По смыслу определения конференции 1808 года общая конференция и в таком составе (т. е. из пятой части проповедников) имела полную силу для законодательства по церковным делам епископального методизма. Но такая конференция не должна была изменять членов веры методизма, «общие правила» его, ни должна была отменять сан епископа и определения, касающиеся его деятельности («план объезда» общин); не должна была она касаться также правил, относившихся к судебно-дисциплинарной практике епископального методизма, к распределению денег, вырученных с книжной торговли, а также существовавших в виде «патентованного фонда». 1082 Итак, полномочия Генеральной конференции были значительно ограничены, соответственно ограничению числа её членов. Постановления, ограничивавшие права общей конференции, известны под именем «Restrictive Rules» и составляют вместе с членами веры и общими правилами епископального методизма главные основоположения церковной практики его. Следующая конференция была составлена уже не из всех проповедников, а из делегатов от проповедников, а потому не могла уже создавать важных преобразований по делам епископального методизма. Тем не менее ей удалось ограничить власть епископа в выборе старших проповедников для округа, которые были представителями власти епископов в их отсутствие; нужно полагать, что с 1812 года епископы представляют нечто в роде отчета о состоянии церкви методистов за 4 года (от общей конференции до другой общей конференции), и, вероятно, по побуждениям со стороны общей конференции. Другие вопросы, которые занимали конференцию 1812 года, а также конференции 1816–20 годов, не имеют отношения к изменению существенных пунктов в управлении общинами: они касались или вопроса о невольничестве, или вопросов о содержании проповедников, об испытании их и т. под. Крупным событием этого времени нужно считать выделение черных методистов в особую деноминацию и разделение Канадских Епископальных методистов на две части, из которых одна отошла к Веслианскому методизму.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Кроме того, Феофилакт принимал участие в сочинении книги для государыни – «Мнение о разностях между восточною и западною церковью» (1816); рассматривал книги – «Опыт о красноречии проповедников» (1799); «Опыт славянского словаря» (1808) и др. Под его редакцией сделаны переводы «Эстетических рассуждений» Ансильона и «Сравнительной истории философских систем» Де Жерандо, в трех частях стр. 469]. Из столь внушительного списка переводов Феофилакта Русанова для целей нашего исследования интересен прежде всего тот факт, что он первым перевел на русский язык латинское сочинение Боэция «Об утешении философией». Поэтому данный перевод заслуживает внимательного изучения. При сопоставлении текстов данного оригинала и его русского перевода обращает на себя внимание близкое следование латинскому тексту, с одной стороны, и некоторая художественная переработка оригинала в переводе – с другой. Убедимся в этом на конкретных примерах. Стремление к точному воспроизведению оригинала проявляется, во-первых, в том, что русский переводчик XVIII в. сохраняет структуру и стилистическое построение латинского сочинения, т. е. передает поэтические метры Боэция поэзией, а прозаические отрывки – прозой, сохраняя соответствующее деление всего произведения на 5 книг (подробное рассмотрение и описание текста оригинала применительно к потенциальной возможности перевода см. Так, поэтические метры Феофилакт Русанов передает шестистопным ямбом на протяжении всего перевода, отступая от этого размера лишь иногда и заменяя его четырехстопным ямбом, например: Безвременной зимой власы мои покрылись, Хладнеет в теле кровь, и силы истощились. Страшна бывает смерть для любящих сей свет, А не стенающих под игом зол и лет стр. 2]. Строитель мудр Небес усеянных звездами! Что вечный трон себе поставивши над нами, Кружиться вихрем сей громаде повелел, И возбранил звездам свой преступать предел стр. 20]. Данные строки, взятые из первого и пятого поэтических метров первой книги, соответствуют схеме шестистопного ямба: u u u u u u – с женской клаузулой в первых двух строках и с мужской – в двух последующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

Вроде тех «соблазнительных книг, украшенных эстампами», о которых упоминает Фонвизин. («Чистосердечное признание», книга 2я). В одном из писем Пушкин предостерегает жену: «в деревне не читай скверных книг дединой библиотеки, не марай себе воображения.» (1834, апрель). Ему принадлежат следующие сочинения: 1)Дух Массильона, или избранные мысли из его творений о различных предметах нравственности и благочестия. С франц., М. 1808 и 1822. и 2) Катехизис, или краткое изложение православного христианского закона. М., 1818. ( Геннади . Справочный словарь о русских писателях. Том 1. Берлин, 1876. Стр. 124. Слова Филипьевны, няни Лариных («Евгений Онегин», глава III, строфа 18) — напомнним еще Савельича в «Капит. Дочке». «Евгений Онегин», дополнение к 21-ой строфе II-oй rлabы. , Первое выражение взято из той же дополнительной строфы Онегина, а 2ое — из «Капитанской дочки». Сон. (1816). К Ю. (1815). О лицейских годах Пушкина, кроме соответствующих отделов в книгах г. Анненкова (Материалы…, стр. 14–38; Пушкин в Александровскую эпоху …, стр. 29–56), см. статьи В. Гаевского Пушкин в лицее и лицейские его стихотворения. (Современник, 1863 г., кн. VII и VIII. И книгу Я. Грота: Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. СПб., 1887. Трудно сказать, надо ли жалеть или, напротив, радоваться, что Пушкин не попал к иезуитам. С одной стороны мы знаем, что воспитание в иезуитских заведениях велось в строго религиозном духе, и благодаря тому, Пушкин, может быть, избежал бы тех увлечений, какие начались у него в лицее. Но с другой стороны, так как натура Пушкина была далека от всякого лицемерия, лжи и неискренности, — этих неизбежных спутников иезуитов, — то возможно и другое предположение: иезуитское влияние могло вызвать и совсем отрицательные результаты в религиозном развитии Пушкина. Здесь невольно вспоминается питомец иезуитов — Вольтер. Об этом свидетельствуют люди, близкие к семье Пушкиных и друг поэта И. И. Пущин (Анненков. Пушкин…, стр.27). С грустью расставался Пушкин только с няней и отчасти с сестрой.

http://azbyka.ru/fiction/religioznye-ide...

Амвросий, приложив попечение свое о снабжении казанской академии достойными учителями, отправил несколько студентов для образования к сим должностям в троицкую академию. В сентябре 1817 года посланы были из богословского класса: 1) Иван Сосфенов, 2) Алексей Головцев 3), Иван Неофитов; из философского класса: 4) Алексей Флоренсов, 5) Степан Карсунский. Первый курс московской академии был от 1814–1818 г., второй 1816– 1820 г., третий 1818–1822 г. Между тем студенты: Сосфенов, Головцев, Неофитов, Флоренсов, Карсунский присланы были в академию в октябре 1817 года. До окончания курса они оставлены были в академии на год в качестве вольных слушателей академических уроков и на годовое содержание свое по академической смете получали деньги из неокладной суммы казанской академии, именно на каждого по 243 руб. 45 коп., а все 1217 руб. 25 коп. После экзаменов в августе 1818 года они включены были в число студентов ИИИ-го курса и окончили курс в 1822 году. Сосфенов и Флоренсов магистрами, а Неофитов, Карсунский и Головцев кандидатами. Магистры Сосфенов и Флоренсов определены были в казанскую семинарию профессорами, первый по математике, второй по словесности. Сосфенов после был протоиереем в Карсуне и ректором сызранского духовного училища, умер в 1858 году. Флоренсов после был ректором чебоксарского училища и священником казанского монастыря. Умер в 1832 году. Кандидаты богословия Неофитов, Головцев и Карсунский присланы были на епархию. Неофитов после был смотрителем алатырского училища, Карсунский протоиереем в Карсуне, Головцев священником и законоучителем императорской гимназии. Последний умер в 1830 г. Воспитанники академии, вызываемые в академии и другие учебные заведения, были оправляемы на счет сумм казанской академии. Им обыкновенно из неокладной суммы выдавались деньги: а) прогонные и поверстные, на пару почтовых лошадей, б) на обмундирование, в) на путевые издержки. Для академии не дешево стоило отправить студентов в Москву или чрез московский тракт в Петербург: в декабре 1808 года на отправление пяти студентов в невский педагогический институт израсходовано было 544 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Родился Джон Генри Ньюмен 21 февраля 1801 в Лондоне в семье банкира Джона Ньюмена и его супруги Джемаймы. Он был старшим ребенком в семье, в которой всего было  шестеро детей. Мать, француженка по происхождению, была гугеноткой, исповедовавшей кальвинизм. Впоследствии один из братьев — Фрэнсис Вильям — стал литератором, уклонился из Англиканской Церкви в деизм, младший брат Чарльз Роберт был эксцентричным человеком со странностями, атеистом по убеждениям.  В семье Ньюменов были еще три дочери: Мэри, Хэрриот и Джемайма.  Мать воспитывала в своих детях любовь к Библии и молитве, но твердых религиозных убеждений привить им не смогла. Ньюмен писал в своей автобиографии: «С самого детства я испытываю глубокое наслаждение при чтении Библии, но до 15 лет я не имел сформировавшихся религиозных взглядов». Ньюмен был мечтательным  и романтичным юношей. «Я, бывало, хотел, чтобы арабские сказки стали былью, мое воображение устремлялось к неизведанным явлениям, магическим силам, талисманам. Я думал, что моя жизнь, возможно, только сон, или я — ангел, а весь этот внешний мир — обман, мои друзья-ангелы своими веселыми затеями прячутся от меня и обманывают подобием вещественного мира».   В 1808 он поступил в школу доктора Николаса в Илинге; в школе воспитывалось 250 мальчиков. Ньюмен блестяще учился и в 15 лет считался лучшим учеником школы. Осенью 1816 г. он пережил «великую перемену в мыслях», которая произошла под влиянием его учителя Уолтера Майерса. Ньюмен пришел к осознанию ясной, точно сформулированной библейской веры. Правда то, что проповедовал Майерс, был модифицированный кальвинизм. Впоследствии Ньюмен  расстался с кальвинистскими убеждениями и примкнул к консервативному крылу Англиканской Церкви (т. н. High Church).  В 1817 Ньюмен поступил в Тринити-колледж Оксфордского университета, где удостоился стипендии. По окончании колледжа он получил степень бакалавра.  В апреле 1822 года Ньюмен получил должность преподавателя Ориэл-Колледжа. Особую заботу о молодом преподавателе проявлял д-р Ричард Уотли, позднее ставший англиканским архиепископом Дублина.

http://bogoslov.ru/article/649027

В молодости, считаясь на службе по Министерству иностранных дел, он провёл несколько лет в Германии, пламеневшей тогда злобой на порабощение, которому подверг её Наполеон и жаждавшей восстановления подавленной свободы. Это патриотическое одушевление Германии выразилось в основании (в 1808 г.) известного общества друзей добродетели (Tugenbund), поставившего своей задачей стремление соединёнными усилиями к возвышению научного, художественного и нравственного образования народа и к улучшению его всестороннего благосостояния. Направление союза добродетели нашло себе отклик в либерально-патриотическом настроении в России среди молодого поколения и дало ему формулу. И.Тургенев, заняв, по возвращении из-за границы в 1816 г. должность помощника статс-секретаря Государственного Совета по Департаменту законов, вступил в конце 1819 г. в союз благоденствия. Насколько первоначальные склонности Императора Александра благоприятствовали либеральному движению и, можно сказать, даже вызывали его, столько же последующее душевное настроение его сделалось для него неблагоприятно; тем более что и общество начало увлекаться разными «социалистическими теориями», которых не одобряли даже умереннейшие из членов общества. В начале 1824 г. И.Тургенев разорвал сношения с обществом и в Апреле этого года уехал за границу. Но в 1825 году при следствии о тайном обществе обвинён и потом осуждён был как соучастник в заговоре против правительства: это было причиной того, что он более уже не возвращался в Россию 368 . Это событие наложило печальную тень на всю последующую жизнь и брата его, А.И. Тургенева. Оставив службу, он разорвал почти все свои служебные и дружеские связи и жил большею частью за границей, посвятив свою жизнь судьбе брата 369 . Он сохранил придворное звание камергера и считался в отпуску. Чтобы не остаться вовсе без занятий, он выпросил себе, через князя А.Н. Голицына, поручение разыскивать в иностранных архивах письменные памятники, относящиеся к истории России и собрал множество драгоценных документов 370 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Князья Эристовы обратились к нему с жалобами на Досифея и с ходатайством о возвращении отобранных у них имений. К ним присоединились князья Мачабеловы, которым угрожала такая же опасность и, наконец, присоединился к ним митрополит Варлаам, сам происходивший из фамилии князей Эристовых и терпевший оскорбления от надменного Грузинского временщика – Досифея. Главнокомандующий собрал совет из членов Грузино-Имеретинской синодальной конторы и Верховного правительства и, на основании заявленных в совещании мнений Грузинских советников и митрополита Варлаама, рапортом от 15 Ноября 1816 г. донёс Государю, что «Осетинская Комиссия совершенно может существовать и действовать в распространении христианской веры между идолопоклонниками без взятия в казну ни князей эристовых, ни других имений». И из всех доводов, представленных архиепископом Досифеем на счёт взятия имения сперва у князей Эристовых и потом у князей Мачабеловых, он никакой не нашёл существенной причины или необходимости. Притом же, что заставляет его непременно обратиться к просвещению сперва Канских осетин, так как в виду есть множество идолопоклонников и осетин, живущих по арагвскому ущелью, также народы Хевсурские, Гудомакарские, Тиулетинские и множество других, где не встретил бы он надобности в отобрании имений и чужих собственностей и где нужно бы было одно только благочестие и добрые примеры к обращению; но как, по-видимому, из отстранения им, преосвященным, некоторых членов собрания и возражений его на поданные мнения, а более из беспрестанных представлений его о правах родственников своих, заключать должно, что не столько польза Осетинской Комиссии требует имения князей Эристовых, сколько польза родства его, дабы, по взятии имения у Эристовых, были они благонадёжнее водворены на Кане и, будучи назначаемы им членами Осетинской Комиссии, могли бы с лучшей удобностью составлять свои выгоды вместо распространения христианской веры; тогда как, напротив, должно стараться самих сих дворян удалить из сего места, ибо они уже обнаружены в неблагонадёжности своей и всегда могут быть готовы к причинению вреда тамошнему краю, так как и по делу производящемуся уголовным порядком о возмущениях Канских жителей в 1808 году видно, что некоторые из сих дворян, именно Николай Глаха и Гавриил Пицхелауровы, родные братья преосвященного Досифея, возмущали народ к неповиновению не только помещикам, но и самому правительству, за что освобождены от наказания единственно по всемилостивейшему манифесту в 30 день Августа 1814 г. изданному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

После того как в 1795 г. армия революционной Франции заняла Голландию и голл. колонии стали объектом англо-франц. соперничества, НОИК была ликвидирована и ее долги перешли гос-ву (31 дек. 1800). В янв. 1808 г. на Яву прибыл новый ген.-губернатор Х. В. Данделс - адвокат, ставший наполеоновским маршалом. Он получил чрезвычайные полномочия от Наполеона Бонапарта для защиты Явы от англ. вторжения. В мае 1811 г. Данделс передал дела новому ген.-губернатору Я. В. Янсенсу, а 3 авг. 1811 г. 12-тысячный англ. экспедиционный корпус высадился на Яве. Сопротивление было быстро сломлено, и Янсенс 18 сент. был вынужден капитулировать. Главой новой администрации стал англичанин Т. С. Раффлз. В 1811-1815 гг. он изменил политику в отношении местных владетелей, реорганизовал адм. и судебную системы, провел налогово-земельную реформу. В 1813 г. он, воспользовавшись непрерывными волнениями на территории, оставшейся от султаната Бантен на Зап. Яве, вынудил последнего султана передать свои владения Батавии в обмен на сохранение титула и пенсию. В 1813 г. Раффлз выкроил из Джокьякарты княжество Пакуаламан, т. е. создал такой же адм. противовес Джокьякарте, как княжество Мангкунегаран по отношению к Суракарте. Стремясь усилить централизацию, он разделил Яву на 16 резидентств во главе с европ. (голл. и англ.) чиновниками и урезал права регентов-бупати, реорганизовал судебную систему, создав суды для китайцев и арабов, судебные палаты в крупнейших портах - Батавии, Семаранге и Сурабае - и выездные суды для рассмотрения дел, попадавших в категорию тяжких преступлений. Раффлз попытался ликвидировать систему принудительного труда и поставок, заменив их единым денежным налогом. Директоры Британской Ост-Индской компании были недовольны столь активной деятельностью Раффлза, и в марте 1816 г. отозвали его из И. Европейцы в дер. Талебе-Е. Фотография. Кон. XIX в. Европейцы в дер. Талебе-Е. Фотография. Кон. XIX в. 13 авг. 1814 г. было подписано Лондонское соглашение между Англией и Голландией о возвращении последней ее колонии. Это соглашение стало частью новой системы международных отношений, сложившейся после наполеоновских войн,- Нидерландское королевство, в состав к-рого вошли и Австрийские Нидерланды (Бельгия), превращалось в союзника Великобритании на европейском континенте.

http://pravenc.ru/text/389581.html

1806 Lagrange, «Le Judaisme avant Jésus-Christ». Paris, 1931, p. 353; 362. 1807 «Discours sur l " histoire universelle», Π part., chap. 19. 1808 Gross, op. cit., p. 77. Автор основывается на L. Dennefeld. «Le Judaisme». Paris. 1925, pp. 90—91. Эту же точку зрения в особенности выдвигает Moore. «Judaism in fhe first centuries of the Christian era». Cambridge. 1927, II vol.. pp. 311—319. Lagrange, сильно смягчает этот взгляд. 1809 Cf: Gross. op. cit. pp. 93—94. 1810 Проф. В. Несмелов. «Наука о человеке», т. II. Казань, 1906, стр. 37. 1811 Theaet. 176 В. Cf: Respubl. X, 613; Leg. IV, 716. 1812 Ennead. l, 2. 3, 15—20. 1813 Ennead. VI, 9, 9, 56—60. 1814 «De incarnat. Verbi», cap. 54. — MPGr. t. 25, col. 192. 1815 «Adv haeres.» III, X, 2. — MPGr. t. 7, col. 873. 1816 Октоих, гл. 1, неделя, утро, канон крестовоскресный, песня 1-ая. 1817 Октоих, гл. 7, четверток вечера на «Господи воззвах». 1818 Октоих, гл. 6, вторник, утро, 1 канон, пЬснь 6-ая. 1819 Октоих, гл. 1, среда, повечерье, канон, песнь 3-я. 1820 Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 3-я. 1821 Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 5-я. 1822 Октоих, гл. 3, четверток, повечерье, канон, песнь 1-я. 1823 Акафист Иисусу Сладчайшему, кондак 8-й. 1824 Октоих, гл. 8, среда, утро, канон Кресту, песнь 8-я. 1825 П. Минин. «Главные направления древне-христианской мистики». — «Бог. Вестн,.», 1911. декабрь, стр. 823—824. 1826 Abbé Freppel. «Clem. d. Alexandrie» P. 1865, p. 485. 1827 Gross, op. cit. pp. 173; 184. 1828 Минин, op. cit. «Бог. Вестн.», 1911, декабрь, стр. 832—838; и 1914, июнь, стр. 307. 1829 Gross. op. cit. p. 185. 1830 Минин, op. cit. 1914, iюhь, стр. 307—308. 1831 Минин, op. cit. 1913, май, стр. 151; 156—157. 1832 Минин, op. cit. 1914, июнь, стр. 315—324. 1833 И. Попов. «Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского». «Бог. Вестник». 1905, июнь, стр. 243; 237. 1834 MGPr. t. 37, col. 685. 1835 ibid., col. 678 A. 1836 «De opific. homin.» cap. 16.— MPGr. t. 44, col. 180: 1837

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3500...

1. Он Сам объясняет, каким двум господам Им отрицается возможность служения, ибо неизбежно одному будет наноситься оскорбление, другой получит защиту, 1808 когда Он говорит о Боге и мамоне. 1809 Точно так же, если у тебя нет того, кто истолковал бы, кого Он желал понимать под мамоной, можешь узнать от Него Самого. Ведь, советуя нам приобретать дружеское расположение к себе при помощи мирских вещей в соответствии с примером того раба, который, будучи устранен от дел, урезанием долговых обязательств содействует хозяйским должникам, чтобы обеспечить себе защиту, 1810 глаголет: И Я говорю вам: Приобретайте себе друзей мамоной несправедливости, 1811 – т. е. деньгами, как и тот раб. 2. Ибо все мы знаем, что деньги являются виновником несправедливости и владыкой всего мира. Увидев, что жадность делает фарисеев рабами денег, Он бросил сие изречение: Не можете служить Богу и мамоне. 1812 Тут фарисеи, алчные до денег, стали смеяться, 1813 так как поняли, что мамоной названы деньги, дабы никто не считал, что под мамоной следует понимать Творца и что Христос вызволял их из рабства Творца. Что теперь? Лучше уразумей из этого, что единственность Бога показал Христос. Ведь Он назвал двух господ: Бога и мамону, Творца и деньги. Итак, не можете служить Богу, – конечно, Тому, Которому они казались служащими, – и мамоне, 1814 – которой они принадлежали в большей степени. 3. А если бы Он являл Себя другим , то показал бы не двух, но трех господ, ибо Творец – также Господь, поскольку Бог и, конечно, более Господь, чем мамона, и человеком должен 1815 почитаться более, поскольку Он – более Господь. Ибо как получается, что назвавший мамону господом и соединивший ее в своей речи с господом 1816 умолчал о самом Господе, 1817 т. е. о Боге-Творце? 1818 Или, может быть, умолчав о Нем, признал необходимость служения Ему (т. е. Творцу), если Он отрицал возможность служения только Себе и мамоне? Таким образом, когда Он явил одного Бога (Он назвал бы имя Творца, если бы Сам являлся иным), 1819 Он назвал

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010