Поэтому и части святых мощей в антиминсы и под престолы полагались и полагаются от всех чинов угодников Божьих, где какие обретаются, без ограничения мученическими только частями. Но так как в хранилище святых мощей церкви апостола Филиппа имеется более частей от святых мучеников и части эти крупные сравнительно с частями других святых мощей, то отделение частиц совершается большей частью от частей святых мучеников. У каждой части имеется на особой бумажке надпись о принадлежности этой части известному святому или известной святой; почерк письма этих надписей XVII века; более крупные части святых мощей и в ковчеги вложены с такими надписями. Самое отделение частиц святых мощей совершается синодальным ризничим обыкновенно утром в алтаре церкви апостола Филиппа на жертвеннике в епитрахили и поручах. Особого чина на отделение частиц святых мощей нет, но обычно синодальный ризничий совершает отделение с краткими молитвословиями «Господи, помилуй», или тропарями апостолов, святителей, преподобных, мучеников, или теми, какие Господь положит на сердце. Орудиями для отделения частиц святых мощей обычно служили два небольших ножа, но вследствие притупления лезвий от твердых костей святых, ныне для этого употребляются небольшие щипцы. Отделенные частицы полагаются на чистой бумаге, каждая заливается белым воском и влагается в небольшой бумажный конвертик; затем эти конвертики с частицами святых мощей полагаются в особые ковчежцы, причем уполномоченный от епархиальных Преосвященных их пересчитывает. После того ковчежец запечатывается печатью синодального ризничего и отдается под расписку посланному от епархиального архиерея в особой книге, где записываются и отпуски святого мира на целые епархии также по особым указам Московской Святейшего Синода Конторы. Таким образом, актами на выдачу святых мощей служат: 1) указы синодальному ризничему из Московской Святейшего Синода Конторы; 2) записи в особую книгу, выдаваемой святыни с означением епархии, количество выдаваемой святыни, времени получения и 3) донесение о сем синодального ризничего Московской Святейшего Синода Конторы. Указы о выдаче святыни и книги, в которую записывается эта выдача, хранятся в архиве синодальной церкви Двунадесяти апостолов, а донесения Преосвященных и синодального ризничего в Синодальной Конторе. Отделенные и запечатанные частицы святых мощей командированными из епархии лицами представляются своим Преосвященным епископам, которые хранят их в кафедральных ризницах и по мере надобности расходуют для вложения в новые антиминсы и под престолы при освящении их епископами. Читать далее Источник: Что такое св. мощи и как совершается их раздробление/свящ. Н. Романский. - М. : Типо-лит. И. Ефимова, 1903. - 31 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

диакон Михаил Асмус Содержание Николай Грамматик (конец XI – начало XII в.) Илия Критский (середина XII в.) Феодор Вальсамон (конец XII в.) Иоанн Векк (конец XIII в.) Номоканон 228 канонов вв.) После Симеона до Пидалиона (XV в. – начало XIX в.) Пётр Могила (начало XVII в.) После Могилы до новейшей науки (середина XVII–XIX вв.)     Настоящая статья представляет и дополненный текст доклада «Понимание поминальных частиц в истории», опубликованного в Материалах Ежегодной Богословской конференции ПСТБИ (М., 2001. С. 65–73). За помощь в доработке статьи автор благодарит диакона Михаила Желтова и М.М. Бернацкого, посвятивших обсуждению темы немало времени. В статье рассмотрены историческое происхождение и богословское значение поминальных частиц, изымаемых на проскомидии – в частности, вопрос о преложении их в Тело Христово. Автором приводятся тексты свидетельств по этому вопросу в период с конца XI до начала XIX в., сопровождаемые необходимыми комментариями. Современное трёхчастное строение Божественной литургии, включающее чин св. предложения (греч. πρϑεσις), или приношения (греч. προσκομιδ), литургию оглашенных и литургию верных, возникло не сразу. И если литургия оглашенных и литургия верных сопутствуют друг другу с самых древних времён, то о выделении приготовления Даров в особое священнодействие, хотя бы и не развитое, но уже предваряющее литургию оглашенных, источники сообщают лишь с VIII в. 1 Не может быть никаких сомнений в том, что само по себе принесение хлеба и вина для Евхаристии, необходимое для её совершения, имело место ещё в апостольский век, не отделявший поначалу Евхаристии от агапы. Однако, позднее возникновение и развитие чина св. предложения вынуждает исследователя-литургиста более пристально вглядываться как в историческую, так и в богословскую стороны его священнодействий. Наше внимание привлекла к себе только одна составляющая этих священнодействий – историческое происхождение и богословское значение поминальных частиц, которые изымаются из просфор в честь Божией Матери, чинов святых и всех православных христиан, живых и усопших, полагаются возле Агнца (также представляющего собой большую, но всё-таки часть агничной просфоры) на дискосе, вместе с ним приносятся на Великом входе для участия в анафоре, вместе возносятся как Тво твоихъ, вместе лежат при освящении Даров, наконец, вместе, хотя и не в одно время, погружаются в Чашу и потребляются как величайшая святыня в конце Божественной литургии, служа вещественным выражением того великого ходатайства, какое приносится Церковью в составе Евхаристической молитвы с верой в исключительную его уместность и действенность. В статье в историческом контексте рассматривается вопрос: прелагаются вместе с Агнцем поминальные частицы в Тело Христово или нет?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

     Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы. (Рим. 1: 19–20) Бурный расцвет науки за последние несколько веков, несмотря на то, что сами ученые в большинстве являлись людьми, верующими в Бога, был использован для борьбы с религией, для пропаганды атеизма. Прошло некоторое время, и науке уже не приписываются претензии на абсолютное обладание истиной. Сами научные открытия постоянно меняются, что утверждалось наукой раньше, потом ставилось под сомнение или опровергалось следующими открытиями науки (например теория теплорода). Рассмотрим мир как огромный, постоянно движущийся организм: «Молекулы и атомы окружающих нас веществ постоянно пребывают в состоянии беспорядочного движения, непрерывно сталкиваясь друг с другом. В природе нет и не может существовать никаких тел, даже размера ядерных частиц, которые не находились бы в непрерывном движении, зависящем от температуры» . Мелкие частицы вещества находятся в постоянном хаотическом движении, названном по имени английского ботаника броуновским: «это беспорядочное движение частиц вещества, взвешенных в жидкости или в газе, происходящее под влиянием соударений этих частиц с молекулами окружающей среды» . Движение, согласно определению преподобного Иоанна Дамаскина, это рождение и уничтожение, увеличение и уменьшение, перемены относительно качества, так и движение с места на место, перемещение одних материальных объектов относительно других. «Движение составляет сущность материи» (святитель Лука Крымский) . Действительно, в этом мире все находится в движении, все подвержено переменам. От микромира (элементарных частиц) до Вселенной (планет и созвездий) все постоянно движется: электроны непрестанно движутся вокруг атомного ядра (например, за стомиллионную долю секунды электрон (или частица-дублер) совершает вокруг ядра миллионы миллионов оборотов ), происходит броуновское движение молекул в жидкостях и газах; перемещаются материки на Земном шаре; возможно, несутся с огромными скоростями звезды и целые галактики в космосе и т.д. Происходит круговорот веществ в природе Земли: например, круговорот воды, углерода, азота и др.; живые организмы извлекают из окружающей природы минеральные вещества, после смерти организмов эти вещества возвращаются в окружающую среду. В результате циркуляции веществ между окружающей средой и живыми организмами образуется большой геологический круговорот – глобальное путешествие химических элементов внутри планеты. Так живые организмы преобразуют минеральные оболочки планеты.

http://pravoslavie.ru/101057.html

Далее из этой же четвертой просфоры вынимает частицы о живых с произношением слов: «Помяни, Господи (такого-то)», и кладет все частицы по ряду, как указано выше на рисунке. Потом опять берет пятую просфору, поминает умерших по имени, на каждое имя вынимает частицу с словами: «Помяни, Господи (такого-то)», и заключает молением: «И в надежде и воскресении» с выниманием частицы. Частицы за умерших полагает рядом, ниже частиц о живых, как указано на рисунке выше. Частные просфоры После этого священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор, причем он вынимает особую частицу за каждого живого и умершего отдельно, но не должен ограничиваться изъятием одной частицы за многих. Вынутие частиц за здравие и за упокой из одной и той же подаваемой кем-либо из молящихся просфоры нигде не запрещается и практикой допускается. Когда на проскомидии подаются одни помянники без просфор, тогда за здравие или за упокой написанных в поминаниях лиц вынимаются частицы из служебных просфор. Священник может вынимать частицы за живых и умерших не только на проскомидии, но и на литургии до великого входа 33 , до перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, особенно когда он служит литургию с диаконом и когда, следовательно, имеет свободное время. После же великого входа, перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, поминание верующих с выниманием частиц не может быть допустимо, как действие не оправдываемое древнехристианскою практикою и противное существующему уставу в Православной Церкви (чит. в чине литургии Златоустого и Василия Великого молитву проскомидии – приношения по поставлении божественных Даров на престол; ср. эту молитву с молитвою предложения в конце чина проскомидии). Обычно поминальники читаются при вынимании частицдиаконом и псаломщиком. 3-й и 6-й часы Во время совершения проскомидии священник благословляет начало чтения часов (3-го и 6-го), которые псаломщик, сообразуясь с количеством подаваемых просфор, читает или протяжно или умеренно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Пасхальные гимны также являются довольно поздней интерполяцией в чинопоследование Божественной Литургии Иоанна Златоуста (около XVI в.). В древнерусских литургических памятниках (как в Служебниках, так и в списках Диатаксиса патриарха Филофея Коккина) нет упоминания о пасхальных гимнах, но встречается указание после приобщения священнослужителей совершать благодарственные молитвы. В XV в. «после причащения остатки даров и частицы влагались в потир без чтения тех тропарей, которые положено читать при этом в настоящее время; только в некоторых служебниках повелевается читать в это время благодарственную молитву по причащении» [Одинцов 2012, 230–231]. С. Булгаков дает следующее богословское токование пасхальным гимнам, читаемым при ссыпании частиц в Евхаристическую чашу: «Чтением их прославляется Спаситель и наше с Ним воскресение. " Ибо когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой, то чрез сие совершаем таинство погребения Его, и Он, как бы во гроб, снисходить плотию Своею во утробы наши; снизшедши же во внутренняя сердец наших хранилища, потом воскресает в нас, и купно нас сооживотворяет с Собою " (преподобный Иоанн Дамаскин). Для того тела наши, яко в главе своей, Христе Спасителе воскресшем, залог бессмертия по вере имеющие, называются нетленными, и мы, питая себя таинствами Его страданий, и во обновлении их празднуя Его и наше с Ним, по обетованию Его, духовное воскресение и таинственную Пасху нашу, исполняясь о том радости и веселия, прославляем Его оными священными песнями» [Булгаков 1993, 798]. Примером относительно нейтральной интерпретации может послужить книга протоиерея Владислава Свещникова «Полет литургии». В ней автор осторожно говорит о том, что при погружении частиц в чашу и произнесении формулы «Отмый, Господи» « совершается некая мистическая связь между конкретными лицами, их именами, частицами из просфор, которые вынимались в память об этих лицах, и погружением их в Кровь Христову » [Свешников 2011, 372]. «Когда опускаются в святую чашу частицы, вынутые на проскомидии в честь Божией Матери и святых, тогда чрез соединение оных частиц с Кровию Христовою означается, что Матерь Божия и святые приемлют близкое и живое участие с верными в благодарственном воспоминании смерти и воскресения Господа, даровавшего спасение всему миру, с сим вместе призываются и к молитве об умерших и живых, чтобы Господь омыл грехи поминавшихся на литургии живых и умерших (но не прославленных), омыл Своею Кровию честною, омыл молитвами святых» [Булгаков 1993, 798].

http://bogoslov.ru/article/6177052

С одной стороны, мы имеем: – запрет Известия учительного причащать частицами (без указания причин) 39 ; – развитие весьма сомнительной идеи «заочного» или «духовного» Причащения, причём не только усопших, но и живых, и даже присутствующих на литургии, но не причащающихся Таин 40 ; – наличие 6 состояний освящённых хлебов: Агнец, частицы, антидор, просфоры (вынутые), артос, литийные хлебы 41 . С другой стороны: – умолчание по вопросу о преложении частиц как в Известии учительном, так и в тексте литургии в Служебнике, а также в других официальных руководствах по богослужению (например, в Настольной книге священнослужителя); – следы богословия свт. Петра Могилы в Известии учительном (отдел «По совершении Божественные литургии должен есть иерей творити сице») 42 ; – отчётливое недопущение Настольной книгой священнослужителя изъятия частиц после Великого входа «как действия, не оправдываемого смыслом проскомидии, древнехристианской практикой и противоречащего Уставу» со ссылкой на молитву проскомидии (по поставлении Даров на престоле) в сравнении с молитвой предложения (в чине св. предложения) 43 . Литургисты новейшего времени (конец XIX–XX вв.) В православной литургической науке конца XIX в. – начала XX в. дело обстоит следующим образом. Исследуя, главным образом, происхождение и развитие чина протесиса по литургическим рукописям, а для более древней эпохи – по свидетельствам церковных писателей, такие учёные, как С. Муретов 44 , А. Петровский 45 и проф. МДА А.П. Голубцов 46 , задавались только теми богословскими вопросами, которые были связаны с составом указанного чина. Расходясь в объяснении возможных причин, подтолкнувших развитие чина св. предложения, все они, однако же, согласны в том, что приношение как агничной, так и всех прочих просфор является модификацией древнего акта приношения евхаристических Даров, являясь тем самым сторонниками теории континуитета, как мы обозначили её в начале нашего очерка. Так, А. Петровский , признавая определённую проблему происхождения приношений за святых, касательно просфор за живых и усопших утверждает, что они «должны служить воспроизведением древних приношений» 47 48. Ему вторит проф. Голубцов, говоря, что «изъятие частиц есть остаток и сокращение древнего акта приношения» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однажды сторож храма Святого Александра Невского ночью увидел, что весь храм наполнен людьми. «Как они сюда вошли, – подумал он, – ведь церковь заперта?» А в это время отец Виталий совершал в алтаре проскомидию – это «стояли» те, кого он поминал. Настолько была велика потребность усопших душ в молитве праведника. Священник Павел Косач (г. Тбилиси): «Я тогда был диаконом. Отец Виталий на проскомидии вынимал очень много частиц, особенно во время поста – он очень за многих молился. Мне было трудно сразу потребить столько частиц. Тогда он предлагал: «Давай вместе». И всегда радовался этому». «Я тогда был диаконом. Отец Виталий на проскомидии вынимал очень много частиц, особенно во время поста – он очень за многих молился. Мне было трудно сразу потребить столько частиц. Тогда он предлагал: «Давай вместе». И всегда радовался этому». Особо следует сказать о помянниках отца Виталия. Это несколько пухлых записных книжек, куда были вписаны имена сотен людей, которых отец Виталий поминал ежедневно. Список о упокоении начинался с иверских, карталинских, кахетинских, абхазских, имеритинских и других грузинских царей с древнейших времен. Далее поименно поминались Византийские императоры, Русские Великие князья, Русские цари и императоры, первосвятители и патриархи православных церквей. Особо были выделены убиенные в советские годы епископы, архимандриты, игумены, иеросхимонахи, иеромонахи, протоиереи, иереи, иеродиаконы и монашествующие. Если не были известны имена, то записывалось общее количество погибших – «две тысячи человек, потопленных на пароходе» (новоафонских монахов) 26 . Рядом с именами поминаемых Батюшка часто писал название города, откуда они. География его духовничества – это Россия, Украина, Грузия, Эстония, Польша, США… Когда отец Виталий болел, то вынимал частицы, лежа в постели, – помянники же давал читать своим чадам и строго следил, чтобы каждое имя было четко произнесено. И как всякое Богоугодное дело вызывает ненависть врага рода человеческого, так и отцу Виталию однажды явился враг и сказал: «Я тебе отомщу за синодик».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Она привезена была святителем в Ростов, а в день погребения его принесена в Яковлевский монастырь вместе с телом святителя и другой Боголюбской иконой, которой встретила св. Димитрия ростовская паства (при вступлении его в 1702 году на митрополию) и которая навсегда и оставлена при его гробе. По воскресным дням, после вечерни, Ватопедская икона спускается вниз, и перед ней читается акафист, привлекающий множество богомольцев. В северной стороне храма, в арке близ иконостаса, находится гробница св. Иакова, епископа ростовского, и почивают мощи его. В 1845 году, усердием граф. А.А. Орловой-Чесменской, над мощами св. Иакова устроена кованая серебряная (весом 7 пуд. 28 фунт., ценой 9276 руб. серебр.) рака: она имеет вид продолговатого четырехугольника, на боках её вычеканен суд св. Иакова над кн. Феодорою, чудеса святителя и золочеными буквами написаны краткие сведения о его жизни. Близ юго-западного угла храма в великолепной раке почивают св. мощи Димитрия, митрополита ростовского. Рака – на подобие гробницы и выкована из серебра; на углах изображены серебряные клейма; серебряная крышка снаружи украшена кафедрой, посохом, светильником – также из серебра и по местам убрана чеканью. Рака обшита внутри малиновым бархатом, а по краям золотым позументом; в ней поставлена богато украшенная, из красного дерева с серебряными эмалевыми украшениями гробница, в коей и почивают мощи св. Димитрия, в полном святительском облачении. На главе святителя возложена драгоценная митра, пожертвованная гр. Н.И. Шереметовым. Перед ракой у подножия Святителя поставлен в серебряной раме образ его, писанный на холсте в 1759 г. гр. Ротари. Рака и образ устроены императ. Елизаветой Петровной. Перед образом Святителя и у раки свв. мощей висят множество неугасимых лампад; между прочим, висящие здесь: лампада Императора Александра II, лампада вел. князя Константина Николаевича и сына его (тезоименного Святителю), вел. князя Димитрия Константиновича отражают своим неугасимым светом, благодарные чувства Угоднику Божию и теплую к нему любовь от чертогов царских.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Статистика Иаков (брат Господень), ап. Сего апостола Иакова, согласно с божественным Евангелием (Матф. XIII, 55) и словами ап. Павла (Гал. I, 19), Православная Церковь называет сыном обрученника от первой его жены и родным братом ап. Симона, Иуды и Иосии, и также Малым или Меньшим (Марк. XV, 40), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30 день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова, брата Господня, одним лицом с ап. Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от ап. Иакова Зеведеева, призванного в апостольство и умершего прежде Икова Алфеева. Но Церковь в предисловии к Богослужебной книги апостол, в прологе под 23 числом октября, и 4 января в Минее-четьей, и в священных песнопениях под теми же числами, согласно с Писанием и Преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева. Иаков, песнословимый в 23 день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древоделя, от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды (Матф. ХШ, 55. Марк. VI, 3), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с младенцем Христом в Египет, и прославляется братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого Христа; первым иерархом Иерусалима, научающим нас «даянию благому и дару совершенну от Отца светов подаятися человеком» (Иак. 1,17); следовательно писателем того соборного послания, которое между священными книгами Нового Завета носит имя послания Иаковлева; наконец священномучеником, сверженным за веру Христову с крыла церковного. Основание, по которому Православная Церковь отличает Иакова брата Господня от Иакова Алфеева, частию указано в Писании, в коем братья Иисуса Христа по плоти этим самым названием отличаются от двенадцати Его учеников (напр. Иоан. II, 12. VII, 3—5. Марк. III, 31. Лук. VIII, 19), а равно отличаются и писателями Церкви. Так, Евсевий Кесарийский, св. Кирилл Иерусалимский (365—385), св. Епифаний Кипрский (404), блаженный Иероним (420) и другие ясно отличают Иакова брата Господня от Иакова Алфеева.

http://lib.cerkov.ru/authors/91

По вознесении Господа и сошествии Св. Духа они проповедовали Евангелие в разных странах. Некоторые из них были сотрудниками апостолов из лика дванадесяти, многие епископами, иные писателями. Так, Лука (18 окт.) и Варнава (11 июня) были сотрудниками ап. Павла, Марк (25 апр.) – ап. Петра; Марк и Лука были вместе и евангелистами; Иаков Меньший (23 окт.) и Симеон – сродник Господень (апр. 27) – епископами в Иерусалиме; Тимофей (янв. 22) – в Ефесе и проч. Но 70 апостолов, по словам Златоустого 1071 , «занимали вторую степень апостольского служения. Они не столько были приближены ко Христу и не столько участвовали в тайнах, как 12 славных и всехвальных апостолов. Сии особенно отличены были Иисусом Христом. Это был лик, окружающий Царя, было общество вссгдашних спутников и собеседников Его»; и потому 70 апостолов, в отличие от 12, называются меньшими апостолами или просто апостолами. Сего ап. Иакова, согласно с Божественным Евангелием ( Мф.13:55 ) и словами ап. Павла ( Гал.1:19 ), Прав. Церковь называет сыном Обручника от первой его жены 1073 и родным братом ап. Симона, Иуды и Иосии, а также Малым, или Меньшим ( Мк.15:40 ), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30-й день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова, брата Господня, одним лицем с апостолом Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от апостола Иакова Зеведеева, призванного в апостольство и умерщего прежде Иакова Алфеева. Но Церковь в предисловии к богослужебной книге Апостол, в Прологе под 23 числом октября, и 4 января в Минеи-Четьи, в священных песнопениях под теми же числами, согласно с Писанием и Преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева. Празднуя последнему в 9-й день октября, Церковь причисляет его к лику дванадесяти апостол, а Иакова Малого, брата Господня, – к собору семидесяти, в коем числится он первым. Различие Иакова Алфеева от Иакова Малого – брата Господня Православная Церковь ясно выразила особенно в своих священных песнопениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010