Родив Божественного Младенца, Богочеловека, Спасителя мира, Иисуса Христа, Богоматерь Сама приняла Его в Свои руки, спеленала и положила в ясли, выдолбленные в пещере для кормления скота. Благочестивое предание дополняет Евангельский рассказ, сообщая, что находившиеся в пещере вол и осёл стояли около яслей и своим дыханием согревали лежавшего в яслях Божественного Младенца. В это полуночное время Вифлеем и его окрестности были погружены в глубокий сон. Только в этой скромной пещере было оживление: Богоматерь и праведный Иосиф хлопотали около Новорожденного. Среди поля, но вблизи пещеры стояли на отдыхе стада, которых охраняли пастухи. Среди этой божественной ночной тишины вдруг явился пастухам, блистающий лучезарным светом Ангел Господень и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.» Сейчас же после этого явилось бесчисленное количество Ангелов, певших ту дивную песнь, которую до сих пор все люди слушают с волнением: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лук. 2:10–14 ). После удаления Ангелов пастухи, придя в себя, поспешили к указанному месту, к пещере, и, войдя в нее, поклонились Божественному Младенцу. Услышав от пастухов о явлении Ангелов, праведный Иосиф убедился, что как зачатие, так и рождение Девой Марией Младенца было делом всемогущего Бога во исполнении древних предсказаний о Мессии. По Преданию, Богоматерь с Божественным Младенцем и Иосифом провели в Вифлеемской пещере дней сорок. Здесь же на 8-й день после рождения над Младенцем совершили установленный Законом обряд обрезания с наречением Его именем Иисус, как повелел Архангел Гавриил. Христианское летоисчисление, которое принято всеми развитыми странами, своим происхождением обязано римскому монаху 6-го века по имени Дионисий Малый. По его вычислению, Рождество Христово совершилось в 754 году от основания Рима. Однако в позднейшее время известный немецкий астроном Иделер (1846) вычислил, что Рождество Христово произошло несколько раньше – в 749 или 750 году от основания Рима. Если считать его исчисление более правильным, то к теперешнему году надо прибавить еще года 4. Тропарь

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

С явлением Спасителя мира, ангелы изображаются принимающими самое живое участие в совершении Им дела искупление и усвоении людьми плодов искупления, вообще в судьбах царства Божия. Радостное событие рождения Искупителя они приветствовали песней: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк.2:14 ). В самом начале Своего служения миру Спаситель говорил: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин.1:51 ). Это значило, что с явлением Сына Божия во плоти связь и общение мира ангельского с миром человеческим имели стать теснее и ощутительнее, небожители должны явиться служителями Сына человеческого. История общественного служения И. Христа представляет постоянное подтверждение этого: Ангелы приступили и служили Ему после искушения ( Мф.4:11 ), Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его в предсмертной молитве ( Лк.22:43 ), ангел отвалил камень от двери гроба при Его воскресении ( Мф.28:2 ), ангелы возвестили мироносицам о Его воскресении ( Мф.28:5–7 ; Лк.24:4–6 ; Ин.20:12–13 ), а апостолам – о вознесении на небо и о втором Его пришествии ( Деян.1:10–11 ). Служение ангелов Искупителю мира есть и служение роду человеческому, ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ). Зная евангелие и проразумевая тайну искупления ( 1Тим.3:16 ; 1Пет.1:12 ), они радуются спасению человека: бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся, говорит Спаситель в заключении притчи о заблудшей овце и потерянной драхме ( Лк.15:10 ). Посему они содействуют устроению и распространению церкви Христовой на земле. Так, ангелы освобождали неоднократно апостолов от уз темничных ( Деян.5:19; 12:7 ), ангел внушал Корнилию призвать к себе ап. Петра и принять от него крещение ( Деян.10:3 ). Ангелы возносят молитвы верных к Богу ( Откр.8:3–4 ). При такой близости к Спасителю и спасаемым, они явятся при последнем откровении Сына человеческого во второе славное Его пришествие и исполнителями, и участниками последних судов Божиих ( Мф.13:39–43, 49; 25:3 ; Лк.9:26 ; 2Фес.1:7 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Это же Православное исповедание утверждается Священным Писанием. Вначале расскажем об Ангелах Божиих, потом о других святых. Ангелы знают и узнают о молитвах земнородных. ВО-ПЕРВЫХ: Узнают о наших молитвах. Ангел говорит Товии: Когда ты молился со слезами, я приносил молитву твою Господу Богу ( Тов. 12 ). ВО-ВТОРЫХ: Узнают о внутреннем покаянии и обращении грешника к Богу: бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся ( Лк. 15, 10 ). В-ТРЕТЬИХ: Узнают о возносимой нами славе Богу: и пред Ангелами воспою Тебя ( Пс. 137, 1 ). В-ЧЕТВЕРТЫХ: Узнают о человеческих поступках: потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков ( 1Кор. 4, 9 ). В-ПЯТЫХ: Узнают о честности женской одежды, насколько она несоблазнительна, особенно в молельных храмах: Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов ( 1Кор. 11, 10 ). А если сказано это об Ангелах, то это же скажу и о других святых. Святые знают и узнают о молитвах земных жителей: ВО-ПЕРВЫХ: В чине блаженства и видения Лика Божия и чести небесной святые равны Ангелам. Так говорит Сам Христос: а сподобившиеся достигнуть того века (...) равны Ангелам (Лк. 20, 35–36). Если же Ангелы, пребывая в чине вечного блаженства, узнают о наших молитвах, то и святые, пребывая в равноангельском ублажении, также, как и Ангелы, узнают о наших молитвах. И это ясно из Апокалипсиса, где двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых ( Откр. 5, 8 ). Здесь старцы знаменуют святых Ветхого и Нового Завета, которые в то время, когда Иоанн Богослов писал эти Апокалипсические слова, находились со Христом во славе Небесной. Они приносили Богу молитвы живущих на земле, как это делают и Ангелы: И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр. 8, 3–4 ; Тов. 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

2) Блаженство праведников будет состоять в живой связи и тесном общении их как с Ангелами Божиими, так и со всеми святыми, живущими на небесах. В самом деле, если праведники будут и наслаждаться общением с Самим Богом, Источником вечного блаженства, то, понятно, они будут наслаждаться и общением с Ангелами и святыми как ближайшими Его слугами, потому что, как известно, идеже есть Христос Господа, ту и слуга Его будет ( Ин. 12, 26 ). Известно также и то, чтэ Господу всегда «предстоят тысящи Архангелов и тьмы Ангелов, Херувимы и Серафимы, шестокрылатии, многоочитии возвыпающиеся пернатии» (Служебн. молитва за литургией) и всегда, «предходят Ему лица ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувимы и шестокрылатии Серафимы, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа»... (Херувимская песнь в Великую Субботу). Я видел, – пишет в Откровении святой Иоанн Богослов, – и слышал голос многих ангелов вокруг престола и животных, и старцев; число их было тьмы тем, и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом, достоин Агнец закланный принять ( Откр. 5, 11–12 ) 367 . И взглянул я, – продолжает он, – и вот Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслис- тов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами, и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч искупленных от земли. Это суть те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; зто суть те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу. И в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим (14, 1–5). На то, что праведники будут иметь общение с Ангелами и всеми святыми, указывают нам косвенно еще следующие слова Иисуса Христа: глаголю вам, радость бывает пред ангелы Болиими о едином грешнице кающемся ( Лк. 15, 10 ). Если радость бывает на небе между Ангелами даже только об одном грешнике кающемся, то без сомнения, она является в несколько раз более при виде праведников, удостоившихся ан- гельсксго лика, людей ангелоподобных по своей жизни и деяниям. Затем на это самое общение указывает и обычай Православной Церкви, по которому она обращается ко всем святым как «скорым помощникам и молитвенникам» о душах грешных людей пред престолом Всевышнего. Без сомнения, эта живая и сильная вера Святой Церкви в заступничество святых, – вера, обнаруживающая, между прочим, тесный союз ее с небесной Церковью, оправдывается, конечно, и в будущей жизни в том смысле, что все святые не прекратят этого живого и тесного общения с братиями своими, которых ходатаями и заступниками пред Богом они были во время жизни последних на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   А если сделать этого ему не удается, то он подступает с другой стороны. Принимает образ ангела света и говорит ему, что он — архангел Гавриил или другой ангел, и что его послал Бог быть близ него, ибо он благоугодил Богу своими трудами. Или еще принимает образ Господа нашего Иисуса Христа, другой же в образе ангела идет впереди и говорит ему: «Так как угодил ты Богу своими потами, Господь пришел тебя посетить. Выйди поклонись Ему, чтобы получить благодать». Или же говорит ему, что пришел забрать его, как пророка Илию, на небеса. И наконец, чтобы не впадать в многословие, такими уловками он прельстил многих и в прежние времена, и сегодня. И иных сбросил на скалы, иных в колодцы, иных различными способами зарезал и совершенно погубил. И это бывает потому, что с самого начала у них не было рассуждения и они пребывали в своей воле, не творя послушания.    Ты же, чадо мое, возлюбленное о Господе, поскольку творишь послушание и во всем искренне исповедуешься, не бойся. Так как у тебя есть старец, и он тебя наставляет и днем и ночью о тебе молится, то Бог не даст тебе прельститься. Если же и привидится тебе какоенибудь видение, вроде ангела, ты не бойся, но с дерзновением ему скажи, будь он в образе Господа, или святого, или ангела: «У меня есть старец, и он меня наставляет. Не хочу поучений ангельских! Я хочу увидеть моего Господа, ангелов и святых в иной жизни. Здесь не хочу». И обрати свое лицо в другую сторону, не смотри на него. И он, не выдержав твоего дерзновения, исчезнет. Если даже видение истинное, то и тогда Господь не гневается, но страх сразу прелагается в радость и бывает так, как хочет Господь.    У нас, однако, никогда не должно быть пред Богом таких прошений и пожеланий, то есть чтобы мы увидели ангелов или святых, ибо это прелесть. Мы должны просить — как много раз уже было нами написано — милости оставления наших грехов и должны заботиться о чистоте души, а то, что от Бога, приходит само по себе, без нашей просьбы.    И если с помощью созерцания взойдем на небеса, ничего нашего в том нет. И если вскоре переменимся без нашей воли, и к нам придет какаято великая печаль и невыносимая скорбь, как если бы мы находились в аду, и нам будет казаться, что она уже не закончится, но будет угнетать нас до смерти, то и тогда мы должны оставаться невозмутимыми. И как было тогда, когда мы поднялись на небеса и были радостны, так и когда случится перемена и придет печаль, твори послушание, не смущаясь и не ропща. Но мирно говори этим помыслам, что у Отца есть два места и жилища: одно на небесах — место радости и наслаждения, и одно внизу, в аду, — место скорбей. И когда Он хочет — поднимает меня в вышнюю радость, когда хочет — опускает меня вниз. Чтобы я знал, что, пока ношу это скудельное тело, неизбежно приходят перемены. Итак, мне нечего сказать. Лишь одно — да будет воля Господа моего во всех, во всем и всегда. Но если и навсегда Он оставит меня внизу, я скажу:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3411...

е. Его домостроительству человеческого спасения. Изъясняя Господни слова: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби ( Мф. 1016 ) – святой Златоуст пишет, что Господь дал эту заповедь ученикам, «чтобы и они в чем-то соработничали, дабы не показалось, что всё это дело одной только благодати, и дабы не помыслили, что венцы славы получили они даром». Итак, для нашего спасения необходим и наш труд, и Божия благодатная сила. Созерцание Да созерцаю Господа Иисуса на суде у Каиафы, а именно: 1) как иудейский первосвященник удерживает Господа внутри своего дома, окруженного людьми, почти такими же [дурными и] скверными, как и он сам; 2) как Петр сидит снаружи во дворе у огня и как перед служителями он трижды отрекается от Господа Иисуса; 3) как и сегодня случается [то], что некоторые христиане, страха ради отрекаются от Господа, притворяясь нехристианами, якобы неведущими заповеди Господни, и выказывают нерадение о Господе. Проповедь о Втором Христовом пришествии Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей. Мф.25:31 Так сказал Господь, и причем как раз накануне Своего самого страшного уничижения: перед узами, оплеванием, заушением, осмеянием и распятием. В самые черные минуты говорит Он о Своем самом безоблачном и славном часе. Перед ужасным и несчастным Своим отшествием из сего возвещает Он Свое повторное пришествие во славе Своей . Прежде пришел Он из вертепа Вифлеемского скромно и незаметно, а в следующий раз приидет на облаках в сонме Своих Ангелов (в серб. букв.: на облаках из Ангелов Своих. – Пер.). В первый раз Он словно вырос из-под земли, а во второй – явится с неба. В первый раз Он стоял на земле, преклоняя колена, а во второй – сядет на престоле славы Своей. И когда паки приидет Он во славе, то увидят Его все. Никто, подобно волхвам при первом Его пришествии, не спросит: Где Царь? В этот раз все узрят Царя и познают Его как Царя. Однако видение сие и познание одним будет в радость, а другим – в страх и ужас. Представьте себе радость тех, кто исполнил Его заповеди, кто во имя Его творил молитву и совершал добрые дела, а особенно тех, кто пострадал за Его имя! И вообразите страх и ужас тех, кто оплевывал Его, и заушал, и распял в Иерусалиме, а равно и всех тех, кто на протяжении всех веков и доселе насмехается над Его чудесами, поносит Его имя и топчет Его заповеди!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но не одно унижение сопровождало рождение и всю земную жизнь Спасителя, а также и отблески Его Божественной славы. Пастухам, может быть, тем самым, которым принадлежала пещера и которые, благодаря хорошей погоде, ночевали в поле, явился Ангел Господень, осиянный Божественной славой, и возвестил им «великую радость» о рождении во граде Давидовом Спасителя, «Который есть Христос Господь.» Здесь важно отметить слова Ангела о том, что эта «великая радость» будет «всем людям,» то есть что Мессия пришел не для одних евреев, но для всего человеческого рода. Ангел при этом дал и «знамение,» то есть знак, по которому они могут узнать Его: «Найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.» И как бы в подтверждение истинности слов Ангела явилось «многочисленное воинство небесное,» целый сонм Ангелов, воспевавших дивную хвалу новорожденному Богомладенцу — Мессии: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение.» Ангелы славят Бога, пославшего в мир Спасителя; они воспевают мир, который водворится в душах людей, уверовавших в Спасителя; они радуются за людей, которым возвращено Божие благоволение. Вышние силы, безгрешные вечные духи, непрестанно славят в небесах своего Творца и Господа, но в особенности они прославляют Его за чрезвычайное проявление Его Божественной благости, что и есть домостроительство Божие. Мир, принесенный на землю воплотившимся Сыном Божиим, нельзя смешивать с обыкновенным человеческим спокойствием и благосостоянием. Это есть мир совести в душе человека-грешника, искупленного Христом Спасителем, мир совести, примирения с Богом, с людьми и с самим собой. И лишь поскольку этот мир Божий, превосходящий всякий ум (Фил. 4:7), водворяется в душах людей, уверовавших во Христа, постольку и внешний мир становится достоянием человеческой жизни. Искупление проявило все величие Божественного благоволения, Божией любви к людям. Поэтому смысл славословия Ангелов в этом: достойно славят Бога небесные духи, ибо на земле водворяется мир и спасение, так как люди сподобились особенного Божьего благословения.

http://sedmitza.ru/lib/text/430481/

О прекрасная музыка! О пресладкие песни! О дивное согласие Ангелов и людей, подобных Ангелам, поющих Господу, Создателю своему! «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (Лк 1:68—69). «Благослови, душе моя, Господа» (Пс.102:1—2)! «Благословен еси, Господи Боже отец наших, и препетый, и превозносимый во вся веки, и благословенно имя славы Твоея святое, препетое и превозносимое во веки» (Дан 3:52). Поспешим, возлюбленный христианин, поспешим на ту великолепную и дивную вечерю, и услышим там пресладкую небесную музыку, и сами уже не верой, как ныне, а лицом к лицу восхвалим Господа, Создателя и Искупителя нашего. «Господи, Боже Сил! Услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль! Защитниче наш! Виждь, Боже и призри на лице христа Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ. Изволих приметатися в дому Бого моего, паче неже жити ми в селениих грешничих» (Пс.83:9—11). О том же    В этом мире, пришедшие на вечерю гости, насытившись, более уже не хотят есть и не едят. На той небесной вечери будет иначе. Будут есть и пить, но без сытости, будут вечерять, но всегда с желанием. Некая непрестанная, но пресладкая жажда в них будет. Будут насыщаться небесной пищей, но всегда ее будут хотеть. Будут видеть Бога лицом к лицу и тем сладчайшим лицезрением насыщаться, но никогда не насытятся, а всегда этого всерадостного и пресладкого насыщения будут желать. И чем более будут насыщаться этого лицезрения Божия, тем более и более будут его желать. Божие Лицо видеть — радость больше всякой радости, утешение больше всякого утешения, сладость больше всякой сладости. Это пища и питие святых Ангелов и избранных Божиих! Поэтому как от источника приснотекущего и животворящего будет река — непрестанное желание зреть Лицо Божие, и от того — непрестанная радость, веселье, утешение, наслаждение, восклицание и некое сердечное играние. И как река течет непрерывно и непрестанно, так непрестанно и непрерывно и блаженство небесной вечери потечет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Притча о Блудном сыне 13 «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему» ( Лк. 15:17–19 ). Как только вспыхнула искра в душе блудного сына, и как только он сравнил свою жизнь на чужбине и жизнь у отца, принял твердое решение «встану и пойду к отцу моему!» Говорит «встану», ибо видит свое глубокое падение. Третьего пути не существует: или на самое дно адской пропасти, или ввысь, к отцу своему. А отец богат, изобильны его богатства, нет рядом с ним голода; наемники его имеют хлеб с избытком, а я, его сын, умираю с голода. Хлеб символизирует жизнь, наемники – творения, которые ниже человека, созданные Богом: животные и другие существа. Блудный сын пал ниже животного и пожелал иметь хотя бы столько же, сколько имеют животные. Животные не свободные существа, Бог управляет ими по Своей воле и силе. Он дает им жизнь, пищу, заботится о них. А блудный сын расточил в блуде и ту жизненную силу, которую Бог дает животным, но они не злоупотребляют этой силой. «Согрешил против неба и пред тобою». Небо здесь символизирует в первую очередь святых Ангелов Божиих и особенно Ангела-Хранителя; символизирует и те божественные дары, которые Господь дает каждому человеку и которые представляют в грешном человеке небо и «удовольствие в законе Божием» ( Рим. 7:22 ). О том, что под небом понимаются Ангелы, говорят слова Самого Господа: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15:10 ). А если бывает радость о кающемся, то есть и печаль о нераскаянном грешнике. То, что под небом понимаются и духовные существа, подтверждается и такими словами апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» ( 1Кор. 6:19 ), и еще более понятно это из слов Спасителя: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:21 ). Следовательно, всякий, кто согрешит перед Богом, тот согрешает и перед Ангелами Божиими, и перед праведником в себе самом, который от Бога, что значит перед небом. Потому и говорит раскаявшийся сын: «согрешил против неба и пред тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Святые ангелы В Символе веры , в первых его словах, мы говорим так: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым». Мы исповедуем, что Бог наш, в Которого мы веруем, сотворил мир видимый и невидимый. Мир невидимый – это святые ангелы, верные слуги Божии, охранители и воспеватели славы Божией, наши руководители, заступники и молитвенники о нас. Для наших телесных очей это – мир невидимый. Но из слова Божия, из истории нашей Церкви мы знаем не только о пребывании святых ангелов в надземном мире, но и о соприсутствии их с нами на земле. Мы знаем, что за шесть месяцев до Рождества Христова родился Предтеча Господень Иоанн. Кто был вестником рождения Иоанна Предтечи? Ангел. Ангел явился отцу его Захарии в те минуты когда Захария совершал каждение в храме, и сказал ему о том, что у него родится сын, которого он назовет Иоанном и который будет велик перед Богом ( Лк. 1:13–15 ). Пришло время родиться на земле Сыну Божию, Который принимал на Себя плоть и душу человеческие для спасения погибающего в грехах человечества. В бедную хижину в Назарете, где проживала Дева Мария, «вошел» архангел Гавриил и, исполняя повеление Божие, возвестил Ей о рождении от Нее Спасителя мира, назвав Ее «благословенной между женами» ( Лк. 1:28 ). Когда обручник Девы Марии Иосиф смутился, увидев, что Дева готовится быть матерью, и не знал, как это понять, – ангел во сне сказал ему: «Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» ( Мф. 1:20 ). Наступила благословенная ночь рождения на земле Спасителя. Перед изумленными пастухами, пасшими свои стада невдалеке от Вифлеемской пещеры, где лежал Новорожденный Богомладенец, предстал ангел и сообщил им о священном событии: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» ( Лк. 2:10–11 ). И, как говорит святой евангелист, тотчас после этих слов ангела пастухи услышали пение на небе множества «явившихся» ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» ( Лк. 2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010