Сего Ап. Иакова, согласно с Божественным Евангелием ( Мф.13:55 ) и словами Ап. Павла ( Гал.1:19 ), прав. Церковь называет сыном обрученника от первой его жены и родным братом Ап. Симона, Иуды и Иосии, а также Малым или Меньшим ( Мк.15:40 ), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30 день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова брата Господня одним лицом с Ап. Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от Ап. Иакова Зеведеева, призванного в Апостольство и умершего прежде Иакова Алфеева. Но Церковь в предисловии к Богослужебной книге Апостол, в Прологе под 28 числом октября, и 4-го января в Минеи-Четьи, и священных песнопениях под теми же числами, согласно с писанием и преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева. Празднуя последнему в 9-й день октября, Церковь причисляет его к лику дванадесяти Апостол, а Иакова Малого, брата Господня, к собору семидесяти, в коем числится он первым. Различие Иакова Алфеева от Иакова Малого, брата Господня, прав. Церковь ясно выразила особенно в своих священных песнопениях. Иаков, празднуемый в 9-й день октября, нигде не называется и не прославляется братом Господним, епископом Иерусалима, писателем соборного послания и священномучеником, что без сомнения даёт высокие преимущества; но называется Иаковом Алфеевым, прославляется Божественным светильником язычников, который, исполняя число дванадесяти, объюродил Еллинскую мудрость и прошёл всю вселенную, проповедуя всегласно слово веры Христовой. Иаков же, песнословимый в 23 день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древоделя, от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды ( Мф.13:55 . Мк.6:3 ), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с Младенцем Христом в Египет, и прославляется братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого Христа; первым иерархом Иерусалима, научающим нас «даянию благому и дару совершенну от Отца светов подаятися человеком» ( Иак.1:17 ); следовательно писателем того соборного послания, которое между священными книгами Нового Завета носит имя послания Иаковлева; наконец, священномучеником, сверженным за веру Христову с крыла церковного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Епископ Назарий : Но если рака будет у нас, то и в храм больше людей будут идти. Но главное - она будет стоять на своем месте! Если что-то было сделано именно для хранения святыни в храме, согласитесь, есть торжество справедливости в том, чтобы оно соответствовало своему предназначению. И от ее музейной функции на этом месте не убавится. А вот в Эрмитаже, она, извините, стоит в Танцевальном зале. Михаил Пиотровский : Нет, он называется Концертный, хотя концертов в нем никогда на бывает. Это всего лишь название одного из парадных залов Зимнего дворца. Не переименовывать же его? Епископ Назарий : Но это все надо постараться объяснить. Потому что один из главных аргументов сторонников изъятия раки: она не там стоит. Мы с уважением относимся к музеям и работающим в них квалифицированным специалистам, столько сил отдавшим сохранению церковных ценностей. Та же самая рака святого Александра Невского была не один раз спасаема ими от переплавки! Эти усилия нужно высоко оценивать и быть благодарными. Но по поводу судьбы раки совет по культуре при Патриархе, сам Святейший Патриарх выработают позицию. И я, даже если буду иметь несколько другой взгляд, подчинюсь соборному разуму, как у нас это принято. Однако, самое главное, мы уже сейчас понимаем, что «разрулим» ситуацию. Это, не в шутку, резонансное дело, и надо искать максимально приемлемые способы его решения. Михаил Пиотровский : Сначала надо копию изготовить. Кроме «нулевых решений», есть так называемые отложенные. Вопрос о надгробии Александра Невского можно пока отнести к таким. Я специально говорю «надгробие», «саркофаг», а не рака, потому что рака - это все-таки гроб деревянный... Епископ Назарий :...который тоже находится в Эрмитаже. Михаил Пиотровский : Да, он тоже у нас - это древняя, расписанная рака... Это история требует прецедентного решения? Михаил Пиотровский : Я давно - владыка знает - веду переписку по поводу надгробия. И моя позиция такова: раз возникшее после революции государство грабило и Церковь, и музеи, и идеология его часто была примитивно проста: забрать, продать, переплавить, то теперь моральная обязанность государства - возместить отобранное у Церкви. И долг государства не должен сводиться к легким формам передачи туда-сюда. Нужно решение, которое и вернет долг Церкви, и не повредит российской культуре.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В гл. «О земли» из Жития 3-й редакции рассказывается о древней ростовской традиции, когда спор о земле решался не судами, не тяжбами, не пролитием крови, а «Леонтиевым» крестом: «...с кем будет спорно слово о земли, то священника с Леонтьиевым крестом на развод посылает» архиерей ( Титов. 1893. С. 26). Межевой крест «Леонтиев» назван среди реликвий Л. в описании ростовского Успенского собора в XIX в. Икона Нерукотворного образа Спасителя с греческими надписями, серебряная риза к-рой была украшена жемчугом, камнями и бриллиантами ( Кайдалов. Ростовский Успенский собор. 1877. С. 27), в XIX в. находилась в соборе за правым клиросом ( Титов. 1911. С. 25). В настоящее время судьба всех этих реликвий неизвестна. В мастерской кнг. Елены Верейской в 1470-1480 гг. был изготовлен надгробный покров Л. (ГМЗРК) ( Силкин. 2009. С. 6-20). В юж. части алтаря Успенского собора (диаконнике) находится Леонтиевский придел, основанный еще в 60-х гг. XII в., при строительстве 2-го здания храма. Пол придела находится на уровне пола храма XIII в.; в придельный храм во имя Л. спускаются каменная лестница из собора и такая же лестница - из алтаря. Для гробницы с мощами Л. в юж. стене был сделан аркосолий глубиной 75 см, что связано с шириной белокаменной раки Л. (66 см) ( Воронин. 1958. С. 8). С 60-х гг. XII в. у юж. стены в аркосолии стоял белокаменный гроб, присланный Андреем Боголюбским, где почивали мощи Л. До кон. XX в. рака Л. находилась в Успенском соборе в Леонтиевском приделе, она сохранилась фрагментарно (ГМЗРК). В нише напротив первоначально находились мощи свт. Исаии (позднее, очевидно после преставления свт. Игнатия, там была поставлена рака с его мощами, рака Исаии была размещена на солее собора). В Смутное время, после взятия Ростова 14 окт. 1608 г. войсками Я. Сапеги, был разграблен Успенский собор, «золотая» (позолоченная?) рака Л. подверглась осквернению (Дневник Марины Мнишек. СПб., 1995. С. 127-128). Она была разделена на части: «Раку чюдотворцову Леонтьеву златую сняша и разсекоша по жребьем» ( Толстой. 1847. С. 30. Примеч. 28, 29). На крышке раки было золотое рельефное изображение Л., доставшееся Сапеге и подаренное им Марине Мнишек. Вероятно, рака была сооружена вместе с др. раками наиболее почитаемым рус. святым при царе Феодоре Иоанновиче .

http://pravenc.ru/text/2463459.html

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Кто скажет брату своему «рака», подлежит синедриону» Дальше, продолжая Нагорную проповедь , Иисус Христос провозгласил: «Кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Матф.5:22 ). Как нужно понимать эти слова? Согласно объяснению переводчиков Евангелия, слово «рака» в переводе с еврейского на славянский и русский языки обозначает «пустой (ветреный) человек». На первый взгляд это слово не выглядит как ругательство. Однако это слово употреблялось евреями для унижения другого человека. Этим словом евреи выражали свое презрение к человеку, которого не уважали и ни во что не ставили. Поэтому в среде еврейского народа это слово считалось оскорбительным и употребление этого слова расценивалось как нанесение сильной обиды. Вот как это место из Евангелия характеризует Святой Иоанн Златоуст , который писал, что это слово «выражает только некоторое презрение или неуважение со стороны того, кто его произносит. Подобно тому как мы, приказывая что-либо слугам или другим низкого сословия людям, говорим: пойди ты туда, скажи ты тому-то; так точно и говорящие сирийским языком, употребляли слово «рака» вместо слова «ты». Произнесение этого слова не только унижало человека и наносило обиду, но и указывало на то, что человек к которому применено это слово, не представляет сам по себе ничего ценного, он ничего не значит в жизни, то есть этот человек никто, пустое место, и с этим человеком можно не считаться, не ставить его ни во что. Однако каждый человек рожден для осуществления какой-либо цели в жизни. А применение этого слова зачеркивало смысл и предназначение существования того человека, к которому это слово применялось. Иными словами человек, оскорбляемый этим словом, в глаза названный пустым, ничего не значащим человеком, как пустой разбитый кувшин, который внутри себя ничего ценного не содержит и который достоин того, чтобы его выкинули на мусорник, был унижен как бесполезное создание Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

При восстановлении Успенского собора мощи Л. были сокрыты под спудом на месте, где прежде стояла рака святителя. Опись Успенского собора 1691 г. сообщает об оформлении захоронения Л.: «На правой стороне у стены рака Леонтия ростовского чюдотворца обложена медью, на ней круги лощатые медные ж золочены. На гробе покров образ Леонтия чюдотворца шит по отласу золотом и серебром, ветх. Круг ево шита подпис золотом же. Другой покров отлас золотной травчатой по червчатой земле. Покров лутчей на нем шит образ Леонтия чюдотворца о таусиной камке золотом и серебром с шолками, венец обнизан жемчюгом крупным, в венце два яхонта да лал. В гнездах около их низаны репьи. Кругом кайма шита словами золотом. Четвертый покров бархатной травной, червчатой по серебряной земле. На нем крест круживо золотное кованое. У раки ж ломпада болшая медная» (ГМЗРК. Р-1083. Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. Л. 20, 21). Новая серебряная рака была установлена в 1800 г. В XIX в. пол Леонтиевского придела был на уровне с полом главного алтаря. В 1884 г. во время ремонта старого чугунного пола в приделе были обнаружены на стене следы фресок. Начались археологические раскопки, в результате к-рых был обнаружен и восстановлен древний Леонтиевский придел. Придел мог быть засыпан при митр. Ростовском и Ярославском Иоасафе (Лазаревиче), в 1691-1701 гг., или во время ремонта собора в 1735 г., после пожара (1730), при архиеп. Иоакиме ( Воронин. 1958. С. 8. Примеч. 2). В процессе раскопок 1885 г. была обнаружена разбитая белокаменная рака Л. Крышка гробницы плоская с 2 пологими скатами, что характерно для гробниц XII в. (Там же. С. 9). Леонтиевский придел был восстановлен по проекту председателя Московского архитектурного общества Н. В. Никитина. Иконостас и аркосолий из подольского камня изготовил мастер мраморного дела В. А. Москвин. Иконы в иконостасе, царские врата и настенные росписи на сюжет Жития Л. были выполнены Н. М. Сафроновым в 90-х гг. XIX в. Царские врата написаны с древних царских врат Введенской ц. Переславля-Залесского. Утварь для храма изготовлена по рисункам со старинных предметов, выставленных в Музее церковных древностей в Ростовском кремле ( Шляков. 1897). Каменная гробница Л. была обложена дубовым деревом, поверх которого стояла серебряная рака с живописным изображением Л. «В возглавии сей раки находится надпись: «Построися гробница сия над святыми мощами Святителя Леонтия, при державе Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго Великаго Государя нашего Императора Павла Петровича всея России, по благословению Святейшаго Правительствующаго Синода Члена Преосвященнаго Арсения, Архиепископа Ярославскаго и Ростовскаго и разных орденов кавалера, лета Господня 1800-го». В ногах гробницы вычеканены стихи о Леонтии, сочиненные архиепископом Арсением Верещагиным» ( Титов. 1911. С. 18-19). Освящен восстановленный придел Л. 29 сент. 1885 г. Ярославским и Ростовским архиеп. Ионафаном . Захоронение Л. в аркосолии выделено надгробной иконой Л.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

В 1913 г. по инициативе прав. Евфимия Такаишвили была организована экспедиция в неск. мон-рей Гареджийского многогорья. Рака, установленная в сев.-вост. рукаве Преображенской ц., повторявшая формой и размерами могилу св. Давида, была известна как место погребения Д. Г. (Карбелашвили. 1895. С. 2), но Г. Чубинашвили считал ее усыпальницей прп. Лукиана Гареджийского (Чубинашвили. 1948. С. 40). Сохранилась фотография раки, сделанная Ф. Кюне, одним из членов экспедиции. По-видимому, рака была изготовлена из дерева, украшена металлическими, возможно бронзовыми, деталями и находилась под покровом. На гробницу был возложен живописный образ Д. Г. Мощи помещены в специально высеченную в полу небольшую раку (Кекел. Фонд Е. Такаишвили. Ед. хр. 295). В нач. 20-х гг. ХХ в. с закрытием Давидгареджийской лавры и остальные мон-ри Гареджи пришли в упадок и опустели. В 1917-1918 гг. лавра неск. раз подвергалась нападению, пострадали местные святыни, были разорены раки преподобных Давида и Д. Г. В 60-х гг., во время восстановительных работ в лавре, раки покрыли бетонным раствором. В нач. авг. 2000 г. с благословения КатоликосаПатриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) рака Д. Г. была вскрыта. После разборки кирпичной кладки на полу сев. рукава церкви показался обозначенный слегка процарапанным контуром прямоугольник, размерами соответствующий раке прп. Давида. В юго-зап. части было обнаружено высеченное в полу небольшое углубление (70×30 см, глубина 35 см) с мощами Д. Г. Стало очевидно, что рака была создана позднее, для ее устроения был частично расширен и переделан сев. рукав церкви (Схиртладзе. 2006. С. 35, 89. Таб. 53, 54, 62). 6 авг., после вскрытия раки и явления мощей Д. Г., в Гареджи прибыл Католикос-Патри-арх Илия II и отслужил молебен. На основе проекта (автор Т. Беридзе), выполненного в Отделе охраны и поиска святынь Грузинской Патриархии, была создана каменная рака малых размеров в виде саркофага, куда были положены мощи Д. Г. Ее поместили в сев.-вост. рукав Преображенской ц. и т. о. перекрыли полость, созданную при перенесении мощей Д. Г. в 1880 г.

http://pravicon.com/info-2189

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий умоляю Тебя прости грехи моей маме, тяжело боляще рабе Божией Надежде, исцели ее от рака. 2011/08/24, 07:01:10 Господи Иисусе Христе, сыне Божий, умоляю тебя прости грехи моей маме, тяжело болящей рабе Божией Надежде, исцели ее от рака. 2011/08/23, 08:43:39 Господи Боже Наш, со слезами молю Тебя- исцели мужа моего, раба божьего Иоанна от рака. Уповаю на милость твою к нему грешному. р.б.Галина 2011/08/23, 08:41:51 Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй всех нас гршных. Помоги моим сыновьям, Валентину и денису, выбирать все свои решения разумно и правильно. Подскажи им истинный путь в жизни. Прошу Тебя, помоги моим родителям с их болезнями. Прошу Тебя, помоги мне найти истинный выход из положения с моей коллегой на работе. Господи Иисусе Христе,спасибо за всё,что ты делаешь для меня,грешной рабы Твоей. С Благодарностью и любовью к тебе, раба божья Наталья Наталья 2011/08/23, 06:55:13 Помоги мне Господь и моим близким избавиться от вредных привычек! 2011/08/23, 05:48:29 Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Не оставь нас грешных в беде, помоги пожалуйста моей маме, тяжело болящей рабе Божий Надежде, исцели ее от рака. 2011/08/22, 18:24:20 Господи Иисусе Христе, Сыне Божией! Помоги нам грешным, умоляю тебя исцели мою маму, тяжело болящию рабу Божию Надежду от рака. 2011/08/22, 12:23:36 Милостивый Господи! Помоги мне в паломнической поездке в Святую Землю, куда я стремилась целый год! Пошли мне и тем, кто будет со мной в поездке, Ангела-хранителя и путеводителя, помощника в пути! Господи, не остави моих близких без меня, спаси нас! раба Божия Ирина 2011/08/22, 09:51:54 [С ПРАЗДНИКОМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ, ВСЕХ ВАС, ДОРОГТЕ БРАТЬЯ АФОНСКИЕ!] Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй нас грешных! Преобрази, Господи, сына моего АРТЕМИЯ, спаси и сохрани, направь на истинный путь со ХРИСТОМ! Приведи и нас, родителей, на праведный путь, чтобы все мы вместе всегда прославляли Имя Твое Святое!!! С православным поклоном, просим Ваших святых молитв о нас,

http://isihazm.ru/?id=650&c_pid=11

Эта рака заключает в себе главное сокровище Собора: мощи благоверных князей Василия и Константина. Рака и сень сооружены в 1862 г. ярославским купцом Александром Матвеевичем Пастуховым. Рака из серебра 84-й пробы, украшена резьбой и рельефными фигурами. На верхней деке ее изображены свв. князья в полный рост. Их лики и руки нарисованы красками, а княжеские одежды вычеканены из серебра и покрыты позолотой; венцы на главах угодников серебряные вызолоченные, осыпанные разными камнями; над руками князей сложенными крестообразно, вставлены частицы мощей чудотворцев. Рака закрывается серебряной доской с чеканным крестом. На раке вычеканена надпись; «При державе Благочестивейшаго Государя Императора Александра ИИ-го, за благословениемъ преосвященнаго Нила, архиепископа ярославскаго и ростовскаго, усердием ярославскаго 1-й гильдии купца, коммерции советника и кавалера Александра Матвеевича Пастухова, сия рака и сень устроена в Москве на фабрике Двора Его Императорскаго Величества фабриканта церковной утвари, московскаго купца Николая Даниловича Полтавцева, в 1862 году». Сень над ракой и колонны, ее поддерживающие, – накладного серебра. Рисунок и работа всех этих вещей превосходно исполнены и как нельзя более приличествуют своему назначению. Соответственно святыне, храм богат и другими принадлежностями. Перед местными иконами, ракой угодников, кроме дорогих лампад, находятся отличной работы паникадила, подсвечники, а в середине Собора великолепная люстра. Вообще храм этот много обязан украшением усердному жертвователю, ярославскому купцу Александру Матвеевичу Пастухову. Здесь же перед ракой свв. благоверных князей висит лампада серебряная вызолоченная, пожертвованная Его Императорским Высочеством Великим Князем Константином Константиновичем. Сведения о жизни и обретении мощей свв. благоверных князей Василия и Константина Ярославских чудотворцев Святые благоверные князья Василий и Константин, сыновья князя Всеволода Константиновича, первого удельного князя ярославского, родились и воспитывались в Ярославле в самую грозную эпоху нашествия на Русь монголов и междоусобий княжеских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

(11) Митрополит Кирилл: " Россия – православная, а не " многоконфессиональная " страна "http://Радонеж. 2002. 8. (12) Обращение к русскому народу//Русь державная. 1999. 8 (63). (13) Владимир Василик. Истоки агрессивности//Радонеж. 1999. (14) Нужен ли Русской Православной Церкви Поместный Собор?//Русь Православная. 2002. 4. (15) В. Николаев. Московский " джихад " и его последствия//Первый и последний. 2002. 4. (16) Они придут с юга под зеленым знаменем ислама: статистика неумолимо свидетельствует: русские вымирают, а их место занимают мусульмане//Сербский крест. 1999. 17. (17) Единой и неделимой России – быть! Доклад сопредседателя Российского Общенародного Движения А.В. Баженова на третьем съезде РОД//Русский вестник. 1997. 18-19. Спецвыпуск. (18) Полумесяц и крест//Правда.Ру. 2002. 21 августа. Цит. по: Портал Credo [ текст ] (19) Большое видится на расстоянии//Русь Державная. 1996. 19-21 (32). (20) Александр Солуянов: Нам нужно единение//Русский вестник. 1999. 42-43. (21) Владимир Семенко. Метафизика апостасии: О духовно-метафизических истоках кризиса современной цивилизации.//Вестник Русской линии. 2001. 8 (5 мая). (22) Похоже, первое сообщение об этом на русском языке: Эдуард Володин. Иудино время – 3//Русское Воскресение. 2001 [ текст ]. (23) Михаил Назаров. Новый этап установления нового мирового порядка//Радонеж. 2001. 15-16. (24) Андрей Москвин. Теракты в Америке: кому это надо?//Русский вестник. 2002. 25 октября. (25) Анатолий Степанов. Антиглобалистский коктейль: К итогам научно-практической конференции " Глобализм и Россия "http://Русская линия. 2001. 10 декабря [ текст ]. (26) Все это обстоятельно изложено в заявлениях Союза православных граждан. См., например: Прекратить преследование православия в Татарстане и пропаганду исламского прозелитизма в России за государственный счет!//Русская линия. 2002. 20 сентября [ текст ]; Союз православных граждан против строительства мечети в Сергиеве Посаде//Newsru. 2002. 18 октября [ текст ]; Заявление СПГ: " Публикации в " Известиях " и " Независимой газете " против СПГ поражают своей некомпетентностью "http://Сайт " Радонеж " . 2002. 23 октября

http://religare.ru/2_3236.html

32. Принцип исторического моделирования и болгарская история//Славяноведение, 2000, 1, 0, 2 а. л. 33. Молодая Россия в эмиграции//Славяноведение, 2000, 4, 1, 2 а. л. 34. Организация Александра Казем-Бека//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 2000. М., 2001, 1 а. л. 35.  Искусство русских изографов на балканских землях XVIII-XX вв.//Славянский альманах, М., 2001, 0, 6 а. л. 36.  К истории русской религиозной живописи на Балканах//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 2001, М., 2001, 1 а. л. 37.   «Молодая Россия» (к вопросу о русском фашизме)//Славяноведение, 2002, 4, 1,3 а. л. 38.  Опыт истории страны, которой не было (Сербия в 1918-1941 гг.)//Славяноведение, 2002, 5. 1,5 а. л. Также размещена в Интернете. Сайт «Русский архипелаг» www.archipelag.ru/text/343.htm 39.  Младороссы: наброски к портрету в зеркале эпохи//Славянский альманах, М., 2002, 2 а. л. 40.  Государство у Константина Леонтьева (Восток, Россия и славянство)//Трибуна свободной русской мысли. 2002, 3, 1 а. л. 41.  Балканы: один тезис Йозефа Геббельса и одиннадцать моих//Сборник в память В. Г. Карасева. Югославская история в новое и новейшее время. М., 2002, 0,2 а. л. 42.  Русская Сербия//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 2002. М., 2002, 1 а. л. Также размещена в Интернете. Также опубликована в «Русской газете в Болгарии» в 3 ч., 36-38. София, 15, 22, 29 сентября 2005 г. 43-51. Баньская, Банялукская, Бачская епархии, Белградская митрополия, Белградско-Карловацкая митрополия, Белградская Патриаршая библиотека, Благовещенский церковный собор, монастырь Боджани, Болгарская Православная Церковь (в соавторстве)//Православная энциклопедия. Т. IV-V, М., 2002, 1 а. л. 52.Среди единоверных братьев (Русская церковь в Югославии 1920-1940-е гг.)//Родина. М.,  2003, 10, 0, 5 а. л. 53.Русская церковь в Болгарии//Славяноведение. 2003, 6, 0, 5 а. л.

http://bogoslov.ru/person/792994

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010