А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Кто скажет брату своему «рака», подлежит синедриону» Дальше, продолжая Нагорную проповедь , Иисус Христос провозгласил: «Кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Матф.5:22 ). Как нужно понимать эти слова? Согласно объяснению переводчиков Евангелия, слово «рака» в переводе с еврейского на славянский и русский языки обозначает «пустой (ветреный) человек». На первый взгляд это слово не выглядит как ругательство. Однако это слово употреблялось евреями для унижения другого человека. Этим словом евреи выражали свое презрение к человеку, которого не уважали и ни во что не ставили. Поэтому в среде еврейского народа это слово считалось оскорбительным и употребление этого слова расценивалось как нанесение сильной обиды. Вот как это место из Евангелия характеризует Святой Иоанн Златоуст , который писал, что это слово «выражает только некоторое презрение или неуважение со стороны того, кто его произносит. Подобно тому как мы, приказывая что-либо слугам или другим низкого сословия людям, говорим: пойди ты туда, скажи ты тому-то; так точно и говорящие сирийским языком, употребляли слово «рака» вместо слова «ты». Произнесение этого слова не только унижало человека и наносило обиду, но и указывало на то, что человек к которому применено это слово, не представляет сам по себе ничего ценного, он ничего не значит в жизни, то есть этот человек никто, пустое место, и с этим человеком можно не считаться, не ставить его ни во что. Однако каждый человек рожден для осуществления какой-либо цели в жизни. А применение этого слова зачеркивало смысл и предназначение существования того человека, к которому это слово применялось. Иными словами человек, оскорбляемый этим словом, в глаза названный пустым, ничего не значащим человеком, как пустой разбитый кувшин, который внутри себя ничего ценного не содержит и который достоин того, чтобы его выкинули на мусорник, был унижен как бесполезное создание Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Шестая заповедь закона Божия. Не убий. 1. Библейские изречения о шестой заповеди закона Божия Шестою заповедью запрещается: а) непосредственное убийство: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо чедовек создан но образу Божию ( Быm. IX, 6 ). б) гнев и бранные слова в гневе: вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. ( Исх. 20, 13 ). А Я говорю вам, что всякий гневающийся ва брата своего напрасно, подлежит суду; кто не скажет брату своему: рака (пустой человек), подлежит синедриону (верховное судилище); а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной ( Mamф. V, 21 – 22 ). – Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медленен на слова, медленен на гнев. Ибо гнев человека не творит правды Божией ( Uak. I, 19 – 20 ). в) ненависть и непримиримость: всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1Uoah. III, 15 ). – Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, – тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего ( 1Uoah. IV, 20 – 21 ). – Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего; тот еще во тьме ( 1Uoah. II, 9 ). – Ибо если вы будете прощать людям согрешении их; то простит и вам Отец ваш небесный. А если не будете прощать людям согрешения их; то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Mamф. VI, 14 – 15 ). – Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем ( Eфec. IV, 26 ). г) мстительность: не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь ( Втор. 32, 35 ) . ( Puмл. XII, 19 ). – Не воздавайте злом на зло, или ругательством за ругательство; напротив благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение (1 Петр, III, 9). – Будучи злословим, Он (т. е. Христос) не злословил взаимно, страдая, не угрожал; но предавал то Судии праведному ( 1Nemp. II, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Образ кротости 25.01.2021 845 Время на чтение 14 минут Легче всего стать непримиримыми врагами, проще всего поссориться. О добродетелях кротости и терпения в современной политике, дипломатии, культуре, литературе, общественной и личной жизни рассуждает доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки России Константин Михайлович Долгов. Терпение и труд все перетрут В современном обществе как-то забыли о добродетелях кротости и терпения: они как будто не существуют или игнорируются. И это поразительно! А в России, как известно, на протяжении многих веков люди обращали особое внимание на эти качества, о которых в Нагорной проповеди, во всем Евангелии говорит Иисус Христос, а далее – Его ученики, в том числе первоверховные апостолы Петр и Павел. По словам Спасителя, люди кроткие, скромные, милостивые, миролюбивые – блаженны, им принадлежит Царство Небесное, они «наследуют землю». И далее: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (Исх. 21:24). А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. М.В. Нестеров. Эскиз росписи для собора Святого Владимира в Киеве. 1892 г. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего (Лев. 19:18). А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Мф. 5:38–45). Спаситель резко осуждает страсть гнева, призывает к терпению, прощению, миру: «…Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» (пустой человек) , подлежит синедриону (верховному судилищу) ; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним…»(Мф. 5:22–25).

http://ruskline.ru/opp/2021/01/25/obraz_...

Чужая боль, которая становится близкой Могла ли я тогда в вагоне метро представить себе, что эта встреча станет для меня подарком? 27 июня, 2014 Могла ли я тогда в вагоне метро представить себе, что эта встреча станет для меня подарком? Что может по-настоящему задеть человека, коснуться его сердца? Нужны ли в жизненных ситуациях особые декорации, чтобы произвести впечатление на нас – людей, живущих в мире, полном суеты, которая порой настолько ослепляет, что ближний становится абсолютно посторонним, чужая боль – безразличной и, как следствие, наша жизнь пустой и безрадостной. Обыкновенная история. В вагоне метро – обыкновенные пассажиры. Мой взгляд остановился на ребёнке, спящем на руках мужчины. Мальчику на вид лет семь. Но что-то не так… Ребенок уже относительно взрослый, чтобы среди белого дня спать в бурлящем людьми вагоне метро, да и на лице мужчины, надо понимать, его отца, легко прочитывается отпечаток грусти и усталости. Я еду на работу. В Лавру. Всего одна станция и буду выходить. Но теперь мысли лишь об этом необычном ребёнке. Сердце подсказывает, что он болен и, как подтверждение моих догадок, – немного сместилась шапочка с его головы, и стало понятно – химиотерапия. Отсюда и бледность, и заметная усталость, некоторая отстранённость от окружающего мира, и грусть в глазах отца. Поезд меняет скорость. Конец тоннеля. Остановка. Человек также на скорости несется по жизни с периодическими остановками. Таких остановок может быть несколько, больше или меньше, но рано или поздно путь следования приведёт на конечную… И нам всегда нужно об этом помнить. А пока станция метро «Арсенальная». Когда отец бережно разбудил мальчика, предположила: они тоже едут в Лавру. И не ошиблась. В тот момент понимала, нет, всей душой чувствовала, что не могу пройти мимо, и заговорила с ними. В такой ситуации важно проявить деликатность, ведь этой семьи коснулась беда… Познакомились. Как свидетельство особой милости Божией прозвучало имя – Богдан. А затем слова, никак не ассоциирующиеся с безмятежностью счастливого детства: шесть из девяти лет болен. Нейробластома. Институт рака. Трансплантация. Химиотерапия. Бесконечные анализы…

http://pravmir.ru/chuzhaya-bol-kotoraya-...

1 фр. intendan — лицо, которому поручалось управление какой-либо отраслью 2 преподобный Амвросий, старец Оптинский 3 св. праведный Иоанн Кронштадтский 4 опасение, осторожность 5 презрение к ближним, надменность 6 гибель 7 объяснение и толкование 8 самооправдание в грехах 9 Убеждение, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит 10 Такой прием из чужих монастырей допущен преподобным по снисхождению к особым обстоятельствам того времени. Вообще же принимать из других монастырей не следует, так как монашествующие должны пребывать согласно обету в тех местах, в которых отреклись от мира (смотри 4-е правило IV Вселенского Собора) 11 настанет рассвет 12 доброжелательный и кроткий 13 монашеский головной убор 14 расходовать 15 хранить, содержать 16 неудовлетворены 17 вялый, медлительный 18 беритесь 19 любой предмет, которым пишут, например, перо 20 каждый 21 довольствовать 22 делает бесчувственными 23 «Сынове твои, обнищавшии, седяще на край всякого исхода, яко свекла недоваренная, исполнены ярости Господни, разслаблени Господом Богом» 24 Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем. Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб 25 Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия 26 Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую 27 Преподобная Феодора Цареградская (память 30 декабря/12 января) 28 Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает её. 29 Уклоняющийся от учения впадет в беды. 30 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе 31 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах 32 Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3254...

     «Мне снилось, что я в маленькой пустой церкви, в которой ярко освещен только алтарь. В церкви неподалеку от алтаря, у стены, стоит рака какого-то преподобного, закрытая тяжелой деревянной крышкой. В алтаре на престоле положена широкая доска, и на ней лежит голый человеческий труп. По бокам и сзади престола стоят студенты и курят папиросы, а я читаю им лекции по анатомии на трупе. Вдруг я вздрагиваю от тяжелого стука и, обернувшись, вижу, что упала крышка с раки преподобного, он сел в гробу и, повернувшись, смотрит на меня с немым укором. Я с ужасом проснулся». Этот сон епископ Лука увидел в один из самых трагических моментов своей жизни. Ему предстояло сделать выбор: продолжать церковное служение или полностью уйти в хирургию, где всё обещало ему блестящую карьеру. Но даже ужасное видение не смогло до конца избавить его от сомнений… Исповеднический подвиг — это не гладкое шествие по широкой дороге, зачастую он связан с колебаниями, отступлениями и даже падением. В конце концов, важным является не то, с какими трудностями, остановками, разного рода зигзагами и отступлениями от прямого пути двигался человек к вечной цели, а как он завершил свою жизнь. В Древней Церкви христиане были более открыты и не боялись говорить о себе правду, близость к Богу для них была куда важней, чем то, как они выглядят в глазах других людей. В наше время постоянное соприкосновение с пронизанным гордостью и лукавством миром все менее вызывает желание открывать правду о себе и о своих нравственных колебаниях. Мир стал сильней, а христиане слабей. Только немногие, такие, как праведный Иоанн Кронштадтский или священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), позволяли себе, как бы принося себя в жертву, широко открывать свое сердце перед людьми. Профессор Войно-Ясенецкий оперирует пациента. Хирургическое отделение городской больницы в Ташкенте. 1917      Священноисповедник Лука родился в 1877 году в городе Керчи Таврической губернии и в крещении был наречен Валентином. Талантливый проповедник и гениальный хирург, в 1923 году он был пострижен в монашество с именем Лука и хиротонисан во епископа Ташкентского и Туркестанского. В 1931 году Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке в Северный край на три года, и он был отправлен в Архангельск. Начались колебания в выборе между архипастырской деятельностью и врачебной, к которой все настойчивей его склонял внутренний помысел.

http://pravoslavie.ru/94195.html

Теперь о гневе против страстей. Когда человек чересчур спокойно относится к своим слабостям – хотя слово «слабость» мы употребляем для того, чтобы оправдать себя, – правильнее сказать, к своим страстям, грехам, тогда, конечно же, он легко следует любому своему греховному желанию. Если мы не испытываем к своим страстям чувства ненависти – постоянного сильнейшего гнева, о котором говорит Спаситель: Кто погубит свою душу, тот приобретет ее 263 или Никто не может быть Моим учеником, если не возненавидит душу свою 264 , – то не можем научиться у Спасителя исполнять заповеди, не можем научиться христианской жизни. Итак, мы должны ненавидеть свою душу и нам необходим гнев против заблуждения, против греха, без него человек перестает быть человеком. Но вернемся к неправедному гневу. Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону. «Рака» означает «пустой человек». Синедрион – это верховное судилище у иудеев, значит, здесь сказано: такой человек подлежит строжайшему высшему суду. А кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Если мы обратимся к себе, то увидим, что мы часто даже вслух произносим слово «безумный». Спаситель сказал: Не то оскверняет человека, что входит в уста, но что исходит из уст 265 . Из наших уст часто исходят разного рода оскорбительные слова, и мы не придаем им значения. Если же мы удержались и не сказали человеку чего-то в лицо, а только обругали его про себя или позднее перед своими близкими, то считаем, что уже достигли некоего нравственного состояния. На самом же деле, даже если мы только мысленно ругаем людей, оскорбляя их так или иначе, мы уже подлежим отлучению от Церкви, потому что именно это означают слова подлежит синедриону. Синедрион употреблял высшее наказание – отлучение от ветхозаветной Церкви. Спаситель говорил о синедрионе, потому что обращался к Своим современникам, но смысл Его слов не устарел и сейчас: если мы, гневаясь, оскорбляем человека хотя бы мысленно, то подлежим отлучению от Церкви. Что это значит? Может быть, Церковь в лице своих иерархов и священнослужителей и снисходит к нам, но внутренне каждый из нас, если он сколько-нибудь к себе внимателен, несомненно чувствует, что гнев, даже не вышедший наружу, но получивший некоторую свободу внутри нас, опустошает нашу душу. Мы невидимо отлучаемся от Церкви, теряя благодать, потому что общение с Церковью – это не просто присутствие в храме или официальное признание того, что мы являемся членами Церкви, а невидимое и таинственное соединение со Христом, ибо Церковь , по учению апостола Павла, есть Тело Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

5. Нельзя гневаться (Матф.5:21). Далее на протяжении всей 5-ой главы, начиная с 21 ст., Господь показывает, в чем именно пришел Он восполнить ветхозаветный закон: Он учит здесь более глубокому и духовному пониманию и исполнению ветхозаветных заповедей. Мало только не убивать человека физически, нельзя убивать его и морально, гневаясь на него напрасно. «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака», подлежит синедриону: а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной». Здесь применительно к еврейским представлениям указывается различная степень грехов гнева против ближнего. Обычный городской суд ведал меньшими преступлениями; большие преступления подлежали великому Синедриону, или сонмищу, высшему судилищу, находившемуся в Иерусалиме и состоявшему из 72 членов под председательством первосвященника. «Рака» значит «пустой человек» и выражает собою презрение. «Уроде», или «безумный» выражает собою крайнюю степень презрения или пренебрежения к ближнему: так называли не только глупого, но и нечестивого, бессовестного человека. Наказание за эту высшую степень гнева — «геенна огненная» . Так называлась долина Энномова, находившаяся к юго-западу от Иерусалима, в которой при нечестивых царях совершалось отвратительное служение Молоху (4 Цар. 16:3 и 2 Парал. 28:3), где проводили юношей через огонь и приносили в жертву младенцев. Эта долина, после прекращения идолопоклонства, сделалась предметом ужаса и отвращения. Туда стали свозить из Иерусалима нечистоты и трупы остающихся без погребения; там же совершались иногда и смертные казни; воздух в этой долине был так заражен, что для очищения его там постоянно горел огонь; поэтому место это стало страшным и отвратительным, прозвано долиной огненной и стало служить образом вечных мучений грешников. Кротость и любовь христианина к ближним должна простираться до того, чтобы не только самому не гневаться ни на кого, но и ничем не вызывать гнева против себя со стороны ближнего, разумеется, с недобрым чувством. Это препятствует с чистой совестью приносить молитвы Богу, а потому надо поспешить примириться с братом. Применительно к римскому судопроизводству, согласно которому заимодавец мог силою вести своего должника к судье, обиженный нами брат называется нашим «соперником», с которым мы должны примириться, еще находясь «на пути» этой земной жизни, чтобы он не отдал нас Судье — Богу, и мы не понесли бы заслуженного возмездия. И св. ап. Павел торопил обидчика мириться с обиженным, говоря: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Ефес. 4:26).

http://zavet.ru/a/rss_1284781568.html

Тоже не очень верный подход. Исповедоваться нужно в том, в чём ты видишь, что виноват, что согрешил. А не набирать на себя общепринятый набор грехов. Механический список – не дело. Хотя, конечно, есть и разовые поступки, которые мы совершили, раскаялись и больше никогда не повторяем. Понятно, что это какие-то внешние, плотские, может быть, страшные тяжкие преступления — убийство или ещё что-то. А есть грехи, в которых сколько ни исповедуйся, они действительно повторяются. Эти грехи являются следствием действия страстей в человеке, дурных черт характера, дурных наклонностей. То же раздражение, тот же гнев, та же зависть, то же осуждение. Я не знаю почти случаев, чтобы после первой в жизни исповеди, какая бы сокрушительная она ни была, человек сразу, навсегда и совсем отделался от этих дурных черт. Чтобы он перестал после первой исповеди осуждать, раздражаться, завидовать… Такого не бывает. Это изживать приходится постепенно. В том числе регулярным внутренним раскаянием, внешним исповедованием. И тогда фигура греха становится тоньше, тоньше, тоньше… В конце концов он превращается в заморыш и умирает. В любом случае, действовать будет не так сильно. «…не резал, не стрелял, не вешал» Конечно, каждый раз испытывая себя, надо предъявлять к себе гораздо более строгие требования. Об этом Христос в Нагорной проповеди и говорит. Он сравнивает Ветхий закон, 10 заповедей, которые были даны Моисею, с тем, каким должен быть человек, христианин. Например: «Сказано древним: не убивай. А Я говорю: кто скажет человеку, брату своему, «рака», то есть дурной человек, пустой, плохой, дурак, он уже грешит против этой заповеди». То есть он убийца. Насколько сразу всё серьезней становится! Человек приходит и говорит: «А я не резал, не стрелял, не вешал». А что, ты внутренне никого не осудил? Не сказал, что это пустой человек? Значит, ты уже, получается, убийца. Кстати, это бывает и в реальности. Человек, например, с другим повздорит, а тот склонен к сердечной недостаточности или у него высокое давление. Через некоторое время – инсульт или инфаркт, и – смерть. А тот, кто с ним повздорил, может даже и не знать, что он окажется причиной смерти. И не считает себя убийцей. Хотя таковым уже фактически является.

http://pravmir.ru/na-ispoved-s-dzhentlme...

Если кто скажет слово на Сына человеческого, – учит Сам Христос, – простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ). «Кто скажет брату своему: рака (т.е. пустой человек) подлежит синедриону (т.е. верховному судилищу); a кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ). Так строго судит о слове человеческом воплощенное Слово Божие, Господь наш Иисус Христос ( Ин.1:14 ). Сообразное с этим судом учение это находим мы во всём, не только Новом, но и Ветхом Завете. «Никакое гнилое слово, – учит Апостол Христов, – да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» ( Еф.4:29 ). «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» ( Кол.4:6 ). Мы должны «удерживать язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( 1Петр.3:10 ) и «говорить истину», одну только истину «каждый ближнему своему» ( Еф.4:25 ). Если «всякий человек должен быть медлен на слово» ( Иак.1:19 ), то тем более христианин, знающий, что он «от своих слов или оправдается, или осудится» ( Мф.12:37 ). К нему, поэтому, вполне приложимо изречение Премудрого: «слова твои да будут не многи» ( Еккл.5:1 ), потому что сила и действенность речи заключаются не в количестве слов, a в качестве их. При свете христианства мы можем оценить теперь, как следует, и ту свободу слова, которой злоупотребляют люди, не имеющие в себе совсем духа христианского. Скажите по совести, разве это истинная свобода слова, когда некоторые из нас, носящие на себе, по-видимому, звание христианское, на самом же деле давно уже отвергшиеся его, люди ни во что неверующие в своем уме и сердце, позволяют себе своими «нечестивыми устами изрыгать всякое «зло» ( Притч.15:28 ), когда слова их являются не только «не со смыслом» ( Иов.34:35, 38:2 ) и потому «невразумительными» ( 1Кор.14:9 ), но и прямо таки «неистовыми» ( Иов.6:3 ) и «безумными» ( Пс.13:1 ; Ек.10:13 ), когда «слова их, как рак, распространяются» ( 2Тим.2:17 ) и заражают собою многие простые души? Разве в этом состоит свобода слова этих людей, что они, «будучи поборниками неправды» ( Ис.29:20 ), «самих себя опутывают словами уст своих» ( Притч.6:2 ), как какими-либо тенетами, a также и других людей стараются «запутать в словах» своих ( Ис.29:21 ), что они, помимо запрещения не вступать в словопрения» ( 2Тим.2:14 ), будучи заражены страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины» ( 1Тим.6:4–5 ), стараются заводить теперь всё это именно у себя? Нет, нет и нет! Суд Божий изречен таким людям ещё в Ветхом Завете: «дерзостны предо Мною слова ваши – говорит Господь устами пророка Малахии, вы – прогневляете Господа словами вашими» ( Мал.3:18, 2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010