Можно смело сказать, что после эпохальных побед Ираклия Великого это были самые выдающиеся достижения римского оружия и византийской дипломатии за последние 100 лет! Заметим, что Лев III был не только талантливым военачальником, но и умелым хозяйственником. В последний год жизни царя сильнейшее землетрясение потрясло Константинополь. Стихия повергла наземь статуи св. Константина Равноапостольного, св. Феодосия Старшего, императора Аркадия, разрушила городские стены со стороны суши и множество городов во Фракии. Но, ввиду постоянной опасности быть подвергнутым набегам арабов и болгар, царь велел собрать с каждого горожанина по одной золотой монете и быстро восстановил крепостные укрепления 35 . Куда менее радужными были перспективы византийцев на Западе, в Италии, особенно после возникновения церковного раскола после запрета почитания икон, быстро переросшего в политический. Пользуясь возникшим конфликтом между Римским папой Григорием II (715–731) и императором, о котором речь пойдет ниже, Лангобардский король Лиутпранд (712–744) решил реализовать свою давнюю мечту, скопированную с идеи гота Теодориха, присоединить к собственным владениям Центральную и Южную Италию и образовать независимое государство лангобардов. Следует сказать, что Лиутпранд был поистине исторической личностью. При нем королевство лангобардов не только освободилось от вечных внутренних междоусобиц между аристократами, но и получило блестящее законодательство, суд и вполне приемлемые налоги. За 22 года Лиутпранд опубликовал более 150 законов, разместив их в 12 книгах. Помимо этого им было организовано эффективное государственное управление на местах, вернувшее стабильность в деревню и мелкие поселки. Создание дружеских и доверительных отношений с Римской курией стало одной из главных задач короля лангобардов. Он всячески подчеркивал сакральный характер королевской власти и, как истинный сын Кафолической Церкви, изгнал из своего государства волхвов и гадателей. Само собой разумеется, развитие государства лангобардов в Италии не могло не привести их к столкновениям с византийцами, вовсе не собиравшимися уступать германцам свои исконные владения на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завершилась первая экспедиция миссионерско-просветительского лагеря Читинской епархии 19 июля 2015 г. 18:22 С 15 по 18 июля 2015 года по благословлению митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского Владимира состоялась первая экспедиция миссионерско-просветительского лагеря «Дорога к храму» в село Шишкино Читинского района Забайкальского края. Мероприятие прошло в рамках торжеств, посвященных 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. В экспедиции, которую возглавил председатель миссионерского отдела Читинской епархии иерей Антоний Горбунов, приняли участие 12 человек. По прибытии в село Шишкино миссионеры разбили на берегу реки Читинка полевой лагерь. Затем был совершен крестный ход по улицам населенного пункта, после которого миссионеры, разделившись на пары, посетили дома местных жителей. Общаясь с людьми, катехизаторы рассказывали им о Православии, приглашали в миссионерский лагерь для участия в богослужениях, лекториях и евангельском кружке, желающим принять таинство Крещения предлагалось пройти огласительные беседы. 16 июля миссионеры продолжили обход домов местных жителей. Затем в лагере была прочитана лекция «Развенчание мифов и суеверий», после которой был отслужен молебен с акафистом святому равноапостольному князю Владимиру. Также в этот день прошла первая огласительная беседа для желающих принять Крещение. 17 июля в лагере была прочитана лекция по антисектантской деятельности, после чего миссионеры продолжили общение с местными жителями. В этот же день состоялась вторая огласительная беседа, затем были совершены молебен с акафистом святым Царственным страстотерпцам и таинство Крещения в реке Читинка. Крещение приняли 110 человек, взрослые и дети. Вечером был проведен евангельский кружок, после которого состоялось подведение итогов работы миссинерско-просветительского лагеря. Экспедиция в село Шишкино завершилась 18 июля молебном преподобному Сергию Радонежскому. Миссионерский отдел Читинской епархии /Патриархия.ru 4 ноября 2016 г. Календарь ←

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Кроме того, там же такая же служба должна совершаться 26 февраля – день рождения покойного государя, 20 октября день его кончины и 30 августа – день его тезоименитства. В этой же церкви должны совершаться литургия и благодарственный молебен ежегодно 21 мая – в день открытия Императорского Православного Палестинского Общества. В церкви Св. Равноапостольной Марии Магдалины должна совершаться по четвергам заупокойная литургия с панихидою по в Бозе почивших государыне императрице Марии Александровне, государях императорах Николае I, Александре II и Александре III, государыне императрице Александре Федоровне 969 , великих князьях Николае Александровиче 970 , Константине 971 и Николае Николаевичах 972 и великой княгине Александре Георгиевне 973 . Кроме того, там же и таковая же служба должна правиться 22 мая – в день кончины в Бозе почивающей государыни императрицы , 22 июля – в день ее тезоименитства и 24 июля – день ее рождения. Прошу Вас, глубокоуважаемый отец архимандрит, эту волю Его Императорского Высочества приказать вписать на особые таблицы и вывесить в обеих соответствующих церквах. Затерянный напрестольный крест церкви Св. Марии Магдалины восстановлен и при первой верной оказии будет доставлен Вам. Больше затруднения представляет восстановление мозаичного образа Св. Марии Магдалины, который доехал сюда совсем уничтоженный, но и его Бог поможет восстановить в том или другом виде. Очень сожалею о происшедшем недоразумении, деньги 28415 фр., следующие Вам за 1-е полугодие нынешнего года, были высланы 28 марта одновременно с моим письмом к Вам и немедленно по получении отчета Вашего за 2-е полугодие 1895 г. По неведомой еще для меня причине Н.Гр. Михайлов 974 не передал Вам их, о чем я узнал лишь по возвращении моем в Петербург. Немедленно переслал я через него Вам эти деньги вторично и надеюсь, что Вы их ныне получили. Сегодня же высылаю Вам через него просимые Вами 20 000 фр. в счет следующего Вам займа на ремонт. Очень сожалею, что недосуг, вероятно, удерживает Вас от сообщения столь интересующих нас сведений о Духовной Миссии, как действуют в ней вновь заводимые порядки, в каком положении дело ремонта, что сделано и что предстоит еще сделать, а также, наконец, в каком положении дело по землям антониновским. Теперь на летнем досуге не откажитесь меня о сем подробно уведомить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Св. Златоуст в беседах на Апостольское послание к Галатам, главу первую говорит не только к пастырям духовным, но и в мирским властям: «если учитель кротко обращается с учениками, когда нужна строгость к ним, то он не учитель, а губитель и враг их». Поэтому всякое телесное наказание, употребляемое с намерением исправления, а не для удовлетворения мщения и злобной страсти, не нарушает христианского смирения. Вспомните, что было при великом князе равноапостольном Владимире. Когда, по принятии св. крещения, стал он оказывать народу своему одни чрезвычайные милости, оставив строгость, то последовало от этого в народе большое смятение, так что людям добрым житья не стало от злых. Это побудило св. князя Владимира восстановить строгость законов. Когда врач отрезывает у человека гниющую руку или ногу, он не губит его, а восстановляет его здоровье, так надобно рассуждать и о наказании виновных». По окончании такой беседы дворяне вышли от о. Феодора с разрешением своих недоумений и с миром в душах» (Оптин. жизн. 1847 г.) (стр. 27–29). 42. «Однажды о. Феодору необходимо было, по монастырским нуждам своим, поехать в Москву, где и пробыл он месяца два. В это время приходили к нему усердствующие всякого звания люди, ради совета и пользы душевной, а благородные господа почти каждый день приглашали его к себе кушать, присылая за ним своих лошадей. У одного господина случилось о. Феодору таким образом встретиться и кушать вместе с другими настоятелями и игуменами московских монастырей. Зашел между ним и разговор о монашеских одеждах. Вероятно старец, как пустынник, одет был скудно, и тем невольно как бы укорял московских отцов, одетых не по пустыннически. Московские отцы говорили, что им, в столичном городе, нельзя носить одежды из простой и дешевой материи, и спрашивали у о. Феодора мнения его об этом. Отец Феодор сказал им: «могли бы вы, святые отцы, иметь благословное себе оправдание, если бы при пострижении, пред св. Евангелием, давали свои обеты о претерпении нищеты по другим каким правилам, но как чин пострижения один и обеты одни, то немного требуется толкования; по страстям же толковать и послаблять себе, это в свое время послужит в осуждение таковым себе потакателям.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

На месте подвигов преподобного Севастиана Карагандинского планируется поставить памятник святому Москва, 24 июля 2016 г. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр посетил творческую мастерскую известного российского скульптора, академика Российской академии художеств, Народного художника Российской Федерации, профессора С.А. Щербакова, сообщает сайт митрополичьего округа в Казахстане . Салават Александрович Щербаков в настоящее время работает над созданием памятника преподобноисповеднику Севастиану Карагандинскому. Скульптор представил владыке митрополиту макет памятника святому старцу, выполненный в глине. Глава Митрополичьего округа и Салават Александрович обсудили вопросы установки монумента на месте подвигов преподобного – в карагандинской Михайловке, перед новопостроенным Троицко-Севастиановским кафедральным собором и строящимся духовно-культурным епархиальным центром. На постаменте памятника запечатлены слова преподобного Севастиана – его завещание своим духовным чадам: " Храните мир между собой " . Текущий год ознаменован для Казахстана 50-летием со дня преставления преподобного Севастиана. В ряде просветительских и культурных проектов, призванных обратить внимание широких слоев общественности на историческое значение личности преподобного Севастиана, способствующих сохранению и популяризации его духовного наследия, запланировано создание памятника святому старцу в городе Караганде. Монумент схиархимандриту Севастиану, установленный в районе Михайловка, на месте, освященном его подвижническими трудами, послужит делу увековечения памяти преподобного и станет достойным украшением площади перед новопостроенным Троицко-Севастиановским кафедральным собором и духовно-культурным центром Карагандинской епархии. Салават Александрович Щербаков работает в жанре монументальной и станковой скульптуры классического реалистичного стиля. Его архитектурно-художественная мастерская занимается разработкой архитектурных проектов, художественным проектированием, созданием монументальной скульптуры, ансамблей памятников, разработкой архитектурно-планировочных решений реконструкции городской среды. К числу известных мемориальных работ С.А. Щербакова относятся памятники священномученику Патриарху Ермогену и императору Александру I в Москве, монумент «В борьбе против фашизма мы были вместе» и памятник воинам-интернационалистам на Поклонной горе. Салават Александрович является автором памятника равноапостольному великому князю Владимиру, который планируется установить в Москве на Боровицком холме в текущем году. 24 июля 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/95608.html

В храме Паломнического центра Московского Патриархата совершена заупокойная лития по жертвам терроризма в Латинской Америке и России 18 декабря 2009 г. 17:55 17 декабря 2009 года по благословению председателя Отдела внешних церковных связей архиепископа Волоколамского Илариона в домовом храме Паломнического центра Московского Патриархата , освященном  во имя равноапостольной великой княгини Ольги, была отслужена заупокойная лития по жертвам терроризма в Латинской Америке и России. Литию совершил на испанском и русском языках клирик храма секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Игорь Выжанов. На богослужении присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Колумбия в России Диего Хосе Тобон Эчеверри, сотрудники посольства Колумбии, представители колумбийской и венесуэльской диаспор. Также за литией молились сотрудники ОВЦС М.Х. Паласио, В.В. Кипшидзе и М.А. Киселев. Отец Игорь тепло приветствовал гостей и рассказал им по-испански об истории создания Свято-Ольгинского храма. Он отметил, что  у  народов латиноамериканского региона, в частности, Колумбии,  и у России похожая историческая судьба — им не раз приходилось сталкиваться с проблемой насилия и терроризма. При этом священник подчеркнул, что православные верующие,  проживающие в Латинской Америке, так же становятся жертвами террористического и криминального насилия, как и католики, составляющие большинство населения в странах этого региона. По окончании литии состоялась поминальная трапеза. Д.Х. Тобон Эчеверри вручил протоиерею Игорю Выжанову памятный сувенир и поблагодарил его за совершение православного богослужения, на котором имели возможность присутствовать представители латиноамериканского сообщества Москвы. Он подчеркнул, что это событие зримо свидетельствует о крепких духовных узах, связывающих Россию с Колумбией и другими странами Латинской Америки. Свидетельствуя о большом впечатлении, произведенном на них богослужением, латиноамериканские гости с интересом ознакомились с убранством храма и задали вопросы о вероучении и жизни Русской Православной Церкви. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/966401.htm...

Но здесь я скажу, возможно, нечто неприятное для моих собратьев, ратующих за возрождение Российской империи во всём ее духовном великолепии и государственной мощи. Может быть и даже скорее всего вот именно на монументе Родина-мать и не нужно менять советский герб ни на какие другие символы. И вот почему. Этот величественный монумент был воздвигнут именно как символ победы советского народа над фашисткой нечистью. Победа эта далась нам страшной ценой, так что памятник этот можно сказать и священный. И вот здесь самое время сказать о разнице между заменой символов власти на государственных учреждениях и на памятниках. Это принципиально разные вещи! Россия, пережив семьдесят лет советской власти снова возвращается на прежнюю столбовую дорогу. Поэтому смена символов государственной власти на государственных учреждениях резонна и понятна. Но победа в Великой Отечественной войне – это победа именно советского народа и это исторически свершившийся факт. Так что менять здесь ничего не нужно, да по факту и невозможно. Больше того – эта победа и этот памятник служит предостережением для всех, мнящих уничтожить нашу Родину или как-то «переделать» ее извне. И в этом смысле щит и меч в руках Родины-матери означают преемственную решимость нашего народа противостоять всем тем, кто продолжает лелеять мечты и строить планы по уничтожению России. И вот смена символа победоносного единства советского народа на символ современной нацистской Украины – это прямое глумление над памятью предков и над духовной и исторической правдой. Потому что в нынешних условиях поместить трезуб на монумент «Родина-мать» – это все равно что поместить на него фашистскую свастику. И я ничуть не утрирую. Потому что трезубец мог бы стать символом новой Украины – наследницей добрых и давних традиций, идущих со времен Равноапостольного Князя Владимира и Киевской Руси. Но он не стал им. А стал он символом профашистской бандеровской идеологии и в этом смысле – обречен на попрание и бесславный конец, как символ окончательно «взбесившейся» Украины. Обречен, как обречены, увы, желто-голубые и черно-красные знамена, запятнавшие себя причастностью нацистско-террористической идеологии и многими черными деяниями, которым нет и не может быть оправдания и «обеления».

http://ruskline.ru/opp/2023/08/10/ewe_ra...

   Многообразна была и просветительная деятельность Церкви. Наряду с переводной греческой появилась и своя оригинальная русская письменность. Возникали монашеские общины из людей, особенно глубоко проникшихся духом новой подлинно-христианской жизни и стремившихся на практике осуществлять все священные заветы Евангелия.    Они жили общим трудом, имея все общее и ведя хозяйство по совершенно новым принципам, необычным для язычников. Их благочестивая и основанная на полном безкорыстии жизнь производила сильное впечатление, и монастыри эти делались религиозными и просветительными центрами, каждый для своей области. Монастыри учили не только вере, но и «книжному почитанию» и новым хозяйственным приемам. В них создавались целые библиотеки и процветала грамотность; почти все знаменитые писатели Киевской Руси вышли из монастырей. Переписывание книг было одним из главных занятий у монастырских братий. Хозяйство монастырей устраивалось по византийским образцам и руководилось византийскими законами и правилами: все хозяйственные порядки отличались правильностью и стройностью и были поэтому образцовыми и примерами подражания для всех земледельцев.    Много сделало христианство и для развития художественной архитектуры, поведя к созданию громадных каменных храмов в стране, отличавшихся величественной красотой и благолепием, а также и для развития ювелирного дела и производства эмали. Под влиянием греческих мастеров развилось постепенно и русское национальное искусство.    Таковы были плоды великого дела Просветителя Руси — святого равноапостольного князя Владимира!    Знают ли все это современные русские люди, как на нашей несчастной униженной и порабощенной лютым безбожием Родине, так и здесь в изгнании, заграницей, и чтят ли, как должно, своего великого Просветителя, которому мы обязаны всем лучшим, что у нас было и еще есть, соблюдают ли его священные заветы?    Пусть ответит на это совесть каждого из нас! БЛАГОДАРНЫ ЛИ МЫ НАШЕМУ ПРОСВЕТИТЕЛЮ И ЧТИМ ЛИ ЕГО, КАК ДОЛЖНО?    По естественному чувству благодарности, каждый из нас, кто не потерял совести, всегда ценит, чтит и любит своего благодетеля, особенно если оказанное нам благодеяние действительно велико.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Как мы видели, Гете завязал личные контакты со многими православными духовными лицами. Они включали также его взаимоотношения с православной наследной герцогиней (позднее – великой герцогиней) Марией Павловной, поскольку он был библиотекарем в библиотеке великого герцога и тем самым – ее служащим. Но что говорят нам исторические источники о том, как это в действительности было? Достаточно обширная переписка Марии Павловны и Гете демонстрирует нам глубину их отношений 86 . Гете называл великую герцогиню “чу­дом привлекательности и учтивости” 87 . “Великая герцогиня показывает пример как одухотворенности и доброты, так и доброй воли; она – поистине благословение для страны. А поскольку людям вообще свойственно быстро понимать, откуда к ним идет добро, и поскольку они почитают солнце и прочие несущие благо стихии, то меня и не удивляет, что все сердца обращены к ней с любовью и что она легко увидела, чем это заслуживается” 88 . Мария Павловна, со своей стороны, всегда старалась сделать Гете что-либо приятное. Позднее, после смерти поэта, великая герцогиня пожелала каким-то образом поспособствовать увековечиванию памяти веймарских поэтов Шиллера и Гете. По поручению высокой покровительницы этим занялся Карл Фридрих Шинкель 89 . Дочь второго духовника великой княгини сообщает, что для убранства комнат поэтов взяли бархат из приданого Марии Павловны 90 . Эти комнаты не только служат почитанию памяти поэтов; они – вещественный памятник культурных тенденций и личной оценки Марией Павловной тех, кто был князьями немецкой поэзии. Перевод с немецкого М. Журинской 1 Preller L. Ein furstliches Leben. Zur Erinnerung an die verewigte Grossherzogin zu Sachsen-Weimar-Eisenach Maria Pavlovna, Grossfurstin von Russland. Weimar, 1859. S. 88; Филиповский Е. Краткое историческое описание жизни и деяний великих князей Российских, царей, императоров… М., 1810. Т. 3. С. 125–128; Morgenstern L. Die Frauen des 19. Jahrhunderts. Bibliographische und kulturhistorische Zeit – und Charaktergemalde. Berlin, 1888. S. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

68 Krause T. Fr. Tabea… Weimar, 1859. Разумеется, проповеди произносились и по поводу других событий в жзни великой княгини, например, при рождении наследного герцога Карла Алексадра: Predigt nach der glucklichen Entbindung Ihro Kaiserlichen Hoheit der Durchlauchtigsten Furstin und Frau Maria Paulowna, von Sachsen-Weimar-Eisenach geborenen von uber Phil. IV, 5, 6 , gehalten von Johann Christian Gottfried Heusinger, Adjunct und Oberpfarrer zu Creuzburg, Eisenach (1818), gedruckt bey J. C. Mullers Wittwo. 24 S. 69 Milde N. von. Maria Pawlowna. Ein Gedenkbild… S. 3. Приведем его здесь в подстрочном переводе: Как говорит газета, смерть извлекла пронзительный диссонанс из лиры, вторгшись в праздник! Мария Павловна мертва! Она, коронованная по праву, похищена в утлый челн теней! Жившая в любви народа и блеске славы, царская дочь, княгиня, прародительница королей! Пусть прозвучит хвала нашего великого поэта, как знамя Веймара, развевающееся ей навстречу! 70 Воспоминание о великой княгине Марии Павловне, великой герцогине Заксен-Веймар-Эйзенахской. СПб., 1860 (отд. отт. из “Журнала российского императорского Министерства внутренних дел”). 72 Schorn A. von. Das nachklassische Weimar. Bd. 2. Unter der Regierungszeit von Karl Alexander und Sophie. Weimar, 1912. S. 158. 73 Язвинская Е. К истории группового портрета семьи Павла I в Павловском дворце/Памятники культуры. Новые открытия 1981. М., 1983. С. 248. 74 См, например, Weimar zur Goetheszeit. Bilder, Drucke und Handschriften aus der Sammlung Edwin Redslobs. Stuttgart, 1961. S. 41. 79 Goethes Werke. Bd. 49. Weimar, 1900. S. 238–239; Wahl H. Goethes zur russischen Ikonenforschung 80 Jagoditsch R. Goethe und seine russischen Zeitgenossen/Germano-slavica. 1931–32. Jg. 1. H. 1–2. S. 358; Handbuch der Ikonenkunst. Munchen, 1966. S. 60. Впрочем, мы придерживаемся мнения (согласно высказанному Германом Гольтцем), что первым исследователем в данной области может считаться немец Й. А. Дёдерлайн, издавший обширный труд о православной иконе великомученика Феодора Стратилата (См. Doderlein J. A. Slavonisch-russisches Heiligtum mitten in Teutschland; Das ist: Der Heilige und Martyrer Pheodor Stratelat, oder Theodor Dux… Nurnberg, 1724; Lohse H. Die Ikone des Hl. Theodor Stratilat zu Kalbensteinberg. Eine philologisch-historische Untersuchung

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010