2002 год 35. Радость Рождества Когда на земле рождается ребенок, его близкие радуются появлению новой жизни и думают о том, каким он будет и что принесет им это рождение. Две тысячи лет назад в маленьком еврейском городке Вифлееме родился Младенец. Это была великая радость для Его Матери – Девы Марии и Ее родственников. В ночь Рождества Ангел Господень явился пастухам, охранявшим свои стада рядом с Вифлеемом, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ( Лк.2:9-11 ). Пастухи обрадовались этой вести, ибо не было в Иудее человека, который не ожидал бы Спасителя. Затем им явилось многочисленное воинство небесное, великий хор Ангелов, радостно поющих: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк.2:14 ). Но радовались не только Ангелы и пастыри. Ликовало и само ночное небо! На нем явилась особая звезда Рождества. По ней умудренные опытом и научными знаниями волхвы в далекой Персидской стране узнали о рождении в Иудее необыкновенного Царя. Они поняли, что не зря жили и занимались науками, ведь именно научные знания открыли им истину о рождении Спасителя мира. Как пастухи и Ангелы, они прославили Бога и пошли в дальний путь, чтобы поклониться Богомладенцу. Рождественский пост зовет христианина в духовный путь для подготовки своей души к величайшему событию – рождению Богомладенца, ради исправления нашей жизни и спасения души. Нам могут сказать: куда вы собрались – Иисус Христос родился две тысячи лет назад! Да, но ведь мы не в Палестину и не в Вифлеем собираемся идти. В нашей церковной жизни мы соприкасаемся с вечностью и духовно погружаемся в те события, которые были две тысячи лет назад, но являются для нас не историей, а живой реальностью. Через личную молитву и церковное богослужение мы становимся не зрителями, а участниками священных событий. Мы постимся телом и душой, боремся в сердце со злыми страстями и недостойными помышлениями. Стараемся прощать обиды другим и испрашиваем прощение себе самим. В реальной любви к людям – образам-портретам Божиим на земле, хотя часто и весьма запыленным, учимся любить Того, Кто оставил неизгладимый след в каждой душе.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

I. Смысл таинства крещения. п. 1–18. 1. Вот и настало время радости и духовного веселья! Наступили, наконец, долгожданные и дорогие нам дни духовных браков 31 . Ведь совершающееся ныне можно без ошибки назвать браком, и не только браком, но удивительным и своеобразным зачислением на военную службу. И пусть никто не думает, что в этих словах есть противоречие, но послушает блаженного Павла, учителя вселенной, который использует оба эти образа, говоря в одном месте: Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистой девою (2 Кор 11:2). А в другом месте, словно вооружая воинов, готовящихся выступить на войну, он говорит также: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф 6:11). 2. Сегодня [поис­тине] 32 радость на небе и на земле! Ведь если об одном кающемся грешнике бывает столь великая радость (Лк 15:7) , насколько больше бывает радость у ангелов, архангелов, всех вышних и всех земных сил сразу о таком множестве, которое насмеялось над сетями дьявола, спеша сопричислиться к стаду Христову. 3. Итак, давайте беседовать с вами как с невестой, которую скоро должны ввести в священные брачные покои. Раскрывая перед вами безмерное богатство Жениха и неизреченную доброту, которую Он проявляет к невесте, давайте покажем ей, от чего она избавилась и чем ей предстоит наслаждаться. И сперва, пожалуй, давайте взглянем на невесту и посмотрим, что она собой представляет, и в каком состоянии ее принимает жених. Ибо так лучше всего будет видно безграничное человеколюбие всеобщего Владыки. Ведь Он принял ее не потому, что пленился ее благообразием, красотой или внешностью. Она была совершенно безобразна, уродлива и отвратительна, со всех сторон она была запачкана 33 и валялась, так сказать, в самом болоте грехов. Вот какой Он ввел ее в брачный чертог. 4. Но пусть никто услышанное от нас не относит к грубому телу. Мы говорим о душе и ее спасении. И блаженный Павел, возвысившийся душой до небес 34 , когда говорил: Я обручил вас единому мужу, чтобы пред­ставить Христу чистой девою (2 Кор 11:2) имел в виду имен­но то, что он обручил Христу, словно чистую деву, души, вступившие на путь благочестия.

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

В этом чудном Богочеловеческом Теле Христовом все мы живем один с помощью другого, один в другом и каждый ради всех. Все мы имеем одну душу, одно сердце, один ум, одно желание, а потому все мы придерживаемся одной истины, правды и вечности и благодатью Божией живем одной общей жизнью в Церкви! Этой общей жизни принадлежат не только все христиане земли, но и все христиане небес, все святые и все ангелы, поскольку Господь Иисус Христос в Своей Церкви соединил ангелов и людей, так что для всех них существует одно и то же Евангелие, одна и та же истина, одна и та же жизнь и поклонение одному и тому же Богу и Господу. Ангелы являются ангелами, поскольку твердо стоят в Господе; святые являются святыми, поскольку твердо стоят в Господе, и христиане являются христианами, поскольку и они твердо стоят в Господе. И вообще может ли считаться человеком тот, кто не стоит в Господе? Первый из архангелов, не устоявший в Господе, стал диаволом. А что происходит с человеком, когда он отпадает от Господа? Этот человек обрекается на все смерти, все грехи и все муки! Когда он отпадает от Господа, то отпадает и от истины и сочетается с диаволом, который всем своим существом отпал от нее и стал ложью и отцом лжи. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи ( Ин. 8:44 ). Так и человек, когда отпадает от Господа, впадает в ту же ложь и усыновляется отцом лжи, диаволом, становясь его «духовным» чадом (см.: Ин. 8:38, 41, 44 ; 1Ин. 3:8, 10 ). Только оставаясь в Господе, человек действительно остается человеком, постепенно с помощью Святых Таинств и добродетелей становится благодатным человеком, становится богом по благодати. 1Фес.3:9 . Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим. В нас, христианах, все новое: и истина, и правда, и жизнь, и радость. Если кто-либо «погибает» от греха, я страдаю за него, если кто-либо одолевается искушением, я прибегаю к молитве, посту и милостыне за него. Так и ваша твердая вера – для нас нескончаемая радость. Как не отблагодарить Господа за вас, за веру вашу, за любовь вашу? Да, мы богаты вами, от вас, мы богаты вашим духовным богатством! Мы живы вами, вашей жизнодательной верой. Мы радуемся ради вас, ради вашей веры и любви!

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

И из незваных вышли избранные Но как не раз говорили уже мы, братие, – Евангелие не историческая книга, а книга жизни, книга, вечно раскрывающая пред нами нашу жизнь. И особенно чувствуем мы это в только что прочитанной нами притче о званых и избранных. Ведь, и мы – званые. Званые на трапезу Божественного Жениха, в Его светлый и святейший Чертог нескончаемого ликования и радости. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ев. Иоан. 3:16 ). И не только «не погиб,» но и вошел в радость и сделался Божьим другом – «вы друзья Мои,» говорит Господь ученикам Своим на Тайной Вечери. Но разве чувствуем мы радость небесного «звания,» разве тоскуем по трапезе мира и благодати? Увы, христианский мир наших дней утратил святую тоску по горнему граду и весь погряз в царстве какого-то духовного хаоса. Кто мы? Куда мы идем? Что ждем от нашего христианского упования? Едва ли многие из нас, «званых,» способны дать ответ на эти вопросы. И святая Церковь, носящая образ своего Небесного Жениха и Хозяина Божественной Вечери, зовет нас быть не только наследниками, но и обладателями вечных спасения и радости. Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Божие, – звучал некогда в Заиорданской пустыне, мощный, как порыв бурного ветра, призыв Предтечи. «Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Божие, – обращается и к нам ныне Святая Церковь, подготовляя нас к наступающим праздникам Рождества Бога-Слова, пришедшего в мир. Христианский праздник – праздник любви и благодарения. Праздник живого обращения к Богу и сострадательного отношения к ближнему. Принесем же и мы, братие, в наступающий праздник, дожить до которого да сподобит нас Господь, не наши обильные трапезы и праздное провождение времени, а живую и богоугодную жертву служения Богу и страждущему ближнему своему. Только в этом откроется нам истинная радость христианского праздника. Только в этом увидим мы свет Вифлеемской звезды, услышим славословие ангелов. И только тогда вместе с святителем Иоасафом Белгородским , каждый из нас от чистого сердца своего сможет воскликнуть: «да будет благословен день и час, в который Господь наш Иисус Христос родился меня ради!»

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

И мы слышим благодарение, которое Господь приносит Своему Небесному Отцу. Благодарение Богу – тайна Ангелов и святых человеков, потому что, как говорит святитель Григорий Богослов , когда мы благодарим Бога, мы становимся едиными с Ним. С самого начала все разумное творение благодарит Бога. А теперь будет учиться ему во веки веков у Христа. «Он возрадовался духом» – в Духе Святом. Радость Христа – радость Бога, которой Ангелы и люди призваны приобщиться. Прежде чем принести благодарение Отцу, Он исполнился радости. Ибо хвала и благодарение Бога – естественный язык святой радости. Эта радость – корень и источник благодарения. Он благодарит Бога за то, что открыто Отцом через Сына: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли». Ибо советы Божии о примирении человека с Богом уже открылись некоторым из сынов человеческих, которые могут научить также и других. Бог открывает Ангелам и святым то, что было сокрыто от начала мира. Тайны Божии открываются младенцам – тем, кто были младенцами по разумению, пока Бог Духом Святым не вознес их на небесную высоту. Мы должны благодарить Бога за честь, которую Он даровал человеческому и Ангельскому смирению, призывая всех научиться от Него, потому что Он кроток и смирен сердцем. Чтобы все увидели на Кресте Его, что сила Божия поистине в немощи совершается. Он открыл это младенцам, но утаил от мудрых и разумных, языческих философов и иудейских раввинов. Он не открыл им тайну Евангелия. Он не употребил их знания и таланты для проповеди Его Царства. Вы скажете: а как же апостол Павел и другие, подобные ему? Да, Павел был ученейшим мужем среди мудрых и разумных, но он стал как дитя, когда стал апостолом, и ничего не хотел знать, кроме Христа и Христа распятого. Бог показывает в этих Своих судах Свое державное владычество. «Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение». Если Бог дает благодать и познание Своего Божественного Сына тем, кто меньшие, и не дает тем, кто, как нам кажется, с большим успехом мог бы донести спасительное благовестие до других, мы должны со смирением это принять. Он передает Свое Евангелие в руки тех, кто будет действовать с Божией силой, а не с человеческим искусством, которое может быть только препятствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как и Соломон говорит: Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой ( Прит.14:10 ). Поскольку человеческий разум знает горечь души своей, то вместе с пламенным желанием вечного отечества он в рыданиях познает горечь своего путешествия; но чужой не вмешается в его радость, потому что тот, кто теперь чужд покаянной скорби, тогда не будет причастен к радости утешения. Как и в Евангелии Истина говорит: Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет ( Иоан.16:20 ). И снова: Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас ( Иоан.16:22 ). Итак, Господь говорит, что сетующих вознесет во спасение, потому что временно отверженных ради Него, Он утешит истинным спасением. Однако, ничто не препятствует в этой жизни, что воспринимается как Божие избрание. Конечно, униженные поставляются на высоту, потому что, когда они смиренно подчиняются, то рассуждением возвышенного ума минуют все временное; и, когда они себя во всем считают недостойными, то суждением здравого рассудка превосходящие, они попирают славу этого мира. Давайте посмотрим на смиренного Павла. Вот он говорит ученикам: Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Христа ( 2Кор.4:5 ). Рассмотрим этого смиренного, уже поставленного на высоту. Он говорит: Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские ( 1Кор.6:3 )? И снова: Воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе ( Еф.2:6 ). Возможно, внешне его тогда связывала цепь, однако, он был поставлен на высоту умом, который уже тогда уверенностью своей надежды находился на небесах. Итак, святые мужи, презираемые извне словно недостойные, все терпят. Но, полагающие себя достойными местопребывания небесного, с уверенностью ожидают вечной славы, и, когда они страдают от непримиримого гонения извне, то ищут убежища в защищенной крепости ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Лк.15:7 . Глагóлю вáм, яко тáко рáдость бýдет на небеси о едином грешнице кáющемся, нéжели о девятидесятих и девяти прáведник, иже не трéбуют покаяния. (Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.) Так дорого для Господа спасение каждой души кающегося грешника! Если радуются на земле по случаю отыскания бессловесной твари, то не наипаче ли радуются по случаю обретения и спасения заблудшего разумного существа? Радуется о нем Пастырь душ, Господь, а с ним – друзья и соседи, т. е. небожители, присно близ Него живущие на небесах. – Некоторые толкователи под праведниками, иже не требуют покаяния (не имеющими нужды в покаянии) разумеют мнимых праведников – фарисеев: так как безгрешных нет между людьми и нет ни одного истинного праведника, который бы сознавал себя чуждым греха и не чувствовал нужды в покаянии. В гордом сознании своей праведности они не чувствуют нужды в покаянии и не каются, и далеки от спасения, и потому и девяносто девять их возбуждает на небе не радость, а скорбь, тогда как и один кающийся грешник возбуждает там радость. Лк.15:8 . Или кáя женá имýщи дéсять дрáхм, áще погубит дрáхму едину, не вжигáет ли светилника, и пометéт хрáмину, и ищет прилежно, дóндеже обрящет? Лк.15:9 . И обретши созывáет другини и соседы, глагóлющи: рáдуйтеся со мнóю, яко обретóх дрáхму погибшую. Лк.15:10 . Тáко, глагóлю вáм, рáдость бывáет пред áнгелы Бóжиими о едином грешнице кáющемся. (Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.) Притча о потерянной и затем найденной драхме имеет то же значение, что и притча о заблудшей и обретенной овце. Ею Господь показал, как дорого перед Богом и ангелами обращение грешника и почему Он так заботится о грешниках. Под образом женщины, потерявшей драхму, представляется Сам Иисус Христос, с материнскою заботливостию взыскующий погибающую душу. Под драхмою, украшенной изображением царя, разумеется душа, украшенная образом и подобием Божиим. Но чрез грехи человек погибал, и вот Бог-Творец сжалился над Своим созданием, ниспадшим с высоты богоподобия: Сам Единородный Сын Божий снисходит с неба на землю и взыскует Свое погибшее создание с такою заботливостию, с какою женщина отыскивает потерянную драхму. Для сего Он не жалеет никаких жертв и усилий – даже проливает Свою бесценную кровь на кресте. Драхма, это – небольшая серебряная монета, равняющаяся почти 15 коп. серебром, с царским изображением. Зач. 79-е. Притча о блудном или распутном сыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Любопразднственными чинми – имеются в виду ангелы, радующиеся о Воскресении Христовом: «Ибо я уверен, что небесные силы радуются и торжествуют сегодня с нами; потому что они человеколюбивы и боголюбивы» (свт. Григорий Богослов, Слово на Рождество Христово). «И если при обращении одного грешника бывает радость на земле и на небе, то тем более будет радость на небе, когда вся вселенная исторгнута из рук дьявола» (свт. Иоанн Златоуст , Слово против упивающихся и на воскресение). Соединить нашу радость с радостью ангелов и призывает нас Иоанн Дамаскин. Песнь 6, ирмос Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Снизшел еси в преисподняя земли,/и сокрушил еси вереи вечныя,/содержащия связанныя, Христе,/и тридневен, яко от кита Иона,/воскресл еси от гроба. Сошел Ты в глубочайшие места земли/и сокрушил засовы вечные,/державшие заключенных в оковы, Христе,/и на третий день, как из кита Иона,/воскрес из гроба. Ты сошел в преисподние места земли и разрушил засовы вечные, которые удерживали связанных, Христе, и тридневен, как из кита Иона, поднялся из гроба. Снисшел ты в преисподние (места) земли, и сокрушил вечные заклепы, содержащие узников, Христе, и в третий день, как Иона из кита, вышел из гроба. Ирмосы 6й песни канона используют тему Песни Ионы (2я глава), которую пророк воспел во чреве кита. Как известно, Сам Христос видел в пророчестве Ионы образ Своего погребения и воскресения: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф 12:40 ). Поэтому не удивительно, что Иоанн Дамаскин в этом ирмосе соотносит погружение Ионы на дно моря с сошествием Христа во ад, а освобождение из чрева кита спустя три дня – с тридневным Воскресением Христовым. Очень удачно образ «верей вечных» из пророческой песни ( Иона 2:7 – «сниддхъ въ землю, еяже вереи ея заклёпи въчнш» по-славянски, «До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня» в русском синодальном переводе, «Я сошел в землю, у которой запоры на веки удерживают» в переводе И. Юнгерова) применяется к сокрушению Христом адовых оков, удерживавших в аду умерших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/objasnenie-...

Любопразднственными чинми – имеются в виду ангелы, радующиеся о Воскресении Христовом: « Ибо я уверен, что небесные силы радуются и торжествуют сегодня с нами; потому что они человеколюбивы и боголюбивы » (свт. Григорий Богослов, Слово на Рождество Христово). « И если при обращении одного грешника бывает радость на земле и на небе, то тем более будет радость на небе, когда вся вселенная исторгнута из рук дьявола » (свт. Иоанн Златоуст, Слово против упивающихся и на воскресение). Соединить нашу радость с радостью ангелов и призывает нас Иоанн Дамаскин. Песнь 6, ирмос Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Снизшел еси в преисподняя земли,/и сокрушил еси вереи вечныя,/содержащия связанныя, Христе,/и тридневен, яко от кита Иона,/воскресл еси от гроба. Сошел Ты в глубочайшие места земли/и сокрушил засовы вечные,/державшие заключенных в оковы, Христе,/и на третий день, как из кита Иона,/воскрес из гроба. Ты сошел в преисподние места земли и разрушил засовы вечные, которые удерживали связанных, Христе, и тридневен, как из кита Иона, поднялся из гроба. Снисшел ты в преисподние (места) земли, и сокрушил вечные заклепы, содержащие узников, Христе, и в третий день, как Иона из кита, вышел из гроба. Ирмосы 6-й песни канона используют тему Песни Ионы (2-я глава), которую пророк воспел во чреве кита. Как известно, Сам Христос видел в пророчестве Ионы образ Своего погребения и воскресения: « ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи » (Мф 12:40). Поэтому не удивительно, что Иоанн Дамаскин в этом ирмосе соотносит погружение Ионы на дно моря с сошествием Христа во ад, а освобождение из чрева кита спустя три дня – с тридневным Воскресением Христовым. Очень удачно образ «верей вечных» из пророческой песни (Иона 2:7 – « снидóхъ въ зéмлю, еяже вереи ея заклéпи bъчhiu » по-славянски, « до основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня » в русском синодальном переводе, « я сошел в землю, у которой запоры на веки удерживают » в переводе П. Юнгерова) применяется к сокрушению Христом адовых оков, удерживавших в аду умерших.

http://blog.predanie.ru/article/obyasnen...

Мир, разумеется, не замечает грешника, который кается. Однако Слово Божие говорит нам, что радость большая бывает на небесах об одном грешнике кающемся, и все небо ликует, как если бы покаяние одного грешника было самым важным, самым нужным из всех дел человеческих. " Сказываю вам, что... на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии " (Лк. 15, 7). Господь говорит, что " ...бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся " (Лк. 15, 10). И это действительно так, потому что кающийся грешник способен по-настоящему воспринять плод Креста Христова и Божие освящение. Христос все совершил для того, чтобы Его Воскресением была дарована миру благодать покаяния. Вот почему кающийся грешник, который печалится о своих грехах, приносит радость всему небу. И о нем Господь говорит: " ...Нашел Я мужа по сердцу Моему " (Деян. 13, 22). Мы часто думаем, что своею правдою приближаемся к Богу, и наша добродетель, наше благочестие, наше знание, наше служение, наша ревность делают нас способными к общению с небом. Но мы забываем о том, что перед очами Божиими все обнажено, и, как говорит Сам Господь, Он не обретает ничего доброго в нас, что являло бы собою какую-то заслугу перед Богом. Может быть, есть здесь кто-нибудь другой, кто может сказать об этом по-другому, но Господь говорит, что " нет праведного ни одного " (Рим. 3, 10), и вся наша правда - как грязная одежда блудницы. " Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас " (Ис. 64, 6). Если бы мы на самом деле осознали, что Христос пришел спасти грешников, чтобы привести их к покаянию, и что вся Церковь святых умоляет нас об этом! Мы помним слова преподобного Силуана Афонского о том, что многие говорят: " Я слишком много нагрешил. Я убивал и распутничал, и разбойничал. И нет мне уже прощения " . " Но Господь, - свидетельствует Преподобный, - говорит: " Приди - и все тебе будет прощено " " .

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_22...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010