Глава III. Отдельные молитвы, относящиеся к исповеди I. Молитвы о кающихся. II. Молитвы о исповедающихся. III. Молитвы, разрешительные от епитимии, клятвы и всякого греха. IV. Молитвы, разрешительные от внешнего осквернения. V. Постные молитвы и отношение их в исповеди. VI. Общие и специальные молитвы, разрешительные по смерти вообще. VII. Грамоты разрешительные по смерти. VIII. Молитвыразрешительные для умерших под отлучением. IX. Покаянные молитвы субъективного характера. Сверх целых уставов, так или иначе соприкасающихся с понятием исповеди и обследованных нами в предыдущей главе, – и в печатных литургических книгах, и тем более в литургико-канонических рукописях – имеется весьма обширный цикл отдельных молитв, которая или непосредственно относятся к исповеди, или известною стороною соприкасаются с нею. Историко-критическому обозрению этих молитв мы и посвящаем настоящую главу. Количество таких молитв по нашим разысканиям весьма обширно, при этом значительная доля их, с тем или другим значением, имела место в старинных исповедных уставах. По их внутреннему характеру, они распадаются на два типа, это: молитвы в известной мере с объективным характером, как долженствующие совершаться священнослужителем для другого лица, и всецело субъективный, как читаемый совершителем для самого же себя. Что касается до назначения подобных молитв, то в этом отношении он подразделяются на долгий ряд категорий, исчисленных нами в перечне содержания настоящей главы. Применительно к этому последнему делению мы и имеем далее их рассматривать, – рассматривать, – насколько они известны нам по рукописям. I. Молитвы о кающихся. а) Εχ π μετανοοτων (Молитва о кающихся). Под таким надписанием в Евхологиях, а равно и в славяно-русских Служебниках и Требниках отдельно помещалась уже известная нам молитва «Господи Боже наше, иже пророком своим Нафаном покаявшуся Давиду о своих прегрешениях...» и пр. По происхождению – эта молитва относится, несомненно, к глубочайшей христианской древности. За это говорят – простота ее конструкции, влияние ее на текст других молитв, составлявшихся позднее, обязательное присутствие почти во всех уставах и чинопоследованиях исповеди 421 и, наконец, присутствие ее во всех древнейших Евхологиях 422 . На основании всех подобных данных, ее происхождение с полным правом можно отнести ко времени до VI в. Очевидно, она служит свидетелем практики древней Восточной церкви вообще, в деле совершения ею исповеди. Только при таком понимании времени происхождения этой молитвы и можно объяснить, почему, не смотря на существование особых чинов исповеди, она продолжала и продолжает в настоящее время изолированно от устава исповеди помещаться в Требнике – и в Греции 423 , и у нас 424 . Если бы она была составлена по появлении устава исповеди Иоанна Постника , то ее не было бы никакой нужды выделять из этого устава и помещать особо в Евхологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Глава пятая. Чинопоследования погребения и поминовения умерших 1. Чин, бываемый на разлучение души от тела Всякому верующему христианину присуще желание, чтобы кончина его была истинно христианской, непостыдной и мирной. Это желание, вылившееся в особое молитвенное возглашение, ежедневно повторяемое на всех важнейших суточных службах, породило в церкви христианской, высокой важности, обычай – напутствовать умирающего св. Таинствами исповеди и причащения. Но, кроме этих благодатных даров, православная церковь владеет и еще одним духовным сокровищем, подаваемым, по мере возможности, каждому умирающему ее чаду в самые последние минуты его земной жизни, в тягостный и мучительный момент разлучения души от тела. Разумеем те молитвы и проникнутые высокой, чисто-христианской элегией песнопения, которые составляют, т. наз., «Последование на исход души», или, по простонародному, «отходную». Это последование ведет свое начало с глубокой древности. В древне-греческой богослужебной практике мы встречаем несколько молитв «на исход души». Одни из них предназначались для чтения при последнем издыхании всякого верующего христианина, другие – имели более специальное назначение и читались только над теми, кои находились под церковным запрещением, и не смогли до своей кончины выполнить назначенную им епитимию, и получить надлежащее разрешение. Такие молитвы могут быть причислены к разряду разрешительных и имеют прямое отношение к таинству исповеди. Молитвы первого рода надписывались: εχ ες ψυχοαγοντα 608 (на разлучение души), молитвы второго рода имели надписание: εχ ες ψυχν κρινομνην ν ρα ϑαντου 609 . И те, и другие молитвы соединялись иногда в церкви греческой с особыми последованиями на исход души, состоящими, главным образом, из канонов Спасителю или Богоматери. Подобно молитвам, эти последования также разделялись на два разряда, одни были приспособлены для всякого умирающего – κανν παρακλητικς ες τν Κριον μν I. Χρ., ψαλλμενος ες ψυχοαγοντας 610 , другие – опять-таки имели ввиду «душу судимую», т. е. человека, находящегося под церковным запрещением, какова – κολουϑα ες ψυχν κρινομενην ν ρα ϑαντου 611 . На те случаи, когда умирающий долго мучился в предсмертной агонии, в греческий практике было особое последование – κολουϑα ες ψυχομαχχοντα κα βαξμενον 612 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Раздел 2 15 марта. Вчера, в пятницу Третьей седмицы поста, я исповедал восемьдесят два человека. Исповедовал спокойно, легко, говорил дельно, особенно с Бурачками; молился о многих, наипаче блудниках и блудницах, прелюбодеях и прелюбодеицах, с чувством, со слезами пред иконами Спасителя и Пречистой Его Матери. Эта благодать дана мне от Господа за маленькое воздержание: я поел только сваренной капусты и не ел рыбы. Благодарю Господа! Одно лице, женщина, призналась со слезами, что ее мучит злой дух, подстрекая ее к убийству родных. И о ней молился усердно Господу. Да избавит ее Господь от диавольского наваждения. Вот от какого агента чинятся частые самоубийства! Вера святая, спаси нас! Господи! Приложи нам веру. Господи! Даруй мне ревновать о посте. Даруй мне, да вкушаю одну капусту или хлеб и воду чрез многие дни. Возрасти во мне душевные дарования. 15 марта. Суббота. Благодарю Господа за благодать слезного умиления во время всенощной в Успенской церкви. Слава вездесущему и идеже хощет дышащему Святому Духу ( Ин.3, 8 ). Слава всеблагому и всемощному Педагогу душ христианских! Слава Господу Иисусу Христу и в Нем Богу и Отцу и Церкви Святой с ее богослужением дивным! Как оно оживляет, очищает, освящает, обновляет, укрепляет, умиляет, утешает. Претяжелый напиток – баварское пиво: вчера вечером выпив пива, я почувствовал крайнюю тяжесть и наклонность ко сну; пошел разгуляться на воздухе, потом стал молиться, читать акафист с каноном Господу Иисусу Христу, и едва прочитал, а акафист Божией Матери и канон святому Ангелу Хранителю не мог вовсе читать. 16 марта. Воскресение. Служба в Успенской церкви. Благодарю Господа, даровавшего мне слезы покаяния и умиления во время чтения высоких, чудных молитв святителя Василия Великого и в причащении Святых Таин даровавшего мне воскресение и жизнь из мертвых. Благодарю Господа, прогнавшего страхи демонские от меня при отпевании раба Божьего Романа в Госпитальной церкви и даровавшего мне благодать свободно говорить возгласы, читать Евангелие, молитву разрешительную и отпуст. Но на двухлитиях по пути я скрал слова отпустов и возгласов, к стыду и тесноте своей. Только покаянием возвратил себе мир, дерзновение и свободу. Везде на молитве враг жестоко преследует меня за мое невоздержание и житейские пристрастия. Вчера напрасно дома ел я пирог и крендели московского печения: было излишне и обременительно для желудка. При крещении у (Е... Василия Павловича подпал духу лукавства и любостяжания при виде хорошего платка и смутился, как смущался иной при виде приятного лица, потому что у него делается грешное вожделение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Общая исповедь 33 ...Четыре раза в год у нас бывает одна суббота, которая называется «говение»: два раза в год на английском языке, два раза в год на русском языке. Происходит это так: мы начинаем с молитвы, затем я провожу беседу, которая длится минут сорок; после этого период, приблизительно три четверти часа или час, когда все обязаны молчать. Кто не в состоянии молчать – идет в ризницу (небольшая комната при храме, служившая местом собрания прихожан. – Ред.), но в храме никто не говорит, не мешает другим «вмолчаться» в тишину – и внутреннюю, и церковную, потому что в храме есть своя тишина. Один французский писатель так описывал переживание своего героя: этот человек услышал тишину и вдруг понял, что эта тишина – живое Божие присутствие... Так что я беспощадно требую, чтобы люди не мешали другим вмалчиваться в свои глубины. Затем мы вместе питаемся, то есть каждый приносит что-то свое, и мы в складчину едим то, что принесено, пьем чай. Потом вторая беседа и второе молчание, а затем общая исповедь, которую я провожу не так, как в России проводят общие исповеди. Она проходит так: я читаю ряд молитв из службы подготовительной к причастию, но опять таки не все; затем я произношу вслух исповедь, которая – моя исповедь перед Богом, в контексте тех двух бесед, которые я проводил; они тематичны и исповедь тоже тематична в этом смысле. Она длится обычно минут двадцать-тридцать-сорок. Это зависит не от моей греховности, а от содержания бесед, от содержания молитв, чем они меня вдохновили. Затем мы снова коротко молимся, и затем все получают разрешительную молитву. Если почему-либо кто-то хочет исповедоваться отдельно, это возможно, но большей частью никто не приходит, потому что такая исповедь объемлет достаточное поле греховности или внутренней жизни. И после этого все, кто был на этом говении, могут причащаться. Общая исповедь рождественского говения (Декабрь 1978 г.) 34 Господи, предстою ныне пред Тобой со всей не правдой моей и облеченный благодатью Твоей. Господи, якоже блудного сына, яко овцу пропавшую, взыщи, прости и исцели!

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

М.В. Корогодина Глава 3. Исповедь на Руси в XV в. 1. Рукописи XV в. с исповедными текстами От XV в. до нас дошло больше рукописей, содержащих исповедные вопросники и чины исповеди, чем от XIV в. Это связано не только с тем, что от XV в. вообще сохранилось намного больше рукописей, но также с развитием покаянной дисциплины на Руси. В это время завершается формирование требника как отдельной богослужебной книги, в которую входит чин исповеди. До XV в. на Руси не было чёткого разделения между требниками и служебниками, так что чины исповеди, как и другие требы, часто записывались в служебниках или молитвословах (евхологиях). С XVI в. чины исповеди в служебниках практически не встречаются. Немало русских по происхождению рукописей XV в. содержат чины исповеди, в которых вместо вопросника читается Наставление-вопросник с кратким перечнем грехов, обращённое к духовнику. 163 В некоторых русских рукописях, содержащих чин исповеди с Наставлением-вопросником, находятся также небольшие поновления; 164 в других списках поновление записывается отдельно от чина исповеди. 165 В XV в. встречается много рукописей с чинами исповеди, в которых предлагаются только поновления, без вопросников и даже без названного выше поучения. 166 Встречаются также требники, в которых, как в XIV в., записана только разрешительная молитва; 167 в некоторых случаях чин исповеди при этом отсутствует. Отдельно записываются чины исповеди «вскоре», для умирающих (в том числе с поновлениями), 168 главная цель которых – быстро подготовить человека к приобщению святых тайн. Известна рукопись, в которой чин исповеди состоит только из молитв, при отсутствии как Наставления–вопросника, так и вопросников или поновлений. 169 Отдельно необходимо выделить чины, в которых присутствуют только краткие вопросники (их известно несколько редакций). Краткий вопросник в чине не исключает присутствия поновлений или других вопросников, которых может быть несколько. В рукописях XV в. известно три редакции кратких вопросников: Кр-Свир. 91, Кр-Арханг. 9 и КрЖ-КБ 22/1099 170

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день! Буквально пару месяцев назад я стала приобщаться к церкви, в Бога я верила всегда, но храм посещала только чтобы поставить свечки и подать записочку, всех тонкостей таинств я не знала, многие слова мне были непонятны. Наконец-то, я впервые пошла на исповедь, батюшка после разрешительной молитвы говорит: почитайте последование ко святому причащению раз сорок, больше ничего не было сказано (честно говоря, я этого не сделала, от своего незнания, непонимания). После этого я ещё пару раз исповедовалась и причащалась. И только сейчас, когда стала посещать православные сайты, я так понимаю, что батюшка наложил на меня епитимью. Вопрос: могу ли я её исполнять сейчас (спустя 2 месяца)? Или мне вновь нужно обратиться к тому же батюшка и попросить заново наложить епитимью? Пока я её не исполнила, могу ли исповедоваться и причащаться? И нужно ли снимать епитимью у батюшки после её исполнения? Похожие вопросы 5 Ответов У вас неверное представление. Сегодня епитимья применяется за чрезвычайные преступления — занятие ворожбой, расколы и подобное против Церкви. Если батюшка считает невозможным отпустить грехи ввиду их тяжести или других причин, то разрешительная молитва не читается и исповедник не допускается к Причастию. При этом может назначаться епитимья на определенный срок. То есть, если была разрешительная молитва от батюшки, то епитимьи не назначали. А если при этом готовились к Причастию, то имели право идти к Чаше. Таким образом, прочитать молитвы к причастию 40 раз это просто совет. Соглашусь с тем, что глубокий смысл этих молитв начинает достигать наших светских голов после 3–4 десятков раз прочтения, мне бы кто посоветовал в своё время) Вы можете читать их через день, например, в понедельник, среду, пятницу, и вскоре достигните того, что советовал батюшка. Но это в любом случае не епитимья. Спасибо Я не думаю, что речь идет об епитимии. Обязательно ходите в храм и вообще старайтесь вести христианскую жизнь. На исповеди любому священнику, который будет готов Вас выслушать, изложите свой вопрос и поступите, как благословят. Молитесь, чтобы Бог послал Вам духовника.

http://azbyka.ru/vopros/kak-ispolnjat-ep...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_88738.html 13 сентября 2011 Ольга Игнатова Стены не выдержали ливня Источник:  http://www.rg.ru/Российская газета Московская соборная мечеть может быть воссоздана в 2013 году Московская соборная мечеть на Проспекте Мира была не разрушена, а разобрана по решению Совета муфтиев России. Такое заявление сделали вчера на импровизированной пресс-конференции во временном здании мечети представители российского мусульманского духовен ства Исполняющий обязанности председателя духовного управления мусульман европейской части России Дамир Хазрат Гизатуллин опроверг слухи, возникшие вокруг сноса мечети. " Появились сообщения, что это чуть ли не теракт, приуроченный к годовщине страшных событий в Америке. Это не соответствует действительности " , – подчеркнул Гизатуллин. По его словам, Московская соборная мечеть, являвшаяся главной мечетью России, разрушалась долгие годы по объективным причинам. Ее построили в 1904 году, как говорится, на скорую руку. Она была деревянной, без фундамента. В 1961 году ее реконструировали, значительно изменив облик. После этого еще почти полвека духовные лидеры мусульман пытались сохранить здание. Одновременно они собирали и бережно хранили отваливающиеся с потолка и стен элементы декора. Но в последние годы здание разрушалась уже буквально на глазах. В стенах появлялись все новые и новые трещины Как пояснил Дамир Гизатуллин, было принято решение построить временный зал для молитв рядом с разрушающейся мечетью. Последняя праздничная служба там прошла 30 августа. И стало уже понятно, что людей в мечеть пускать небезопасно. " В ночь на 10 сентября, во время ливня, обрушилась западная стена, – рассказал Гизатуллин. – Часть ее упала внутрь зала, а часть – на прилегающую территорию. Утром 10 сентября было принято решение о срочном упреждающем разборе оставшихся трех стен, поскольку существовала опасность их дальнейшего разрушения " По словам заместителя руководителя Совета муфтиев России Рушана Хазрата Аббясова, вместо старого здания будет создан целый комплекс Московской соборной мечети с двумя минаретами, пристройками для маломобильных прихожан и людей, которые не могут находиться в общих залах по состоянию здоровья. На самом деле новый комплекс уже строится, причем давно. И, как подчеркнул Аббясов, на народные деньги. Наполовину завершен основной храмовый комплекс, высятся здания минаретов. Но в последние годы строительство было заморожено. Духовные лидеры не стали разглашать причины, почему это произошло. " Но сегодня все формальности удалось утрясти, разрешительная документация на возобновление строительства готова, – отметил заместитель председателя духовного управления мусульман европейской части России Харис Хазрат Саубянов. – Особенно мы благодарны московскому правительству, которое оказывает нам всевозможную поддержку в решении строительных вопросов "

http://religare.ru/2_88738_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Ольга Игнатова Стены не выдержали ливня Источник:  Российская газета Московская соборная мечеть может быть воссоздана в 2013 году Московская соборная мечеть на Проспекте Мира была не разрушена, а разобрана по решению Совета муфтиев России. Такое заявление сделали вчера на импровизированной пресс-конференции во временном здании мечети представители российского мусульманского духовен ства Исполняющий обязанности председателя духовного управления мусульман европейской части России Дамир Хазрат Гизатуллин опроверг слухи, возникшие вокруг сноса мечети. " Появились сообщения, что это чуть ли не теракт, приуроченный к годовщине страшных событий в Америке. Это не соответствует действительности " , – подчеркнул Гизатуллин. По его словам, Московская соборная мечеть, являвшаяся главной мечетью России, разрушалась долгие годы по объективным причинам. Ее построили в 1904 году, как говорится, на скорую руку. Она была деревянной, без фундамента. В 1961 году ее реконструировали, значительно изменив облик. После этого еще почти полвека духовные лидеры мусульман пытались сохранить здание. Одновременно они собирали и бережно хранили отваливающиеся с потолка и стен элементы декора. Но в последние годы здание разрушалась уже буквально на глазах. В стенах появлялись все новые и новые трещины Как пояснил Дамир Гизатуллин, было принято решение построить временный зал для молитв рядом с разрушающейся мечетью. Последняя праздничная служба там прошла 30 августа. И стало уже понятно, что людей в мечеть пускать небезопасно. " В ночь на 10 сентября, во время ливня, обрушилась западная стена, – рассказал Гизатуллин. – Часть ее упала внутрь зала, а часть – на прилегающую территорию. Утром 10 сентября было принято решение о срочном упреждающем разборе оставшихся трех стен, поскольку существовала опасность их дальнейшего разрушения " По словам заместителя руководителя Совета муфтиев России Рушана Хазрата Аббясова, вместо старого здания будет создан целый комплекс Московской соборной мечети с двумя минаретами, пристройками для маломобильных прихожан и людей, которые не могут находиться в общих залах по состоянию здоровья. На самом деле новый комплекс уже строится, причем давно. И, как подчеркнул Аббясов, на народные деньги. Наполовину завершен основной храмовый комплекс, высятся здания минаретов. Но в последние годы строительство было заморожено. Духовные лидеры не стали разглашать причины, почему это произошло. " Но сегодня все формальности удалось утрясти, разрешительная документация на возобновление строительства готова, – отметил заместитель председателя духовного управления мусульман европейской части России Харис Хазрат Саубянов. – Особенно мы благодарны московскому правительству, которое оказывает нам всевозможную поддержку в решении строительных вопросов "

http://religare.ru/2_88738.html

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! На каждую очередную исповедь прихожу практически с тем же списком грехов. Знаю, что это очень плохо и несерьёзно, но решимость бороться с грехами со временем гаснет и грехи повторяются. Услышала слова священника о таинстве исповеди: “Если бы сказанный на исповеди грех сразу прощался, то отпала бы необходимость трудиться над собой. Господь очищает благодатью Святого Духа только после исправления своей жизни. Если Господь захочет простить – только тогда грех будет искуплен”. Значит мне нет смысла ходить на исповедь, пока я не поборола свои прегрешения и не стала другим человеком. Но как быть, если причастие даёт силы на борьбу с прегрешениями? Похожие вопросы 6 Ответов Елена, мы ежедневно моемся, чистим зубы несмотря на то, что опять пачкаемся. Другое дело, что с грехами нужно системно бороться, изучать аскетику . Да без Божьей благодати грех не исцелить, но грех прощается Богом в Таинстве покаяния. Приведённая Вами цитата сомнительна и неправославна. После разрешительной молитвы священника, на исповеди прощается любой лично совершенный и озвученный грех. Обязательно нужно исправлять себя и прекращать грешить. Займитесь одним, самым простым, потом следующим, и так далее. Вы все правильно делаете, не надо усложнять. Исповедуйтесь в грехах и постепенно искореняйте их. С уважением, Елена, отвечая кратко и понятно я скажу, что все грехи, которые вы повторяете нужно искоренять, не стесняйтесь подходить на исповедь, бойтесь повторить грехи. Перед каждым делом обдумайте — а не повторю я тоже самое? Боритесь, молитесь и несите добро. С уважением, Надо различать повседневные и смертные грехи. Первые мы совершаем регулярно, некоторые даже каждый день и это неизбежно в нашем состоянии, тут нужно сокрушаться и стараться работать над собой. В повседневных грехах мы должны приносить покаяние ежедневно во время вечерних молитв. Что касается смертных (тяжких) грехов, то их совершение ни в каком смысле нельзя считать обычным делом для верующего человека, это не то, что мы совершаем постоянно (если мы постоянно совершаем тяжкие грехи, то это свидетельствует о большом нерадении с нашей стороны и опасном духовном состоянии).

http://azbyka.ru/vopros/ispoved-odnih-i-...

Замечание на 27-ю статью: о отложениях в чине исповедания Денисов обвиняет святую церковь за отложение в чине исповеди некоторых псалмов и молитв. Почему же он не обвиняет патриархов Иова, Филарета и Иоасафа за издание Потребников 110 , в коих не обретается тридесять первого псалма: Блажени имже отпустишася беззакония и последующих к тому тропарей, чтения Апостола и святого Евангелия и многих молитв, что в последующих изданиях Потребника обретается? Если потому Денисов не решился обвинять помянутых патриархов, что сделанные им сокращения в чине исповеди не касаются самого существа таинства, то он поступил справедливо: сделанные ими опущения действительно существа таинства покаяния не касаются. Но разве те опущения молитв и псалмов, за которые он обвиняет церковь и не хочет иметь с нею общения, касаются существа таинства? Денисов этого не доказал и доказать не мог. А между тем должно сказать, что тогда как в новопечатных Потребниках сокращения действительно не касаются существа таинства исповеди, в старопечатных Потребниках, напротив, есть недостаток в существенной части, или существенных словах чина исповеди. Катехизис Малый, напечатанный при патриархе Иосифе, о существе таинства исповеди на л. 37-м говорит так: «Вопрос: Како бывает разрешение грехов от духовного отца? Ответ: По слышании исповеди от кающегося священник добре разсудивши истинное его исповедание, сокрушение же сердечное (на поле: и усердие) и устроение ко целомудрению, тако же и произволение соблюдатися от грехов, разрешает его подостоинству покаяния от грехов, в нихже имать разрешити, или удержати. Разрешая же его в молитвах своих и употребляет сими словесы, глаголя: аз данною мне властию от Христа разрешаю тя во имя Отца и Сына и Святаго Духа, имиже творит его приятна телу и крови Господни, яко и на судном дни не имать быти осужден, по реченному: аминь, аминь глаголю вас: елика азе свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небеси». Из сих слов Малого Катехизиса ясно, что священник в разрешительных словах кающемуся выражает силу власти, данной ему от Христа на разрешение грехов, воздвизая сим и укрепляя его веру в силу таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010