В 1654 г. по инициативе Патриарха Никона грамотой царя Алексея Михайловича с. Боровичи и мон-рь с земельными владениями были приписаны к валдайскому в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рю . Мощи св. Иакова по указу Патриарха были перенесены в собор Валдайской обители, в Святодуховской ц. Б. м. оставили ковчег с ребром святого. Опись Б. м. 1658 г. упоминает 3 обветшавших деревянных храма: соборы в честь Сошествия Св. Духа с шатровым завершением и Покровский, ц. во имя св. Иакова Боровичского над зап. вратами, а также деревянные колокольню, 2 кельи и хлебню. При участии Патриарха Никона в Боровичах, на левом берегу Мсты, был основан Новодухов мон-рь, в 1664 г. там заложили каменный храм. Часть деревянных построек, в т. ч. надвратный храм из Б. м., перенесли во вновь устроенную обитель. После низложения Патриарха Никона строительные работы в Новодуховом мон-ре прекратились. В 1673 г. недостроенную каменную церковь разобрали, кирпич использовали при возведении в 1674-1676 гг. каменного храма в честь Сошествия Св. Духа в Б. м. В строительстве участвовали каменщики из Валдайского мон-ря, оттуда же в новый собор перевезли убранство для алтаря, подаренное кн. Ф. Мстиславским. Из Новодухова мон-ря в Б. м. перенесли деревянные строения, в т. ч. ц. во имя Иакова Боровичского. В 1712 г. Валдайский и Боровичский мон-ри с вотчинами были приписаны к Александро-Невскому мон-рю, в 1730 г. Б. м. вновь значился приписным к получившему самостоятельность Валдайскому мон-рю. После пожара 1732 г. и наводнения 1743 г. в Б. м. были построены новая деревянная ограда с башнями, к востоку от собора -деревянные св. врата с ц. Иакова Боровичского. В описи 1765 г. упоминается также каменная колокольня при соборе Св. Духа. Вместо деревянной, сгоревшей в 1778 г. была построена каменная надвратная церковь с колокольней (1792). Рака с частицей мощей св. прав. Иакова Боровичского в Свято-Духовском соборе. Фотография. 2002 г. Рака с частицей мощей св. прав. Иакова Боровичского в Свято-Духовском соборе. Фотография. 2002 г.

http://pravenc.ru/text/153209.html

Патриарх глазами фотохудожника Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим. А фотограф, снимающий на патриарших богослужениях, еще и летописец. 15 ноября, 2011 Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим. А фотограф, снимающий на патриарших богослужениях, еще и летописец. Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим — не отвлечь священников от служения, мирян — от молитвы, не нарушить благоговейного настроения, не «спугнуть» ощущение благодати… В совместной молитве чад Церкви и Предстоятеля выражается не просто «политическое», «юрисдикционное» единство, но и символическим образом изображается единство Церкви со Христом. Именно поэтому богослужения, совершаемые Патриархом, и все мероприятия, в которых участвует и во время которых общается с паствой Патриарх, всегда широко освещаются. И именно поэтому фотограф, работающий на таких мероприятиях — не только художник, но и летописец, взор которого фиксирует происходящее и через кадр передает в будущее. Как встречают люди своего Предстоятеля — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла? Как сам Патриарх общается с людьми? Какая атмосфера царит вокруг него? О своих впечатлениях корреспонденту ПРАВМИРа рассказали фотографы Московской Патриархии — Сергей Власов и Кирилл Новотарский. Официальные визиты Патриарха: атмосфера радости   Сергей Николаевич Власов работает в Московской Патриархии с 1993 года. Его работы публикуются в «Журнале Московской Патриархии», «Церковном вестнике», на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru и в других изданиях. Сергей Власов «Любое служение Патриарха — будь то богослужение, встреча с народом или любое другое мероприятие — это событие, это наша история, которую я считаю своим долгом запечатлеть, — рассказывает Сергей Николаевич Власов. —  Даже если Святейший неоднократно совершал визит в какую-либо епархию, все равно обязательно произойдет что-то новое, а даже если и не будет нового — все равно мы увидим счастливые глаза людей, радующихся встрече с Патриархом.

http://pravmir.ru/patriarx-glazami-fotox...

Таким образом возглашение “Отмый, Господи” является как бы засвидетельствованием уже совершающегося факта и потому может быть произнесено и диаконом» [Сахаров 2008, 85–86]. Однако вследствие того, что в сознании многих современных пастырей формула «Отмый, Господи» обрела значение финального аккорда Божественной Литургии, ее высшей точки, то и утилитарное действие ссыпания частиц для потребления было сакрализировано и на многих приходах Русской Православной Церкви совершается только священником или епископом. Итак, кто же должен ссыпать частицы? Несмотря на ясное предписание Служебника, во избежание ненужных конфликтов вопрос ссыпания частиц должен обсуждаться на каждом приходе индивидуально. 3.3. Потребление частиц Основной практический вопрос, смущающий пастырскую совесть при потреблении поминальных частиц, смешанных с частицами Агнца: «Не станет ли нарушением евхаристического поста случайное вкушение неосвященных частиц раньше Тела Христова?» Для правильного ответа на этот вопрос необходимо учесть несколько факторов: Таким образом, на практике не обязательно потреблять частицы строго после частиц Агнца. Дополнительный вопрос, также возникающий на практике, – это большое количество поминальных частиц (такое случается часто в соборных храмах и монастырях), которые абсорбируют Святую Кровь Христову. Каким образом их потреблять [Дискос 2]? Возможны два варианта: В отсутствие конкретных предписаний церковной власти выбор конкретного решения остается за священнослужителем. Отдельно следует добавить, что, во избежание абсорбции поминальными частицами Святой Крови, их следует делать небольшими по размеру и уменьшить их количество (необязательно изымать одну частицу за одно имя ). Заключение Поминальные частицы в византийском обряде – это отзвук практики служения на нескольких хлебах – Агнцах, которые приносились перед началом евхаристического собрания многочисленными жертвователями. Вследствие изменения литургической практики в обиход вошли символические приношения – небольшие части, которые отделялись от просфоры с произнесением особых молитвенных формул-ходатайств за тех, кто принес и ради кого принесли этот хлеб.

http://bogoslov.ru/article/6177052

«Я абсолютно счастлива». Об Анне Людковской , 31 год, которая занимается спортом, учится в Духовной Академии и возглавляет проект глянцевого журнала «ХлебСоль» с Юлией Высоцкой. Фотограф – студентка Юлия Зацепина. – С.52-53; « Делай, что должен, и будь что будет ». Герой подборки – телекорреспондент Александр Егорцев . Церковь, выстраданная вера – с одной стороны. Криминальная журналистика, риск и цинизм – с другой. Это переплетения его стремительной жизни. Награжден двумя орденами от двух патриархов за борьбу с сектами и светскими орденами и медалями – за горячие точки. Фотограф – студентка Татьяна Тихомирова. – С.54-55; Батюшка. Подборка посвящена протоиерею Игорю Фомину (р. в 1970 г.). Служит в Казанском соборе на Красной площади и в приписанном к нему кладбищенском храме Святителя Иннокентия Московского, а также является настоятелем строящегося храма князя Александра Невского при МГИМО. Духовник православного журнала «Фома». Отец четверых детей. Фотограф – студентка Юлия Линде. – С.56-57. подборку см. в С.60-65/номере «Фомы» за 2010 г. Личное: Константин Мацан . Там . Лирическое эссе о семейных отношениях, о том, почему «Браки совершаются на небесах». Фото Владимира Ештокина//Фома. - – декабрь 2010. – С.58-59. – (раздел « Люди », рубрика « Личное »). Виталий Каплан . Собиратель миров. Финский православный фотограф пишет детские сказки. Герой очерка – Марин Ангел Лазаров , с которым автор познакомился в московском клубе детских писателей «Черная курица», - поэт, сказочник, философ, журналист, фотограф, отец семерых детей.  Финн болгарского происхождения он стал членом православной общины в Хельсинки. Фото Марина Ангела Лазарова//Фома. - – декабрь 2010. – С.60-62,64. – (раздел « Люди »).  На врезке к статье: Марин Ангел Лазаров . Поцелуй матери . Эссе. Печатается в  авторском переводе//Фома. - – декабрь 2010. – С.64. – (раздел « Люди »). См. также: « Трудности перевода ». Приносим извинения за неточности «Фома», декабрь 2010 года)/ Редакция . В статье «Собиратель миров» о финском писателе и фотографе Марине Ангеле Лазарове было допущено несколько неточностей, которые сам Марин Ангел, в силу не очень хорошего знания русского языка, не отследил на этапе согласования. Перечислено, какие неточности//Фома. - – январь 2011. – С.96. – (рубрика « Отклики »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-92-...

Но и здесь современная литургическая традиция (передающаяся устно от опытных священников новичкам во время прохождения ставленнической практики и отрицающая преложение частиц) во избежание «случайного» освящения предписывает налагать знак креста только над Агнцем. Однако, как замечает иерей Михаил Желтов, страх «случайного» освящения частиц является надуманным: «Невозможно освятить что-либо, не заметив это. Раз чин Русской Церкви таков, что частицы освящать не нужно – значит, они и не освящаются, поскольку таинство не может происходить как-то механически и помимо воли священнослужителей и молящихся. Речь идет именно о регулярном чине, а не о различных чудесах и исключениях, которые только подтверждают правило. Именно это, собственно, и было главным аргументом, заставившим Русскую Церковь отказаться от идеи пресуществления частиц: “Таков чин”» [Дискос 1]. 3. Ссыпание частиц в Евхаристическую чашу и потребление Святых Даров Наиболее архаичной практикой потребления Евхаристических Даров после причащения мирян является их раздельное потребление. Вот что пишет об этом явлении профессор Роберт Тафт: «Частицы освященного хлеба не погружали в чашу перед возвратом Даров в скевофилакию для потребления, что вошло в обычай гораздо позже» [Тафт 2010, 59]. При этом в потреблении могли принимать участие не только священнослужители, но и избранные лаики (дети): «Согласно древнему обычаю, если оставалось много святых частиц непорочного тела Христа Господа нашего, маленькие мальчики, которые посещали начальную школу, приглашались их потребить (Евагрий Схоластик. PG 86.2, Col.2769A). Заметьте, что упоминаются только частицы освященного хлеба, наверняка потому, что дети были слишком малы, чтобы потреблять освященное вино. Но это означает в то же самое время, что хлеб и вино сохранялись раздельно после причастия» [Тафт 2010, 60]. Таким образом, ни о каком ссыпании остатков Тела Христова в чашу на начальном этапе церковной истории не может быть и речи. В процессе дальнейшего развития литургического обряда была найдена удобная форма для потребления многочисленных мелких остатков Святых Даров, т. е. их ссыпание в Евхаристическую чашу. С появлением поминальных частиц, а затем лишения их статуса Тела Христова утилитарная форма наполняется новым содержанием в соответствии с богословской концепцией последователей блаженного Симеона Солунского.

http://bogoslov.ru/article/6177052

В честь и память Преблагословенныя Владычицы, и поставление вынутой частицы на дискосе по правую сторону Агнца, близ среды его21), со словами: Предста Царица. Вынутие 9 частиц, с произнесением на каждый раз особых слов, из третьей просфоры в честь разных ликов святых22), и поставление их по левую сторону Агнца в три ряда28): I-й Предтечи Пророков Апостолов Святителей Мучеников Преподобных Вынутие частиц, с произнесением особых слов, из четвертой просфоры24) за живых (епископов, Св. Синод и местного архиерея, патриархов, пресвитеров, диаконов и весь священнический чин, за Императора и Царскую фамилию и всех живых, а равно и «ихже имать живых», произнося каждый раз: Помяни, Господи, имя рек) и поставление этих частиц внизу Агнца21). Вынутие частиц из пятой просфоры25), с произнесением особых слов, за умерших (патриархов, царей, цариц, храмоздателей и пр., «ихже хощет», произнося: Помяни, Господи, имя рек, и всех усопших в надежде воскресения жизни вечные), и поставление этих частиц ниже частиц за живых21). Вынутие иереем частицы за себя, с произнесением слов: Помяни, Господи, и мое недостоинство, и прости ми. [Изъятие частиц из подаваемых молящимися просфор 26), со словами: Помяни, Господи, имя рек]. И приемь (священник) губу, собирает на дискос частицы доле св. хлеба, якоже быти во утверждении, и не испаднути чесому27). Заключительные действия проскомидии Диакон приемь кадильницу, и фимиам вложив в ню, глаголет ко священнику: Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся. Молитва кадила: Кадило Тебе приносим. Господу помолимся. Покадив звездицу28), священник полагает на дискосе над Агнцем, со словами: И пришедши звезда, ста верху, идеже бе Отроча. Господу помолимся. Покадив покровец28), свящ. покрывает св. хлеб с дискосом, глаголя: Господь воцарися. Господу помолимся. Покрый, владыко. Покадив вторый покровец28), священник покрывает св. потир, глаголя: Покры небеса добродетель. Господу помолимся. Покрый владыко. Покадив воздух23), свящ. покрывает дискос и потир, глаголя:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

7 . По старопечатному Служебнику требуется вынимать из третьей просфоры, как и из прочих, только одну частицу. По Служебнику же новоисправленному из сей просфоры, приносимой в честь святых, надлежит вынимать девять частиц. Старообрядцы, как известно, поставляют это изменение в вину православной церкви, равно как обвиняют ее и за то, что вообще дозволяет из одной просфоры вынимать по нескольку частиц, чего акибы до Никона патриарха не было. Древлеписьменные Служебники, напротив, показывают, что изъятие из третьей и других просфор по нескольку частиц употреблялось издревле в православной церкви. а) В харатейном Служебнике XIV века, библиотеки С.-Петерб. дух. академии, 523, святые, в честь которых положено приносить третью просфору, разделены на семь разрядов, или чинов, и поминовение каждого из них начинается словами: Приими Господи приношение сие... Это служит ясным указанием, что сколько раз сии слова повторяются, столько же и частиц предписывается вынимать из просфоры, с чем должны необходимо согласиться сами старообрядцы поповского согласия, ибо y них указанные слова произносятся только при изъятии частиц. В Служебнике XV века, той же библиотеки 530), из третьей просфоры, именуемой крестовою, повелевается вынимать четыре частицы, – на горней части – в честь святых, на долней – о епископстве и всех живых, на правом розе – о царех, князех и игумене, на левом розе – о умерших 32 . В другом древлеписьменном Служебнике XVI века, библиотеки Моск. дух. академии 85), из третьей просфоры, именуемой крестовою же, показано вынимать также четыре частицы, с тем только различием, что здесь частицу за всех живых показано вынимать на правом розе креста. Подобного рода указание находится еще в древлеписьменном Служебнике XVI же века, принадлежащем Румянцевскому музеуму 402). В древлепечатных же Служебниках, немосковского издания, которые вообще представляют большую близость к подлинному греческому тексту, содержатся прямые указания, что из третьей просфоры должно вынимать девять частиц. Так в острожском Служебнике читается: Посемъ (иерей) просфор взимат чати, во им чтнаго крта, во им нбныхъ силъ, в им чтнаго пртчи, и пррокъ, во им стх аплъ, во им стых въ им стх мчнкъ, въ им прбныхъ ць, во им стго его же есть день и въ им прпбныхъ и бгоносныхъ ць и анны. Точно так же повелевается вынимать из третьей просфоры девять частиц в гедеоновом Служебнике и в Служебниках киевских, виленском 1638 г. и напечатанном в Дельском монастыре 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

32) преобразование Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Серафимовиче Волгоградской области в женский монастырь (17.07.2002), 33) открытие Кизического мужского монастыря в Казани (17.07.2002), 34) преобразование прихода Казанско-Богородицкой церкви в селе Чимееве Курганской области в Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь (17.07.2002), 35) открытие Троицкого Оптина Рождества Богородицы женского монастыря в городе Волхове Орловской области (17.07.2002), 36) открытие Богородицкого Житенного женского монастыря в городе Осташкове Тверской области (17.07.2002), 37) открытие мужского монастыря во имя Животворящего Креста Господня в селе Антушкове Ильинского района Ивановской области (7.10.2002), 38) открытие Никольского мужского монастыря в Брянске (7.10.2002), 39) открытие Петропавловского женского монастыря в Брянске (7.10.2002), 40) открытие Троицкого Севского мужского монастыря в Севске (7.10.2002), 41) открытие Никольского мужского монастыря в городе Старая Ладога Ленинградской области (26.12.2002), 42) открытие Богородице-Тихоновского (Тюнина) женского монастыря в городе Задонске Липецкой области (26.12.2002), 43) открытие Свято-Георгиевского Мещевского мужского монастыря в городе Мещевске Калужской области (26.12.2002), 44) преобразование прихода в честь Богородско-Уфимской (Казанской) иконы Божией Матери в Уфе в Благовещенский женский монастырь (26.12.2002), 45) перемещение Успенского мужского монастыря в Уфе в село Уса-Степановка Благовещенского района (Республика Башкирия) (26.12.2002), 46) переименование Успенского мужского монастыря в Уфе в Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь в селе Уса-Степановка Благовещенского района (Республика Башкирия) (26.12.2002), 47) преобразование прихода Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Благовещенске в мужской монастырь во имя Архистратига Божия Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных (7.05.2003), 48) преобразование Константино-Еленинского прихода во Владимире в Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь (7.05.2003),

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207720...

160. Москва - Иерусалим: перспективы XXI века//Московская перспектива. 30 января 2001. 4. С. 4. 161. «Душа верна». (Памяти В.В. Кожинова)//Московская перспектива. 6 февраля 2001. 5. С. 4. 162. Подвиг памяти//Московская перспектива. 8 мая 2001. 18. С. 1, 4. 163. Смерть поэта (Памяти Татьяны Глушковой)//Московская перспектива. 8 мая 2001. 18. С. 4. 164. Код века//Московская перспектива. 28 августа 2001. 35. С. 4; 26 февраля 2002. 8. С. 4. 165. «Время настоящее есть плод прошедшего» [Интервью]//Граждановедение (еженедельное приложение к «Учительской газете»). 23 августа 2001 г. 34. С. 3. 2002 166. Восемнадцатый век в истории русского монашества//Монашество и монастыри в России. XI-XX века. Исторические очерки. М., «Наука», 2002. С. 186-222. 167. Императорское Православное Палестинское Общество и проблемы православного востоковедения//Культурное наследие Египта и христианский Восток. М., Институт востоковедения РАН. 2002. С. 177-192. 168. Русская Церковь и Патриархаты Востока. (Три церковно-политические утопии XX в.)//Религии мира. История и современность. 2002. М., «Наука», 2002. С. 143-219. 169. История и современное состояние Русской Духовной Миссии в Иерусалиме//К свету. Вып. 19. М., 2002. С. 118-138. 170. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX - начале XX столетия//Богословские труды. Сб. 37. М., 2002. С. 5-127. 171. «К почести вышнего звания»: Академия Российская и Русская Церковь//Словарь Академии Российской. Т. 3. М., 2002. С. 30-45. 172. Барлуцци Антонио//Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 339-341. - В соавторстве. 173. Последний очевидец [Предисловие]//Шульгин В.В. Последний очевидец. Мемуары. Очерки. Сны. М., 2002. С. 3-22. 174. Поздний Шульгин. (Вместо послесловия)//Шульгин В.В. Последний очевидец. Мемуары. Очерки. Сны. М., 2002. С. 572-580. 175. «Святой Диоклетиан»: таинство Империи//Трибуна русской мысли. 2002. 2. С. 58-69. 176. Тайна Святого Огня//К свету. Вып. 19. М., 2002. С. 165-175; То же//К единству. 2006. С. 12-16; С. 14-15. То же//http://pravnov. ru/materials/chudesa/fire.htm

http://bogoslov.ru/person/249099

И аще и вси не глаголют сия, но внегда кровь Христова имать силу, еже очистити прегрешения верных, творит она всегда действие свое, – аще глаголем мы сие, аще не глаголем, – и в сем стоит ( состоит? – д. И. Л. ) вся сила священства. Зане егда священник приносит жертву сию к Богу и молится о душевном спасении коего любо человека, живаго или усопшаго, не уповает на добродетель свою получити тою просимое, но на силу и благодать излиявшияся о нас крове Владычни. И сие есть слово пророка Захарии, иже глаголет “и Ты, в крови завета Твоего, испустилъ еси узники Твоя от рова, не имущаго воды”. Ибо не токмо тогда, во время распятия Своего, изъят от ада плененныя Своя кровию, юже излия на кресте, но и ныне кровию новаго завета, яже изливается тайно в божественном священнодействии, избавляются и усопшии от ада, о нихже жертва приносится, и живыи от всякого душевнаго вреда диаволя. Зане ни едино разнство имать кровь сия от оныя: но есть таяжде всячески» (Скрижаль 2013, 224–225). Наличие формулы «Отмый, Господи» в современной православной практике (и отсутствие ее у старообрядцев и греко-католиков) рождает многочисленные богословские интерпретации: от нейтральных до самых крайних, которые сводят все последование Божественной Литургии к ссыпанию частиц и произнесению этой формулы . Но в действительности, если рассматривать эту формулу в контексте богословия последователей Симеона Солунского, она является внешним знаком развития тезиса о не-преложении частиц в Тело Христово в тексте современного русского Служебника. Таким образом, формула «Отмый, Господи» подчеркивает не-евхаристический характер частиц, однако фактически сама по себе она ничего не добавляет нового к молитве Церкви, поскольку ходатайственное поминовение имен живых и усопших уже совершено на проскомидии. 3.2. Кто и когда ссыпает частицы? О ссыпании частиц в Евхаристическую чашу сразу после причащения священнослужителей говорят большинство русских литургических книг до середины XVII века. Появление новой (более согласованной с символической концепцией школы Симеона Солунского) практики ссыпания частиц после причащения мирян позволяет избежать случайного причащения неосвященной частицей (и не впасть, по мнению патриарха Паисия, в идолослужение).

http://bogoslov.ru/article/6177052

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010