам из тех или других средств, – все же их может исполнить бесконечное милосердие Сына Божия, который своею драгоценною кровью омывает и очищает грешника от всякого греха. – Смирения, глубокого смирения и прощения обидевшим нас, – вот особенно чего требует от нас Господь! – Посмотрите, как Господь пред тайною вечерею поучает Апостолов смирению. Он пред этим в своих трогательных беседах, объясняет бесконечную любовь Отца небесного к падшему человеку, – нельзя без слез читать эти беседы. – Он берет умывальницу и полотенце, и омывает ноги свои ученикам и отирает их. Какая глубина смирения! – и при этом говорить им: «и вы тоже делайте, – то есть, смиряйтесь, поставляйте себя ниже всех; если хотите быть Моими истинными учениками». – Он умывает ноги и своему предателю, – те ноги, которые вскоре потекли к иудеям и продали Его за 30 сребреников; Он подает хлеб в уста тому человеку, который договаривался с иудеями о Его смерти. И так поучал других: «любите враги ваша». – Братья, христиане, поучимся у Христа сей великой добродетели, – и будем иметь право восседать за пиром Божиим. Господь милосерд и многомилостив не отрынет нас и не удалит от своего пира и земного и небесного, – и мы вкусим от того пречистого Агнца, который заклан от сложения мира. И блудницы, и разбойники и мытари, и всякие грешники давно варяют нас в царствии Божии, и вкушают нетленную пасху, – смирим себя пред Господом Богом, и будем только чаще повторять слова кающегося разбойника: «помяни мя Господи егда приидеши во царствии Твоем». Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010