" Интерактивная проповедь " священника Кирилла Киселева 20 мая 2014 г. 17:30 Детская Литургия в петербургском Феодоровском соборе В Неделю о Самаряныне в петербургском храме Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых состоялась «детская» Божественная Литургия. В нижней церкви собора в этот день собралось около семи десятков мальчиков и девочек — юных православных христиан северной российской столицы. Торжественное богослужение, за которым маленькие верующие не только усердно молятся, но и принимают самое активное участие в пении на клиросе, в чтении молитв и Священного Писания, в алтарных послушаниях, в выносе свечей и в крестном ходе — одна из добрых традиций этого храма. Обычно подобная служба совершается здесь шесть раз в году: в праздник Собора Пресвятой Богородицы, перед Великим постом, в день Входа Господня в Иерусалим, в Пасхальный период, в середине осени и в начале Рождественского поста (в этом году две последние «детские» Литургии запланированы на 5 октября и 30 ноября). «Этой идее примерно два-три года, - рассказал «Церковному Вестнику» клирик Феодоровского собора пресс-секретарь Санкт-Петербургской епархии священник Алексий Волчков. - Возникнув как внутриприходское начинание, теперь она привлекает под сень нашего храма и гостей из других районов города. Маленькие прихожане Феодоровского собора, конечно, к этому богослужению усиленно готовятся. Но ничего необычного или тем более некомфортного для не знакомых с нашей традицией верующих в богослужебном строе нет. Молиться и участвовать в «детской» Литургии наравне со своими сверстниками нравится и новичкам». На сей раз к «завсегдатаям» подобных служб присоединились 25 воспитанников детского дома, курируемого волонтерами Православной детской миссии . Сначала такие богослужения проходили в часовне Новомучеников и Исповедников Российских. После же воссоздания Феодоровского собора они переместились в нижнюю церковь св.св. Марии Магдалины и Александра Невского. «Она идеально подходит для миссионерской службы, - считает о. Алексий. - Архимандрит Зинон (Теодор) спроектировал ее в стиле, напоминающем раннехристианские крипты и новгородские церкви XI-XII в.в. - с низкой алтарной преградой вместо высокого иконостаса. Детям особенно важно видеть происходящее в алтаре, быть участниками события».

http://e-vestnik.ru/news/detskaya_liturg...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОНМЕМ» [греч. Πρσχωμεν; церковнослав.   - будем внимательны], литургический возглас, произносимый диаконом (при его отсутствии священником) в нек-рые важнейшие моменты богослужения. Хотя в Свящ. Писании этот призыв не встречается, в ВЗ и НЗ присутствуют близкие к нему формы, образованные от того же греч. глагола προσχειν. В ВЗ они относятся к пророческой лексике и поучениям мудрых, означая наставления: «быть внимательными к повелениям Закона», «слушать Слово Господне», «смотреть за собой» (Исх 19. 12; Втор 4. 23; 32. 46; Иов 13. 6; Пс 77. 1; Притч 4. 1; Сир 17. 12; Ис 1. 10; 28. 23; 49. 1; 55. 3; Ос 5. 1; Мих 1. 2; Зах 7. 11; 1 Макк 2. 68). В НЗ употребляются чаще как призывы «быть осторожными», «беречься» и т. п. (Мф 6. 1; 7. 15; 10. 17; 16. 6, 11; Лк 12. 1; 17. 3; 20. 46; 21. 34; Деян 20. 28), а также «быть внимательными к услышанному» (Деян 16. 14; Евр 2. 1). Свт. Иоанн Златоуст, называя призыв «В.» общим голосом Церкви, соотносит его с 1 Тим 4. 13 ( Ioan. Chrysost. In Act. 19. 5//PG. 60. Col. 156). В раннехрист. текстах формы глагола προσχειν употребляются как призыв внимать словам Божиим (1 Клим 2. 1), епископу ( Ign. Ep. ad. Polyc. 6. 1), Богу и Его пророкам ( Greg. Thaum. In Orig. or. panegyr. 15), себе ( Method. Olymp. Conv. decem virg. 5. 2). По крайней мере с IV в. возглас «В.» употреблялся на Востоке в составе литургии как призыв соблюдать благоговейную тишину во время чтения Свящ. Писания, во время анафоры , во время Причащения. Эта практика укоренилась в Церкви. Так, согласно совр. правосл. чину Божественной литургии, «В.» (отдельно или в составе развернутых возгласов) возглашается перед пением прокимна, чтениями Апостола и Евангелия, Символом веры, началом анафоры, возгласом    . Перед чтением Свящ. Писания «В.» обычно произносится в сочетании с возгласом  . Перед прокимном возглашаются «В.» и  , разделенные преподанием мира; перед Апостолом - в др. порядке:   и «В.», между ними возглашается заглавие читаемой книги; перед Евангелием так же, но возглас   принимает развернутую форму:          , и сразу происходит преподание мира, а возглас «В.» следует перед самим чтением.

http://pravenc.ru/text/155234.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ДАВЫДОВ Степан Иванович (1777 - 1825), рус. композитор, педагог, в духовной музыке - последователь Д. С. Бортнянского ДАДИВАНК мон-рь в исторической обл. Арцах Вел. Армении, на востоке совр. Кельбаджарского (Карвачарского) р-на Азербайджана «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДАЛЬТОН Ормонд Мэддок (1866-1945), англ. искусствовед-ориенталист, специалист по раннехрист. и визант. древностям 1-й пол. ХХ в. ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 1892 - 1969), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАМИАН (Диомид Иерофеевич, в схиме Диодор; между 1586 и 1593-1633), прп. (пам. 27 нояб., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец ДАНИИЛ († после 576), игум. Скитский, прп. (пам. пам. суббота сырную - в Соборе всех преподобных, пам. греч. 18 марта) ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДАНИИЛ (XIV в.?), Шужгорский, прп. (пам. 21 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_25.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Историческая литургика ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ГАРДАМОТКУМАЙ в древнейшем Иадгари (списки VII-VIII вв.) особая, наиболее ранняя разновидность воскресных тропарей ГЕОРГИЯ МТАЦМИНДЕЛИ ТИПИКОН богослужебный устав, составленный на груз. языке ок. 1042 г. деканом (впосл. игуменом) афонского Иверского мон-ря прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) († ок. 1065) ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ГРШКОВИЧА АПОСТОЛ (XII в.), отрывки глаголического кодекса Деяний и Посланий апостольских, памятник истории церковнослав. языка и слав. книгописания Балканского п-ова «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение ДЕЙСТВА ЛИТУРГИЧЕСКИЕ особые богослужебные чины, в визант. и древнерус. традиции совершавшиеся в дополнение к обычному кругу служб в нек-рые дни года церковного ДИАТАКСИС в широком смысле слова - некий документ уставного характера; в узком - подробное описание порядка совершения того или иного богослужебного чина (в первую очередь Божественной литургии) «ДИДАХЕ» раннехристианский памятник, содержащий уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря

http://pravenc.ru/rubrics/122744_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика. Основные понятия КОНЕЧНОЕ ТРИСВЯТОЕ фиксированный набор молитвословий, исполняемый по совершении Ефрема Сирина молитвы перед отпустом служб суточного круга при постовом богослужении КРЕСТНОЕ ЦЕЛОВАНИЕ (крестоцелование), христ. обряд (целование креста, к-рый держит священник или к-рый лежит на аналое) КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих ЛЕКЦИОНАРИЙ литургическая книга, содержащая чтения из Свящ. Писания, расположенные в соответствии с порядком их использования в богослужении, который определяется лекционарной системой ЛЕКЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА в христ. богослужении регламентация набора и распределение чтений Свящ. Писания в течение церковного года ЛЕКЦИОНАРНЫЙ АППАРАТ вспомогательные паратекстуальные элементы, маргинальные пометы и др. знаки в рукописях и печатных книгах Свящ. Писания, облегчающие его чтение, использование за богослужением, изучение и понимание ЛИТУРГИКО-КАНОНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ раннехрист. сборники указаний о морально-нравственных основах христ. жизни и церковном устройстве, в т. ч. совершении богослужения и церковных Таинств ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА ПЕТРА содержащееся в небольшом числе греч., слав. и груз. рукописей богослужебное последование, в котором в визант. чин евхаристической литургии включены отдельные молитвы и песнопения, заимствованные из чина рим. мессы, а в качестве анафоры используется канон рим. мессы ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА в правосл. Церкви основное чинопоследование евхаристической литургии с послеиконоборческого времени и до наших дней ЛОБЗАНИЕ МИРА [«святое целование»], в христ. богослужении один из древнейших жестов литургических,обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом МАРКОВЫ ГЛАВЫ богослужебные уставные указания о совпадении неподвижных праздников с днями годового и седмичного подвижного циклов

http://pravenc.ru/rubrics/122646_4.html

Митрополит Варсонофий сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла в поездке на Валаам июля 2015 Святейший Патриарх Кирилл посетил 10 июля Владимирский скит Валаамского ставропигиального монастыря. Его Святейшество сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , наместник монастыря епископ Троицкий Панкратий, руководитель административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий. Предстоятель совершил чин малого освящения храма святого Александра Невского во Владимирском скиту. В храме молились посол Республики Сербии в России Славенко Терзич, председатель Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин, а также попечители, трудами которых был построен храм. После богослужения Святейший Патриарх поздравил молящихся с освящением храма святого Александра Невского, который сыграл решающую роль в спасении Отечества в XIII веке. Он напомнил, что великий князь прославился подвигами здесь, на Северо-Западе Руси, и поэтому правильно, что храм освящен в его честь.  На память об освящении Предстоятель передал храму икону преподобного Амвросия Оптинского. Строительство храма велось в 2007-2015 годах. Он расположен на Ивановом хуторе со стороны внутренней бухты. Росписи в стилистике раннехристианского искусства выполнил художник Илья Терентьев. Иконостас, престол и жертвенник изготовлены из камня с художественной резьбой. Во второй половине дня Святейший Патриарх возглавил заседание попечительского совета по восстановлению Валаамского монастыря. В его работе приняли участие митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, наместник монастыря епископ Троицкий Панкратий, епископ Солнечногорский Сергий, глава Республики Карелии Александр Худилайнен, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Дивинский, президент РЖД Владимир Якунин, другие благотворители. С сообщением о социально-экономическом развитии Валаамского архипелага выступил глава региона. Директор петербургского Водоканала Феликс Кармазинов сообщил о завершении строительства нового водопровода и очистных сооружений. Епископ Панкратий рассказал о программе восстановления обители на 2016 год.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Приветствие митрополита Волоколамского Илариона участникам конференции «Библия и библеистика: преодоление разрыва между Церковью и академическим богословием» 17 сентября 2010 г. 18:00 Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион обратился с приветствием к участникам международной конференции «Библия и библеистика: преодоление разрыва между Церковью и академическим богословием». Дорогие участники и гости конференции! Мне представляется очень своевременным проведение научно-богословского симпозиума на такую важную тему, как преодоление разрыва между академическим богословием и церковной практикой. Этот разрыв появился постепенно, с течением веков. В первые века христианства дело обстояло иначе. Вспомним о том, что раннехристианские богословские школы, такие, например, как Александрийское огласительное училище, своим существованием были обязаны необходимости подготовки людей к принятию Крещения. Великие богословы прошлого, как правило, являлись церковными иерархами или монахами-аскетами, то есть людьми, чье богословие органично сочетало занятие наукой и молитву. Канон Священного Писания, как мы знаем, постепенно складывался из тех книг, которые в большинстве христианских общин использовались во время богослужения. По разным причинам и в разное время богословие стало отрываться от литургической практики и к настоящему моменту в академической среде оформилось в самостоятельную научную дисциплину, занятие которой даже не всегда предполагает наличие у человека христианской веры. Часто для получения полноценного образования, например, в области политики, нужно просто хорошо знать разные религиозные системы. Требуются ученые и преподаватели — специалисты в области религии. Так и христианское богословие постепенно встало в ряд предметов, которые можно изучать внешним образом и исследовать как некое явление, не затрагивающее личность самого исследователя и его убеждения. Церковь всегда была средоточием живого религиозного опыта и знаний, полученных не извне, а изнутри непосредственных духовных переживаний. Этот опыт, в свою очередь, подтверждает и формирует богословские знания, преподаваемые в процессе обучения. «Догматическое сознание, — как пишет современный нам богослов и аскет архимандрит Софроний (Сахаров), — дается нам в Церкви благодатью Святого Духа». Поэтому задачу преодоления разрыва между Церковью и академическим богословием следовало бы видеть в свете возрождения тех непосредственных и органичных отношений веры и молитвы, которые в древности принесли великий плод — канон Священного Писания, теперь принимаемый за основу всеми христианскими конфессиями.

http://patriarchia.ru/db/text/1277264.ht...

Прихожане Благовещенской церкви на Васильевском острове побывали в Кронштадте июня 2015 Их путь пролегал не только по святым местам города, но и по малоизвестным улочкам и дворам, по которым вполне мог ходить святой Иоанн Кронштадтский - ведь он, как известно, посещал самых бедных жителей города. Увидеть " неформальный " Кронштадт паломникам помог прихожанин Благовещенского храма Дмитрий Кувайкин: он родился и вырос в Кронштадте и долгое время водил по этому городу экскурсии. В его рассказе было много личных воспоминаний и необычных исторических сюжетов. Дмитрий рассказал о строительстве и структуре дамбы, привел группу на форт " Константин " , с которого прекрасно видны другие форты и сам город, провел по Петровскому парку и показал памятники, официальные и неофициальные. Показал он своим спутникам и заброшенный кронштадтский док, который сейчас представляет собою живописные развалины, поросшие травой. Но все-таки это было паломничество, а не развлекательная прогулка, и скоро прихожане Благовещенского храма оказались возле Николаевского Морского собора. Здесь их встретила экскурсовод Надежда Монюк, которая рассказала о символике и истории строительства и возрождения собора.  Архитектура и убранство собора действительно необычны. Во время проектирования архитектор Василий Косяков взял за образец собор Святой Софии в Константинополе, и величие этого образца ощущается в кронштадтском храме, хотя он, конечно, гораздо меньше по размеру. Храм построен в виде корабля, купол выполнен в форме компаса, и 32 окна - это своеобразные румбы, по которым можно ориентироваться в пространстве. В убранстве собора использованы раннехристианские символы, которые тоже связаны с темой моря, - например, изображение рыбы и якоря. А когда попадаешь внутрь собора, ступаешь по мозаичному полу, напоминающему толщу воды, и видишь в куполе огромное изображение Спасителя, - возникает ощущение, что ты один на один со стихией и Богом. Огромное пространство собора всегда наполнено посетителями, которые больше напоминают туристов, чем прихожан. Но ежедневно, утром и вечером, здесь совершаются богослужения. 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Разделы портала «Азбука веры» Келарь (греч. κελλριος, κελλρης, κελλαρτης; лат. cellarius, cellerarius) — 1) (в узком смысле слова) административно-хозяйственная должность в монастыре; 2) (в широком смысле слова) хозяйственная должность при той или иной церковной организации (приходе, православном студенческом летнем лагере и т. д.). Краткая история понятия Изначально в светском греко-римском мире обозначение «келарь» относилось к рабам, отвечавших за учет продуктов, ведение счетных книг в богатых римских домах. Со временем это слово перешло в церковный обиход. В монашеской среде келарями назывались лица, отвечавшие за определенные хозяйственные вопросы, связанные c монастырской жизнью. Считается, что первоначально келари, как правило, отвечали за хранение и распределение продуктовых запасов. Вообще же, на протяжении исторического развития монашеской жизни келари могли отвечать как за узкий круг хозяйственных вопросов (например, за выдачу повару продуктов), так и за гораздо более широкий. В раннехристианские времена прототипами келарей были диаконы, на которых были возложены обязанности «пещись о столах» ( Деян.6:2 ). Как известно из Книги Деяний апостолов, в число первых диаконов были избраны и вошли люди «изведанные, исполненные Святого Духа и мудрости» ( Деян.6:2-3 ). В последующие времена подразумевалось (отмечалось в монашеской литературе), что и к выбору претендентов на должность келаря следует подходить с особой ответственностью. В келари, например, рекомендовалось поставлять людей, способных хранить совесть пред Богом, опытных в монашеской жизни, разумных, понятливых. Не в последнюю очередь особое внимание к кандидатам на эту должность уделялось в связи с тем, что исполняя данное послушание, подвижник мог столкнуться с особыми искушениями: своеволием, тайноядением, игнорированием богослужений под предлогом занятости хозяйственными нуждами, незаконным использованием материальных благ и пр.  Не случайно в истории монашеской жизни существовала и такая практика назначения на должность келаря, в соответствии с которой выбор зависел не только от игумена, но и от братии монастыря.

http://azbyka.ru/kelar

С другой стороны, нужно сказать, каким вообще должно быть хорошее богословское образование. Известный богослов отец Георгий Флоровский, который был профессором Свято-Сергиевского богословского института в Париже, считается отцом возрождения святоотеческого богословия. Он сказал, что учиться мы должны у отцов, а не по схоластическим учебникам, которые были составлены в синодальный период. Все знают, что эта литература отмечена влиянием католической или протестантской схоластики, и очень часто проблематика, которая в них затрагивается, нас совершенно не касается. Важно, чтобы все богословие было пропитано пониманием отцов Церкви. Это надо сказать и о догматике, и о литургике. Наша литургическая жизнь богата. Но мы знаем, что и в нашей практике есть много того, что можно еще улучшить. Например, участие мирян в богослужении. Любимый мной профессор протоиерей Николай Афанасьев, пишет в уже ставшем классическом труде «Церковь Духа Святого» о том, что в Церкви есть всеобщее служение: каждый служит на своем месте. Это нам показывает сам строй богослужения. Ведь в раннехристианские времена возглас: «Двери, двери, премудростию вонмем», — соответствовал моменту, когда запирали врата храма и все, кто пребывал внутри, составляли единое евхаристическое собрание. То есть каждая Литургия, каждая Евхаристия — это единство всех присутствующих. Есть попытки подчеркнуть это единство. Думаю это хорошо. У нас в Западной Европе очень часто евхаристический канон читают вслух, а хор в это время поет немного короче. Это может быть неожиданно, но зато все слышат, о чем идет речь. И действительно совершается соборная молитва. Это я даю как пример, но есть много других очень важных вопросов. Например, икона должно быть выражением молитвы. Хорошая икона обучает молитве. Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru за темою У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] Церкви взяв участь у в У представили видання, дипломами церковного конкурсу через книгу» В Об " ПСТГУ та СПбДА захисти двох наукових праць Навчального «Лики святих став переможцем у грантових у 2024 Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы, именуемой «Целительница» [Документи] У вийшло окреме видання служби преподобному Текст служби свята Господнього церковнослов " янською та мовами з поясненнями коментарями [Документи] Священний Синод затвердив низку богослужбових У ФЗ РФ XII «Моделювання системного розвитку школи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204435...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010