святых Сергия и Вакха, связанная с преданием о пребывании Св. Семейства в Египте. Церковь Эль-Муаллака была возведена между бастионами, обрамляющими юж. ворота Вавилона, предположительно в 80-х гг. VII в. Храмы святых Кира и Иоанна (позднее вмц. Варвары), вмч. Георгия и ряд других построил в кон. VII в. сириец Афанасий, секретарь араб. наместника Египта ( Eutych. Annales. Pars 2. P. 41). В первые века мусульм. правления, вероятно, небольшое число христ. храмов существовало на территории Фустата, к северу от Вавилона. Стены крепости Вавилон ограничивали пространство, из-за чего храмы теснились среди др. построек. В Фустате, не имевшем стен, на просторных площадях строились церкви, однако их незащищенность заставляла возводить высокие ограды. Основание ц. св. Мины к северу от Фустата в 724 г. спровоцировало вооруженный конфликт одного из местных араб. лидеров с эмиром Египта, разрешившим ее строительство. Негативное отношение части мусульман к сооружению новых церквей побудило наместника Египта Али ибн Сулеймана в 785 г. разрушить ц. Пресв. Богородицы (Эд-Дамширия) и ряд др. храмов в Фустате. Копты предлагали 50 тыс. динаров за разрешение восстановить церкви, но получили отказ. Однако уже через неск. лет новый наместник Муса ибн Иса позволил отстроить разрушенные храмы. Кафедра копт. епископа была перенесена из Вавилона в ц. св. Меркурия в Фустате (ранее 743, точная дата неизвестна). Хотя резиденция коптского патриарха формально оставалась в Александрии, патриархи часто и подолгу жили в Фустате. Здесь же состоялось избрание на Патриаршество неск. предстоятелей Коптской Церкви: в 743 г. в ц. св. Шенуте в Фустате, в 858 и 975 гг. в ц. святых Сергия и Вакха. Интерьер ц. св. Меркурия Интерьер ц. св. Меркурия В городе проживало и некоторое количество православных. В кон. VII в. придворные наместника Абд аль-Азиза из мелькитов получили разрешение построить церковь в Хелуане ( Eutych. Annales. Pars 2. P. 41). Православные приближенные халифа аль-Мамуна, находившегося в Фустате в 832 г., выстроили ц.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Так, мы, очевидно, не можем уже теперь поддерживать ранее высказанное предположение, будто иконопись на досках явилась в иконоборческий век домовою заменою церковных монументальных росписей, ради возможности скрывать маленькие иконы от взгляда преследователей. Напротив того, мы знаем исторически об истреблении икон на дереве, об их перевозе через море в Италию, о бегстве туда монахов-иконописцев и т. д. Но, с другой стороны, развитие иконной живописи на досках, как размножение лицевых рукописей и приспособление эмали к производству миниатюрных тельников, медальонов, украшению фигурами драгоценных предметов утвари и многие характерные черты византийской обрядности должны приписать народному движению против иконоборства. Большинство чудотворных икон, не сохранившихся до нас, по сказаниям, были писаны на дереве, или же первоначальный способ их исполнения, напр. на полотне, был со временем забыть, уступил место типу живописной иконы на дереве. Драгоценные материалы для восстановления древнейшей истории иконописи доставил тот же знаменитый путешественник по востоку Порфирий Успенский в своей незначительной по числу, но исторически важнейшей, коллекции икон, привезенных с Синая 49 . Это собрание, обратившее на себя особенное внимание на выставке 1690 года Археологического Съезда в Москве драгоценными портретами, исполненными энкаустическою живописью и изданными профессором Стрыговским в 1891 году 50 , остается доныне неизданным. Намереваясь восполнить этот непозволительный пробел в археологии византийского искусства, хотя отчасти при другом издании, предпринятом Академией Наук в исполнение завещания покойного Порфирия 51 , мы здесь, ради своей специальной задачи, остановимся только на 4 – 5 предметах собрания, составляющих, по нашему взгляду, драгоценнейшие памятники древности. Один из них, изданный проф. Стрыговским, представляет чету – мужа и жену – по-видимому, святых, другой – свв. Сергия и Вакха, и оба отнесены к VII ст. Верный археологический взгляд проф. Стрыговского позволил ему оценить всю важность этих памятников, представляющих сохранение античного способа энкаустики до последних времен существования эллинистического господства в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН АСКЕТ [груз. ; греч. Ιωννης Ασκητς] († ранее 886), прп. (пам. груз. 26 марта; пам. визант. 15 марта?). Житие этого святого сохранилось в груз. переводе в единственной рукописи - Минее-Четьей за март из собрания мон-ря Гелати, хранящегося в Кутаисском историческом музее (Кут. 2, XVI в.). Автором Жития в заглавии назван мон. и сосудохранитель Иосиф - по всей видимости, прп. Иосиф Песнописец . Автор лично знал И. А. и «пребывал с ним вместе в течение многих лет». Известно, что прп. Иосиф Песнописец подвизался в 837-839 гг. в мон-ре Сергия и Вакха в К-поле, игуменом к-рого впосл. стал И. А. И. А. род. в сел. Вания, в феме Вукелларии (на севере М. Азии), в крестьянской семье, его родителей звали Феофилакт и Василия. После смерти мужа Василия ушла в горы и поселилась возле ц. арх. Михаила, И. А. стал пастухом. С детства он имел склонность к монашеской жизни; «пребывая в горах со стадами, он источал обильные потоки слез, с ним вместе проливали слезы даже растения и скалы». Дочка соседа пыталась соблазнить его, но И. А. решил удалиться в горы и стать отшельником. Со временем он прославился своими аскетическими подвигами, чудесами и помощью приходившим к нему (напр., по молитве святого рыбаки выловили 10 больших осетров). Отшельник Савва предсказал И. А., что он примет монашеский постриг в К-поле. Василий I Македонянин (867-886) проникся глубоким уважением к И. А.; по воле императора он остался в К-поле и был назначен игуменом мон-ря во имя мучеников Сергия и Вакха. И. А. обладал даром находить скрытые под спудом мощи святых. Так, в горах он обрел мощи ап. Фортуната , в мон-ре Сергия и Вакха обнаружил зарытые в землю иконоборцами мощи мч. Сергия. Спустя много лет император назначил его игуменом мон-ря мч. Диомида, где он и скончался в глубокой старости. Точная дата смерти И. А. не указана, однако ее можно определить по косвенным данным: т. к. автор Жития этого святого, прп. Иосиф, умер в 886 г. (согласно наиболее распространенной т. зр.), то И. А. скончался ранее этой даты. Однако учитывая, что он был игуменом мон-рей мучеников Сергия и Вакха и мч. Диомида достаточно долгое время (при этом игуменом 1-го из мон-рей он стал не ранее 867), можно допустить, что И. А. дожил до 80-х гг. IX в.

http://pravenc.ru/text/469812.html

Как узнать, что на иконе изображен мученик? Беседы об иконографии с архимандритом Лукой (Головковым) Оксана Головко Как изображали мучеников в древней Церкви? Что менялось со временем и для чего нужны расширенные подписи на иконах? Мы продолжаем цикл бесед о православной иконографии с архимандритом Лукой (Головковым), деканом иконописного факультета Московской духовной академии. – Давайте начнем с истории, со времен, когда только стала складываться иконография мучеников. Надписания в древности всегда были очень краткими – только имя – Первые известные нам изображения мучеников датируются не ранее чем IV веком. Скорее всего, они были и ранее, просто не дошли до нас. Как и иконы раннего периода, даже IV века: святые отцы IV века пишут о чудесах, происходящих от икон мучеников. К этому времени уже есть изображения святых в росписях и мозаиках храмов (мучеников в том числе), уже появляются надписи, поскольку без надписей порой сложно опознать, кто есть кто. Надписания в древности всегда были очень краткими – только имя. По древнейшей иконографии сложно опознать, что святой перед нами – мученик. Мученики изображаются как большинство святых новозаветных, ветхозаветных – просто облаченными в хитон, гиматий и сандалии. Никаких атрибутов больше нет. Нередко в изображениях V–VI веков мученики, как и другие святые, могут изображаться с венками в руках – венками, которыми они увенчаны в Царствии Небесном. Примерно в это же время у мучеников в руках появляется крест. Он становится не то чтобы обязательным атрибутом, но встречается довольно часто. Христос, апп. Петр и Павел, 4 мученика. Росписи катакомб Петра и Марцеллины. IV в. Шествие мучеников Богородица с вмчч. Феодором и Георгием. Синай кон. VI – нач. VII в. – Как часто встречаются атрибуты конкретных мучеников? Скажем, в той же базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне в шествии мучениц мученица Агния (Агнесса) Римская изображается с ягненком – это характерный элемент ее иконографии… – Для православного искусства не было характерно увлечение атрибутикой при изображении святых. Хотя нечто важное для жизни святого всегда отмечалось. Так, у мучеников Сергия и Вакха, начиная с древнейшего изображения VI века, на шее изображаются гривны – особенные украшения, которые указывали о приближенности носивших их к императору. В житии мучеников мы читаем, что, начиная их наказание, гонители первым делом сняли с них гривны.

http://pravoslavie.ru/159636.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ III (ок. 1130, Рим - между 20.03 и 10.04.1191, там же; до избрания папой - Паоло Сколари), папа Римский (с 19 дек. 1187). Происходил из зажиточного, но не принадлежавшего к рим. знати рода Сколари; жил в рим. р-не Пинья. Встречавшееся ранее предположение о его родстве с папой Римским Иннокентием III (1198-1216) не находит подтверждения в источниках. Получил образование в школе при капитуле ц. Санта-Мария-Маджоре, затем стал там же клириком. В документах 1176 г. он назван субдиаконом этой церкви, немного позднее стал архипресвитером ц. Санта-Мария-Маджоре. 21 сент. (по др. сведениям, в марте) 1179 г. папа Римский Александр III (1159-1181) возвел его в достоинство кардинала-диакона ц. святых Сергия и Вакха, в том же году был возведен в достоинство кардинала-пресвитера ц. св. Пуденцианы, а в кон. 1180 г.- кардинала-епископа Палестрины. Имя Сколари неоднократно встречается в папских документах 1181-1187 гг., однако нет сведений о том, что он исполнял должность легата или ему поручалась др. важные задания. Климент III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Климент III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) После смерти папы Римского Урбана III (20 окт. 1187) Сколари рассматривался как один из вероятных кандидатов на Папский престол, но избран был Альберто ди Морра (папа Римский Григорий VIII ). После его скоропостижной смерти (17 дек. 1187) были организованы новые выборы. В это время из-за длительного конфликта с сенатом и горожанами Рима папская курия пребывала в Пизе. В выборах (19 дек. 1187) принял участие 21 кардинал. Большинством голосов был избран Сколари (по др. сведениям, сначала был избран Теобальд (Тибо), еп. Остии, который отказался от избрания в пользу Сколари). 20 дек. состоялась папская коронация в кафедральном соборе Пизы. Избирая папой коренного римлянина (в то время единственного среди кардиналов-епископов), кардиналы, возможно, надеялись, что он сможет организовать возвращение папского двора в Рим. По-видимому, важную роль в избрании Сколари сыграл рим. префект Леоне де Монументо, доверенное лицо и вассал имп. Фридриха I Барбароссы (1155-1190).

http://pravenc.ru/text/1841381.html

Новости Курские иконописцы передали написанную для монастыря в Сирии копию иконы XIII века 06.05.2019 16:41 Фото: Марина Ризнык/ТАСС Курск, 6 мая. Иконописцы школы при Свято-Троицком храме Курска передали представителям Россотрудничества копию иконы XIII века с изображением священномучеников Сергия и Вакха для отправки в один из монастырей Сирии. Копию одной из древнейших христианских святынь доставят в Дамаск 13 мая, сообщает  ТАСС . Маалюля, Сирия. Разрушения в монастыре Мар Саркис (Сергия и Вакха) Мелькитской греко-католической Церкви после ухода боевиков. Фото:  " Christians of Syria " В 2013 году боевики запрещенной в России террористической организации «Джебхат ан-Нусра» захватили сирийский город Маалюлю. В частности, был нанесен ущерб древней христианской церкви святых Сергия и Вакха: экстремисты похитили либо уничтожили ее иконы, в том числе написанный в XIII веке образ Сергия и Вакха, находившийся при входе в монастырский храм. «Это одна из самых старых христианских икон, при монастыре есть церковь, и там службы ведутся до сих пор на арамейском языке. 13 мая мы ее [копию иконы] доставим в Сирию, и 15 мая будет торжественная передача в тот же монастырь, где она была 800 лет. Мы сами ее повезем, передадим церкви Сергия и Вакха», – отметила член экспертного совета по общественно-гуманитарным программам при Россотрудничестве Татьяна Полоскова. По словам Полосковой, иконописцы Курской области работали над копией утраченной иконы, опираясь на ранее сделанную фотографию. Оригинальный образ, как отметил настоятель Свято-Троицкого храма и заведующий иконописной мастерской протоиерей Александр Нечукин, был написан в так называемом византийско-сирийском стиле, поэтому особых сложностей в воспроизведении у иконописцев не вызвал. «Были моменты, когда что-то переделывали, дорабатывали. Я работал один, батюшка помогал, цвет, например, разрабатывать. Что-то мы привнесли и свое, придерживаясь, конечно, оригинального изображения», – говорит иконописец Станислав Проскурин. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Митрополит Феогност, к которому отправились они пешком в Москву, благословил их и послал священников с антиминсом и мощами мучеников – церковь освятили. Братья продолжали жить на своей Маковице. Но жизнь их не совсем ладилась. Младший оказался крепче и духовней старшего. Стефану пришлось трудно. Может быть, он и вообще пошел в монахи под влиянием смерти жены. Возможно (и почти наверно), у него характер тяжкий. Как бы то ни было, Стефан не выдержал суровой и действительно «пустынной» жизни. Ведь уединение полнейшее! Едва достать необходимейшее. Пили воду, ели хлеб, который приносил им временами, вероятно, Петр. Даже пройти к ним нелегко – дорог да и тропинок не было. И Стефан ушел. В Москву, в Богоявленский монастырь, где жили легче. Варфоломей же в полном одиночестве продолжал полуночный свой подвиг. Отшельник Недалеко от пустыни жил игумен-старец Митрофан , которого Варфоломей, по-видимому, знал и ранее. В летописи есть упоминание, что Варфоломей «на обедню призываша некоего чюжого попа суща саном или игумена старца, и веляше творити литургию». Возможно, именно игумен Митрофан и приходил к нему для этого. Однажды он попросил игумена пожить с ним в келии некоторое время. Тот остался. И тогда отшельник открыл желание свое стать иноком. Просил о пострижении. Игумен Митрофан 7 октября постриг юношу. В этот день Церковь празднует свв. Сергия и Вакха, и Варфоломей в монашестве стал Сергием – воспринял имя, под которым перешел в историю. Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия Святых Таин. Затем остался на неделю в келии, каждый день совершал литургию. Сергий же семь дней не выходя провел в «церквице» своей, молился, ничего не «вкушал», кроме просфоры, которую давал Митрофан. Всегда такой трудолюбивый, теперь Сергий, чтобы не развлечься, прекратил всякое «поделив». С уст его не сходили псалмы и песни духовные. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную: – Ты уже уходишь и оставляешь меня одиноким. Давно я желал уединиться и всегда просил о том Господа, вспоминая слова пророка: «се удалихся бегая, и водворихся в пустыне». Благослови же меня, смиренного, и помолись о моем уединении.

http://azbyka.ru/fiction/reka-vremen-ot-...

Текст молитвы сопровождает изображения сверху. Все эти фрагменты, возможно, принадлежали алтарной преграде ранневизант. периода, к-рая впосл. была заменена новой, без фигуративных изображений, но с богатыми орнаментальными украшениями (XIII-XIV вв.). Церковь св. Сергия (Абу-Сарга) (ранее - святых Сергия и Вакха) изначально была центром христ. К. По копт. преданию, храм был построен на месте пещеры, где 3 недели находилось Св. Семейство во время возвращения из Египта в Палестину, Афанасием, секретарем Абд аль-Азиза ибн Мервана, мусульм. правителя Египта в 689-704 гг. В церкви происходило рукоположение копт. патриархов с кон. VII до XI в., после чего церемонии были перенесены в Эль-Муаллаку. Фасад храма не выделяется среди соседних построек, но его кладка остается открытой, что дает возможность выявить технику: стены сложены из камня с частыми вставками из деревянных досок, что повышает сейсмическую устойчивость постройки. С зап. стороны расположен главный вход в виде 3 дверных порталов (трибелон). Атриум и нартекс отсутствуют. Основной наос храма имеет базиликальную форму (длина 27 м, ширина 17 м и высота 15 м), с 3 продольными нефами и 1 поперечным с зап. стороны. Поперечный неф выделен нишей с сев. стороны, где располагался баптистерий. На пересечении 2 продольных колоннад (по 5 колонн в каждой) и поперечной (2 колонны) поставлены крещатые опоры с несимметричными рукавами-пилястрами. Центральный неф примерно вдвое больше каждого из боковых. С восточной стороны к наосу примыкает алтарное пространство с просторным хурусом, который завершается центральной апсидой с 7-ступенчатым синтроном и 2 боковыми апсидами (с юж. стороны - малая апсида, с северной - пастофорий). При некоторых несимметричных элементах общий пропорциональный строй довольно гармоничен и является классическим и общепринятым для большинства христ. базилик в Египте. Мраморные колонны наоса опираются на различные по профилировке пьедесталы, завершаются коринфскими капителями или простыми плинтами. Фусты колонн различного диаметра, т.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Тогда, выждав момент наибольшего скопления народа на ипподроме, император приказал дворцовой страже и нескольким другим военным подразделениям под командой Велисария и Мунда напасть на восставших. В относительно закрытом пространстве ипподрома толпе было некуда бежать, а сопротивляться солдатам димоты, вооруженные чем попало, также не могли. Произошло массовое избиение восставших, в котором погибло неск. тысяч человек (источники указывают от 30 до 80 тыс. погибших). Восстание потерпело полное поражение; Юстиниан даже смог вскоре вернуть на свои места большинство чиновников, отставленных им по требованию толпы. Поскольку во время восстания «Ника» центр К. выгорел почти полностью, имп. Юстиниан начал масштабную перестройку всех основных общественных зданий и ансамблей площадей города. Наиболее амбициозным был проект нового храма Св. Софии, для реализации к-рого были приглашены архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. В основу проекта была положена модель храма в виде купольной базилики, к-рая возникла в кон. V в. и уже с 20-х гг. VI в. успешно применялась в К., где в это время на средства знатной дамы Аникии Юлианы был построен крупный храм св. Полиевкта. Собор Св. Софии невиданных ранее масштабов был заложен 23 февр. 532 и освящен 26 дек. 537 г. Как современники строительства, так и византийцы последующих времен воспринимали Св. Софию как чудо. Одновременно с Софией в купольную базилику была перестроена и церковь Св. Ирины ( Procop. De aedif. I 2). В 536 г. была также начата перестройка собора святых Апостолов, которая проводилась под особым патронатом имп. Феодоры. Храм приобрел форму крестообразного в плане здания, увенчанного 5 куполами и был вновь освящен 28 июня 550 г. ( Procop. De aedif. I 4. 9-24; Ioan. Malal. Chron. P. 484; Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 31). По сведениям Прокопия, всего при Юстиниане в К. были возведены или существенно перестроены 33 храма. Среди них большое значение имели храмы святых Петра и Павла и святых Сергия и Вакха у дворца Гормизда, церквей св.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

1904. С. 31-53; Айналов. 1905; Бертье-Делагард. 1907; Якобсон. 1959. С. 198-204, 237-246; Домбровский, Паршина. 1960; Лосицкий. 1988; Домбровский. 1993; Он же. 2004. С. 65-86; Тункина. 2002. С. 508-527; Завадская. Еще раз о датировке. 2003; Сорочан. 2005; Он же. 2009; Хрушкова. 2005. С. 393-420; Она же. 2007; Виноградов. 2009). Храм 27 открыт в 1827 г. (тогда его стены достигали 3 м), сохранились синтрон, мраморный амвон, мозаичный пол, каменные гробницы у стен. По сторонам алтаря находились 2 пастофория: южный - сводчатый с апсидой и северный, вероятно более поздний,- прямоугольный. Храм отождествили с ц. св. Василия, где, согласно нек-рым летописям, был крещен равноап. кн. Владимир. После дополнительных раскопок, выявивших остатки еще неск. церквей, включая ранневизант. базилику 28, на агоре в 1861-1891 гг. возвели собор во имя равноап. кн. Владимира, в его нижнем храме экспонируются реконструированные остатки крестообразного храма. Храм с ковчегом 19) являлся культовым центром юж. района города. Сооружен не ранее VI в. около оборонительной стены (куртина 15) над засыпанными остатками античного театра IV в. до Р. Х.- IV в. по Р. Х. В 1897 г. под плитой престола был обнаружен серебряный реликварий с частицами мощей, завернутыми в ткань (1000-летие русской худож. культуры. М., 1988. С. 172, 371, 380. Кат. 217; Наследие. 2011. 97), получивший наименование «херсонесская мощехранительница» (сер. VI в., ГЭ). Стенки реликвария украшены штампованными крестами и медальонами с погрудными изображениями Христа, апостолов Петра и Павла, Богоматери, 2 архангелов и 2 юных святых (вероятно, Сергия и Вакха). На дне и внутренней стороне крышки - 4 клейма с монограммами имп. Юстиниана I. Реликварий изготовлен в К-поле. Большинство исследователей датируют по нему строительство храма. В полукруглой апсиде церкви сохранился 4-ступенчатый синтрон с архипастырским креслом. На мраморном полу в центре храма в год открытия были зафиксированы остатки мраморного амвона к-польского типа. С обеих сторон алтарной части находились пастофории.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010