Учение такое Катехизис основывает на словах св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть ( 1Ин. 3:15 ). Со своей стороны прибавим, что и Спаситель в нагорной беседе относит к убийству всякий напрасный гнев на ближнего, всякое оскорбительное слово, лишающее ближнего нашего честного имени, и всякую вражду и злобу на ближнего. Вы слышали, – говорит Он, – что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: рака (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной (Мф. 5:21, 22), – подлежит потому, что так или иначе обеспокоивает как себя самого, так и своего ближнего, и чрез то ускоряет и свою и его смерть 195 . Эти «тонкие», как говорит Катехизис, «виды убийства» следует преимущественно иметь в виду по поводу того, что многие и не думают признавать себя грешными против шестой заповеди, разумея под убийством лишь только то, которое совершается при посредстве какого-либо орудия и тотчас же сопровождается смертью убиваемого: каждый из нас более или менее грешит против шестой заповеди. Остается сказать о добродетелях, предписываемых шестой заповедью. Так как убийство, запрещаемое шестой заповедью, составляет во всех его видах вред для жизни ближнего; то добродетели, служащие как бы противоядием сему вреду, должны, по наставлению Катехизиса, разуметься те, которые способствуют сбережению и расцветанию жизни и благосостояния ближнего. Каждая, конечно, добродетель служит к счастью и благу как нас самих, так и наших ближних; но преимущественно из обязанности беречь жизнь и благосостояние ближнего вытекают следующие указанные в Катехизисе должности или добродетели: 1) Помогать бедным.  2) Служить больным.  3) Утешать печальных. 4) Облегчать состояние несчастных.  5) Со всеми обходиться кротко, любовно и назидательно.  6) Примириться с гневающимися.  7) Прощать обиды и благотворить врагам.  Каким образом все эти и подобные сим добродетели могут способствовать сбережению и расцветанию жизни и благосостояния ближнего, это вполне понятно, тем более что о каждой из сих добродетелей нам уже приходилось говорить при объяснении заповедей блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

2) Ев. Мф.5:44–45 – «любите враги ваша». Разбор: Следует сказать, что это учение содержится православною церковью и нигде и никогда она не проповедовала вместо любви к врагам своим – ненависть. Заметить нужно, что здесь говорится о лычных врагах: «любите враги ваша», а ведь хулители Бога и Его установлений не личные наши враги, а враги Бога. Христос – это всеобъемлющая Любовь к падшему роду человеческому, учил и так: «я говорю вам: всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду; кто же скажет брату своему: рака (пустой человек), подлежит синедриону (верховное судилище); а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ): К сему еще см. в разборе 1 возражения. У христиан личных врагов не должно быть, а врагов церковных, врагов веры он имеет: «Всякий отделяющийся от церкви, присоединяется к жене незаконной, и делается чуждым обетований церкви: оставляющий церковь Христову, лишает себя наград, предопределенных Христом. Он чужд для нее, он непотребен ей, он враг ее» ( Кипр. Карф. 2, 181. изд. 2 ). Кирилл Алекс.: «делается достойным всякой похвалы перед Богом к пред ангелами и священнослужитель Господень, если он никому не попускает пустословить против божеств. главы, а даже почитает таковых своими высочайшими врагами. Потому-то блаж. Давид, вменяя себе это в великую славу, возвещает так: не ненавидящие ли тя, Господи, возненавидех? и о вразех твоих истаях? совершенною ненавистию возненавидех я: во враги Быша ми ( Деяния всел. соб. т. 2, стр. 112, изд. 2 ). А что хулителей и еретиков наказывали читай выше приведенные доказательства. 3) Феодор Студит ч. 2, стр. 388–390, письмо 155 – к Феофилу еп. Ефесскому (прежн. изд.): «еретиков убивать не должно, нам не позволительно даже и желать им зла... не преследовать или бить их нам, подобно язычникам, не знающим Бога». Разбор: Св. Федор, как легко видеть, говорит о духовных лицах, что им нельзя убивать или гнать еретиков, на что указывают слова: «нам не должно их убивать»... Что свят. Феодор Студит не безусловно отрицает убийство видно из его же дальнейших слов, где он для власти допускает и убийство волшебников и т. п.: «мы ныне увещеваем, чтобы императоры не щадили, но воевали против скифов и арабов, убивающих народ Божий... Сообщаемое об Иоанне Постнике , предстоятеле Константинопольском, мне не кажется истинным, будто он повелел пригвоздит волшебников ко кресту. но, может быть, он допустил это. Ибо и они (волшебники) убийцы, с которыми начальникам не запрещено поступать по римским законам; не всуе бо, говорит апостол, меч носят, но суть отмстители злое творящему» ( Рим.13:4 . – стр. 390–391 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Из собора шествие направилось к городскому кладбищу. Здесь, рядом с кладбищенской Вознесенской церковью, и был похоронен старец Матфей. Сразу после кончины праведника на его могиле по молитвам верующих стали происходить чудеса и исцеления. Видя всё возрастающее благоговейное отношение к могиле иеромонаха Матфея, православная община Успенского собора города Яранска решила поставить над могилой часовенку с иконостасом и надгробием, которая вскоре и была воздвигнута. Тогда же было определено ежегодно в день успения преподобного - 16/29 мая - проводить у могилы торжественное моление. Весной 1936 года в Яранск прибыл новый епископ Вячеслав (Шкурко) , который также приложил немало сил для увековечения памяти вятского подвижника. По его указанию могила старца была благоустроена, а в часовенке появилась неугасимая лампада. Вероятно, тогда же была составлена первая редакция " Жизнеописания отца Матфея " , разошедшаяся во множестве рукописных списков. Рака с мощами прп. Матфея Яранского В годы " застоя " в дни памяти старца на кладбище не пускали: плотным оцеплением стояла милиция. Но всё равно за несколько дней до дня памяти отца Матфея в город стекались люди, ночевали по десять человек в доме, проникали на кладбище кто как мог. Тогда власти решили вскрыть захоронение, изъять мощи старца, надеясь, что к пустой могиле ходить не будут. Однако сделать этого не удалось, и могилу отца Матфея попросту залили цементом. В конце 1980-х годов почитание отца Матфея стало открытым. В 1991 году был совершён чин освящения новой часовни над его могилой (старая вместе с Вознесенской церковью была разрушена безбожниками). 23 ноября 1997 года отец Матфей был прославлен как местночтимый святой Вятской земли. В 2006 году по благословению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа (Чепиля) был учреждён крестный ход в память преподобного Матфея, Яранского чудотворца, который начинается 26 мая всенощной службой в часовне деревни Ершово, на месте праведной кончины старца, а заканчивается 29 мая молебном на месте его упокоения - в часовне на городском кладбище Яранска.

http://drevo-info.ru/articles/13679584.h...

Глаголю вам, продолжал Господь, яко аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствиее небесное. Книжники и Фарисеи, выдававшие себя за точных исполнителей закона, оставили вящшая закона (Матф. 23:23), пренебрегли внутреннею стороною его, измыслили свою правду (Римл. 10:3), – гордую, лицемерную, наружную, которая не восходила далее внешних предписаний. Да и вообще ветхозаветном праведности для учеников евангелия недостаточно, потому что, по выражению св. Исидора Пелусиота, „проходящим сугубые евангельские поприща уготованы небо и небесные блага, тогда как ветхозаветные за житие, соразмерное их силам, в награду прияли землю и долгоденствие“ („Твор. св.отцов“,Москва, 1860г., т. 36, стр. 115). Ветхий закон был приспособлен к приемлемости израильского народа, так что „если прежнее законодательство было ниже, то причина не в Боге, а в тех, которые принимали закон“. (Св. Иоанн Златоуст, „Бесед. на разные места св. Писания“. Спб. 1862 г., т. 2, стр. 220).    Господь Иисус Христос, желая выяснить высшие требования новозаветного закона в сравнении с ветхозаветным, представил шесть примеров, доказывающих превосходство новозаветного понимания 10 заповедей Божиих пред ветхозаветным.     Первый пример. (Изъяснение шестой заповеди). Слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши иже бо аще убиет повинен есть суду. Аз же глаголю вам, яко всяк гневайся на брата своею всуе, повинен есть суду; иже аще речет брату своему: рака (пустой человек), повинен есть сонмищу, иже речет: уроде, повинен есть геенне огненней. Преступивший шестую заповедь: не убий (Исх. 20:13) по закону Моисееву подлежал суду, который был учрежден во всех городах и селениях (Втор. 16:18) и составлял низшие разряды судебных мест; высшим же судилищем был синедрион, заседавший в Иерусалиме и решавший дела особой важности. Закон Христов осуждает не только злое дело, наприм. убийство, но идет далее и глубже – в самому источнику зла. Напрасный гнев против ближнего, хотя и скрытый в сердце, но могущий послужит причиною распри, раздора и самого убийства, есть уже преступление; если же этот гнев выражается в словах презрения или крайнего негодования, то он заслуживает еще большего наказания, – даже геенною огненною.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Рака Рака (сирийское слово, значащее: пустой, негодный человек) ( Mф. V, 22 ) – это бранное слово, по-видимому, было в большом употреблении между иудеями во времена Иисуса Христа и считалось очень оскорбительным. За название ближнего словом рака полагается большее наказание, чем за один напрасный гнев на него в сердце, потому что здесь гнев не скрывается уже в одном сердце, но вырывается наружу в оскорбительных для имени и чести ближнего словах. Виновный подлежит за это синедриону, т. е. верховному иудейскому судилищу. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Далее сказано Господом: иже бо аще речет брату своему: рака (пустой человек), повинен есть верховному судилищу; а иже речет: юроде, – повинен есть геенне огненной ( Мф.5:22 ). Несмотря на столь грозную заповедь, что же мы делаем неразумные? Боимся ли мы геенны? Ах, не большего ли гнева Господня мы себе взыскиваем, когда во гневе своем не знаем, как и обозвать брата своего? Есть ли какая-нибудь нам надежда на спасение, когда мы себя делаем тысячу раз повинными вечному огню и за всем тем все еще не сознаем себя великими грешниками, достойными вечной муки! Или закон Господень неправеден, и суд Божий не будет истинен для тех, которые не страшатся суда Его? «Ей, – говорит Господь, – ни одна черта от закона Моего не предана напрасно: небо и земля прейдут, словеса же Мои не мимо идут» ( Мф.5:18, 24, 34 ). И вот еще что – не сказал ли нам Господь: аще тя кто ударит в десную ланиту, обрати ему и другую; и хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отдай ему и сорочку ( Мф.5:39, 40 )? Так, не велено нам противиться и самому крайнему злу, самой величайшей обиде; а мы, посмотрите, что делаем? Не уклонились ли мы от этой заповеди в противную сторону? Не решились ли все идти другою дорогою, не прилагая всякое старание не поддаваться обидам, употребляя все силы не уступать другим и не терпя ни малейшего себе оскорбления? Хотя и заповедано еще нам, – любить обидящих нас и благодарить злотворящим нам (Ср. Мф.5:44 ); однако ж, мы, делая противное сему, как бы к довершению погибели своей, осмеливаемся еще простирать руки к Богу и просить: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (мф.6:12). И не боимся мы при этом наказания Божия! А за всем тем, если бы у нас не было и никаких других грехов, то и за одно мщение, за одну вражду против врагов своих мы не заслужили бы никакой милости Божьей. Нам повелено благословлять клянущих нас, а мы поражаем их тысячью проклятий; повелено молиться за творящих нам напасть, а мы молимся ли, как следует, и за благотворящих нам? Жалеем ли мы, когда постигают злополучия врагов наших, и радуемся ли, когда они пребывают в благоденствии? А все это мы должны исполнять, потому что велено нам любить их, как истинных друзей своих и благодетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Пря " мный - находящийся напротив. Пусти " ти - отпустить; развестись. Пусты " ня - уединенное, малообитаемое место. Пу " стыня - монастырь, расположенный вдалеке от населенных мест. Путесотвори " ти - сохранять в пути; проложить дорогу. Пу " ты - узы; кандалы; цепи; оковы. Пучи " на - водоворот; море. Пучиноро " дный - морской; родившийся в море. Пущени " ца - разведенная с мужем женщина. Птицеволхвова " ние - суеверие, состоящее в гадании по полету птиц или по их внутренностям. Пя " дь, пя " день - мера длины, равная трем дланям, а каждая длань равна четырем перстам, а перст равен четырем граням или зернам. Пя " сть - кулак. Пято " к - пятница. Ра " бий - рабский. Рабо " та - рабство. Рабо " тен - покорен; порабощен. Равви " , раввуни " - учитель. Равноа " нгельно - подобно Ангелам. Равноапо " стольный - сравниваемый с апостолами. Равноду " шный, равнодуше " вный - единодушный; имеющий одинаковое усердие. Равноче " стный - достойный равного почитания. Ра " дованный - радостный. Ра " доватися - радоваться; наслаждаться. Ра " дощи - радости (мн. ч.); веселье. Ра " дуйся - здравствуй; прощай. Раждеже " ние - горение; воспламенение. Разботе " ти - растолстеть; разбухнуть. Ра " зве - кроме. Разве " т - мятеж; заговор. Развра " т - волнение; возмущение. Разгбе " нный - разогнутый. Разгну " тие - разгибание; раскрытие книги. Раздо " лие - долина. Разжиза " ти - разжигать; раскалять; расплавлять. Размы " слити - усомниться; задуматься; остановиться. Ра " знство - различие. Разреши " ти - развязать; освободить. Разсла " бленный - паралитик. Ра " зум - ум; познание; разумение. Разуме " ти те " лом - почувствовать. Рака " - евр. дурак; пустой человек. Ра " ка - гробница; ковчег с мощами святого угодника Божия. Ра " ло - соха; плуг. Ра " мо - плечо. Ра " мена - плечи. Расплоща " тися - развертываться. Распростира " ти - расстеливать; разворачивать. Распу " дити - распугать; разогнать; рассеять. Распу " тие - перекресток. Ра " ст - росток. Растерза " ти - разорвать. Растни " ти - рассечь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/134/...

Кто же скажет брату своему: рака (пустой человек), подлежит синедриону (высший суд у иудеев). Если же кто скажет другому: безумный –подлежит геенне огненной». Иудеи называли вечные мучения грешников после смерти «геенною огненной» 2 . Таким образом, Спаситель, объясняя истинный смысл 6 заповеди ветхого завета, говорит, что ею запрещается не только убийство, но и гнев, вражда против ближнего. Только тот человек может быть угоден Богу, кто поддерживает мир со всеми: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой и пойди, прежде примирись с братом твоим –и тогда приди и принеси дар твой». Объяснение 7 заповеди. «Вы слышали, что сказано древним: Не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением (дурным желанием), уже прелюбодействовал с ней в сердце своем». В ветхом завете, по понятию иудеев, седьмая заповедь запрещала дурной поступок. Спаситель уясняет, что заповедь эта требует, чтобы человек строго следил даже за своими мыслями и желаниями. Вообще он должен вырвать, уничтожить всякое пристрастие к земному и временному, хотя бы предмет и дорог был для него, как глаз или рука его. «Если правое око твое (твое дурное, но дорогое для тебя желание) соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». О третьей заповеди древним было сказано: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои ( Левит.19:12 ; Втор.23:21 ). Иудеи же, руководствуясь «преданием старцев», стали различать клятвы и позволяли одни исполнять, а другие нарушать. Если в клятве произносилось имя Божие, они считали ее важною и говорили, что ее нужно исполнить. В других клятвах они, вместо имени Божия, клялись Иерусалимом, небом, землею – и считали эти клятвы настолько незначительными, что легко нарушали их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» (т.е. пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. ( Мф.5:22 ) Только представьте, она Вас обижает, а за это будет вечно мучиться в геенне, если искренне не раскается. Итак, утешьте ее добрым словом, чтобы хотя бы это воспоминание стало ей малой отрадой, когда в бесконечные веки ей придется гореть в неугасающем огне. И наоборот, ее жестокие слова служат испытанием Вашей любви к ближним, Вашей веры, а главное - есть ли в Вас терпение, столь необходимое для христианки. Если его нет сейчас, то откуда же оно появится в будущем? С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,– и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. ( Иак.1:2-7 ) И другой апостол говорит, что хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. ( Рим.5:3-5 ) Ведь что удивительно? Тяжкий крест - больного ребенка - Вы принимаете без ропота ради любви к ребенку и мужу, а малый крест - обидные слова родственницы - понести не желаете. Итак, примите ее злые слова как испытание Вашей веры от Бога. Покажите Богу, что ради Его любви и милосердия Вы готовы принять этот жизненный крест. Пожалейте старушку, будьте ласковы с ней, не спорьте и даже ничего не отвечайте на эти слова, но просто говорите в себе: бедная ты, бедная... И сопровождайте все это постоянной молитвой, причем не только о бабушке, но и о самой себе, чтобы Господь смягчил Ваше сердце и укрепил в терпении и любви.

http://azbyka.ru/vopros/kak-reagirovat-n...

Неверные , это – неверующие и некрещеные. Как и сказано, что «кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 ) и «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Равно это и отпавшие от Церкви, и отрекшиеся от Христа. «Если отречемся, и Он отречётся от нас» ( 2Тим. 2:12 ). «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь... получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец –сожжение» ( Евр. 6:4–8 ). Так погибнут стыдящиеся веры и вовсе неприемлющие ее, или отвергающиеся от нее. Скверные – все, оскверненные грехами нечестия, развратной жизнью. Не думай, человек, что твоя вера или крещение спасут тебя, если дерзко пребываешь в греховной скверне! Наоборот, будешь иметь сугубое наказание в сравнении с осквернявшимися в неведении. Убийцы – люди, лишавшие других людей жизни. Убийство – это страшное преступление. Убийцы – дети того, кто «был человекоубийца от начала» ( Ин. 8:44 ). Но это не только лишавшие своих ближних телесной жизни. Ибо «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной» ( 1Ин. 3:15 ). Господь учил: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» (пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф. 5:21–22 ). Поэтому будем стяжать дух мирный, любвеобильный, кроткий и незлобивый. Любодеи – погрязшие в грехах нечестия; вредившие не только себе и своей чести, но и чести других. Чародеи – вредящие ближним через обман и обольщения посредством трав, а также при помощи тайных сил и демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010