Немилосердый Навал отказал ему и даже отвечал с ругательствами: («Кто такой Давид и кто такой сын Иессеев? Ныне много рабов, бегающих от господ своих»). Тогда Давид поклялся убить его (сказав: «напрасно я охранял в пустыне всё имущество этого человека, и ничего не пропало из принадлежащего ему; он платит мне злом за добро. Пусть то и то сделает Бог с врагами Давида и еще больше сделает, если до рассвета утреннего, из всего, что принадлежит Навалу, я оставлю»). И это было легко ему (Давиду) как вооруженному, и во гневе казалось справедливым. Он пошел, чтобы совершить свою клятву. Но на пути сретила его жена Навала Авигея (женщина весьма умная) и принесла ему (Давиду) то, в чём он имел нужду, смиренно просила его, умоляла и отвратила от кровопролития ( 1Цар.25 ). Таким образом сильнейшее благочестивое побуждение не допустило его совершить нерассудной клятвы. Почему, возлюбленные, опять прошу вас. Вот св. Давид не пролил, конечно, крови человека, но, очевидно, не оправдал своей клятвы. Он избрал из двух грехов меньший, – меньший, говорю, в сравнении с большим, потому что если рассматривать клятвопреступление само по себе, оно также великое зло. Итак, прежде всего старайтесь преодолеть свою худую привычку, худую, говорю, и очень худую, и отъять от уст своих клятву. Если-же кто побудит тебя к клятве, думая, будто тем удовлетворит себе, когда ты клятвою подтвердишь, что не сделал того, в чём он тебя подозревает; то ты, давши клятву для устранения худого подозрения, не так согрешишь, как тот, кто понудил тебя. Ибо Господь сказал: «Буди слово ваше: ей, ей; ни, ни; лишшее же сего от неприязни есть» ( Мф.5:37 ). Говоря о клятве, Он хотел научить нас, что самая клятва бывает от неприязни. Если ты понужден другим к клятве, то она от его неприязни, а не от твоей. Можно сказать, что это порок всего рода человеческого, то есть, это бывает от того, что мы не можем видеть сердец наших. Ибо если бы мы видели сердца, то кому клялись бы? Кто заставлял бы нас клясться, если бы видны были и мысли другого? Напишите в сердцах ваших, что скажу вам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Непреложный закон: пока Церковь воинствует на земле с миром, греховною человеческою плотью и диаволом, до тех пор будет необходимость в особом учительстве церковном. А так как по лукавству человеков и по хитрому искусству обольщения нездоровые ветры учения отовсюду проникают в мир сей и волнуют корабль Христов, то более чем очевидна та истина, что в вечно воинствующей Церкви (земных) необходимы не только «доблии воини», но и исполненные духовного опыта правители – правила веры, образы кротости и учителя воздержания. Еще далеко не все люди в мире пришли в единство веры и познания Сына Божия, не все исповедующие Христа достигли в меру полного возраста Христова, в мужа совершенного (мужа озаренного полным светом евангельской истины, стяжавшего непреклонную волю в исполнении всех заповедей Христовых и исполненного беспредельной любви к Богу и безграничной любви ко всему созданию человечу); между христианами есть много младенцев, колеблющихся и готовых увлечься всяким ветром учения. Таким образом и все мы, именуемые христианами, но тлеющие в страстях и похотях плотских и уклоняющиеся ежечасно с пути истины, требуем (нуждаемся) постоянного руководителя в духовной жизни; и языческий мир, до ныне пребывающий во тьме и сени смертней, чает благовестников евангельской истины для освобождения от рабства греху; а этот недостаток воинствующей нашей Церкви и восполняет приснодействующая всесильная благодать Христова, неоскудно дающая каждой Церкви (т. е. каждому собранию верующих) духовный светильник, прогоняющий тьму греховную, – или что тоже земного ангела, священнодействующего небесная и путеводящего человеков в вечное Царство Божие. Перейдем к объяснению слов ап. Павла ( 1Кор.14:26 ), приводимых лжеучителями в оправдание той мысли, что право учительства в Церкви Христовой принадлежит всякому верующему во Иисуса Христа. Св. ап. Павел написал это послание, имея в виду устранить происходившие нестроения в Коринфской Церкви. Св. ап. Петр свидетельствует: «во всех посланиях ап. Павла есть нечто неудобовразумительное, что невежды и не утвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но вот открылась миру велия благочестия тайна, – Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ): Единородный Сын Божий, будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду стал как человек ( Флп.2:6, 7 ). Сколько блаженства и радости было для людей, сподобившихся чувственными очами взирать на этот живой Божественный первообраз Христов и покланяться Ему! Сам Господь Иисус Христос ублажал за это апостолов Своих, когда говорил им: блаженны очи видящие то, что вы видите, ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели ( Лк.10:23–24 ). Не одно только видение чудных дел милосердия и человеколюбия, которые Христос Спаситель творил непрестанно пред глазами учеников своих, делало их столь блаженными (ибо и древле в народе иудейском находились великие чудотворцы, совершавшие силою Божиею дивные дела): нет, апостолы Христовы удостоились видеть самое лице Богочеловека, Который, по пророческому слову св. Псалмопевца, прекраснее сынов человеческих ( Пс.44:3 ), и в Котором, по выражению св. Апостола, обитает вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ). После того как Сын Божий, совершив дело спасения земнородных, возшел на небо ко Отцу Своему, чтобы в дому Его уготовить обители для верующих и навеки неразлучно соединиться там с ними видимым образом, уже не многие избранники сподоблялись видеть Его в здешней жизни; таковы, напр., св. Апостол Павел, св. первомученик Стефан ( Деян.7:55, 56, 9:7 ) и некоторые другие мученики и пустынножители. Но любвеобильный Господь не оставил и нас без сладчайшего утешения, какое только возможно для нашего времени. Он самоописует Богомужный свой образ на убрусе, и первообразное убо вознес от горы Елеонския, на престоле спосаждает Отчи поклонятися от безтелесных ангел; подобию же первообразнаго нам дарова покланятися (Икос Нерукотвор. образу). Известно, каким образом мы прияли сей бесценный дар. Едесский князь Авгарь, страдавший проказою, уверовал в Господа Иисуса Христа и послал к нему в Иерусалим живописца своего Ананию с письмом, прося Христа Спасителя прийти в нему и исцелить его от болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но неоспорим и следующий факт: где бы (в собраниях христианских) ни появлялись апостолы, везде умолкали непризванные учители человечества; в присутствии апостолов никто не решался проповедовать; ибо они от Самого Иисуса Христа получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы ( Рим.1:5 ), а посему они за собой только признавали высшее учительство в Церкви Христовой, – именно, что благовестие вверено им от Самого Иисуса Христа ( 1Сол.2:4 ; Гал.2:7 ). Притом они своею непременною обязанностью считали при жизни своей всегда увещевать верующих и благовествовать им слово Божие ( 2Пет.1:12, 13 ; 1Кор.9:16 и др.). Они постоянно наставляли верующих словесным благовествованием, когда же требовали обстоятельства, апостолы посылали верующим свои послания (собственноручные) и даже нередко посылали ближайших своих учеников для личного напоминания верующим путей спасения ( 1Кор.4:17 ; 2Кор.8:23 ; 1Фес.3:2 ; Кол.1:7 и др.), а во всех новопросвещенных странах непременно оставляли своих сотрудников для утверждения уверовавших. Свет открылся в мире к просвещению всякого человека, приходящего в мир ( Ин.1:9 ) и поэтому самому не должен был никогда погаснуть. Мы и видим, что апостолы, приняв учение от Спасителя и возвестив его народам, старались, чтобы и по отшествии их уверовавшие приводили в памяти слова их ( 2Пет.2:15 ); с этой целью они избирали себе при жизни своей преемников, чтобы начатое ими благовестие миру евангелия Царствия Божия не умолкало ( 1Тим.4:16 ) и по смерти их ( 2Тим.4:2, 5, 6 ), но передавалось из рода в род таким людям, которые были бы способны и других научать ( 2Тим.2:2 ). Апостолы по таинственному действию Св. Духа (по пророчеству) избирали себе преемниками ближайших своих учеников, которые были истинными последователями их самих, и чрез рукоположение поставляли их епископами и пресвитерами в каждой церкви ( Деян.14:23; 20:28 ; 1Тим.4:14 и Др.), а также и диаконами ( Деян.6:5, 6 ). Послушаем, что говорит ап. Павел к Тимофею и Титу епископам, рукоположенным самим Апостолом ( 1Тим.1:3 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 ). Тимофею св. ап. Павел говорит: «ты издетства знаешь священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Иисуса Христа ( 2Тим.3:15 ); ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях и страданиях (выше 10 и 11 ст.). Итак я заклинаю тебя пред Богом и Господом (4:1): пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная кем ты научен (14 ст.); будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё (4:5); проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (4:2); ибо я уже становлюсь жертвою и время моего отшествия настало (4:6); возгревай дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение (1:6); храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (1:14).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По древнему уложению святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, десятину на храм давали с древних времен. Потом, когда десятина могла слишком уж обогатить церковь , что было бы нескромно, церковь сама отказалась от такой доли. Но сейчас – бедственное положение, сейчас надо по мере сил помогать церкви. И когда ты творишь милостыню, не следует делать это так, как делают лицемеры: чтобы об этом было известно другим людям (См.: Мф.6:3 ). Надо так творить милостыню, чтобы левая рука твоя не знала, что делает правая, а правая не знала, что творит левая. Ибо получающий хвалу от людей свое уже получил на земле (См.: Мф.6:1–4 ). Иногда открывают в храме ящик для пожертвований, а там – конверт с большой суммой денег. От кого – неизвестно. А в нем записка – помолитесь, братья, за такого-то. И только имя указано. Вот как делать надо. Только такие поступки имеют значение. Нет защиты и помощи кроме как от Бога Читаем далее: «После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика» ( Быт.15:1 ). Оказывается, Господь – это щит каждого верующего человека. И мы сами должны для себя искать защиты у Господа, а не у людей. Как бы люди ни старались защититься сами, у них мало что получается. Мне рассказали случай, как одного бизнесмена рэкетиры приговорили к смерти. Он нанял себе усиленную личную охрану – людей, которые заверяли его, что гарантируют его личную безопасность. Он платил своим охранникам большие деньги. А те люди, которые собирались его убить, терпеливо ждали удобного случая. И такой, наконец, представился. Когда бизнесмен проходил мимо слегка приоткрытого окна, зашторенного колыхнувшейся в тот момент шторой, он был убит из винтовки с оптическим прицелом. Человек не может себя сам защитить. Убивают президентов, имеющих личную охрану. Убивают богатых людей, разъезжающих в бронированных автомашинах и носящих бронежилеты. А как Господь защитит, так никто не сможет, только не всякий понимает, что его Господь хранит, а приписывает свое спасение делу случая.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Посему слова св. ап. Павла о назидании в их прямом смысле, мы, обыкновенные смертные миряне, не имеем никакого права относить к себе. Тем не менее в этих словах и для каждого из нас заключается величайший христианский урок, о взаимопомощи и поощрении друг друга к любви и добрым делам. Все мы христиане, связанные союзом общей любви, как члены одного тела Христова, должны единодушно держаться исповедания упования неуклонно: посему призываемся быть внимательными друг к другу, взаимно поощряя к любви и добрым делам ( Евр.10:23, 24 ); служить друг другу тем даром, какой кто получил ( 1Пет.4:10 ) – именно: быть страннолюбивыми друг ко другу (выше 9); согрешившего исправлять духом кротости ( Гал.6:1 ); увещевать друг друга и назидать ( 1Сол.5:11 ); вразумлять бесчинных, утешать малодушных, поддерживать слабых, быть ко всем долготерпеливыми (14); смотреть, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, но всегда искать одного только добра и друг другу и всем (15 ст.); со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением снисходить друг ко другу любовью, стараться сохранять единство духа в союзе мира ( Еф.4:2, 3 ); непрестанно молиться, за всё благодарить; испытавши всё, держаться хорошего ( 1Сол.5:17, 18, 21 ); носить бремена один другого ( Гал.6:2 ), в особенности сильные – немощи бессильных ( Рим.15:1 ). Словом: все мы люди должны служить друг другу любовью ( Гал.5:13 ) и таким образом исполнять закон Христов (6:2; 5:14). С этой целью мы в известных случаях (когда подскажет нам чистая братская любовь) обязываемся припоминать один другому заповеди Спасителя и притчи Его, псалмы Давида и разные отрывочные, высокопоучительные изречения Богодухновенных писателей во взаимное назидание и вразумление. Ибо все христиане вместе – тело Христово, а порознь члены ( 1Кор.12:27 ); если страдает один член, страдают с ним все члены, славится один член, с ним радуются все члены (26). Посему, естественно, дабы не было разделения в теле, все члены должны одинаково заботиться друг о друге (25). Всё тело составляемое посредством всяких, взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф.4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После литии сотрудник Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Выборгской епархии, настоятель храма святой равноапостольной княгини Ольги в деревне Новое Девяткино Всеволожского района Ленинградской области иерей Евфимий Добрянский произнёс проповедь, в которой отметил: «Апостол Пётр говорит: " Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире " (1 Пет. 5: 8–9). Мы когда-то пришли в резиденцию к владыке Иоанну, в том числе отец Александр Захаров, представители Братства Иоанна Чурикова, Владимир Алексеевич Михайлов (который возглавил Православный клуб " Бодрствование " , действующий ныне при храме во имя иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " на заводе АТИ). Мы говорили с владыкой Иоанном о том, что как-то надо в Санкт-Петербурге поднимать дело трезвости. Мы просили владыку дать нам священников-трезвенников, чтобы они нас окормляли. На это владыка Иоанн сказал нам: " Из священнослужителей-трезвенников у нас только я и отец Александр " . Вот такое было тогда от владыки Иоанна благословение. Дай Бог нам, дорогие мои, и сегодня утверждать трезвость. Его благословение никто не отменял. Сейчас уже стало много священников трезвенников, а слова апостола Петра актуальные всегда. Дай Бог нам всем постоянно находиться в трезвении. Александро-Невская Лавра – это место упокоения священников, святителей, они нас вдохновляют своим примером, мы вспоминаем их, живём и радуемся. Дай Бог нам всем трезвиться, радоваться не только телесно, но и духовно. Без духовной трезвости одна телесная трезвость ничего не даст. Господь сказал: " Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего " (Иоан 15: 5). Помоги нам всем Господи пребывать в трезвости, чтобы обрести радость совершенную!» Далее участники молитвенного шествия посетили могилу основателя клуба «Бодрствование» и первого председателя Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви В. А. Михайлова, находящуюся неподалеку. Здесь также была совершена заупокойная лития.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/30/vs...

Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что Уставом в этот день положено есть сочиво. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых пред праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1, 8), - и согласно со словами Евангелия, произносимого иногда в навечерие праздника: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 31-36). В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. Как прежде постились в православной России Рецепты многих постных блюд пришли к нам со времен Крещения Руси. Некоторые из блюд имеют византийское, греческое происхождение, но сейчас невозможно распознать в этих традиционных постных блюдах греческое происхождение. В Древней Руси не записывали кулинарные рецепты, не было кулинарных книг, рецепты передавались от матери к дочери, из дома в дом, из поколения в поколение. Изменений в рецептах и технологии приготовления почти не было, и в постные дни шестнадцатого века или даже конца девятнадцатого века ели почти те же блюда, что приготовлялись со времен святого равноапостольного князя Владимира. Добавлялись лишь новые овощи: до конца семнадцатого столетия на Руси не знали других овощей, кроме капусты, чеснока, лука, огурцов, редьки, свеклы. Кушанья были просты и не разнообразны, хотя русские столы отличались и огромным количеством блюд. Но эти блюда походили почти во всем друг на друга, отличаясь лишь малым - какой зеленью посыпали, каким маслом заправляли. Очень были распространены щи, уха, рассольное. К горячим щам подавали пироги с начинками из каш. Пироги делали пряженые, то есть жаренные в масле, и подовые, печеные.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2116...

При объяснении цитуемого лжеучителями в своё оправдание выражения ап. Павла ( 1Кор.14:26 ) мы ставим для себя правилом, чтобы наше толкование не противоречило ни целому посланию ап. Павла, ни всем его посланиям, а также, чтобы вполне согласовалось с духом всего Священного Писания. Из послания ап. Павла к Коринфянам мы знаем, что в первенствующей Христианской Церкви изобиловали различные духовные дарования, или как сам Апостол разграничивает их – дары различны ( 1Кор.12:4 ): и служения различны (5 ст.); и действия различны (6 ст.); как то: слово мудрости, слово знания, вера, дары исцелений, чудотворения, пророчество, различение духов, разные языки, истолкование языков (8–10 ст.), дары воспоможения, управления (28) и др. В этом мы не можем не видеть исполнения пророческих слов: «и будет в последние дни излию от Духа Моего на всякую плоть» и т. д. ( Иоил.2:28–32 ). По воле Божией такое изобилие чрезвычайных духовных дарований было потому, что на земле созрела жатва ( Откр.14:15 ; Ин.4:35 ) и жатвы было много, а делателей мало ( Мф.9:37 ; Лк.10:2 ). И, как в апостольское время изобиловали чрезвычайные дарования, то слово о назидании, обращенное, по-видимому, ко всем верующим, собственно относилось к тем, кто имел какой-нибудь из указанных чрезвычайных даров, а не ко всем. Это мы узнаем из следующих слов того же Апостола: «если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет ( 1Кор.14:37, 38 ); и выше: никто не обольщай самого себя ( 1Кор.3:18 ); ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя ( Гал.6:3 )». Равным образом и право учительства в Церкви Христовой, кроме апостолов и их ближайших учеников даже в то время, когда изобиловали чрезвычайные духовные дарования, принадлежало не всем, а только тем, кого Сам Бог поставил в Церкви пастырями, и учителями ( 1Кор.12:28–30 : сравн. Еф.4:11–12 ), и блюстителями пасти Церковь Господа и Бога ( Деян.20:28 ). Достойно особенного внимания и то, что хотя чрезвычайные дары изобиловали в век апостольский, ап. Павел кроме того, что сам благовествовал и посылал свои послания, находил еще необходимым посылать и учеников своих, как наприм. Тимофея ( 1Кор.4:17 ), для напоминания верующим благовестия. Верующих сей апостол строго отличал от благовестников: первых (верующих) называл нивою, Божиим строением, тогда как себя и других проповедников – соработниками у Бога ( 1Фес.3:2 ). Какое строгое и точное разграничение! «Мы (апостолы, наши ближайшие сотрудники и все последующие наши преемники: пастыри и учители) соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение ( 1Кор.3:9 ). Итак, каждый (верующий) должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священник: „ Многомилостивый Владыка, Господи Иисусе Христе Боже наш, по молитвам Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, силою Многочтимого и Животворящего Креста , по ходатайству честных, небесных бесплотных Сил великого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостолов, святых славных и победоносных мучеников, преподобных и Богоносных отцов наших, святых отцов наших и вселенских великих учителей и святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, святого отца нашего, Мирлнкийского Архиепископа Николая Чудотворца, святых равноапостольных славянских учителей Кирилла и Мефодия, святого равноапостольного великого князя Владимира, святых отцов наших всей России чудотворцев: Михаила, Петра, Алексия, Ионный Филиппа, святых и праведных богоотцов–Иоакима и Анны, (святых дня и храма) и всех святых Твоих, сделай нашу молитву благоприятной, даруй нам оставление прегрешений наших, покрой нас покровом крыльев Твоих, удали от нас всякого врага и противника; умиротвори, Господи, жизнь нашу; будь милостив к нам и ко всему миру Твоему и спаси души наши, как Благий и Человеколюбец». Народ: «Аминь». Поются стихиры на стиховне с припевами стихов: в субботу — 1 стих: «Господь царствует; Он облечен величием». 2. «Потому вселенная тверда, не подвигнется». 3. «Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни». (Пс. 92; 1–5). В будни же — 1 стих: «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах. Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас». 2. «Помили нас, Господи, помилуй нас; ибо довольно мы насыщены презрением. Довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых». (Пс. 122; 1–4). «Слава и ныне»; богородичен… и поется молитва Симеона Богоприимца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил пред лицем всех народов, Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». (Лук. 2; 29–32). Трисвятое, «Пресвятая Троица…» и «Отче наш…» (стр.. 4). Священник: «Ибо Твое есть царство и и слава, Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010