Численность братии составляла: 18 чел. (1764), 16 чел. (из них 5 послушников; 1808 (Мон-ри и монашествующие. 2009. С. 28-30)), 18 чел. (из них 1 послушник; 1816 (Там же. С. 163-165)), 19 чел. (из них 12 послушников (1901; см.: Добровольский. 1901. С. 605)), 21 чел. (из них 13 послушников; 1907). Материальное обеспечение По всей видимости, первые материальные привилегии обитель получила уже в XIII в., в 1-й четв. XIV в. они были закреплены грамотами кн. тверского и Владимирского вел. кн. Михаила Ярославича, к-рые не сохранились, но о них имеются упоминания в документах сер. XIV в. Жалованная тарханная несудимая грамота О. У. м. тверского кн. Василия Михайловича и др. тверских Рюриковичей (1362-1364) подтверждала широкие финансово-экономические полномочия архимандрита обители, «кто ни будет у святое Богородицы» (АСЭИ. Т. 3. 116. С. 152). О. У. м., архимандрития и приписные к О. У. м. мон-ри освобождались от налогов и пошлин, что было подтверждено и грамотой вел. кн. Тверского Бориса Александровича с братией (ок. 1435-1437). К 1-й пол.- сер. XVI в. О. У. м. имел значительные земельные владения в Тверском у. Согласно писцовой книге 1539/40 г., ему принадлежала половина дер. Городиславля в вол. Каве (Писцовые мат-лы. 2005. С. 55). Согласно дозорной книге 1551-1554 гг., О. У. м. принадлежали: в Микулинском уезде-стане - с. Воскресенское на р. Тверце с 14 деревнями (Там же. С. 201-202), в вол. Воловичи - сельцо Помясово (ныне дер. Помисово Калининского р-на Тверской обл.) с 26 деревнями и 3 пустошами (Там же. С. 228), в вол. Чаглово - 3 деревни (Мороково, Уйково, Михеево; см.: Там же. С. 268), с. Новое и с. Новинки (ныне деревня Калининского р-на) на р. Тьме с 24 деревнями и лесными угодьями (Там же. С. 271), в вол. Каве - сельцо Великое (ныне дер. Великое Село Калининского р-на) на р. Каве с 10 деревнями и 1 починком (Там же. С. 305), сельцо Рылово (ныне деревня Калининского р-на) на р. Тверце, сельцо Вешняково (ныне дер. Вишняково Калининского р-на) на р. Видимле (ныне Ведемья) с 27 деревнями, 3 пустошами и погостом с ц. Рождества Пресв. Богородицы на Бору на р. Тверце (ранее был приписным к О. У. м. мон-рем; Там же. С. 305-306), в вол. Видимле - 3 деревни (Там же. С. 309). Как принадлежащий О. У м. отмечен также мон-рь Преображения Господня на Сози с 3 деревнями и 1 пустошью в вол. Каве (Там же. С. 300).

http://pravenc.ru/text/2581733.html

«Известия по Казанской Епархии» охарактеризовали его в качестве «весьма обстоятельного исторического описания», с. 405] что на тот момент вполне соответствовало истине. Данное издание, по большей части, представляло собой компиляцию доступных Е.А. Малову источников и исследований, объединённых с собранными им сведениями о текущем состоянии монастыря. Среди авторов, книги и статьи которых использовал Е.А. Малов, были: архимандрит Амвросий (А.А. Орнатский) (1778 - 1827/1828), врач, историк и литератор Н.К. Баженов (1804 - 1848), филолог и историк О.П. Бодянский (1808 - 1877), протоиерей Г.С. Дебольский, церковный историк, профессор КДА П.В. Знаменский (1836 - 1917), церковный историк и писатель, профессор К.И. Невоструев (1816 - 1872), архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря Платон (П.И. Любарский) (1738 - 1811) (впоследствии - епископ Тамбовский и Пензенский, архиепископ Астраханский и Кавказский, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический), поэт и литератор, автор «Истории Пугачёвского бунта» А.С. Пушкин (1799 - 1837), казанский историк-краевед и педагог М.С. Рыбушкин (1792 - 1849), профессор Императорского Казанского университета С.М. Шпилевский (1833 - 1907) и др. Особую ценность при этом представляют приведённые Е.А. Маловым подробные (местами - практически «инвентарные») описания монастырских храмов и прочих построек, образов, иконостасов, крестов, священных книг, церковной утвари, надгробных памятников и т.д., информация о настоятельницах, духовенстве, монастырских учреждениях (в частности, о «рукодельной школе»), хозяйстве и штатах, крестных ходах, посещении обители Высочайшими особами и пр. Помимо описания истории и «современного состояния» Казанского Богородицкого женского монастыря, Е.А. Маловым был включён в книгу текст под названием «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани», который представляет собой «интегрированную версию» нескольких его редакций, подготовленную и опубликованную в «Известиях по Казанской Епархии» с. (449) - 465] двумя годами ранее «А.И.» - предположительно архимандритом Иннокентием (И.М. Новгородовым) (1823 - 1868) - ректором КДА, являвшимся в 1867 - 1868 гг. редактором означенного журнала с. 54]. При этом Е.А. Малов отредактировал и дополнил комментарии «А.И.», а также выделил в особый подраздел «Чудеса от чудотворной казанской иконы Божией Матери, записанные после сказания митрополита Гермогена», дополнив их двумя свидетельствами 1875 - 1876 гг., сведения о которых были получены от настоятельницы Казанского Богородицкого женского монастыря игумении Анфии (Тюлькиной) с. XVI - XIX].

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

Слепушкино. Церковь Спаса Преображения. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Издревле село Слепушкино являлось вотчиной Чудова монастыря в Москве. Самое ранее упоминание о церкви относится к 1637г. В это время в селе стояла старая деревянная церковь во имя Преображения Господня. В 1660г. по ходатайству архимандрита Чудова монастыря Ферапонта было разрешено построить новую церковь. Каменная же церковь была построена позднее. Церковь пострадала во время Отечественной войны 1812г. и была восстановлена в 1820г. В 1905г. храм капитально ремонтировался, поставлены новые главы и крест. Во второй половине 30-х гг. XX века храм был закрыт и разорен, утварь реквизирована. После передачи храма Русской Православной Церкви здесь был образован приход. В августе того же года начались регулярные богослужения в главном - Преображенском - приделе храма. Восстановительные работы идут в основном силами прихода. В 2001г. удалось закончить работы над кровлей четверика храма, возвести главу и крест. Построен приходской дом. 14 августа 2003г. состоялось освящение и поднятие на колокольню звонницы из семи колоколов. Источник: сайт Наро-Фоминское благочиние Русской Православной Церкви Московского патриархата, Московская епархия. Автор не указан. С древности с. Слепушкино являлось вотчиной Чудова монастыря, который находился в Московском Кремле. Село стоит на Верейском тракте, близ дороги. В 1629 г. в Слепушкино стояла «без пения деревянная церковь, а в ней образы полиняли и свечей нет». Это самое раннее упоминание о храме Преображения Господня в селе. В 1654-1660 г.г., по ходатайству архимандрита Чудова монастыря Ферапонта, была построена новая деревянная церковь. В 1805 г. по плану и храмозданной грамоты архиепископа Дмитровского Августина, на средства прихожан было начато строительство каменного храма Преображения Господня из кирпича с облицовкой цоколя белым камнем. По данным некоторых источников построена в 1808 году. Архитектор неизвестен. В 1812 г, во время Отечественной войны церковь пострадала и по рапорту от благочинного Богоявленской церкви г. Вереи, иерея Алексея Алексеева на имя архиепископа Дмитровского Августина, от 1816 года была восстановлена по плану и храмозданной грамоты 1805 года.

http://sobory.ru/article/?object=08545

615 Материалы для истории Румянцевского кружка. В приложении к той же прекрасной монографии Кучубинского. Стр. LV, 9 – Монография эта, заметим, есть и в отдельном издании. 619 Настоящие грамоты и некоторые другие, записанные в реэстрах «Духовных российских дел» (1674, 1686, 1669 и 1734 г.) и «Дел Малороссийских» (1650, 1651–52, 1654, 1656, 1668, 1669, 1683, 1688, 1711 и 1731 г.), отосланы обратно Малиновскому Амвросием 21 января 1816 г. См. входящие и исходящие за этот год, л. 33–34. 622 Как видит читатель, нет никаких оснований вслед за г. Пономаревым относить составление Евгением «Истории славено-русской церкви» к 1831 г. (Тр. Киевской дух. ак., 1867 г., т. 3, стр. 219). 623 Евгению были также известны: 1) Мавроурбинова книга о славенском народе (рус. пер. 1722 г.); 2) Историческое исследование о времени крещения кн. Ольги, Е. Булгариса (М. 1792 г.), выводы коего он отвергает; 3) Наследование банного строения, о котором повествует Нестор (Спб. 1809 г.), и 4) «Опыт» Елагния. (С последними двумя авторами Евгений, как увидим, ведет полемику). 624 Русского перевода «Нестора» (1809–1819 г.) преосвященный нигде не цитует, хотя и имел под руками, – пользовался он подлинником и переводом, доселе неизвестным исторической науки, сделанным по его собственной инициативе и хранящимся теперь их библиотеке Киево-Софийского собора за 523 и 524 (в переводе, согласно оригиналу, 5 частей). «Пришлите мне 2-ю ч. Шлецера, переводу Языкова, писал Евгения Анастасевичу 27 января 1815 г.. А 1-ю я имею. Да у меня есть и свой перевод всех пяти частей сей книги. Но печатной легче читать. Языков кое-где подмягчил сластность и гневливость автора. Но в переводе греческих и латинских текстов иногда неверим. У меня есть и подлинник». Через месяц Евгений снова писал тому же корреспонденту: «Шлецер у меня переведен под моим надзором разными учителями. Но много надобно его чистить. Отрывный и часто загадочный слог его требует даже справу у ученых немцев. Вот почему я и не смею пускать ее в свет». – Если иметь в виду, что Языков 1-ю ч. переведенного им «Нестора» выпустил в свет в 1809 г., то Евгений, без сомнения, начал свой перевод или в 1808 г., или и того ранее. Попытка не удавшаяся (по его собственному признанию), но в высшей степени почтенная и характерная...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Архангельское. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Село Архангельское расположено по обеим берегам реки Холохольны, на низменном месте, от Тулы отстоит в 60 верстах и 12 верстах от г. Крапивны. Свое название село получило от имени храма, время же образования прихода, за неимением сведений, определить невозможно; несомненно только то, что приход существовал в прошлом столетии, так как в 1803 г. он состоял уже из самого села Архангельского и трех деревень. В настоящее время в состав прихода, кроме села, входят деревни: Александровка, Бегина, Сороченка и Новоселки, всего населения в приходе 1138 человек муж. пола и 1210 человек жен. пола. Кроме земледелия, многие из прихожан занимаются работами на фабриках и заводах в разных городах. С самого начала приходской храм был деревянный и, по свидетельству недавно умерших старожилов, стоял на том самом месте, где теперь находится возвышение, сложенное из кирпичей, на котором водружен чугунный крест. Но какова его судьба, неизвестно. Существующий в настоящее время каменный храм во имя св. Архистратига Михаила, начат постройкою в 1808 году на средства бывшего в сем селе помещика Васильчикова и окончательно устроен в 1816 году. В храме ранее был придел во имя св. мчк. Александра (10 апреля), небесного покровителя храмоздателя, но впоследствии, по воле нового помещика Гагарина, он был перестроен и освящен во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца (26 сентября), имя которого носил новый владелец села; но к какому времени относится это событие, точно определить нельзя. Со времени устройства храма, в нем производимы были разные, несущественные поправки, не изменившие его первоначального вида. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика, земли, принадлежащей церкви, усадебной 1,5 десятина и полевой 53 десятины. Кроме того, в 1885 г. помещицею Глебовой пожертвовано 20,5 десятин, из которых одной половиной пользуется церковь, а другою – причт. Церковно-приходская школа открыта в 1888 г., школ грамот две: одна в деревне Бегине, другая в Сороченке. П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г. Крапивенский уезд, стр. 495. Комментарии и обсуждение в 70-х вокруг этой церкви кипела жизнь, там был зерносклад. 7 апреля 2011. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14457

В 1595 году по указу царя Федора Иоанновича была построена Каменская церковь, увеличен штат монахинь. Тогда же в честь обретения иконы Богородицы был установлен особый праздник, отмечавшийся 8 июля (ст.ст.). В начале ХХ века Казанский Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. Он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек. Главный монастырский собор был построен в 1798-1808 годах по проекту столичного зодчего Ивана Егоровича Старова. Это был величественный по размерам и изящный по архитектуре пятиглавый храм с обширным куполом, украшенным снаружи колоннадой коринфского ордена. С трех сторон собор имел порталы с поддерживающими фронтон колоннадами ионического ордена. Это был выдающийся памятник русского классицизма. Здесь и находилась легендарная икона. В XVIII веке была сооружена шестиярусная колокольня высотой 55 метров. С 1882 года началась постройка нового двухэтажного каменного корпуса в стиле классицизма с надвратной Крестовоздвиженской церковью. Церковь с иконостасом, для первого яруса которого было написано шесть больших живописных икон греческого письма на Афоне, находилась в купольном этаже. На первом и втором этаже располагались общая монастырская трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, комнаты сирот, воспитывавшихся в монастыре, в подвале – пекарня и квасная. Двухэтажные Настоятельский и Братский корпуса, полукругом охватывавшие собор, были построены в 1810-1816 годах на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона, была возведена церковь Николы Тульского. Единственным действующим храмом на территории бывшего монастыря до недавнего времени была Софийская церковь. По монастырским документам, она была построена в 1807-1825 годах на средства дворян Мусиных-Пушкиных. Церковь планировалась как надвратная, но в 20-е годы XIX века была возведена новая ограда, и храм оказался в глубине монастыря. По мнению ученых, Софийская церковь построена значительно раньше, чем датировалась ранее: вероятно, в конце XVII - начале XVIII веков. На это указывают ее архитектурные формы и декор, характерные для русского теремного стиля барокко. В начале XIX века она, скорее всего, подвергалась лишь частичной реконструкции.

http://sobory.ru/article/?object=06242

2 После подробного очерка, так сказать, Тверского периода жизни и деятельности Дионисия мы дадим самый краткий очерк жизни и деятельности преподобного в звании Троицкого архимандрита, а для лиц, желающих познакомиться с этим последним предметом более подробно, укажем в конце нашего очерка все те источники, в которых они могут найти желаемые сведения. 3 Составителем жития препод. Дионисия был его современник – инок Симон Азарьин. Симон Азарьин – в миру Савва Леонтьев – был сначала слугой княжны Мстиславской. Затем со вкладом 50 р. Он в 1624 году поступил в число монахов Троицкого монастыря. По пострижении Симона архимандрит Дионисий оставил его у себя в кельи в звании келейника, в этом звании он прожил у Дионисия 6 лет, после чего около 1630 года был назначен строителем в приписной к Троицкому монастырь на Алатыре. В 1634 г. после казначея Иоасафа Пестрикова он был назначен казначеем Троицкого монастыря, что было уже после смерти его благодетеля, – архим. Дионисия; а в 1646 году он был определен даже келарем монастыря, эту должность и проходил до 1653 года. Умер Симон в Троицком монастыре схимником не ранее 1665 года. Житие Дионисия, составленное Симоном, отличается многими достоинствами: ясностью и простотой изложения, что в то время было редкостью, значительной долей объективности в суждениях о лицах и событиях того времени, и обилием довольно интересных сведений о Дионисии и других лицах. Окончательную свою редакцию житие это получило только в 1654 году, хотя написано было уже в 1648 году. К житию Дионисия, составленному Симоном, присоединил большую и красноречивую записку о житии Дионисия священник Иван Наседка – друг Дионисия. Эта записка также весьма важна для биографии Дионисия. Житие Дионисия было напечатано шесть раз: в 1808, 1816, 1817, 1824, 1834 и 1854 годах. Мы будем приводить из него цитаты по изданию 1834 года. 4 Отец Дионисия был старостой только одной слободы, а начальником над всем городом был городовой приказчик – лицо выше старосты (Ист. Биб. Твер. Еп. т. 1 стр. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Женщин в обмороке выносят». Эосфор (греч.) — то же, что Люцифер (дат. «светоносец»), одно из прозваний сатаны; в русской традиции — Денница. Героиня «Русалки» не имеет имени: она — «дочь», «любовница», а не Маша или (как в опере Даргомыжского) Наташа. Имеется в виду диалог «Феаг», который в течение веков приписывался «раннему Платону», но в XIX столетии был объявлен неподлинным. Ныне он считается, по определению А. Ф. Лосева, «сомнительным, но близким к полной не подлинности» (Лоссе А.Ф. Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы.— В кн.: Платон. Диалоги. М., 1986. С. 37). Мемуары Е. Д. Францевой публиковались в журнале «Русское Обозрение» в 1890 г. 1–3). В науке они считаются малодостоверными. «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14:6 ). Арбитр изящного (лат ). Выражение «Неизвестному Богу» восходит к эпизоду из «Деяний апостолов», где ап. Павел говорит: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; ибо проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я и проповедую вам» ( Деян. 17:22-23 ). Слова «Иисусу Неизвестному» навеяны названием работы Д. С. Мережковского «Иисус Неизвестный» (в 3х тт., Белград, 1932 —1934). «Наука любви» (лат.). Стихотворение «Дружба» (1825). П. Мериме неоднократно — и в статье «Александр Пушкин» (1868), и в разговорах с И. С. Тургеневым, на которые русский писатель ссылался в своей Пушкинской речи 1880 г.,— высказывал мысль о том, что Пушкин был продолжателем эллинских традиций в литературе. Имеется в виду стихотворение «Когда сожмешь ты снова руку» (1818). Начало стихотворения 1816 г. Подразумевается элегия «Я видел смерть; она в молчанье села» (1816). Неточная цитата из «Песни» («Мой друг, хранитель-ангел мой», 1808); у Жуковского: «Любовь мне жизнь…». Послание В.Ф. Раевскому «Ты прав, мой друг,— напрасно я презрел» (1822). «Итак, выпьем» (лат.). Феофан Тамбовский (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815—- 1894), известный более как Феофан Затворник ,— в 1863–1866 гг.

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-push...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРАГЕОРГИЕВИЧИ (Караджорджевичи) [серб. серб. княжеская (1808-1859) и королевская (1903-1945, фактически до 1941) династия. Основана лидером первого сербского восстания против турецкого владычества (1804-1813) Карагеоргием; правила с 1808 г. с длительными перерывами по 1918 г. в Сербии, в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (1918-1929) и Королевстве Югославия (1929-1945). Карагеоргий Карагеоргий. Портрет. 1816 г. Худож. В. Боровиковский (Национальный музей, Белград) Карагеоргий. Портрет. 1816 г. Худож. В. Боровиковский (Национальный музей, Белград) (Караджордже) (наст. имя Джордже Петрович; 14.11.1768, с. Вишевац, близ Крагуеваца, - 25.07.1817, с. Радоване близ Смедерева), основатель династии, род. в бедной крестьянской семье на территории Османской империи. Прозвище Караджордже (Чёрный Георгий) получил из-за смуглой кожи, черных волос и глаз, жестокого и вспыльчивого характера. В 1785 г. женился на Елене Йованович (1767-1771 - 9.02.1849, Белград) и вскоре уехал с семьей в Австрию. Согласно легендам, К. убил отца (или отчима), к-рый уговаривал его не покидать родину и смириться с властью турок (эта история стала сюжетом «Песни о Георгии Чёрном» из цикла «Песни западных славян» А. С. Пушкина). Во время австро-тур. войны 1788-1791 гг. в чине унтер-офицера командовал серб. отрядом, воевавшим на стороне Австрии. После войны вернулся в Сербию. Принял активное участие в стихийном протесте сербов против произвола мятежных янычар, захвативших в 1802 г. Белградский пашалык и игнорировавших указания султана. В февр. 1804 г., после истребления янычарами серб. старейшин (т. н. сечи кнезовой), собравшиеся в местечке Орашац сербы избрали Карагеоргия вождем и приняли решение о начале вооруженной борьбы против произвола янычар. Согласно легендам, в авг. 1805 г. еп. Ужичко-Шабацкий Анфим (Зепович) помазал вождя восстания св. миром ( Bpyja С. Еп. Антим и први српски устанак//ЗбМСИ. 1977. Бр. 15. С. 152). Благодаря Карагеоргию целями борьбы вскоре стали серб. политическая автономия и создание Сербского княжества. Под его командованием повстанцы одержали ряд побед и освободили Белград (12 дек. 1806), который стал центром княжества Сербия. В 1808 г. Правительствующий совет восставших провозгласил его наследственным «верховным сербским предводителем». Благодаря его поддержке были восстановлены многие правосл. храмы и возведены новые, в мон-ре Жича были построены братские корпуса.

http://pravenc.ru/text/1470387.html

17 августа 1816 года закрыты были два русские класса второй и третий, но чрез год в ноябре 1817 года само правление нашло нужным закрыть и первый класс, как не только не совместный с академиею и не положенный новым уставом, но и способствующий к обленению учащихся. Ученики русских классов предварительно были свидетельствованы правлением и из них малорослые и благонадежные к продолжению наук помещены в информаторию, а урослые исключены из списков и препровождены в консисторию для определения к местам. Из учителей русских классов иеромонах Нафанаил, священник Василий Яблонский, как излишние уволены от должности; Михаил Самуилов оставлен учителем первого информаторического класса. Учителями русских классов были: Пластов (1803), священник А. Троянский (1803–1804), А. Рудольский (1803–1815), иеромонах Мефодий (1805–1808), Христофор Воинов (1805–1815), Бальбуциновский (1808–1812), П. Черников (1812–1813), Н. Милонов (1813), иеромонах Аполлоний (1815–1816), иеромонах Нафанаил Репьев (1815–1816), Стефан Шумовский (1814), священник Михаил Самуилов (1817). Классы языков. Языки, преподававшиеся в академии, были все, кроме еврейского, в более или менее цветущем состоянии, хотя и непостоянно. Изучение разговоров латинских, французских и немецких было одним из главнейших занятий для студентов и учеников. Для разговорного изучения этих языков студенты академии были посылаемы на университетские язычные лекции. Латинский язык был в академии господствующим и преобладающим; он составлял главнейший предмет изучения во всех почти классах. В старших классах студенты говорили по латине, ученики реторики и пиитики писали латинские стихи. Лекции в богословском и философском классах читались на латинском языке. На нем сочиняемы были разные поздравительные речи: на нем писались списки студентов и конспекты учителей старших классов. После 1809 г., когда пр. Павел Зернов расширил преподавание истории и математики и приказал студентам слушать университетские лекции, знание латинского языка начало падать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010